Кто такой крузенштерн и что он открыл
«А немчик-то с задатками!» Как русский моряк с «секретным оружием» на борту переделал карту мира
Иван Федорович Крузенштерн. Изображение: Wikipedia
«Лента.ру» продолжает цикл статей, посвященных знаменитым путешественникам, землепроходцам и первооткрывателям. В предыдущих материалах речь шла об испанском мореплавателе Эрнандо де Сото и офицере русского флота Витусе Беринге. Новый герой — российский адмирал немецкого происхождения Иван Крузенштерн, которого судьба связала с морем случайно, но благодаря его старанию и усердию настолько крепко, что открытия моряка навсегда изменили представления о расположении островов и континентов во всем мире.
Со скамьи — прямо в бой
Становиться путешественником и покорять моря и континенты в планы маленького Адама Крузенштерна не входило — с непокорной стихией его связал случай. Мальчик появился на свет 8 ноября 1770 года в крохотном эстонском поселке Хагуди и стал седьмым ребенком в небогатой семье остзейских дворян. Отец его был эстляндским судьей. К слову, один из предков российского моряка был дипломатом и участвовал в посольствах к московскому царю Алексею Михайловичу, а другой участвовал в Северной войне, попал в плен к русским и провел там два десятка лет.
Молодой Адам Крузенштерн
Изображение: Friedrich Georg Weitsch / Zentralbibliothek Zürich
Рос будущий адмирал ребенком очень домашним и избалованным родительским вниманием и любовью. В детстве его здоровье было некрепким, и юный Адам даже не задумывался о дальних странствиях, тем более что ни один из его родственников к этому не имел никакого отношения. По другим сведениям, его двоюродный дядя был адмиралом шведского флота в XVIII веке — так что моряки в роду Крузенштернов все же могли быть.
Впрочем, отдать младшего сына в Морской кадетский корпус в Петербурге родители решили в надежде, что он непременно сделает карьеру моряка и свяжет свою жизнь с набиравшим силу российским флотом. Семья его была небогатой, но делала все возможное, чтобы дети выросли достойными людьми. К началу учебы за плечами Адама была внушительная подготовка — домашнее образование, три года школы и уверенное владение английским и немецким.
Застенчивый юный Крузенштерн между тем к учебе отнесся серьезно и настойчиво. «А немчик-то с задатками!» — говорили об усидчивом и прилежном кадете преподаватели. Даже свободное от уроков время он посвящал накоплению знаний и подолгу засиживался в компании библиотечных книг или в обсерватории. Именно при оформлении в корпус будущего мореплавателя записали Иваном Федоровичем — так в то время в стране поступали со всеми иностранными именами. Отучиться полные шесть лет Крузенштерну суждено не было — уже через два года его произвели в гардемарины, а еще спустя год, в 1788-м, Швеция объявила России войну, и всех гардемаринов досрочно выпустили из корпуса прямо в бой, за нехваткой морских офицеров.
Жертва отечеству
«Боевое крещение» случилось уже через пару месяцев после выпуска — 17-летний Крузенштерн в должности «за мичмана» побывал в морском сражении на линейном 74-пушечном корабле «Мстислав». Из-за неоконченного обучения первое офицерское звание вчерашним студентам дать не могли, зато разрешили носить саблю, правда, без темляка — серебристой тесьмы с кистью на шпаге. Впрочем, сражался юноша ловко и в бою сумел обеспечить максимальную в то время скорострельность корабельных орудий — залп через каждые три минуты. Спустя полгода Крузенштерна произвели в «мичманы», хотя по Морскому регламенту это звание можно было получить как минимум через семь лет службы.
Добрый, скромный и пылкий до самообразования моряк был на хорошем счету у начальства, и в 1793 году его в числе нескольких молодых и перспективных офицеров, в том числе Якова Беринга — внука капитан-командора Витуса Беринга, — отправили в командировку в Англию. За следующие шесть лет он побывал во многих портах мира и получил бесценную боевую и морскую практику. И именно тогда у него зародились мысли о новых морских сообщениях в России, мечты о масштабной кругосветной экспедиции и небывалых открытиях. В одном из плаваний Крузенштерн набросал проект такого путешествия и дал ему имя — «Начертание».
Иван Фёдорович Крузенштерн — прославленный российский мореплаватель
24 августа исполняется 170 лет со дня смерти российского мореплавателя Ивана Фёдоровича Крузенштерна. Иван Фёдорович Крузенштерн (имя при рождении — Адам Иоганн фон Крузенштерн) родился 19 ноября 1770 года, умер 24 августа 1846 года. Это прославленный российский мореплаватель, адмирал. Крузенштерн стал руководителем первой русской кругосветной экспедиции, он впервые нанес на карту большую часть побережья острова Сахалин, стал одним из учредителей Русского географического общества. Сегодня его имя носит пролив в северной части Курильских островов, проход между островом Цусима и островами Ики и Окиносима в Корейском проливе, гора на Новой Земле, острова в Беринговом проливе и архипелаге Туамоту.
Без сомнения, Иван Фёдорович Крузенштерн был уникальной исторической личностью, являлся одним из основоположников российской океанологии. Он оказал существенное влияние как на историю российских морских экспедиций, так и в целом на мореплавание. Его краткая биография есть сегодня во всех учебниках, ее проходят во всех специальных учебных заведениях России. Сегодня это имя, которое знакомо каждому без исключения образованному человеку в нашей стране. Оно неразрывно связано с русской географией и океанологией.
Иван Фёдорович Крузенштерн происходит из остзейских дворян. Он потомок обрусевшего дворянского рода Крузенштернов, праправнук родоначальника в России Филиппа Крузиуса фон Крузенштерна, сын судьи Иоганна Фридриха фон Крузенштерна (1724-1791) и Христины Фредерики, урожденной фон Толь (1730-1804). После пяти дочерей в их семье появился на свет Карл Фридрих (1769-1847), и, наконец, сам Адам Иоганн, который стал уже седьмым ребенком в семье.
С 12 лет Крузенштерн три года учился в городской школе при Домском соборе в Ревеле (современный Таллинн), а затем продолжил обучение в Морском кадетском корпусе в Кронштадте. В 1787 году он был произведен в гардемарины. Необходимо отметить, что с самого детства будущий мореплаватель и адмирал мечтал обойти морем весь земной шар. Это тот редкий случай, когда детская мечта действительно осуществилась, хотя реализовать ее удалось далеко не сразу.
В 1788 году в связи с началом войны со Швецией он был досрочно выпущен из Морского кадетского корпуса и произведен в мичманы, получив назначение на 74-пушечный корабль «Мстислав». 6 июля 1788 года в Финском заливе, на удалении в 50 километров к западу от острова Гогланд, произошла встреча двух эскадр — российской и шведской. Эскадры построились в линию — одна напротив другой. При этом движение кораблей было серьезно затруднено из-за отсутствия ветра. Фактически российские и шведские корабли прицельно расстреливали друг друга на протяжении нескольких часов.
Русская эскадра потеряла в этом бою более 300 человек убитыми и более 600 ранеными. Больше всех в бою пострадал 74-пушечный корабль «Мстислав». Данное судно почти потеряло управление, корабль был сильно поврежден огнем шведских пушек, однако оставался в строю до момента завершения сражения. Обе стороны присваивали победу в Гогландском сражении себе, хотя их потери были примерно сопоставимы. У шведов в плен сдался 60-пушечный корабль «Принц Густав», в российской эскадре флаг вынужден был спустить 74-пушечный «Владислав», команда которого потеряла 260 человек. Если же говорить о стратегическом итоге, тот тут победа была за русскими. Шведский флот вынужден был отступить и укрыться в крепости Свеаборг. Шведские планы ведения войны были расстроены уже в первом морском сражении.
В преследовании шведского флота и блокаде Свеаборга, которая продолжалась до поздней осени, принял участие и серьезно поврежденный «Мстислав». На корабле были убиты или ранены практически все офицеры, поэтому мичмана Крузенштерна назначали помощником командира «Мстислава». Отличившись в Гогландском сражении, уже в 1789 году Крузенштерн принял участие и в Эландском. Среди немногочисленных потерь российской эскадры в этом бою наиболее тяжелой была гибель командира 74-пушечного «Мстислава» — Григория Ивановича Муловского, который готовился к совершению первого в истории России кругосветного путешествия, впоследствии его суждено было совершить именно Крузенштерну, который служил на том же корабле. В 1790 году Иван Крузенштерн участвовал в морских боях при Ревеле, Красной Горке, а также Выборгской бухте. После этих сражений он в возрасте 19 лет был произведен в лейтенанты.
В 1793 году Иван Фёдорович Крузенштерн в числе 12 российских офицеров-отличников был направлен в Англию с целью усовершенствования морского дела и навыков. На тот момент Англия прочно удерживала звание величайшей морской державы. С англичанами Крузенштерн ходил к берегам Северной Америки, где участвовал в боях с французами. Во время этого путешествия с британцами он посетил Барбадос, Бермудские острова и Суринам. Для исследования ост-индских вод и открытия торговых маршрутов в Ост-Индию для России, Крузенштерн посетил Бенгальский залив. Заинтересованный русской меховой торговлей с соседним Китаем, которая велась из Охотска сухопутным маршрутом на Кяхту, Иван Фёдорович решил, что, если бы торговля велась непосредственно по морю, это было бы гораздо более выгодно. Также он планировал установить прямые отношения метрополии с русскими владениями, расположенными в Америке, чтобы получить возможность снабжать их всеми необходимыми припасами. В 1799 году в Петербурге Иван Крузенштерн представил свое видение, однако его проект был отвергнут. В то же время в 1802 году с аналогичным предложением выступило уже главное управление Русско-Американской компании, это предложение было удовлетворено российским императором Александром I. Для его исполнения снарядили первую российскую кругосветную экспедицию. Именно так и сбылась еще детская мечта Крузенштерна.
Всего в состав первой русской кругосветной экспедиции, которая навсегда вошла в историю нашей страны, вошли два корабля: «Надежда» и «Нева». «Надеждой» командовал лично Крузенштерн, «Невой» — еще один знаменитый русский моряк капитан-лейтенант Лисянский. Кругосветное плавание началось 7 августа 1803 года с отплытия кораблей из Кронштадта. Их путь пролегал через Атлантику, 3 марта 1804 года они обогнули мыс Горн. Из русских и соседних с ними земель на севере Тихого океана участники данной экспедиции обратили особое внимание на Сахалин, Камчатку и Курильские острова. Завершилось кругосветное плавание в Кронштадте 19 августа 1806 года.
Во время проведения экспедиции Крузенштерн провел большой объем различных исследований, результаты которых можно обобщить следующим образом:
— были существенно исправлены географические карты; проводились глубоководные исследования Мирового океана (определение удельного веса и солености воды, измерение температуры на разных глубинах, определение скорости течений и т.п.);
— на карту было нанесено западное побережье Японии, восточный берег и южная часть Сахалина, исследована часть Курильских островов;
— установлен новый путь к русским владениям, расположенным на Камчатке и в Аляске.
Иван Фёдорович не только открыл и нанес на карты многие острова, описал часть северо-западного побережья Тихого океана и составил его первый атлас, но и стал одним из основоположников проведения океанологических исследований. Кругосветная экспедиция под его началом собрала богатые этнографические, ботанические, зоологические коллекции, а также провела большое количество астрономических наблюдений. В своих записках о кругосветном путешествии Крузенштерн рассказал много нового и любопытного о том, что увидел в плавании, особенно о нраве и быте дикарей. Для своего времени составленный им атлас Тихого океана был великолепен, он изобиловал планами, картами и рисунками. Лисянский, который управлял вторым кораблем экспедиции — «Невой», иногда шел отдельно от «Надежды». В его книге о том же кругосветном путешествии было подробное описание берегов Кодиака и Ситки.
По словам современников Ивана Фёдоровича, он довольно сильно выделялся в своем окружении. Крузенштерн отличался атлетическим сложением, а своей богатырской грудью и плечевым поясом превосходил всех участников кругосветной экспедиции. Интересно, что во время плавания, он, невзирая на недоумение коллег, возил с собой гири, и каждый день занимался с ними. Любимым упражнением мореплавателя был швунг жимовой. С двухпудовыми (32 кг) гирями Крузенштерн упражнялся каждый день, уделяя этим занятиям примерно 30-40 минут.
Любопытной деталью является то, что в начале Отечественной войны 1812 года Крузенштерн, будучи человеком небогатым, пожертвовал народному ополчению треть своего состояния. По тем временам это была большая сумма — тысяча рублей. В том же 1812 году Крузенштерн опубликовал трехтомник собственного сочинения «Путешествие вокруг света…», а в 1813 году его избрали членом многих научных обществ и академий по всему миру, в том числе в Англии, Германии, Дании и Франции.
В 1827 году Иван Фёдорович Крузенштерн был назначен директором Морского кадетского корпуса и стал членом адмиралтейств-совета. На посту директора этого учебного заведения, которое он сам когда-то успешно закончил, он провел долгих 16 лет. Его деятельность в это время ознаменовалась введением в учебные курсы Морского корпуса новых предметов, обогащением библиотеки и музея учебного заведения многочисленными учебными пособиями. Также именно в этот период были созданы и утверждены Высшие Офицерские классы, которые позднее преобразуют в Военно-Морскую академию. При Иване Фёдоровиче в Морском кадетском корпусе были полностью отменены телесные наказания воспитанников.
В 1842 году в звании адмирала Иван Крузенштерн подал в отставку. Оставив службу, он уехал в свое именье, но и здесь прославленный мореплаватель продолжал работать. В 1845 году совместно с такими российскими учеными, как: Ф. П. Врангель, Ф. П. Литке и К. М. Бэр Крузенштерн принял непосредственное участие в создании Русского географического общества. Спустя некоторое время, данное общество стало одним из крупнейших центров географических наук не только в Российской империи, но и во всем мире.
Иван Фёдорович Крузенштерн ушел из жизни 24 августа 1846 года в своем имении Асе в возрасте 75 лет. Мореплаватель был похоронен в Ревеле в Вышгородской (Домской) церкви. Но дело его продолжил сын, Павел Иванович, а затем и внук, Павел Павлович. Оба они стали известными путешественниками, которые исследовали северо-восточные берега Азии, Каролинские и иные острова Печерского края и обский Север.
По материалам из открытых источников
Иван Крузенштерн — чем прославился «человек и пароход»?
В прошлой статье мы узнали историю капитана «Титаника» Эдварда Смита, а новый рассказ я хочу начать необычным вопросом: смотрели ли вы мультфильм «Зима в Простоквашино»? Да? Тогда имя знаменитого адмирала вам наверняка известно. Он — «человек и пароход» Иван Фёдорович Крузенштерн. Мне стало интересно, как сложилась судьба адмирала, а потому предлагаю познакомиться с ним.
Великий мечтатель
Уже просматривая первые сведения об Иване Крузенштерне, невольно начинаешь восхищаться этим человеком. Адмирал совершил немало открытий в области океанологии, был талантливым учёным и историком, его путешествия носили особую важность, а сам он стал автором «Атласа Южного моря». Согласитесь, такой человек – выдающаяся личность в нашей истории. Но давайте начнём с самого начала.
Несмотря на то, что свою жизнь Иван Фёдорович посвятил морскому делу и развитию океанологии России, его малой родиной была совсем другая страна. Его немецкий прадед Филипп Крузиус был одним из тех, кто поддерживал в своём роду любовь к русской культуре. Его знаменитый правнук появился на свет в Эстонии в 1770 году. Только не думайте, что ребёнка назвали Иваном. Именем, данным при рождении Крузенштерну, было Адам Иоанн.
Почему же «Иван Фёдорович»? Просто он взял русский вариант своего имени, а к нему добавил такую же интерпретацию имени отца (того звали Фридрих). Думаю, именно место рождения мальчика повлияло на его пристрастия. Море покорило его сердце навсегда. Он с раннего детства мечтал отправиться во все уголки мира. Вот только путь к мечте оказался непростым.
Лучший из лучших
Горящий мечтой о море юноша успешно оканчивает школу и мчится в Кронштадт, где его ждёт Морской корпус. На тот момент лишь в этом заведении можно было обучиться морскому делу. Юному Ивану даже удаётся выйти в море в период учёбы, но в тот момент начинается русско-шведская война, что становится препятствием для дальнейшего обучения.
Но, представьте, Крузенштерн сумел проявить себя и в военное время. В возрасте восемнадцати лет он поощряется за заслуги в боях на море, что происходили Красной горке и в Выборгской бухте. Через пару лет Крузенштерн становится лейтенантом.
В 1793 году отдельных офицеров направляют в Британию для получения совершенных навыков в морском деле. Для отправки за границу выбирают только двенадцать человек – лучших из лучших. Думаю, вы уже догадались, кто был среди них. Крузенштерн изучает морские просторы, о которых грезил с детства, на фрегате «Тетис». Он побывал у берегов Америки, неподалёку от Бермуд и Барбадоса. Не думайте, что во время иностранной стажировки Крузенштерн лишь узнавал о тонкостях морского дела. Нет, всё это ему до этого было хорошо известно.
Иван Фёдорович создаёт наиболее удобный для России маршрут в ост-индские воды, где не раз бывал. Кроме этого, он понимал, как важно открытие новых торговых путей. На тот момент Россия торгует пушниной с Китаем, но путь между государствами только один. Иван Фёдорович замечает, как можно проложить морской маршрут между странами, а это принесёт гораздо меньше расходов при транспортировке.
Выходит, что Крузенштерн был ещё и неплохим экономистом? Да, но в первую очередь – он был человеком талантливым, учёным, стремящимся к новым познаниям. Поэтому он по-прежнему лелеет мечту обойти весь мир на своём судне (а заодно открыть новые благоприятные пути для России), а потому, пока время для воплощения этого грандиозного плана не пришло, только присматривается к морям и океанам.
Иоганн Фридрих Вайч «Адам Иоганн фон Крузенштерн»
Капитан-учёный
Вернувшись в Россию, Крузенштерн тщательно обдумывает свой проект и направляется к императору. И здесь мы замечаем ту самую несправедливость, с которой нередко сталкивались великие первооткрыватели. Александр I не принимает предложения Крузенштерна о путешествии.
Правда, когда с таким же проектом к правителю приходят члены министерства коммерции, его ответ меняется в положительную сторону. Мне кажется, в последнюю минуту справедливость всё же восторжествовала, так как для воплощения замысла о кругосветном морском походе пригласили всё-таки Крузенштерна.
Для путешествия, которое сулит появление на картах новых торговых путей, император выделяет два парусных судна – 450-тонную «Надежду» и лёгкую «Неву» (её капитаном стал Юрий Лисянский). Капитаном «Надежды» стал сам Крузнштерн, который в дальнейшем своими открытиями оправдает все возложенные на него ожидания и совершит исторический прорыв.
Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский
Открывающий тайные дали
Как думаете, далеко ли можно уйти на двух парусных шлюпах? Иван Фёдорович Крузенштерн на них обогнул весь мир. Он побывал в Японии, в Южном полушарии, у побережья бразильской Санта-Катарины. Иван Фёдорович тщательно наносил уточнения на карты, следил за съёмкой береговой линии.
Позднее о своём путешествии он напишет книгу, которая, хочу заметить, будет интересна даже тем, кто никогда не был в море. Ведь в ней – не вымысел, а описание настоящих трудностей, с которыми приходилось бороться команде под руководством своего талантливого капитана. Вернувшись на родину с ценнейшим багажом сведений, Крузенштерн и Лисянский стали известными личностями, а в честь их экспедиции была выбита особая медаль.
Чем же Крузенштерн занимался после экспедиции? Конечно, он по-прежнему был с морем. Ему он посвятил множество своих трудов, создал атлас, где указал ранее малоизвестные острова и страны, долгое время он руководил Морским корпусом. В честь великого адмирала был не только установлен памятник и назван корабль – его имя увековечено в названиях пролива и рифа.
Художник С.В.Пен «Шлюпы «Нева» и «Надежда» во время кругосветки»
Напоследок хочу привести интересный факт об Иване Крузенштерне. Он никогда не расставался с гирями, а среди знакомых выделялся крепким здоровьем и богатырским телосложением. Спортом он занимался ежедневно, как говорится, на суше и на море. Очень хочется, чтобы о таких великих людях знали не только по фразам из мультфильмов, ведь они – пример и вдохновение для всех нас.
Биография Ивана Крузенштерна
Иван Федорович Крузенштерн (при рождении Адам Иоганн фон Крузенштерн, нем. Adam Johann von Krusenstern) родился 19 ноября (8 ноября по старому стилю) 1770 года в имении Хаггут рядом с городом Ревель в Эстляндии (ныне Таллин, Эстония) в дворянской семье.
Воспитывался дома, затем три года посещал в Ревеле вышгородскую церковную школу, в 1785 году был определен в Морской кадетский корпус кадетом, через два года произведен в гардемарины. В мае 1788 года в связи с войной со Швецией Крузенштерн был досрочно выпущен из корпуса и назначен на 74-пушечный корабль «Мстислав». Участвовал в Гогландском (1788), Эландском (1789), Ревельском (1790) и Выборгском (1790) сражениях. В 1789 году был произведен в мичманы, в 1790 году — в лейтенанты.
В 1793 году был отправлен в Англию для изучения морского искусства; с английским флотом плавал к северным берегам Америки, участвовал в сражениях с французскими судами; посетил Барбадос, Суринам, Бермудские острова, добрался до мыса Доброй Надежды, Ост-Индии, побывал на острове Святой Елены и в Китае. В 1799 году Крузенштерн вернулся в Россию.
По возвращении представил в морское министерство проект кругосветных плаваний для прямого торгового сообщения между российскими портами на Балтике и на Аляске, но он был отклонен.
В 1802 году Иван Крузенштерн был назначен начальником первой русской кругосветной экспедиции, в состав которой входили корабли «Надежда» (командир Крузенштерн) и «Нева» (командир Юрий Лисянский). 7 августа (26 июля по старому стилю) 1803 года корабли вышли из Кронштадта, в марте 1804 года обошли мыс Горн и вступили в Тихий океан. После посещения Гавайских островов «Нева» направилась в Новоархангельск, а «Надежда» на Камчатку и затем в Японию. В августе 1806 года экспедиция вернулась в Кронштадт через Индийский и Атлантический океаны.
Во время плавания Крузенштерном впервые были выполнены широкие океанографические и метеорологические работы в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах, положено начало систематическим глубоководным исследованиям океана.
Крузенштерн произвел опись части Курильских островов, побережий Сахалина, Камчатки, некоторых островов Японии. Описание путешествия и результаты океанологических и этнографических исследований Иван Крузенштерн изложил в трехтомном труде «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева» (1809-1812).
С 1811 года Иван Крузенштерн был инспектором Морского кадетского корпуса. В 1815 году он ушел в бессрочный отпуск для лечения и научных занятий. В 1823-1826 годах опубликовал двухтомный «Атлас Южного моря», содержащий историко-географический анализ обширных русских и иностранных источников.
По инициативе Крузенштерна была снаряжена кругосветная морская экспедиция под руководством Отто Коцебу (1815-1818), экспедиции Михаила Васильева — Глеба Шишмарева (1819-1822), Фадея Беллинсгаузена — Михаила Лазарева (1819-1821), Михаила Станюковича — Федора Литке (1826-1829).
В 1827-1842 годах Крузенштерн был директором Морского кадетского корпуса. Его деятельность на этом посту ознаменована улучшением методов преподавания и введением новых предметов, необходимых для морских офицеров, учреждением офицерского класса, была увеличена библиотека, устроена обсерватория. В 1842 году Крузенштерн подал в отставку.
24 августа (12 августа по старому стилю) 1846 года Иван Крузенштерн скончался в своем имении Асс, близ Ревеля. Похоронен в Вышгородской церкви в Ревеле (Домский собор в Таллине).
Ученый был удостоен многих высоких наград, в том числе ордена Святого Георгия 4-й степени, Святого Александра Невского с бриллиантами, ордена Pour le Mérite «За заслуги в науке и искусстве». Был отмечен Демидовской премией.
Крузенштерн был членом-учредителем Русского географического общества, членом Лондонского королевского общества и других научных обществ. Его именем названы 13 географических объектов в различных частях планеты: два атолла, остров, два пролива, три горы, три мыса, риф и губа.
В 1873 году в Петербурге напротив Морского кадетского корпуса Ивану Крузенштерну был установлен памятник.
В феврале 1946 года немецкое судно «Падуа», которое после окончания Второй мировой войны перешло СССР, получило название «Крузенштерн».
Иван Крузенштерн был женат на Юлиане Шарлотте фон Таубе дер Иссен (1780-1849), в семье было шестеро детей — четыре сына и две дочери.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников