Кто такой золотарь и чем он занимается
Профессия-загадка: золотари на Руси ведали совсем не золотом
Человечество придумало тысячи профессий, многие из них отмирают сразу же, а некоторые держатся в топе многие века и даже тысячелетия. Например, ассенизатор. Сегодня о таком труде мало кто задумывается — современный человек привык считать инфраструктуру, в которой он родился и живет, чем-то само собой разумеющимся. Как воздух, например. Оно и понятно: научно-технический прогресс облегчает нам жизнь, но как, например, продукты жизнедеятельности человека удалялись в старину? Кто были золотари на Руси? Чем они занимались и почему так назывались в летописях и расходных статьях городских управ?
Золотари на Руси занимались вечным и бесконечным
Профессия ассенизатора — древнейшая. Пожалуй, древнее других и важнее их в тысячи раз. А все потому, что люди давно поняли смысл «ночного золота» — лишь правильное поведение с такой субстанцией, как человеческие фекалии, может быть человеку на пользу. В любой точке мира в любой летописи можно разыскать расходы на золотарей — ассенизаторов, поскольку без их ежедневного труда без выходных и праздников города могли жить в безопасности. В эпидемиологической безопасности — ведь горы фекалий могут быть источником заражения вредными микроорганизмами, болезней, эпидемий и смерти.
На Руси людей, чистивших отхожие места, называли золотарями. От устойчивого выражения «ночное золото», отмечают словари. В былые времена по улицам городов непрестанно ездили на телегах со спецбаками золотари. Их задачей было опорожнение выгребных ям — туалетов прямого падения. На телегах находились бочки, которые с помощью большого ковша и заполнялись содержимым нечистотных ям, которое вывозилось за городскую черту.
Откуда же появилось такое слово «золотарь»? Владимир Даль на первое место в своем толковом словаре поставил другое значение этого слова – это позолотчик по дереву. И лишь после этого определения лингвист указывает на то, что золотарь также употребляется в значении «отходник» или «парашник». Но не нужно думать, что их труд не уважали, даже наоборот. Им выказывали уважение хотя бы из боязни, что золотарь мог и отомстить за едкую насмешку: вылить содержимое бочки прямо на двор неблагодарного клиента.
Заработок ассенизаторов на Руси тоже был нехилый, судя по книге «Недоконченные беседы» Салтыкова-Щедрина: «Мы в день целковый получаем, а тебе и вся цена грош».
Почему так назывались эти важные люди — золотари?
Помимо идиомы «ночное золото» была еще одна версия происхождения названия древних ассенизаторов. Дело в стыдливости. Ранее люди избегали называть испражнения точными терминами, особенно это касалось высшего сословия, которое в России часто обходилось французским для выражения особо деликатных моментов и движений души.
Золотарями сотрудников назвали за то, что фекалии — это, как правило, удобрение. То есть, золото для земли в те времена, когда лишь урожай являлся жизненно важным фактором. Без такого нехитрого, казалось бы, материала сложно было добиться благополучия и достатка из года в год, особенно в больших поместьях.
Недаром лингвист Даль подчеркивал в своем словаре «Живого великорусского языка», что слово «золото» употреблялось в значениях «навоз», «удобрение», «человеческий помет». Если кто не знает, то в старину процесс удобрения земли называли не иначе как «золочением». Сразу же вспоминается цыганское «Позолоти ручку!», но это совершенно не ассенизаторская тема.
Организация труда золотарей вызывает уважение
Золотари — профессия специфическая, и несмотря на дурнопахнущую работу, туда попасть было непросто. Ассенизаторы традиционно работали семейными артелями, так что случайных людей с улицы в свой «клан» не допускали.
Причем, жили отдельно — в золотарской слободке, куда им и поступали «заказы» от жителей ближайшего города или поселка. Сотрудники ассенизаторской службы приезжали по вызову ночью на телегах со специальными баками, куда перекладывалось содержимое. И в ранний час, пока весь город спит, производилась выемка «ночного золота», которая перекочевывала на вереницу золотарских телег, окрашенных в черный цвет (он был самый немаркий).
Причем, важно отметить, что золотари не имели ни выходных, ни праздников, ни профессионального дня. Работали на совесть, сохраняя города безопасными на протяжении веков и делая это совершенно незаметно — вот что значит деликатные люди.
Кавалькада с фекалиями тянулась прочь из города, чтобы опустошить баки в специально отведенных для этого местах — за городом. Из-за постоянного амбре золотари считались в народе кем-то вроде прокаженных — возможно, именно поэтому они жили обособленно, в своих слободках. Свободные, трудолюбивые и очень обеспеченные люди — мало кто на Руси мог похвастаться такой стабильностью в жизни, как золотари!
Кто такие золотари, и Почему об этой важнейшей профессии забыли в XXI веке
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
На самом деле золотарями в старину действительно называли и старателей на золотых приисках, и мастеров, наносивших на дерево позолоту, и даже ювелиров. Однако именно в значении «ассенизатор» это слово было известно наиболее широко.
Считается, что людей, очищавших выгребные ямы от нечистот, стали называть золотарями оттого, что за свою работу они брали очень высокую плату. При этом попытаться как-то сэкономить горожанам не удавалось. Человек отказывал из-за высокой цены одному золотарю, рассчитывая найти вариант подешевле, а в итоге оказывалось, что другие золотари берут еще больше.
Впрочем, это и неудивительно: выгребные ямы горожан им приходилось чистить вручную, собирая нечистоты ковшом. А там, где жители выливали экскременты из окон прямо на улицу, золотарь очищал и улицы. Кстати, заодно он убирал с дороги и конский навоз. Наполнив бочку нечистотами, золотарь отправлялся в путь: ему предстояло вывези все это подальше за черту города. А уж какие приходилось нюхать «ароматы».
Между тем обозвать золотаря, посмеяться над ним либо обмануть с деньгами никто не решался. Все знали, что с представителями этой профессии лучше общаться учтиво: обидишь его – «случайно» обольет твой двор или тебя фекалиями из бочки. И это не просто страшилка: подобные факты были горожанам хорошо известны.
Есть и другие версии столь красивого названия этой профессии. По одной, например, испражнения на Руси то ли в шутку, то ли из чувства такта называли «ночным золотом». Кстати, «золотом» иногда называли и навоз, тем самым подчеркивая, насколько сильно зависит достаток русского человека от хорошего урожая. Ну а сами работы по удобрению почвы коровьим навозом или куриным помётом часто называли «золочением». Тут можно вспомнить и о том, что у суеверных людей считалось: увидеть во сне экскременты – к деньгам.
Профессия золотаря была важна не только для поддержания эстетической чистоты на улицах и во дворах. Благодаря этим людям удавалось сдерживать периодически возникавшие в городах эпидемии. Конечно, предотвратить распространение чумы или холеры благодаря одной лишь уборке улицы невозможно, но не будь золотарей, эпидемии были бы еще страшнее.
Увы, представители этой профессии всегда находились в группе риска – они были особенно подвержены заражению инфекционными заболеваниями и в их организм нередко попадали гельминты.
Профессия золотаря существовала примерно до конца позапрошлого века. С появлением и распространением канализации в том виде, который привычен современному человеку, необходимость в услугах золотарей отпала сама собой. Осталось лишь красивое слово.
Ну а чтобы лучше понять, как жилось людям на Руси, нужно обязательно узнать секреты русских колодцев
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Кто такие золотари, и Почему об этой важнейшей профессии забыли в XXI веке
В старые времена по вечерам на улицах российских городов появлялись телеги с бочками. Весь вид человека на повозке говорил о том, что это очень важная персона. Нет, это были не развозчики воды – это приезжали на очистку выгребных ям предки современных ассенизаторов – золотари. Сейчас эта профессия забыта, а при слове «золотарь» многим представляется человек, труд которого как-то связан с золотом.
На самом деле золотарями в старину действительно называли и старателей на золотых приисках, и мастеров, наносивших на дерево позолоту, и даже ювелиров. Однако именно в значении «ассенизатор» это слово было известно наиболее широко.
Считается, что людей, очищавших выгребные ямы от нечистот, стали называть золотарями оттого, что за свою работу они брали очень высокую плату. При этом попытаться как-то сэкономить горожанам не удавалось. Человек отказывал из-за высокой цены одному золотарю, рассчитывая найти вариант подешевле, а в итоге оказывалось, что другие золотари берут еще больше.
Впрочем, это и неудивительно: выгребные ямы горожан им приходилось чистить вручную, собирая нечистоты ковшом. А там, где жители выливали экскременты из окон прямо на улицу, золотарь очищал и улицы. Кстати, заодно он убирал с дороги и конский навоз. Наполнив бочку нечистотами, золотарь отправлялся в путь: ему предстояло вывези все это подальше за черту города. А уж какие приходилось нюхать «ароматы».
Работа у золотаря была адская.
Между тем обозвать золотаря, посмеяться над ним либо обмануть с деньгами никто не решался. Все знали, что с представителями этой профессии лучше общаться учтиво: обидишь его – «случайно» обольет твой двор или тебя фекалиями из бочки. И это не просто страшилка: подобные факты были горожанам хорошо известны.
Есть и другие версии столь красивого названия этой профессии. По одной, например, испражнения на Руси то ли в шутку, то ли из чувства такта называли «ночным золотом». Кстати, «золотом» иногда называли и навоз, тем самым подчеркивая, насколько сильно зависит достаток русского человека от хорошего урожая. Ну а сами работы по удобрению почвы коровьим или куриным навозом часто называли «золочением». Тут можно вспомнить и о том, что у суеверных людей считалось: увидеть во сне экскременты – к деньгам.
По поводу названия профессии есть сразу несколько несколько версий.
Профессия золотаря была важна не только для поддержания эстетической чистоты на улицах и во дворах. Благодаря этим людям удавалось сдерживать периодически возникавшие в городах эпидемии. Конечно, предотвратить распространение чумы или холеры благодаря одной лишь уборке улицы невозможно, но не будь золотарей, эпидемии были бы еще страшнее.
Увы, представители этой профессии всегда находились в группе риска – они были особенно подвержены заражению инфекционными заболеваниями и в их организм нередко попадали гельминты.
В конце XIX века в крупных городах начали проводить канализацию.
Профессия золотаря существовала примерно до конца позапрошлого века. С появлением и распространением канализации в том виде, который привычен современному человеку, необходимость в услугах золотарей отпала сама собой. Осталось лишь красивое слово.
Кто такой золотарь и чем он занимается
«Позолотчик» или «парашник»
В былые времена по улицам городов действительно курсировали специальные люди – «золотари», которые занимались чисткой выгребных ям. Они ездили на обозах, запряженных лошадьми. На телегах были установлены бочки, которые с помощью большого ковша и заполнялись содержимым туалетов так называемого прямого падения. Все нечистоты «золотари» обычно вывозили за пределы города.
В связи с тем, что работу ассенизаторов прошлого никак нельзя было назвать благородной, еще более удивительным кажется тот факт, что в народе их окрестили именно «золотарями». Ведь даже известный исследователь русского языка Владимир Даль на первое место в своем толковом словаре поставил другое значение этого слова. Согласно Далю, золотарь – это позолотчик по дереву. И лишь после этого определения лингвист указывает на то, что золотарь также употребляется в значении «отходник» или «парашник».
Сарказм и уважение
Однако именно по причине разнополярности 2-х упомянутых выше специальностей, как утверждают некоторые языковеды, ассенизаторов и стали называть «золотарями». Это был некий сарказм, шутка, пущенная в народе и там же прижившаяся на долгое время. Другие лингвисты считают «золотарь» эвфемизмом, то есть цензурным, приличным словом, заменяющим собой другое, непристойное.
Есть мнение, что «золотарями» ассенизаторов прозвали вовсе не из-за желания посмеяться над ними. Напротив, люди окрестили их так из уважения к этой профессии. А уважения «золотари» требовали. Ведь ассенизаторы могли легко отомстить за непочтительное к себе отношение, вылив содержимое бочки прямо на двор зарвавшегося клиента.
Ночное золото
Существует и еще одна версия того, как ассенизаторы стали «золотарями». Дело в том, что раньше люди избегали называть испражнения точными терминами. Обычно экскременты обозначали фразеологизмом «ночное золото». Почему именно «золото»? Потому, что продукты жизнедеятельности человека использовали в качестве удобрения. А в те времена урожай являлся одним из главнейших факторов благополучия и достатка.
Недаром тот же Даль, кроме прочего, указывал в своем словаре, что слово «золото» употреблялось в значениях «навоз», «удобрение», «человеческий помет». Мало того, процесс удобрения земли когда-то называли не иначе как «золочением».
Про них слагали анекдоты и легенды. Чем в дореволюционном Минске занимались золотари
В дореволюционные годы этих специалистов приглашали поработать ночью. Причем щедро платили, даже слагали анекдоты и легенды. Называли их золотарями. Подробнее о щекотливой профессии — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Фото pastvu.com
Под покровом ночи
В начале весны для домовладельцев наступала горячая пора. Городские власти начинали готовиться к таянию снега и возможному разливу Свислочи. Поэтому ежегодно в конце февраля — начале марта издавалось специальное постановление о максимальной очистке города от снега и нечистот. Тогда горожане с неохотой вспоминали о золотарях и обращались за их услугами.
В дореволюционные годы большинство минчан довольствовалось удобствами во дворах. На частных участках стояли ретирады — туалеты с дыркой в полу над ямой. Для жителей окраин самым простым способом выполнить распоряжение властей являлся перенос «объекта 00» на новое место. В центре города с этим было гораздо сложнее. Перенос отхожего места требовалось согласовать, а старую яму надлежало перед засыпкой очистить. В любом случае приходилось заниматься санитарными делами. Домовладельцы совмещали чистку ретирады и помойной выгребной ямы. Зимой в мороз содержимое отхожего места удаляли самостоятельно. Превратившееся в камень наполнение выгребных ям не распространяло зловония, и его можно было тихонько вывезти за город днем под видом грязного льда. Хозяевам многоэтажных зданий в центре на помощь приходили ассенизаторы.
В большинстве это частники. Создать полноценный городской ассенизационный обоз у властей не вышло. Еще в конце XIX века стараниями городского головы Кароля Гуттен-Чапского удалось выкупить частный обоз. Но планы на полноценную минскую коммунальную службу разбились о суровую действительность. Домовладельцы не желали иметь дел с этой структурой, а предпочитали частников. Договориться с последними было намного проще, работу выполняли на совесть. Прейскуранта на их услуги не существовало, им платили по договоренности. Ведь за лишний рубль они поработают без шума, после себя оставят чистоту и порядок. Не то что «обозные», считавшие уборку за собой обязанностью местного дворника. Поэтому городская ассенизация работала в убыток. В 1897-м при плане вывезти 80 тыс. бочек удавалось вывезти чуть меньше 18 тыс.
Трудились золотари чаще всего в паре. Редкий частник мог похвастать пневматической бочкой. Кстати, это давало ему право выполнять операции в светлое время суток. Остальные работали ковшом на длинной ручке. С 12 часов ночи до 5 утра они занимались очисткой ретирад и выгребных ям, чтобы до рассвета успеть вывезти бочки и коробы с нечистотами из города. Например, в 1915 году городская управа определила места для свалки нечистот за Сторожевским кладбищем, Комаровкой, в местности Три Корчмы (ныне район ТЭЦ-2) и на хуторе Лихтермана.
Фото otpb.com.ru
Легендарные личности
Ассенизаторы становились персонажами городского фольклора. Про них слагали анекдоты и легенды. Существовало поверье, что золотаря невозможно отмыть от запаха нечистот. Поэтому они никогда не появляются в ресторанах и других увеселительных заведениях, иначе оттуда сбегут все посетители. Еще один распространенный слух — о баснословном богатстве «ночных рыцарей». У них в карманах всегда есть золотые монеты, мол, не зря их называют золотарями. Отчасти это правда. Многие домовладельцы становились невероятно щедрыми, вызвав к себе во двор ассенизационную бочку. Пожадничаешь — и утром все жильцы об этом узнают. Всё будет залито нечистотами, «случайно пролившимися из бочки» или расплесканными мимо «из-за кромешной ночной тьмы». Да и напротив въездных ворот обязательно останется в назидание вонючая лужа. Неудивительно, что ассенизаторы держались друг друга и не допускали к очистным работам крестьян, приехавших на зиму подзаработать. Помогали этому слухи о суровости наказания за конкуренцию. Например, в 1904 году газета «Северо-Западный край» напечатала душераздирающую заметку. В два часа ночи на Золотой Горке один горожанин услышал страшные крики. Подойдя поближе, он увидел, как шесть ассенизаторов поливали лежащих на дороге двух железнодорожных служащих содержимым из бочек. Помочь бедолагам в этой глухой местности было некому. Впоследствии прояснилось: хорошенько подгулявшие в корчме Комаровки железнодорожники увидели обоз и стали обзывать ассенизаторов. За это им отомстили так, что желания пойти в полицию не возникло.
Фото pastvu.com
Дневные труженики
Проблема вывоза нечистот остро стояла перед городскими властями. Наладить работу ассенизационного обоза пытались и горожане. Весной 1915-го домовладельцы создали «Общество по устройству в Минске ассенизационного обоза». Однако осуществить задуманное помешали Первая мировая и грянувшие революционные потрясения. Пыталась создать обоз и польская власть в ноябре 1919 года. На эти цели планировалось выделить полмиллиона рублей. Не успели. Лишь с установлением советской власти за санитарное состояние города взялись всерьез.
Минский Совет рабочих и красноармейских депутатов на своем третьем заседании, прошедшем 20 января 1921-го, решил «просить президиум ЦИК о воздействии на Трамот (Транспортно-материальный отдел) для скорейшего выделения 30 лошадей для организации ассенизационного обоза». Вскоре бочки золотарей стали привычным явлением на городских улицах. Они, мерно покачиваясь и никого не стесняясь, ехали днем за город. Время «бывших» прошло. В дореволюционные годы ассенизаторов обязывали трудиться глубокой ночью, чтобы не портить настроение почтенному обществу. Представьте, что выходящая из театра после спектакля респектабельная публика столкнется с «ароматной» бочкой. Такие происшествия тут же становились достоянием прессы и активно обсуждались обывателями. В советской реальности золотари оказались такими же рабочими, как и заводчане. Поэтому и трудовой день у них переместился на привычные всем дневные часы. Отношение к ним поменялось. Исчез ореол загадочности и легендарности. Обычные труженики, как и все вокруг.
Лишь жители окраин сильно не любили ассенизаторов. В дореволюционное время последние в предрассветной тьме халтурили и расплескивали содержимое бочек прямо на улицу, вместо того чтобы ехать на полигон. В советское время это происходило у всех на виду. Многие бочки протекали, не имели крышек. Каждый год на заседаниях Мингорисполкома депутаты поднимали проблему вывоза отходов. Канализация обслуживала только небольшую часть Минска. Народные избранники указывали на необходимость ее скорейшего развития. В доказательство приводили случаи, увиденные собственными глазами на столичных улицах: полностью заляпанные бочки, протекающие сливные клапаны, открытые или прикрытые рогожей люки. Происходили и ЧП, когда бочки переворачивались, разбивались, превращая улицу в клоаку.
До Великой Отечественной решить эту проблему не удалось. Только развитие центральной канализации и максимальная механизация процесса помогли большинству минчан забыть о такой профессии, как ассенизатор. Но не тем, кто прибегает к их услугам по сей день.