Кто такой средневековый хронист и чем он занимался
Хронист
Хрони́ст (фр. chroniqueur ; англ. chronicler ) — устаревший термин, обозначавший автора средневековой хроники, европейского летописца.
См. также
Ссылки
Смотреть что такое «Хронист» в других словарях:
хронист — историк, летописец Словарь русских синонимов. хронист см. историк Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
ХРОНИСТ — ХРОНИСТ, хрониста, муж. (ист.). Составитель хроники (см. хроника в 1 знач.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Хронист — м. Составитель хроника I 1. эпохи Средневековья. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
хронист — хронист, хронисты, хрониста, хронистов, хронисту, хронистам, хрониста, хронистов, хронистом, хронистами, хронисте, хронистах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
хронист — хрон ист, а … Русский орфографический словарь
хронист — (2 м); мн. хрони/сты, Р. хрони/стов … Орфографический словарь русского языка
ХРОНИСТ — условное наименование предполагаемого составителя трилогии ветхозав. канонич. книг: 1–2 Пар, 1 Езд, Неем. Наименование Х. употребил блж.*ИЕРОНИМ (Libri Chronicorum). В иудейской традиции книги Х. относятся к *Писаниям, а в христ. традиции к… … Библиологический словарь
хронист — хрон/ист/ … Морфемно-орфографический словарь
Марцеллин хронист — хронист VI в., родом из Иллирии. Оставленная им на латининском языке хроника, описывающая события в Византии от вступления на престол Феодосия Вел. (347) до начала царствования Юстина I, напечатана в Париже в 1619 г … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Значение слова «хронист»
ХРОНИ’СТ, а, м. (истор.). Составитель хроники (см. хроника в 1 знач.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
хрони́ст
1. устар. автор средневековой хроники
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова поплавочный (прилагательное):
Синонимы к слову «хронист»
Предложения со словом «хронист»
Сочетаемость слова «хронист»
Каким бывает «хронист»
Понятия, связанные со словом «хронист»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «хронист»
Существовало только три шотландских манускрипта, где средневековые хронисты поместили этого разбойника в исторический контекст.
Остатки антов, по-славянски полян, объединились с этносом русов, которых немецкие хронисты X в. считали ответвлением ругов.
Предположим далее, что древний хронист записал в свою летопись две даты в данном сентябрьском году, см. рис.
Синонимы к слову «хронист»
Сочетаемость слова «хронист»
Каким бывает «хронист»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
хронист
Смотреть что такое «хронист» в других словарях:
хронист — историк, летописец Словарь русских синонимов. хронист см. историк Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
ХРОНИСТ — ХРОНИСТ, хрониста, муж. (ист.). Составитель хроники (см. хроника в 1 знач.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Хронист — (фр. chroniqueur; англ. chronicler) устаревший термин, обозначавший автора средневековой хроники, европейского летописца. См. также Category:English chroniclers список английских хронистов. Catégorie:Chroniqueur du Moyen Âge … Википедия
Хронист — м. Составитель хроника I 1. эпохи Средневековья. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
хронист — хронист, хронисты, хрониста, хронистов, хронисту, хронистам, хрониста, хронистов, хронистом, хронистами, хронисте, хронистах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
хронист — хрон ист, а … Русский орфографический словарь
хронист — (2 м); мн. хрони/сты, Р. хрони/стов … Орфографический словарь русского языка
ХРОНИСТ — условное наименование предполагаемого составителя трилогии ветхозав. канонич. книг: 1–2 Пар, 1 Езд, Неем. Наименование Х. употребил блж.*ИЕРОНИМ (Libri Chronicorum). В иудейской традиции книги Х. относятся к *Писаниям, а в христ. традиции к… … Библиологический словарь
хронист — хрон/ист/ … Морфемно-орфографический словарь
Марцеллин хронист — хронист VI в., родом из Иллирии. Оставленная им на латининском языке хроника, описывающая события в Византии от вступления на престол Феодосия Вел. (347) до начала царствования Юстина I, напечатана в Париже в 1619 г … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ХРОНИСТЫ
Иоанн Малала, скорее всего, родился в Антиохии, где и получил классическое образование в школе риторов. Впоследствии Иоанн стал, видимо, духовным липом.
Автора «Всемирной хроники» нельзя поставить на высоту, достигнутую античной историографией. Труды ее корифеев — Фукидида, Полибия, Аппиана, Тацита и других — запечатлели не только сами события древности, но и донесли до нас элементы той философии истории, которая явилась прогрессивной ступенью в процессе познания мира. Иоанна Малалу нельзя также поставить в ряд и с его близкими современниками — Прокопием, Агафием, Феофилактом Симокаттой. Они выступали еще как наиболее талантливые представители античной историографии на византийской почве, у которых лишь кое-где начинает пробиваться христианская идеология. Иоанн Малала принадлежит уже средневековой эпохе. Это — монах-компилятор: он дает сводку чужих произведений, считая это не только своим правом, но и своей обязанностью. Хроника Иоанна Малалы — новый тип христианско-византийской монашеской литературы. Она основана на множестве источников, в том числе на произведениях античных авторов, но хронист пользуется ими главным образом из вторых рук — из более поздних компиляций римского и византийского времени. Лишь о правлении Юстиниана — своей современности он писал самостоятельно, и поэтому наибольшую ценность в качестве исторического источника имеет как раз 18-я книга хроники, авторская принадлежность которой вызвала некогда большие споры в науке (Малала здесь строго ортодоксален, в других же частях его труда обнаруживаются следы монофиситства).
«Всемирная хроника» Иоанна Малалы писалась уже не для узкого круга знати и образованных людей, а для широких масс, прежде всего для многочисленного в Византийской империи монашества. Автор хроники не ставил перед собой больших историко-философских или политических задач. Он задался целью дать нравоучительное в христианском духе и в то же время занимательное чтение. Эту задачу Малала успешно выполнил. Из-под его пера вышла книга, написанная образным языком и вместе с тем проникнутая христианско-апологетическим освещением событий. Сказочные эпизоды, чудесные происшествия расцвечивали радужными красками ткань повествования. Зачастую, однако, в угоду занимательности автор жертвовал логикой исторического изложения. В отличие от своих предшественников, византийских историков VI в., Малала далек от стремлений критически проверить доступный ему фактический материал. Перед нами — причудливое переплетение важных исторических событий и анекдотов, ярких характеристик исторических деятелей и чудесных явлений природы, достоверных фактов и легенд. Неразборчивость в подборе источников в соединении с недостаточной образованностью автора привели к тому, что «Хронография» Иоанна Малалы (особенно в первых 15 книгах) пестрит самыми примитивными и абсурдными ошибками и анахронизмами. Лишь для VI в. она ценный, хотя и нуждающийся в постоянной критической проверке, источник.
Вместе с тем, будучи по своему характеру христианскими, исторические построения Иоанна Малалы несут на себе родимые пятна античности. Его христианско-библейская интерпретация мировой истории во многом оказалась зеркалом (зачастую, правда, довольно кривым) античной, в первую очередь греческой, истории и даже мифологии.
В основе всемирно-исторической концепции Малалы лежит библейская традиция. Главной движущей силой исторического процесса выступает промысел божий. Но, казалось бы, неожиданно в христианскую космогонию хроники Малалы врывался Олимп древнего грека со всеми его обитателями, только лишенными божественного ореола: греческая мифология, хотя и в переработанном виде, уживается здесь с христианской догматикой. Изгоняя из античной мифологии языческую религиозность, сводя олимпийских богов с неба на землю, автор одновременно вносит в языческие мифы религиозность христианскую. И все же сквозь завесу христианского благочестия проступают благородные черты образов, некогда созданных вдохновенной фантазией греков. Используя античную культуру, Малала стремится вложить в нее христианское содержание и зачастую безжалостно ее уродует.
Борьба двух тенденций — античной, языческой, и средневековой, христианской,— пронизывает хронику Малалы, который, естественно, этого и не подозревает, думая, что его произведение вполне соответствует христианским канонам.
Длительное время ученых волновал вопрос о взаимосвязи хроник Иоанна Малалы и Иоанна Антиохийского. Оба эти хрониста носили одно и то же имя, были родом из Антиохии, в сохранившихся текстах Малалы и Иоанна Антиохийского много общего, а средневековые компиляторы более позднего времени часто их путали. Теперь установлено, что хроника Иоанна Антиохийского все же значительно отличается от сочинения Малалы, хотя в некоторых частях, видимо, имеет своим источником это последнее.
Как и хроника Иоанна Малалы, произведение Иоанна Антиохийского включало историю еврейского народа и стран древнего Востока, мифологический период истории Греции, историю римского государства и Византии. Для византийской истории, кроме Малалы, источниками Иоанна Антиохийского были труды Евнапия, Зосима, Сократа, Приска, Петра Патрикия, Прокопия и некоторые, ныне утраченные произведения. Фрагменты хроники Иоанна Антиохийского содержат ценные сведения главным образом по внешнеполитической истории VI — начала VII в. Особенно интересны его известия о взаимоотношениях Византии с Ираном и другими странами Востока.
Хронологические рамки Пасхальной хроники — от Адама до 628 г. Хронист был современником императора Ираклия и написал свое сочинение, по-видимому, вскоре после 628 г. Ярко выраженный клерикальный характер хроники не оставляет сомнения, что ее автор был высоким церковным сановником.
Пасхальная хроника излагает события всемирной истории в строго ортодоксальном, библейском духе. Значение этой хроники для средневекового летописания состояло прежде всего в том, что в ней давалось руководство но установлению даты пасхалий: отсюда — и самое название хроники. Исходным пунктом для определения пасхального цикла анонимный хронист избрал дату 21 марта 5507 г. Позднее в Византии применялась система летосчисления «от сотворения мира», которая, с некоторыми отклонениями, основывалась прежде всего на данных Пасхальной хроники.
Изложение исторического материала в Пасхальной хронике строится применительно к ее основной задаче; хронологические выкладки анонимный автор как бы сопровождает историческими комментариями. В передаче событий до 532 г. хроника носит чисто компилятивный характер: хронист использует как христианские источники — Библию, жития и мученичества святых, церковные истории Евсевия и Епифания, так и произведения античных писателей — Секста Юлия Африкана и др. Ценность Пасхальной хроники несколько увеличивается благодаря обращению автора к документальному материалу: консульским спискам, надписям из Александрии и Антиохии и другим данным. В основу освещения собственно византийской истории была положена хроника Иоанна Малалы, которую анонимный автор иногда переписывал дословно. События 532—600 гг. переданы не только по письменным источникам: использована, видимо, и устная традиция или неизвестные нам памятники. Особенно это относится к (писанию восстания «Ника» (532 г.), которое в Пасхальной хронике отличается от его освещения в других современных источниках.
Наибольшее значение в качестве вполне самостоятельного исторического источника имеет последняя часть Пасхальной хроники, охватывающая период времени с 600 до 628 г. Она написана очевидцем на основании личных наблюдений и рассказов современников. В Пасхальной хронике подробнее, чем в других источниках, освещаются события правления Фоки и Ираклия. Интересны известия Пасхальной хроники об аварах и их войнах с Византийской империей.
Пасхальная хроника была написана простым, близким к народному языком и в течение всего средневековья служила любимым чтением византийских монахов.
ПОЛЕМИЧЕСКАЯ И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Особое место среди византийских нарративных источников занимает полемическая и публицистическая литература: речи ораторов и философов, похвальные слова в честь какого-либо политического деятеля или события, письма публицистического содержания и т. п. Эта публицистическая литература откликалась на важнейшие события современности, в ней ярко отражалась острая идейно-политическая борьба, наполнявшая общественную жизнь Византии.
Ритор IV в. Фемистий, поклонник языческой культуры, своими льстивыми речами в честь правящих императоров добился их высоких милостей и был даже включен в состав синклита. Его речи 154 отражали интересы сановной знати Константинополя.
Близок к Фемистию по своему мировоззрению другой прославленный ритор IV в.— Ливаний (314—393?). Уроженец Антиохии, он принадлежал к местной городской аристократии. Множество изданных речей и писем Ливания 155 блестяще отразили настроения этой группировки, в таком крупном городе, как Антиохия, еще не оставившей попыток борьбы за сохранение своего экономического и политического влияния. По сочинениям Ливания мы можем создать представление о быте и нравах тогдашнего провинциального общества. Важным источником является также автобиография Ливания. Ливаний — представитель языческой оппозиции, продолжавшей придерживаться старинной эллино-римской религии и идеализировавшей прошлое, враг бюрократической централизации. Речи Ливания проникнуты пессимизмом: он чувствовал, что привилегиям курии. влиянию сословных учреждений, язычеству, местному обычному праву приходит конец — побеждают христианство, бюрократическая монархия, римское право. Безнадежность звучит в его словах:«Что же еще остается? Молиться богам, чтобы они простерли руку помощи и святыням, и земледельцам, и курии, и греческому языку»
Выдающимся мыслителем и талантливым оратором был младший современник Ливания — Синесий Киренский (ок. 370 — ок. 413). Мировоззрение Синесия в течение его жизни претерпело коренную эволюцию. Богатый вельможа, воспитанный в традициях античной языческой культуры, Синесий разочаровался в консервативных идеях языческой оппозиции и стал христианским епископом Птолемаиды в Северной Африке. Новые мотивы появились и в политических настроениях Синесия: он видит возможность краха существующего общества в целом; не христианство и бюрократическая централизация, а варвары и неминуемое восстание рабов-варваров было, по мнению Синесия, основной опасностью для империи.
В IV и VI вв. видную роль в идейной борьбе играла религиозная публицистика: проповеди, полемические рассуждения, богословские трактаты, письма церковных деятелей. Эпоха оформления христианства как господствующей религии породила огромную богословско-полемическую литературу. В сочинениях ученых богословов, церковных иерархов, монахов, страстно полемизировавших со своими идейными противниками, можно найти и данные о состоянии тогдашнего общества, о событиях классовой борьбы, которая велась под лозунгами различных вероучений.
Обширная полемическая литература на греческом, сирийском, коптском и армянском языках была порождена спорами, возникшими в связи с появлением несторианства и монофиситства.
От IV в. сохранилось немало сочинений, пропагандировавших идеи христианской мистики, которая отвлекала народные массы от социальной борьбы. Из основоположников мистики назовем иерархов IV в. Василия Великого и Евагрия Понтийского (346—399) (не смешивать с одноименным историком) 165 и особенно Макария и Псевдо-Дионисия.
Хронист
Смотреть что такое «Хронист» в других словарях:
хронист — историк, летописец Словарь русских синонимов. хронист см. историк Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
ХРОНИСТ — ХРОНИСТ, хрониста, муж. (ист.). Составитель хроники (см. хроника в 1 знач.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Хронист — (фр. chroniqueur; англ. chronicler) устаревший термин, обозначавший автора средневековой хроники, европейского летописца. См. также Category:English chroniclers список английских хронистов. Catégorie:Chroniqueur du Moyen Âge … Википедия
хронист — хронист, хронисты, хрониста, хронистов, хронисту, хронистам, хрониста, хронистов, хронистом, хронистами, хронисте, хронистах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
хронист — хрон ист, а … Русский орфографический словарь
хронист — (2 м); мн. хрони/сты, Р. хрони/стов … Орфографический словарь русского языка
ХРОНИСТ — условное наименование предполагаемого составителя трилогии ветхозав. канонич. книг: 1–2 Пар, 1 Езд, Неем. Наименование Х. употребил блж.*ИЕРОНИМ (Libri Chronicorum). В иудейской традиции книги Х. относятся к *Писаниям, а в христ. традиции к… … Библиологический словарь
хронист — хрон/ист/ … Морфемно-орфографический словарь
Марцеллин хронист — хронист VI в., родом из Иллирии. Оставленная им на латининском языке хроника, описывающая события в Византии от вступления на престол Феодосия Вел. (347) до начала царствования Юстина I, напечатана в Париже в 1619 г … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона