Кто такой каутский и чем он знаменит

Карл Каутский: краткая биография и труды немецкого экономиста и философа

Карл Каутский был теоретиком марксизма, журналистом, экономистом и философом. Своей славянской фамилией он обязан смешанным чешско-австрийским корням. После смерти Фридриха Энгельса Карл Каутский стал самым авторитетным распространителем идей ортодоксального марксизма. Также он был известен как убеждённый критик большевистской революции в России. Карл Каутский неоднократно вступал в полемику с Владимиром Лениным и Львом Троцким по поводу природы Советского государства.

Кто такой каутский и чем он знаменит. Смотреть фото Кто такой каутский и чем он знаменит. Смотреть картинку Кто такой каутский и чем он знаменит. Картинка про Кто такой каутский и чем он знаменит. Фото Кто такой каутский и чем он знаменит

Юность

Будущий философ родился в Праге в 1854 году. В те времена Чехия входила в состав Австро-Венгерской империи. Семья Карла Каутского принадлежала к среднему классу. Его родители были людьми творческих профессий. Отец работал театральным художником. Мать была актрисой и писательницей. Семья переехала из Праги в Вену, когда Каутскому было семь лет. Там он поступил в университет, где изучал историю, экономику и философию. Позднее Каутский стал членом австрийской социал-демократической партии. В 1880 году он присоединился к группе немецких социалистов в Цюрихе, которые занимались нелегальным ввозом политической литературы в Германию. В период правления рейхсканцлера Отто фон Бисмарка пропаганда коммунистических идей на территории империи была строго запрещена.

Марксизм

Биография Карла Каутского вступила в новую фазу после знакомства с Эдуардом Бернштейном. Этот германский политик был членом социал-демократической партии и поддерживал тесные отношения с Карлом Марксом. Бернштейн организовал встречу с ним в Англии, в которой принял участие Карл Каутский. Немецкий экономист, философ и автор «Коммунистического манифеста» произвёл на него глубокое впечатление. С этого момента Каутский стал приверженцем марксистской идеологии.

Кто такой каутский и чем он знаменит. Смотреть фото Кто такой каутский и чем он знаменит. Смотреть картинку Кто такой каутский и чем он знаменит. Картинка про Кто такой каутский и чем он знаменит. Фото Кто такой каутский и чем он знаменит

Политическая карьера

В 1883 году он основал в Штутгарте ежемесячный журнал под названием «Ди Нойе Цайт». Впоследствии издание стало еженедельным. Каутский оставался его главным редактором до 1917 года. Журнал приносил ему стабильный доход и позволял заниматься распространением идей марксизма. Из-за политических преследований Каутский покинул Германию и прожил несколько лет в Лондоне, где стал близким другом Фридриха Энгельса. Постепенно он стал общепризнанным теоретиком марксизма. Вместе с Августом Бебелем и Эдуардом Бернштейном Каутский принял участие в составлении политической программы социал-демократической партии Германии. Энгельс доверил ему редактирование некоторых трудов Маркса.

Отставка Бисмарка и отмена репрессивных законов, направленных на борьбу с распространением социалистических идей, позволили Каутскому вернуться в Германию. После смерти Энгельса он стал одним из самых влиятельных и важных теоретиков марксизма. Австрийский философ представлял традиционное течение социал-демократической партии. Он подверг жёсткой критике Бернштейна, отказавшегося от марксистской концепции об абсолютной необходимости революции. Каутский обвинил своего старого соратника в стремлении найти компромисс с буржуазией.

Кто такой каутский и чем он знаменит. Смотреть фото Кто такой каутский и чем он знаменит. Смотреть картинку Кто такой каутский и чем он знаменит. Картинка про Кто такой каутский и чем он знаменит. Фото Кто такой каутский и чем он знаменит

Первая мировая война

В 1914 году австрийский теоретик марксизма не являлся депутатом германского Рейхстага, но присутствовал на его заседаниях. Он рекомендовал представителям социал-демократической партии воздержаться во время голосования по вопросу военных кредитов. Когда всем стало очевидно, что вооружённое противостояние будет затяжным, кровопролитным и дорогостоящим, Каутский присоединился к сторонникам мира. В 1917 году он покинул ряды социал-демократической партии в знак протеста против поддержки её лидерами воинственной политики Германии. В краткой биографии Карла Каутского невозможно упомянуть обо всех событиях его бурной жизни, но определённо стоит отметить государственную службу австро-немецкого теоретика марксизма. После свержения кайзеровского правительства он некоторое время занимал официальную должность в Министерстве иностранных дел.

Кто такой каутский и чем он знаменит. Смотреть фото Кто такой каутский и чем он знаменит. Смотреть картинку Кто такой каутский и чем он знаменит. Картинка про Кто такой каутский и чем он знаменит. Фото Кто такой каутский и чем он знаменит

Полемика с большевиками

В послевоенный период авторитет и влияние Каутского неуклонно снижались. После распада германской социал-демократической партии он присоединился к меньшинству. В 1920 году теоретик марксизма посетил Грузию, которая в тот момент в значительной мере сохраняла независимость от большевистской России, и написал книгу о впечатлениях от увиденного. С этого времени он начал вести в своих публикациях полемику с революционным правительством, критикуя его методы достижения целей.

По мнению Каутского, большевики успешно захватили власть в государстве и создали мощную боеспособную армию, но в конечном итоге всего лишь заменили одну диктатуру другой. С его точки зрения, организация революционеров по своей природе являлась обществом заговорщиком, нацеленным исключительно на установление контроля над страной. Владимир Ленин в ответ на критику назвал австро-германского марксиста ренегатом. Самыми типичными трудами Карла Каутского того периода стали произведения «От демократии к государственному рабству» и «Терроризм и коммунизм». В полемике также принял участие Лев Троцкий, выступивший в защиту большевистской революции.

В возрасте 70 лет Каутский вернулся в Вену. Он оставался в городе своего детства до аннексии Австрии гитлеровской Германией в 1938 году. Знаменитый теоретик социализма был вынужден бежать в Голландию, где вскоре умер.

Кто такой каутский и чем он знаменит. Смотреть фото Кто такой каутский и чем он знаменит. Смотреть картинку Кто такой каутский и чем он знаменит. Картинка про Кто такой каутский и чем он знаменит. Фото Кто такой каутский и чем он знаменит

«Экономическое учение Карла Маркса»

Карл Каутский опубликовал популярное изложение первого тома «Капитала» в 1886 году. По его личному свидетельству, рукопись книги была просмотрена и одобрена Энгельсом. Это самое известное произведение из всего, что принадлежит перу неординарного марксистского философа. Особенность данной книги заключается в том, что её автор строго придерживался оригинала и полностью сохранил внутреннюю логику «Капитала». Он либо прибегает к использованию прямых цитат, либо объясняет экономическую доктрину, в точности воспроизводя аргументацию и ход мыслей Маркса.

Кто такой каутский и чем он знаменит. Смотреть фото Кто такой каутский и чем он знаменит. Смотреть картинку Кто такой каутский и чем он знаменит. Картинка про Кто такой каутский и чем он знаменит. Фото Кто такой каутский и чем он знаменит

«Происхождение христианства»

Карл Каутский, следуя примеру множества предшественников, попытался проанализировать истоки религии, оказавшей огромное влияние на развитие человеческой цивилизации. Его книга о происхождении христианства была впервые опубликована в Германии в 1908 году. Это произведение стало результатом долгой работы Каутского по детальному изучению духовных, политических и экономических предпосылок зарождения религии, господствующей на протяжении последних двух тысяч лет.

Марксистский философ считал, что к феномену христианства нужно относиться серьёзно. По его мнению, религия, последователями которой являются сотни миллионов человек, живущих практически во всех странах мира, представляет собой нечто гораздо большее, чем обычная идеология. Каутский не отрицал возможности исторического существования личности Христа. Он считал, что религию нельзя отвергнуть, объявив продуктом невежества и обмана, поскольку человечество испытывает в ней глубокую потребность. По мнению Каутского, в основе и христианства, и коммунизма лежит естественная жажда социальной справедливости.

Кто такой каутский и чем он знаменит. Смотреть фото Кто такой каутский и чем он знаменит. Смотреть картинку Кто такой каутский и чем он знаменит. Картинка про Кто такой каутский и чем он знаменит. Фото Кто такой каутский и чем он знаменит

Семья

Теоретик марксизма был женат дважды. В первом браке, с австрийской активисткой социалистической партии Луизой Штрассер, он состоял с 1883 по 1889 год. У пары не было детей. После развода Луиза Штрассер работала в Англии секретарём Фридриха Энгельса.

В 1890 году Каутский женился на Луизе Роншпергер, еврейке по происхождению. Она также была активной участницей социалистического движения и членом городского совета Берлина. Луиза Роншпергер поддерживала тесные дружеские отношения со знаменитой Розой Люксембург. В браке родилось трое сыновей: Карл, Феликс и Бенедикт. В 1938 году Луиза вместе с мужем, спасаясь от нацистов, бежала в Голландию. Впоследствии она была выдана властям Третьего Рейха и погибла в концентрационном лагере Освенцим. Правительство гитлеровской Германии арестовало также одного из сыновей Каутского, Бенедикта, который провёл в заключении семь лет. В послевоенный период он принимал активное участие в деятельности австрийской социал-демократической партии.

Источник

Карл Каутский

Карл Каутский (1854—1938 г.) — немецкий историк, и известный экономист, философ и публицист, один из лидеров и теоретиков II Интернационала, центрист, социал-демократический политик. Редактировал четвертый том «Капитала» Карла Маркса. Тесно общался и сотрудничал с Фридрихом Энгельсом. После наступления Первой мировой войны стал пацифистом. Не поддерживал революцию в России.

Биография: Карл Каутский

Родился в Праге, в те времена Австро-Венгерской, 16 октября 1854 года. Умер 17 октября 1938, в Амстердаме. Был выходцем из известной пражской театральной семьи. В Венском университете изучал такие науки, как философия и история, экономика и право. На его мировоззрение оказало влияние тесное общение с яркими идеологами и учеными своего времени, а именно: Ч. Дарвином, Э. Геккелем, Дж. С. Миллем и М. Бухнером, Э. Берштейном и другими.

После переезда в Цюрих стал редактором журнала рабочей партии. На этом посту оставался вплоть до 1917 года. В 1885 году переехал в Лондон, где тесно сотрудничал с Фридрихом Энгельсом.

Основные воззрения: Карл Каутский

Ранние работы были связаны с теорией Дарвина и теорией Мальтуса. Был согласен с теорией, что, для того, чтобы не было перенаселения, нищеты и бедности, стоит регулировать рождаемость. Затем его мысли изменились. Каутский впоследствии полагал, что опасность перенаселения, что грозит обществу, не так близка, как он полагал вначале. И начал утопически искать специфический закон населения, который будет действовать в социалистическом обществе. С другой стороны, Каутский не считал теорию Макса вершиной экономики и философии, полагая, что она является продуктом своего времени и конкретно-исторических обстоятельств, а значит, должна изменяться вместе с ними. То есть вполне естественно было допустить, что со сменой исторических эпох на рубеже XIX–XX вв. материализм должен был поменяться. Иначе говоря, «периодическая ревизия марксизма является, – по словам Каутского, – неизбежной и даже необходимой»,

Первоначально был сторонником одной из форм оппортунизма – лассальянство. Затем вступил в ряды социал-демократической партии. Какое-то время был главным германским теоретиком ортодоксального марксизма, что последовательно прослеживается на страницах журнала, который Каутский возглавлял.

Его воззрения на протяжении всей жизни менялись кардинально. Так, можно выделить три этапа в его работах, это: домарксистский (с середины 70-х до начала 80-х гг.XIX в.), затем марксистский (с начала 1880 до 1910 г.) и послемарксистский (с 1910 г. до смерти). На пике своего творчества пытался связать идеи Маркса и практические задачи социал-демократической партии. Ученый понимал марксизм, в отличие от Ленина, как, в основном, экономическое учение, своеобразное материалистическое понимание истории. Его труды были довольно догматичны, без конкретного применения к истории и обществу. С другой стороны, его мысли были освобождены от крайнего радикализма, оппортунистических тенденций, он объективно видел историю и экономику того времени.

Труды ученого

Основными трудами Каутского можно считать следующие: «Экономическое учение Карла Маркса», «К критике теории и практики марксизма» («Антибернштейн»), «Этика и материалистическое понимание истории», «Происхождение христианства, «Путь к власти», «Диктатура пролетариата», а также «Терроризм и коммунизм». Есть ряд и мало известных социологических работ в духе историко-экономического материализма, талантливо написанных и основанных на серьёзном изучении, есть и история социализма от Платона до Томаса Мора.

Участвовал в разработке программы социал-демократической партии Эрфурта, создавая ее теорию и подробные комментарии. Считал, что в капитализме существует две тенденции по отношению к пролетариату: уважение его и пренебрежение. Именно сознание важности пролетариата как класса, по Каутскому, ведет к развитию общества. Не верил в практическую пользу социальных реформ, но считал, что проводить их нужно обязательно. Считал, что задача пролетариата – поддерживать парламент, не возражать ему, делать его сильным, с ним можно добиться больше толку, чем с любым национальным представительством.

Ученый серьезно занимался исследованием теории христианства, издал труд под названием «Происхождение христианства». В нем Каутский раскрывает важные точки развития данной религии с позиций материализма и истории, сообщает о социальных предпосылках возникновения подобной веры. В простой и доступной форме раскрывает тайну влияния христианской религии и причины и основы могущества церкви Иисуса Христа на фоне формирования государства и общества.

Источник

За что Ленин с Троцким так не любили Каутского

Те, кто вынужден был конспектировать Ленина в учебных заведениях СССР, исписывая целые общие тетради, наверняка помнят некоего злобного Каутского, которого Ильич очень не любил и часто критиковал. Но прочитать, что пишет этот злодей, возможности у нас не было. Хотя даже ублюдочный Шариков из незабвенной повести Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце» читал переписку Энгельса с Каутским! И вот возможность появилась, и теперь очень хорошо ясно, почему не только Ленин, но и Троцкий очень не любили Каутского.

Для справки: Карл Иоганн Каутский (нем. Karl Kautsky; 16 октября 1854, Прага — 17 октября 1938, Амстердам) — немецкий экономист, историк, публицист и социал-демократический политик. В своих публикациях полемизировал с большевиками, считая их практику несовместимой с идеалами демократии и социализма, за что Ленин характеризует его как «ренегата». Выпускает книгу «Кризис большевизма», где критикует большевистскую партию как организацию заговорщиков, выступает в поддержку парламентаризма. На его «Терроризм и коммунизм» Лев Троцкий ответил одноименным произведением, за которым от Каутского последовала работа «От демократии к государственному рабству (Ответ Троцкому).»

«Г о с у д а р с т в е н н о е р а б с т в о — таков был кульминационный пункт большевистского коммунизма. А когда эксперимент не удался, то не осталось ничего иного, как вернуться к государственному капитализму, в котором для России нет ничего нового, ибо капитализм в России искони существовал лишь милостью государственной власти.

Легкость, с которой большевизм проделал этот новый поворот, как, впрочем, и все свои прежние повороты, чрезвычайно характерна для его оппортунизма. Для него важно не осуществить определенные принципы, а лишь во что бы то ни стало удержаться у власти, и для этой цели он готов пожертвовать, не задумываясь, любым принципом. Но не менее характерна для большевизма и та легкость, с которой он сделался сторонником трудовой повинности.

Сказанное нами в прошлой главе о стимулах к труду при социалистическом строе не представляет собою, конечно, ничего нового для человека, знакомого с социалистической литературой. И если мы все эти старые истины повторили, то только для осведомления тех новичков, которые могут оказаться в затруднении перед большевистской фразой.

Но большевики с легким сердцем пустили насмарку всю прежнюю работу социалистической мысли и, недолго думая, обратились к самому первобытному средству для преодоления всяческих препятствий, к грубому насилию. Вернув Россию в техническом отношении вспять от эпохи крупного машинного производства к веку ручного ремесла и кустарничества, большевики лишь увенчали бы свое реакционное дело, если б вернулись и к крепостному праву.

Эта тактика большевиков была возможна только потому, что они потеряли всякое уважение к человеческой личности, к жизни и свободе индивидуума. Презрение к личности является отличительной чертой большевизма. Неуважение к личности своих собственных сторонников, которых они рассматривают лишь как орудия и пушечное мясо. И уж, конечно, презрение ко всем тем, которые не дают себя использовать в качестве послушного орудия и которых большевики, не делая никаких различий, рассматривают как врагов, по отношению к которым позволены все средства.

В зародыше такое отношение к людям жило в душе многих вождей заговорщических организаций. Но только в ужасных условиях России зародыш этот мог развиться до таких размеров, как у Нечаева. Но понадобилось все ожесточающее влияние мировой войны и затем ряда гражданских войн для того, чтобы нечаевские методы мышления и тактика осмелились выйти из потемок тайных кружков на широкий простор общественной арены и претвориться там в ужасы чрезвычаек. «

«Бухарины, Ленины, Троцкие ничем не уступают Бурбонам, Габсбургам и Гогенцоллернам в цеплянии за свою самодержавную власть. При этом совершенно не важно, что одни считают себя владыками “милостью Божией”, а другие “милостью пролетариата”. Ибо пролетариат, якобы возложивший на большевиков диктаторские полномочия на вечные времена, является такою же фикцией, как тот бог, помазанниками которого на земле считают себя царские династии.»

Источник

Каутский, Карл

Содержание

Биография

Кто такой каутский и чем он знаменит. Смотреть фото Кто такой каутский и чем он знаменит. Смотреть картинку Кто такой каутский и чем он знаменит. Картинка про Кто такой каутский и чем он знаменит. Фото Кто такой каутский и чем он знаменит

В 1875 г. Каутский опубликовал первую свою более крупную работу «Дарвин и социализм» (в лейпцигском «Volksstaat»), в 1880 г. издал серьёзный труд по вопросу о населении: «Der Einfluss der Volksvermehrung auf den Fortschritt der Gesellschaft». Каутский признает теорию Мальтуса в основе верной. Хотя колебания заработной платы независимы от движения населения, и, следовательно, при существовании капиталистического строя применение практических советов Мальтуса нисколько не улучшит положения рабочих; тем не менее, Мальтус прав, утверждая, что повышение благосостояния усиливает размножение; поэтому переход к более совершенному способу производства может только отсрочить перенаселение.

Самодействующего регулятора, устанавливающего соответствие между населением и средствами существования, нет, и поэтому искусственное предупреждение рождений (präventiver Verkehr) безусловно необходимо для того, чтобы и в социалистическом обществе перенаселение не создало очень быстро всеобщей нищеты. В техническую (медицинскую) сторону вопроса Каутский не вдается. Позднее Каутский отказался от мальтузианства, хотя по-прежнему не разделял оптимизма большинства социалистов, верующих в постоянную гармонию между населением и средствами существования. Каутский полагал, что опасность перенаселения, могущая грозить социалистическому обществу, не так велика и не так близка, как он думал раньше; это доказывается фактом необычайного расширения за последнее время пищевой площади. Искать уже теперь специфический закон населения, который будет действовать в социалистическом обществе, — такой же утопизм, как утопичны вообще все попытки наперед определить учреждения и законы так называемого будущего общества. Редактируемый Каутским журнал «Die Neue Zeit» (сперва ежемесячный, затем еженедельный) признается весьма солидным и интересным изданием; задача его — разработка и научное освещение вопросов общественной жизни и история в духе марксизма.

Такой же характер носит и литературная деятельность Каутского. Ему принадлежит, кроме журнальных статей, ряд исторических и социологических работ в духе историко-экономического материализма, талантливо написанных и основанных на серьёзном изучении: «Thomas More und seine Utopie» (Штутгарт, 1888); «Die Klassengegensätze von 1789» (Штутгарт, 1889); в 1-м томе «Geschichte des Sozialismus und der Arbeiterbewegung in Einzeldarstellungen» (Шт., 1894), изд. под редакцией Каутского и Бернштейна, — история социализма от Платона до Томаса Мора; «К. Marx oekonomische Lehren gemeinverständlich dargestellt u. erläutert» (начало переведено на русский язык в сборнике «Помощь самообразованию»). Каутский участвовал в выработке Эрфуртской программы (1891) социал-демократической партии и написал к ней обстоятельный комментарий («Das Erfurter Programm m seinem grundsätzlichen Theile erläutert», Шт., 1892). Характерны рассуждения Каутского о борьбе двоякого рода тенденций в капиталистическом обществе: принижающих пролетариат и поднимающих его. Не первые приведут к торжеству более справедливого экономического порядка, а наоборот, последние. Отсюда вытекает отрицание максимы: чем хуже, тем лучше. Социальные реформы, правда, не в силах устранить противоречия капиталистического строя, но это не значит, что реформы не нужны. Безусловно Каутский отвергает реформы, направленные к восстановлению прежних, докапиталистических экономических отношений. Поддержание ремесленников и крестьян как производителей невозможно на почве существующего экономического порядка, но облегчение их положения как потребителей — важная задача социал-демократии. Совершенно оригинальный взгляд высказал Каутский на значение картелей и их отношение к кризисам (см. Картели). Оценивая все явления, в том числе и политические, с точки зрения интересов и исторической задачи промышленного пролетариата, Каутский выступил защитником парламентаризма в книге «Der Parlamentarismus, die Volksgesetzgebung u. die Sozialdemocratie» (Шт., 1893). Замену парламента прямым народным голосованием по проекту Риттингсгаузена (см.) К. признает невозможной даже как корректив к парламентарному строю, народное голосование (в форме референдума и инициативы) желательно только при известных условиях, как то: 1) отсутствии противоположности между городом и деревней или численном преобладании городского населения над сельским, 2) развитой политической и, в частности, партийной жизни и 3) отсутствии чрезмерно централизованной, независимой от народного представительства государственной власти. В государствах с мнимым конституционализмом (напр. в Германии) пролетариат, по мнению Каутского, должен поддерживать парламент, а не ослаблять его, не раздроблять нацию на отдельные голосующие общины, с которыми гораздо легче сладить, чем с национальным представительством.

Кроме названных выше, Каутскому принадлежат брошюры и статьи: «Irland» (Шт., 1880; русский перевод в «Русском богатстве» за 1893 г.), «Internationale Arbeitergesetzgebung» (Шт., 1880), «Die ueberseeische Lebensmittelkonkurrenz» (Шт., 1881), «Der Arbeiterschutz u. der Achtstundentag» (Шт., 1890), «Tschernyschewsky u. Malthus» (в «Jahrbuch f. Sozialwissenschaft», Цюрих, 1881), биография Энгельса в «Pionier, Volks Kalender» (Нью-Йорк, 1892) и многие другие. На русском языке некоторые исторические и социологические этюды Каутского («Классовые противоречия, 1789», «Общественные инстинкты у человека и животных» и другие) были напечатаны в «Северн. вестнике» и «Мире Божием».

Когда в германской социал-демократии появились так называемые бернштейнианцы (см. Бернштейн, Эдуард), Каутский явился главным теоретиком так называемого ортодоксального марксизма, или социал-демократизма. Редактируемый им журн. «Neue Zeit», основанный как орган социал-демократии без различия оттенков в мнениях и допускавший поэтому на своих страницах полемику в очень широких размерах, постепенно принимал характер все более и более определенно ортодоксальный; Бернштейн из него вышел в 1899 году, затем в нём перестали писать Гейне, Шиппель и большинство других бернштейнианцев или ревизионистов, основавших свой орган «Sozialistische Monatshefte». На всех социал-демократических партейтагах Каутский выступал одним из главных ораторов ортодоксального социал-демократизма. Специально против Бернштейна написана им книга: «Bernstein und das sozial-demokratische Programm» (Штутгарт, 1899; русск. пер.: «К критике теории и практики марксизма. Анти-Бернштейн. Метод. Программа. Техника», СПб., 1905). Против новых, ревизионных решений аграрного вопроса Каутского написана книга «Аграрный вопрос» (русск. пер. под ред. Протопопова, СПб., 1900; отрицательную оценку этой книги представляет статья С. Н. Булгакова в журнале «Начало», 1899 г., № 1 и 2). С 1894 г. под редакцией Каутского выходит широко задуманный труд: «Geschichte des Sozialismus in Einzeldarstellungen», в котором принимают участие немецкие и иностранные ученые. Появились пока два тома, в которых первая часть: «Die Vorläufer des neueren Sozialismus» целиком принадлежит перу Каутского.

Переводы на русский

На русский язык Каутского переводили уже с конца 1880-х гг., но цензурные условия ограничивали появление этих переводов. Начиная с 1904 г. книги и брошюры Каутского появляются на русском языке в весьма большом числе, многие в нескольких переводах.

Источник

Политическое учение Карла Каутского

Личность и творчество Карла Каутского

Карл Каутский (1854-1938) является одним из лидеров и теоретиков немецкой социал-демократической партии и II Интернационала. Он родился в Праге, в семье художника. Еще в годы обучения в гимназии в нем, на волне идей Парижской коммуны, пробудился интерес к социалистическому и рабочему движению

В его творчестве принято выделять три периода:

В период 80-90-х Каутский опубликовал ряд статей и работ, нацеленных на популяризацию трудов Энгельса и Маркса, среди которых были: «Т. Мор и его учение» (1887), «Экономическое учение Карла Маркса» (1887), «Классовые противоречия Великой французской революции» (1889) и т.д. Тем не менее, уже в этот период было заметно то, что он недооценивает роль субъективного фактора в вопросах классовой борьбы и роли народных масс. В связи с этим у него человек выступал в качестве орудия естественно-исторической необходимости, в связи с чем он приходил к позиции оппортунизма и центризма, как оценивал его В.И. Ленин.

Основные идеи Карла Каутского

Целью Каутского всегда было связать теорию марксизма и практические задачи социал-демократической партии. Он сумел завоевать большой авторитет, участвуя в написании теоретической части Эрфуртской программы, которая была принята в 1891 г. на партийном съезде в Эрфурте. В данной программе были сформулированы основные положения марксизма о том, что необходимо низвергнуть капитализм посредством классовой борьбы пролетариата.

В соответствии с идеями Каутского человек – это всегда продукт обстоятельств, а историческая необходимость, в случае выхода за пределы преобразовательной деятельности, может выступать как непреодолимая, фатально господствующая сила, которая возвышается над человеком и общественными классами. В связи с этим важнейшим принципом политической деятельности социал-демократической партии является способствование осознанию революционными массами исторической необходимости, а также следование непреодолимым историческим законам. Каутский руководствовался именно данным принципом, решая все важнейшие политические проблемы.

Проблема революции была одной из главных проблем в его политической теории. По Марксу основная задача революционной партии – это подготовка рабочего класса к революции. Каутский считал, что революционная партия не должна устраивать революции. Он полагал, что по собственному желанию ее устроить невозможно, а значит нельзя сказать, когда и при каких обстоятельствах она будет протекать.

Маркс называл революцию самой авторитарной вещью, в процессе которой вооруженный народ должен навязать свою волю посредством физического насилия, которое не связано никакими законами. При этом цель преследуется одна – сломать и разбить «готовую государственную машину».

Каутский считал, что в ходе революции экономические, моральные, законодательные, все мирные средства должны преобладать над физическими. Так он полагал после того, как проанализировал всемирно-историческое развитие государственности. После данного анализа государственный аппарат претерпел серьезные изменения – он превратился из органа и средства войн и насилия, орудия классового господства по мнению приверженцев марксизма, в орган организации культурной и хозяйственной жизни. Данный взгляд на буржуазное государство и демократию в качестве средства реформирования общества привел Каутского к необходимости порвать с ортодоксальным воинствующим марксизмом, который считал, что диктатура пролетариата – это единственно необходимое средство подавления эксплуататорских классов, а также разрушения их государственной машины и построения справедливого общества.

По концепции Каутского путь к социализму и политической власти можно проложить через активную деятельность парламента. В связи с этим в государствах, обладающих слабой конституционностью, пролетариат должен поддерживать парламент в качестве олицетворения единства нации, не разбивать его на социальные слои, партии и классы (голосующие общности), что может позволить господствующему классу справиться с ними.

В качестве сторонника эволюционного понимания исторического процесса Каутский стремился к реформам и считал, что вопросы революции и диктатуры пролетариата можно с чистой совестью предоставить будущему.

Политические идеи Каутского, особенно в последний период его творческой деятельности, продолжали развиваться в рамках либерально-демократической «ревизованной» формы марксизма (подобной берштейнианской), при этом оказывая серьезное влияние на разделение реформистской и революционной традиций в социалистической теории.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *