Кто такие краеведы и чем они занимаются

Краевед

Краеве́дение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением обычно занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем (обычно архивисты, архитекторы, биологи, военные, географы, историки, экологи, этнографы), а также энтузиасты из местного населения.

К краеведческой деятельности не относят археологические раскопки, потому что они требуют открытого листа (лицензии).

Краеведение и краеведческое движение может являться общественным механизмом для защиты объектов культурного наследия конкретной территории.

Краеведение также — школьный предмет, посвящённый изучению природы и истории родного края. Содержание курса разнится в зависимости от региона.

Краеведение – это всесторонняя научная и научно-популярная деятельность по изучению какой-либо определенной территории и накопление знаний о ней.

Содержание

Краеведение в России

В России много формальных и неформальных краеведческих объединений.

Краеведение на Украине

Работает Всеукраинский союз краеведов. Много краеведческой литературы издается о Киеве, Львове, Харькове, а также о Волыни, Галиции, Слобожанщине и других регионах.

Краеведение в Германии

В Германии активную краеведческую работу ведет геоклуб «Глобус» (Развивающий центр Кин-Топ), Дюссельдорф. Члены клуба совершают пешеходные и велосипедные поездки в различные регионы Северного Рейна-Вестфалии и создают на русском языке подробные краеведческие описания небольших территорий.

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Краевед» в других словарях:

краевед — краевед … Орфографический словарь-справочник

КРАЕВЕД — КРАЕВЕД, краеведа, муж. Тот, кто занимается краеведением. Съезд краеведов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

КРАЕВЕД — КРАЕВЕД, а, муж. Человек, занимающийся изучением своего края, краеведением. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

краевед — сущ., кол во синонимов: 1 • знаток (38) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

краевед. — краевед. краеведческий … Словарь сокращений и аббревиатур

Краевед — м. Тот, кто занимается краеведением [краеведение 2.]. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

краевед — краевед, краеведы, краеведа, краеведов, краеведу, краеведам, краеведа, краеведов, краеведом, краеведами, краеведе, краеведах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

краевед — краев ед, а … Русский орфографический словарь

краевед — (2 м); мн. краеве/ды, Р. краеве/дов … Орфографический словарь русского языка

краевед — краеве/д, а … Слитно. Раздельно. Через дефис.

Источник

Кто такие краеведы и чем они занимаются

В журнала «Известия Русского Севера» начали дискуссию «Кто такой краевед»? Размышлениями на эту тему поделился один из старейших краеведов области, автор известных статей и книг Александр Александрович Тунгусов. В этом году ему исполнилось 94 года, из них 70 лет его называют краеведом.

Александр Александрович, как Вы думаете, кто такой краевед?

– Краеведом называют того, кто любит Родину. Сам я историю своего края начал изучать еще со школы. Сначала меня увлекли частушки, затем праздники. Постепенно накапливались знания. И как-то сами люди стали называть меня краеведом.

Все краеведы – историки, они проникают в глубь времени, как золотодобытчики достают из прошлого события, даты, имена забытых людей.

Считаю, что стремление к краеведению заложено в человеке с молодости. Как себя помню, всю свою жизнь учился. Как-то в районном архиве нашел судебные дела. В одном из них рассматривалось преступление подростков военного времени, перевозивших ящики с патронами. Один из ящиков раскололся, патроны высыпались. Ребята подобрали десяток и хотели продать. Их арестовали. В это же время погиб отец одного из мальчиков. Может, ему не хватило патронов? Из этой истории получился документальный рассказ о войне.

Каковы взаимоотношения краеведов и власти? Зачем краевед, его исследования нужны власти?

– Мои исследования помогли установить точную дату основания Верхней Тоймы. В результате, можно сказать, я подарил праздник району.

Недавно я следил за перипетиями в отношении краеведа Ивана Мосеева. Весь процесс считаю надуманным.

Может ли заниматься наукой любитель?

– Конечно, да. Считаю, что краевед помогает ученым в работе правильно освещать местные события. Он собирает большой фактический материал. А ученые-историки его используют в своих исследованиях. Например, об основании города Пустозёрска у меня была публичная дискуссия с профессором Михаилом Беловым, известным исследователем Арктики. Он не знал фактов об образовании этого города, утверждал, что Мангазея была основана раньше. В этом споре, на фактах, я доказал, что город Мангазею основали пустозерцы. Поэтому считаю проводимые краеведами исследования очень важными.

Над чем Вы сейчас работаете?

– Недавно вышла книга по военной тематике. Сейчас в самом разгаре работа над рукописью, посвященной поморам, чуди, Биармии. У меня свой взгляд на это, и я хочу этим взглядом поделиться с читателем.

А в перспективе задумана книга о детских годах. Сидеть без дела некогда, работы много.

Спасибо за беседу. Успехов в ваших краеведческих исследованиях!

Вопросы задавал и записывал С.Клочев

Сравнительно недавно пришел в краеведение Валерий Григорьевич Карьялайнен. Одна из первых его статей была опубликована четыре года назад в нашем журнале. Сегодня оннаш постоянный автор. Что толкает краеведа на поиски истины? Об этом он делится с читателями.

Начну со слов поэта Ю.Вольного:

«Краевед — как жук архивный,

в паутине вех и дат

вдруг отыщет свиток дивный,

и конечно, будет рад».

Кто и когда становится краеведом? У каждого свой путь. Например, для меня отправной точкой стала старинная фотография родственников моей жены. К началу поиска я обладал минимальными сведениями об этих людях. Начались кропотливые поиски необходимых сведений в областном архиве.

Благодарю судьбу за то, что подарила мне встречу с удивительным человеком – Евгением Ивановичем Овсянкиным. Ряд его советов и замечаний очень помогли, особенно на первых порах. На одной из книг, подаренных мне Е.И.Овсянкиным, есть надпись: «Валерию на память о наших страданиях – в поисках истины. ».

Я испытал радость и гордость, когда впервые опубликовал первую статью и получил положительные отзывы о ней. Далее появились новые темы и новые статьи.

Конечно, требуется много времени и терпения краеведа, исследователя, чтобы собрать воедино отдельные разрозненные исторические сведения и факты. Всю полученную информацию необходимо не единожды проверить и сопоставить, чтобы избежать ошибок. Все расходы, связанные с распечаткой копий архивных материалов и фотодокументов, краевед оплачивает из личных средств.

Фактически, краеведы получают только моральное удовлетворение за свой труд, так как за напечатанный в СМИ материал гонорар не выплачивается.

Считаю, что труд краеведа необходим для понимания правдивой истории о людях, времени, событиях. Очень жаль, что нет притока новых исследователей.

В течение семи последних лет я не вижу новых имен в области краеведения. В чем здесь дело?

Санников Леонид Иванович – краевед, кандидат исторических наук, доцент

Поддерживаю дискуссию по вопросу «Кто такой краевед?», начатую редакцией журнала «Известия Русского Севера» в 2013 году и размышлениями его редактора С. Ю. Клочева.

Сторонники ограничения (сведения) краеведения только к изысканиям, или, главным образом, к усилиям, местного населения, фактически отлучают от краеведческой работы ученых. А это неправильно. Именно лица с научными степенями и учеными званиями могут более всесторонне изучить местную проблему, научно и грамотно обработать добытые материалы и представить их читателю, зрителю.

Из определения видно, что краеведение не специальность, а среди краеведов на первом месте по важности стоят ученые-профессионалы. Это особенно необходимо в областях природы, литературы, языка и так далее.

Поскольку краеведение в России не считается особой, самостоятельной специальностью, то и только на краеведа никто и нигде специально не учит. Но определенная подготовка по краеведению дается студентам педагогических учебных заведений.

Еще в 80-е годы прошлого века в АГПИ доктором педагогических наук, профессором Т. С. Буториной была разработана программа «Региональный компонент в образовании», в соответствии с которой студентов учили краеведческой работе.

Программа не утратила своего практического значения и в настоящее время.

В ходе учебных практик студенты-историки работают в архивах, изучают документы, готовят рефераты, курсовые и дипломные работы, доклады на научные конференции, студенты-географы занимаются краеведением во время туристических походов, обобщают материалы в виде докладов на конференциях, курсовых и дипломных работ на местные темы. Студенты-филологи в ходе практик собирают местные поговорки, песни, частушки, изучают говоры и так далее.

Уже в годы учебы в вузе у части студентов появляется устойчивая тяга к краеведению, которой многие остаются верны, пополняя ряды краеведов и в будущем.

Вся краеведческая работа со школьниками ведется под руководством учителей географии, истории, русского языка и литературы и так далее. Учащиеся знакомятся с природой родного края, пополняют музеи предметами местного труда и быта, готовят доклады для выступлений на конференциях по краеведению. Так, на последних X «больших» Стефановских чтениях, состоявшихся в Котласе в марте 2013 года, с докладами выступили школьницы А. Заборская и
З. Якубова.

Бывшие школьники, местные жители и интеллигенция составляют, видимо, самую многочисленную часть краеведов.

Премудростям местных народных ремесел, то есть краеведению, учат также в Архангельской областной школе народных ремесел, руководимой В.Н. Бурчевским.

С конца прошлого столетия работа краеведов в России значительно оживилась. В 1990 году создан Союз краеведов России, председателем которого в 1990-2006 годах, затем до кончины 22 мая 2013 года почетным председателем был уже упоминавшийся С.О. Шмидт. В субъектах федерации образованы региональные организации Союза. Краеведческая ассоциация создана и в Архангельской области (КААО).

В число краеведов вливаются новые люди, занимающиеся изучением родного края, публикацией своих исследований, пополнением экспонатами музеев и коллекций.

В области активизируется деятельность музеев, развивается туризм. В то же время историко-культурный потенциал региона используется далеко не полностью. Более открытой должна быть деятельность краеведческих организаций. Аббревиатура КААО мало кому известна.

В ходе дискуссии о краеведах следует обсудить вопрос о том, кого считать краеведом из 730 авторов статей в томе «Культура Архангельского Севера» Поморской энциклопедии.

ТРУБИН Михаил Кузьмич – краевед, Вилегодский район

Слово «краевед» у всех на слуху. Но не каждый, даже из братии журналистов, к сожалению, сможет дать полный и ясный ответ, не побыв в шкуре краеведа. А все потому, я думаю, что по сей день ни в трудах ученых, ни в энциклопедиях, даже у знаменитого Даля не найдете определение краеведа. Я полагаю, слово «краевед» заслуживает более широкого толкования (разъяснения), чем это сказано в трех словах в словаре Ожегова.

В обычной жизни встречаясь с людьми, когда заходит разговор о краеведах, люди по-своему объясняют деятельность краеведа. Вот несколько примеров.

Преподаватель истории общеобразовательной школы в беседе со мной как-то съязвил: «Каждый может называть себя краеведом?» – «Да, – ответил я, – и тут же добавил: – Но не каждый может потянуть эту ношу».

Одна радиожурналистка на вопрос, кто такой краевед, не задумываясь, ответила: «Это что-то связано с природой. – И добавила: – Завтра у нас выставка цветов, приходите посмотреть».

Моя племянница выразилась совсем загадочно: «Умом понимаю, а как выразить словами, затрудняюсь».

Я думаю, здесь не надо много мудрствовать. Само слово «краевед» говорит само за себя: владею краем, то есть знаю историю своей местности, деревень, сел, поселков, городов, районов. Изучаю демографию, этнографию, встречаюсь и беседую с интересными людьми. Фиксирую (документирую) их рассказы об истории местности, узнавая что-то новое. Уточняю даты, события, роясь в пыльных залежавшихся архивных источниках.

От природы впечатлительный человек, как малое дитя, все запоминает, для него нет мелочей, для него все главное. Так он в глубину и вширь познает окружающий его мир. От любопытств накапливается множество сведений, появляется огромное желание поделиться с другими.

Так человек-краевед из простого наблюдателя-созерцателя становится краеведом-писателем.

Теперь перейдем к вопросу: «Какая разница между ученым и краеведом?». И здесь не надо сильно напрягать свой ум. Ученый-исследователь, прежде всего, выполняет заказ общества (государства), получая за свой труд вознаграждение. Ему предоставлено рабочее место. Он может за государственный счет оформлять командировки в архивные учреждения, выезжать за границу на научные конференции, совершать экспедиции и так далее.

Ученый в своей научной деятельности прежде всего опирается на археологические раскопки. Одним словом, деятельность проявляет масштабно, на государственном уровне.

Деятельность краеведа осуществляется локально, то есть внутри государства, в пределах района. Такой краевед, умудренный жизненным опытом и пытливым умом, достигает широких познаний в исследовательской работе и в некоторых вопросах разбирается не хуже любого ученого.

И ученые не пренебрегают трудами краеведа, охотно используют их в своей работе.

Да, в какой-то степени краевед может быть в некоторых вопросах науки дилетантом, но это ему не возбраняется. За каждой строкой краеведческого материала кроется кропотливый труд исследователя-любителя. Он почитаем у себя в сельской местности (в городе, в районе). Ему верят. Ценят опубликованные статьи, ибо он заменяет как бы недостающего на селе ученого. От того его работа всегда востребована в научных кругах.

В моем понимании есть три типа краеведов:

1. Краевед-любитель, читает труды ученых, знакомится со статьями, связанными с историей местности, в которой он проживает. Делает вырезки из газет и журналов, накапливая свой домашний архив. И на этом вся его деятельность заканчивается.

2. Краевед-архивариус, который протер не одну пару штанов на государственной службе, роясь в залежавшихся папках-отчетах прошедшего времени. Нередко для написания книг и отчетов использует труд своих подчиненных в рабочее время. Не совершает хождение по забытым местам.

3. Краевед-исследователь отличается тем, что не сидит в уютном кресле, а совершает походы, экспедиции, набирая нужный материал. На свои собственные средства забирается в такие уголки местности, где ученые не бывали. За чашкой чая, беседуя с интересным человеком, записывает рассказанные им былины. Кроме всего прочего, краевед-исследователь часами может находиться в архивных учреждениях, музеях. Анализирует собранный материал для написания своих трудов-статей.

Как говорил один мой знакомый: «Настоящий краевед – это, прежде всего, путешественник, а потом уж исследователь, архивариус и так далее».

Источник

Чем занимается краеведение и кто такие краеведы?

Кто такие краеведы и чем они занимаются. Смотреть фото Кто такие краеведы и чем они занимаются. Смотреть картинку Кто такие краеведы и чем они занимаются. Картинка про Кто такие краеведы и чем они занимаются. Фото Кто такие краеведы и чем они занимаются

Мы представляем цикл статей студента НГПУ Павла Романова, посвященных поиску ответов на основные вопросы областного краеведения.

Современное развитие областного краеведения идёт столь широкими темпами, что на возникающие в ходе этого процесса вопросы не удаётся найти хоть какие-то ответы, и поиском ответов на эти вопросы заняты далеко не все краеведы, а некоторые из них, поэтому остальные и не замечают, что такие вопросы вообще появляются. Когда я задумал написание этого цикла, почти сразу стало очевидно, что грамотная постановка этих вопросов потребует еще более грамотного поиска ответов на них, что совершенно точно не поместится в одну или две полновесных статьи. Вполне возможно, что более рациональным вариантом проведения данного анализа могло стать тезисное написание статей, но такой подход требует строгости в построении мысли, а задача этого цикла – не только постановка вопросов, но и совместный, на данной платформе, поиск ответов на них.

На мой взгляд, совершенно очевидно, что нам с вами сначала стоит определиться, чем занимается краеведение и кто такие краеведы, есть ли у нас ВУЗы, обучающие краеведов, и как понять, что писатель или исследователь именно краевед?
Вообще, понятие «краеведение» и «краевед» всегда были спорными, но таковыми они были именно потому, что всегда считались совершенно понятными. «Краеведение» – наука об изучении края, а «краевед» – тот, кто этот край изучает. Изучать край может любой, но с разных точек зрения, в основном опираясь на свою специализацию – географию, историю, геологию, филологию и т.д. Мы же заострим внимание именно на историческом краеведении, не отбрасывая и его междисциплинарной функции. Определившись, что в этом контексте краевед – человек, изучающий историю края, выявляется новый вопрос, чем историк отличается от краеведа и отличается ли вообще? С одной стороны, краевед – историк, поскольку изучает историю, но тогда различия между краеведом и историком исчезают вообще, а они имеют место быть. Я попробую разграничить различия между краеведом и историком.

В поиске границ между историком и краеведом в первую очередь важно понимать: чтобы стать историком, нужно получить полновесное историческое образование. На историка, как мы знаем, надо учиться. Это просто необходимо для полноты понимания исторических процессов и постановки вопросов, для решения которых наука требует от нас использования определенной методологии, которой обучают именно в ВУЗе. Одним словом, история как наука – зачастую скучная, пыльная и педантичная работа, требующая соблюдения правил. Конечно, можно заниматься историей как наукой и без исторического образования, но следуя тем самым правилам.

Краеведы же могут заниматься историческим краеведением и без диплома историка, используя различные методы, стили написания и вольны написать всё, что угодно. Краевед – это в первую очередь тот, кто считает себя краеведом, что открывает перед ними более широкие возможности. Если первичная цель историка в различных сферах его деятельности – вклад в науку, то первичная цель краеведа – формирование или переработка знаний об изучаемом крае.
Историк не может сослаться на легенду как на источник достоверной информации, но краевед может переработать легенду и использовать её как источник. Это не является преступлением.
Как говорил великий культуролог XX века Д.С. Лихачёв: «Чрезвычайно важная и исключительно редкая особенность краеведения в том, что у него нет «двух уровней»: для специалистов и для широкой публики. Оно само по себе популярно и существует постольку, поскольку в его создании и потреблении участвуют массы». Краеведение не претендует на научную истину, оно обогащает знания, мифологию, культуру и фольклор о данном регионе и выполняет важнейшую функцию формирования культурных идентичности и самоопределения. Таким образом, историки и краеведы не противопоставлены друг другу, они выполняют разные функции и используют разные методы. Другое дело, что иногда краеведы, используя те же самые методы и находясь в рамках исторической науки, достигают более крупных успехов, чем дипломированные историки, при изучении различных вопросов, что только дополняет историческую науку. На мой взгляд, обоим сторонам во время их взаимоотношений должна быть присуща определенная этика. Так, краеведы не должны претендовать на полновесное научное признание своих работ, если они написаны вне рамок исторической науки, в таком случае и историки не должны критиковать краеведческие работы, поскольку они преследуют другие цели и находятся в распоряжении масс. При этом краеведение и история остаются взаимосвязанными, используя источники друг друга для собственных целей. Краеведы могут дополнить и переработать научные источники, а историки могут почерпнуть что-то и в краеведческих публикациях. В то же время историки должны критиковать работу краеведов, если имеют место фальсификации исторических фактов.

Таким образом, краеведом, то есть исследователем, изучающим историю края, обогащающим знания о регионе и формирующим его культуру, аудиторией которого являются все жители данной области, может стать любой желающий, но в этом случае ему предстоит встретиться с критикой краеведческого сообщества, если он претендует на научное знание или работает с историческими фактами, с профессиональной исторической критикой. В ходе написания своих работ краеведы, использующие в своих публикациях легенды, фольклор и другую неисторическую информацию как исторический источник, не должны претендовать на научное знание, а историки не должны такое знание критиковать, поскольку оно направлено на формирование культуры данного региона, привлечение туристов и повышение интереса его жителей к своему краю. В то же время историки должны критиковать исторические фальсификации, принимаемые населением как достоверный факт и оценивать работы краеведов, сделанные в рамках исторической науки с применением исторической методологии и привлечением авторитетных источников.

Важно понимать, что историки и краеведы не противопоставлены друг другу, а работают в одной нише, но преследуют разные цели. Во время установления каких-либо дат, связанных с историей края, им нужно работать вместе.

Источник

Наука краеведение занимается изучением своего родного края, то есть того места, где человек родился, живет, считает своей родиной.

Материалы к разделу «Краеведение»

Полезные ссылки:

Краткие биографии лиц упомянутых в разделе

Энциклопедичный YouTube

Вебинар. Литературно-библиотечная программа «Краеведение в ладошках»

Субтитры

Проблема границ краеведения

История краеведения

Краеведение для детей

Краеведение на Украине

Краеведение в Беларуси

Библиотечное краеведение

Предметом изучения краеведения является территория, местность, а объектами географического краеведения – природа, население, хозяйство, история, археология края.

Сущность краеведения заключается в комплексном изучении природы, населения, хозяйства, этнографии, истории, археологии, культуры в их динамике в данной местности. Природа края и отдельные компоненты, население и хозяйство изучают во взаимосвязи и развитии, т.е. с исторических позиций. Природа, население, хозяйство края изучаются как часть более крупных историко-природно-социально-хозяйственных районов страны.

В связи с этим в процессе комплексного изучения своего края необходимо выделить общие черты с историей, природой и социально-хозяйственным комплексом страны. Одновременно выявляются местная специфика, типичные особенности, характеризующие данный край, а также уникальные его объекты, явления и процессы.

Задачи курса «Краеведение» :

Овладение знаниями о сущности и значении краеведения, основных формах и методах краеведческой работы.

Через призму историзма проследить основные направления развития краеведения в Республике Беларусь.

Формировать умения у студентов давать описания исторических, архитектурных объектов, природных компонентов и ПТК, а также характеристику населения, хозяйства, отдельных предприятий.

Овладеть умениями по использованию краеведческих знаний в туристско-экскурсионной работе, ведения фенологических наблюдений, составления тематических туристско-краеведческих карт.

Овладеть умениями разработки походов, проведения учебных экскурсий, организации и проведения туристических походов.

Содействовать овладению знаниями об эколого-природоохранительной деятельности на территории края и функционировании особо охраняемых территорий и объектов.

Принципы краеведения (научность, систематичность, последовательность, комплексность, региональность, массовость, историзм).

Краеведение предусматривает усвоение ряда принципиальных положений. Данные принципы носят характер самых общих указаний, правил, норм регулирования процесса познания и включают руководящие идеи, законы и закономерности.

Научность предполагает четкое теоретическое обоснование объектов, явлений, процессов окружающей действительности. ((научный подход к изучаемым явлениям)). научный подход требует точного соблюдения и описания явлений, их систематизации и строго обоснованных фактическими данными обобщений и выводов.

значительно облегчает работу, помогает им лучше разобраться в событиях, установить закономерности, по которым развивается край, раскрыть взаимосвязи и взаимозависимости событий и явлений края с событиями и явлениями во всей стране.

Систематичность и последовательность предполагает длительное, регулярное изучение края, без чего нельзя делать выводы, обобщения, устанавливать закономерности, характерные для данной территории, а также проследить взаимосвязь и взаимообусловленность предметов, явлений, событий в данном крае с таковыми на других территориях нашей страны.

Плановость краеведения предусматривает не бессистемное изучение природы, населения и хозяйства края, а в соответствии с научно обоснованным планом, который связан с жизнью, задачами хозяйственного и культурного развития края и воспитанием всесторонне развитой личности.

региональность, базирующаяся на учете конкретных особенностей края (природных, экономических, исторических). Всесторонний учет местных условий особенно важен для комплексного развития отдельных территорий..

Массовость краеведения предполагает активное участие народных масс в изучении и пропаганде знаний о крае, так как всестороннее и комплексное изучение без этого невозможно. Массовость является непосредственным отражением творческой активности населения по изучению и преобразованию края и умножению его богатства.

историзм предусматривает изучение природы, населения и хозяйства края во взаимосвязи и в развитии, т.е. с исторических позиций. Необходимо рассматривать окружающий мир в тесной связи с прошлым и с учетом перспектив изменения и развития.

Основные направления краеведения. Связь краеведения с географическими и другими дисциплинами.

Общее краеведение охватывает самый широкий круг вопросов, касающихся истории, этнографии, культуры, археологии, природы, населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др. В зависимости от объектов исследования в нем выделяют историческое, литературное, этнографическое, биологическое, географическое, экологическое и другие направления.

Географическое краеведение предусматривает изучение природы, населения, хозяйства края в их тесной взаимосвязи. Этому направлению больше, чем любому другому, свойствен комплексный подход, что обязывает географов играть ведущую роль в изучении края.

Физико-географическое краеведение как составная часть географического краеведения занимается изучением и картографированием как отдельных компонентов природы (геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые, климат, почвы, растительность, животный мир), так и природных комплексов низшего ранга (фаций, урочищ, местностей) в пределах своего края (населенного пункта, района, области).

Историческое краеведение изучает прошлое края, памятники истории. Это не только исследование, но и деятельность, направленная на распространение знаний по истории края. Объектами исследования исторического краеведения являются памятники, памятные места, связанные с историческими событиями, с деятельностью отдельных личностей, произведения материального и духовного творчества. В задачи исторического краеведения входят исследование памятников и поиск новых, еще неизвестных. Цель краеведов – увековечить их для истории, сохранить их или сведения о них для потомков.

Природоведческое краеведение помогает увидеть и оценить красоту природы, формирует навыки экологической культуры. Оно изучает как отдельные компоненты природы, так и их взаимосвязи, выявляет типичные явления, характеризующие природу края, и уникальные объекты.

Экономическое краеведение. Основными объектами экономического краеведения являются:

Ø хозяйство края в целом, отдельные отрасли, предприятия;

Ø населенные пункты.

Изучение экономики края требует исторического подхода, так как важно знать не только современное состояние хозяйства, но и причины возникновения различных его отраслей.

Население края характеризуется численностью, естественным движением, миграцией, социально-демографической структурой, расселением.

Населенные пункты делятся на городские и сельские. Все населенные пункты своеобразны. Задача экономического краеведения состоит в том, чтобы раскрыть своеобразие (характерные особенности истории, экономико-географического положения, природных условий и т.п.) поселения как составной части края.

Искусствоведческое краеведение прививает бережное, уважительное отношение к памятникам искусства, приобщает к культурно-художественному населению. Искусствоведческое краеведение изучает произведения архитектуры, литературы, изделия народных промыслов и как источник знаний по истории и культуре края, и как источник знаний о самом искусстве.

Топонимика – наука о географических названиях, призванная объяснять их происхождение.

Организационные формы краеведения (государственное, общественное, школьное).

В нашей стране сложились три организационные формы краеведения: государственное, школьное и общественное.

Наиболее распространенной формой государственного краеведения являются краеведческие музеи и библиотеки. Значительна роль музеев в изучении края и пропаганде знаний о нем путем проведения экскурсий, издания книг, брошюр, плакатов, организации выставок и чтения лекций для населения. К формам государственного краеведения относятся местные научно-исследовательские учреждения, организации (гидрометеостанции, сельскохозяйственные опытные станции, научно-исследовательские институты, экспериментальные базы, архивы и т.д.), а также соответствующие отделы управления рай-, гор- и облисполкомов. В организациях и учреждениях сосредоточиваются разнообразные краеведческие материалы, позволяющие на их основе проводить глубокие научные исследования, делать обобщения и выводы.

Объекты изучения краеведения. Природа, население, хозяйство, история, археология, литература.

Общее краеведение охватывает самый широкий круг вопросов, касающихся истории, этнографии, культуры, археологии, природы, населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.

При характеристике населения края рассматривают ее численность, естественное движение, миграцию, состав (половозрастной, социально-профессиональный, этнический, религиозный), размещение и расселение – городское, сельское; происхождение названий поселений и др.

Отрасли народного хозяйства объединяются в межотраслевые комплексы – объединения отраслей хозяйства, связанных единой целью развития (топливно-энергетический, машиностроительный, химический, лесной, агропромышленный, строительно-промышленный, социальный, транспортный).

Источники краеведения (краеведческая библиография, статистические, картографические, архивные, устные, этнографические, исторические, полевые наблюдения и исследования).

Печатные источники. Литературные печатные источники многообразны: монографии и научные сборники, очерки и мемуары, научная и научно-популярная литература, публицистика, периодические издания (газеты, журналы и др.).

Главной универсальной энциклопедией является Белорусская советская энциклопедия в 12 томах

В Беларуси изданы научно-популярные книги, справочники, путеводители разного объема, профиля и содержания: по областям, городам, мемориалам, туристским маршрутам, заповедникам, памятникам природы и др.

издана «Чырвоная кнiга Рэспублiкi Беларусь».

Много ценных сведений по природе Беларуси содержится в научно-популярном журнале «Родная природа», газете «Экологический бюллетень»

Статистические источники . Важным источником краеведческой информации являются материалы государственной статистики.

Периодически проводимые переписи населения дают информацию о численности, естественном движении, демографическом и национальном составе, расселении населения в крае

Центральное статистическое управление выпускает статистические сборники по населению, хозяйству отдельных областей и республики в целом.

Картографические источники . В краеведческих исследованиях карты служат не только как источник информации, но и как результат исследований, синтезирующих информацию, полученную другими методами. Карты отличаются по масштабу, содержанию, охвату территории.

На специализированных картах отдельные компоненты и элементы показываются с наибольшей подробностью.

Анализ общих и тематических физико-географических карт дает возможность получить конкретные сведения о тектонике и геологическом строении, рельефе, климате.; почв, растительности.

Сопоставляя различные типы физико-географических используя метод наложения, можно устанавливать взаимосвязь между компонентами и элементами природы, выявлять территориальные отличия.

Архивные источники. Государственные архивы являются хранителями документального многовекового наследия народа.. Она включает два центральных архива в Минске (Национальный исторический архив Беларуси, Национальный архив Республики Беларусь), а также областные, городские и районные.

В фондах центральных и областных архивов сохраняются материалы, характеризующие природу и все стороны жизни края: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, образование, культуру, искусство и т.д.

В фондах областных архивов содержатся материалу дореволюционного периода, раскрывающие работу бывших губернских учреждений, управления жандармерии губернского статистического комитета, казенной и контрольной палат и т.д.

Ценные материалы находятся в архивах при музеях, библиотеках, личных архивах граждан.

Устные источники. Этот вид информации может быть существенным дополнением к другим источникам. К числу устных источников краеведческих сведений относят беседы с интересными людьми, старожилами края. Они являются хранителями разнообразной информации по истории, природе, населению, его быту и культуре. Важно также изучение устного народного творчества: сказки, предания, былины, песни, пословицы и поговорки.

Полевые наблюдения и исследования . Источником информации являются также материалы полевых исследований и наблюдений. Во время полевых исследований могут изучаться населенные пункты и хозяйственные объекты. Метод визуальных наблюдений может дать положительные результаты лишь в сочетании с другими методами изучения своего края.

7. Методы изучения края (литературный, картографический, статистический, полевых исследований и наблюдений).

Литературный метод изучения используется для получения предварительных сведений об изучаемой территории. К источникам информации по краеведению относятся разнообразные книги, материалы периодической печати (газеты, журналы), архивные и музейные документы.

Картографический метод направлен на выяснение пространственного размещения природных, социально-хозяйственных, исторических и археологических объектов на изучаемой территории.

Все краеведческие исследования должны начинаться с составления карты и картосхемы изучаемой местности. На картографической схеме наносят результаты исследований.

Статистический метод заключается в отборе количественных показателей и их обработке, особенно при изучении климата, населения и хозяйства края. можно представить в виде линейного графика или столбиковой диаграммы. Графические материалы наиболее полно отражают изменения, происходящие в жизни края, показывают динамику экономико-географических явлений. Этот метод основан на отборе и анализе количественных показателей колхозов (совхозов, фермерских хозяйств, промышленных предприятий, учреждений и ведомств с последующим составлением карт, схем, таблиц, графиков, диаграмм).

При организации полевых исследований и наблюдений необходимо прежде всего определить границы территории, которая будет изучаться, затем выделить основные объекты и рассчитать время на их исследование и, главное, составить примерный план изучения природных и хозяйственных объектов.

Краеведческие исследования начинают с изучения природных условий, которые должны осуществляться ландшафтными метода ми.

Наряду с природой в содержание краеведческой работы входит изучение населения, хозяйства, истории хозяйственного освоения территории, взаимоотношения между природой и человеком.

Изучение природы своего края. Составление типовых программ изучения рельефа, климата, вод, почв.

Изучение начинается с определения географического положения. По картам и в результате разного рода работ на местности определяют границы исследуемого района, рассматривают его окружение, дают качественную оценку географического положения. Очевидно, что для выполнения данного задания необходимо иметь картографическую основу изучаемой территории.

1.Положение исследуемой территории относительно крупных тектонических структур. Глубина залегания кристаллического фундамента, его петрографический состав.

2.Характеристика осадочных дочетвертичных отложений (возраст, мощность и т.д.). Выходы коренных пород и их характеристика.

3.Характеристика четвертичных отложений (состав, мощность, происхождение, распространение по территории).

4. Полезные ископаемые (в коренных породах и в четвертичной толщине) и их хозяйственное использование.

1.Характеристика климатообразующих факторов и процессов, их влияние на радиационный, циркуляционный режимы.

2.Характериститка элементов климата: температура, осадки, ветер, давление и его изменение в течение года.

3.Характеристика времён года.

4.Климатические и микроклиматические различия на территории края.

5.Агроклиматические ресурсы. Влияние климата на особенности хозяйственной деятельности человека.

Назвать реки, источники, находящиеся вблизи в своем районе. Составить характеристику небольшого участка реки и ее долины. Описать склоны долины, пойму и русло.

Выяснить, каковы источники питания и особенности годового режима рек в своей местности, измерить площадь живого сечения, расход воды в реке.

Описать источник или колодец: определить дебет в разные сезоны года.

Выяснить, какие типы озер имеются в области.

Выяснить, как используются воды в хозяйстве своей местности.

Вести наблюдения за колебанием уровня воды в реке с помощью водомерной рейки.

Вести наблюдения за весенним и осенним ледоходами.

Измерить температуру воды в реке в разные сезоны года.

Определить мутность воды в реке в разные сезоны года.

Вести наблюдения за сроками замерзания и вскрытия водоема.

Определить мощность льда по гидрометрическим створам.

Выполнить съемку плана озера (пруда) и измерить глубину с целью составления карты глубин.

Изучить прибрежную и водную растительность, способ и скорость зарастания (путем образования сплавины или нарастания прибрежной растительности).

Выяснить, какие мелиоративные работы проводятся в ближайших к своей местности колхозах, совхозах, лесах, болотах и около дорог. Как изменяются в результате этих работ природные условия и хозяйственное использование прилегающих территорий?

Выяснить, как очищают в своем городе сточную воду, отводимую промышленными предприятиями или коммунальным хозяйством города или районного центра в реки и озера.

Почвы. Выяснить, какие почвы распространены на территории своей области в связи с условиями почвообразования.

Охарактеризовать основные типы и подтипы почв по морфологическим признакам путем заложения разрезов.

Описать почвы по почвенно-ботаническому профилю.

Составить характеристику земельных угодий: полей и садов, лугов и пастбищ ближайшего к школе колхоза или совхоза. Указать, какие мероприятия проводятся по их улучшению (известкование почвы, очистка от валунов, освоение залежей, осушение болот и т.д.).

Взять почвенные образцы и составить коллекцию основных типов почв своей области.

Изучение природы своего края. Составление типовых программ растительности и животного мира.

Изучение природы своего края (своей местности) целесообразно проводить по следующей общей схеме:

Физико-географическое положение, размеры территории, границы.

Геологическое строение и полезные ископаемые.

Рельеф, факторы рельефообразования.

Климат. Климатические ресурсы.

Внутренние воды: реки, озера, подземные воды. Охрана вод.

Почвы и их свойства. Земельные ресурсы. Охрана почв.

Растительность и флора. Растительность леса, луга болота, водоема, поля, населенного пункта. Охрана растительности.

Животный мир леса, луга, болота, водоема, поля, населенного пункта. Охрана животного мира.

Характеристика ПТК, использование их и охрана. Особо охраняемые территории и объекты края. Экологические проблемы края.

Описать растения геоботанической площадки.

Выяснить, как используются в хозяйстве леса, луга и болота своего района, какие экологические проблемы характерны для ближайшего окружения города. Какие мероприятия проводятся по улучшению лесов, парков? Какие меры принимаются по охране растительности?

Познакомиться с лесами, лугами, водоемами и другими типами местообитания и выявить влияние ландшафта на животных.

Провести по возможности количественный учет млекопитающих по типам местообитания.

Провести наблюдения за приспособленностью животных к среде обитания.

Изучить суточные и сезонные явления в жизни отдельных животных.

Какие меры принимаются по охране животных? Какие созданы заповедники, заказники и национальные парки на территории своей области?

Принять участие в мероприятиях по охране зверей и птиц. Записать основные правила охоты и рыбной ловли, установленные для района (основные сроки охоты). Перечислить виды зверей и птиц, на которых охота запрещена. Указать запрещенные снасти и сроки рыбной ловли.

Выявить влияние животных на ландшафт.

Особо охраняемые природные территории и объекты. Красная книга Республики Беларусь. Фенологические наблюдения. Составление программ изучения территории и объектов.

В зависимости от функционального назначения и режима охраны выделяют четыре группы особо охраняемых территорий и объектов: заповедно-эталонные (заповедники и резерваты с заповедным режимом природопользования); ресурсозащитные (заказники, почвозащитные и водоохранные леса); объектозащитные (защитные полосы вдоль шоссейных и железных дорог); средозащитные (зеленые зоны вокруг населенных пунктов, курортные зоны, природные и национальные парки и др.); рекреационные (участки суши или водной поверхности, предназначенные для отдыха населения, восстановления здоровья, территории туристских маршрутов).

Мы представляем цикл статей студента НГПУ Павла Романова, посвященных поиску ответов на основные вопросы областного краеведения.

Современное развитие областного краеведения идёт столь широкими темпами, что на возникающие в ходе этого процесса вопросы не удаётся найти хоть какие-то ответы, и поиском ответов на эти вопросы заняты далеко не все краеведы, а некоторые из них, поэтому остальные и не замечают, что такие вопросы вообще появляются. Когда я задумал написание этого цикла, почти сразу стало очевидно, что грамотная постановка этих вопросов потребует еще более грамотного поиска ответов на них, что совершенно точно не поместится в одну или две полновесных статьи. Вполне возможно, что более рациональным вариантом проведения данного анализа могло стать тезисное написание статей, но такой подход требует строгости в построении мысли, а задача этого цикла – не только постановка вопросов, но и совместный, на данной платформе, поиск ответов на них.

На мой взгляд, совершенно очевидно, что нам с вами сначала стоит определиться, чем занимается краеведение и кто такие краеведы, есть ли у нас ВУЗы, обучающие краеведов, и как понять, что писатель или исследователь именно краевед?
Вообще, понятие «краеведение» и «краевед» всегда были спорными, но таковыми они были именно потому, что всегда считались совершенно понятными. «Краеведение» – наука об изучении края, а «краевед» – тот, кто этот край изучает. Изучать край может любой, но с разных точек зрения, в основном опираясь на свою специализацию – географию, историю, геологию, филологию и т.д. Мы же заострим внимание именно на историческом краеведении, не отбрасывая и его междисциплинарной функции. Определившись, что в этом контексте краевед – человек, изучающий историю края, выявляется новый вопрос, чем историк отличается от краеведа и отличается ли вообще? С одной стороны, краевед – историк, поскольку изучает историю, но тогда различия между краеведом и историком исчезают вообще, а они имеют место быть. Я попробую разграничить различия между краеведом и историком.

В поиске границ между историком и краеведом в первую очередь важно понимать: чтобы стать историком, нужно получить полновесное историческое образование. На историка, как мы знаем, надо учиться. Это просто необходимо для полноты понимания исторических процессов и постановки вопросов, для решения которых наука требует от нас использования определенной методологии, которой обучают именно в ВУЗе. Одним словом, история как наука – зачастую скучная, пыльная и педантичная работа, требующая соблюдения правил. Конечно, можно заниматься историей как наукой и без исторического образования, но следуя тем самым правилам.

Краеведы же могут заниматься историческим краеведением и без диплома историка, используя различные методы, стили написания и вольны написать всё, что угодно. Краевед – это в первую очередь тот, кто считает себя краеведом, что открывает перед ними более широкие возможности. Если первичная цель историка в различных сферах его деятельности – вклад в науку, то первичная цель краеведа – формирование или переработка знаний об изучаемом крае.
Историк не может сослаться на легенду как на источник достоверной информации, но краевед может переработать легенду и использовать её как источник. Это не является преступлением.
Как говорил великий культуролог XX века Д.С. Лихачёв: «Чрезвычайно важная и исключительно редкая особенность краеведения в том, что у него нет «двух уровней»: для специалистов и для широкой публики. Оно само по себе популярно и существует постольку, поскольку в его создании и потреблении участвуют массы». Краеведение не претендует на научную истину, оно обогащает знания, мифологию, культуру и фольклор о данном регионе и выполняет важнейшую функцию формирования культурных идентичности и самоопределения. Таким образом, историки и краеведы не противопоставлены друг другу, они выполняют разные функции и используют разные методы. Другое дело, что иногда краеведы, используя те же самые методы и находясь в рамках исторической науки, достигают более крупных успехов, чем дипломированные историки, при изучении различных вопросов, что только дополняет историческую науку. На мой взгляд, обоим сторонам во время их взаимоотношений должна быть присуща определенная этика. Так, краеведы не должны претендовать на полновесное научное признание своих работ, если они написаны вне рамок исторической науки, в таком случае и историки не должны критиковать краеведческие работы, поскольку они преследуют другие цели и находятся в распоряжении масс. При этом краеведение и история остаются взаимосвязанными, используя источники друг друга для собственных целей. Краеведы могут дополнить и переработать научные источники, а историки могут почерпнуть что-то и в краеведческих публикациях. В то же время историки должны критиковать работу краеведов, если имеют место фальсификации исторических фактов.

Таким образом, краеведом, то есть исследователем, изучающим историю края, обогащающим знания о регионе и формирующим его культуру, аудиторией которого являются все жители данной области, может стать любой желающий, но в этом случае ему предстоит встретиться с критикой краеведческого сообщества, если он претендует на научное знание или работает с историческими фактами, с профессиональной исторической критикой. В ходе написания своих работ краеведы, использующие в своих публикациях легенды, фольклор и другую неисторическую информацию как исторический источник, не должны претендовать на научное знание, а историки не должны такое знание критиковать, поскольку оно направлено на формирование культуры данного региона, привлечение туристов и повышение интереса его жителей к своему краю. В то же время историки должны критиковать исторические фальсификации, принимаемые населением как достоверный факт и оценивать работы краеведов, сделанные в рамках исторической науки с применением исторической методологии и привлечением авторитетных источников.

Важно понимать, что историки и краеведы не противопоставлены друг другу, а работают в одной нише, но преследуют разные цели. Во время установления каких-либо дат, связанных с историей края, им нужно работать вместе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *