Кто ввел термин ноосфера что он означает

Учение Вернадского о ноосфере — мысль творящая

Известный русский ученый В.И.Вернадский почти век назад, в 1927 году, ввел в широкую научную общественность новые понятия, в актуальности которых сейчас убеждаемся все больше и больше. Речь идет об учении о ноосфере, которое возникло философского учения о неразрывном единстве человека и космоса, человека и Вселенной, о регулируемой эволюции мира (учение космизма).

Понятие ноосферы как обтекающей земной шар идеальной, «мыслящей» оболочки, формирование которой связано с возникновением и развитием человеческого сознания, ввели в оборот в начале ХХ века французские ученые П.Тейяр де Шарден и Э. Лерц (по другим источникам Леруа).

Кто ввел термин ноосфера что он означает. Смотреть фото Кто ввел термин ноосфера что он означает. Смотреть картинку Кто ввел термин ноосфера что он означает. Картинка про Кто ввел термин ноосфера что он означает. Фото Кто ввел термин ноосфера что он означаетА заслуга же В.И. Вернадского в том, что он наполнил этот термин новое, материалистическое содержание, понятное обывателю и строй научной общественности. И сегодня под ноосферой мы понимаем высшую стадию биосферы, связанную с возникновением и развитием человечества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику, начинает оказывать определяющее влияние на ход процессов на Земле и в околоземном пространстве, изменяя их своей деятельностью.

Ноосфера (от греч. noos — разум) — это биосфера, разумно управляемая человеком. Ноосфера является высшей стадией развития биосферы, связанной с возникновением и становлением в ней цивилизованного общества, с периодом, когда разумная деятельность человека становится главным фактором развития на Земле.

Осознавая огромную роль и значение человека в жизни преобразовании планеты, Вернадский употребляет понятие “ноосфера” в разных смыслах:

1) как состояние планеты, когда человек становится крупнейшей преобразующей геологической силой;

2) как область активного проявления научной мысли;

3) как главный фактор перестройки и изменения биосферы.

Ноосферу можно охарактеризовать как единство «природы» и «культуры». Сам Вернадский говорил о ней то как о реальности будущего, то как о действительности наших дней, что неудивительно, поскольку он мыслил масштабами геологического времени. Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние — отмечает В. И. Вернадский. В ней возникали новые геологические проявления, раньше не бывшие. Это было, например, в кембрии, когда появились крупные организмы с кальциевыми скелетами, или в третичное время (может быть, конец мелового), 15-80 млн лет назад, когда создавались наши леса и степи и развилась жизнь крупных млекопитающих.

Это переживаем мы и сейчас, за последние 10-20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создает в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывшую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние — в ноосферу — перерабатывается научной мыслью социального человечества».

Таким образом, понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах:
1. ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека;
2. ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека.

Что есть ноосфера

По мнению В.И. Вернадского, ноосфера только-только создается, возникает в результате реального, вещественного преобразования человеком геологии Земли усилиями мысли и труда. Тут можно задуматься — если мир людей гораздо старше, чем пишет официальная наука, то и ноосфера существует очень давно…

Вернадский считал, что научная мысль – такое же закономерно неизбежное, естественное явление, возникшее в ходе эволюции живого вещества, как и человеческий разум, развивается она все в том же полярном векторе времени и не может ни повернуть вспять, ни совсем остановиться, тая в себе потенцию развития фактически безграничного. Мы отмечаем, как наука сильно и глубоко активизирует изменение биосферы Земли, она изменяет ситуации жизни, геологические движения, энергетику земного шара.

Кто ввел термин ноосфера что он означает. Смотреть фото Кто ввел термин ноосфера что он означает. Смотреть картинку Кто ввел термин ноосфера что он означает. Картинка про Кто ввел термин ноосфера что он означает. Фото Кто ввел термин ноосфера что он означаетЗначит, научная мысль является природным явлением. «В переживаемый нами момент создания новой геологической силы, научной мысли, резко возрастает влияние живого общества в эволюции биосферы. Биосфера, перерабатываясь научной мыслью Homo Sapiens, переходит в свое новое состояние – в ноосферу. Необходимо подчеркнуть неразрывную связь создания ноосферы с ростом научной мысли, являющейся первой необходимой предпосылкой этого создания, ноосфера может создаваться только при этом условии».

Сейчас в моде пессимистическое отношение к возможностям науки и ее будущему. Это не случайно, поскольку научное знание переживает состояние глубокого кризиса и перестройки. Признаки этого кризиса наблюдались и в первой половине ХХ века, однако В.И. Вернадский оставался оптимистом и в отношении будущего человечества.

Мы подходим к новой эре в жизни человечества и жизни на нашей планете вообще, когда точная наука как планетная сила выступает на первый план, проникая и изменяя всю духовную среду человеческих обществ, когда ею охватываются и изменяются техника жизни, художественное творчество, философская мысль, религиозная жизнь. Это явилось неизбежным следствием – впервые на нашей планете – захвата все растущими человеческими обществами, как единого целого, всей поверхности Земли, превращения с помощью направляемого разума человека биосферы в ноосферу.

Таковы объективные основы и последствия ноосферной глобализации по Вернадскому и ее кардинальное отличие от нынешней модели глобализации, осуществляемой в интересах государств и ведущей к дальнейшему разрушению природной среды и экокатастрофе.

Согласно теории Вернадского, человек, охватив научной мыслью всю планету, стремится двигаться в направлении постижения Божественных законов. В центре внимания Вернадского – биосфера и ноосфера Земли. Биосфера как совокупная оболочка Земли пронизана жизнью (сфера жизни), закономерно под воздействием деятельности человеческого общества переходит в ноосферу – новое состояние биосферы, которое несет в себе результаты человеческого труда. Вернадский исходит из того, что человек «составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение по крайней мере двух миллиардов лет».

Итак, Вернадский исходит из того, что исходным пунктом в познании Вселенной является человек, поскольку возникновение человека связано с главным процессом эволюции космического вещества. Описывая наступающую эпоху разума на энергетическом уровне, Вернадский указывает на эволюционный переход от геохимических процессов к биохимическим, и, наконец, к энергии мысли.

Значение теории Вернадского

Научное и практическое значение Вернадского как основателя учения о ноосфере состоит в том, что он впервые глубоко обосновал единство человека и биосферы.

Очень важным в учении В.И. Вернадского о ноосфере было то, что он впервые осознал и попытался осуществить синтез естественных и общественных наук при изучении проблемы глобальной деятельности человека, активно перестраивающего окружающую среду. По его мнению, ноосфера уже есть качественно иная, высшая стадия биосферы, связанная с коренным преобразованием не только природы, но и человека. Это непросто сфера приложения знаний человека при высоком уровне техники. Для этого достаточно понятия “техносфера”. Речь идет о таком этапе в жизни человечества, когда преобразующая деятельность человека будет основываться на строго научном и действительно разумном понимании всех происходящих процессов и обязательно сочетается с “интересами природы”.

В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимодействия человека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития. В структуре ноосферы можно выделить в качестве составляющих человечество, общественные системы, совокупность научных знаний, сумму техники и технологий в единстве с биосферой. Гармоничная взаимосвязь всех составляющих структуры есть основа устойчивого существования и развития ноосферы.

У В.И. Вернадского мы встречаем иной подход. В его учении о биосфере живое вещество преобразует верхнюю оболочку Земли. Постепенно вмешательство человека все увеличивается, человечество становится основной планетарной геологообразующей силой. Понимание им данного тезиса необходимо и для его собственного выживания. Стихийность же развития сделает биосферу непригодной для обитания людей. В связи с этим человеку следует соизмерять свои потребности с возможностями биосферы. Воздействие на нее должно быть дозированно разумом в ходе эволюции биосферы и общества. Постепенно биосфера преобразуется в ноосферу, где ее развитие приобретает направляемый характер.

В этом и заключается непростой характер эволюции природы, биосферы, а также сложности появления ноосферы, определения роли и места в ней человека. В.И. Вернадский неоднократно подчеркивал, что человечество лишь вступает в данное состояние. И сегодня, спустя несколько десятилетий после смерти ученого, говорить об устойчивой разумной деятельности человека (т.е. о том, что мы уже достигли состояния ноосферы) нет достаточных оснований. И так будет по крайней мере до тех пор, пока человечество не решит глобальных проблем планеты, в том числе экологическую.

Источник

Ноосфера от философии до научных исследований

Термин “ноосфера” не имеет однозначного толкования. Впервые его предложил в 1927 году французский философ и математик Эдуард Леруа. Вместе со своим другом и единомышленником геологом, палеонтологом и философом Пьером Тейяром де Шарденом он выдвинул теорию, согласно которой с появлением человека начала образовываться специфическая “мыслящая” оболочка Земли – ноосфера (в переводе с греческого “сфера разума”), формирующаяся человеческим сознанием. Она представляет собой нечто вроде опоясывающего всю планету информационного потока сведений, знаний и несёт в себе проявления психического, духовного порядка. Эта оболочка как бы наложена на биосферу (область распространения жизни на Земле), но не слита с ней и оказывает на неё преобразующее воздействие. Идея такой ноосферы возникла у Леруа и Шардена после лекций В.И.Вернадского о биосфере и живом веществе, которые он читал в Сорбонне в 1922-1923 годах [4]. Сам же Вернадский стал употреблять термин “ноосфера” позже и в другой трактовке. В его толковании ноосфера – это состояние биосферы, находящееся пока в стадии формирования, при котором её развитие происходит целенаправленно под влиянием научной мысли и труда в интересах Человечества, его будущего. Основной геологической силой, создающей ноосферу, он считал рост научного знания.

Известно, что П.А.Флоренский в 1929 году в одном из своих писем к В.И.Вернадскому высказал эвристическую мысль о существовании в биосфере или на биосфере пневматосферы, состоящей из «особой части вещества, вовлечённой в круговорот духа», – понятия почти идентичного тому понятию ноосферы, которое предлагал Э. Леруа. Но трактовка термина “ноосфера” Вернадским была, возможно, обусловлена следующим. Учёный, введя в 1925 году понятие биогеохимической энергии, охватывающей всю биосферу, носителями и породителями которой являются все живые существа, а в большей степени люди, признавал её связь с психической и умственной деятельностью, но не располагал научно установленными фактами, позволяющими считать мысль и все духовные проявления формой энергии. В работе «Несколько слов о ноосфере» Вернадский, говоря о возможности человека перестраивать трудом и мыслью область своей жизни, задаётся вопросом о том, как же может мысль, не являясь формой энергии, изменять материальные процессы. Он высказал пожелание усилить научное внимание к феномену человеческого разума и изучению сущности таких духовных проявлений как интуиция и вдохновение, которые признавал основами величайших научных открытий [1].

Во второй половине XX века много исследований было посвящено биоэнергетике, человеческому сознанию и психике. Результаты ряда научных опытов свидетельствовали о том, что мысль материальна, но невидима для обычного человека по причине тонкости своей материальной структуры и ограниченных возможностей восприятия человеческого глаза. Была установлена также физическая сила мысли. Достоянием широкой общественности стали фотоснимки на сверхчувствительную плёнку (до появления цифровых фотокамер) светящихся плазменных образований различной формы в пространстве над головами думающих людей, фиксация фотокамерой создающегося мыслеобраза, опыты с Ниной Кулагиной по перемещению силой мысли лёгких предметов. Информация об этом публиковалась в конце XX века в известных в то время журналах «Наука и жизнь», «Наука и религия», а также в отдельных изданиях (например, [2]) и была доступна всем интересующимся.

В этом фильме приведены результаты научных экспериментов информационного воздействия на воду. Установлено, что молекулярная структура воды перестраивается, по-новому реагируя на каждую мысленную установку, словесную фразу, музыку и даже эмоцию. Капельки воды после такого воздействия замораживались, а затем рассматривались под сильным микроскопом, имеющим встроенную фотокамеру. Полученные фотографии демонстрируют поразительные изменения воды. После воздействия слов и мыслей с негативным смыслом, тяжелого рока кристаллы воды складываются в бесформенное месиво, а после слов любви, благодарности, молитвы, музыки Бетховена, Баха – в красивые снежинки. Также установлено, что поливание растений водой, предварительно подвергнутой негативному или позитивному информационному воздействию, отражается на качестве их роста и состояния. Эти экспериментально полученные результаты пока не имеют строгого теоретического обоснования, но заставляют задуматься о последствиях воздействия сознания и эмоционального состояния людей на окружающее пространство, а также на самих себя. Учитывая, сколько воды в организме человека, можно представить, какой вред он наносит, прежде всего, себе негативными мыслями, сквернословием, отрицательными эмоциями.

Упомянутый фильм – один из лучших документальных научно-популярных фильмов российских кинематографистов, о котором идут непримиримые споры. В первом десятилетии этого века его иногда показывали по телевизору, потом, к сожалению, перестали. Я очень благодарна создателям этого замечательного фильма! Официальная наука ещё многое не может объяснить, но ей есть над чем работать.

Итак, экспериментально доказано, что вода способна как бы впитывать в себя информацию, хранить её и обмениваться ею с окружающей средой. Современная наука начала исследовать и анализировать факты взаимосвязи стихийных бедствий и техногенных катастроф с ростом слепой, неуправляемой энергии взбудораженных человеческих масс. По-новому оцениваются возможности мысли как планетарного явления.
Таким образом, результаты научных экспериментов последних десятилетий подтверждают, что в процессе мыслительной и вообще психической деятельности человека в пространство, действительно, выделяется тонкоматериальное вещество, которое можно считать разновидностью энергии. Всё это свидетельствует об удивительной прозорливости первых толкователей понятия “ноосфера”. Кстати, вместе с ним сейчас некоторые учёные используют и понятие “единое энергоинформационное поле Земли”.

Богатейший материал, раскрывающий суть, значение мысли, объясняющий её воздействие на человека, планету, Космос, содержится в книгах Учения Живой Этики. Эти книги, воплотившие в себе синтез научного, философского, нравственного и поэтического осмысления мира, стали достоянием человечества в XX веке благодаря Елене Ивановне Рерих. Если обобщить основные положения Учения Живой Этики о мысли, то имеем следующие выводы.

Из всех энергий, существующих в Космосе, тончайшая есть мысль. Человек всё время излучает мысленную энергию, наполняющую собой пространство, которая может обладать как созидательной, так и разрушительной силой. Мысли имеют вес, плотность, форму. Изречение “идеи витают в пространстве” имеет научное обоснование. Незримая на физическом плане мысль зрима и действует в Тонком Мире, принося в мир плотный совершенно реальные следствия. Подобные по содержанию и качеству мысли притягиваются, образуя в пространстве порой громадные скопления. Если такие образования содержат избыток энергии отрицательного характера, то эта энергия обрушивается на человечество в виде всевозможных стихийных бедствий.
Состав надземных слоёв насыщается эманациями, исходящими от всех видов деятельности человека, включая мыслительную, духовную. Мысли порождают чувства, чувства порождают мысли. Каждая мысль в зависимости от качества может затемнить или очистить пространство. Слои мыслей, которые творит человечество, окружая ими планету, становятся всё более и более уплотнёнными. К сожалению, атмосфера Земли заражена, причём не только продуктами промышленной деятельности людей, но и продуктами психического происхождения. Надо осознать необходимость очищения пространства, ибо равновесие мира нарушено до предела. Невозможно ожидать улучшения жизни и процветания на планете без улучшения качества мышления, поднятия уровня сознания [3].

В начале XXI века в России учение о ноосфере послужило основой для формирования перспективного комплексного научного и образовательного направления, названного “ноосферология”, развитие которого важно для будущего цивилизации. Под ноосферологией понимается интегрированная система научного знания при его философском осмыслении, обоснованная трудами русских космистов, к идеям которых обращено внимание научного и философского сообщества, передовой общественности.

Космизмом называют мировоззренческое течение, основанное на представлении о космосе как о структурно-организованном упорядоченном мире и о человеке как о гражданине этого мира. Согласно философии космизма Человек, Земля, Космос находятся в неразрывном единстве, космические и земные процессы взаимосвязаны и человек несет большую ответственность за состояние своей планеты обитания и космического пространства. В идеях космизма заложено понимание целостности мира в его сложности, гармонии и красоте. Среди учёных яркими представителями русского космизма являются Вернадский, Циолковский, Чижевский, среди философов – Соловьёв, Бердяев, Флоренский. Очень значимым носителем космического мировоззрения является Николай Константинович Рерих – учёный, философ, публицист, художник мирового масштаба.

Русские космисты сумели соединить заботу о планете Земля, её биосфере, Космосе с интересами человека, обосновать нравственную и практическую необходимость активной эволюции ноосферы. Их научные и философские труды помогают понять, почему отношение к природе не должно быть потребительским, почему деятельность человека должна быть направлена не на преобразование природы, а на нахождение гармонии с ней. Свойственный космистам гуманизм обусловлен не только добродушием, он основан на глубоком понимании задач космической эволюции [4]. Некоторые учёные находят созвучие главных принципов философии космизма со многими фундаментальными идеями современной научной картины мира, видят их потенциал для разработки теоретико-методологического основания развития науки на новом этапе.

Реализация идеи формирования ноосферного мышления необходима для разрешения наболевших проблем современности (поиска нравственных ориентиров, преодоления экологического кризиса). Важно понимать, что космическое мировоззрение может послужить основой устойчивого развития общества.

Стоит также заметить, что упомянутыми выше исследованиями человеческого сознания и психической энергии стали заниматься относительно недавно в историческом плане, и среди учёных, конечно, есть как прогрессивно, так и консервативно настроенные субъекты. (Впрочем, так бывало во все времена, когда в науке появлялись новые тенденции.)

Имеющейся на сегодняшний день опубликованной информации достаточно, чтобы каждый мог составить своё представление о ноосфере как порождении человеческой деятельности и мышления, а также найти обоснование необходимости нравственного очищения и духовной работы над собой, проповедуемыми всеми мировыми религиями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ПРИМЕЧАНИЯ

Источник

Ноосфера

Содержание

Возникновение и эволюция понятия

Понятие «ноосфера» было предложено профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа (1870—1954), который трактовал её как «мыслящую» оболочку, формирующуюся человеческим сознанием. Э. Леруа подчёркивал, что пришёл к этой идее совместно со своим другом — крупнейшим геологом и палеонтологом-эволюционистом и католическим философом Пьером Тейяром де Шарденом. При этом Леруа и Шарден основывались на лекциях по геохимии, которые в 1922/1923 годах читал в Сорбонне Владимир Иванович Вернадский (1863—1945).

Наиболее полное воплощение теория Леруа нашла в разработке Тейяра де Шардена, который разделял не только идею абиогенеза (оживления материи), но и идею, что конечным пунктом развития ноосферы будет слияние с Богом. Развитие ноосферного учения связано в первую очередь с именем Вернадского.

В основе теории ноосферы Леруа лежат представления Плотина (205—270) об эманации Единого (непознаваемой Первосущности, отождествляемой с Благом) в Ум и мировую Душу, с последующей трансформацией последних снова в Единое. Согласно Плотину, сначала Единое выделяет из себя мировой Ум (нус), заключающий в себе мир идей, затем Ум производит из себя мировую Душу, которая дробится на отдельные души и творит чувственный мир. Материя возникает как низшая ступень эманации. Достигнув определенной ступени развития, существа чувственного мира начинают осознавать собственную неполноту и стремиться к приобщению, а затем и слиянию с Единым.

Эволюционная модель Леруа и Тейяра де Шардена повторяет основные положения неоплатонизма. Разумеется, возникновение Вселенной, появление и развитие жизни на Земле описывается в терминах современной науки, но принципиальная схема концепции соответствует принципам неоплатоников. Человек у Плотина стремится выйти за пределы Души в сферу Разума, чтобы затем, через экстаз, приобщиться к Единому. Согласно Тейяру де Шардену, человек также стремится перейти в сферу разума и раствориться в Боге.

Идеи Плотина были восприняты Леруа в бергсонианском духе. Влияние Анри Бергсона (1859—1941) на создание теории ноосферы заключалось главным образом в выдвинутом им положении о творческой эволюции («L’évolution créatrice», 1907. Русский перевод: «Творческая эволюция», 1914). Подлинная и первоначальная реальность, по Бергсону, — жизнь как метафизически-космический процесс, творческая эволюция; структура её — длительность, постигаемая только посредством интуиции, различные аспекты длительности — материя, сознание, память, дух. Универсум живёт, растёт в процессе творческого сознания и свободно развивается в соответствии с внутренне присущим ему стремлением к жизни — «жизненным порывом» (l’élan vital).

Влияние Бергсона прослеживается и у Тейяра де Шардена. В частности, в «Феномене человека» он несколько раз обращается к бергсоновским категориям порыва (l’élan) и длительности (durée).

Термин антропосфера в 1902 году ввел в научный оборот Д. Н. Анучин.

В. И. Вернадский о ноосфере

Стиль этого раздела неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка.

По мнению Вернадского, основными предпосылками создания ноосферы являются:

Академик утверждал, что эти социальные реформы и катаклизмы сделают «переход к ноосфере» необратимым.

В структуре ноосферы и биосферы Вернадский выделял «семь видов вещества»:

Эта теория получила своё логическое продолжение и развитие в трудах академика Лысенко, а также профессора Лепешинской, расширившей и углубившей учение о «живом веществе». Тем не менее «Теория семи видов вещества» никогда не была принята западным научным сообществом.

Вернадский утверждал, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную «геологическую силу», своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики. Иногда Вернадский писал о «ноосфере» как о состоявшейся реальности, иногда — как о неотвратимом будущем. «Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние… — отмечал он. — Это переживаем мы и сейчас, за последние 10—20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создаёт в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывалую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние — в ноосферу — перерабатывается научной мыслью социального человека» («Научная мысль как планетное явление»). Таким образом, понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах:

Критика

Доктор философских наук В. Кутырев считает:

Российский эколог и климатолог А. Поздняков пишет:

Источник

Ноосфера

Содержание

[править] Возникновение и развитие ноосферы

Стиль этого раздела неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка.

В ноосферном учении человек предстаёт укоренённым в природу, а «искусственное» рассматривается как органическая часть и один из факторов (усиливающийся во времени) эволюции «естественного». Обобщая с позиции натуралиста человеческую историю, Вернадский делает вывод о том, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную геологическую силу, своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики.

Ноосферу можно охарактеризовать как единство «природы» и «культуры». Сам Вернадский говорил о ней то как о реальности будущего, то как о действительности наших дней, что неудивительно, поскольку он мыслил масштабами геологического времени. «Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние… — отмечает В. И. Вернадский. — Это переживаем мы и сейчас, за последние 10—20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создаёт в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывалую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние — в ноосферу — перерабатывается научной мыслью социального человека» («Научная мысль как планетное явление»). Таким образом, понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах:

[править] История представлений

Понятие «ноосфера» было предложено профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа (1870—1954), который трактовал ее как «мыслящую» оболочку, формирующуюся человеческим сознанием. Э. Леруа подчёркивал, что пришёл к этой идее совместно со своим другом — крупнейшим геологом и палеонтологом-эволюционистом и католическим философом Пьером Тейяром де Шарденом. При этом Леруа и Шарден основывались на лекциях по геохимии, которые в 1922/1923 годах читал в Сорбонне Владимир Иванович Вернадский (1863—1945).

Наиболее полное воплощение теория Леруа нашла в разработке Тейяра де Шардена, который разделял не только идею абиогенеза (оживления материи), но и идею, что конечным пунктом развития ноосферы будет слияние с Богом. Развитие ноосферного учения связано в первую очередь с именем Вернадского.

В основе теории ноосферы Леруа лежат представления Плотина (205—270) о эманации Единого (непознаваемой Первосущности, отождествляемой с Благом) в Ум и мировую Душу, с последующей трансформацией последних снова в Единое. Согласно Плотину, сначала Единое выделяет из себя мировой Ум (нус), заключающий в себе мир идей, затем Ум производит из себя мировую Душу, которая дробится на отдельные души и творит чувственный мир. Материя возникает как низшая ступень эманации. Достигнув определенной ступени развития, существа чувственного мира начинают осознавать собственную неполноту и стремиться к приобщению, а затем и слиянию с Единым.

Эволюционная модель Леруа и Тейяра де Шардена повторяет основные положения неоплатонизма. Разумеется, возникновение Вселенной, появление и развитие жизни на Земле описывается в терминах современной науки, но принципиальная схема концепции соответствует принципам неоплатоников. Человек у Плотина стремится выйти за пределы Души в сферу Разума, чтобы затем, через экстаз, приобщиться к Единому. Согласно Тейяру де Шардену, человек также стремится перейти в сферу разума и раствориться в Боге.

Идеи Плотина были восприняты Леруа в бергсонианском духе. Влияние Анри Бергсона (1859—1941) на создание теории ноосферы заключалось главным образом в выдвинутом им положении о творческой эволюции («L’évolution créatrice», 1907. Русский перевод: «Творческая эволюция», 1914). Подлинная и первоначальная реальность, по Бергсону, — жизнь как метафизически-космический процесс, творческая эволюция; структура её — длительность, постигаемая только посредством интуиции, различные аспекты длительности — материя, сознание, память, дух. Универсум живёт, растет в процессе творческого сознания и свободно развивается в соответствии с внутренне присущим ему стремлением к жизни — «жизненным порывом» (l’élan vital).

Влияние Бергсона прослеживается и у Тейяра де Шардена. В частности, в «Феномене человека» он несколько раз обращается к бергсоновским категориям порыва (l’élan) и длительности (durée).

Термин антропосфера в 1902 году ввел в научный оборот Д. Н. Анучин.

[править] Критика

Д. филос. наук В. А. Кутырев считает:

А. В. Поздняков из Института мониторинга климатических и экологических систем СО РАН пишет:

[править] Ноосфера в современных sci-fi вселенных

[править] Примечания

[править] См. также

[править] Ссылки

Ноосфера

Материал из Фрикопедии — энциклопедии лженауки

Ноосфера (от греч. noos — разум и сфера) — новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Понятие ноосферы введено французом Э.Леруа и П. Тейяром де Шарденом а 1927 году. [1]

В. И. Вернадский развил представление о ноосфере как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества, в результате преобразующей мир творческой деятельности человека, опирающейся на научную мысль. [1]

Содержание

[править] История

Понятие «ноосферы» было предложено французским ученым Эдуардом Леруа, а развито двумя его современниками и коллегами — Пьером Тейяр де Шарденом и В. И. Вернадским. Их взгляды на ноосферу оцениваются, обычно, как противоположные, хотя для этого нет достаточных оснований. [2]

П. Тейяр де Шарден рассматривает ноосферу в контексте единой философской доктрины, как этап цикла развития материи (универсума) от начальной точки сингуляции (альфы) до конечной (омеги). Его взгляды в России критиковались как идеалистические. [2]

[править] Учение

[править] Вернадский о ноосфере

Практически все положения с Леруа и Тейяр де Шардена разделялись В. И. Вернадским, который, несомненно был знаком с ними в результате личного общения. Воззрения Вернадского на ноосферу отличались тем, что он решающее значение придавал научному познанию законов организации биосферы, трансформации ее под влиянием деятельности человека, а так же сознательной деятельности по ускорению становления ноосферы. Однако последнее обстоятельство относилось в большей степени к будущему, нежели к настоящему, которое он воспринимал достаточно критично. [2]

В. И. Вернадский обратился к идее ноосферы в конце своей жизни — основная его работа по этой проблеме была опубликована в 1944 г. (Вернадский, 1989). Его представления трудно назвать «учением о ноосфере». Это скорее общая концепция о закономерности развития биосферы в состояние, контролируемое человеческим разумом. Представления Вернадского о ноосфере по многим позициям близки к развивавшимся Тейяр де Шарденом. Истинные воззрения Вернадского на ноосферу оценить сложно — он был верующим человеком, но, естественно, воздерживался от противостояния официальной идеологии построения коммунизма в одной стране (с работами К.Маркса, по собственному признанию, он был знаком недостаточно). Труды Вернадского, как и Тейяр де Шардена, не были признаны при жизни, хотя «Сталинский план преобразования природы» целиком укладывался в ноосферные представления Вернадского. «Учение о ноосфере» было востребовано позднее, когда официальная коммунистическая доктрина о построении коммунизма была скомпрометирована и возникла необходимость в ином, естественнонаучном ее обосновании. Этому способствовала и вера Вернадского в неограниченные возможности научно-технического прогресса, реальности достижения полной независимости человечества от природы, перехода его к автотрофности. Экологический авантюризм обосновывался необходимостью ускорения наступления ноосферы путем разумного преобразования природы. Положение о возможности сознательного, разумного превращения биосферы в ноосферу, казалось, уже само по себе исключает неблагоприятные последствия подобного развития. Из объективного характера трансформации биосферы в ноосферу был сделан вывод о возможности гармонического сосуществования человека и природы и, как следствие, о коэволюции природы и общества. Это «достижение» отечественной экологии, не соответствующее ни историческому опыту, ни законам эволюции, вошло во многие учебники. Оно было подвергнуто критическому анализу в работе В. И. Данилова-Данильяна (1998), показавшего полнейшую научную несостоятельность такой «коэволюции». [2]

[править] Ноосфера и наука

Учение Тейяр де Шардена было отвергнуто не только нашей «официальной наукой», но и западным мире. Ему была запрещена преподавательская деятельность в университете в Сорбонне и он был вынужден покинуть Францию, прожив бoльшую часть жизни в Китае, а затем в США. Основные его произведения были опубликованы после смерти, последовавшей в 1951 году. [2]

Учение о ноосфере Вернадского — не более чем околонаучный миф, рожденный в эпоху строительства коммунизма с целью его естественнонаучного обоснования. Так, в «Биологическом энциклопедическом словаре» это утверждается непосредственно:

…поскольку характер отношений общества и природы определяется и социальным строем, постольку сознательное формирование Н. (ноосферы. — Г. К., Г. Р.) органически связано со становлением коммунистического общества.

[править] Значение ноосферы

В современной России понятие ноосферы приобрел иной, метафизический смысл. Например, в одной из тольяттинских больниц, возглавляемой академиком РАЕН, создана лаборатория «Ноосферных знаний и технологий», в которой «производится снятие наговоров, порчи, венца безбрачия» и иные услуги подобного рода. Судя по рекламным объявлениям в прессе, «ноосфера» стала прибежищем, различного рода «народных целителей», экстрасенсов, мастеров белой и черной магии, «преобразующих» среду с помощью «духовной составляющей мира». [2]

[править] Ссылки

Работа:
Ноосфера Земли и глобальная эволюция человечества

В последние годы мы становимся свидетелями все нарастающей кризисной ситуации, охватывающей практически все сферы личной и социальной жизни человека. Причем наивно было бы связывать ее только с экономическими или социальными причинами, те же симптомы мы наблюдаем и в сравнительно благополучных странах Западной Европы и в Северной Америке. Сейчас можно достаточно уверенно сказать, что причины надвигающегося кризиса глубоко экзистенциальны и лежат в самой природе Человека Разумного, в принципах его отношений с окружающим миром (1). Более того, надвигающийся кризис является необходимым и важнейшим этапом в дальнейшей эволюции человечества. Попытки его избежать или оттянуть вряд ли приведут к чему-либо хорошему.

Представьте себе акушера, который всеми силами пытается оттянуть момент родов, а после их начала старается запихнуть ребенка обратно.

Единственным выходом из сложившейся ситуации является осознанное прохождение через кризис и выход на новый более высокий уровень восприятия реальности. Кстати, подобный же подход используется и в современной терапии личностных кризисов, вобравшей в себя многие идеи древней алхимической традиции (2). Центральная идея духовной алхимии – идея трансмутации, преображения негативного начала, деструктивной энергии характерна и для древних философских систем Индии, Китая и Тибета. Они позволили Карлу Юнгу создать принципиально новое направление в психотерапии, в корне отличающееся от традиционного подхода, когда негативное стремились подавить, заблокировать, «убрать с глаз долой» (2.3).

Если говорить о возможности успешной трансмутации нынешнего кризисного состояния нашей цивилизации, то одним из необходимых условий является расширение наших представлений о реальности, переосмысление и трансформация естественно научной парадигмы. Остановимся на трех взаимосвязанных аспектах этой проблемы.

Во-первых, анализ влияния информационного хаоса на биосферу Земли, и тесно связанная с этим проблема экологии информационной среды, как одно из центральных условий преодоления кризиса.

В-третьих, задача гармонизации психики современного человека, пробуждения ее глубинных резервов, необходимых для преодоления кризисных ситуаций.

Проблемы экологии информационной среды

В современной цивилизации фактор информации играет все большую роль. Она заключается в поддержании равновесия и развитии сложных систем, начиная от живого организма и кончая эволюцией планетарных, галактических процессов (1,2,3). Все это дает основание говорить о необходимости учета информационной среды, образованной миллиардами информационных связей как человеческого сообщества, так и естественных экологических систем. Важно подчеркнуть, что эти связи образуют новую системную целостность не сводимую к сумме отдельных элементов. Об этом говорилось еще в глубокой древности в Индийской и Тибетской тантрической традиции.

Важнейшим компонентом информационной среды является человеческая психика, дух, сознание. Современные научные исследования, связанные с изучением процессов саморегуляции в сложных нелинейных системах, качественно изменили наши представления о природе физической реальности окружающего нас мира. Оказалось, что как в развитии, нормальном функционировании отдельного живого организма, так и биосферы в целом определяющую роль играют слабые информационные связи, взаимодействия. Именно они, а не перемещения огромных энергий и масс определяют в конечном счете адаптивные возможности биосферы планеты.

Более того, существование подобных информационных связей делает правомерным использование компьютерных аналогий при описании процессов самоорганизации в биосфере. Иными словами можно говорить о существовании иерархически организованной системы регуляторных механизмов как на уровне отдельных экосистем, так и планеты в целом (1). Естественно такие регуляторные механизмы не локализованы в каких-то точках планеты, как привычные нам компьютеры, а представляют собой распределенную систему, неотделимую от биосферы в целом. По всей видимости отголосками подобных представлений являются разнообразные мифы о духах природы, тонкоматериальных мирах шаманов (3).

Таким образом, с позиций современной науки, сохранение и нормальное функционирование нашей планеты в первую очередь определяется иерархией сложнейших информационных связей. В этом отношении биосфера земли что то вроде гигантского суперкомпьютера, от успешного функционирования которого и зависит сбалансированность и самовосстановление экологических систем в разных уголках нашей планеты. И наоборот сбои в его работе, нарастание хаоса приводят к деструктивным процессам в биосфере, резкому увеличению энтропии (3).

Естественно, что так же как и на физико-химическом уровне в этом случае встает проблема порядка и хаоса (4). Причем разрушение информационной среды, ноосферы грозит не менее, а может и более страшными последствиями, чем в привычной нам экологии.

Можно выделить следующие негативные последствия разрушения и хаотизации информационной среды:

1. В области экологии:

1.1. Разрушение естественных механизмов саморегуляции экосистем (как в отдельных регионах, так и в масштабах всей планеты).

1.2. Отчуждение человеческой цивилизации от естественной среды обитания, формирование агрессивного, потребительского отношения к породе.

2.1. Манипулирование человеческим сознанием через средства массовой информации (активизация животных инстинктов, вырождение языковой среды, ценностей, мотиваций).

2.2. Возникновение новых технологий манипулирования массовым сознанием (кодирование, зомбировка, психотронное оружие). Сращение древних магических техник с современными информационными технологиями (сеансы массового телевизионного гипноза, кодированные аудио и видео кассеты и т.д).

3.1. Повышение вероятности возникновения тоталитарных агрессивных политических режимов.

3.2. Возможность возникновения одной или нескольких тоталитарных сверх- империй, контролирующих всю планету, и, как следствие, превращение людей в «биороботов», необратимый коллапс земной цивилизации. (Сценарий Оруэлла в сочетании с новыми технологиями манипуляции сознанием человека).

Новый взгляд на причины и пути преодоления кризисной ситуации

Развиваемый подход базируется на представлении о биосфере планеты как о едином организме, обладающем самостоятельным поведением, способном к саморегуляции и самоорганизации, отторгающим чуждые для него воздействия и поддерживающим полезные, благотворные влияния, связанные с ними процессы и сообщества. В этом отношении сравнение Земли с человеческим организмом, известное с глубокой древности, рассматривается не просто как поэтическая метафора, а как отражение реальных планетарных процессов. В пользу этой точки зрения свидетельствуют как философско-религиозные концепции большинства древних цивилизаций нашей планеты, так и новейшие открытия современной физики, кибернетики, психологии(1,4).

По-видимому одна из глубинных причин современного экологического кризиса связана со слишком быстрыми темпами развития человеческой цивилизации и связанной с ней техносферы. Темпы развития любых естественных систем, в том числе и биосферы намного ниже и не успевают за нашей цивилизацией. Отсюда все возрастающий разрыв, дисбаланс между биосферой и техносферой планеты и все более высокая вероятность включения ‘аварийных’ механизмов саморегуляции биосферы Земли. Механизмов использующих жесткие, разрушающие воздействия(сценарий катастроф), что уже было не раз в истории нашей планеты

С этой точки зрения можно выделить несколько первоочередных задач:

1.Понять каким образом можно активизировать и поддерживать нормальное функционирование механизмов саморегуляции биосферы планеты.

2.Найти какие параметры гомеостаза отслеживаются этими механизмами, какие корректирующие воздействия используются, к каким сценариям развития ситуации могут приводить те или иные нарушения экологического равновесия и планетарного гомеостаза в целом.

3.Научиться ‘мягкой’ коррекции механизмов саморегуляции Земной биосферы (смягчение неадекватных реакций /’аллергия’/,формирование новых сценариев саморегуляции, учитывающихреалии человеческой цивилизации и техносферы, и, возможно, помогающих решать проблемы человечества).

Решение вышеуказанных задач предполагает проведениефундаментальных исследований по следующим направлениям:

1.Изучение взаимосвязи между состоянием биосферы планеты (уровнем ее общей хаотизации, разбалансированностью отдельных экосистем) и психо-эмоциональным состоянием как отдельных людей так социальных групп, человеческих сообществ. Анализ возможности синергииили же отторжения механизмами саморегуляции биосферы отдельных людей или групп, чья деятельность носит деструктивный характер. Исследование различных разновидностей ответных реакций биосферы, нейтрализующих или устраняющих источник хаоса:

— воздействия на техносферу (отказы,снижение надежности систем управления и механизмов, как следствие серьезные аварии и катастрофы, вплоть до Чернобыля).

— усиление неблагоприятного действия природной среды (погодные условия, стихийные бедствия, землетрясения, возрастание вулканической активности, наводнения и т.д.).

— синхронизм, негативное влияние на вероятные линии развития ситуаций, стечение обстоятельств (хроническое невезение, развитие ситуаций по самым худшим сценариям).

— изменение распределения потоков негаэнтропиипо земной поверхности: исчезновение областей с выраженным биогенным действием и возникновение на их месте геопатогенных зон.

2. Изучение возможных информационных каналов, позволяющих влиять на механизмы самоорганизации биосферы, способствовать снижению ее хаотизации. В этом отношении большой интерес представляют определенные географические зоны Земли, известные с глубокой древности как священные места или места силы. Места в которых возникали древниецивилизации и религии, мистические культы и традиции. Как показывают современные исследования, они обычно располагаются в особых областях отмеченных геологическими аномалиями, необычными геофизическими полями.

Большинство человеческих культур, начиная от шаманистических традиций до великих цивилизаций древности связывало подобные места с возможностью общения с высшими планами нашей вселенной, достижения с их помощью гармонии человека и природы. Согласно подобным представлениям различные культовые сооружения построенные в этих местах играли огромную роль в благополучиисоответствующего сообщества, позволяли гармонизировать отношения человека и природы. Это каменные круги, ступы, пагоды, мантровые колеса, часовни и т.д.

Такие места силы рассматривались в древности как своеобразные акупунктурные точки Земли, регулирующие процессы планетарного гомеостаза. С современной точки зрения это не лишено смысла. Как показали исследования неравновесных отрытых систем (а именно к ним относится биосфера Земли) в них имеются определенные области чрезвычайно чувствительные к внешним воздействиям и способные очень сильно влиять на работу системы в целом. По-видимому именно подобные точки и были открыты в глубокой древности как места силы. Нет нужды говорить сколь огромное значение для нашей цивилизации может иметь осмысленное использование подобных информационных каналов для восстановления нормального функционирования биосферы планеты, борьбы с катастрофически нарастающим хаосом.

Важно подчеркнуть, что восприятие нашей планеты как единого организма, разработка информационных каналов взаимодействия с ним занимали громадное место и в древних цивилизациях нашей планеты. Если посмотреть с современной точки зрения на разнообразные магические и религиозные обряды, практиковавшиеся с глубокой древности, то мы увидим, что они представляли собой,прежде всего, информационные воздействие как на биосферу планеты, так и на коллективное бессознательное древних этносов. Это и различные жертвоприношения, и шаманские камлания и т.д. Причем в сознании наших предков такие обряды воспринимались как необходимое условие выживания и сохранения природной среды.

Современная наука и древние технологии гормонизации информационной среды

Во многих древних сообществах, были известны даже специальные устройства, которые, по представлениям древних, очищали и гармонизировали информационную средунашей планеты. Одним из них являются мантровые колеса(mantra wheels), широко распространенные в цивилизации Тибета с глубокой древности.Они представляют собой полый цилиндр, вращающийся на оси. Размеры такого цилиндра могут варьировать от нескольких сантиметров до нескольких метров. Небольшие мантровые колеса тибетцы носят в руке, вращая легкими покачиванием кисти. Колеса побольше расположены в огромном количестве возле храмов и других священных сооружений. Кроме того, они могут располагаться в различных участках местности, иногда очень удаленных от жилища человека, вращаясь энергией ветра или воды в горном ручье. Такие колеса соединяются с небольшой турбиной и вращаются днем и ночью. Следует отметить, что все мантровые колеса вращаются по часовой стрелке, если смотреть сверху.

По представлениям тибетцев мантровые колеса при вращении генерируют энергию гармонизирующую и очищающую окружающее пространство. Именно поэтому их можно встретить где угодно. Естественно материалистическая наука все истории о благотворном действии мантровых колес считала глупым предрассудком. Однако открытия современной физики позволяют взглянуть на них с совершенно иной точки зрения. Исследования так называемые торсионных полей, возникающих при вращении массивных цилиндров, конусов и других объектов показали, что они обладают выраженным биологическим и физико-химическим действием(5). Более того, сейчас показано, что это совершенно новый вид физических полей, связанных со спиновой поляризацией физического вакуума(6).

Однако в этих устройствах, открытых в глубокой древности еще есть ряд ноу хау, отсутствующих в современных спин-торсионных генераторах. В первую очередь это мантры, служащие своеобразным модулятором спин-торсионного поля. Собственно тип такой мантры и определяет характер действия подобного генератора. Иными словами тут основной эффект связан не с энергией излучения, а с его информационной компонентой, промодулированной семантической структурой мантры. В этом отношении изучение древних архетипических знаков и мантрических формул заслуживает самого пристального внимания современной науки.

Другим примером древних сооружений, по-видимому игравших экологическую роль, могут служить мегалитические сооружения и, в частности, каменные круги. Обычно мегалитический комплекс включает в себя довольно сложную систему вертикально вкопанных камней, расположенных или в виде круга, или нескольких кругов, выстроенных рядами или же образующих довольно сложные лабиринты(7). При этом расположение камней, как правило, привязывается к основным ориентирам звездного неба (полярной звезде, зодиакальным созвездиям и т.д.) Это часто давало повод принимать мегалиты за какое-то подобие древних обсерваторий.

Если предположить, что мегалитический комплекс предназначен для фокусирования энергий, приходящих из космоса, понятным становится такая точная привязка камней к звездному небу. Ну и конечно он должен быть связан с энергиями земли, поэтому месторасположение мегалитов, их привязка к ландшафту не случайны. По данным наших шотландских и ирландских коллег каменные круги обычно расположены над местом резкого изменения направления водного потока (сифона).

Изучение геометрической формы кругов, расположения на местности позволило выдвинуть гипотезу о возможных механизмах их антихаотического, биогенного действия на окружающую среду. В современных спин-торсионных генераторах уже давно не используются вращающиеся металлические цилиндры и конусы. Оказалось, что вполне достаточно вихревого электромагнитного поля (в принципе вихрь может иметь любую физическую природу: быть гидродинамическим, акустическим и т.д.)(5). Еслис этой точки зрения посмотреть на кельтские каменные круги, то мы увидим, что они, по-видимому представляют собой тоже торсионные генераторы, в которых вращаются невидимые полевые вихри.

К возможности синтеза древних и современных технологий

Естественно в наши дни нет смысла копировать один к одному древние устройства и сооружения предназначенные для очищения и гармонизации биосферы нашей планеты. Более целесообразно дальнейшее развитие идей древности но на основе современных научных достижений и новейших технологий.

Oдним из примеров такого синтеза является созданная нами методика гармонизации психики человека и его места пребывания (дома, офиса и т.д.), обладающая выраженным антихаотическим действием. Она базируется наиспользовании древних архетипических символов и мандал из Индийской и Тибетской традиции в сочетании с фрактальными орнаментами, полученными на компьютере.

Сравнительно недавно был создан мощный математический аппарат, позволяющий описывать топологию архетипических образов. Это теория фрактальных множеств. Сейчас на этой основе разработаны пакеты компьютерных программ, дающие реальную возможность изучения и практического использования архетипической символики. Естественно, что эта работа требует глубочайшего изучения громадных эмпирических знаний об архетипической символике, накопленных в древних эзотерических учениях.

С глубокой древности известно что корни большинства заболеваний, упадка жизненных сил, психоэмоциональных проблем лежат именно в психотравмах прошлого или негативном кармическом опыте, как было принято говорить в Индии, Тибете и Китае. Как показали наши современные исследования, сильное эмоциональное переживание может приводить к образованию психоэнергетических полевых сгустков, вихрей, паразитирующих долгие годы на теле человека, забирающих его энергию, деформирующих его поведение(10). Именно очищение от них, устранение предпосылок для их последующего образования и является очень важной практической задачей, направленной на профилактику и лечение серьезных психических и психосоматических заболеваний.

Для этого нами и была разработана данная методика, использующая сочетание архетипических образов, с фракталами.

Особенность фрактала как математического объектасостоит в том, что он является высоко гармоничной структурой, рождаемой из хаоса(11). С этой точки зрения он похож на центр кристаллизации, который когда мы на него смотрим, рождает из хаоса мыслей и желаний внутреннюю гармонию. Можно сказать, что конкретный вид фрактального орнамента будет определять и характер кристаллизующегося вокруг него психоэмоционального состояния. То есть для гармонизации психики человека с теми или иными психоэмоциональными проблемами следует подбирать соответствующие фракталы.

Еще эффективнее действие композиции из архетипического образа и фрактала, работающего как своеобразный носитель, обеспечивающий высокий уровень концентрации и устраняющий отвлечение внимания на посторонние мысли(12).

Такие фрактальные композиции или мандалы могут использоваться как в виде картин, элементов дизайна жилого и рабочего помещения, носимых амулетов, в форме видеокассет, компьютерных программ. В двух последних случаях эффект еще сильнее за счет движения фрактальных орнаментов, сопровождаемых музыкой.

Практическая апробация данной методики у нас в стране, в странах Западной Европы и США показала ее очень высокую эффективность, перспективность предложенного подхода.

Таким образом противодействие разрушению и хаотизации информационной среды нашей планеты является первоочередной проблемой при преодолении нынешнего кризиса современной цивилизации. В рамках данной проблемы можно выделитьследующие основные направления перспективных работ:

1. Исследовательские проекты:

1.1 Изучение информационных механизмов самоорганизации биосферы земли;

1.2 Исследование информационной структуры и физической природы носителя планетарного сознания (Ноосферного разума), поиск путей контакта с ним

1.3 Изучение локализации и взаимодействияпланетарных мест силы (характеризующихся резким изменением уровней хаоса(энтропии)), их роли в поддержании высокой упорядоченности и гармонии биосферы, в защите от нарастания хаоса;

1.4 Исследование возможных каналов взаимодействия компьютеров и компьютерных сетей с ноосферой планеты, положительных и негативных аспектов такого взаимодействия;

1.5 Изучение древнего опыта общения и симбиотического взаимодействия с информационными уровнями биосферы планеты, древних устройств, сооружений и психотехнологий. Создание их современных аналогов.

2. Прикладные программы:

2.1 Переосмысление опыта древних цивилизаций с позиций современной науки, создание современных аналогов древних устройств и методик на базе новейших технологий;

2.2 Разработка новых методов взаимодействия с информационными слоями биоценозов и биосферы в целом;

2.3 Создание аппаратных средств, позволяющих контролировать уровни хаоса в биосфере планеты, противодействовать его нарастанию, гармонизировать как локальные области, так и ноосферу в целом.

2.4 Создание видео программ, фильмов и малтимедийных средств(обучающих компьютерных программ, игр и т.д.), популяризирующих идеи экологии информационной среды и планетарного разума.

Помимо этого необходимо детально изучить и научно обосновать основные принципы определяющие сбалансированные отношения человека (человечества) и биосферы планеты. Кроме хорошо известных традиционных аспектов экологии необходимо обратить внимание и на информационные уровни саморегуляции биосферы Земли, тесно связанные с ними психологические мотивы и поведенческие механизмы человека.

В конечном счете одна из наших основных задачсостоит в том чтобы научитьсяподдерживать нормальное функционирование механизмов саморегуляции ноосферы-биосферы планеты. Понять принципы и закономерности их работы, найти каналы информационного взаимодействия с регуляторными механизмами биосферы, способы их коррекции.

1.В.П.Казначеев, Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере, Наука, Новосибирск (1989).

2.С.Гроф, К.ГрофНеистовый поиск себя, М.(1996).

3.Е.А.Файдыш Измененные состояния сознания, М.(1993).

4.R.Abraham, T.McKenna, R.SheldrakeTrialogues at the edge of the west, Bear&Company Inc., Santa Fe (1992).

5.А.Е.Акимов«Эвристическое обсуждение проблемы поиска новых дальнодействий», Сознание и физический мир, М.(1995),с.37.

6. Г.И.Шипов «Явления психофизики и теория Физического Вакуума», Сознание и физический мир, М.(1995),с.85.

7. S.LonegrenLabyrinths, Image publ., Glastonbury (1991).

8. C.G.Jung Jung on Alchemy, Routledge, London (1995).

9. Ph.Rawson Tantra, Thames & Hudson, London (1991).

10.Е.А.Файдыш «Откуда возникает новое знание.На пути к фрактальному компьютеру», Проблемы гармонизации человечества, Киев (1995),с.112.

11.T.Wegner, M.PetersonFractal Creations, Waite Group Press, Mill Valley,CA (1991).

12.Е.А.Файдыш Карма и психотравмы, АЛМИН, М.(1995).

В статье рассматриваются проблемы экологии информационной среды как важнейшие условия преодоления современной кризисной ситуации. При этом центральное значение приобретает вопрос борьбы с нарастающим информационным хаосом.

В основе развиваемого подхода лежит представление о биосфере Земли как едином организме. А задача поддержания экологического равновесия рассматривается прежде всего как сотрудничество с естественными механизмами саморегуляции. С этих позиций рассматриваются древние устройства, ориентированные на гармонизацию информационной среды, противодействие нарастанию хаоса. Предлагаются гипотезы, объясняющие механизмы их действия с позиций современного естествознания.

В конце статьи описывается пример синтеза традиционных методик и современных технологий виртуальной реальности (фрактальные мандалы).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *