Кто такие талибы что за нация

Новое в блогах

Что это за «Афганские талибы» и почему их никто не может победить

США выводят войска из Афганистана и многие политологи рассматривают это как поражение в войне с талибами. Об этих самых талибах* сейчас много говорят, но мало кто объясняет, кто это вообще такие и почему они такие непобедимые.

Ответ на этот вопрос лежит на поверхности, но для начала нам нужно немного разобраться в основах.

*Признаны террористами и запрещены в России

Кто такие талибы что за нация. Смотреть фото Кто такие талибы что за нация. Смотреть картинку Кто такие талибы что за нация. Картинка про Кто такие талибы что за нация. Фото Кто такие талибы что за нация

1. Не народ и не нация

Вопреки представлению некоторых обывателей, талибы – это вовсе на национальность и не население какого-то определенного региона.

Среди талибов есть много узбеков, таджиков, пакистанцев, чеченцев, арабов и т.д. Думаю, там даже и русские есть.

2. Не только Афганистан

Также, талибы ведут свою деятельность и за пределами Афганистана. Например, в мире существует целое государство талибов – Вазиристан.

Правда, государство это не признанное и занимает часть территории Пакистана.

Кто такие талибы что за нация. Смотреть фото Кто такие талибы что за нация. Смотреть картинку Кто такие талибы что за нация. Картинка про Кто такие талибы что за нация. Фото Кто такие талибы что за нация

Вазиристан на карте Пакистана

3. Талибы – это. студенты

В арабском языке есть слово «Талиб», которое так и переводится – «ученик», «студент», «учащийся медресе» (религиозной школы).

Таким образом, «Талибан» – это «ученики, студенты». А «талиб» – один из представителей Талибана. Естественно, студентами они себя считают не потому, что учатся в ВУЗах, а потому, что следуют идеалам ислама.

4. Кто такие исламисты

Если говорить просто, то исламисты (веткой которых являются Талибан) – это та часть мусульманства, которая стремится установить законы шариата как основные в государстве и обществе.

Про законы шариата объяснять не буду, думаю вы имеете о них примерное представление. Здесь важно понять, что не любой мусульманин – исламист.

Например, в Турции, Казахстане или Башкирии тоже живут мусульмане, но они живут по светским законам, а не пропагандируют шариат. Таким образом, они исламистами не являются.

Наиболее известными течениями исламизма, кроме талибана, считают:

Всего таких течений – десятки. И практически все запрещены в России, как террористические.

4. Чего же хотят талибы

Если очень коротко и образно, талибы хотят, чтобы в Афганистан (ну, и вообще везде) вернулось Средневековье.

И это не оборот речи, не сарказм. Талибы осознанно и целенаправлено проводят политику, согласно которой общество должно жить также, как оно жило во времена появления Ислама.

То есть они считают, что весь этот прогресс, наука, образование, светские отношения – это все против бога и подлежит демонтажу. Люди должны жить в селах и заниматься сельским хозяйством.

Под строгим запретом:

Короче говоря, талибы – это наиболее ортодоксальная часть мусульман, стремящаяся к максимальному откату в прошлое.

6. Почему никто не может победить Талибан

И это касается не только США. Талибов не смог выгнать со своей территории Пакистан. И действующая власть Афганистана тоже бессильна против движения исламистов.

Причин у такой стойкости много, но главная звучит так:

Талибан опирается на большинство афганского общества, что позволяет ему вести партизанскую войну

То, что мы описали выше, все эти средневековые запреты, для нас с вами звучит дико. Однако, для обычного афганского крестьянина, живущего где-то в горах и ущельях, подобные идеи вызывают душевный отклик.

Кто такие талибы что за нация. Смотреть фото Кто такие талибы что за нация. Смотреть картинку Кто такие талибы что за нация. Картинка про Кто такие талибы что за нация. Фото Кто такие талибы что за нация

Талибы продвигают те идеи, которые нравятся афганскому большинству, а именно – крестьянам. Именно поэтому сколько бы США не воевали с талибами, число последних постоянно растет.

Так, в 1995 году их было всего 25 000 человек, а в 2000-м уже 110 000. То есть число сторонников выросло более чем в 4 раза.

После этого в страну вошли американские войска и число талибов по понятным причинам сократилось до 10 000 и даже меньше. И, казалось бы, вот она – победа! Можно гордо поднимать американский флаг. Но нет.

После первого удара талибы начали вновь увеличивать свое число. В 2010 их было уже почти 30 000, в 2015 – 60 000, а сейчас, на момент вывода войск США количество талибов равно или даже превышает уровень 2000-го года.

Этот ресурс позволяет вести партизанскую войну. А в такой войне, как известно, победить просто невозможно. В такой войне против тебя воюет не армия, а весь народ, включая детей и стариков. И что в такой ситуации делать? Только уходить, другого пути просто нет.

Точнее, он есть – внедрение образования и реальная работа с обществом. Но американцам это точно не было нужно. Они пришли в Афганистан, чтобы отомстить за 11 сентября и установить контроль над Центральной Азией. Ну, еще сесть на потоки героина (его производство выросло в 40 раз, за время присутствия американцев).

Короче говоря, американцы не приходили исправлять афганское общество, они, как и обычно, приходили за своими интересами. Видимо, сейчас эти интересы удовлетворены, раз они уходят.

Кто-то называет это проигрышем, но я так не считаю. Американцы и не собирались побеждать, по крайней мере в том виде, в каком мы себе это представляем. Наоборот, сейчас они оставят после себя агрессивную средневековую страну под брюхом у России и Китая. А кто сказал, что не именно этого они добивались.

Источник

Кто такие талибы, кто ими руководит и как они действуют?

Кто такие талибы что за нация. Смотреть фото Кто такие талибы что за нация. Смотреть картинку Кто такие талибы что за нация. Картинка про Кто такие талибы что за нация. Фото Кто такие талибы что за нация

Структура руководства движения «Талибан» свидетельствует о том, что его политическая команда в Дохе не имеет прямого контроля над полевыми командирами и боевиками в Афганистане.

Движение «Талибан» установило контроль более чем над половиной всех районов Афганистана, однако обещания, которые дали политические переговорщики талибов в Дохе, похоже, останутся невыполненными.

Так называемая Комиссия по политическим вопросам в Дохе в феврале 2020 года во время заключения мирного соглашения с Соединенными Штатами пообещала, что «Талибан» будет уважать права человека и не допустит присутствия иностранных боевиков на подконтрольных ему территориях.

Но недавние сообщения Афганской и Таджикской редакций Азаттыка опровергают утверждения «Талибана» об отсутствии боевиков из других стран в Афганистане. Их тысячи, и в основном это пакистанцы, участвующие в сражениях под знаменами «Талибана».

Такие сообщения вызывают сомнения в том, какое влияние имеет политический офис в Дохе на полевых командиров и теневых губернаторов, назначенных военными лидерами «Талибана» на территориях, которые они контролируют.

— По поводу самого важного вопроса о командовании и контроле «Талибана» нам сейчас известно меньше всего. Всё внимание сосредоточено сейчас на движении «Талибан» в Дохе, которое ведет переговоры с афганским правительством, и на том, в какой степени они действительно контролируют боевые действия на местах, — говорит аналитик по вопросам безопасности в Афганистане Тед Каллахан.

КОМАНДОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ

Официальный представитель «Талибана» Забиулла Муджахид, отвечая на вопрос Азаттыка, представил описание руководящей структуры, согласно которой Комиссия по политическим вопросам в Дохе не имеет прямого контроля над боевиками, захватившими в последние месяцы обширные территории.

Муджахид объяснил в электронном письме Азаттыку, что политический офис в Дохе лишь один из почти двух десятков комиссий и офисов, которые составляют своего рода кабинет министров при верховном лидере талибов Малави Хибатулле Ахундзаде.

По словам Муджахида, отдельный орган в структуре руководства «Талибана» — Комиссия по военным делам — наблюдает за всей военной цепочкой командования движения вплоть до провинциального и районного уровней.

Он сказал, что Ахундзада является «высшим авторитетом» талибов по религиозным, политическим и военным вопросам. Муджахид добавил, что у Ахундзады есть три заместителя.

Заместитель по политическим вопросам Мулла Абдул Гани Барадар возглавляет Комиссию по политическим вопросам и переговорную группу «Талибана» в Дохе.

Заместитель главы южных провинций Мулла Мохаммад Якуб — сын покойного основателя «Талибана» Муллы Мохаммада Омара. Он также возглавляет военные операции талибов.

Кто такие талибы что за нация. Смотреть фото Кто такие талибы что за нация. Смотреть картинку Кто такие талибы что за нация. Картинка про Кто такие талибы что за нация. Фото Кто такие талибы что за нация

Заместитель Акундзады по восточным провинциям Сираджуддин Хаккани также является главой так называемой «Сети Хаккани».

Муджахид отметил, что военная иерархия талибов находится в ведении Комиссии по военным делам, в которой доминируют Якуб и Хаккани.

В этой иерархии командования, начиная с районного уровня, каждый полевой командир талибов подчиняется провинциальному командованию. Муджахид сообщил Азаттыку, что существует семь региональных «кругов», каждый из которых отвечает, как минимум, за три провинциальных командования. Эти региональные «круги» контролируют два заместителя руководителя Комиссии по военным делам. Один из них отвечает за 21 провинцию в так называемой «западной зоне» талибов, сказал Муджахид. Другой курирует командование в 13 провинциях «восточной зоны».

Комиссия по военным делам «Талибана» также отвечает за назначение и контроль всех «губернаторов» в провинциях и районах в теневом правительстве «Талибана».

НЕОБХОДИМАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

Аналитики говорят, что эволюционирование структуры руководства «Талибана» с 2001 года было продиктовано необходимостью превратиться из разрозненной организации командиров местного ополчения в более организованное политическое и военное движение.

Ключевые изменения в руководстве были предприняты в качестве ответных мер на разногласия, которые разделили талибов на соперничающие фракции после смерти основателя талибов Муллы Омара в 2013 году.

По сути, эти подразделения, которые базируются на пуштунских племенных структурах, — следствие длительной борьбы за власть.

Одна сторона поддержала сына Омара как следующего верховного лидера «Талибана». У него есть последователи в западном и южном Афганистане. Число его приверженцев также доминирует в высшем консультативном и директивном руководящем совете талибов — «Рахбари Шуре», который более известен как «Кветта Шура».

По другую сторону — командиры талибов в восточном Афганистане и Пакистане, связанные с «Сетью Хаккани». Эта группировка имеет прочные связи с консультативными руководящими советами, известными как «Пешавар Шура» на северо-западе Пакистана и «Миран Шах Шура» в пакистанском племенном округе в Северном Вазиристане.

В исследовании 2019 года, проведенном Институтом мира США (USIP), говорится о том, как талибы откорректировали свою командную структуру после смерти Муллы Омара, чтобы сгладить разногласия между вооруженными группировками.

В исследовании отмечается, что, создав более сплоченное военное и политическое движение, талибы «смогли осуществить захват больших территорий и управление ими».

Для этого была создана система теневого управления движением «Талибан». Этот шаг позволил военным командирам из различных вооруженных группировок назначать «должностных лиц» теневого правительства на территориях, находящихся под их контролем.

Тем не менее теневое управление «Талибана» является «нестабильным и несистематичным», говорится в исследовании Института мира США. В результате были выработаны различные правила, «сформированные с учетом предпочтений отдельных командиров, местных традиций и силы «Талибана» в общине».

«Множество участников — начиная от руководства «Талибана» и до местных командиров — сыграли ключевую роль в создании и формировании политической линии движения в Афганистане. Выработка политического курса «Талибана» была настоль же централизованной, насколько и децентрализованной, при этом руководство формирует правила в той же степени, как бойцы и командиры на местах», — говорится в исследовании.

По словам Каллахана, ключевой вопрос, который оказывает воздействие на будущее Афганистана, заключается в том, сможет ли «Талибан» в дальнейшем сохранить свою нынешнюю структуру управления и контроля.

— Окрепнет ли он или будет децентрализован так, что мы увидим вотчины «Талибана», которые в гораздо большей степени скоординированы на региональном, нежели на национальном [уровне]? — задается вопросом Каллахан.

СЕГОДНЯШНИЙ «ТАЛИБАН»

— Если бы пришлось давать характеристику простыми словами, то «Талибан» — это теперь по сути обозлившиеся афганцы, — сказал Каллахан Азаттыку.

По его словам, в стране также присутствуют тысячи боевиков «Талибана» неафганского происхождения.

— Это уже больше не пуштунское этнонационалистическое движение. Оно намного более разнообразное, чем было в 1990-х годах, — пояснил Каллахан.

Кто такие талибы что за нация. Смотреть фото Кто такие талибы что за нация. Смотреть картинку Кто такие талибы что за нация. Картинка про Кто такие талибы что за нация. Фото Кто такие талибы что за нация

Билл Роджио, старший научный сотрудник американского Фонда защиты демократий (FDD), не верит в обещания талибов, которые они дали, заключив соглашение в 2020 году в Дохе, — уважать права человека и не допускать присутствия иностранных боевиков на подконтрольных им территориях.

По словам Роджио, старшего редактора журнала Long War Journal Фонда защиты демократий, сегодняшний «Талибан» создает впечатление движения, пытающегося установить Исламский Эмират Афганистан и навязать афганскому народу свою суровую версию исламского права.

Но Роджио также видит существенные различия между сегодняшним «Талибаном» и исламистским режимом, который контролировал большую часть Афганистана в конце 1990-х годов.

— «Талибан» в преобладающем числе состоит из афганцев. В нем доминируют афганцы. Но этот вопрос не совсем прост по причине таких группировок, как «Сеть Хаккани», которые базируются как в Пакистане, так и в Афганистане, — сказал Роджио Азаттыку. — Существует большое количество этнических узбеков и таджиков, даже туркменов, а в некоторых случаях даже этнических хазарейцев, которые являются афганцами, и сегодня они — часть «Талибана». В последние годы «Талибану» удалось глубоко внедриться в эти общины. А это большая разница между сегодняшним «Талибаном» и «Талибаном» до террористических атак против Соединенных Штатов 11 сентября 2001 года.

Более того, в недавнем докладе Группы по аналитической поддержке и наблюдению за санкциями Совета Безопасности ООН говорится, что из примерно 85 тысяч боевиков «Талибана» в Афганистане около 10 тысяч считаются иностранными бойцами.

Сообщается, что около 6500 из них — граждане Пакистана, остальные — родом из Центральной Азии, Чечни либо оставшиеся члены «Аль-Каиды» на Ближнем Востоке.

— Основной компонент взаимодействия талибов с [«Аль-Каидой»] — это «Сеть Хаккани». Связи между двумя группировками остаются тесными, основанными на идеологическом соответствии, отношениях, укрепленных общей борьбой и браками между различными представителями группировок, — заключила группа наблюдателей ООН.

В эксклюзивном репортаже Таджикской редакции Азаттыка задокументировано, как «Талибан» на севере Афганистана поставил командира боевиков из Таджикистана во главе пяти районов, недавно захваченных талибами вблизи границы.

25-летний командир, известный под псевдонимом Махди Арсалон, родился в селе Шербегиён в восточной части Раштской долины Таджикистана.

Кто такие талибы что за нация. Смотреть фото Кто такие талибы что за нация. Смотреть картинку Кто такие талибы что за нация. Картинка про Кто такие талибы что за нация. Фото Кто такие талибы что за нация

Кто такие «Джамаат Ансаруллах» и кому талибы поручили охрану части границы с Таджикистаном?

На самом деле они являются членами группировки «Джамаат Ансаруллах», основанной десять лет назад бывшим оппозиционным таджикским командиром с целью свергнуть правительство в Душанбе.

«Джамаат Ансаруллах» — запрещенная в Таджикистане террористическая группировка.

Корреспонденты Азаттыка на северо-западе Афганистана недавно сообщили о присутствии узбекских боевиков, имеющих связи с запрещенным «Исламским движением Узбекистана» (ИДУ).

Кто такие талибы что за нация. Смотреть фото Кто такие талибы что за нация. Смотреть картинку Кто такие талибы что за нация. Картинка про Кто такие талибы что за нация. Фото Кто такие талибы что за нация

По словам Шамса, семьи примерно 80 узбекских боевиков прибыли в провинцию Бадгис из Пакистана в 2018 году и в настоящее время базируются в районе Бала-Мургаб.

Он сказал, что большинство этих узбекских талибов — дети боевиков ИДУ, которые бежали в Пакистан в конце 2001 года после того, как оказали содействие «Талибану» в противостоянии антиталибскому Северному альянсу в провинции Тахар.

По словам бывшего советника американских сил специального назначения в северном Афганистане Каллахана, утверждение талибов о том, что в их рядах нет иностранных боевиков, «явно не соответствует действительности».

Кто такие талибы что за нация. Смотреть фото Кто такие талибы что за нация. Смотреть картинку Кто такие талибы что за нация. Картинка про Кто такие талибы что за нация. Фото Кто такие талибы что за нация

Он считает, что «Талибан» будет продолжать отрицать присутствие иностранных боевиков в своих рядах:

— У Китая есть потенциальная будущая роль в Афганистане. Пекин, похоже, рассредоточивает риски в зависимости от того, у кого в будущем будет власть — у афганского правительства или «Талибана». Они, по всей видимости, готовы взаимодействовать с любой из групп. Присутствие иностранных боевиков, которые работают с «Талибаном», особенно уйгурских боевиков, действительно угрожает отношениям «Талибана» и Китая в будущем.

«ТАЛИБАН» ПРОТИВ АФГАНСКИХ СИЛ БЕЗОПАСНОСТИ

Формально «Талибан» значительно проигрывает в численности и уступает технологически силам национальной безопасности Афганистана.

Но аналитики предупреждают, что, как и со многими другими моментами в Афганистане, написанное на бумаге не всегда соотносится с реальным положением вещей.

Афганских сил безопасности, включая войска под командованием министерства обороны и полицию в составе министерства внутренних дел, как предполагается, по крайней мере в три раза больше, чем активных боевиков «Талибана» в стране.

Американский специальный генеральный инспектор по восстановлению Афганистана сообщил в своем последнем докладе конгрессу, что общая численность афганских сил безопасности, включая армию, спецназ, военно-воздушные силы, полицию и офицеров разведки, составляет около 307 тысяч.

Джонатан Шроден, эксперт по безопасности исследовательской организации CNA в Арлингтоне, штат Вирджиния, полагает, что в распоряжении афганского правительства есть примерно 180 тысяч военнослужащих.

Афганистан также хорошо обеспечивается Соединенными Штатами, которые потратили около 83 миллиардов долларов на оказание содействия в строительстве, оснащении, обучении и поддержке афганских сил безопасности с момента свержения предыдущего режима «Талибана» в конце 2001 года.

Армия Афганистана получила из Соединенных Штатов бронетехнику, самолеты и боевые вертолеты, артиллерию, штурмовые винтовки, очки ночного видения и беспилотные летательные аппараты.

Специальный генеральный инспектор по восстановлению Афганистана сообщает, что у афганских вооруженных сил также есть парк воздушных судов, который состоит из 167 самолетов, включая боевые вертолеты.

Однако средства вооружения, поставленные Кабулу за последние два десятилетия, и то, что теперь доступно для боевых действий, — это две разные вещи.

Кто такие талибы что за нация. Смотреть фото Кто такие талибы что за нация. Смотреть картинку Кто такие талибы что за нация. Картинка про Кто такие талибы что за нация. Фото Кто такие талибы что за нация

Подробные сведения о текущем состоянии афганского арсенала засекречены.

Однако имеющиеся неофициальные данные дают основания предполагать, что многое из того, что было поставлено афганскому правительству и проправительственным ополченцам за эти годы, либо больше не функционирует, либо попало в руки наступающего «Талибана».

Эксперты говорят, что местный черный рынок тоже богатый источник вооружения талибов.

Известно, что привезенные из Пакистана химикаты для удобрений широко используются талибами для изготовления самодельных взрывных устройств на юге и востоке Афганистана.

В подготовке статьи участвовали корреспонденты Афганской редакции Азаттыка, имена которых не разглашаются по соображениям безопасности. Использовались также материалы Таджикской редакции Азаттыка.

Перевела с английского Алиса Вальсамаки.

Источник

История «Талибана»: что за группировка захватывает Афганистан и даёт пресс-конференции в Москве

Правление группировки в 1990-х: публичные казни, дружба с бен Ладеном и запрет всего западного вплоть до шахмат и телевизоров.

Летом 2021 года благодаря событиям в Афганистане знатоки истории поймали дежавю. Иностранные войска готовятся покинуть страну, законное правительство стоит на грани краха, а исламские радикалы анонсируют скорый приход ко власти, — всё как в конце 1980-х годов.

Фундаменталисты из движения «Талибан», режим которых американцы и их союзники свергли 19 лет назад, готовятся вернуться ко власти с новыми силами. Группировка уже заявляет о том, что реально контролирует большую часть страны и позиционирует себя как умеренную силу, готовую вести диалог с оппонентами и соблюдать права человека.

«Талибан» признан в России террористической организацией, деятельность которой запрещена в стране, но это не помешало представителям формирования трижды провести переговоры и дать большую пресс-конференцию в Москве.

Современные талибы дистанцируются от своих предшественников из 1990-х, которые установили в Афганистане одну из самых мрачных диктатур в истории 20 века. Как так получилось, что ставшая в 1978 году на просоветский путь развития страна в итоге получила только череду гражданских войн, иностранных вторжений и несколько лет экстремистов во власти?

Основные источники статьи:

Организации «Талибан» и «Исламское государство» признаны в Российской Федерации террористическими и их деятельность запрещена на территории страны.

На протяжении веков Афганистан служил перепутьем между Индией, Средней Азией и Ираном. Эта горная страна входила в состав разных империй с редкими и недолгими периодами самостоятельности. Только в 1919 году Афганистан провозгласил полную независимость от Великобритании и окончательно стал суверенным.

Раздробленность Афганистана усиливал этнический фактор. Титульная нация, пуштуны, составляли только около половины от общего населения страны. Следом за ними шли таджики — их было примерно вдвое меньше, чем пуштунов, но исторически именно таджики преобладали среди жителей городов и немногих образованных людей. Оставшуюся четверть представляли разнообразные меньшинства: узбеки, хазарейцы, туркмены, белуджи и другие.

Слабость Афганистана как централизованного суверенного государства символизирует частота смен официальной символики. С 1880 года афганские власти уже 23 раза меняли национальный флаг.

Этническое разнообразие осложняет религиозный фактор: большинство афганцев (около 80%) исповедует суннитский ислам, меньшинство — придерживается шиизма. Исторически мусульман-шитов в Афганистане считали неблагонадёжными, пятой колонной соседнего Ирана.

В 1933 году власть в Афганистане после череды смут и цареубийств перешла к королю Мухаммеду Захир-шаху. Политик осознавал отсталость страны и необходимость её модернизации. Но также король понимал, что в условиях традиционного родоплеменного общества радикальные реформы только спровоцируют мятеж племенной верхушки с последующей гражданской войной. Поэтому Захир-шах осторожно, одну за другой, внедрял новации в жизнь афганского общества.

При этом монархе в стране впервые появились парламент, независимые СМИ, промышленное производство и вузы. Благодаря Захир-шаху афганские женщины стали участвовать в выборах, получать образование и носить западную одежду. Крупнейший город и столица страны Кабул вырос в несколько раз, в нём появились новые здания и широкие автомобильные дороги.

Со временем немногочисленная прослойка образованных горожан-афганцев стала тяготиться низким темпом реформ. В 1973 году, когда король находился в зарубежной поездке, его же кузен Мухаммед Дауд возглавил антиправительственный заговор. Дауд объявил государство республикой, а себя — его президентом. Спустя пять лет, 27 апреля 1978 года, в Кабуле произошёл новый переворот. Власть захватила прокоммунистическая НДПА, Народно-демократическая партия Афганистана.

Власти и спецслужбы СССР не участвовали в переворотах 1973 и 1978 годов. Захир-шах и Мухаммед Дауд считались лояльными в отношении Москвы политиками, и Кремль тогда устраивал уровень советско-афганского партнёрства.

Новый глава государства, лидер НДПА Нур-Мухаммед Тараки, немедленно приступил к тому, чего в своё время так опасался король Закир-шах — серии коренных преобразований страны. Тараки искренне верил, что Афганистан под его руководством за несколько лет совершит колоссальный рывок в развитии.

«То, что сделано в Советском Союзе за 60 лет, в Афганистане будет осуществлено за пять лет», — восклицал президент [Тараки]. На мой вопрос, какой будет позиция новой власти в отношении ислама, последовал примечательный ответ: «Приезжайте к нам через год — и вы увидите, что наши мечети окажутся пустыми». Пожалуй, одного этого заявления было достаточно для того, чтобы понять: новый режим обречён.

Тараки несколькими декретами инициировал передел земли, списал все долги беднякам, объявил борьбу религии и обычаям, уравнял в правах мужчин и женщин, обязав всех немедленно учиться грамоте, причём не в школах при мечетях, а на специальных светских курсах. Патриархальное большинство населения Афганистана восприняло такую политику как объявление войны.

В марте 1979 года против революционных властей восстали жители Герата, третьего по величине афганского города возле границы с Ираном. Вскоре мятежи охватили всю страну. Духовенство прямо благословляло народ на вооружённую борьбу против безбожных властей. А действия сторонников НДПА, преимущественно малочисленного городского населения, только усугубляли раскол внутри страны.

Режим [НДПА] стал проводить в отношении их [мусульманского духовенства] жёсткие репрессивные мероприятия. При этом многие служители культа расстреливались на глазах верующих. Подобная практика возводила их в число шахидов [мучеников], что наносило прямой ущерб авторитету госвласти.

Руководство СССР пыталось уладить кризис в соседней стране, но принятые решения только превратили стихийные восстания в полномасштабную войну. 27 декабря 1979 года спецподразделение советского ГРУ провело четвёртый за шесть лет государственный переворот в Кабуле. Спецназовцы низложили и расстреляли заподозренного в связях с США и Китаем Амина — вместе с родными и приближёнными. Ещё до переворота, 10 декабря 1979 года, в Кремле решили, что в Афганистан необходимо ввести свои войска. Об этом Москву и раньше просили разочаровавшиеся в своей армии деятели НДПА.

Леонид Брежнев и его соратники долгое время отказывал, считая сомнительной саму идею строительства социализма в Афганистане. Затем они передумали, посчитав, что иначе дружественный режим в соседней стране не спасти, а новые власти неизбежно переориентируются во внешней политике на Пекин или Вашингтон. Предполагалось, что войсковая операция будет недолгой, словно в Чехословакии в 1968 году.

Ввод советских войск в Афганистан придал гражданскому конфликту внутри страны новый размах. Событие окончательно убедило тысячи жителей страны, что идёт не просто антиправительственный мятеж, а джихад, священная война против безбожников. В условиях неграмотности и религиозного сознания у подавляющего большинства афганцев ислам стал идеологией сопротивления кабульскому правительству и его советским союзникам.

Война 1979-1989 годов свела на нет все успехи, достигнутые во времена Захир-шаха и президента Дауда. В боевых действиях погибли до двух миллионов афганцев: лоялистов, боевиков разных оппозиционных группировок, мирных жителей. Около пяти миллионов граждан бежали из республики, прежде всего, в соседний Пакистан. Люди не просто потеряли свои дома и нехитрый скарб, они испытали культурный шок от разрушения не менявшейся веками жизни в афганской глубинке. И теперь они ждали прихода той силы, которая восстановила бы в стране жизнь на основе религии и исконных ценностей.

Девятилетняя междоусобица с участием иностранных солдат разрушила афганскую экономику и государственный аппарат. На излёте Перестройки, 15 февраля 1989 года, советские войска ушли из Афганистана. Режим последнего лидера НДПА Мухаммеда Наджибуллы, выстоял ещё три года. 16 апреля 1992 года отряды моджахедов заняли его последний оплот — столицу Кабул.

Моджахеды — «борцы за веру», собирательное название афганских боевиков, воевавших сначала против режима НДПА и советской армии, а затем против «Талибана».

Прежняя Республика Афганистан пала, вместо неё победители провозгласили новое Исламское государство Афганистан, которое международное сообщество сразу признало легитимной властью. За рубежом тогда считали, что с уходом Советов все беды страны остались позади. Марионеточного прокремлёвского режима уже нет, и бывшая оппозиция восстановит в стране нормальную жизнь, словно в постсоциалистических Польше или Венгрии.

Если фундаментализм возобладает в Афганистане, то война будет продолжаться долгие годы, а страна превратится в центр мировой контрабанды наркотиков и терроризма.

На деле в 1992 году война в Афганистане не закончилась, просто моджахедские группировки стали делить власть уже между собой. Во время действий против СССР крупнейшие формирования объединились в два альянса по конфессиональному принципу — шиитскую «Тегеранскую восьмёрку» и суннитскую «Пешаварскую семёрку». Теперь оба непрочных союза распались. Номинально единый Афганистан превратился в конгломерат «княжеств» под управлением полевых командиров.

На крупных дорогах каждые несколько километров стояли блокпосты, собиравшие дань каждый в пользу своего командира. Торговля пришла в упадок. Земледельцы вместо пшеницы выращивали коноплю и опий — продажа сырья для наркотиков на экспорт для многих стала средством выживания. Столица Кабул лежала в руинах. Её никак не могли поделить две главные моджахедские группы с похожими названиями: «Исламская партия Афганистана» пуштуна Гульбеддина Хекматияра и «Исламское общество Афганистана» таджика Бурхануддина Раббани.

В сентябре 1994 года «Талибан» основал ветеран борьбы против НДПА и СССР мулла Мухаммед Омар. Костяк бойцов группировки составили молодые люди из афганских семей, бежавших от войны в Пакистан. Власти соседнего государства создали для беженцев сеть медресе, воспитанники которых бесплатно получали кров и пищу. Инициативу с ведома ЦРУ США финансировали исламские фонды из государств Персидского залива.

«Талибан» стал наследником деобандизма — возникшего в 19 веке среди индийских мусульман радикального учения, близкого к саудовскому ваххабизму. Деобандисты призывали к воссозданию единого исламского халифата со строгой жизнью в соответствии со средневековыми нормами.

В пакистанских медресе для беженцев преподавали проповедники-фундаменталисты, учившие юношей, что их долг — бороться за истинно исламское общество, очищенное ото всякого влияния еретиков и иноверцев. В середине 1990-х годов пакистанские спецслужбы использовали выпускников этих школ в своих целях. Исламабад хотел привести ко власти в Афганистане новую силу, которая бы навела у себя порядок и утрясла бы с Пакистаном старый спор о границе между двумя государствами. Создание группировки курировал один из руководителей национальной разведки Султан Амир Тарар.

Это был удачный для «Талибана» симбиоз, поскольку гильзаи в Афганистане исторически считались самыми дикими и воинственными, а дуррани — грамотными и зажиточными.

Талибские лидеры неоднократно подчёркивали, что их движение — не чисто пуштунское, а исламское, и они рады видеть у себя «настоящих мусульман» любой национальности, языка и цвета кожи. Но на практике к таджикам, хазарейцам и другим этническим меньшинствам новые хозяева страны относились как к людям второго сорта.

Другие радикальные группировки моджахедов быстро примкнули к талибам. Более умеренные ополчения, лояльные центральному правительству, безуспешно пытались бороться против новой силы. Весной 1995 года «Талибан» захватил западные афганские провинции и стал контролировать уже всю южную половину страны.

На этом талибы не остановились, они провели серию новых успешных наступлений, захватив около 90% афганской территории. Уцелевшие ополчения моджахедов сплотились в Объединённый исламский фронт спасения Афганистана (за рубежом известный как Северный альянс). Группировка под руководством полевого командира Ахмада Шаха Масуда удержала только северо-западную провинцию Бадахшан, позиционируя себя как войска легитимного афганского государства. Фактически же война 1992-1996 годов закончилась победой талибов и их союзников.

3 апреля 1996 года мулла Мухаммед Омар на церемонии в Кандагаре принял специфический титул амира аль-муминин, «повелителя правоверных», отсылавший к первым векам существования ислама. В средневековье так величали халифов, правителей единой исламской империи, преемников пророка Мухаммеда. Титул намекал как на то, что талибы собираются реставрировать в Афганистане средневековые порядки, так и на внешнеполитические амбиции движения.

29 октября 1997 года мулла Омар провозгласил подконтрольные территории Исламским эмиратом Афганистан. Очередное государственное образование в истерзанной многолетней войной стране не получило широкого признания в мире. Из участников ООН официальные отношения с талибским эмиратом установили только ближайшие союзники: Пакистан, ОАЭ и Саудовская Аравия.

Даже на общеисторическом фоне 20 века, с его обилием разнообразных диктатур, режим талибов в Афганистане выглядел весьма специфически. Сам фактический глава государства, мулла Омар, очень редко появлялся на публике и почти не давал интервью журналистам. Его изображения не появлялись в печати и не выставлялись в публичных местах. До сих пор есть лишь только фотороботы, но не полноценные портретные снимки этого загадочного человека, скончавшегося предположительно в 2013 году.

В Исламском эмирате не проводились выборы, не работал парламент и не действовала конституция или какой-либо её аналог. Официальные спикеры режима объясняли, что так и нужно: мол, у афганского народа вместо ложных западных конституций есть Коран и Сунна, свод преданий о жизни пророка Мухаммеда, где уже даны ответы на все важные для мусульманина вопросы.

Своей главной задачей талибы видели восстановление в стране исламских порядков в их первозданной чистоте. С этой целью помимо истихаба, обычной госбезопасности, выискивавшей бывших членов НДПА и сторонников Северного альянса, в эмирате действовала организация «Мункар ва-Накир», шариатская полиция нравов. Её служащие следили за тем, чтобы жители страны вели благочестивый образ жизни.

Согласно талибским декретам, преступлениями против религии считались такие поступки как:

Употребление алкоголя и наркотиков;

Игра на музыкальных инструментах, танцы и слушание музыки;

Содержание собак в жилых домах;

Хранение дома фотографий людей или любых иллюстрированных изданий;

Просмотр фильмов и телевидения;

Ношение европейской одежды;

Бритьё усов и бороды;

При этом женщины де-факто не могли ни работать, ни получать образование. Власти эмирата разрешали им выходить на улицу только в скрывающей лицо и фигуру одежде и исключительно в сопровождении супруга или другого родственника-мужчины.

Наряду с откатом общественной жизни в средневековье, талибы решали хозяйственные проблемы разорённого войной Афганистана. На подвластных территориях они отстраивали города и сёла, восстанавливали дороги и ремонтировали электростанции и кяризы, распространённые в Средней Азии подземные оросительные системы. Состоятельных граждан власти исламского эмирата вынуждали жертвовать средства в пользу сирот, вдов и нищих.

Талибы активно боролись с расплодившейся во время анархии в стране преступностью. Они публично проводили жестокие расправы над пойманными убийцами, насильниками, ворами и грабителями, не делая поблажек для оступившихся активистов своей организации. Это закрепило у части афганцев имидж «Талибана» как суровой, но справедливой силы, способной поддерживать порядок внутри страны.

Мы хотим жить так, как пророк Мухаммед жил 1400 лет назад, и борьба ради этой цели — наше право. Мы хотим воссоздать времена пророка и делаем только то, что афганский народ хотел на протяжении последних лет.

Вакиль Ахмад Мутаваккиль

Полноценного экономического подъема в Афганистане при талибах ожидаемо не случилось. Пожертвования от зарубежных спонсоров движения уходили на войну против Северного альянса. Введение дополнительных налогов разоряло земледельцев, торговцев и ремесленников и провоцировало рост инфляции. Национальная валюта афгани при талибах обесценилась в 3-4 раза.

Долгое время талибы терпели, что немалая часть афганцев продолжает жить за счёт выращивания и продажи опия. К концу 1990-х страна ежегодно экспортировала до четырёх тысяч тонн наркотического сырья. Афганская эмиграция и Северный альянс утверждали, что талибы, при внешней набожности, сами имеют доход с однозначно греховного бизнеса. Тогда мулла Омар в 2000 году серией декретов запретил жителям эмирата под страхом смерти любое участие в наркоторговле. После этого производство афганского опия резко упало, что ещё сильнее усугубило нищету в стране.

К концу 1990-х «Талибан» раскололся на фракции условных ортодоксов и технократов. Первых представлял мулла Омар вместе с ближайшим окружением в фактической столице Кандагаре. А верхушка чиновничьего аппарата в Кабуле во главе с министром иностранных дел Вакилем Ахмадом Мутаваккилем перешла на более умеренные позиции.

Противоречия между ними напоминали дискуссии 1920-х годов внутри большевиков в Советской России. Мулла Омар выступал за распространение ортодоксального ислама за рубеж и наводил мосты с родственными движениями в Узбекистане, Таджикистане и на российском Северном Кавказе. Его сторонники считали, что их лидер способен стать лидером «настоящих мусульман» во всём мире.

Если сегодня мы не вступимся за Чечню [ичкеркийских сепаратистов], то завтра мусульман в какой-нибудь другой стране или регионе постигнет та же участь.

Мутаваккиль и близкие к нему деятели предлагали более взвешенную политику. Они считали, что талибскому Афганистану нужно добиться полноценного признания в мире и продолжать восстанавливать разрушенную войной страну. «Талибы-технократы» безуспешно призывали муллу Омара принять хотя бы подобие конституции и учредить аналог всенародно избираемого парламента.

По неофициальным контактам Мутаваккиль убеждал зарубежных коллег, что эксцессы вроде публичных казней, отсечений рук за воровство и побивания камнями за адюльтер — вынужденные и временные, что эмират постепенно эволюционирует и откажется от этих крайностей. Но на деле мулла Омар не собирался пересматривать свою политику. Власти «Исламского эмирата Афганистан» сохраняли крайнее неравноправие женщин и мужчин вместе с унизительной дискриминацией для шиитской общины и немногочисленных остававшихся в стране немусульман.

События 11 сентября 2001 года привели к санкционированному ООН вторжению американских и союзных войск в Афганистан. В 2001-2002 годах режим талибов пал, но движение в течение следующих 19 лет не прекращало партизанской войны. По мере вывода из страны иностранного контингента, «Талибан» готовится вновь вернуться к власти.

Группировка под началом новых лидеров Хайбатуллы Ахундзады и Абдула Гани Барадара позиционирует себя уже как более умеренную силу в сравнении со своими предшественниками из 1990-х годов. Талибы утверждают, что они готовы соблюдать права человека, препятствовать наркотрафику и бороться с влиянием настоящих экстремистов — группировкой «Исламское государство».

На деле новый прагматизм «Талибана» многим наблюдателям кажется вынужденным и неискренним, который лишь скрывает прежнее желание навязать стране средневековые порядки и свою неограниченную власть.

Один из уроков, который «Талибан» усвоил из 2000-х, заключается в том, что им не стоит позволять международным джихадистам использовать Афганистан как базу, где можно укрыться и тренироваться, чтобы потом атаковать Запад, Россию или страны Центральной Азии. «Талибан» сейчас пытается показать себя лучшей из альтернатив для Афганистана. Но тут сложность в том, что раньше их слова часто расходились с делами.

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *