Кто такой спиноза и чем он знаменит

Бенедикт Спиноза

Кто такой спиноза и чем он знаменит. Смотреть фото Кто такой спиноза и чем он знаменит. Смотреть картинку Кто такой спиноза и чем он знаменит. Картинка про Кто такой спиноза и чем он знаменит. Фото Кто такой спиноза и чем он знаменит

В мире ничего сложного нет, ведь он геометричен и закономерен, поэтому мир легко поддается познанию. Нужно только применять геометрические методы, и все станет на свои места. Так считал известный философ и мыслитель из Нидерландов Бенедикт Спиноза. Его причисляют к пантеистической школе, поскольку он доказал, что природа является бесконечной и вечной субстанцией. И она отождествляется с Богом. Своими мыслями, идеями, размышлениями Спиноза делился с учениками и читателями, которые сейчас изучают его трактаты. Для студентов философских и гуманитарных факультетов изучение трудов Спинозы является обязательным. Не с первого раза можно понять, что имел в виду в своих высказываниях и афоризмах этот великий голландец еврейского происхождения. Сочинения наталкивают на глубокие размышления о природе, человеке, его действиях и закономерностях существования.

Бенедикт Барух (еврейское имя) Спиноза появился на свет в Амстердаме 24 ноября 1632 г. В то время город уже завоевал славу центра вольнодумства и толерантности в Европе. Отец будущего философа решился на переезд в Амстердам, чтобы убежать от жестокой португальской инквизиции. В XVII в. представители католической церкви всячески боролись с инакомыслием в своих рядах, преследуя всех противников христианской веры. Страдали и евреи, которых Португалия причисляла к народам, приносящим одни беды и проблемы.

Родители принадлежали к еврейской общине, регулярно ходили на собрания, проводившиеся в Амстердаме. Когда маленький Бенедикт подрос, его отдали в еврейскую школу.

Мальчик был у преподавателей на особом счету, поскольку его отец был довольно богатым купцом. Спинозу заставляли читать средневековых еврейских философов, комментарии к Талмуду и Ветхому Завету, учить древний язык своего народа. Учителя и община хотели, чтобы потом мальчик стал раввином и богословом. У Бенедикта были все предрасположенности к этому. Ему легко давалась учеба, он глубоко задумывался над работами философов-евреев, особенно над трудами Уриэля Акосту.

Огромный вклад в получение знаний внесло и то, что Барух посещал учебное заведение Франциска Ван ден Эдена. Знакомство здесь с античной историей, культурой, философией, литературой полностью изменило мировоззрение Спинозы. Он стал увлекаться изучением латинского языка, естествознанием, математикой. Любимым философом стал Рене Декарт, которого Бенедикт уважал за вольнодумство, свободомыслие, критическое отношение ко всему живому и неживому. Именно то, что Декарт подвергал все сомнению, особенно истины, которые считались общепринятыми, очень импонировало Спинозе. Ведь он получил еще одно подтверждение тому, что все надо проверять и делать логические заключения, основываясь на своих наблюдениях и знаниях.

Приверженность другим традициям и серьезное увлечение европейской философией обеспокоили ортодоксальных членов еврейской общины. Они требовали, чтобы Спиноза отрекся от новых идей и вернулся к истинной вере.

Раскол в отношениях непокорного молодого человека и руководителей общины стал заметен тогда, когда Бенедикт нашел и указал на противоречия между богословием евреев и Ветхим Заветом. Он стал подвергать сомнению догматы, которые касались следующих истин:

После угроз последовали уговоры и подкуп. Философу обещали, если он вернется обратно в иудаизм и отречется от еретического образа мышления, большую ежегодную пенсию. Спиноза отказался, за что поплатился. На него было организовано покушение.

Отец Бенедикта очень тяжело переживал поведение сына и его отход от еврейских канонов. Он надеялся, что со временем его наследник одумается и продолжит семейное дело. Так и случилось, но не по желанию самого Спинозы.

Отец умер в 1654 г., завещав коммерцию и торговлю сыну. Тот несколько месяцев пытался руководить компанией отца, но понял, что лучше философии ничего нет. Он добровольно отказался от наследства и занялся дальнейшим изучением европейских философских трактатов, создавая и свои.

За этим последовало полное отлучение от иудаизма, изгнание из родной общины. Ее руководство пошло дальше. Оно приказало Спинозе навсегда покинуть Амстердам.

За пределы Нидерландов философ не выехал. Он просто сменил место жительства, выбрав не городскую местность, а сельскую. По мнению мыслителя, тут существовали идеальные условия для того, чтобы думать и развивать картезианскую философию. Чтобы как-то зарабатывать, Спиноза научился шлифовать оптические стекла, т. е. линзы. Это стало приносить ему хоть какой-то доход.

В свободное от работы время философ писал и преподавал своим единомышленникам. Их было немного, но все они с увлечением слушали учителя. Вскоре Спинозу воспринимали только как вольнодумца и атеиста, из-за чего к нему стала враждебно относиться протестантская церковь Голландии.

Из-за преследований священников Спиноза все время менял местожительство, пока не обосновался окончательно в Гааге.

Философ много писал и публиковал, но только одна работа вышла под его настоящим именем. Остальные трактаты Бенедикт издавал анонимно. Тем не менее авторство иногда удавалось установить, что делалось поводом для травли мыслителя.

До конца своих дней трудился над очередным трактатом, который был издан уже посмертно. Умер Спиноза от туберкулеза 21 февраля 1677 г. Ему было всего 44 года, из которых он почти двадцать лет страдал от болезни. Постоянное вдыхание пыли от шлифовки линз усугубило туберкулез, как и курение, которым постоянно увлекался философ.

Все имущество мыслителя распродали, последнюю работу опубликовали анонимно. Труды Спинозы были запрещены в Голландии на следующий год после смерти философа.

Для своих учеников мыслитель написал сочинение «О боге, человеке и его разуме». Этот трактат философ создавал в течение двух лет, закончив его к 1660 г. Спустя три года появился трактат под настоящим именем Спинозы, где были изложены тезисы картезианства.

Называлась эта работа «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом». Следующие работы выходили не так часто, как первые две. К остальным произведениям Бенедикта относятся:

Повторное открытие работ Спинозы произошло в XVIII–XIX вв., когда европейская философия стала возрождаться под влиянием политических, социальных и экономических изменений на континенте.

Мыслитель был материалистом, его идеи стали предметом научного спора еще при жизни и продолжаются до этих пор. Нелегко пришлось Спинозе из-за преследований родной еврейской общины и церкви Голландии. Вольное мышление и желание все объяснять по-своему – характерные черты материализма философа. И «виноват» в этом не только Декарт.

Формирование и развитие учения Спинозы объясняются и другими причинами:

В Нидерландах возникла классическая школа живописи, для которой был характерен реализм. Также Голландия превратилась в передовую страну по техническим и естественным наукам, что способствовало развитию научной мысли.

Страна привлекала людей разных вероисповеданий и профессий, что положительно влияло на просветительство, образование, науку, философию, математику.

Новая философия отражала тенденции общества, которое способствовало производству, капитализму, отделению церкви от государственных органов власти.

Таким образом, религия была оттеснена на второе место в идеологии и обществе. Этим и воспользовались многие философы того времени. Среди них был и Спиноза. Его материализм подкреплялся достижениями астрономов, математиков, физиков, химиков, механиков.

Философ был классическим представителем метафизики, которая совсем по-другому трактовала природу и общество. Спиноза, как Гоббс, Бруно и Локк, отошел от исторического подхода к изучению природных явлений и человека.

В трактатах философа четко прослеживается влияние Декарта (рационализм) и средневековый пантеизм Джордано Бруно. Длительное время изучал мыслитель философию Гоббса и Бэкона, что сказалось на увлечении геометрией. Спиноза обожал эту науку, считая ее совершенной. Четко прослеживается любовь к данной науке в трактате «Этика», которая построена на определениях, аксиомах, теоремах, доказательствах, выводах и примечаниях.

Основными тезисами материализма Спинозы являются следующие:

Спиноза ввел в оборот такое понятие, как «разумный индивид». Он способен любить на интеллектуальном уровне себя и других людей, соединяться с природой, Богом и миром. Воспитать человека способна только мораль, обеспечивающая целостность и позволяющая переносить проблемы стойко и спокойно.

Учение Спинозы использовали философы в последующие столетия. Свободомыслие, рационализм и критическое отношение к вещам способствовали развитию атеизма и естествознания. Популярность философского подхода объясняется и тем, что мыслитель отказался от родной веры и фактически от семьи ради занятия наукой и преподавания своих идей ученикам. Полемика, которую он вел на страницах своих научных трудов, считается классическим примером материализма. Практически в каждой работе Спиноза обращался к Декарту и использовал геометрические методы объяснения общества, природы, политического устройства.

Источник

Спино́за

Спино́за (Spinosa) Бенедикт; Барух де Эспиноза (1632–1677), голландский философ-пантеист, один из основопо­ложников *историко-литературной критики библейской.

Спиноза родился в Амстердаме в семье еврейских вы­ходцев из Португалии. Отец вначале предназначал его к религиозной деятельно­сти и отдал в раввинскую школу, где Спиноза основательно изучил Ветхий Завет и древнюю иудаистскую литературу. В 1652 по жела­нию отца он покинул школу и некоторое время помогал ему в торговле, парал­лельно изучая латинский язык и философию (в частности, труды Р.Декарта). После смерти отца (1654) Спиноза целиком посвя­тил себя философии. Его неортодоксальные взгляды вызвали резкое осу­ждение раввината, и в 1656 он был публично отлучен от иудаистской религиозной общины (отлучение было снято лишь в 1927). За этим последовало изгнание Спинозы из Амстердама, после чего он посе­лился у своих друзей-сектантов (меннонитов и коллегиантов) в окрестно­стях города. Но учения их он не при­нял, до конца дней оставшись внеконфессиональным мыслителем. Через год Спинозе разрешили вернуться, и он погрузился в метафизические и гносеологические исследования.

Под влиянием главы республикан­цев Яна де Витта Спиноза написал и издал (анонимно) «Богословско-политиче­ский трактат» (1670), направленный против монархистов и кальвинистов. В нем Спиноза превратил библеистику в ору­дие борьбы за свободу совести. В 1672, после гибели де Витта, философ ли­шился политической поддержки. Он откло­нил предложение Гейдельбергского университета занять там кафедру философии, предпочтя оставаться свободным пи­сателем (на жизнь он зарабатывал шлифовкой линз). По свидетельству его первого биографа пастора Яна Колеруса, Спиноза практически осуществил свой идеал мудреца: он был человеком кротким, чуждым тщеславия, вел поч­ти аскетический образ жизни. Друже­ские узы связывали его со многими деятелями культуры. Скончался он в Гааге и, хотя не был крещен, был по­хоронен по протестантскому обряду. Первое собрание сочинений Спинозы вышло в Ам­стердаме в 1677 и вскоре было запре­щено голландским правительством.

По своей духовной направленности философия Спинозы была глубоко религиоз­ной. В основе ее лежала созерцатель­ная любовь к Богу. Но свою интуицию философ пытался заключить в узкие рамки математической логики. Он считал, что познание восходит к совершенст­ву по 3 ступеням (чувственное, аб­страктное и интуитивное познание). По его мнению, рациональная интуи­ция свидетельствует в пользу абсолют­ного монизма. Бог есть все – бесконеч­ная Субстанция, Которая включает в Себя и мышление, и протяженность (материю). Иногда Спиноза даже говорил о тождестве Бога и природы, чем давал повод считать его атеистом. Однако вернее было бы назвать Спинозу «акосмистом», ибо для него Божество, объем­лющее Вселенную, было единственной подлинной Реальностью. Поэтому он решительно отвергал обвинение в ате­изме. Можно сказать, что для Спинозы ниче­го, кроме Бога, не существует. Законы природы – это проявления Бога; Его нельзя мыслить вне мира; Он внутри него. Бог обладает неизменной приро­дой, которая детерминирует Его прояв­ления и в том числе человеческую во­лю. Богословская диалектика и антиномизм, столь яркие в учении *Бёме, не нашли никакого отклика в мировоз­зрении Спинозы. Он считал формальную ло­гику гарантом истины. Отсюда его не­удачная попытка постичь соотноше­ние Абсолюта и твари и его жесткий детерминизм, ради которого Спиноза жертво­вал свободой воли и личностным на­чалом и в Боге, и в человеке.

Идеи Спинозы, вначале забытые, с середины 18 в. стали оказывать большое влияние на европейскую мысль. Они отразились на взглядах *Лессинга, *Гердера, *Шеллинга и других философов. По мнению Вл.*Соловьева, «статический панте­изм Спинозы был необходим как пред­положение для исторического панте­изма Гегеля, а затем и положительной христианской философии».

Хотя Спиноза был глубоким знатоком Биб­лии, его монизм, в котором не осталось места для *Откровения Бога в истории, был бесконечно далек от *богословия библейского. Творение не было в гла­зах Спинозы свободным актом, преодолеваю­щим бездну между Сущим и тварью; все созданное он мыслил как модусы, проявления Божества. В этом он при­ближался к греческим философским систе­мам элеатов, стоиков, неоплатоников. Однако сам Спиноза был убежден, что его воз­зрения не противоречат Писанию. «Вместе с Павлом, – говорил он, – и, быть может, вместе со всеми древними философами, хотя и иным образом, я утверждаю, что все находится в Боге и в Боге движется». Познавая себя, мир познает божество. В свете этой мысли Спиноза понимал и явление Христа. Христос, по его словам, был «устами Божиими», Он «имел общение с Богом душа к ду­ше». «Мудрость Божия, т.е. мудрость, превышающая человеческую, приняла в Христе человеческую природу, и Хри­стос был путем к спасению». Спасение Спиноза трактовал как причастность к истин­ной «всеобщей религии человечест­ва», сущностью которой является совер­шенная этика (стоического типа).

Философ переводил Ветхий Завет на голландский язык, написал грамматику еврейского языка (1677). Но главным библейским трудом Спинозы счита­ется его «Богословско-политический трактат», над которым он работал в тече­ние 5 лет. В нем Спиноза подошел к Библии как к документу историческому, лите­ратурному и религиозному (в том смысле, как понимал религию сам Спиноза). Свою исходную герменевтическую позицию философ взял из *протестантской эк­зегетики. «Все познание Писания, – утверждал он, – мы должны заимство­вать из него одного». На этой предпо­сылке строятся 3 гл. правила *герменевтики Спинозы.

1) Толкователь должен учитывать природу и особенности еврейского языка, так как писатели Ветхого и Нового Завета были евреями. Необходимо знать спе­цифику еврейской письменности и грамма­тики, которыми обусловлены многие не­ясности, двусмысленности и спорные места в тексте.

2) Толкователю следует «собрать по­ложения каждой книги и свести их к существенным началам». Например, упот­ребление *антропоморфизмов и *натуроморфных образов должно быть пра­вильно понято в свете общего учения Библии о Боге.

3) Адекватная интерпретация Писа­ния будет неполной, если пренебречь изучением обстоятельств, времени и истории создания библейских книг. Именно в этом последнем пункте Спинозы проявил наибольшую оригинальность. Хотя он писал на 20 лет позже *Гоббса, он пер­вым предпринял попытку развернуто­го анализа проблем *атрибуции и *датировки ветхозаветных книг.

Опираясь на расшифрованные им указания *Ибн-Эзры, Спиноза рассмотрел *дублеты, *противоречия, *анахронизмы и лакуны в *Пятикнижии и пришел к выводу, что Моисею принадлежит лишь малая его часть (в частности, Книга Завета). Все остальное было собрано старейшинами и отредактировано Ездрой. Спиноза также показал, что Ис.Нав. со­держит в себе внутренние доказатель­ства более позднего происхождения, чем события, описанные в этой книге.

Философ подчеркивал, что в Писа­нии встречаются места, в которых выра­жено только личное мнение священных ав­торов (например, 1Кор.7:25–40 ). *Боговдохновенность для него сводилась к выражению в Библии «истинной рели­гии». «Откровенное Слово Божие не есть некоторое известное число книг, но простое понятие божественной мысли, открытой пророкам, именно: понятие о почитании Бога всем серд­цем путем соблюдения справедливо­сти и любви». Это Откровение не яв­ляется плодом философствующего ра­зума: философия и религия – сферы независимые. Именно откровение о жизни согласно вере и любви есть яд­ро Библии, сохранившееся неповреж­денным, несмотря на всю сложность истории священных книг. Высшие истины, провозглашенные Писанием, не могут быть затемнены ни ошибками переписчиков, ни другими человеческими несовершенствами Библии как книги. «Всеобщий Божественный закон, которому учит Писание, дошел до на­ших рук абсолютно неискаженным». *Предание в глазах Спинозы – это не что иное, как естественный «свет разума», с помощью которого соборы, иудейские и христианские, отобрали корпус *канона.

В соответствии со своим пантеистическим монизмом полностью игнорирует *историзм Священного Писания и, вопреки прямому смыслу Библии, делает Откровение исключительно имманент­ным фактом. По существу то, что от­крывается в Библии, для Спинозы есть лишь обнаружение истин, присущих человеческому духу от природы.

Многие исагогические гипотезы Спинозы не вы­держали испытания временем, однако его труд явился важным этапом на пу­ти становления библейской науки.

♦ Opera, Bd.1–4, Heidelberg, 1925; в рус. пер.: Переписка, М.,1932; Богословско-политический трактат, М.,1935; Избранные про­изведения, т.1–2, М.,1957.

Паперна Г.А., Б.Спиноза, его жизнь и философская деятельность, СПб.,1895; *Ренан Э., Спиноза, в его книге: Сборник мелких статей и ре­чей, пер. с франц., СПб.,1895, т.1; Робинсон Л., Метафизика Спинозы, СПб.,1913; Соколов В.В., Спиноза, М.,1973; *Соловьев Вл., Понятие о Боге (в защиту философии Спинозы), Соч., т.9 (2-е изд.); Фишер К., Исто­рия новой философии, пер. с нем., т.2, СПб.,1906; Франк С.Л., Основная идея философии Спинозы, «Путь», 1933, №37; Вrоwn N.O., Scripture and Politics. 1.Philosophy and Prophecy. Spinosa’s Hermeneutics, «Political Theory», 1986, v.14, №2; прочую библиографию см. в указанных трудах.

Источник

Бенедикт Спиноза

Биография

Голландский мыслитель Бенедикт Спиноза был ведущим философом VII века, который в эпоху Просвещения представлял западноевропейское течение натурализм. Вдохновленный идеями Рене Декарта, он использовал рациональный метод и сформулировал собственную точку зрения о познании, Боге и жизненном смысле.

Детство и юность

Бенедикт, или Барух, де Спиноза родился 24 ноября 1632 года в семье голландских евреев-сефардов, изгнанных из Португалии. Отец владел бизнесом по торговле фруктами, а мать помогала ему в лавке, занималась домашним хозяйством и следила за пятерыми детьми.

Следуя традициям религиозных предков, будущий философ ходил в специализированную школу, где, помимо общеобразовательных предметов, изучали Талмуд и иврит. Там наравне с раввинистической литературой он познакомился с трудами древних мыслителей, которые переводил и интерпретировал иудейский богослов Моисей Маймонид.

Вскоре под началом опытных педагогов Саула Мортейра и Менаше бен Исраэля Бенедикт овладел азами латыни и выучил португальский и испанский языки. Он начал интересоваться светскими произведениями, но это не помешало после смерти родителя по старому иудейскому обычаю читать траурную молитву кадиш.

Cercare il denaro, o qualunque altra cosa, nella misura sufficiente a sostenere vita e salute e a conformarci a quei.

Получив наследство, Спиноза отказался продолжать семейный бизнес и передал права собственности младшему брату и старшей сестре. Он познакомился с коллегиантами и вскоре был изгнан из еврейской общины, благодаря чему сумел продолжить образование в частном иезуитском колледже.

Юноша занимался углубленным изучением естествознания и философии, и больше других его интересовали работы, которые написал Рене Декарт. Зарабатывать на жизнь пришлось преподаванием иврита и шлифовкой оптических стекол, что дало возможность подготовить к печати первый анонимный научный трактат.

В конце 1650-х годов Спиноза возглавил кружок мыслителей, что в корне изменило его биографию и повлияло на последующую жизнь. Его признали угрозой благочестию и морали и принудительно выдворили из Амстердама за то, что он был связан с протестантами и открыто поддерживал рационализм.

Личная жизнь

Согласно фотокопиям сохранившихся документов, Спиноза не заботился о личной жизни, поэтому у него никогда не было ни жены, ни детей. Он вел одинокое существование в Рейнсбурге, Ворбюрге и Гааге, зарабатывая шлифовкой оптики и получая пожертвования от друзей.

Философия

Для того чтобы беспрепятственно заниматься философией, Бенедикт перебрался на юг Голландии и написал текст произведения «Трактат об усовершенствовании разума». Кроме этого, он начал работу над первой книгой знаменитой «Этики» и изучал труды членов Лондонского королевского научного общества.

Основной идеей сочинений этого времени стало познание человеком собственной природы, что привело автора к тщательному изучению логики и метафизики бытия. Это понятие ассоциировалось с бесконечной вселенской субстанцией, которая с любой точки зрения являлась причиной самой себя.

Противореча утверждениям Декарта, который был признанным рационалистом, изгнанный мыслитель наделил все сущее рядом атрибутивных свойств. Описание мышления и протяжения было расценено как вклад в психологию и применено на практике для характеристик физического тела, обладавшего душой.

Реальность мира философ определял, как и большинство натуралистов, этика которых изначально строилась на чисто природных способностях. Поэтому понятие «воля бога» он объяснял объективными причинами, наотрез отметая предположения о свободе воли и случайностях.

Всякое действие, внутреннее или внешнее, Бенедикт связывал с материальным миром, который существовал во вселенной, построенной «в соответствии с порядком вещей». Человек, чье тело наделено аффектами, мог достигнуть радости и гармонии, руководствуясь разумом, логикой, законами, желаниями и интуицией.

За смешение понятий из разных областей знания философа критиковали современники и последователи, а некоторые находили в «еретических» идеях признаки кабалы и оккультных наук. Но, несмотря на это, цитаты Спинозы распространились и со временем стали афоризмами, поскольку в России и странах Европы опубликовали каждый написанный труд.

Смерть

Причиной смерти Бенедикта Спинозы 21 февраля 1677 года стал туберкулез легких, который связывали с курением табака. Тело попало в общую могилу, имущество и письма подверглись уничтожению, а чудом уцелевшие философские трактаты издали без имени автора.

Источник

Бенедикт Спиноза

Бенедикт Спиноза (Benedictus de Spinoza) – великий нидерландец XVII века, представитель метафизического философского направления, смело поднимавший вопросы о Боге, месте человека в мире и человеческом счастье.

Биография

Спиноза появился на свет 24 ноября 1632 году в Амстердаме (Amsterdam). Его отец и мать были представителями еврейского народа, потомками изгнанных из Португалии племен и нашедших дом в столице Нидерландов (Nederland). Отца звали Михаэль (Габриэль Алварес) (Michael (Gabriel Alvarez), мать – Ханна Дебора де Спиноза (Hannah Deborah de Spinoza), у них было 5 детей.

Занимались родители торговлей экзотическими фруктами и были достаточно обеспеченными. При рождении будущий философ получил имя Барух (Baruch). Мать умерла, когда Баруху было 6 лет, и воспитание детей занимался отец. Спиноза учился в церковной еврейской школе, дополнительно изучает теории древнегреческого философа Аристотеля (Aristoteles), латинский язык.

Известно, что уже в юном возрасте он одинаково хорошо изъяснялся по-португальски, по-испански, по-нидерландски, по-французски, по-итальянски, мастерски владел ивритом. В семье говорили на ладинском языке.

Образование

В 1654 году умирает отец, и Спиноза вместе с братьями Исааком и Габриэлем (Isaac en Gabriel) продолжают его торговое дело.

Спиноза увлеченно занимается самообразованием, читая философские сочинения мыслителей разных национальностей:

Такой широкий круг интересов, стремление разобраться в трудах неортодоксальных философов привел к отлучению Спинозы от иудаизма.
После этого он взял себе новое имя Бенедикт (Benedictus), братья выкупили его долю в отцовской фирме, уехал в маленький городок Оверкерк (Verkerk) неподалеку от Амстердама.

Кто такой спиноза и чем он знаменит. Смотреть фото Кто такой спиноза и чем он знаменит. Смотреть картинку Кто такой спиноза и чем он знаменит. Картинка про Кто такой спиноза и чем он знаменит. Фото Кто такой спиноза и чем он знаменит

Однако движимый стремлением к познанию, Спиноза поступает в амстердамский колледж Ван дер Эдена (Van der Eden), чтобы учить латинский и древнегреческий, разобраться в философских взглядах европейских мыслителей, в научных трудах по проблемам естественных наук, берет уроки изобразительного искусства и приобретает навыки изготовления линз.

Он читает труды Томаса Гоббса (Thomas Hobbes), Рене Декарта (Rene Descartes), Пьера Гассенди (Pierre Gassendi), Никколо Макиавелли (Niccolò Machiavelli), интересуется идеями Джордано Бруно (Giordano Bruno).

Спиноза даже немного преподает литературный еврейский язык иврит.

Его философские взгляды привлекают единомышленников и учеников, он начинает представлять опасность для ортодоксальной церкви. В 1660 году его официально изгоняют из Амстердама, и он переселяется в сельскую местность под городом Лейден (Leiden).

Путь философа

Живет он безбедно, так как его кормит ремесло – изготовление оптических стекол методом шлифовки. Рейнсбург (Ransburg), где поселился Спиноза, был центром идеологии коллегиантов.

Именно здесь появляется его первый трактат с красивым названием «О Боге, человеке и его счастье» («Over God, de mens en zijn geluk»), потом объемный труд «Этика» («Ethiek») и книги, посвященные анализу философских взглядов Декарта.

Смелые взгляды Спинозы быстро распространяются в ученой среде, поэтому к нему часто приезжают слушатели из университета в Лейдене. Именно в этот период, в 1661 году, завязывается дружба и обмен письмами, продолжавшийся до конца жизни Спинозы, с Генри Ольденбургом (Henry Oldenburg), который возглавлял королевское научное общество в Лондоне.

С 1663 года Спиноза проживает в предместье Гааги (Den Haag), в Ворбюрге (Voorburg). Здесь он сдружился с Христианом Гюйгенсом (Christiaan Huygens), знатоком физических и математических наук, и специалистом в филологических науках, поэтом Иоганном Фоссом (Johann Voss).

В 1664 году был напечатан труд «Основы философии Декарта» («De algemene filosofie van Descartes») с указанием фамилии автора. Он больше не печатал книги под своей фамилией, скрываясь под инициалами, так его сочинения были запрещены к изданию.

В 1670 году выйдет анонимный труд «Теолого-политический трактат» («Theologisch-politiek traktaat»), где философ изложил свои атеистические взгляды. Не преследовали его только потому, что представитель государственной власти Ян де Витт (Jan de Witt) во многом разделял взгляды смелого мыслителя.

Тогда же Спиноза поселяется в Гааге, создает учебник «Еврейская грамматика» («Hebreeuwse grammatica»). Известного философа приглашали преподавать в университете в Гейдельберге (Heidelberg), но он отказался, объяснив, что так ему будет сложно сохранять верность своим взглядам и убеждениям.

Основополагающая книга «Этика» была завершена в 1675 году, но издать ее было невозможно, так как возглавлявшие государство представители рода де Витт были убиты в ходе антиправительственного мятежа, а у власти оказались лица, не поддерживавшие неортодоксально мыслящего Спинозу.

Скончался великий нидерландец в возрасте 44 лет в 1677 году от туберкулеза, которым болел более 20 лет.

Его похоронили на средства его друзей под плитами церкви Ньеве Керк (Nieve Kirk), а когда срок аренды места для захоронения истек, тело извлекли и, по одной из версий, просто выбросили, а по другой, более гуманной, перезахоронили в коллективной могиле. Личные вещи распроданы, а стол с рукописями был переправлен друзьям Спинозы в Амстердам, чтобы собрание трудов было издано посмертно. В своем завещании Спиноза просил опубликовать его труды в год смерти, что и было выполнено, правда, без указания имени автора: на обложке латинского издания стояли только первые буквы B. d. S. В 1678 году труды Спинозы были напечатаны на нидерландском языке и сразу же запрещены. На территории церкви Nieve Kirk есть памятная стела, установленная в память о великом вольнодумце.

Философские взгляды

Цель теории Спинозы – поиск путей к обретению человеком счастья, радости и внутренней гармонии.

Чтобы стать счастливым, человеку нужно разобраться в самом себе и в своем месте в мире, изучить законы бытия как первопричины.

В своих трудах Спиноза формулирует основные понятия, на которых основывает все аксиомы и теоремы:

Спиноза много размышляет о природе чувств, в частности, любви к человеку и в Богу. Взгляды Спинозы послужили развитием метафизической философии, обращающейся к проблемам первоначальной природы мира.

В теориях Спинозы объединились теоретические положение представителей нескольких философских и научных школ:

Называя Спинозу философом барокко, имеют в виду его способность объединить признанные им рациональными идеи разных направлений в философии.

Идеи Спинозы популярны, у них много поклонников. Например, его взгляды разделяли такие великие умы, как Иоганн Вольфганг Гете (Johann Wolfgang Goethe) и Альберт Эйнштейн (Albert Einstein). В Амстердаме и Гааге установлены памятники великому философу Бенедикту Спинозе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *