Кто такой клото бог чего
Когда возобладали анимистические представления (вера в одушевленность природы), магическая сила, которая была заключена в фетише, стала представляться самостоятельным божеством, наделяющим той или иной участью человека. Это божество изрекало ему свою волю, а также определяло его дальнейшую жизнь. Мойры понимались теперь уже как рок («то, что изречено») и судьба («то, что суждено»). Они представляли собой тёмную невидимую силу, которая не имела отчётливого антропоморфного облика: именно поэтому изображение мойр в античном искусстве встречается довольно редко.
По Платону, мойры владели силами высшего небесного правопорядка и изображались им женщинами в белых одеяниях, головы которых венчали венки. Они вершили под музыку небесных сфер настоящее, прошлое и будущее. Платон называет их дочерями богини Ананке («необходимости»), которая вращала мировое веретено.
Лучшие отели Греции Посмотреть все
Stella Island Luxury Resort & Spa
Этот отель призван стать идеальным направлением для влюбленных пар и тех, кто проводит свой медовый месяц
МОЙРЫ: ВЕЧНЫЕ ПРЯДИЛЬЩИЦЫ СУДЕБ.
Вопросами о судьбе люди задавались задолго до наступления нашей эры. И одним из способов «перевесить» ответственность за собственную участь стала передача обязанности контроля над жизненным процессом мойрам. Что они собой представляют? Кто такие мойры?
Мойры – это и есть те самые древнегреческие богини, которые контролируют воплощение рока. Согласно разным легендам, их было от одной до четырех, но наиболее распространенный миф гласит о трех сестрах, прядущих нити судьбы. В случае с Мелеагром, чтобы оставить героя в живых, достаточно было хранить полено в целостности. Но когда мойры заняли постоянное место в божественном пантеоне, ситуация преобразилась. Отныне никакие действия людей не могли изменить ход предопределенных событий и воспрепятствовать осуществлению судьбы.
Мойры: имена сестер.
Каждая из трех богинь была ответственна за собственный участок работы:
«Распределение труда» у мойр очень четкое. Лахесис отмеряет длину нити и наматывает ее на веретено, Клото прядет, Атропос перерезает. Три мойры никогда не оспаривают друг у друга прав и всегда точно выполняют свои обязанности. Они неумолимы и неподкупны. Чаще всего сестер считали старухами, реже – молодыми девушками. Иногда их описывали как женщин разного возраста, где Лахесис – самая юная, а Атропос – пожилая.
Мойры: атрибуты богинь судьбы.
Предметы, которыми владели три сестры, непосредственно связаны с родом их занятий. Мойры в древнегреческой мифологии традиционно наделялись следующим имуществом:
Иногда среди атрибутов мойр упоминают весы. Но они больше подходят Немезиде – дочери Нюкты и богине возмездия, карающей за нарушение моральных норм. Именно с помощью весов она определяет, виноват ли человек. Мойрам подобная вещица ни к чему: они и так знают правду о любом событии, а их равнодушное отношение к окружающим не оставляет места для колебания чаш весов.
Где жили мойры:
Существует множество версий касательно места постоянного обитания богинь судьбы. Но преимущественно мойр селили:
По легенде, мойры иногда покидают свое жилище. Например, Лахеса присутствовала рядом с Лето при появлении на свет Артемиды и Аполлона. Сестры обязательно приходят к колыбели новорожденного, чтобы определить судьбу ребенка. Подслушивать слова богинь и подглядывать за ними нельзя: они предпочитают пребывать в тайне. Некоторые пытались задобрить мойр. Для этого вечером оставляли у постельки малыша деньги, вино и три куска хлеба. Подношение, исчезнувшее к утру, – знак долгой и счастливой жизни младенца.
Мойры и парки – есть ли разница?
Культура Древней Греции стала питательным источником для развития традиций и верований древних римлян. По сути, «одолжено» было практически все, но под новыми именами и иногда в чуть видоизмененной форме. Древнегреческие мойры тоже нашли себе пристанище среди древнеримских богов. Изменились ли их функции? Нет. Римские мойры просто стали называться парками. Они также считались богинями судьбы, контролирующими все происходящее в мире.
Имена парки получили следующие:
Выглядят мойры и парки одинаково. Их описывают либо юными девами, либо уродливыми старухами. Иногда каждая парка находится в собственном возрасте: Децима – младшая, Нона – средняя, Морта – старшая сестра.
Мойры и грайи: разные грани представлений о жизни и смерти.
В древнегреческой мифологии присутствует еще одна троица сестер – грайи. Иногда их ошибочно называют мойрами; подобное заблуждение объясняется следующими факторами:
Но если прядильщицы непосредственно заняты «производством», то вторая троица вещих сестер никак не контролирует судьбу. Мойры своим могуществом охватывают три основных промежутка – прошлое, настоящее и будущее, тогда как грайи «застряли» в последнем этапе цикла земного существования. Они есть олицетворение старости и увядания.
Грайи имеют собственные имена, чаще всего в литературе приводятся:
Грайи были рождены в союзе Форкия (бога чудес и бурного моря) и Кето (богини морских пучин и обитающих там чудовищ). Среди родственниц сестер – горгоны.
Грайи легко узнаваемы по таким признакам:
Мойры – богини, вселявшие трепет в сердца людей. Поклониться сестрам приходили в Коринф, где в их честь был сооружен храм. Несмотря на принадлежность троицы к древнегреческой мифологии, их образ до сих пор используют в искусстве: архетип вечных прядильщиц остается востребованным и в современном мире.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Клото, прядущая нить жизни
На рисунке английского художника Генри Мура «Три богини судьбы» изображены мойры, дочери богини ночи Никты, в древнегреческой мифологии определявшие срок жизни человека. Клото (‘прядущая’) прядет нить жизни, Лахесис (‘дающая жребий’) отмеряет ее длину, Атропос (‘неотвратимая’) готовится перерезать нить. Сестры-мойры символизируют неуклонное приближение будущего, неизбежность смерти и неотвратимость судьбы.
Генри Мур (1898–1986), больше известный как автор абстрактных скульптур из мрамора и бронзы, рисовал сюжет с тремя богинями судьбы несколько раз в разных вариациях в 1947-м, 1948-м и 1950 году. В конце 1970-х годов всемирно известный скульптор начал сотрудничество с художниками из колледжа West Dean, которые поставили перед собой цель возродить и сохранить искусство ручного ткачества гобеленов и хотели выткать рисунки Генри Мура. Символично, что для самого большого гобелена размером 243×350 cм, который двое мастеров полтора года выплетали из окрашенных вручную нитей, Генри Мур выбрал именно этот рисунок с Клото, Атропос и Лахесис, держащими в руках нить человеческой жизни.
В середине 1990-х годов японские ученые работали над созданием трансгенных мышей, экспрессирующих повышенное количество мембранного белка-переносчика ионов натрия и водорода (NHE-1), чтобы изучить его влияние на артериальное давление. По непонятным причинам с одной из полученных линий мышей произошло нечто странное: мыши рано старели и отличались невысокой продолжительностью жизни. В возрасте трех-четырех недель у них замедлялся рост, истончалась кожа, развивались остеопороз и эмфизема легких, появлялись склеротические изменения сосудов, снижались когнитивные функции, они становились неспособны к размножению и в итоге погибали, не прожив и трех месяцев (обычно лабораторные мыши достигают половозрелости в возрасте 4–7 недель и живут около двух лет). Ученые стали разбираться, почему так происходит, и выяснили, что у этих мышей трансген, кодирующий белок-переносчик, не мог экспрессироваться сам и не давал экспрессироваться другому гену, в который встроился. Этот случайно открытый ген назвали Klotho, в честь древнегреческой богини, прядущей нить жизни.
Для изучения нового гена была создана линия мышей, которые, наоборот, экспрессировали повышенное количество Klotho, и оказалось, что они живут на 20–30% дольше обычных, не генно-модифицированных мышей. Индивидуальные различия в вариантах гена Klotho есть и у людей: популяционные исследования показали, что гетерозиготность по одному из вариантов, Klotho-VS, ассоциирована с более высокой средней продолжительностью жизни, более низким риском сердечно-сосудистых заболеваний и лучшей сохранностью когнитивных функций в пожилом возрасте, а некоторые другие варианты гена Klotho влияют на плотность костной ткани и риск развития остеопороза.
Klotho экспрессируется в клетках почечных канальцев и в сосудистом сплетении головного мозга; также гораздо более низкие уровни экспрессии обнаруживаются в некоторых других органах и тканях: паращитовидных железах, гипофизе, гладкой мускулатуре артерий, поджелудочной железе, семенниках, яичниках, эпидермисе. Белок, кодируемый геном Klotho, существует в двух изоформах, возникающих благодаря альтернативному сплайсингу, когда в процессе созревания РНК и вырезания интронов образуется два разных вида матричной РНК, с которых, соответственно, транслируются две разных изоформы белка. Трансмембранная форма белка Клото состоит из двух внеклеточных доменов, трансмембранной части и короткой C-концевой внутриклеточной части. Секретируемая форма гораздо меньше по размеру и состоит из одного лишь первого внеклеточного домена. Кроме того, трансмембранный Клото может «срезаться» с мембраны под действием протеолитических ферментов, в результате чего образуется так называемая «растворимая» форма Клото.
Трансмембранная форма служит рецептором, регулирующим концентрацию фосфатов в крови. Клеточный рецептор — это белок, который реагирует изменением своей пространственной конфигурации на присоединение к нему молекулы определенного вещества, и таким образом передает сигнал внутрь клетки или органеллы, обуславливая ее реакцию на изменение внешней среды. В данном случае трансмембранная форма Клото, находящаяся на поверхности клеток почечных канальцев, реагирует на гормон FGF23 (фактор роста фибробластов), циркулирующий в крови. У Клото очень маленькая внутриклеточная часть, поэтому, чтобы передать сигнал внутрь клетки, он образует комплекс с рецепторной тирозинкиназой FGFR (рецептор фактора роста фибробластов). Присоединение гормона FGF23 к этому комплексу вызывает активацию внутриклеточной части FGFR и запускает систему клеточных сигналов, заставляющих клетку почки ускорить выделение фосфатов из организма и приостановить синтез активной формы витамина D (кальцитриола), которая регулирует поступление фосфатов, кальция и магния с пищей. Поэтому у мышей, лишенных гена Klotho, уровень фосфатов в крови постоянно повышен (если посадить их на диету с пониженным содержанием фосфора, мыши будут чувствовать себя лучше). Избыток фосфатов связывается с кальцием и белком fetuin-A, образуя нерастворимые частицы, что вызывает остеопороз, кальцификацию кровеносных сосудов и атеросклероз.
1 — формы белка Клото: А — секретируемая, B — мембранная, С — «растворимая». 2 — трансмембранная форма Клото образует комплекс с рецепторной тирозинкиназой FGFR. Когда гормон FGF23 присоединяется к этому комплексу, комплекс меняет свою конфигурацию и образует димер. В результате два внутриклеточных домена FGFR оказываются в непосредственной близости друг от друга и путем ферментативной реакции «навешивают» друг на друга фосфатные группы. Фосфорилированные внутриклеточные домены распознаются сигнальными белками, которые запускают каскад сигнальных реакций. 3 — пространственная структура внеклеточной части Клото в комплексе с корецептором FGFR1c и гормоном FGF23 (структура из базы данных Protein Data Bank визуализирована с помощью программы PyMOL). Рисунок © Екатерина Кузина
«Растворимая» форма Клото отделяется от клеточной мембраны и циркулирует в крови. Клото с кровотоком достигает сердца и действует не как рецептор, а как гормон, связываясь с α2-3-сиалил-лактозой в составе гликолипидов на поверхности клеток сердца. Это подает клеткам сигнал о том, что нужно уменьшить количество и активность кальциевых каналов TRPC6, участвующих в регуляции роста сердечной мышцы. При высокой нагрузке на сердце у мышей, лишенных гена Klotho, экспрессия TRPC6 в сердечной мышце повышается, и мышца становится гипертрофированной (то есть ненормально увеличенной). И наоборот, повышенная экспрессия Klotho защищает сердце от патологических изменений.
Кроме этого, Клото блокирует активацию инсулинового рецептора и соответствующих внутриклеточных сигнальных молекул. Это не только влияет на метаболизм глюкозы и снижает чувствительность к инсулину, но и повышает выработку марганец-суперокисиддисмутазы — фермента, который борется с окислительным стрессом, то есть накоплением вредных для клетки супероксидов (см. «Ген молодости» Klotho повышает сопротивляемость к оксидантному стрессу, «Элементы», 11.11.2005). Открытие было сделано еще в 2005 году, однако до сих пор неизвестен молекулярный механизм этого процесса: Клото не взаимодействует с инсулиновым рецептором напрямую, поэтому неясно, каким образом он блокирует активацию рецептора.
Также известно, что Клото связывается с некоторыми сигнальными белками семейства Wnt, регулирующими клеточный цикл и пролиферацию стволовых клеток. Кроме того, Клото экспрессируется в сосудистом сплетении головного мозга и в некоторых типах нейронов и секретируется в спинномозговую жидкость. Предполагают, что он защищает мозг от окислительного стресса, повышает синаптическую пластичность и участвует в нейрогенезе. Функции секретируемой формы Клото до сих пор не изучены и точно не известны.
Поскольку Клото регулирует множество важных процессов, возникает вполне очевидный вопрос: а можно ли использовать его для создания лекарства, замедляющего старение? В настоящий момент этим занимаются как минимум две компании: одна разрабатывает препарат на основе модифицированного рекомбинантного белка Клото, а другая ищет способы повысить уровень экспрессии гена Клото с помощью искусственных факторов транскрипции, манипуляций с РНК и генной терапии. Эти разработки пока находятся на самой ранней стадии, на момент написания этой статьи не было зарегистрировано ни одного клинического исследования препаратов на основе Клото.
Важно подчеркнуть, что Клото — далеко не единственная и не главная биомолекула, влияющая на процесс старения. Например, прогерия, редкое заболевание, похожее по симптомам на раннее старение, возникает из-за «поломки» в гене, кодирующем белок ламин А (Lamin A), необходимый для поддержания структуры клеточного ядра (см. Одна из причин старения может быть устранена, «Элементы», 22.05.2006). Если говорить о нормальном естественном старении организма, то помимо уже упоминавшихся окислительного стресса, изменения чувствительности к инсулину и потери стволовых клеток, на молекулярном уровне старение проявляется в накоплении повреждений ДНК, уменьшении длины теломер, нарушении гомеостаза белков и изменениях в структуре хроматина.
Богини чего Мойры
Мойры, общие сведения
Младшая сестра
Средняя сестра
(смерть)
Советники и помощницы высших богов
Богини судьбы оставались в тени, когда боги сражались за свои интересы. Но в решающие моменты оказывали неоценимую помощь, восстанавливая мировое равновесие.
Благодаря этому предупреждению, владыка Олимпа избежал опасности. Когда гекантохейр Бриарей попытался украсть жертвенные внутренности, Зевс послал коршуна, чтобы помешать ему. Затем он поместил птицу-спасителя на небо в виде созвездия. Сам Офиотавр, предположительно, символизирует зодиакального Тельца.
Пророчество о сыне Фетиды. Морская нимфа, дочь бога-старца Нерея очень нравилась Зевсу. Однако Мойры предупредили, что от связи с небожителем у Фетиды родится сын, превосходящий могуществом отца. Опасаясь за трон и жизнь, Зевс отвернулся от нимфы, после чего её выдали замуж за смертного Пелея. Фетида произвела на свет героя Ахиллеса, который действительно превзошёл силой Зевса, однако, не обладая даром бессмертия, пал от руки Париса в Троянской войне.
Покровительницы времён года и смены сезонов
В сферу влияния сестёр входили и явления природы, а также божества их олицетворяющие:
I. Мойры скрепили брачный союз Зевса и Фемиды. От него родились богини времён года – Оры.
II. Также сёстры наблюдали за своевременным возвращением на землю Персефоны в начале весны, а затем её спуском в царство теней осенью. Они же уговорили Деметру не гневаться на похищение дочери Аидом, тем самым вернув земле плодородие.
Богини рождения
Триада сестёр нечасто встречается в греческой мифологии. Однако они всегда присутствовали при рождении олимпийцев, чтобы огласить их функции и привилегии. В некоторых случаях сёстры одаривали божественных младенцев землями для строительства святилищ и дальнейшего покровительства.
I. Рождение Аполлона
Мойры видели появление на свет Аполлона и подтвердили его божественное происхождение. Мать олимпийца – титанида Лето, промучилась девять дней и ночей, поскольку рядом с ней не было богини лёгких родов Илифии. Событие происходило на плавучем острове Делос, неподалёку от Миконоса.
II. Рождение Артемиды
Сестра-близнец Аполлона родилась первой, не заставляя мать томиться схватками. Более того, она помогала Лето разрешиться от беремени во второй раз, заменив Илифию. В гимне поэта Каллимаха говорится, что участвовать в родах Артемиде велела Лахесис. После этого акушерство стало одной из главных функций богини-охотницы, наряду с покровительством браку и защитой невинности.
III. Рождение Афины
IV. Рождение Эриний
Не знающие жалости богини мести появились на свет вместе с первым преступлением – оскоплением Урана его сыном Кроносом. Упавшие на землю капли крови превратились в трёх ужасных сестёр Эриний. У Эсхила в трагедии «Эвмениды», посвящённой матереубийству, богини мести так комментируют своё предназначение: «На эту службу обрекла нас безжалостная Мойра-судьба. Тех, кто решился на безрассудное убийство, мы преследуем, пока они сами не отправятся в подземное царство. Но и там не будет им покоя. Таково наше предназначение, однако, бессмертные боги могут удержать нас».
V. Зарождение Олимпийских игр
Согласно древнегреческой мифологии, первые спортивные состязания в Олимпии учредил Геракл – то ли легендарный герой, то ли его архаический тёзка-дактиль. Посвящались Игры Зевсу и были частью религиозных праздников. На открытии присутствовали Мойры и Хронос – единственные судьи, чей приговор считался истинным и неизменным.
VI. Передача Гелиосу острова Родос
Солнечный бог Гелиос был покровителем Родоса. Вход в местную гавань украшала гигантская статуя-маяк в его честь. По одной из версий, остров подарили Гелиосу Зевс и Мойры, поскольку ему негде было построить святилище. В другом варианте говорится, что солярный бог собственноручно вынес Родос из пучины моря.
VII. Посейдон и остров Кос
Владыка морей – Посейдон безуспешно пытался отнять у Гелиоса Родос. Тогда Мойры подарили ему остров Кос в Эгейском море.
VIII. Святилище Эвменид в Афинах
Мудрая Афина-Паллада, желая умилостивить грозных Эриний, основала для них святилище в родном городе, рядом с Акрополем. Она призвала жителей Аттики почитать богинь справедливого возмездия и жить с ними в мире. На открытии святилища присутствовали сёстры-Мойры и Зевс.
Наделяющие судьбой в момент рождения
Через три ночи после рождения ребёнка, призывались Мойры, чтобы определить его жизненный путь. В более поздних трудах Гесихия Александрийского указывается седьмой день, когда семья решала, принять ли младенца в род и давала ему имя. Поскольку речь шла о новорожденных, сестёр сопровождала богиня Илифия – покровительница молодых матерей.
Рождение Мелеагра
Матери этолийского героя Мелеагра – Алфее было предсказано, что сын умрёт, как только догорит в очаге головня. Она тут же погасила огонь, а роковое полено убрала в сундук. Однако Мелеагр погиб именно так, как обещали Мойры – мать, разгневавшись на него из-за убийства родных, достала головню и сожгла.
Рождение Геракла
Ревнивая Гера послала Мойр и богиню Илифию задержать роды у персеиды Алкмены. Царевна должна была произвести на свет великого богатыря – Геракла, зачатого Зевсом. Пока Алкмена мучилась, не в силах разрешиться от бремени, её служанка Галиантида обманула божественных стражей, сообщив, что роды уже состоялись. Как только посланницы Геры скрылись, Геракл вышел из лона матери.
«Прядильщицы» судеб
Гомер в «Илиаде» впервые упомянул о Мойрах, прядущих нити человеческих жизней. Но описал лишь одну, неумолимую силу-судьбу – Айсу. Атрибутом этой хтонической богини служило веретено, которое она запускала вместе с рождением и вращала до момента смерти. В «Одиссее» Гомер уже говорил о Клото, которая сопровождала Айсу или о нескольких безымянных «пряхах». Классическую триаду можно найти у Гесиода и более поздних авторов.
Богини, распределяющие удачу
Сёстры-Мойры, в широком смысле, символизировали человеческую жизнь с её радостными и горестными моментами. Каждому отмерялись удачи, взлёты и падения в пропорции, установленной ещё до рождения. И никто не мог получить больше, чем ему предназначено судьбой (долей). Этот закон, согласно древним авторам, распространялся преимущественно на смертных, хотя иногда ему подчинялись и боги.
Оракулы
Три сестры в некоторых случаях занимались пророчествами, хотя обычно эта роль отводилась Аполлону. Присутствуя при рождении смертных и богов и, читая книгу их судьбы, Мойры крайне редко вмешивались в ход событий. И даже если они делали это, как в случае с Мелеагром, предписание высших сил всё равно исполнялось, пусть и с отсрочкой.
Богини смерти
Атропос (или Айса) ревностно следила, чтобы человек не прожил дольше положенного срока. Старшая из сестёр, известная также как Μοϊραι κραταιαί, разрезала нить судьбы, вместе с порождениями Никты – Танатосом и Керами. Первый считался богом мирной смерти, вторые – насильственной, например, на поле боя.
Богини подземного мира
Неразрывно связанные не только с жизнью, но и со смертью, три сестры часто упоминались в связи с подземным царством. В «Республике» Платона они описываются как «сидящие вокруг престола Аида каждая на своём троне, в белых одеждах и с кипарисовыми венками на голове».
Судьбоносным сёстрам приносили в жертву чёрных животных, что характерно только для богов подземного мира и океанских глубин. В то время как для олимпийских небожителей выбирали коров, овец или птицу белого цвета. Античные авторы писали, что Мойры принадлежат к подземному миру, но тайно управляют жизнями тех, кто находится наверху. У Платона души умерших, чтобы вернуться на землю в новом перерождении, должны были сначала выбрать себе судьбу.
Карающие за убийства и самоубийства
Убийство расценивалось древними греками как нарушение воли судьбы, насильственное прерывание нити жизни. От имени Мойр преступника наказывали Эринии, постоянно преследуя его и напоминая о тяжёлой вине.
Изменяющие судьбу
Даже неумолимые сёстры-Мойры иногда могли пойти на уступки, изменив течение человеческой жизни.
I. Воскрешение Пелопа
Фригийский царь Тантал, желая испытать богов, подал им на пиру мясо собственного сына – Пелопа. Однако олимпийцы разгадали обман, после чего Клото воскресила мальчика. Его имя теперь носит остров Пелопоннес.
II. Освобождение от смерти Адмета
III. Возвращение Эвридики
Жена великого певца Орфея – Эвридика, погибла сразу после свадьбы от уксуса змеи. Молодой вдовец своим пением смог разжалобить самого Аида, после чего тот согласился воскресить умершую. Сёстры-Мойры провожали Эвридику в мир живых, однако Орфей, обернувшись, нарушил договор с правителем преисподней и вновь потерял возлюбленную.
IV. Посещение живыми мира мёртвых
Только в исключительных случаях разрешалось проникать в тёмное царство Аида до того, как Атропос перережет нить жизни. Это удалось:
V. Освобождение Хирона от бессмертия
Мудрый кентавр Хирон был ранен ядовитой стрелой, случайно выпущенной Гераклом. Страдая от невыносимой боли, он передал дар бессмертия Прометею, чтобы прекратить свои мучения. После этого Хирона превратили в созвездие Стрельца и поместили на небо. Обмен происходил при участии богинь судьбы.
Божества посмертного апофеоза или метаморфоз
В античности верили, что смерти можно избежать путём обожествления погибшего человека, а также его превращения в животное или растение. Есть несколько примеров, когда богини судьбы принимали непосредственное участие в процессе:
I. Апофеоз Гиацинта
II. Метаморфоза Ампелоса
Юный Ампелос – сын сатира и нимфы, полюбился богу виноделия Дионису. Однако вскоре погиб от рогов свирепого быка (по другой версии, сорвался с дерева). Видя горе Диониса, другие боги превратили Ампелоса в виноградную лозу.
Богини-изобретательницы алфавита
Считается, что богини судьбы изобрели первые семь букв греческого алфавита – ABHTI U. Эти знаки носили ритуальный характер и использовались в священных мистериях.
Мойры и Зевс
Воплощая неумолимые силы судьбы, Мойры властвовали над смертными людьми, но их взаимоотношения с представителями олимпийского пантеона не были так однозначны. Часть древнегреческих авторов указывает, что Зевс, как воплощение мирового порядка, мог управлять действиями сестёр, внося в них коррективы. Другие считали громовержца лишь проводником судьбы, не способным противостоять ей, чтобы не нарушить равновесие сил во вселенной.
I. Зевс управляющий (Мойрагет)
В «Теогонии» Гесиода – подробной родословной греческих богов, Зевс выступает в роли отца Мойр, рождённых от него Фемидой (правосудием). Это даёт громовержцу власть над тремя сёстрами и, как следствие, оставляет за ним последнее, решающее слово. Зевс Мойрагет (Μοιραγέτης), которому поклонялись в период Классической Греции, переводится как «тот, кто определяет судьбы». Иногда подобного титула удостаивался и Аполлон, о чём свидетельствует надпись на его статуе в Дельфах.
Зевс на особых золотых весах взвешивает деяния людей, чтобы определить, насколько справедливо обходится с ними судьба. И, выявив несоответствие, может в последний момент отвести смертоносную руку Атропос. Так, в «Илиаде» Гомера, громовержец взвесил жребии героев Ахилла и Гектора, чтобы решить, кто из них должен погибнуть в бою.
В храме Зевса в Мегаре, согласно описанию Павсания, над головой громовержца изображены Оры (богини порядка) и Мойры. Такое взаимное расположение свидетельствовало о бесспорном главенстве царя Олимпа. На рельефах храма Аполлона в Дельфах, Зевс составляет триаду с Клото и Атропос, заменив собой среднюю сестру – Лахесис.
По мере развития греческой цивилизации, Мойры утрачивали своё могущество. Молодые боги смеялись над ними, а солнечный Аполлон даже напоил, чтобы спасти от смерти своего друга – царя Адмета. Считалось, что и люди могут изменить судьбу, избежав опасности, если заранее узнают о ней.
II. Зевс подчиняющийся
Часть древнегреческих авторов считает, что Мойры – порождения хтонической Никты (ночи) или богини необходимости Ананки. В этом случае, влияние Зевса на них минимально и олимпиец играет, скорее, подчинённую роль. Об этом заявляла в своих пророчествах дельфийская пифия. Она указывала, что никто, в том числе и верховные боги, не в силах повлиять на неотвратимый ход судьбы.
Примером служит сын Зевса от финикийской царевны Европы – Сарпедон. Несмотря на усилия божественного отца, он погиб в Троянской войне от руки героя Патрокла. Громовержец знал о трагедии заранее, но не мог противиться неизбежному. В орфических гимнах сёстры-Мойры именуются «суровыми и непоколебимыми богинями судьбы», более могущественными, чем Зевс и остальные олимпийцы.
III. Брачные союзы Зевса
Мойры не только пряли нити судьбы, но и сплетали их между собой. Имена этих могущественных сестёр обязательно упоминались в свадебных обрядах. Ведь от того, насколько прочно сплетены нити двух жизней, зависела продолжительность брака. Также Мойры имели отношение к деторождению, наделяя младенца тем, что в индийской религии принято называть дхармой. Божественная триада устроила два свадебных союза Зевса: со второй супругой – Фемидой, а затем с Герой.
IV. Законы небесного Олимпа
Мойры, как исполнители высших и незыблемых законов природы, а также дочери Фемиды, поддерживали божественный правопорядок. Вместе с океанидой Стикс, они следили за соблюдением священных клятв олимпийцев. Помогали богиням мести Эриниям или заменяли их, преследуя убийц или тех, кто оскорбляет родителей.
V. Защита власти Зевса
Богини судьбы стояли на страже интересов царя Олимпа, своевременно предупреждая его об опасностях и участвуя в сражениях за «интересы трона». Они оказали решающее влияние на исход битвы с чудовищем Тифоном, когда увидели, что Зевс своими силами не может одолеть его.
Другие богини, управлявшие судьбой
В разные времена управление человеческими судьбами брали на себя и другие олимпийцы:
Атрибуты
Образы богинь в греческой мифологии
Символизируя тайные силы мироздания, Мойры редко изображались античными художниками. Нет единого мнения, как выглядели эти богини. Чаще всего их представляли молодыми девушками, закутанными в длинные одежды. В вазописи все богини-сёстры: Мойры, Оры, Хариты и Музы выглядели примерно одинаково. Однако древнегреческие поэты характеризовали богинь судьбы, как «строгих, суровых и непреклонных», что выражалось в чертах лица.
Платон в поэме «Государство» писал, что сёстры облачены в белые, сияющие одежды, а на голове у них венки. Сидя на высоких тронах, они поют в унисон с божественными сиренами под музыку небесных сфер. У некоторых авторов, например, у Овидия в «Метаморфозах», упоминались три старухи отталкивающего вида. Иногда сёстрам приписывали хромоту, которая мешает жизни двигаться слишком быстро. В эпоху Возрождения и позднее, в виде пожилой женщины изображали только Атропос.