Кто такой лужин что мы знаем о нем
Пётр Петрович Лужин («Преступление и наказание»)
Кто такой Лужин
Пётр Петрович Лужин — обеспеченный дворянин, служащий адвокатом. Он дальний родственник Марфы Петровны Свидригайловой, что ещё раз подтверждает его внутреннее «родство» с Аркадием Свидригайловым. Он хочет жениться на сестре Раскольникова Дуне (Авдотье Романовне), но получает решительный отказ. Его неоднократные встречи с Раскольниковым и его родственниками постоянно превращаются в ссору.
Когда умирает Мармеладов, Лужин пытается оговорить Соню — видимо, с тем, чтобы её потом «спасти». Он незаметно засовывает ей в карман купюру, а потом обвиняет её в воровстве. Однако Лужина быстро разоблачают и выгоняют.
Внешность и характер
Достоевский описывает внешность Лужина весьма подробно и ярко. С определённой иронией он описывает его блестящий костюм, моложавую и красивую внешность, касается каждой детали его одежды и причёски. Иронично это выглядит потому, что впоследствии оказывается, что за этой красивой и эффектной внешностью ничего нет — Лужина отличают полная душевная пустота и мрак.
Лужин имеет довольно высокий чин надворного советника. Этот чин давал в то время право на потомственное дворянство. К таким чиновникам принято было обращаться «ваше высокоблагородие». И здесь Достоевский тоже иронизирует, поскольку в душе и характере Лужина нет ничего ни «высокого», ни «благородного».
Лужин — человек «деловой». Его всецело интересуют карьера, деньги, общественное признание. Он — законченный эгоист, причём не скрывает этого. Прагматичность, недоверие к эмоциям, примитивная прямолинейность — ещё одни характерные черты Лужина.
Лужин считает себя «современным» человеком, представителем «нового мира»; он надеется, что новые порядки (видимо, имеется в виду зарождающийся в России капитализм) помогут решить все проблемы и привести его к окончательному успеху.
Лужин, Раскольников и Дуня
Лужин не случайно сопоставляется с главным героем — Родионом Раскольниковым. Внешне они как будто не имеют ничего общего: тот — бедный студент, а этот — богатый и успешный дворянин. Однако на деле Лужин оказывается этакой «тенью» Раскольникова. Он тоже имеет свою «теорию», и она в значительной степени напоминает «теорию» Раскольникова.
«Теория» Лужина состоит в том, что для достижения личного успеха все средства хороши. Ради этого можно пойти на любое преступление, даже убийство. Можно предавать, обманывать, нарушать уговор, если это «необходимо». При этом Лужин считает, что приводя к успеху себя, можно тем самым помочь и другим достичь успеха.
Отличие от концепции Раскольникова здесь только в том, что студент руководствуется высшими целями — избавлением мира от зла и несправедливости, наказанием злодеев. Помыслы Раскольникова бескорыстны. Однако Достоевский даёт понять, что «на выходе» и у Раскольникова, и у Лужина получается одно и то же — совершение преступления. Борясь с несправедливостью такими методами, Раскольников порождает ещё большую несправедливость.
Это замечает и сам Раскольников. Такие люди, как Лужин и Свидригайлов, вызывают у него отталкивающее впечатление, они ему ненавистны. Постепенно он видит в этих персонажах свои собственные отражения — и таким образом сам отказывается от своей «теории».
Лужин страстно хочет добиться расположения Дуни, но им руководит совсем не любовь, а собственные принципы. Он желает выбрать себе в жёны девушку благородную, образованную, красивую, но при этом бедную. Это ему нужно, чтобы эксплуатировать Авдотью Романовну и сделать её, по сути, своей рабыней. Он рассчитывает, что Дуня будет ему благодарна до конца своей жизни и позволит ему распоряжаться собой так, как он того захочет.
Прообразы Лужина
Ещё один прототип — Пётр Андреевич Карелин, муж сестры Достоевского. С ним писатель активно переписывался, при этом Карелин пытался уговорить его смотреть на вещи более трезво и отказаться от бесплодной мечтательности. За это Достоевский на него жутко обижался.
Наконец, третий прототип Лужина — сам Достоевский. В свои сорок пять лет он пытался свататься к молоденькой девушке. Этот эпизод своей жизни он и отразил в биографии Лужина.
Заключение
Образ Лужина демонстрирует характерного представителя тех «новых людей», которые приходили на смену старому русскому дворянству. Они отвергали классические традиции и моральные нормы и считали, что всего можно добиться исключительно с помощью денег.
Петр Петрович Лужин в романе «Преступление и наказание»
Пётр Петрович Лужин — персонаж романа «Преступление и наказание» (1866) Фёдора Михайловича Достоевского. Жених Дуни Раскольниковой, сестры главного героя романа Родиона Раскольникова. Надворный советник; дальний родственник Марфы Петровны Свидригайловой.
Впервые он «появляется» в письме Пульхерии Александровны Раскольниковой к сыну. Пульхерия Александровна представляет Лужина чуть ли не рыцарем на белом коне. Ведь этот милый человек посватался к её дочери-бесприданнице, сестре Родиона, не смотря на бедственное положение её семьи. Он готов жениться на Дуне и хотел бы познакомиться с её братом. На подобный «подвиг» способен лишь благородный и достойный человек, считает пожилая дама:
Тем не менее, несмотря на в целом положительное описание матери, Родион Раскольников сразу разоблачает мелкую душу Лужина. Позже и Пульхерия Александровна понимает, что положительно только внешнее впечатление о Лужине, на деле он скупой, подлый, тщеславный и мелочный тип.
Краткое описание
Лужину 45 лет. Он адвокат, надворный советник. Самовлюбленный человек ценящий деньги превыше всего. Дальний родственник Марфы Петровны Свидригайловой, которая узнав, что ее муж влюблен в их гувернантку Дуню Раскольникову, знакомит девушку с Лужиным. Дуня становится невестой Лужина и вслед за ним отправляется в Петербург.
Прибытие в Петербург и знакомство с Родионом Раскольниковым перерастает в ссору. Раскольников сразу распознает в Лужине низкого человека, и становится его врагом. Надеясь расправиться с назойливым «молокососом», Лужин подставляет его хорошую знакомую — безобидную Соню Мармеладову, и обвиняет ее в воровстве. На поминках по её родному отцу, негодяй незаметно подсовывает девушке деньги в карман и прилюдно обвиняет в воровстве. Однако, план Лужина потерпел провал — его друг Лебезятников рассказывает, что Лужин сам подсунул сторублевый билет в карман Софьи.
На этом отношения Дуни с Лужиным закачиваются. Последний раз Пётр Петрович упоминается в конце романа на свадьбе Дуни с Разумихиным.
Цитатная характеристика Лужина
Петру Петровичу 45 лет, но он имеет приятную наружность и «еще может нравиться женщинам»:
Он служит адвокатом и занимает пост надворного советника:
Лужин планирует открыть в Петербурге собственную адвокатскую контору:
Он выбился в люди из низов, «из ничтожества»:
Лужин не получил хорошего образования, но при этом является умным человеком, по мнению Пульхерии Раскольниковой:
Больше всего на свете господин Лужин любит свои деньги:
Внешность
Внешность Петра Петровича Лужина подробно описывается в сцене его первого визита к Родиону Раскольникова:
Характер Лужина
Петр Петрович Лужин производит впечатление солидного, угрюмого и высокомерного человека, о чем писала Пульхерия Александровна своему сыну:
Он старается казаться любезным в обществе, но, когда что-то идет не так, как он хочет, он теряет все самообладание и становится похожим на «мешок с мукой»:
Он очень тщеславный человек и любит чтобы его слушали:
Он привык любоваться собой и высоко ценит свой ум:
Достоевский о Лужине
В черновых материалах к роману о Лужине, в частности, сказано:
Несостоявшийся брак с Дуней Раскольниковой
Петр Петрович Лужин давно мечтал о девушке ниже его статусом, рассчитывая, что она будет благодарна, и, как следствие, покорна ему:
Дуня Раскольникова, с которой его познакомила Марфа Петровна, даже превосходила его мечты:
Дуня соглашается на брак с ним, но не из любви, а надеясь таким образом помочь семье выбраться из нищеты:
Первоначально он произвел хорошее впечатление на Дуню и ее мать, но уже после помолвки стала проявляться истинная натура Лужина.Зная о их бедности, почти не помогает им переехать в Петербург. Лужин оплачивает перевоз багажа (что стоит недорого), но не оплачивает проезд невесты и ее матери (что гораздо дороже). Бедная Дуня и ее мать вынуждены ехать в Петербург третьим классом на взятые в долг деньги:
После он еще и упрекнул Раскольниковых, тем что понес «издержки» перевозя их багаж:
При этом, услышав от Расскольникова правду о себе, Лужин обижается (или изображает обиду):
Но на самом деле его обижало то, «что две нищие и беззащитные женщины могут выйти из-под его власти»:
Да и от Раскольникова он готовился выслушивать комплементы, а не оскорбления в свой адрес. По его мнению, взять в жены нищую Дуню с подпорченной репутацией было подвигом, и он не мог понять, «как другие могли не любоваться на его подвиг»:
После того как Лужин попытался подставить Соню, чтобы доказать свою правоту и, пощадив ее показать свое «благородство», его низкая душа становится очевидна всем. От Лужина открещивается даже Лебезятников, которого он называл другом:
Теория Лужина о целом кафтане
Расчетливый господин Лужин придерживается теории целого кафтана. Согласно этой теории, люди должны преследовать только личные интересы и «возлюбить одного себя»:
Согласно теории Лужина, все люди должны думать прежде всего о своем благополучии, а не благополучии окружающих. То есть якобы не стоит делиться с кем-то своим кафтаном, так как в итоге у обоих будет только по половине кафтана, то есть по сути оба останутся без кафтана.
Прототип
Прототипами Лужина послужили, вероятно, присяжный стряпчий Павел Петрович Лыжин, одн из кредиторов Достоевского, фамилия которого упоминается в черновых материалах к «Преступлению и наказанию», и П.А. Карепин — муж сестры писателя. В 1840 году Карепин женился на Варваре Михайловне Достоевской, бывшей моложе него на 26 лет, и вскоре стал опекуном её младших братьев и сестёр. Фёдор Михайлович никогда не встречался с ним, но вёл переписку, по которой и составил отрицательный образ Карепина.
Кроме того, по мнению Н. Наседкина существует некоторое сходство между действиями Лужина и обстоятельствами жизни самого Достоевского: в период создания «Преступления и наказания» 45-летний Достоевский, как и 45-летний Лужин, посватался к молоденькой девушке — А. Г. Сниткиной, являвшейся в свою очередь одним из прототипов Дуни Раскольниковой.
Характеристика Лужина, образ, описание, внешность, характер | «Преступление и наказание»
Петр Петрович Лужин является одним из ярких второстепенных героев выдающегося романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Лужина в романе «Преступление и наказание»: описание внешности и характера персонажа.
Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все материалы о Лужине
Характеристика Лужина в романе «Преступление и наказание», образ, описание внешности и характера
Петр Петрович Лужин является женихом Дуни Раскольниковой, сестры главного героя романа Родиона Раскольникова.
Возраст господина Лужина — 45 лет:
«Правда, ему уже сорок пять лет. » (часть 1 глава III)
«Он уже надворный советник, Петр Петрович Лужин. « (часть 1 глава III)
«. Петр Петрович, пробившись из ничтожества. « (часть 4 глава III)
«. Петр Петрович отправляется теперь в Петербург. У него там большие дела, и он хочет открыть в Петербурге публичную адвокатскую контору. Он давно уже занимается хождением по разным искам и тяжбам и на днях только что выиграл одну значительную тяжбу. В Петербург же ему и потому необходимо, что там у него одно значительное дело в сенате.» (часть 1 глава III)
«Это был господин немолодых уже лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией. « (часть 2 глава V)
«. преувеличенно-строгою осанкой здесь, в этой «морской каюте», ровно ничего не возьмешь. « (часть 2 глава V)
«Действительно, в общем виде Петра Петровича поражало как бы что-то особенное, а именно, нечто как бы оправдывавшее название «жениха». « (часть 2 глава V)
«. Петр Петрович состоял на линии жениха. Всё платье его было только что от портного, и всё было хорошо, кроме разве того только, что всё было слишком новое и слишком обличало известную цель. Даже щегольская, новехонькая, круглая шляпа об этой цели свидетельствовала: Петр Петрович как-то уж слишком почтительно с ней обращался и слишком осторожно держал ее в руках. Даже прелестная пара сиреневых, настоящих жувеневских, перчаток свидетельствовала то же самое, хотя бы тем одним, что их не надевали, а только носили в руках для параду.
В одежде же Петра Петровича преобладали цвета светлые и юношественные. На нем был хорошенький летний пиджак светло-коричневого оттенка, светлые легкие брюки, таковая же жилетка, только что купленное тонкое белье, батистовый самый легкий галстучек с розовыми полосками, и что всего лучше: всё это было даже к лицу Петру Петровичу.
Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле светловыбритого блиставшего подбородка.
Даже волосы, впрочем чуть-чуть лишь с проседью, расчесанные и завитые у парикмахера, не представляли этим обстоятельством ничего смешного или какого-нибудь глупого вида, что обыкновенно всегда бывает при завитых волосах, ибо придает лицу неизбежное сходство с немцем, идущим под венец. Если же и было что-нибудь в этой довольно красивой и солидной физиономии действительно неприятное и отталкивающее, то происходило уж от других причин.» (часть 2 глава V)
«. он довольно приятной наружности и еще может нравиться женщинам. « (часть 1 глава III)
«. Петр Петрович не спеша вынул батистовый платок, от которого понесло духами. « (часть 1 глава II)
«. золотой лорнет Петра Петровича, который он придерживал в левой руке. «(часть 5 глава I)
«. большой, массивный, чрезвычайно красивый перстень с желтым камнем, который был на среднем пальце этой руки. « (часть 5 глава I)
«Человек он деловой и занятый, и спешит теперь в Петербург, так что дорожит каждою минутой. « (часть 1 глава III)
«Человек с деньгами…» (Зосимов о нем, часть 3 глава II)
«Человек он благонадежный и обеспеченный, служит в двух местах и уже имеет свой капитал.» (Пульхерия Раскольникова о нем, часть 1 глава III)
«. он человек хотя и небольшого образования, но умный. » (часть 1 глава III)
«Петр Петрович, пробившись из ничтожества, болезненно привык любоваться собою, высоко ценил свой ум и способности и даже иногда, наедине, любовался своим лицом в зеркале.» (часть 4 глава III)
«Но более всего на свете любил и ценил он, добытые трудом и всякими средствами, свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его. « (часть 4 глава III)
«. вообще человек он весьма солидный и приличный, немного только угрюмый и как бы высокомерный.» (часть 1 глава III)
«Многое и еще он говорил, потому что несколько как бы тщеславен и очень любит, чтоб его слушали. » (Пульхерии Раскольникова о нем, часть 1 глава III)
«Он, видимо, хлопотал о выгодном впечатлении, и тщеславие перебороло благоразумие. « (часть 2 глава V)
«. и очень любит, чтоб его слушали. » (часть 1 глава III)
«К тому же он человек очень расчетливый. « (Пульхерия Раскольникова о нем, часть 1 глава III)
«. за делового и рационального человека изволите выходить. « (Раскольников о нем, часть 1 глава IV)
«Он, например, и мне показался сначала как бы резким. « (часть 1 глава III)
«Ведь тут что важно: тут не скупость, не скалдырничество важно, а тон всего этого.» (часть 1 глава IV)
«Да и тут деловой-то человек их поднадул немножко: поклажа-то стоит дешевле ихнего проезда, а пожалуй, что и задаром пойдет.» (Раскольников про поклажу (багаж) и проезд, часть 1 глава IV)
«Завтра же, завтра же всё это надо восстановить, залечить, исправить, а главное — уничтожить этого заносчивого молокососа, мальчишку, который был всему причиной.» (часть 4 глава III)
Пётр Петрович Лужин
Лужин. Актер А. Зибров. Т/с «Преступление и наказание». 2007
Пётр Петрович Лужин – богатый дворянин, родственник супруги Свидригайлова, Марфы Петровны. В романе он играет роль персонажа второго плана. Герой достаточно умен и, что называется, «сделал себя сам», несмотря на отсутствие образования. В его характере присутствуют такие черты, как высокомерие и нарциссизм. Лужин живет, следуя своим теориям, все поступки совершает, согласно собственному опыту и мировоззрению.
Советский литературовед Л. П. Гроссман установил, что прототипом Лужина был кредитор писателя Павел Петрович Лыжин, которому Достоевский задолжал в свое время 450 рублей. Еще одним доказательством этого служит открытие Лыжиным адвокатской конторы в Петербурге, о чем мечтает и персонаж романа Достоевского.
Другой исследователь творчества Ф.М. Достоевского В. Л. Комарович предположил, что прототипом Лужина мог быть зять писателя, П.А. Карепин, сорока четырехлетний «самодовольный буржуа», который женился на семнадцатилетней сестре Достоевского Варе. Также прослеживается совпадение в именах и разносторонняя деятельность Карепина и Лужина.
Описание героя
Внешность Петра Петровича
Герой представляет собой немолодого осанистого мужчину с чопорным и брюзгливым выражением лица. Внешне он красив и полностью соответствует званию «жених». Выглядит моложе своих сорока пяти лет, носит толстые темные бакенбарды, которые Достоевский сравнивает с котлетами. Подбородок героя чисто выбрит, на голове – аккуратная завивка, красиво уложенная в прическу. Темные волосы оттеняют белизну кожи.
Большое значение герой придает одежде. Одевается стильно, можно сказать, по-щегольски, предпочитая светлые юношеские цвета. Пиджаки и брюки – светлых тонов, все новенькое, словно только что из пошива, на голове модная круглая шляпа. Непременный атрибут Лужина – «настоящие жувеневские» перчатки, которые принято носить в руках, не надевая. Батистовый платок благоухает парфюмом, на шее батистовый галстук в розоватых тонах. Образ завершают золотой лорнет и массивный перстень с желтым драгоценным камнем. Неудивительно, что при таких данных мужчина пользуется повышенным вниманием женского пола.
Происхождение, образование, статус
П.П. Лужин. Актер В. Басов. Х/ф «Преступление и наказание». 1969
Пётр Петрович – выходец из небогатой семьи. Родители были лишены возможности дать сыну образование, поэтому он не имеет никакой квалификации. Однако упорство, трудолюбие, врожденная смекалка, личное обаяние сделали из героя того, кем он является сейчас. Не зря Пульхерия Александровна отзывается о нем, как об очень умном и незаурядном человеке. Лужин, по словам Авдотьи Романовны, гордится тем, что «сам себе дорогу проложил». Самостоятельно выбившись «в люди» из самых низов, он по праву высоко оценивает «свой ум и способности». Так, только благодаря своим качествам, Пётр Петрович назначается на самую высокую должность – надворный советник. Несмотря на неблагородное происхождение, этот высокий чин позволяет ему носить звание «личного дворянина», но без права передачи по наследству.
Помимо чиновничьей службы Лужин занимается адвокатской практикой. Достоевский называет его специалистом по «хождениям по тяжбам и искам». Мечта героя – открытие адвокатской конторы в Петербурге. В произведении упоминаются «большие дела», которые приходится вести Лужину, и которые он чаще всего выигрывает, благодаря своему опыту.
Характер Петра Петровича
Лужина можно назвать образцом любезности, солидности и приличия, но у него есть и отрицательные черты, такие как самолюбование, высокомерие, скупость. Из-за этих качеств, включая огромное тщеславие, у людей складывается о нем неприятное впечатление. Лужин часто выходит из себя, когда что-то идет не по задуманному плану, вдобавок ко всему, он очень обидчив, об этом не раз упоминает Дуня. В состоянии раздражительности и злости Лужин забывает о благородстве и благоразумии.
Теория «целого кафтана» и отношение к браку
Главным жизненным приоритетом для Лужина являются деньги, раздобытые «всякими средствами», так как они ставят его на одну ступеньку с тем обществом, куда он так стремится. Лужин ценит каждую минуту, поэтому девиз «время – деньги» – это про него. Его жизнь – это постоянная спешка, путешествия, частые поездки в Петербург. У него есть разработанная им самим теория «целого кафтана», согласно которой он существует в социуме. Эта теория опровергает христианскую мораль, основой которой является любовь к ближнему. Человек, бескорыстно делясь с ближним тем, что имеет, разрывает «свой кафтан» пополам, в результате оба остаются «наполовину голы». Направляя любовь только на себя, человек сохраняет свой кафтан в целости, как положено устраивает свои дела, ведь «чем более в обществе устроенных частных дел… тем более устраивается в нем и общее дело».
Его вторая теория – это отношение к браку. Женитьба на «прелестной, добродетельной и образованной» женщине, по его мнению, способна создать ему особый ореол благодетеля. Жена ему нужна из самых низов, потому что только в этом случае она «будет рабски благодарна ему всю жизнь за его подвиг и благоговейно уничтожится перед ним», а он будет «безгранично и всецело владычествовать».
Лужин и Дуня Раскольникова
Идеальной партией для Лужина в плане женитьбы является Авдотья Романовна Раскольникова. У нее есть все, что нужно Петру Петровичу: молодость, ум, благонравие, воспитание и бедность. Лужин рассуждает следующим образом: Дуня, пережившая много трудностей, будет до самой смерти благодарна своему избавителю, то есть, ему. Петра Петровича восхищает красота девушки и раззадоривает ее пугливость и беспомощность. Лужин ищет рабыню, которая прислуживала бы ему в знак благодарности.
Лужин. Иллюстрация к роману «Преступление и наказание». Художник Д. Шмаринов
Дуня принимает предложение Лужина, чтобы материально выручить свою семью. Но по отношению к невесте Лужин показывает пример недостойного поведения. При переезде в Петербург он отказывается оплачивать проезд Дуни и ее матери, соглашаясь лишь частично заплатить за багаж: «поклажу и большой сундук». Женщины же вынуждены добираться до железнодорожной станции на телеге, покрытой рогожей, а затем – в вагоне третьего класса до самого Петербурга. В столице их ждет дешевая съемная квартира, которую нашел им Лужин, и в которой «скверность ужаснейшая: грязь, вонь… и черт знает кто не живет». Такая чудовищная скупость оставляет неприятный осадок в душе Авдотьи Романовны. Из этого следует, что Лужин не любит Дуню, а женитьба на ней – всего лишь способ сохранить и повысить свой статус. Такое положение не устраивает гордую девушку. Она готова пожертвовать собой ради семьи, но, видя все ничтожество Лужина, разрывает с ним отношения.
Отношения с Раскольниковым
По отношению к Лужину Раскольников испытывает резкую антипатию. Пётр Петрович отвечает ему взаимностью. Между героями царит полнейшее непонимание. Свою характеристику Лужину Родион выражает следующей фразой: «Человек он умный, но, чтоб умно поступать, – одного ума мало». Видя, что Раскольников без труда раскусил его натуру, Лужин старается ограничить общение Дуни с братом, прилагая все усилия к тому, чтобы их рассорить. Однако его интриги и планы раскрываются. Дуня разрывает помолвку, но Пётр Петрович, чувствуя себя оскорбленным, винит во всем «заносчивого мальчишку» Раскольникова. Друг Родиона Разумихин также характеризует Лужина как человека «не нашего общества… потому что он соглядатай и спекулянт… жид и фигляр» и «не на благородной дороге стоит».
Роль героя в произведении
В романе Лужин выступает «двойником» Родиона Раскольникова. Это преуспевающий человек, не привыкший в чем-либо себя ограничивать. Раскольников ненавидит Лужина, хотя и усматривает нечто общее в его жизненной позиции легкого обхождения преград. Но это еще больше беспокоит честного Раскольникова. Лужин своей «экономической теорией», выстроенной на расчете и выгоде, оправдывает эксплуатацию человека человеком. Теория же Раскольникова построена на бескорыстии помыслов. И, хотя, согласно и той и другой, можно «проливать кровь по совести», побуждения Раскольникова благородны, они выстраданы его сердцем. В основе действий Родиона не расчет, а ошибочное заблуждение, «помрачение ума».
Достоевский описывает Лужина, как прямолинейно-примитивную личность. В отличие от Свидригайлова, он является почти комическим двойником главного героя. В свое время умы некоторых людей занимала теория наполеонизма, заложником которой является Раскольников. Он уверен, что «право имеющему» или «особенному человеку» дозволяется «перешагнуть» через любые препятствия, если того требует идея, направленная во благо человечества. Автор развенчивает эту безнравственную идею и демонстрирует ее утопию на примере таких двойников-персонажей, как Свидригайлов и Лужин.