Кто такой айтишник и чем занимается простыми словами
Современный мир невозможно представить без специалистов, работающих в сфере информационных технологий, ведь именно от них зависят разработки, которые активно используются в мобильной и компьютерной сфере.
IT-специалисты: кто же они?
Многие неосведомленные люди часто интересуются, кто такие айтишники и что они делают. Сейчас вы узнаете, что именно так называют всех специалистов, которые имеют отношение к информационным технологиям. Статистические данные утверждают, что на сегодня насчитывают около 500 IT-профессий.
Айтишники – это люди, которые поддерживают, а также развивают компьютерные и мобильные технологии внутри компаний. Но некоторые причисляют к IT-специалистам всех, кто каким-либо образом связан с компьютерными играми и компьютерами.
Давайте же разделим айтишников на несколько категорий для более ясной классификации.
Категории IT-специалистов
Работа айтишником предусматривает большое количество разноплановых направлений, среди которых выделяют различные категории.
Разноплановость ролей
Также айтишники – это ведущие системные администраторы, специалисты службы технической поддержки, IT-директора и менеджеры фирм.
К этой категории можно причислять всех, кто работает в сфере информационных технологий, занимается безопасностью, трафиком, соцсетями, разработкой и внедрением программного обеспечения, мобильного контента, созданием приложений web-формата.
Как стать айтишником?
Чтобы стать успешным IT-специалистом, каждый желающий должен найти некую отправную точку и далее следовать, лишь соблюдая собственные принципы на пути к цели.
Помните: если вы обладаете такими чертами характера, как чрезмерная лень, неусидчивость, невнимательность, а также не интересуетесь дополнительными источниками самообразования, то вам не стоит становиться на этот путь. Все ведущие специальности различных жизненных отраслей требуют постоянного развития, учебы и вложения времени. Особенно это относится к IT-сфере, ведь она очень стремительно развивается и требует регулярного мониторинга новых технологий. Это и быстрый темп учебы, и постоянная нагрузка.
Айтишники – это специалисты, которые, кроме профессиональных знаний и навыков, обладают следующими чертами характера, достойными заимствования:
Помните, что только от усилий, приложенных IT-специалистом, зависит, чего он сможет достичь.
Заключение
Вы не сможете представить инновационную и технологичную современность без айтишников. Именно им мы должны быть благодарны за массу полезных разработок как для ПК, так и для мобильных устройств.
Айтишники – это невероятно востребованные специалисты на современном рынке труда, которое постоянно развиваются и совершенствуют свои знания.
Кто такой айтишник и чем он занимается в рамках своей должности
Кто такие айтишники
Мы уже говорили, что айтишники — это такие специалисты, которые трудятся в сфере информационных технологий, поэтому это могут быть следующие направления:
разработка компьютерных игр;
разработка игр для мобильных телефонов под разные операционные системы;
разработка приложений для мобильных телефонов;
создание интерфейсов приложени й ;
дизайн веб-приложений и веб-сайтов;
дизайн 3D-объектов и анимации;
продвижение сайтов в поисковых системах;
инженерия и проектирование различных систем;
обработка и анализ больших данных;
администрирование баз данных;
маркетинг и реклама;
продвижение аккаунтов соцсетей;
контроль качества и оптимизация разработки приложени й и много е другое.
Как стать айтишником
Просто причислить себя к касте «айтишники» очень просто. Для этого не нужно обладать необыкновенными навыками — начните развивать и продвигать свой аккаунт в соцсети и можете считать себя айтишником.
Заключение
Мы будем очень благодарны
если под понравившемся материалом Вы нажмёте одну из кнопок социальных сетей и поделитесь с друзьями.
Кто такие айтишники и что они делают? Как стать «айтишником»
Об айтишниках знают все, но в ответ на вопрос о том, кто это такие, многие пожимают плечами.
Кто такой айтишник?
Айтишники — это специалисты, работающие в сфере информационных технологий. В их задачи входит все, что связано со сбором, передачей, хранением и анализом цифровой информации.
Они занимаются разработкой и использованием компьютерной техники и компьютерных программ.
Кто может скрываться за профессией айтишника?
Если человек отвечает на вопрос о работе, что он айтишник, то он просто не хочет рассказывать о том, чем занимается. Это звучит примерно так, как «я работаю в медицине», но это может быть и директор больницы и мед брат и офтальмолог и пульманолог.
Причина проста — порой очень сложно объяснить чем именно в IT занимается человек.
IT-сфера насчитывает более пятисот профессий. Это разработчики игр, программисты, разработчики мобильных приложений, дизайнеры игр и сайтов, копирайтеры, сео-специалисты, системные администраторы и т.д.
Сколько зарабатывают айтишники?
Средняя зарплата айтишника будет зависеть от того, какими навыками он владеет, должности и опыта работы.
Работник информационных технологий в Москве в среднем получает 125 тыс. руб., в Санкт-Петербурге — 100 тыс.
Что касается регионов России, то средняя зарплата IT-специалиста там равняется 60-70 тыс. рублей.
Существует большой разброс в зарплатах специалистов информационных технологий. Зарплата разных специалистов сферы информационных технологий сильно отличается.
Копирайтеры, фрилансеры, начинающие
Фрилансеры — это люди, работающие на себя через интернет. Они занимаются версткой, созданием и продвижением сайтов, написанием и переводом текстов, программированием, администрированием и т.п.
Новички, занимающиеся разработкой сайтов могут получать около 10-15 тысяч, опытные же фрилансеры зарабатывают 60 тысяч рублей.
SMM-специалисты зарабатывают удаленно от 15-30 тысяч рублей, контент-менеджеры до 20-25 тысяч рублей.
Копирайтер — айтишник, отвечает за написание текста и заголовков страниц
Копирайтеры, зарабатывают написанием статей для сайтов, социальных сетей, рассылок и разнообразной рекламной продукции. Они красиво и доступно подают информационный или рекламный материал.
Доход копирайтера, имеющего опыт работы больше 2 лет, в Москве — 40-70 тыс.
Копирайтер без опыта работы может рассчитывать на доход в 10-15 тысяч рублей.
Интернет-маркетологи, SMM-менеджеры, Сео-оптимизаторы, Дизайнеры, Верстальщики
Интернет-марктолог в Москве получает зарплату в 75 тыс., в Санкт-Петербурге — 60 тысяч, а в регионах России — 50 тысяч рублей.
Сео-оптимизатор проводит работу по улучшению сайта, чтобы повысить его позиции в поисковой выдаче по запросам пользователей и сохранить высокие результаты. Также он может устранять технические ошибки сайта и совершенствовать навигацию и скорость открытия страниц.
Сеошник — айтишник, отвечает за продвижение сайта
Сео-оптимизаторы в столице зарабатывают 70 тысяч рублей, в Санкт-Петербурге — 50 тысяч, в регионах — 45 тысяч.
SMM-менеджер продвигает компанию, бренд или продукт в социальных сетях. Он занимается разработкой стратегий и составлением бюджет. Данный специалист также работает над организацией сообществ и регулярным контентом.
SMM привлекает подписчиков, организует площадку для общения, занимается проведением опросов, осуществляет работу с контекстной и таргетированной рекламой, умеет должным образом реагировать на негатив.
SMM-менеджер получает в Москве и Московской области в среднем 55 тысяч рублей, в Санкт-Петербурге — 42-43 тысячи рублей, а в российских регионах — 40 тысяч рублей.
Дизайнер — отвечает за визуальную часть сайтов и приложений
Дизайнер создает внешний вид сайта. Он определяет элементы, которые будут находиться на странице, их оформление и механизм взаимодействия пользователя с сайтом.
Зарплата данного специалиста по Москве и МО равняется 70 тыс. руб., в Санкт-Петербурге — 50 тысяч рублей, а в регионах России — 45 тысяч рублей.
Вверстальщик — отвечает за отображение сайта в разных браузерах и операционных системах (Windows, IOS, Android)
Верстальщик создает сайт и контент. Его задачей является то, чтобы сайт отражался в разных браузерах одинаково, а все интерактивные и динамичные элементы работали правильно. Создавая сайт, данный специалист создает шаблоны, которые затем используют при установке системы управления сайтом.
Программисты, Системные администраторы
Программисты занимаются написанием кода, созданием приложений, работают над совместимостью сервисов. Они создают сайты, программы и сервисы и поддерживают их работоспособность.
Среднемесячный доход московских программистов составляет 130 тысяч рублей, в Санкт-Петербурге — 90-100 тысяч.
Системный администратор — айтишник, который отвечает за работу и безопасность сети
Системный администратор — специалист, занимающийся обеспечением бесперебойной работы компьютерной техники, локальной сети и программного обеспечения. Он ремонтирует, настраивает и обновляет компьютеры.
Средний уровень зарплаты московского сисадмина составляет 120 тысяч рублей, в Санкт-Петербурге — 100 тысяч, а в регионах — 30 тысяч рублей.
Как стать айтишником?
Профессию IT-специалиста можно получить в технических и классических университетах. Существуют следующие варианты образования:
Получить необходимое образование для работы в сфере информационных технологий можно в следующих вузах:
Айтишник. Кто это и чем занимается
Кто такой айтишник
Часто бывает трудно объяснить «непосвященным» людям, кто такой айтишник. Но мы попробуем это сделать простыми словами. В общих чертах айтишником можно назвать каждого специалиста, который работает в области ИТ-технологий. Но значение профессии очень широко. Это не какая-то конкретная деятельность, а огромное количество различных специальностей. Объединяет их то, что представитель данной профессии собирает, хранит, обрабатывает, анализирует и передает разнообразные сведения в цифровом виде. О деталях же деятельности айтишника поговорим в нашей статье.
Чем занимается айтишник
Айтишники в процессе своей деятельности выполняют различные действия, которые служат отдельными специальностями:
Это лишь небольшой список того, чем занимаются айтишники. Количество специальностей велико, при этом многие из направлений имеют по несколько отдельных ответвлений. Поэтому, когда человек говорит, что он работает айтишником, это ничего не поясняет. Необходимо уточнять, что конкретно он делает.
Основные направления деятельности айтишника
Мы представим вам основные направления деятельности ИТ-специалистов, чтобы вы могли яснее представить, чем они занимаются.
Разработка
В рамках этого направления айтишники разрабатывают веб- и мобильные приложения, проекты в формате B2B, решающие задачи бизнеса, тестируют программное обеспечение.
Интернет-маркетинг
Эта сфера деятельности подразумевает, что ИТ-специалисты с помощью различных аналитических и управляющих инструментов продвигают проекты в интернете и заинтересовывают коммерческими и некоммерческими предложениями максимум целевой аудитории.
Дизайн
Здесь айтишники делают более удобным для пользователей применение различных технологий, все более усложняющихся по мере развития IT-сферы.
Коммуникации и инфраструктура
ИТ-специалисты внедряют, анализируют и обслуживают все виды связи как в программной, так и в аппаратной части.
Узкие направления
В некоторых важных областях человеческой деятельности (космическая деятельность, здравоохранение, военная промышленность, государственная сфера и т. д.) айтишники обязаны обеспечивать работоспособность сложного оборудования и гарантировать отсутствие отказов и сбоев, разрабатывать новые алгоритмы и совершенствовать действующие.
Современные реалии требуют увеличения числа квалифицированных IT-специалистов, т. к. организациям необходимы эксперты узкого профиля. У айтишников появляется мощная мотивация получать новые знания и заниматься саморазвитием. Это — различные образовательные проекты, господдержка, появление новых технологий и другие факторы. Чем быстрее идет развитие отраслей человеческой деятельности, тем острее стоит вопрос дефицита качественных ИТ-специалистов.
Как стать айтишником
Считать себя айтишниками могут даже те пользователи, которые только начали развивать и продвигать свои аккаунты в различных социальных сетях. Если же хочется подойти к этому вопросу серьезно, следует определить, в каком направлении есть желание двигаться. Решив эту задачу, необходимо узнать, какими навыками следует овладеть, и сколько времени для этого понадобится.
Например, SEO-оптимизаторы, IT-копирайтеры, SMM-специалисты могут прочитать несколько книг либо пройти обучающий курс и сразу приступить к работе, совершенствуя полученные навыки на практике. Подготовка в этом случае займет 0,5—2 месяца.
Разработчики приложений должны пройти более серьезное обучение — освоить язык программирования, различные дополнительные инструменты. Подготовка займет от нескольких месяцев до нескольких лет, но и оплачиваться будет гораздо солиднее.
Обучение в наше время очень доступно. Можно учиться онлайн и офлайн, получать дополнительное или основное образование, с поддержкой преподавателей и без нее, платно и бесплатно, с возможностью последующего трудоустройства и т. д. Каждый желающий сможет найти качественный вариант согласно своим способностям и финансовым условиям.
Зарплата айтишника полностью соответствует его навыкам, обязанностям, опыту, месту проживания. Если ИТ-специалист работает в Москве или Санкт-Петербурге, то получает гораздо больше, чем в регионах. Также на уровень оплаты труда влияет направление деятельности айтишника — у представителей разных специальностей отличается и доход (и часто очень сильно).
Профессиональные качества ИТ-специалиста
Айтишник должен обладать некоторыми профессиональными качествами, без которых невозможны старт и развитие карьеры. Из знаний необходим базовый английский язык и математика (более продвинутый уровень языка нужен тем, кто занят обработкой данных, программированием и т. д.). К этому нужно добавить личные качества:
Также необходимо быть готовым к тому, что придется учиться по большому счету всю жизнь. Технологии постоянно модернизируются, и, чтобы не остаться позади, нужно постоянно получать новые знания и развивать свои навыки.
Должностные обязанности системного администратора
Айтишниками в организациях называют системных администраторов (штатных либо аутсорсеров). Круг их обязанностей широк и разнообразен, ведь большое количество различного оборудования и программного обеспечения обязывает сразу применять на практике полученные знания (и вместе с этим приобретать новые навыки). Штатные и приходящие сисадмины должны:
Это лишь основные обязанности системного администратора. Многие из ситуаций могут оказаться нестандартными, поэтому каждый айтишник должен стремиться к постоянному обучению и самосовершенствованию. Это поможет решить возникшую проблему быстрее и точнее, предложить новый вариант исправления ситуации.
Плюсы профессии
У любой профессии есть свои преимущества, которые привлекают людей заниматься именно этим делом. Рассмотрим плюсы деятельности айтишника.
Еще одним неоспоримым преимуществом выступает удаленная работа. Конечно, это возможно далеко не всегда, но часто можно совмещать удаленный и офисный формат.
Минусы профессии
Минусы в любой профессии тоже должны быть (хотя бы для уравновешивания плюсов). Часто айтишники «работают после работы» — ненормированный рабочий день, завалы, чрезвычайные ситуации, жесткие дедлайны и т. д. Если специалист долгое время испытывает высокие нагрузки, может наступить эмоциональное выгорание вплоть до нарушения функций ЦНС. К этому добавляется работа в сидячем положении и нагрузка на глаза. Поэтому любой IT-специалист должен помнить о своем физическом здоровье, активно отдыхать и заниматься спортом.
Заключение
Мы рассказали, кто такой айтишник и чем он занимается. У вас сложилось представление о направлениях деятельности IT-специалиста, о том, какими качествами он должен обладать и как освоить профессию. Если вам нужна квалифицированная помощь айтишников, обратитесь в компанию «АйТи Спектр». Опытные специалисты справятся с любыми проблемами либо посоветуют пути исправления ситуации. Перечень оновных ИТ- услуг для бизнеса можно посмотреть на этой странице.
Кто есть кто в ИТ?
На современном этапе развития промышленной разработки программного обеспечения можно наблюдать многообразие производственных ролей. Их число растет, классификация усложняется с каждым годом, и, естественно, усложняются процессы подбора специалистов и работы с кадровым потенциалом. Информационные технологии (ИТ) – это сфера высококвалифицированных трудовых ресурсов и кадрового дефицита. Здесь процесс выращивания кадров, необходимость планомерной работы с кадровым потенциалом бывают значительно эффективнее прямого подбора с помощью интернет-ресурсов.
В статье рассматриваются вопросы, актуальные для специалистов по работе с персоналом ИТ-компаний: причинно-следственные связи в эволюции производственных ролей, последствия неверного толкования содержания ролей для кадровой работы в целом, а также возможные варианты повышения эффективности подбора специалистов.
ИТ-производство для непосвященных
Кто есть кто в ИТ – эта тема для дискуссий на разных площадках. Она существует столько же, сколько вообще вся ИТ-индустрия, то есть с появления на потребительском рынке первых компаний-разработчиков софта в начале 90-х годов прошлого века. И столько же времени отсутствует единый взгляд на этот вопрос, что создает затруднения и снижает эффективность кадровой работы. Попробуем в нём разобраться.
Для меня тема производственных ролей в ИТ-сфере стала актуальна и интересна с момента моего прихода в ИТ-компанию. Мной было потрачено много времени и нервной энергии на то, чтобы разобраться в производственном процессе. Эти затраты превысили мои ожидания и затраты на адаптацию к процессам в других сферах: образовании, материальном производстве, малом бизнесе. У меня было понимание, что процессы сложны и непривычны, так как, в целом, человек более адаптирован к материальному миру, чем к виртуальному. Но было интуитивное сопротивление: казалось, что что-то тут не то, так не должно быть. Процесс адаптации занял, наверное, год, что, в моем понимании, просто космическая величина. В итоге у меня сложилось достаточно чёткое представление о ключевых ролях в ИТ-производстве.
В настоящее время я продолжаю работать над этой темой, но уже на другом уровне. В роли руководителя центра разработки ИТ-компании мне часто приходится общаться со студентами, преподавателями вузов, абитуриентами, школьниками и другими желающими поучаствовать в создании ИТ-продукта в целях продвижения бренда работодателя на рынке труда новой территории (г. Ярославль). Это общение дается непросто в силу низкой информированности собеседников о том, как организован процесс разработки программного обеспечения (ПО), и, как следствие, непонимания ими предмета беседы. Через 5 – 10 минут диалога перестаешь получать обратную связь и начинаешь чувствовать себя иностранцем, речь которого требует перевода. Как правило, среди собеседников находится кто-то, подводящий черту в диалоге и озвучивающий народный миф из 90-х: «Всё равно, все айтишники – программисты». Источники возникновения мифа таковы:
Жизненный цикл ПО как основа производственных ролей
Не секрет, что в целом все производственные роли в любой ИТ-компании имеют в качестве источника жизненный цикл программного обеспечения. Поэтому, если ставить концептуальную задачу договориться о единстве восприятия этого вопроса в рамках всей ИТ-отрасли, надо опираться именно на жизненный цикл ПО как на принимаемую и однозначно понимаемую всеми смысловую основу. Обсуждение конкретных вариантов реализации вопроса о производственных ролях лежит в плоскости нашего творческого отношения к жизненному циклу программного обеспечения.
Итак, рассмотрим этапы, которые включает в себя жизненный цикл ПО, на примере RUP-методологии. Они являются достаточно сформировавшимися звеньями в части содержания и терминологии. Производственный процесс всегда и везде начинается с бизнес-моделирования и формирования требований, а завершается (условно, конечно) консультированием пользователей и доработками программного обеспечения на основе «хотелок» пользователей.
Если совершить исторический экскурс в конец прошлого века (как известно, это был период «островковой автоматизации»), то можно увидеть, что всем процессом создания ПО занимался программист-разработчик. Здесь корни мифа о том, что каждый айтишник – это программист.
С усложнением производственных процессов, появлением интегрированных платформ и переходом к комплексной автоматизации предметных областей, с реинжинирингом бизнес-процессов становится неизбежным появление специализированных ролей, привязанных к этапам жизненного цикла. Вот так появляются аналитик, тестировщик и специалист техподдержки.
Многообразие должностей на примере роли аналитика
Аналитик (он же инженер-аналитик, он же постановщик, методолог, бизнес-аналитик, системный-аналитик и т.д.) помогает «подружиться» бизнес-задачам и технологиям их реализации. Описание постановки задачи для разработчика – так можно охарактеризовать основную функцию абстрактного аналитика. Он выступает связующим звеном между клиентом и разработчиком в процессах формирования требований, анализа и проектирования ПО. В реальных производственных условиях перечень функций аналитика определяется способом организации производства, квалификацией специалиста, спецификой моделируемой предметной области.
Часть аналитиков находится ближе к клиенту. Это бизнес-аналитики (Business Analyst). Они глубоко понимают бизнес-процессы предметной области и сами являются экспертами автоматизируемых процессов. Очень важно наличие таких специалистов в штате предприятия, особенно при автоматизации методологически сложных предметных областей. В частности, для нас как автоматизаторов бюджетного процесса государства просто необходимо, чтобы среди аналитиков были эксперты предметной области. Это высококвалифицированные сотрудники с хорошим финансово-экономическим образованием и опытом работы в финансовых органах, желательно в роли ведущих специалистов. Крайне важен опыт работы не в ИТ-сфере, а именно в предметной области.
Другая часть аналитиков более приближена к разработчикам. Это системные аналитики (System Analyst). Их основная задача — выявление, систематизация и анализ требований клиента на предмет возможности их удовлетворения, подготовка технических заданий и описание постановок задачи. Они разбираются не только в бизнес-процессах, но и в информационных технологиях, хорошо представляют возможности поставляемого клиенту программного обеспечения, обладают навыками проектирования и, соответственно, понимают, как лучше донести разработчику интересы клиента. Эти сотрудники обязательно имеют образование в сфере ИКТ и инженерно-технический склад ума, желательно — опыт работы в ИТ. При подборе таких специалистов явным плюсом будет наличие навыков проектирования с использованием современных инструментов.
Еще одна разновидность аналитиков – технические писатели (Technical Writer). Они занимаются документированием в рамках процессов разработки программного обеспечения, готовят руководства пользователя и администратора, технологические инструкции, обучающие видеоматериалы и т.д. Их основаная задача – суметь донести до пользователей и других заинтересованных лиц информацию о работе программы, описать технически сложные вещи лаконично и понятно. Технические писатели, в своей массе, прекрасно владеют русским языком, при этом имеют техническое образование и аналитический склад ума. Для таких специалистов наибольшее значение имеют навыки составления понятных, грамотных, подробных технических текстов в соответствии со стандартами, а также знания и владение инструментами документирования.
Таким образом, мы видим одну и ту же роль (и, кстати, должность в штатном расписании) – аналитик, но в разных ее конкретно-прикладных воплощениях. Поиск специалистов для каждого из них имеет свои особенности. Важно знать, что эти разновидности аналитиков должны обладать зачастую несовместимыми в одном человеке навыками и знаниями. Один – гуманитарий, склонный к аналитической работе с большими объемами текстовых документов, с развитой речью и коммуникабельностью, другой – «технарь» с инженерным мышлением и интересами в сфере ИТ.
Берём со стороны или растим?
Для крупного представителя ИТ-индустрии эффективность прямого подбора с интернет-ресурсов снижается по мере роста проектов. Происходит это, в частности, по следующим причинам: невозможна быстрая адаптация к сложным процессам внутри компании, скорость освоения специфических инструментов оказывается ниже скорости развития проекта. Поэтому HR-специалисту важно знать не только кого искать снаружи, но и как можно задействовать внутренние ресурсы компании, из кого и как вырастить специалиста.
Для бизнес-аналитиков очень важен опыт работы внутри реальных процессов предметной области, поэтому их подбор «со стороны» более эффективен, нежели выращивание внутри компании. При этом HR-специалисту важно знать перечень организаций, которые могут быть источниками этого кадрового ресурса, и при подборе сосредоточиваться на поиске резюме из них.
Для закрытия таких вакансий, как системный аналитик и архитектор ПО, напротив, процесс подготовки кадров внутри компании имеет огромное значение. Эти специалисты должен сформироваться в условиях действующей производственной среды и специфики конкретной организации. Системные аналитики (System Analyst) развиваются из бизнес-аналитиков (Business Analyst), технических писателей (Technical Writer) и инженеров техподдержки (Technical Support Engineer). Архитекторы ПО (Software Architect) — из проектировщиков (System Designer) и разработчиков ПО (Software Developer) по мере накопления опыта и расширения кругозора. Это обстоятельство позволяет HR-специалисту эффективно задействовать внутренние ресурсы компании.
Пересечение, объединение и эволюция производственных ролей
Есть еще один непростой с точки зрения реализации в производственном процессе вопрос – установление четких границ между ролями. На первый взгляд может показаться, что все очевидно: закончилось внедрение, подписали документы о вводе программного обеспечения в промышленную эксплуатацию и передали все в техподдержку. Все верно, однако часто возникают ситуации, когда клиент, по привычке находясь в тесном контакте с аналитиком и видя в нем «палочку-выручалочку», продолжает активно общаться с ним, несмотря на то, что и система уже внедрена, и формально идет этап сопровождения. Однако, с точки зрения клиента, кто же лучше и быстрее, чем аналитик, который вместе с ним ставил задачу, ответит на вопросы по работе с системой. И вот здесь встает вопрос о частичном дублировании ролей инженера техподдержки и аналитика. С течением времени все налаживается, клиент привыкает общаться со службой техподдержки, но в самом начале эксплуатации ПО такой «внутренний переход» не всегда получается выполнить без стрессов с обеих сторон.
Пересечение ролей аналитика и инженера техподдержки возникает еще и тогда, когда поток требований на разработку идет в рамках этапа сопровождения. Возвращаясь к жизненному циклу ПО, мы видим несоответствие реальных производственных условий и формальных установок на то, что анализ требований и постановка задачи могут быть выполнены исключительно аналитиком. Специалисту по кадровой работе, безусловно, надо понимать идеальную картину ролей в рамках жизненного цикла ПО, они имеют четкие границы. Но в то же время обязательно следует иметь в виду, что возможно пересечение. При оценке знаний и навыков соискателя следует обращать внимание на наличие смежного опыта, то есть при поиске инженеров техподдержки вполне могут быть рассмотрены кандидаты с опытом аналитика и наоборот.
Помимо пересечения часто наблюдается объединение производственных ролей. Например, бизнес-аналитик и технический писатель могут существовать в одном лице. Наличие архитектора ПО (Software Architect) обязательно в крупной промышленной разработке, в то время как совсем небольшие проекты могут обойтись без этой роли: там функции архитектора выполняют разработчики (Software Developer).
Смена исторических периодов в подходах и технологиях разработки неизбежно приводит к тому, что жизненный цикл ПО тоже эволюционирует. Глобально, конечно, основные его этапы остаются неизменными, но происходит их детализация. Например, с переходом на Web-решения и ростом возможностей удаленной настройки появилась роль специалиста по настройке ПО. На раннем историческом этапе это были внедренцы, то есть инженеры, которые большую часть рабочего времени проводили на рабочих местах клиентов. Возросшие объемы и сложность ПО привели к появлению роли архитектора ПО (Software Architect). Требования к ускорению выпуска версий и повышению качества ПО способствовали развитию автоматизированного тестирования и появлению новой роли – QA-инженера (Quality Assurance Engineer) и т.д. Эволюция ролей на всех этапах организации производственного процесса значительным образом связана с развитием методов, технологий и инструментов.
Итак, мы рассмотрели некоторые интересные моменты, касающиеся распределения производственных ролей внутри компании-разработчика ПО в контексте жизненного цикла ПО. Очевидно, что это взгляд изнутри, который специфичен для каждой компании. Для нас всех как участников рынка труда ИТ-отрасли и ответственных за продвижение бренда работодателя особенно важен будет и взгляд снаружи. И вот здесь существует большая проблема не только в поиске смыслов, но и в донесении этой информации до целевой аудитории.
Чем плох «зоопарк» ИТ-должностей?
Путаница в сознании HR-специалистов, организаторов производства и многообразие подходов приводят к очень широкому разнообразию, прямо «зоопарку» ИТ-должностей. Опыт собеседований и просто профессиональных контактов показывает, что часто у людей не бывает однозначного понимания смысловой нагрузки, которая должна следовать из названия должностей. Например, в нашей организации должности, включающие понятие «инженер-аналитик», предполагают, что это постановщик задач. Однако оказывается, что не везде это так: есть организации-разработчики, где инженер-аналитик – это внедренец. Совсем другое понимание, согласитесь?
Во-первых, «зоопарк» ИТ-должностей, несомненно, снижает эффективность подбора персонала. Каждый работодатель при развитии и продвижении своего бренда хочет в краткой форме донести все смыслы, которые существуют в его производстве. И если он сам зачастую не может четко сказать, кто есть кто, естественно, что он будет транслировать во внешнюю среду неопределённость.
Во-вторых, «зоопарк» ИТ-должностей создает огромные проблемы при подготовке и развитии ИТ-кадров. Каждая серьезная ИТ-компания, нацеленная на то, чтобы формировать и развивать кадровый потенциал, а не просто «доить» работные сайты, рано или чуть позднее встречается с необходимостью взаимодействия с учебными заведениями. Для высококвалифицированных ИТ-кадров, это сегмент вузов, притом лучших, как минимум находящихся в рейтинге ТОП-100.
Проблема интеграции с вузами при выстраивании непрерывного процесса подготовки ИТ-специалистов состоит примерно наполовину в отсутствии у вузов понимания того, кто есть кто внутри ИТ-компании. Они имеют об этом очень поверхностное представление. Как правило, у вузов есть несколько специальностей со словом «информатика» в названиях, и часто бывает так, что при проведении ими приемной кампании опора делается на тезис о том, что все специальности по сути про одно и то же. И это выглядит так же, как если опираться на народный миф о том, что все айтишники – программисты.
Опыт нашего тесного сотрудничества с вузами показывает, что специальность «Прикладная информатика (по отраслям)» поставляет нам кадры для отделов методологии и техподдержки, но никак не разработки. В то время как «Фундаментальная информатика», «Программная инженерия» готовят отличный кадровый ресурс для разработчиков. Чтобы не направить абитуриента изначально по непригодному для него пути, необходимо «рассеивать туман», который окружает ИТ-производство.
Можно ли привести всё к общему знаменателю?
Можно ли унифицировать производственные роли и прийти к единому пониманию их изнутри и снаружи компании?
Конечно, можно и нужно, потому что накопленный коллективный опыт всех предприятий-разработчиков демонстрирует наличие общих, объединяющих концепций организации производственного процесса. Это следствие того, что все-таки есть однозначно всеми трактуемое понятие жизненного цикла ПО, и вновь появляющиеся производственные роли (DataScientist, QA-Engineer, MachineLearning Engineer и т.д.) являются следствием уточнения и развития жизненного цикла ПО как такового, происходящих с совершенствованием технологий и инструментов, а также с развитием и укрупнением бизнес-задач.
В то же время, затруднительно унифицировать производственные роли, потому что ИТ – одна из самых молодых и бурно развивающихся отраслей экономики. В некотором смысле это хаос, из которого возникла вселенная. Четкая организационная структура здесь невозможна и неуместна, потому что ИТ – это интеллектуальная, но очень творческая сфера. С одной стороны, айтишник – это «физик»-интеллектуал с развитым алгоритмическим и математическим мышлением, с другой стороны, это «лирик»-творец, носитель и продвигатель идей. Он так же, как и художник, не имеет четкого плана написания картины, не может разложить образ на части, так как последний перестанет существовать. Он повелитель информационных процессов, которые сами по себе абстрактны, неосязаемы, трудноизмеримы, но стремительны.
Пути построения эффективной кадровой работы в ИТ-производстве
Итак, что важно знать HR-специалисту для построения эффективной кадровой работы в условиях многообразия ролей ИТ-производства.
Во-первых, любой специалист по кадрам ИТ-компании должен иметь представление о той ситуации, которая характерна именно для его предприятия: кто и чем занимается, кто и как называется, и главное – какой смысл вкладывается в эти роли в условиях конкретного производства.
Во-вторых, HR-специалист должен иметь гибкое представление о производственных ролях. То есть изначально у него формируется о них идеальное понимание, которое позволяет ему самому разобраться во всем. Затем обязательно должна быть реальная картина производства: где и в чем роли пересекаются, объединяются, какое восприятие этих ролей существует у производственных руководителей. Сложность для кадрового специалиста состоит в том, чтобы совместить в сознании реальную и идеальную ситуации, не пытаться насильно перестраивать процессы под идеальное их понимание, а помогать производству в удовлетворении потребности в ресурсах.
В-третьих, обязательно следует иметь представление о возможных траекториях развития тех или иных специалистов: в каком случае может быть эффективен внешний подбор, а когда лучше вырастить сотрудника в своем коллективе, предоставив ему возможности для развития, какие качества кандидатов позволят им развиваться в конкретном направлении, какие из качеств не могут быть совместимы в одном человеке, что изначально важно для выбора траектории развития.
В-четвертых, вернемся к тезису о том, что ИТ – это сфера высококвалифицированных кадров, где для более эффективной кадровой работы неизбежна ранняя интеграция с вузовской образовательной средой. В этой ситуации каждый HR-специалист должен развивать не только навыки прямого поиска, работы с анкетами и интервьюирования, но и обязательно ориентироваться в среде вузовской подготовки специалистов: какие вузы готовят кадры для компании, какие специальности внутри конкретных вузов закрывают кадровые потребности, и, что важно, кто за этим стоит, кто руководит и осуществляет подготовку специалистов в вузах.
Таким образом, если целенаправленно развенчивать миф о том, что все айтишники – это программисты, необходимо проделать целый ряд шагов в этом направлении и обратить особое внимание на наши вузы, где закладываются основы восприятия будущей профессии. Другими словами, нужно постоянное взаимодействие с образовательной средой, например, с использованием современного формата совместной работы в коворкинг-центрах, «точках кипения», участия в образовательных интенсивах. Это позволит разрушить неверные представления об ИТ-предприятии, повысит эффективность кадровой работы и создаст условия для совместной деятельности при подготовке разных специалистов нашей отрасли.
Выражаю благодарность коллегам, принявшим участие в подготовке и поддержке актуальности этой статьи: Валентине Вершининой и Юрию Крупину.