Кто такие омейяды и аббасиды и что они сделали
Социальная история ислама. Аббасиды
Относительно долгое время система, лежащая в основе властной пирамиды Халифата Омейядов, позволяла сохранять некоторую стабильность. Оппозиционные партии хариджитов и шиитов были побеждены. Гарнизоны сирийцев в иных частях халифата прекрасно справлялись с контролем и обеспечением деятельности фискальной и административных систем. Однако общество казалось целостным исключительно на первый взгляд.
Одной из основных ошибок цивилизационного подхода применительно к данному периоду является стремление представить нестабильность Халифата Омейядов как следствие борьбы религиозных течений в исламе. Однако течения как таковые еще не оформились (за исключением крайних хариджитских сект) и представляли собой политические группировки.
Значительно большую роль играли межплеменные конфликты в условиях сокращающейся ресурсной базы. Изначально государство ставило себя выше этих противоречий, вмешиваясь в них только в условиях крайней необходимости. Даже в Сирии, которая была ядром государства.
Халиф Сулейман (715-717 гг. правления) уже позволял и себе и наместникам вставать на сторону конкретных племенных блоков на востоке халифата. Племена Кахтанов получили перевес над кайситами. В перспективе это приведет к тому, что наместники халифа начнут попадать в зависимость от конкретных племен и кланов. Внешняя экспансия приносила куда меньше дохода, что усугублялось постепенным падением урожайности в Медждуречье. Хотя именно в этот период была покорена территория Испании и части Средней Азии. Войны с Византией успехом не увенчались и границы стабилизировались.
Все это происходило в условиях, когда мусульмане еще численно не доминировали над христианами и зороастрийцами в государстве.
При Халифе Омаре II (717-720) тенденция изменилась. Переходу в ислам препятствовала важное обстоятельство: новообращенные мусульмане – мавали не были полноправной группой. Государство отныне стремилось уравнять всех мусульман в правах. Иноверцы же стали подвергаться дискриминационным ограничениям. Но никакие ограничения не были так важны, как налог за защиту – джизья. Его увеличение способствовало обращению в ислам, а статус мавали уже не сулил иных ограничений. Тенденция перехода в ислам большинства населения государства будет иметь самые далеко идущие последствия. Распространяя веру, государство существенно сузило свою налоговую базу, равно как и способствовало партикуляризации провинциального административного аппарата. В свою очередь, это привело к необходимости ужесточить контроль над налогообложением и соответственно разместить дополнительные гарнизоны сирийцев.
Вышеперечисленное привело к ряду восстаний, которые, на первый взгляд, были религиозными. В их числе восстания племенного союза Кахтан в Басре под знаменем мурджитов (привело к поддержке государством племенного союза кайситов), несколько восстаний хариджитских сект в Ираке и Северной Африке, сменивших свою социальную базу (роль мавали стали играть обиженные племенные и клановые группы, а в Северной Африке — берберские племена)
Как можно видеть, недостатка в недовольных в халифате поздних Омейядов не было. Однако все группы выступали разрозненно. В целом Омейяды выступали довольно последовательно и в усмирении оппозиции и не обходили стороной даже относительно спокойные группы.
Так как Ирак был основным центром нестабильности, репрессии наместника Халида аль Касри не обошли и Куфу, где доминировали шииты.
Прямое уничтожение местных лидеров (в особенности шиитов-зейдитов) привело к тому, что в партии шиитов усилились сторонники концепции наследования власти по линии ибн аль-Ханафии и, следовательно, имамом должен быть представитель рода Аббасидов.
Катализатором свержения Омейядов-Марванидов послужил династический кризис. Халиф Аль-Валид II (743-744) начал свое правление с наведения порядка в самой Сирии. А именно, он начал преследовать мусульманских мыслителей – кадаритов (к идейным направлениям ислама мы вернемся позже), а также поддержал племенной союз кайситов в противовес кальбитам.
Против Халифа выступил другой Омейяд – Язид III, которому удалось захватить престол и подавить восстание кайситов в Хомсе.
Против этого выступил Марван ибн-Мухаммад (представитель боковой ветви Омейядов). Он был полководцем, опиравшимся на союз кайситов севера государства, и активным участником войны с Византией и Хазарским Каганатом. В 744 году он захватил власть. До сих пор халифы стояли над межплеменными распрями, однако сейчас на троне оказался человек, пришедший к власти и обязанный конкретному племенному союзу. Это потребовало новых компромиссов в рамках самой Сирии.
Марван II расширил права племен Сирии, предоставив отдельным районам право выбора своих наместников, и перенес столицу из Дамаска в Хауран, являвшийся крупным военным лагерем.
Кальбиты ответили новым восстанием 745 г., начавшимся в Палестине и быстро охватившим центральные районы Сирии вплоть до Хомса и Пальмиры.
Подавив это восстание, Марван сфокусировался на остальных провинциях, где также вспыхнули мятежи.
Египетский губернатор Хафс ибн аль-Валид ибн Юсуф аль-Хадрами изгнал сирийцев из Фустата и начал набирать армию из местных египетских мавали. Марван отреагировал быстрее, и губернатор сдал свой пост.
В Йемене и Ираке традиционно бунтовали хариджиты. В Ираке они опирались на племена Рабиа и Шейбан, противостоящие местным племенам кайситов и мударитов. Восстания были локальными, и их подавили одно за другим, шииты выиграли время и подготовили свое выступление.
Движущей силой последнего был племенной союз кахтанитов. Возглавил его имам Абдалла ибн Муавия. Он был потомком брата халифа Али и относился к роду Хашимитов, родственному Алидам. Он смог заручиться поддержкой практически всех оппозиционных групп, региона и кальбитской части местных сирийских гарнизонов. Восстание распространилось на восток, затронув западные части Персии.
Марвану II удалось подавить и эти восстания, и ибн Муавия был вынужден бежать в Хорасан, где погиб от руки аббасидского полководца Абу Муслима.
Волнения вспыхивали во многих провинциях халифата, но центральная власть уделяла внимание только критическим, вспыхивавшим в центре государства. Мятежи на периферии вполне успешно подавлялись наместниками. Но нынешний кризис носил исключительно масштабный характер. В отдаленной северо-восточной провинции Хорасан возник новый центр силы. Местные арабские племена изрядно иранизировались и усердно сопротивлялись попыткам администрации ввести централизованный контроль. Немусульмане также были настроены против Омейядов из-за дискриминационных законов. Восстание ибн Муавии активизировало шиитские группы по всему Ирану. Этим воспользовались Аббасиды. Данный род происходил от дяди пророка Мухаммеда и первоначально не претендовал на власть. Но репрессии среди шиитских лидеров образовали вакуум власти среди этой части оппозиции. После убийства ибн Муавии Аббасиды смогли консолидировать поддержку в среде шиитов.
Восстание во многом было подготовлено политической сектой шиитов-кайсанитов, называвшихся Хашимия, присягнувших в большинстве Аббасидам и подвигнувших другие шиитские группы на бунт.
Выступившие шииты считали, что тем самым они приведут к власти халифа из линии Али. Аббасиды же эти чаяния не опровергали.
Большинство историков полагают, что Аббасиды готовились к такому событию заранее, что подтверждается последующими событиями. Разветвленные и законспирированные структуры заговорщиков нашли поддержку среди шиитских сект от Мерва до Куфы.
Они не мобилизовали своих сторонников во время прошлых восстаний и отговорили часть приверженцев аль-Хариса ибн Сурайджа от поддержки его восстания в Мерве.
Аббасидское восстание, возглавленное Абу Муслимом, официально началось 9 июня 749 года в Мерве. Большинство историков считают, что началось оно все же раньше, в 747-748, на территории провинции Хорасан. Омейяды либо недооценили угрозу, либо оказались скованны. Наместники не смогли оказать достойного сопротивления. Когда Марван II смог выделить необходимые силы к концу 749 года, центральная власть уже не контролировала восток страны, включая Иран и часть Ирака вместе с городом Куфа. 16 января 750 года армии Омейядов и Аббасидов встретились на левом притоке реки Тигр – Большом Забе.
Силы Марвана были разгромленны, а новую армию он собрать не смог, так как сирийские гарнизоны были сильно ослаблены чистками и битвами третьей фитны.
В 750 году власть перешла к Абуль Аббасу ас-Сафаху. Сами же Омейяды были полностью истреблены, кроме Абд-ар-Рахмана который в 756 году основал династию испанских Омеядов.
Любопытно, что прозвище ас-Сафах в имени нового халифа — в правильном переводе «палач» — иногда ошибочно переводят как «милосердный», так как эти слова схожи.
Уравняв в правах мусульман, Аббасиды смогли уничтожить смычку между религиозными и политическими группами оппозиции. Для ислама это был важнейший шаг в эволюции, так как религиозно-политические группы стали превращаться в религиозные.
Шииты, выступившие одной из основных движущих сил, проиграли. Превентивно Аббасиды уничтожили основных лидеров восстания, включая полководца Абу Муслима.
В отстутствии лидеров восстания отдельные группы шиитов в Хиджазе и Ираке были подавлены с легкостью.
Политика кнута и пряника давала мусульманам два выхода. Признать принцип джамаа (приверженности единству мусульманской общины — уммы), воплотившийся в лояльности к Аббасидам, или же продолжать борьбу как маргинализованное меньшинство. Причем с оформлением религиозных различий как меньшинство явное.
Именно с этих пор мы можем говорить о расколе мусульман на суннитов и шиитов. Часть старых шиитских групп, например, кайсаниты, которые на момент революции Аббасидов были большинством среди шиитов, поддержала Аббасидов и с оформлением ортодоксального суниизма растворилась в нем, в то время как меньшая часть кайсанитов вошла в другие группы шиитов.
Новым в шиизме было отрицание религиозного авторитета всех тех (даже сподвижников пророка Мухаммеда), кто отрицал право Али и его потомков на халифат. До сего времени этой позиции придерживались только крайние шииты.
Сунниты же — это сокращение от более общей фразы (люди сунны и джамаа). Первоначально этим словом обозначали только часть сторонников Аббасидов, которые, не отрицая Омейядов, примирились с господством новой династии, признавая религиозный авторитет Сунны (сборников хадисов о пророке) и придерживаясь принципа джамаа.
За терминами шииты и сунниты стоит очень много нюансов, потому что в разное время за ними стояли широкие группы мусульман.
Так как суннитская ортодоксия не имела церкви как института, термином сунниты могли обозначать как хадисоведов, так и отдельные направления исламской философии – Калама. В XXI веке экстремисты в суннитской среде используют этот термин так же избирательно, выделяя отдельные группы мусульман. Нынешние шииты, напротив, напирают на принцип единства уммы.
Большинство определений шиитов указывают, что они не признают хадисов и Сунну, что является крайне упрощенным и ошибочным утверждением.
Хариджитские секты уже были оформлены как религиозно-политические течения, и с их определением все гораздо проще. Эти важные нюансы нужно учитывать, дабы обеспечить непредвзятое исследование проблематики эволюции исламских обществ и конкретного наполнения религии.
Констатируем, что применительно к революции Аббасидов и ее последствиям шииты и суннниты разграничились по отношению к изменившемуся порядку и признанию/непризнанию принципа джамаа.
Сунниты — та группа, которая предпочла примириться с властью во имя единства общины, шииты — те, кто предпочел отстаивать права Алидов.
Ас-Сафах умер в 754 году. Ему наследовал брат Абу Джафар аль-Мансур, начавший создавать абсолютистское государство по образцу Сасанидского Ирана. Реформы возглавил ибн аль-Мукаффа, бывший зороастриец. Реформе подверглись финансовая система в сторону большей централизации с постом великого визиря во главе, судебная (окончательное решение судебных споров принадлежало халифу), религиозная.
Суть последней заключалась в попытке организовать исламское духовенство в систему, подобную централизованной зороастрийской церкви. Метод достижения задачи — включение улемов в официальную судебную систему.
Одновременно создавалась контрразведка при великом визире, целью которой было предотвращение восстаний и контроль за местным чиновничьим аппаратом.
Огромный обьем средств направлялся в аграрный сектор, на который легло бремя поддержания нового аппарата. Расцвета также достигла и торговля. В Китае в это время господствовала династия Тан, и халифат извлекал огромную выгоду от транзита через свою территорию по Великому шелковому пути. Так же была выстроена новая столица – Багдад. Государство достигло пика могущества при халифе Харуне ар-Рашиде (герое части «Сказок 1001 ночи»). Территориальные потери халифата за период нестабильности выглядели несущественными. От него отпали Аль-Андалус – Испания, где Омейяды создали Кордовской эмират, и западная часть Магриба, где Марван II не успел подавить берберские восстания.
Светская культура в государстве получила большой импульс к развитию. Это касается становления арабской литературы и наук, как естественных, так и философии с богословием. Многие труды, написанные на греческом, вернутся в Европу позже уже на арабском. Наравне с остальным получило развитие и богословие, причем развитие двоякое. С одной стороны, его развивали профессиональные богословы, с другой, бурное развитие торговли побуждало население переходить в ислам и привносить в него традиции других общин. Можно с уверенностью сказать, что к IX веку большинство населения халифата было мусульманским.
С точки зрения большинства лояльных новой династии суннитов, установившийся космополитичный режим мало отвечал нормам ислама.
Халифат как институт начинал апеллировать не только к исламу, но и к древним иранским шахским традициям. Разумеется, такая трактовка была популярной среди придворных кругов и немусульманских общин – зороастрийцев. Халиф воспринимался как абсолютный владыка и наместник бога на земле.
Такое отношение и проводимые Аббасидами реформы опирались на реальные чаянья земельной аристократии Хорасана и их крестьянских отрядов, заинтересованных в сильном централизованном государстве, обеспечивающем равный доступ к привелегиям и стоящем над интересами племенных групп.
Так как опора власти на религию становилась все более формальной, необходимы были некие доктринальные изменения в самом исламе, позволявшие как то оправдать такой порядок вещей.
Разница между Аббасидом и Империей Омейядов
Содержание:
Эта статья будет смотреть на,
1. Что такое империя Аббасидов?
— Происхождение, факты, особенности
2. Что такое империя Омейядов?
— Происхождение, факты, особенности
3. В чем разница между Аббасидом и Империей Омейядов?
Что такое империя Аббасидов
Аббасид был третьим исламским халифатом, который был создан после смерти исламского пророка Мухаммеда. Этот халифат был основан потомками дяди Мухаммеда Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба (566–653 гг.). Название этой династии происходит от имени этого человека.
Династия Аббасидов пришла к власти, свергнув империю Омейядов. Этой династией правили 750-1258 годы. Аббасиды приняли поддержку персов, чтобы свергнуть омейядский халифат. Когда был основан новый халифат, столица была перенесена из Дамаска в Багдад. Этот географический сдвиг помог объединить персидскую и арабскую культуры.
Аббасидский халифат подчеркивал ценность знаний. Эта династия также считается золотым веком исламской культуры в отношении искусства, архитектуры, литературы, науки и техники. Тем не менее, положение женщин в обществе стало отрицательно сказываться в этом возрасте. Во время предыдущих халифатов женщины занимали более высокое положение в обществе, но во время Аббасида возникли такие практики, как завеса и уединение, которые понизили положение женщин в обществе.
Власть Аббасидского халифата прекратилась с разграблением Багдада монголами в 1258 году. Однако линия Аббасидов продолжала иметь религиозный авторитет вплоть до османского завоевания Египта.
Монета Аббасида Халифа аль-Мамуна
Что такое империя Омейядов
Империя Омейядов или Халифат был вторым главным арабским халифатом, который пришел на смену пророку Мухаммеду. Это было установлено влиятельной семьей из Мекки. Однако омейядский халифат правил только с 661 по 750 год.
Столицей империи Омейядов был Дамаск. В этот период арабские мусульмане были на вершине общества; неарабы считались низшими и удерживались на более низких позициях. Неарабы в обществе позже поддержали Аббасидов, чтобы свергнуть этот халифат.
В течение этого времени основное внимание уделялось военному завоеванию; знания не были в центре внимания. Омейядский халифат также терпел людей других религий, таких как христиане и иудеи. Тем не менее, они должны были заплатить налог, чтобы продолжить исповедовать свою религию. Женщины в омейядском халифате имели более высокий статус по сравнению с халифатами, появившимися после этого халифата.
Разница между Аббасидом и Империей Омейядов
Учредители
Аббасидов: Империя Аббасидов была основана потомками дяди Мухаммеда.
Омейядов: Империя Омейядов была основана родом Омейядов из Мекки.
Аббасидов: Этой династией правили с 750 по 1258 год.
Омейядов: Этой династией правили с 661 по 750 год.
халифат
Лечение других национальностей
Аббасидов: Неарабские мусульмане получили особые привилегии в суде.
Омейядов: Неарабские мусульмане считались низшими.
Терпимость к другим религиям
Аббасидов: Многие немусульмане приняли ислам.
Омейядов: Другие религии, такие как христианство и иудаизм, были терпимы.
Капитал
Аббасидов: Столицей был Багдад.
Омейядов: Столицей был Дамаск.
Положение женщин
Аббасидов: Женщины потеряли свой статус в обществе.
Омейядов: Женщины пользовались высоким статусом в обществе по сравнению с Аббасидским халифатом.
события
Аббасидов:Аббасид считается золотым веком исламской культуры; было много событий в искусстве, литературе, архитектуре, науке и технике.
Омейядов: Империя Омейядов видела события в торговле и архитектуре.
Аббасиды и Аббасидский халифат
Багдадский или Аббасидской халифат – так называлось теократическое феодальное государство, которое существовало в течение двух исторических периодов: с 750-го по 945-й г. и с 1124-го по 1258-й г.
Носит такое название по имени правящей династии Аббасидов. Аббасидский халифат включал в себя территории, на которых на сегодняшний день расположены арабские страны Азии, некоторые государства Средней Азии, а также современные египетские, иранские и североафриканские территории.
В государстве велась самостоятельная политика вплоть до того момента, как в 945 г. Аббасидский халифат был завоеван Буидами. В 1055 г. Багдад взяли сельджуки, и во власти аббасидских халифов были только прилегающие к столице области.
На протяжении двухсот лет в Аббасидском халифате наблюдался подъем, но с течением времени феодальная раздробленность арабского государства усиливалась, политическое влияние гвардии росло, а гвардию составляли тюркские рабы-гулямы, и постепенно в силу этих причин наступил упадок династии.
Столица по приказу аль-Мансура была перенесена в Багдад из Анбара: этот город был выстроен им на берегу реки Тигр. Столицей Аббасидского халифата был в период с 836 г. по 892-й город Самарра.
Противостояние Омейядов и Аббасидов
Аббасиды претендовали на обладание верховной властью в государстве. В качестве аргумента они приводили тот факт, что правящие в то время Омейяды не принадлежали к Хашимитам, роду Пророка ﷺ, хотя и вели свое происхождение из племени курейш. В противоположность им Аббасиды как раз вели свой род от Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба, который приходился Пророку ﷺ дядей и был выходцем из рода Хашимитов из Мекки. Аббас ибн Абд аль-Мутталиб был родным братом Абдуллы, отца Мухаммада ﷺ, и Абу Талиба, отца Али.
В государственных делах Аббасиды особой роли никогда не играли до этого времени, но постепенно в Аббасидском халифате росло число недовольных действиями Омейядов, правящей династии, и одновременно укреплялась роль в государстве Аббасидов.
Будучи близкими родственниками противостоящим Омейядам Алидам, Аббасиды могли быть уверены в том, что в борьбе за трон им окажут поддержку шииты. В своей поддержке уверили в начале восьмого века несколько кланов арабских шиитов праправнука Аббаса Мухаммада ибн Али ибн Абдулла, и они даже признали его своим имамом. Имамат был вручен Мухаммаду от Абу Хашима Абдуллы, одного из имамов шиитов, который назначил его своим преемником перед смертью.
Именно с этого момента началась тайная подготовка Аббасидов к тому, чтобы свергнуть Омейядов. С этой целью были повсюду разосланы их агенты. Центр зародившегося противостояния Омейядам был в Куфе, но шииты Хорасана и Мавараннахра с готовностью откликнулись на антиомейядскую пропаганду.
Мухаммада схватили и казнили в 743 г., и в результате его гибели имамат наследовал его сын Ибрахим. Он отправил в Хорасан Абу Муслима, талантливого и способного проповедника и военачальника персидского происхождения. Он все силы отдал движению Аббасидов: им была создана за короткие сроки мощная организация последователей, он привлек арабов-кальбитов, которые к тому времени были отстранены от власти, на сторону Аббасидов, а также сумел привлечь к своему движению практически всех жителей Ирана, которые приняли Ислам. Многие шииты-арабы, уверенные в том, что трон после того, как будут свергнуты Омейяды, должен будет перейти к роду Али, также оказали ему поддержку.
Нимало помогло Аббасидам и то междоусобное противостояние, которое разгорелось в 743 г., когда умер халиф Хишам. Антиомейядское восстание разгорелось в Хорасане под предводительством представителей Аббасидов Ибрахима ибн Мухаммада и его брата Абу-ль-Аббаса ас-Саффаха, возглавившего движение после смерти брата.
Аббасидами была одержана победа при Нехавенде 26 июня 749 г., и эта победа открыла им дорогу на Багдад. В этом же году в конце ноября были приведены к присяге Абу-ль-Аббасом в куфской соборной мечети новые подданные.
Расцвет Халифата Аббасидов
Расцвет династии Аббасидов пришелся на время правления Аль-Мансура (Абу Джафар, Абдулла аль-Мансур, правивший с 775-го по 785-й г.), Аль-Мамуна, правившего с 707-го по 775-й г., Аль-Махди и Харуна ар-Рашида, который стоял во главе государства с 768-го по 809-й г., а также Аль-Мамуна.
Верховная власть в период правления Аббасидов резко сменила свой характер: халиф перестал быть предводителем мусульманской армии – он стал главой всей мусульманской общины, в которой вероисповедание стало гораздо значимее, чем этническое происхождение человека. Именно в этот период многим мусульманам, не являющимся арабами по происхождению, удалось занять в государстве высокие посты. Да и во всем Аббасидском халифате наметилась тенденция к расцвету и возрождению национальных культур. Феодальный гнет усиливался, что выливалось в периодические народные восстания под предводительством таких лидеров, как Муканн и Бабек.
Аббасиды во время правления шиитов
Первоначально Аббасидский халифат включал в себя территории стран Ближнего Востока, Среднего Востока, североафриканская земля, но с девятого века отдельные провинции начали отпадать. Придворная гвардия, которая состояла стараниями аль-Мутасима из тюркских рабов-гулямов, низвела к середине десятого века халифов в своем могуществе, превратив их практически в марионеток.
Багдад в 945 г. был захвачен армией Буидов, состоявшей из дейлемских горцев. Шиитская династия Буидов была основана в двадцатых-тридцатых годах девятого века. На момент захвата ими Аббасидского халифата, все его владения сводились всего лишь к собственно Багдаду, а также к его окрестностям.
Буиды основали государство, которым управляли «эмиры эмиров» от лица халифа, и по-прежнему имя халифа упоминали первым в хутбе, а также красовалось на монетах. Но фактической светской власти к тому времени у Аббасидов уже не было, и они могли рассчитывать только на свой духовный авторитет. Они уже не могли рассчитывать на гвардию, на свой пышный двор, а также на свои родовые поместья – им было на правах икта передано всего лишь одно поместье, с которого они и получали деньги.
Аббасиды во времена Сельджуков
В 1055 г. к власти пришли Сельджукиды. Их власть была официально утверждена, но первосвященниками все еще оставались преимущественно Аббасиды. Они располагали только духовной властью имама, от которого традиционно исходила верховная власть: именно первосвященники давали инвеституру и принимали присягу от светских правителей – султанов и эмиров.
Но после того, как этот мир покинул султан Мухаммед в 1118 году, произошел раскол Сельджукской империи: за престол боролись сын Мухаммеда Махмуд II, который известен как основатель Иракского Сельджукидского султаната, и его дядя султан Санджар. Из-за этого раскола Аббасиды смогли организовать успешную борьбу с Мазйадитами, династией бедуинов из Хилл, своими давними противниками, а также с исмаилитами и иракскими Сельджукидами.
В 1124 г. аль-Мустаршид ответил отказом султану Махмуду II и не стал выплачивать ему дань. Халиф создал войско из тридцати тысяч солдат, в основном, из членов народного ополчения, дал отпор осаде сельджуков.
После Буидов первым правителем, который правил в Аббасидском халифате самостоятельно, был аль-Муктафи. При нем территория Аббасидского халифата распространялась на бассейн Тигра и Евфрата, включая Тикрит и устье Шатт-эль-Араба, а также территорию от Хульвана до Куфы. Позже его преемники сумели экономическое и политическое положение в государстве стабилизировать и упрочить. Аль-Мустанджид справился с Мазйадитами, сильными союзниками Сельджукидов, а Аль-Мустади сумел договориться и даже подружиться с Айюбидами и азербайджанскими атабеками.
Аббасиды во времена монголов
Последним халифом в Багдаде, кто имел действительно значительную власть, был Ан-Насир. При нем в состав Аббасидского халифата были включены Хамадан, Рей и Хузестан. С иракскими Сельджукидами окончательно было покончено при помощи хорезмшаха Текеш: голову убитого в сражении с хорезмийцами султана Тогрула III в 1194 г. отправили в Багдад. Однако вскоре между халифом и хорезмшахом началась конфронтация: от Текеша Ан-Насир потребовал после того, как была одержана победа над Тогрулом, который распространял свое влияние на Хамадан и Рей, оставить себе Хорез, а Западную Персию очистить. Но хорезмшаху было недостаточно территории своих владений, даже если включить территории Ирака, чтобы содержать свое огромное войско, и он попросил у халифа еще Хузестан. На момент 1200-го г. в Ираке преобладали хорезмийцы, но после того, как в Ирак пришло известие о смерти Текеша, жители подняли восстание, и все хорезмийские воины, которые находились в этой области на тот момент, были перебиты.
Багдад был захвачен монгольскими воинами князя Хулагу в 1258-м г., а сам город был разгромлен. Казнь аль-Мустасима состоялась через десять дней после падения столицы Аббасидского халифата. Практически никто из его потомков не выжил: только супруга Хулагу смогла добиться, чтобы оставили в живых младшего сына халифа – в начале четырнадцатого века упоминается о сыне его и внуке.
Даже после того, как ильханы обратились в ислам, остатки Аббасидов не имели особого влияния при монгольском дворе. Доподлинно неизвестно, когда именно род аль-Мустасима прекратился.
Аббасиды в Египте
В 1261 г. в Каире был поставлен аль-Мустансир усилиями мамлюкского султана Бейбарса. Аль-Мустансир был беженцем из Багдада, который объявил себя потомком аз-Захира. Но скоро во время битвы с монголами аль-Мустансир пропал без вести, и претендентом на место каирского халифа стал аль-Хаким I, который являлся потомком аль-Мустаршида. С тех пор все халифы Каира в ближайшие несколько сотен лет послушно исполняли волю султана и, по сути, служили лишь для отправления религиозного и придворного церемониала. Такой ситуация оставалась вплоть до 1517 г., когда Египет завоевала Османская империя, а титул халифа принял султан Селим I, отправив в заточение в Стамбул Мутаваккиля III.
Халифы Аббасидов
Династия Аббасидов состояла из ветви халифов, среди которых были такие, которые способствовали развитию династии и росту ее могущества, а также такие, кто ускорили упадок династии.
Время расцвета Халифата
Абу-ль-Аббас ас-Саффах
Так, наибольшего могущества династия Аббасидов достигла при самопровозглашенном халифе Абу-ль-Аббас ас-Саффахе, которому принадлежит заслуга по налаживанию отношений с Абу Муслимом во время волнений в Хорасане, и который правил всего год, вскоре скончавшись от оспы. Немало способствовал укреплению власти халифа и развитию государства Абу Джафар аль-Мансур, волей которого были подавлены очаги проомейядского сопротивления в Ираке и Медине, который вырвал престол у своего соперника – дяди Абдуллы. Именно Абу Джафар аль-Мансур вошел в историю как основатель Багдада.
Мухаммад аль-Махди
Улучшилась экономическая и политическая ситуация в государстве во время правления Мухаммад аль-Махди, который не только добился успеха в борьбе с зиндиками, но и сумел подавить алидский мятеж в Хиджазе и восстание Муканны. Мухаммад аль-Махди вошел в историю, как халиф, который реформировал систему налогообложения. Мусе аль-Хади выпало править недолго – всего лишь год и три месяца, после чего, он добровольно признал власть своего брата Харуна ар-Рашида. Впоследствии он был отравлен или умер от язвы.
Харун ар-Рашид
Вписал свое имя в историю золотыми буквами такой халиф династии Аббасидов, как Харун ар-Рашид. На первую половину его правления приходится самый яркий культурный и экономический расцвет государства (на фотографии монеты, которые чеканились в Халифате). При халифе началось бурное развитие в сельском хозяйстве, развивалась торговля и процветало ремесленное дело. Бурного расцвета достигла и культура. Именно Харуну-ар-Рашиду принадлежит заслуга основателя первой в Багдаде библиотеки и первого в Багдаде Университета.
Мухаммад аль-Амин
Мухаммад аль-Амин правил всего четыре года, но и в течение этого недолгого правления он успел зарекомендовать себя как легкомысленный и неблагонадежный правитель, который своими государственными обязанностями пренебрегал и предпочитал развлекаться. Это не способствовало его популярности среди населения. Между ним и его братом аль-Мамуном вскоре разразился конфликт из-за престолонаследия, так называемая третья фитна Аббасидов, а когда Багдад был осажден войсками аль-Мамуна, аль-Амин бежал из столицы, но его схватили и казнили.
Абдуллах аль-Мамун
Его брат Абдуллах аль-Мамун известен тем, что стал основателем Дома Мудрости в Багдаде – Бейт аль-хикма. При нем в управлении государством участвовали ученые, он был особо благосклонен к мутазилитам, признав в 827-м г. сотворённость Корана официально. Ему же принадлежит попытка найти сокровища, которые якобы спрятаны в Пирамиде Хеопса, правда попытка была безуспешной.
Власть аль-Мамуна не устраивала горожан, и в результате жители Багдада подняли против халифа восстание. Но восставшие поспешили провозгласить нового халифа – Ибрахима ибн аль-Махди: аль-Мамун сдаваться не собирался без боя. Два года удалось продержаться у власти аль-Махди: через два года в результате многомесячной осады Багдад удалось взять, и аль-Мамун вновь завладел престолом, а Ибрахиму ибн аль-Махди удалось бежать.
Мухаммад аль-Мутасим
Мухаммад аль-Мутасим известен тем, что при нем была прекращена кампания против византийцев. При нем же столицей Аббасидского халифата стала Самарра вместо Багдада, а в Азербайджане им было подавлено восстание Бабека.
Харун аль-Васик
Время правления Харуна аль-Васика вошло в историю тем, что в это период наблюдалась активизация михны. Михной называли те испытания, которым подвергались богословы-мусульмане, и с помощью которых можно было определить, насколько лояльны данные священники к существующему режиму правления.
Джафар аль-Мутаваккиль
Джафар аль-Мутаваккиль сделал большие шаги по укреплению авторитета власти Аббасидов, для чего прибегал к поддержке консервативной части исламского общества. При нем новая столица Самарра активно застраивалась и развивалась. Михна, которая при его предшественнике достигла своего пика, при Джафаре аль-Мутаваккиле была прекращена полностью, а влияние мутазилитов сошло на нет. Именно с его правления падение Аббасидского халифата не только ускорилось, но и стало неизбежным. Свою жизнь этот халиф окончил трагически: его убили его же собственные телохранители в Самарре, столице, которую он так стремился сделать прекраснейшим городом на свете.
Мухаммад аль-Мунтасир
Ахмад аль-Мустаин и Зубайр аль-Мутазз
Следующим халифом стал Ахмад аль-Мустаин, которого избрали тюркские командиры, но он был их рабом, не имевшем фактической власти. На время правления этого халифа пришлись восстания сторонников Алидов в Табаристане и Рее. На смену ему пришел в результате вооруженного захвата власти Зубайр аль-Мутазз. К тому времени в Аббасидском халифате уже вовсю нарастал политический и экономический кризис: тюрки требовали оплаты, как и другие солдаты, в том числе и североафриканские, и общая задолженность составляла весь объем двухлетнего налогового сбора. В результате узурпаторы захватили все провинции.
Мухаммад аль-Мухтади
Решать возникшие проблемы пришлось уже следующему халифу из Аббасидов – Мухаммаду аль-Мухтади. Он первым делом сократил расходы на содержания своего двора. Во время его правления разгорелся конфликт между Салихом и Мусой, двумя тюркскими командирами.
Ахмад аль-Мутамид и его сыновья
Аббасидский халифат был разделен на две части при Ахмаде аль-Мутамиде: он отдал его западную часть во владение своему сыну Джафару, а его восточная земля была отдана брату аль-Мувафаку, причем последний фактически являлся правителем всей страны.
Абдуллах аль-Мутадид и Джафар аль-Муктадир
Абдуллах аль-Мутадид, пришедший ему на смену, вошел в историю как правитель храбрый и энергичный: ему удалось подавить в Месопотамии хариджитов, в результате чего Египет вновь перешел под власть Аббасидского халифата. Его преемник Али аль-Муктафи стал последним халифом в Багдаде, кому во время правления сопутствовал хоть малейший успех. При нем Египет окончательно вернулся под власть Аббасидского халифата, но в его период правления усилили свое развитие и влияние карматы. Но все те успехи, которые были с трудом достигнуты аль-Муктафи, благополучно утратил следующий халиф – Джафар аль-Муктадир. Упадок Аббасидского халифата окончательно усилился именно в период его правления. Когда у власти был аль-Муктадир, государство потеряло Египет, Северную Африку, Мосул, а карматы набирали свою мощь.
Абдуллах ибн аль-Мутазз
На смену этому правителю пришел Абдуллах ибн аль-Мутазз, который изначально жил не при дворе, но после того, как умер аль-Муктафи, его втянули в борьбу за престол, в результате которой он стал правителем Аббасидского халифата всего на один день. Его свергли на следующий день – это сделал его же собственный племянник с помощью придворной гвардии, спустя несколько дней халифа казнили.
Мухаммад аль-Кахир
Мухаммада аль-Кахира возвели на трон заговорщики, руки которых были запятнаны кровью аль-Муктадира. Аль-Кахир, взойдя на трон, развернул в Аббасидском халифате кампанию по массовому террору. Против него зрел заговор, и уже совсем скоро его также схватили заговорщики, требуя, чтобы он добровольно отрекся от престола. Когда же он ответил отказом, его отправили в тюрьму, где он провел одиннадцать лет.
Ахмад ар-Ради
При Ахмаде ар-Ради реальной власти у главы государства не было – ею обладал его визирь по имени Ибн Раик. Ар-Ради вошел в историю как последний «настоящий» халиф из Аббасидов. Он действительно выполнял обязанности халифа в религиозном плане, но это не уберегло государство от неминуемого упадка: во время его правления Северная Африка и часть Месопотамии и Сирии вышли из состава Аббасидского халифата, а аравийские вожди с помощью карматов взяли власть в свои руки.
Ибрахим аль-Муттаки
Следующий правителем Аббасидского халифата стал Ибрахим аль-Муттаки, который был зависел от командования армии и никакого влияния на действия военных не имел. За время, пока он находился у власти, византийская армия дошла до Нисибина, произошло Васитское восстание.
Халифы Аббасидов во времена буидов
Абдуллах аль-Мустакфи
Абдуллах аль-Мустакфи правил Аббасидским халифатом с 944-го по 946-й г., и за время его правления Багдад подвергся осаде Ахмада ибн Бувайха, предводителя Буидов. Буиды при аль-Мустакфи занимали при дворе важную роль и пользовались неограниченным влиянием, а очень скоро стали распоряжаться казной государства. Через какое-то время Ахмад ибн Бувайх напал на дворец, главу государства ослепили и низложили, а Аббасидский халифат все чаще стал подвергаться нападениям русов и византийцев.
В стране установилась власть Буидов. Фактически правили они, но все-таки халифы продолжали называться главами государства хотя бы номинально. Абуль-Касим аль-Мути стал испытывать серьезные трудности финансового характера: ему была оставлена земля всего нескольких имений, доходов с нее едва хватало, чтобы содержать себя и свой двор. Он отрекся от престола в пользу своего сына после того, как был парализован в результате серьезной болезни.
Абу Бакр ат-Таи и аль-Муттаки аль-Кадир
Его сын Абу Бакр ат-Таи стал следующим из Аббасидов, но и ему пришлось влачить ничтожное существование: он жил в такой бедности, что не было средств даже на обеспечение себя самым необходимым. Со стороны султанов-шиитов он встречал полное непонимание: они относились к халифу с презрением. Он был смещен с трона Буидами, а власть была передана сыну одного из его предшественников аль-Муттаки аль-Кадиру.
Аль-Кадир вошел в историю как один из самых религиозных, добрых, богобоязненных и милосердных правителей из всех Аббасидов. Он был женат на дочери султана Баха ад-Даулы, и благодаря этому при нем Аббасидский халифат хотя бы немного вернул себе свой былой блеск.
Династия Аббасидов и сельджуки
Аль-Каим
Следующим Аббасидский халифат возглавил Аль-Каим. В период его правления турки-сельджуки завоевали Ирак, в результате чего положение халифов улучшилось, поскольку сельджуки были суннитами. Но могущество Аббасидов так и ограничивалось только религиозной областью: светская власть находилась в руках у сельджукских султанов. Аль-Каим вручил инвеституру Тогрылу I, правителю сельджуков, на титул султана, и взамен на это Сельджуки финансово полностью обеспечили Аббасидов так, что они могли позволить себе вести представительную жизнь.
Абдуллах аль-Муктади
С того момента фактической властью в Аббасидском халифате обладали Сельджукиды. Абдуллах аль-Муктади был женат на дочери Маликшаха, сельджукского султана, но его жена умерла через пару лет, и тогда в Багдад прибыл сам Маликшах с целью низложить и выслать халифа из города, но и самого Маликшаха скосила серьезная болезнь, и он умер, так и не осуществив своего намерения. За время его правления сельджуки взяли под свой контроль вновь Антиохию, ранее отбитую у них Византией, а также новые территории в Индии.
Ахмад аль-Мустазхир
Следующим из Аббасидов на престол взошел Ахмад аль-Мустазхир – человек образованный, добродетельный, справедливый и милосердный. Он известен своим талантом к написанию стихов, а также тем, что внимательно выслушивал все жалобы своих подданных. В Багдаде во времена его правления жизнь текла размеренно и благополучно, но в восточных областях страны во всю велись Крестовые походы.
Абу Мансур аль-Мустаршид
Аббасидский престол перешел к Абу Мансуру аль-Мустаршиду, который потерпел поражение в военных столкновениях с Масудом, сельджукским султаном, в результате чего он был взят в плен, а после его выслали в крепость Хамадана. Султан Санджар, дядя пленившего халифа султана Масуда, обратился к племяннику с просьбой его освободить, на что Масуд ответил согласием. Когда же крепость направили солдат, чтобы сообщить эту новость, среди этих солдат скрывались ассасины-батиниты, которые проникли в шатер халифа и убили его самого и часть его придворных.
Абу Джафар ар-Рашид и Мухаммад аль-Муктафи
После него на престол взошел Абу Джафар ар-Рашид, и сразу же с него султан сельджуков Масуд потребовал выплатить четыреста тысяч динаров, которые был должен ему плененный отец ар-Рашида аль-Мустаршид. Ар-Рашид не согласился выплачивать эту сумму и обратился за помощью к Имадуддину Занги, эмиру Мосула, а также объявил султаном приехавшего в Багдад Сельджукида Дауда, что нанесло еще больший урон его отношениям с Масудом. Вскоре Масуд захватил Багдад со своей большой армией, а сам халиф вынужден был скрываться в Мосуле вместе с объявленным им султаном Имадуддином Занги.
Когда же султан Масуд низложил ар-Рашида, власть Аббасидском халифате была передана Мухаммаду аль-Муктафи, которому в то время было всего сорок один год. Он был женат на сестре султана Масуда, а своим наследником он объявил сына Юсуфа аль-Мустанджида.
Юсуф аль-Мустанджид
Следующим главой Аббасидского халифата стал Юсуф аль-Мустанджид, который был известен своими многочисленными добродетелями, имел поэтический талант и стремился изучать науки, особенно астрономию. Он провел ряд реформ: уменьшил налоги, снизил таможенные пошлины. В период его правления в Египте и Сирии проходили ожесточенные войны мусульман с крестоносцами, и во главе мусульманских армий остался только атабек Hypуддин Занги, поскольку Фатимидский халифат к тому моменту уже находился в полном упадке.
Аль-Мустади
Одним из номинальных правителей Аббасидского халифата стал Аль-Мустади: у него не было реальной военной мощи, ни власти, но за годы своего правления он успел построить огромное количество школ и мечетей, существенно снизил налоги.
Последние правители Аббасидов
Последними халифами Аббасидского халифата были Ахмад ан-Насир, который продолжил борьбу с хорезмшахами и сельджуками, Аз-Захир, которому удалось создать сильную армию, Аль-Мустансир, который оставил после себя знаменитую Медресе Мустансирия в Багдаде. Он известен тем, что сумел отбить атаку монголов на столицу, усилил ее фортификации и укрепил армию.
Последним правителем Аббасидского халифата стал Аль-Мустасим, который не смог противостоять монголам во главе с Хулагу, потому что не дал никакого отпора кроме угроз и оскорблений, и в результате Багдад был взят монголами, а самого Аль-Мустасима казнили.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)