Кто такие троцкисты и чего они хотели

Что такое троцкизм?

Редакция Бескома обратилась с инициативой к дружественным группам и изданиям затронуть в своих работах тему троцкизма, т.к. на данный момент в российском левом движении, как и в международном, наблюдается засилье троцкистов: троцкистских пабликов, кружков, движений, партий и профессоров от науки, которые, казалось бы, играя прогрессивную роль, вносят серьезный разлад в понимание истории СССР, экономических проблем СССР и тормозят сегодня создание революционной пролетарской партии на основе революционной теории.
На наш призыв первыми откликнулись сторонники журнала “Прорыв”, опубликовав недавно свою заметку о троцкизме, которую перепечатываем ниже. Хотим предупредить читателей, чтобы они вдумчиво отнеслись к приведенному в статье перечню “центров распространения троцкизма в России”. Так, из-за отсутствия в наших руках необходимой информации Беском не может поддержать все пункты “прорывистов”. Марксистам-ленинцам-сталинцам нужно осторожно относится к подобным обличениям, если, конечно, сами организации открыто не признают себя троцкистскими.

С почином, товарищи!

Что такое троцкизм?

Троцкизм есть злейший враг коммунизма.

Троцкизм не имеет ничего общего с теорией и практикой марксизма-ленинизма.

Троцкизм всех сортов представляет собой передовой край буржуазной идеологии отрицания коммунизма в эпоху конца империализма и победивших коммунистических революций.

Троцкизм проявляется в трёх ипостасях:

1) как идеология на вооружении империализма в виде «социалистических» концепций и теорий философов, историков и публицистов — что рассчитано на самые широкие массы, в первую очередь на интеллигенцию и молодёжь;

2) в виде левых организаций — что рассчитано на политически активную молодёжь и пролетарские слои;

Наиболее опасен замаскированный троцкизм — вкрапление троцкистских идей, троцкистский уклон, полутроцкизм, — так как он приводит к оппортунизму и, следовательно, к извращению теории и практики борьбы за коммунизм.

Неверно искать корни троцкизма в произведениях или поступках Троцкого. Деятельность Троцкого стала причиной введения в оборот термина «троцкизм», но не Троцкий породил троцкизм, а троцкизм породил Троцкого.

Во все времена вокруг революционного движения ошивались безыдейные люди с совершенно чуждыми революции целями — от откровенно провокаторских или меркантильных до авантюристических или карьеристских. Задолго до Троцкого троцкистами по духу были многие политические проходимцы, судорожно атаковавшие I Интернационал, троцкистами по факту является и современная беспринципная сволочь, причисляющая себя к коммунистам. Главная отличительная черта троцкизма как политического явления — беспринципность. Термин «троцкизм» получил распространение потому, что Троцкий заложил идеологию беспринципности.

В дооктябрьский период идеология троцкизма представляла собой остервенелую борьбу против Ленина, его научной позиции и его сотрудников. Деятельность Троцкого была порождена обстановкой борьбы фракции большевиков с фракциями оппортунизма, в которой колеблющимися элементами стала востребована специфическая идеология двурушничества. Троцкий, не имея никаких устойчивых воззрений и испытывая ненависть к большевизму, фразёрством и интригами сплачивал вокруг себя всё подобное себе. Притом троцкисты всегда выступали под видом марксистов, коммунистов, революционеров, а после смерти Ленина — совершенно нахально под видом большевиков и ленинцев.

После победы Коммунистической революции в 1917 году и первых успехов в строительстве общества низшей фазы коммунизма идеология троцкизма оформилась в привычный нынешний вид, как антисталинизм. Если правый антисталинизм есть вся открыто-откровенная эксплуататорская политическая идеология, то левый антисталинизм и есть троцкизм, то есть отрицание теоретического и практического опыта строительства коммунизма слева.

Процессы 1936 — 1938 гг. показали, что троцкистские «оппозиционеры» во главе с Троцким, Бухариным, Зиновьевым, Каменевым, Рыковым ещё с 1917 г. состояли в заговоре против Ленина и ленинцев. Они стремились сорвать Брестский мир, потворствовали эсеровским мятежам и покушению на Ленина, всеми силами стремились навязать партии демократию, чтобы расшатать организацию и сбить партию с научно обоснованного ленинско-сталинского пути. Сам Троцкий и его ближайшие сотрудники ещё с 1920-х были связаны с иностранными разведками, а в 1930-е стали агентурой гестапо. Троцкисты объединили под своим руководством все антикоммунистические и антисоветские элементы внутри СССР, образовав относительное единое антисоветское подполье, организовали множество терактов, в том числе убийство Кирова, Менжинского, Куйбышева, Горького. Троцкистские бандиты подготавливали убийство руководства партии и осуществление, совместно с группой Тухачевского, военного переворота с последующим расчленением страны. Таким образом, троцкисты, вслед за меньшевиками и эсерами, по мере обострения классовой борьбы окончательно и закономерно превратились в беспринципную, безыдейную, действующую по найму империализма банду вредителей, диверсантов, разведчиков, шпионов и убийц.

Следующей исторической формой троцкизма была хрущёвина. Если классический троцкизм был разгромлен теоретически и практически внутри СССР и в 1930 — 1950-е г. эксплуатировался в основном в буржуазных странах, то после смерти Сталина хрущевизм ударил СССР изнутри. Захватившая руководящие посты в КПСС группа Хрущёва объявила истинно марксистскую сталинскую политику по сути преступной и антинаучной. Всё, что проповедовал Хрущёв, являлось перепевкой Троцкого. Деятельность Хрущёва была направлена на расшатывание диктатуры рабочего класса, сворачивание строительства коммунизма и развал международного коммунистического движения.

Следует отметить, что ни один ренегат в постсталинской истории коммунистического движения не обосновывал антисталинизм какой-либо теоретической проработкой с точки зрения марксизма. Больше того, все эти хрущёвы, микояны, тольятти, гомулки, ульбрихты, тодоры, кадары, торезы и прочие вообще не были марксистами. По прошествии десятилетий мы можем уверенно говорить, что эти люди представляли собой агентуру мирового империализма в руководстве партий. Они инициировали и проводили антикоммунистический (антисталинский) курс на основе фальсификации истории и троцкистской теории культа личности Сталина. Ссылаясь на отдельные цитаты Маркса и Ленина, эти иуды и иудушки, не чураясь, разумеется, использования национализма, мобилизовали партийные и беспартийные массы на расшатывание единства мировой коммунистической системы, рассчитывая в конечном счёте на крах строительства коммунизма во всём мире. Антисталинская линия этих деятелей сегодня органически, вслед за «классическим» троцкизмом, слилась с либерально-демократическим отрицанием коммунистического строительства в СССР и странах социалистического лагеря. Только Китай, Албания и Корея за счёт компетентности Мао Дзэдуна, Энвера Ходжи и Ким Ир Сена выявили порочность данного курса и сохранили относительную приверженность марксизму-ленинизму.

Кроме того, троцкизм был течением мысли советской интеллигенции. Даже при Сталине не удалось выкорчевать троцкизм из системы образования, в том числе из партийного, академических институтов и художественной среды. В этих сферах троцкисты составляли нечто вроде тайных кланов, проявляя себя не только на поприще диссидентства, но и в официальных «диамате», «истмате», «политэкономии» и «научном коммунизме». Причём деятельности троцкистов свойственны далеко не только государственные заговоры и борьба за власть в партии, но и мелкие пакости, трусливые уколы исподтишка. К сожалению, ВКЛСМ оказался не кузницей коммунистических кадров, а питомником троцкизма и институтом разложения советской молодежи.

Более того, троцкизм стал генератором содержания антикоммунистической идеологии. Так, в основе современной буржуазной истории СССР положена троцкистская историография. Историография Троцкого выставляется буржуазией как аутентичная позиция «организатора» Октябрьской революции, направленная против «сталинизма». Книги Троцкого «Сталинская школа фальсификаций» и «История русской революции» есть первое и основное начало антикоммунистической историографии в академическом виде, стоящее по сей день на вооружении мировой буржуазии. Все основные концепции буржуазной истории о СССР — «сталинские репрессии», «диктаторство Сталина», «культ личности Сталина», «сговор Сталина и Гитлера», «власть бюрократии» — создали в своих произведениях Троцкий и его приспешники.

История показала, что беспринципность обеспечивает троцкизму исключительную идейную и организационную «мутагенность». Концепции, аргументы, теории, мнения троцкистов, а также их многочисленные кружки, движения, партии, фронты, интернационалы чрезвычайно разнообразны, порою отчаянно грызутся между собой, но представляют собой тождественное качество — отрицание коммунизма в СССР в теории и на практике. Причём троцкизм, по сравнению с остальными сортами буржуазной идеологии, сегодня есть передовой крайантикоммунизма.

В основе троцкизма лежит невежество в теории, податливость моде и буржуазной идеологии. Троцкизм — явление не только политическое, но и психологическое, особая форма социальной мимикрии, замешанная на помпе самолюбования. Троцкизм, словно вирус, поражает наиболее шаткие, неустойчивые элементы в коммунистическом движении, в том числе склоняя их к кустарщине, акционизму, экономизму и тред-юнионизму. Левое движение России во многом остаётся в ничтожном положении беззубой, изолированной от масс многопартийности из-за заражения троцкизмом в виде вкрапления троцкистских идей, троцкистского уклона и полутроцкизма.

Низкий теоретический уровень левых, то есть невежество, приводит к колебаниям актива, а того, в свою очередь, — к индифферентному отношению к троцкизму, потворству и даже примиренчеству.

Новой формой троцкизма является «шапинизм», то есть концепция «примирения» сталинизма и троцкизма или «снятии противостояния» сталинизма и троцкизма. Применением шапиновской тактики сегодня заняты различные «друзья» молодёжи, которые сплачивают в кружках наиболее безграмотные, политически наивные молодые кадры. Учитывая снижение влияния традиционного троцкизма, отрицающего Сталина и коммунизм в СССР, позиция таких троцкистов и полутроцкистов является весьма перспективной с точки зрения точек роста оппортунизма в текущих условиях повышенного интереса к сталинскому СССР.

Популярные в молодёжной и левой среде центры распространения троцкизма в России следующие:

1. Журнал «Скепсис».
2. Издание «Рабкор» и иная деятельность Кагарлицкого, института «Коллективное действие» и Клеман.
3. Журнал «Пропаганда».
4. Издание «Спиноза» и кружки «Энгельс».
5. Журналы «Альтернативы», «Вопросы политической экономии» и иная деятельность Бузгалина и Колганова.
5. Журнал «Социальный компас».
6. Издание LeninCrew.
7. Журнал «Сентябрь».
8. Кружок А. Тарасова.

Кроме того, в России действуют несколько чисто троцкистских партий и групп, находящихся по большей части на содержании западного капитала.

Принимая во внимание вышесказанное, отмечаем необходимость:

1. Вести последовательную и непримиримую борьбу с троцкизмом и троцкистскими организациями. Защищать сталинскую историографию, историю большевизма, пропагандировать и развивать ленинское и сталинское теоретическое и практическое наследие.

2. Вести последовательную и непримиримую борьбу против всех проявлений троцкизма в теории, пропаганде и агитации. Решительно отвергать все материалы, содержащие даже элементы троцкизма.

3. Вести теоретическую и воспитательную работу на основе тщательного изучения всем активом марксизма-ленинизма по первоисточникам, т. е. работам классиков и официальным, обнародованным в ленинско-сталинский период документам по истории партии.

При этом следует отметить, что победа над троцкизмом как буржуазной идеологией и контрреволюционной практикой, а также порождаемым троцкизмом оппортунизмом не гарантирует чистоту марксистско-ленинской линии и полного отсутствия оппортунизма. Оппортунистов полно и среди антитроцкистов. Только последовательная идейно-теоретическая санитария против всякого оппортунизма, основанная на овладении диаматикой, развитии марксистской теории и мобилизации совести, способна гарантировать чистоту кадров и правильность нашей политики.

Источник

Враг Сталина №1: чего на самом деле хотел Троцкий и почему «троцкизм» был ругательством

Кто такие троцкисты и чего они хотели. Смотреть фото Кто такие троцкисты и чего они хотели. Смотреть картинку Кто такие троцкисты и чего они хотели. Картинка про Кто такие троцкисты и чего они хотели. Фото Кто такие троцкисты и чего они хотели

20 августа 1940 года в Мексике агент НКВД Рамон Меркадер совершил покушение на Льва Троцкого. На следующий день самый опасный противник Иосифа Сталина скончался. В СССР имя Троцкого было дискредитировано настолько, что его не реабилитировали до самого распада страны. А термин «троцкизм» был ругательством на уровне «фашизма». По этой причине фигура Троцкого все еще достаточно мифологизирована, а о сущности троцкизма мало кто имеет хоть какое-то представление. Евгений Антонюк рассказывает, что это такое на самом деле и почему Троцкий был заклеймен и проклят партийным большинством во главе со Сталиным.

Индустриализация и грабеж крестьян

Проведенная в СССР индустриализация вовсе не была изобретением Сталина. Ее сторонником был и Троцкий. Только представлял он ее себе несколько иначе, чем то, что было реализовано на практике.

Идея сделать акцент на развитии тяжелой промышленности и создании средств производства с временным ущербом для всех остальных сфер нравилась Троцкому. Однако ключевым расхождением со Сталиным был вопрос финансирования. По общему мнению большевиков, средства на индустриализацию надо было найти внутри страны, в деревне. Общий тезис большевиков того периода: западные страны производили индустриализацию за счет ограбления колоний. В СССР заморских колоний нет, так что придется довольствоваться внутренними ресурсами.

Позиция Троцкого заключалась в следующем: богатые крестьяне–кулаки неизбежны и порождаются объективными историческими и экономическими процессами из среды середняков. Кулак хотя и мелкобуржуазный элемент, но его существованием необходимо воспользоваться. Кулаков надо обложить повышенными налогами, за счет которых будет формироваться финансовая база для индустриализации.

У остальных крестьян предлагалось изымать средства более хитрыми методами: промышленные товары продавать им по завышенной цене, а хлеб покупать по низким государственным ценам, за счет этого дисбаланса извлекать выгоду.

Коллективизация

Кто такие троцкисты и чего они хотели. Смотреть фото Кто такие троцкисты и чего они хотели. Смотреть картинку Кто такие троцкисты и чего они хотели. Картинка про Кто такие троцкисты и чего они хотели. Фото Кто такие троцкисты и чего они хотелиВ годы коллективизации из родных домов были выселены миллионы крестьян | Фото: РИА Новости

Троцкий и Сталин поддерживали идею коллективизации сельского хозяйства, но их взгляды на нее отличались. Для Троцкого коллективизация — постепенный процесс строительства социалистического хозяйства, который последует после индустриализации и растянется на несколько десятилетий. Для Сталина коллективизация — необходимое условие индустриализации, благодаря которой можно добыть средства для строительства заводов.

Мировая революция

Троцкий, как и большинство классических марксистов, был страстным сторонником мировой революции. Вопрос мировой революции с самого начала ставился марксистами как важнейший, от которого зависит буквально само существование марксизма. Поскольку социализм и капитализм принципиально антагонистичные явления, между ними будут происходить конфликты до тех пор, пока одно не одолеет другое.

Кто такие троцкисты и чего они хотели. Смотреть фото Кто такие троцкисты и чего они хотели. Смотреть картинку Кто такие троцкисты и чего они хотели. Картинка про Кто такие троцкисты и чего они хотели. Фото Кто такие троцкисты и чего они хотелиЛев Троцкий | Фото: РИА Новости

Предполагалось, что мировая революция — важное условие, без выполнения которого все революции не имеют смысла. Все страны мира находятся на разных уровнях развития. По отдельности каждая из них не сможет развиваться, но в случае мировой революции все станут социалистическими, более крупные и богатые будут помогать развиваться маленьким и бедным. Заодно исчезнут национальные и классовые противоречия, не будет поводов для войн, и т.п. утопические утверждения.

В одном из выступлений Троцкий так описывал перспективы мировой революции:

Наша задача — укрепить хозяйство, поднять культуру, додержаться до того часа, когда освобожденный европейский труд придет к нам на помощь. Разумеется, наше положение было бы в 10 и 100 раз легче, если бы в Англии вместо правительства Макдональда стояло настоящее революционное пролетарское правительство. Оно нам на основах товарищеского делового договора оказало бы самый крупный кредит. Мы могли бы сразу поднять наше производство, выбросить на рынок все предметы крестьянского обихода и в течение 5 лет поднять наше сельское хозяйство. Что это означало бы для Англии? Это означало бы для Англии: обильный и дешевый хлеб, обильный и дешевый лес, кожу, лен и всякого рода сырье. Английский народ, трудящийся народ, т.е. 9/10 всего населения Англии, так же, как и народ, населяющий Советский Союз, от такого делового сотрудничества выиграл бы чрезвычайно, и мы, товарищи, в несколько лет могли бы оказаться на вершине хозяйственного благополучия, на вершине, которая пока еще очень и очень далека от нас.

Поэтому вопросы индустриализации, коллективизации и вообще какого-либо развития и улучшения жизни в СССР ставились Троцким в неразрывной связи с мировой революцией. Он настаивал на поддержке революционных движений по всему миру через Коминтерн.

Борьба с бюрократией

Согласно взглядам Троцкого, бюрократия в силу естественных причин имеет свойство перерождаться. Каким бы ответственным и преданным революции ни был работник, со временем он неизменно переродится. Даже в революционном государстве бюрократия всегда будет обособляться в отдельный класс со своими интересами. При этом по мере своего развития бюрократия будет становиться все более консервативной силой, тормозящей развитие революционного государства и противодействующей интересам других классов. Это будет происходить в силу того, что бюрократы будут стремиться держаться за свои привилегии и высокое положение. В конце концов бюрократия переродится в откровенно контрреволюционную силу, которая похоронит все завоевания революции.

Кто такие троцкисты и чего они хотели. Смотреть фото Кто такие троцкисты и чего они хотели. Смотреть картинку Кто такие троцкисты и чего они хотели. Картинка про Кто такие троцкисты и чего они хотели. Фото Кто такие троцкисты и чего они хотелиМолотов и Сталин на 32-м съезде ВКП(б) в 1934 г. | Фото: Известия ЦК КПСС

Дабы этого избежать, требовалось, во-первых, сократить число разного рода главков, комиссий, ведомств и просто должностных лиц. Во-вторых, постоянно тасовать кадровый состав ответственных работников, не позволяя им засидеться на месте, а новые кадры черпать из рядов пролетариата.

Именно эта часть платформы Троцкого в некоторой степени и предопределила его падение. Сталин открыто делал ставку на бюрократический аппарат. А тот, в свою очередь, поддерживал Сталина, который обещал им некоторую стабильность. Даже в 20-е годы члены партии на руководящих постах уже имели массу привилегий в сравнении с простым смертным и, конечно, не хотели их лишаться.

Даешь молодежь

Троцкий всегда был неравнодушен к молодежи. Она сильнее всех воспринимала громкие лозунги, «думала сердцем», верила в светлое завтра. Он всегда с большим удовольствием выступал перед молодежной аудиторией.

Кто такие троцкисты и чего они хотели. Смотреть фото Кто такие троцкисты и чего они хотели. Смотреть картинку Кто такие троцкисты и чего они хотели. Картинка про Кто такие троцкисты и чего они хотели. Фото Кто такие троцкисты и чего они хотелиНарком по военным и морским делам Лев Троцкий у могилы жертв взрыва в здании МК РКП(б) в Леонтьевском переулке 25 сентября 1919 года | Фото: ТАСС

Молодежь будет разбавлять эту среду своим пылом и энтузиазмом и станет залогом сохранения революционного духа в рядах партии. Пролетарскую молодежь надо как можно шире вовлекать в ряды ВКП(б) и как можно активнее продвигать на высокие посты.

Студенческие организации, комсомольцы и партийная молодежь составляли внушительную долю последователей Троцкого.

Конец семье

Троцкий считал разрушение традиционной буржуазной семьи главной заслугой Октябрьской революции.

Троцкий, как и многие большевики, считал семью архаичным пережитком, неуместным в новом социалистическом обществе. Поэтому и брачное законодательство, действовавшее в СССР после революции, было самым либеральным в истории. Даже в наше время мало кто может конкурировать с ним за это звание. По замыслу большевиков, на смену старой патриархальной семье должен был прийти новый быт: питание в общественных столовых, стирка в прачечных, воспитание детей в специально созданных государственных учреждениях. Все это освободило бы мужчину и женщину от бытовой рутины и позволило им направить свои силы на решение революционных задач. Однако средств на то, чтобы широко внедрить все эти начинания, попросту не хватило, и с началом индустриализации от этих идей постепенно отказались.

Начавшийся в середине 30-х годов в СССР консервативный поворот в сторону традиционной семьи вызвал негодование Троцкого. До самой смерти он был убежденным сторонником нового быта, хотя этот вопрос для него не входил в число первостепенных.

Кто такие троцкисты и чего они хотели. Смотреть фото Кто такие троцкисты и чего они хотели. Смотреть картинку Кто такие троцкисты и чего они хотели. Картинка про Кто такие троцкисты и чего они хотели. Фото Кто такие троцкисты и чего они хотелиСоветские дети в столовой | Фото: rospotrebnadzor.ru

Загадка Троцкого

Политическая платформа Троцкого не сильно расходилась с партийным большинством и даже взглядами Сталина. В ключевых вопросах они вообще совпадали. Оба выступали за индустриализацию с акцентом на тяжелую промышленность, коллективизацию. Наконец, за диктатуру. Троцкий тоже был категорическим противником существования других партий и даже фракций внутри партии. Расхождения носили разве что тактический характер.

Даже расхождение в каких-то вопросах было скорее следствием политической борьбы. Например, Сталин отказался от лозунга мировой революции, но де-факто всегда помогал революционным движениям везде, если имелась такая возможность.

Тогда почему Троцкий оказался навеки проклят в СССР и заклеймен всеми возможными ругательствами? Даже слово «троцкизм» в СССР считалось бранным. А Троцкий оказался единственным видным членом партии, так и не реабилитированным вплоть до распада СССР, хотя к тому времени были оправданы даже его союзники по борьбе со Сталиным.

Во-первых, сыграло свою роль крайне неприязненное отношение Троцкого и Сталина друг к другу, сохранявшееся с их первой встречи еще до революции. Эта неприязнь способствовала ожесточенности их противостояния.

В-четвертых, он действительно был самым опасным из когда-либо существовавших в СССР оппозиционеров. В 20-е годы достаточно было повысить голос на Пленуме ЦК, чтобы та или иная фракция отреклась и повинилась. С Троцким это не работало. Да, его сторонники всегда составляли в партии меньшинство, но это были десятки тысяч человек. А если учесть, что сам Троцкий был единственным оппозиционером с опытом захвата власти (именно он руководил Октябрьской революцией), это превращало его в опаснейшую фигуру. В 1917 году ему хватило гораздо меньших сил, чтобы захватить власть. Даже в эмиграции оставшийся без сторонников Троцкий смог расколоть международное коммунистическое движение и переманить на свою сторону часть западных коммунистов, которые прежде находились на содержании СССР.

Дуэль Сталина и Троцкого стала самым ярким случаем противостояния внутри коммунистического движения. Прижизненную часть дуэли выиграл первый. Но в посмертной борьбе значительно больших успехов добился именно Троцкий, чьи последователи до сих пор существуют почти на всех мировых континентах.

Источник

Троцкизм: старая болезнь и её современные формы. Часть 1

Что можем сказать мы о современных проявлениях троцкизма в левом (коммунистическом) движении?

Кто такие троцкисты и чего они хотели. Смотреть фото Кто такие троцкисты и чего они хотели. Смотреть картинку Кто такие троцкисты и чего они хотели. Картинка про Кто такие троцкисты и чего они хотели. Фото Кто такие троцкисты и чего они хотели

“Корпорации представляют собой материализм бюрократии, а бюрократия есть спиритуализм[2] корпораций. Корпорация составляет бюрократию гражданского общества, бюрократия же есть корпорация государства. В действительности поэтому бюрократия противопоставляет себя, как «гражданское общество государства», — корпорациям, как «государству гражданского общества». Там, где «бюрократия» является новым принципом, где всеобщий государственный интерес начинает становиться «обособленным» для себя и в силу этого «действительным» интересом, бюрократия борется против корпораций, как всякое следствие борется против существования своих предпосылок. Но как только государство пробуждается к действительной жизни и гражданское общество, действуя по побуждению своего собственного разума, освобождается от власти корпораций, бюрократия старается восстановить их, ибо с падением «государства гражданского общества» падает также «гражданское общество государства». Спиритуализм исчезает вместе с противостоящим ему материализмом. Следствие начинает бороться за существование своих предпосылок, как только появляется новый принцип, выступающий не против существования этих предпосылок, а против принципа этого существования. Тот же дух, который создает в обществе корпорацию, создает в государстве бюрократию. Угроза корпоративному духу есть, таким образом, и угроза духу бюрократии, и если бюрократия раньше боролась против существования корпораций, чтобы обеспечить себе место для своего собственного существования, то теперь она старается насильственно сохранить существование корпораций, чтобы спасти корпоративный дух, свой собственный дух”

А вот что там же пишет Маркс об упразднении бюрократии:

Для того, чтобы ответить на последний вопрос, необходимо изучать исторические материалы: статистику, различные сборники, которых, надо заметить, было мало в конце 19-го начале 20-го веков по сравнению с нашим временем, да и методики исследований были относительно неразвиты, но тем не менее материала достаточно для получения вполне отчетливой картины.

“. То же самое количество труда, которое он дал обществу в одной форме, он получает обратно в другой форме. Здесь, очевидно, господствует тот же принцип, который регулирует обмен товаров, поскольку последний есть обмен равных стоимостей. Содержание и форма здесь изменились, потому что при изменившихся обстоятельствах никто не может дать ничего, кроме своего труда, и потому что, с другой стороны, в собственность отдельных лиц не может перейти ничто, кроме индивидуальных предметов потребления. Но что касается распределения последних между отдельными производителями, то здесь господствует тот же принцип, что и при обмене товарными эквивалентами: известное количество труда в одной форме обменивается на равное количество труда в другой. Поэтому равное право здесь по принципу всё ещё является правом буржуазным, хотя принцип и практика здесь уже не противоречат друг другу, тогда как при товарообмене обмен эквивалентами существует лишь в среднем, а не в каждом отдельном случае.
Несмотря на этот прогресс, это равное право в одном отношении всё ещё ограничено буржуазными рамками. Право производителей пропорционально доставляемому ими труду; равенство состоит в том, что измерение производится равной мерой — трудом.
Но один человек физически или умственно превосходит другого и, стало быть, доставляет за то же время большее количество труда или же способен работать дольше; а труд, для того чтобы он мог служить мерой, должен быть определён по длительности или по интенсивности, иначе он перестал бы быть мерой. Это равное право есть неравное право для неравного труда. Оно не признаёт никаких классовых различий, потому что каждый является только рабочим, как и все другие; но оно молчаливо признаёт неравную индивидуальную одарённость, а следовательно, и неравную работоспособность естественными привилегиями. Поэтому оно по своему содержанию есть право неравенства, как всякое право. По своей природе право может состоять лишь в применении равной меры; но неравные индивиды (а они не были бы различными индивидами, если бы не были неравными) могут быть измеряемы одной и той же мерой лишь постольку, поскольку их рассматривают под одним углом зрения, берут только с одной определённой стороны, как в данном, например, случае, где их рассматривают только как рабочих и ничего более в них не видят, отвлекаются от всего остального. Далее: один рабочий женат, другой нет, у одного больше детей, у другого меньше, и так далее. При равном труде и, следовательно, при равном участии в общественном потребительном фонде один получит на самом деле больше, чем другой, окажется богаче другого и тому подобное. Чтобы избежать всего этого, право, вместо того чтобы быть равным, должно бы быть неравным”[4]

[2] франц. spiritualisme, от лат. spiritualis – духовный, spiritus – душа, дух

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *