Кто такие однодворцы в чем заключались особенности положения этой группы населения

Однодворцы

Кто такие однодворцы в чем заключались особенности положения этой группы населения. Смотреть фото Кто такие однодворцы в чем заключались особенности положения этой группы населения. Смотреть картинку Кто такие однодворцы в чем заключались особенности положения этой группы населения. Картинка про Кто такие однодворцы в чем заключались особенности положения этой группы населения. Фото Кто такие однодворцы в чем заключались особенности положения этой группы населения

В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок.

Однодво́рцы в Российской империи — социальный класс, возникший при расширении на юг Московского государства и состоявший из военизированных земледельцев, живших на окраинах Московского государства и обязанных нести охрану пограничья.

Содержание

Происхождение

Родом однодворцы были из северных регионов России и несли в черноземной зоне элементы северной культуры (сарафаны, кокошники). На образование однодворческого говора влияли московский, западнополесский, орловско-калужский и восточнорязанский говоры, хранившие старые «степные» особенности, литовские говоры через выходцев из-за западного рубежа. Фактически занимали промежуточное положение между мелкими помещиками и крестьянами, но не слились ни с теми, ни с другими, чем и обусловилось своеобразие их культурно-бытового типа. Правительство давало однодворцам небольшой земельный участок и одну семью (двор) крепостных крестьян для его обработки. Владели землей по праву четвертного владения. После упразднения сословия, стали одноименной этнографической группой русских.

Обязанности

Однодворцы принимали участиях в крестьянских восстаниях Пугачева, Болотникова [1]

В 1866 году эта сословная группа упразднена, но название сохранилось за потомками.

Источник

Однодворцы

Термин «однодворец» впервые официально употреблён в применении к служилым людям низших разрядов в указе 1719 года о всеобщей переписи

msk
Сообщений: 41
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 49

P.S. Об однодворцах на присоединённых землях разговор иной. Хоть там всё примерно аналогично, но ещё наглее.

(Сообщение отредактировал nutrich 8 апр. 2004 19:53)

Ой, где был я вчера? Не найду, хоть убей
Сообщений: 598
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 602

Новосильские казаки как этнографическая группа однодворцев

Новосильские казаки как этнографическая группа однодворцев По материалам книги Д.К. Зеленина «Великорусские говоры с неорганическим и непереходным смягчением задненебных согласных», 1913 год.

Ой, где был я вчера? Не найду, хоть убей
Сообщений: 598
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 602

История однодворцев в Северном Приазовье

В ходе мероприятия были озвучены доклады на темы: «Индикатор конфессиональной принадлежности в контексте этнической идентичности», «Мусульмане Приазовья: История, культурные и религиозные особенности», «Участие дагестанцев в боях за освобождение Донбасса в годы ВОВ», «Связь Православия в Средневековой Грузии, Половецкой степи и материальное наследие межэтнической и религиозной связи в Приазовье 12-18 вв.», «Православие времен Иоанна Готского и крепость духовных связей внутри Православного мира», «Святитель Игнатий Мариупольский», «Восток-Запад: история взаимоотношений» и др.

Принял участие в конференции и наш автор Олег Шатух с докладом «История однодворцев в Северном Приазовье», сожержание которого мы предлагаем вашему вниманию.

Среди многообразных народов и народностей Отечества однодворцев, как субэтнос русского народа, долго не замечали.

В России, в силу особенностей национальной политики, о них говорили больше, как о сословии, в которое в 1831 году включили даже часть польской шляхты, не сумевшей доказать своего шляхетства.

Что же до этнографии, то их рассматривали в числе великороссов, представлявших основную часть сельского населения России.

После ликвидации сословия и окончательного перевода всех однодворцев в государственные крестьяне, их потомков, заметно отличавшихся от других великороссов, продолжали именовать однодворцами, подразумевая при этом их особый, исторически сложившийся этнотип русского народа.

Подтверждение верности такого положения находим в трудах советского российского историка-этнолога Л. Н. Гумилёва.

Именно он, в доступной для понимания многих форме, представил в своей пассионарной теории этногенеза этническую систему, т.е. показал соотношения народностей (субэтносов) внутри нации, народа (этноса), а также принципы образования народностей и их взаимное влияние.

К сожалению, только в 90-е годы ХХ века этнология стала современной наукой, изучающей жизнедеятельность этносов, а также этнических общностей. В современном Отечестве, разбитом политиками на государства с титульными нациями, стали появляться собственные классификации народностей (субэтносов).

Со временем украинские этнологи не без политической тенденциозности прилагают немало усилий, чтобы выявить как можно больше этноисторического несходства внутри некогда триединого восточнославянского народа.

Тем не менее, в самой Украине наиболее известны только этнические группы жителей Западной Украины: гуцулы, бойки и лемки. Что же до других этногрупп, в частности, русинов и полещуков, то о них известно гораздо меньше.

В итоге, особого прогресса в плане поддержки этнокультурного развития субэтносов в Украине практически нет, а государство, готовое «отдаться» Западу, явно игнорирует общность восточно-славянского этнографического единства.

Не намного лучше этнополитика и в России, где при наличии большой научной базы и средств на поддержку этнокультурных организаций, сами русские в этнографическом отношении оказались среди наименее защищённых этносов.

Социальные процессы, вызывающие переселение из мест традиционного проживания народностей в город, неумолимо приводят к уменьшению числа представителей многих субэтносов.

Параллельно, традиционные территории проживания народностей заселяются представителями пришлых этносов, что ведёт к замещению, смене уклада и к культурному перерождению населения.

Тем не менее, среди великороссов, а ныне русских, можно различить не менее 30 этнографических групп. Но наиболее известные субэтносы русских ‑ это казаки, поморы, полехи, мещеряки, сибирские старожилы и старообрядцы.

Различаются они своими этнокультурными особенностями, связанными с регионами проживания, особенностями хозяйственных зон и территорий контакта с соседними народностями и народами.

При этом однозначно, что характерные особенности русских возникали при расселении славян в Восточной Европе и развивались в процессе формирования восточно-славянской государственности при освоении новых земель и вхождении в русское государство других народов.

Ой, где был я вчера? Не найду, хоть убей
Сообщений: 598
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 602

Образование сословия однодворцев

Очень своеобразна история образования однодворцев, как субэтноса, возникшего из служилых людей, которые представляли лично свободное военное сословие, включавшее в себя преимущественно детей боярских и казаков, несших гарнизонную и пограничную службу в XVI и XVII вв. на восточной и на южной границах Московского государства.

Среди казаков было много выходцев с Дона и запольных речек. Под последними в документах Донских Дел посольского приказа прямо определяются Северский Донец, Хопер и Медведица. Поскольку донцы хорошо знали Поле и военное дело, их охотно брали на городовую, казачью и станичную службу.

Дети боярские, служившие на периферии государства, часто не имели вотчин и были бедны. Поместья же, отведенные за службу, имели в основном дворяне, присланные для службы на украйну государства.

Здесь и жизнь, и служба заметно отличались от таковых в Москве и в ближних к ней городах. Из-за сложностей доставки продовольствия наемные служилые (по прибору) не были заинтересованы лично и относились к обязанностям небрежно…

Чтобы изменить такое положение, правительство стало выделять земли для содержания не только высших, но и низших служилых людей, назначаемых для охраны границы. Земли отводили на месте службы и потому служилые люди укрáинских городов были и воинами, и земледельцами. Некоторые из них имели даже крепостных.

С приходом к власти царя Петра I положение служилых Юга России очень изменилось. Южная граница значительно расширилась в сторону Крыма, и стратегическое значение многих небольших городов Белгородской и Изюмской оборонных линий утратило смысл. Служилые оказались не у дел. К тому же, после стрелецкого бунта, доверия к старой элите у Петра уже не было.

Петру нужна была новая военная элита, и потому, расправившись с мятежными стрельцами, представлявшими значительную часть старого регулярного войска, он занялся формированием полков нового строя.

Регулярная армия росла на глазах. Большинство рекрутов набиралось из числа крепостных и холопов. При этом, отличившиеся на службе могли получить не только унтер-офицерский чин, но даже и дворянство.

В конные полки, однако, в драгуны и рейтары, набирали уже не детей боярских, а представителей вновь появившегося сословия однодворцев.

Это сословие состояло из служилых, не включённых в петровское дворянство из-за бедности или отсутствие грамот, подтверждающих древнее (допетровское) дворянство.

Слово «однодворец» ‑ владелец одного двора ‑ впервые употреблено в указе 12 марта 1714 года. Именно тогда поместья однодворцев приравняли к вотчинам и даже допустили продажу как тех, так и других.

В указе о проведении переписи 1719 года слово «однодворец» применили уже ко всем служилым низших разрядов, когда, обложив, как крестьян,«подушным сбором», их обратили в «податное состояние»,обязанное военно-пограничной службой.

Служба однодворцев в ландмилиции

С 1723 г. с однодворцев уже взимали по четыре гривны с души и «осьмигривенной подушной сбор» для содержания регулярной армии, точнее ландмилиции (пограничного войска), личный состав которой набирался из тех же однодворцев.

Ландмилиция– это поселенные войска, сохраняющие регулярную организацию. Служили здесь по 15 лет. Первоначально рекрутировали всех мужчин в возрасте от 15 лет, но в конце XVII столетия из многочисленной семьи брали 1-2 человека, а третий оставался дома «на пашне»; четверо одиночек считались, как бы за одну семью, и служили по очереди. В зимнее время ландмилиция находилась дома, и только летом собиралась на лагерные сборы.

Ландмилиционерынесли службу по нескольку месяцев, после чего менялись, т.к. у большинства из них были семьи. Более того, с некоторого времени ландмилиционеров даже обязывали быть семейными, полагая, что в этом положении служба станет более качественной.

Снабжение «лантмилицких» полков производилось от местностей, с которых они призывались в набор от того же однодворческого сословия.

В 1729 году ландмилициюусилили до 4 регулярных и 6 иррегулярных полков. Более того, к концу 1729 г. в ней уже стало 4 пеших и 16 конных регулярных полков. Далее, в 1731 г., ландмилицию, находящуюся на укрáинской линии, именовали укрáинской ландмилицией,но через 5 лет, в 1736 г., по представлению Миниха, все 20 полков преобразовали в конные и переименовали наукрáинскийландмилиционный корпус.

Следует заметить, что все «лантмилицы» были экипированы, вооружены и организованы, как и другие рода войск. Характерно, что мундиры ландмилиционеров состояли из белого кафтана, красного камзола и кожаных штанов.

Шляпу носили черную, обшитую и с бантом. Каждому выдавались по две белые рубашки и кожаные перчатки. Сапоги носили с раструбом и с железными шпорами. Для пешей же службы и караулов имелись башмаки, штиблеты, а также серые чулки.

«Ландмилицкие» полки принимали участие во всех русско-турецких войнах времен Анны Иоанновны, а позднее и Екатерины II.

Вхождение в состав «Екатеринославского казацкого войска»

Как бы то ни было, в условиях начавшейся русско-турецкой войны, по указу императрицы Екатерины II от 3 июля 1787 г., однодворцы, как и русские старообрядцы, вошли в состав Екатеринославского казачьего войска.

По образу Донского Казачьего Войска был сформирован особый казачий корпус, получивший название «Екатеринославского казацкого войска»или войска «Новодонских казаков».

Корпус составляли 4 конных полка и один пеший.

Русское правительство учло, что несение казачьей службы всегда было престижным в Малороссии и на Юге России и, руководствуясь требованиями военного времени, дополнительно разрешило записываться к войску всем желающим, кроме крепостных крестьян.

Таким образом, в 1788 году, 14 января в Войско включили ещё и старообрядцев, мещан и цеховых Екатеринославской, Вознесенской и Харьковской губерний. А через несколько дней, 18 января, Войску придали и Екатеринославский казачий полк.

В феврале 1788 года сформировали Екатеринославский корпус передовой охраны. В его составе были старшина, 2400 казаков и 1016 калмыков. И, наконец, 1 мая того же 1788 года была создана Екатеринославская армия, включавшая в свой состав Екатеринославское казачье войско.

Во главе этого войска вместе с донской старши́ной нижних чинов стоял донской атаман Матвей Иванович Платов. Под его руководством Екатеринославское казачье войско, называемое ещё и Новодонским, покорило турецкие крепости Очаков и Измаил.

Новодонцы при этом не посрамили славы своих служилых предков, и двое из них ‑ хорунжие Леон Гречишкин из Ново-Айдарской и Дмитрий Трунов из Боровской слободы ‑ отмечены в Росписи отличившихся «храбростию на штурме Измаильском» среди «старшин и прочих чиновников войск козацких Екатеринославского и Донского».

Кроме того, героям пожалованы награды«за личную храбрость», звания сотников и «личнаго дворянина»

О личностях других земляков-участников русско-турецкой войны нам пока неизвестно, тем не менее, факт службы их в качестве екатеринославских или ново-донских казаков несомненный, подтверждённый историческими и краеведческими данными.

В частности, об этом свидетельствует и «Жизнь и творчество крестьян Харьковской губернии» под ред. В.Иванова, где указано:«Боровской слободы жители назывались казаками Ново-Донского полка и призывались по положению Донских казаковъ»

По окончании турецкой войны в 1791 году казаков Ново-Донского полка вернули в прежнее сословие однодворцев, что заметно при изучении«Перечневой ведомости 1792 г.» В ней, в частности, обозначено число однодворцев в Бахмутском и Донецком уездах (соответственно: 1798 и 3667 душ мужского пола). Населены однодворцами и слободы Славянского уезда, среди которых Веревкина, Берека, Шебелинка и Лозовенка, относящиеся ныне к Харьковской области.

И всё-таки, наибольшее число однодворцев проживало в западной части Воронежской губернии, в уездах Задонском, Воронежском, Землянском, Нижнедевицком и Коротоякском.

Статус однодворцев закреплялся, и в указе от 16 августа 1798 года, где объявлялось, что однодворцам, имеющим поместья, «которых предки из давних лет в отбывательство от военной службы в звание сие вступили», повелено «оставаться навсегда в сем состоянии».

Тем не менее, как сказано у донского историка Е.Савельева, значительная часть бывших казаков Екатеринославского казачьего Войска не пожелала примириться со своим новым положением и утратой казачьего звания, и потому в 1800 году обратились к Государю Императору «с всеподданнейшей просьбой» о возвращении им казачьего звания и дозволении переселиться на Кавказ, чтобы нести там казачью службу.

«Просьба бывших казаков была рассмотрена Сенатом и по утверждении Государем Императором, разрешена в том смысле, что бывшим казакам Екатеринославского Войска возвратили казачье звание с условием переселения на Кавказ, но без какой-либо поддержки со стороны казны»

Особый конный полк, составленный этими казаками, находился в составе Кубанского казачьего Войска и назвался Кавказским.

Жизнь и служба после Русско-турецкой войны

Оставшиеся в слободах новодонцы продолжали жить как прежде, увеличивая свои семьи и осваивая непаханые прежде земли Дикого Поля. К счастью, после покорения Крыма военной угрозы со стороны степи уже не стало, отпала необходимость в служебных обязанностях, и потому жизнь однодворцев всё больше напоминала таковую государственных крестьян.

Тем не менее, свойства характера и природа потомков служилых людей не оставались без внимания Русского государства. Особенно ценилась их способность к военной службе.Однодворцы по-прежнему составляли костяк русской армии. Большинство унтер-офицерского состава было именно из них.

Многих определяли на службу в гусарские полки.

В частности, в книге «Воронежское Дворянство в Отечественную войну» (Издание Губернского предводителя дворянства 1912) удалось найти интересные данные по однодворцам Старобельского уезда. Приведено количество рекрутов из общего числа однодворцев «мужеского полу» по каждой из слобод, призванных в связи с Отечественной войной 1812 года:

Сл.Боровской из 488 м.п. – 10; д.Айдаровой Старой из 540 м.п. – 11; Айдаровой новой из 995 м.п. – 20; Сл.Бахмутовки м.п. из 459 м.п. – 9;

Сл.Богдановки м.п. из 313 – 6;

Демьяновки м.п. из 144 – 3; Сл.Трёхибенской 1118 – 22; Сл. Райгородки м.п. из 231 – 5;

К сожалению, имена воинов-участников этой войны, как и многих других войн, пока не открыты.

После победы России в войне с наполеоновской Францией театр военных действий вновь переместился на Кавказ. Кубанскому войску для усмирения горцев понадобилось пополнение. И это пополнение снова пришло от однодворцев.

В Ревизской Сказке однодворцев Боровской слободы за 1835 год в отдельной графе «Изъ того числа выбыло» в отношении членов каждой переселённой семьи следовала запись: «Перечислены в (число) душахъ Слободско-Украинской казённой палатой на Кавказскую линию в казачье звание с 1(2)-й половины 1831 году».

В итоге из Боровской слободы на линию переселенно: всего 53 «души мужеского полу».

Таким образом, потомки стрельцов и служилых казаков, как Боровской, так и других однодворческих слобод Подонцовья, не однажды имели возможности вернуться в ряды казачества.

Возможности восстановления во дворянстве

Были и возможности восстановления во дворянстве,даже в «древнем». Так, с 1801при наличии старых грамот сделать это было несложно. Потомки московских порубежных ратниковбережно хранили и передавали ихдетям вместе с ностальгией о допетровских временах, а попытки царского правительства уравнять однодворцев с крестьянами почитали за бесчестье. Своих дочерей выдавали только за однодворцев своей или других слобод и даже провинций.

Временами однодворцы хлопотали о том, чтобы их не смешивали с крестьянством и причислили к дворянам.

В конце концов, император Павел I предоставил однодворцам право «отыскивать и доказывать потерянное предками дворянское достоинство».

Увы, чем дальше от столицы жили потомки служилых, тем меньше шансов было на удачу.

Едва ли однодворцы Шеховские, Аненковы, Оболенские, Пушкины и прочие, живших в Боровской и других слободах Подонцовья имели реальную возможность получить дворянство; неспокойные и нелёгкие времена пережили они на дальней «украйне», чтобы сохранить грамоты или добиться дворянства службой.

Как бы то ни было, но уже через 3 года, в 1804 году, с тем, чтобы не допустить в дворянство утративших его «за вины и отбывательство от службы», было велено рассматривать доказательства «со всею строгостью».

Но в 1816 году даже и доказательства наличия дворянских предков стало недостаточным; Государственный совет решил, что необходимо ещё и достижение дворянства через службу.

Для этого однодворцам, представившим доказательства их происхождения от дворянского рода, предоставлялось дополнительное право поступления на военную службу с освобождением от повинностей и производством в первый обер-офицерский чин через 6 лет.

И наконец, после введения в 1874 году всеобщей воинской повинности, однодворцам предоставили право восстанавливать утраченное предками дворянство (при наличии соответствующих доказательств, подтвержденных свидетельством дворянского собрания их губернии)путем поступления на военную службу в качестве вольноопределяющихся и «получения офицерского чинав общем порядке, предусмотренном для вольноопределяющихся».

Возможно, что последнее нововведение вновь увеличило возможность получения дворянства, но едва ли и оно имело какой-либо практический смысл для жителей Боровской, как и других однодворческих слобод.

Потомков однодворцев перевели в крестьяне

В ревизской сказке 1850 года однодворцы уже записаны как «казённые крестьяне», а из прозвищ, вызывающих исторические ассоциации в Боровской слободе остались только Пушкины, у которых, кроме известной древней фамилии, едва ли сохранились древние грамоты, собственно, как и сословные амбиции…

В 1858 годы жители однодворческих слобод были записаны как «государственные крестьяне».

Реформа 1871 года в армии и начало крушения устоев

Следует отметить, что участия России в Крымской войне 1853-1856 годов негативно сказались на жизни однодворцев.

Правительство России, проанализировав причины поражения, провело военную реформу. В 1871 году утвержден новый воинский устав, согласно которому рекрутская повинность заменена на всеобщую воинскую обязанность.

В армию, на 6 лет, призывались все молодые люди, отвечавшие по состоянию здоровья необходимым требованиям, достигшие 20-летнего возраста или немногим старше. При этом предусматривалась система льгот, среди которых были и обусловленные семейным положением.

Этим самым, заботясь о сохранении семьи, государство не брало на себя заботы о стариках, осиротевших детях. Мол, пусть их кормит единственный сын, внук или брат пользующиеся льготой от призыва.

Но это были частные случаи в огромной державе, где романовская монархия доживала последние десятилетия, а изменения в обществе вели к постепенному разрушению России, пережившей своё историческое величие.

Перемены в отношении к этносам

Капиталистические отношения стирали не только сословные, но и этнические особенности населения. Титульная нация государства входила в свой кризис. Отстаивание великороссами собственной народности не редко именовали «шовинизмом».

Тем не менее, в науке субэтносы русских всё-таки изучались и описывались, как бы в предчувствии начала их исчезновения.

В советский период слово великороссы заменилось на русские, а малороссы, как якобы уменьшающее достоинство народа, заменили на украинцы, которое никогда прежде не было самоназванием данного этноса.

Более того, государство практически не обращало внимания на существующие отличия народностей внутри каждого этноса. Однодворцев среди русских могли определить лишь этнографы, но это требовало серьёзных исследований, связанных с изучением конкретных архивных, исторических и этнографических материалов.

К сожалению, в период массовых переселений, миграций и смене традиционного уклада сельских жителей на колхозный, говорить об этнографии русских становилось почти невозможно.

Особое значение в стирании этнических особенностей стала урбанизация населения и запустевание местностей традиционного проживания народностей, идущее параллельно с постоянно убывающей рождаемостью в постсоветское время.

В России, как никогда, стали замечать резкое убывание титульной нации, причём не только в сельской местности, но и в городах.

Ой, где был я вчера? Не найду, хоть убей
Сообщений: 598
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 602

Потомки однодворцев в настоящее время

Тем не менее, областями традиционного расселения народности однодворцев по-прежнему являются преимущественно Белгородская, Воронежская, Курская, Орловская, Тульская, Рязанская, Брянская в России, а также Харьковская, Донецкая и Луганская в Украине.

В частности, в Донецкой области потомки однодворцев, точнее, этнические однодворцы, проживают в Славянском районе.

В Луганской области это п.г.т. Боровское, Трехизбенка, Новый Айдар, Старый Айдар, Краснянка, Бахму́товка и другие.

Несмотря на исторические катаклизмы и влияние государственных режимов на сознание и менталитет потомков однодворцев, самосознание их как одной из народностей русских живо до нашего времени.

Более того, факты, подтверждающие это, существуют даже в современном устном народном творчестве, в частности, в некоторых анекдотах, созданных самими боровщанами, неотъемлемой чертой характера которых и поныне является чувство юмора.

Боровщанина вместе с другими советскими солдатами взяли в плен. Фашист, допрашивая его, спрашивает: «Ты кто, русский?!». Боровщанин говорит: «нет». «Украинец? ‑ Тоже нет». Белорус, грузин и даже еврей – всё «нет». «Так кто же ты, наконец?»‑спрашивает разозлённый немец. На что пленный гордо отвечает: «Баравшанин».

А вот пример духовной преемственности от донцов насельников Боровского городка до однодворцев «п.г.т.Боровское»

Дело в том, что донские казаки, основавшие Боровской юрт, а позже и Боровской городок были православными христианами. Под давлением же московского правительства они, как и все казаки в Войске Донском, вынуждены были принять никоновскую церковную реформу.

При этом отношение к ней у донцов было неоднозначно. Многие из казаков, как говорят архивные документы, склонны были вернуться к старым церковным традициям. Но их прежних священников, не поддержавших реформы патриарха Никона, преследовали и высылали в Москву, где подвергали пыткам и казням.

Донцам строго воспрещалось принимать для совершения треб в часовнях бродячих попов. Это вызывало недовольство казаков, готовое разразиться неповиновением новому порядку.

В своих челобитных казаки писали : «за дальним разстоянием от церквей Божьих православные христианские души помирают без покаяния и причастия св.тайн»

Учитывая назревшую необходимость включить донцов в обновлённую православную церковь, а тем самым и крепче привязать к себе, Московское правительство способствовало росту числа церквей и священнослужителей в донских городках, в том числе и донецких.

Об этом (1889) подробно писал в своём исследовании Раскол на Дону в конце XVII века русский историк В.Г. Дружинин: «Патриарх давал антиминсы, а великий государь деньги на строение, иконы и утварь».

Далее тот же источник указывает на «Антиминсы, выданные донским казакам для новопостроенных церквей (кроме вышеуказанных) в следующие городки: в Боровской 27-го февраля 1694 г. (л.63); Луганский – 9 марта 1695 г. (л.106 об.)»

Примечание:Антими́нс (греч. άντι —вместо и лат. mensa — стол, «вместопрестолие»[1]) — в Православии четырёхугольный, из шёлковой или льняной материи плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного святого и надписанием архиерея; является необходимой принадлежностью для совершения полной Литургии. Освящается только архиерейским чином.

И это при том, что «Черкасский собор был построен впервые в 1650 г., и с тех пор до 1689 г. освящена была лишь одна церковь, в 1670 г., в Межигорской пустыне, близ Усть-Медведицкой станицы (Донск. Войск. Ведом. 1852 г., №42)»

Из этого следует, что церковь в Боровском городке не только самая древняя из освященных на Донетчине, но и в числе первых на исторических землях Войска Донского и Донской епархии (исключая церкви Святогорского монастыря).

Следует отметить и данные из истории Белгородской епархии, учреждённой в 1667 году. В историческом труде архимандрита Анатолия (А. Ключарева) «Белгород и его святыня»представлены первоначальные границы этой епархии, включавшие не только курские, белгородские и слободско-украинские земли, но и «новоназдаемые за Чертою грады» в числе которых иБоровской, о котором сказано: «[71] Ныне слобода Боровская Старобельск. уезда Хар. губ.»

Более того, до 1799 г. церкви Слободской Украйны находились под ведением Белогородского архипастыря, а сама Слободская Украйна в гражданском отношении находилась под ведением Белогородских воевод и Белогородской губернской канцелярии.

Исходя из этих несколько неожиданных для исследователя данных, можно думать, что Боровской городок, до освящения его церкви в 1694 году, уже находился всоставе новооткрытой в 1667 годуБелогородскойепархии.

К тому же этот факт свидетельствует о духовном единстве верховых донских казаков и служилых южно-русских земель, входивших в Белгородскую епархию, с которых шло основное заселение донских городков Подонцовья.

В очерке В.Лютова из редкой в наше время книги Иванова В.В. «Жизнь и творчество крестьян Харьковской губернии. Очерки по этнографии края. Харьков, 1898.» сообщается, что «Селение сначала было расположено вблизи Донца. Донецъ въ то время имелъ другое направление и былъ не широкою рекою, а когда сталъ увеличиваться и, изменивъ русло, заливать жилища, то жители перешли дальше отъ реки, къ востоку версты на две, куда въ 1730 г. была перенесена и церковь. Это видно из летописи, имеющейся при Боровской Николаевской церкви».

Но и после этого святое место на берегу Донца, где изначально стояла первая Боровская церковь, забыто не было. И, как известно из того же труда Филарета, «на месте городка, появилось в те годы кладбище».

Причём, «Благоговение жителей к святости прежнего места и уважение к могилам предковдолгое время ежегодно вызывали жителей новой слободы – с крёстным ходом посещать старую родину и творить там поминовение об усопших»

Интересно, что даже в нынешнем Боровском, когда говорят, что «понесли не кладбище», иногда употребляют старинное выражение«П’нясли на гарадок»,

Уже из этих данных заметно явное почтение к прежним православным жителям, населявшим Боровской городок, среди которых могли быть и родственники переживших Булавинское восстание.

Тем более, что и в документе, цитируемом Филаретом в описании соседней Боровеньки, говорится о старожилах бывшего Староборовского юртá, казаках Боровской слободы: Алексее Топилине и об Афанасии Гончарове хорошо знавших прежние границы юртá.

В частности, имя одного из них известно по списку служилых Боровской слободы от 1717 года из Ф-1802 (ЦД І А У)

«Козачей служивый Алексей Максимов сын Тапилин П 80 лет

*Дореформенное буквенное обозначение чисел )

Таким образом, выходит, что в выделившуюся Боровскую слободу перенесли церковь, служившую казакам до Булавинского восстания, и, возможно, ту самую, что была «новопостроенной 27-го февраля 1694 г.»

В этом случае деревянный храм, переживший сожжение городка и смену его жителей, мог бы послужить ещё, но, как сказано у Филарета:

«На новом месте число жителей со временем умножилось, и старый храм, перенесённый с прежнего места его в новую слободу, стал тесен. Потому он продан был в слободу Петропавловку Славяносербского уезда, а новый храм, обширный, освящён во имя Святителя Николая 1795 г.»

Ближе к концу XIXвека в 1885 году в Боровской слободе по проекту архитектора И.Ф. Данилова была построена дошедшая до нашего времени каменная Николаевская церковь.

Прекрасному храму, являющемуся центром духовного единения коренных боровщан, пришлось пережить период большевистского безбожия и уничтожения православных ценностей. Тем не менее, эта святыня всегда была и будет одним из символов несломленного духа потомков служилых и однодворцев Боровской земли.

Вот и сейчас, похоже, снова грядет возрождение, и пойдёт оно с храма. В прошлом, 2012 году на собственные средства прихожан, главным образом коренных потомков однодворцев, построена надвратная колокольня. Отчасти отремонтирован и сам храм.

К сожалению, из-за недостатка средств пока нет возможности восстановить прежний вид храма, предусмотренный проектом И.Ф. Данилова. Для воссоздания светового барабана, купола и шатровой колокольни, предусмотренных в проекте Данилова, необходимы большие средства, не менее миллиона гривен…

Удивительно, право, что во времена наших далёких скромных и смиренных прапрадедов не только на ремонт, но и на строительство новых храмов деньги были…

Заключая тему, следует заметить, что однодворцы, представлявшие наиболее многочисленную часть русских, по сути, являлись знаковой народностью России.

Именно они, лично свободные воины и земледельцы, кормившие и защищавшие Русское государство, покорявшие необжитые и прежде дикие земли и страны, были элитой народа, твёрдо стоявшей на основах православия и передававшей из поколения в поколение характерные особенности русского быта, традиций и культуры. Именно они, однодворцы, в своём устном народном творчестве ‑ сказках, поговорках и обрядовых песнях ‑сохранили характерные образы древней и христианской Руси, среди которых князья, бояре, цари, а также образы дохристианской мифологии.

«…Один из таких примеров —однодворцы, расселявшиеся в южнорусских губерниях, довольно сложного происхождения, но ведущим компонентом которых были потомки низшего разряда служилых людей (стрельцы, «боярские дети»). Характерно, что однодворцы, экономически будучи крестьянами, землею владели на поместном праве. Единое дворянское происхождение, если не всех, то большей части бывших однодворцев, одинаковые условия жизни в «степи», на окраине государства, однородная военно-полевая служба с частыми кочеваниями и с постепенным передвижением все дальше в глубь степи — все это привело к тому, что сословие однодворцев постепенно выродилось в этнографический тип».

Шáтух Олег Иванович,

историк-краевед (экс-доцент каф.ин.языков ДИТБ)

«Более того, до 1799 г. церкви Слободской Украйны находились под ведением Белогородского архипастыря, а сама Слободская Украйна в гражданском отношении находилась под ведением Белогородских воевод и Белогородской губернской канцелярии

Похоже Олегу невдомёк, что в 1765 году была создана Слободско-Украинская губерния, куда вошла почти вся т.н. «Слободская Украина». А более южные земли с начала XVIII века входили в состав Бахмутской провинции Азовской, потом Воронежской губернии.

Ой, где был я вчера? Не найду, хоть убей
Сообщений: 598
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 602

География проживания околичной шляхты

География заушской околичной шляхты

В Заушской волости (за рекою Уж) Овручского уезда околичная шляхта имела и другое название — заушская шляхта. Она включала такие районы современной Житомирской области, как Овручский район, Коростенский район, Народичский район, Малинский район, Лугинский район, Олевский район.

География барской околичной шляхты

На севере Подольской губернии на водоразделе Буга и Днестра в Барском старостве отмечено проживание околичной шляхты. В Барском старостве во второй половине XVIII века отмечено 12 сел (околиц), в которых проживала околичная шляхта: Елтухи, Глазуницы, Волковницы, Радзеевцы, Васютинцы, Петрани, Лопатницы, Коростовцы, Сербиновцы, Степанковцы, Поповцы, Гальчинцы и Буцини. По переписи шляхтицких околиц 1739 года число околичной шляхты простиралось до 230 лиц мужского пола, которые распределялись среди околиц крайне неравномерно. [4]

География лидской околичной шляхты

В Лидском повете Виленского воеводства Великого княжества Литовского (затем — Речи Посполитой) проживали представители околичной шляхты в населенных пунктах Эйшишки, Радунь, Лида, Нача, Заболоть. [5]

Известные роды околичной шляхты

По данным М. Грушевского вокруг Бара жило более 100 родов околичной шляхты. Упоминаемые М.Грушевским фамилии околичной шляхты: Радзеевский Елтуховский Коростовский Волковинский Шмиль Гуць Гава Крымец Снигур Бацюра Рябченко Касьяненко Глаузинский Скоропис Мазепа Васютинский Пантенко Поповский Тарас Карпченко Йозепенко Петренко Кобченко Мордас Сечинский Ляховецкий Кариченко Гаврышенко Вольский Родванский Васильковский Немиш Возненко Лопатинский Холевинской

По данным М. Нарбута среди лидской шляхты встречались фамилии Едка, Чапля, Вильканец, Болтич, Сонгин,
Поветовский. [5]

Происхождение, быт и нравы околичной шляхты

Источники, описывающие околичную шляхту, весьма скудны и в по некоторым вопросам дают противоречивые свидетельства о происхождении, быте и нравах околичной шляхты.
В статье «Об околичной шляхте» из «Архива юго-западной России», 1867 года [7] приводятся сведении по истории и географии околичной шляхты, которая, это особо подчеркивается, имеет древнее русское происхождение^ «. народонаселение это чисто русское по своим семейным и историческим преданиям, по вере, языку и сознанию народности».

Свидетельства из истории заушской шляхты

Свидетельства из истории барской шляхты

М.С. Грушевский отмечает, что барская шляхта подобно овручкской шляхте до конца дней Речи Посполитной сохраняет южнорусский туземный облик и стоит близко к народной массе. Этнографическая основа туземная. На основании данных люстрации 1565 исследователь М.Ф.Владимирский-Буданов пришел к выводу, что туземный элемент в Барском старостве составлял свыше 90% сельского населения и около 80% всего населения. Туземцы составляют главную массу в среде местной шляхты, а иноплеменные элементы незначительны.

В начале XVII века по данным люстрации 1615-1616 годов среди местной шляхты было также много туземных родов хотя польский элемент значительно усилился. Туземное ядро это продолжало держаться весьма устойчиво и позднее. К туземной основе примешивались разновременно в значительном количестве иноплеменные элементы (в этом отношении барская околичная шляхта значительно отличается от овруцкой, куда иноплеменная стихия проникает очень мало). Самым многочисленным ингредиентом был польский, приходивший в виде поссессоров, заставников, покупщиков земли. Среди пришлого отмечен также южнославянский и татарский элемент хотя в меньшей степени.

Акты велись на официальном польском языке. Обычным языком барской околичной шляхты был малорусский. Барская шляхта как и большинство населения подольское население во второй половине XVIII века официально принадлежала к греко-униацкому обряду. [4]

Письменные памятники и свидетельства околичной шляхты

Грамота Сигизмунда Августа заушским боярам

Сигизмунд Август 4 февраля 1570 года Каленские, Ходаковские, Багриновские, Бялошицкие и другие от имени заушской шляхты получили грамоту Сигизмунда Августа с подтверждением шляхетских прав и освобождением от замковых повинностей и суда овруцкого старосты: «. с братьею своею земянами киевскими з Заушья, бьючи нам челом о том: иж яко с давних часов, за славной и святой памяти предков наших, королей Польских и великих князей Литовских, всяких прав, свобод и вольностей шляхетских уживали и службу нашу земскую военную, за потребою припалою. заровно с иншими земянами. служили, и покладали перед нами листы наши, с канцелярии нашей великого княжества Литовского до Воеводы киевского и каштеляна киевского писанные, россказуючи, абы ни в чом не нарушаючи стародавних прав, вольностей и свобод шляхетских, ни до яких иных повинностей и послуг замковых им незвыклых, также и послушенству и присуду замковому не притягали. после Унии. присягу к Короне учинили и в реестр межи иными земянами и обывателями земли киевской. перед нас господаря принесены. — на чоломбитье их, яко верных подданнных наших, учинили, а их при всяких правах, свободах и вольностях шляхетских. зоставили и заховали, и их жоны, дети, потомки и щадки обоего поколения. служачи нам господару и речи Посполитой, службу нашу земскую, военную. водлуг потребы. албо рушенья посполитого, а иных повинностей и послуг замковых, полнити и чинити не повинни. Дан в Варшаве. Реляция вельможного Валентого Дебинского з Дебян.» [17]

4. ↑ 1 2 Барская околичная шляхта до к. XVIII в. : Этногр. очерк / М. Грушевский, [Киев] : тип. Г.Т. Корчак-Новицкого, ценз. 1892

Ой, где был я вчера? Не найду, хоть убей
Сообщений: 598
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 602

Налогообложение мазылов и рупташей в Бессарабии при царском режиме (1812-1847)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *