Кто за что отвечает в театре
Почему в театре служат, а не работают – объясняет актер
Развивая тему театрального туризма на Dorogi-ne-dorogi.ru я посчитал необходимым ответить на один вопрос, встающий время от времени перед зрителем: почему в театре служат, а не работают? Самый простой ответ на это будет таким: «Так сложилось». Но почему так сложилось, давайте разбираться.
Итак, почему в театре служат, а не работают?
Вопрос это непростой, поэтому для начала я коротко введу вас в курс дела, что-то разъясню, а потом из этого сделаем вывод, почему же в театре служат.
Автор статьи, актер Омского театра драмы Олег Теплоухов
Актерская профессия — это существование на виду, почти постоянная публичность. Когда-то к актерам относились как к небожителям, как к проповедникам истины, их отождествляли с персонажами, которых те играли на сцене. И в жизни артистам часто приходилось соответствовать сложившемуся в народе образу. Подобное существование накладывало отпечаток и на характер, и на их образ жизни.
Несмотря на то, что каждый вечер актер играет совершенно другого человека, в зрительском сознании за ним закрепляется тот или иной образ. Обычно это какая-то особенно удавшаяся роль, и зритель хочет видеть артиста в жизни в соответствии с этим образом.
Для актера — это своего рода, западня, и выбраться из нее трудно. Артистов узнают, их видят в магазинах, на остановках транспорта, в конторах. И как только зритель артиста узнал, сразу невольно начинается сравнение: ведет себя не так, говорит не так, как тот персонаж. Поэтому артисты часто и в жизни вынуждены носить некий образ. Или закрываются, стараются стать неузнаваемыми: надевают темные очки, какую-то одежду, чтобы можно было скрыть себя.
В театральной среде издавна в ходу поговорки: «Актерская профессия — это не профессия, а образ жизни», «Актер — не профессия, а диагноз».
Давайте разбираться, в чем тут суть.
С чего начинался театр
Изначально театр возник из религиозных шествий. В Древней Греции шествия в честь бога Диониса сопровождались пением хора, как бы от имени сатиров, козлоногих мифических существ, спутников бога. Слово «трагедия» переводится с древнегреческого как «песнь козла».
Со временем из толпы выделился один человек, который своим монологом вступал в диалог с хором, комментировал его песни-дифирамбы. Так возникла драматургия, появились авторы, писавшие для этих декламаторов тексты. Позже декламаторов стало двое, потом трое. Декламаторы стали общаться не только с хором, но и между собой. Возник театр. Стали строиться специальные театральные сооружения. Театр отделился от религии, но религиозная, духовная суть его сохранилась. Актеры излагали со сцены тексты авторов, которые стремились исправить человеческую душу, наставить человека на путь истинный.
С тех пор так и повелось. Драматургия за века приобрела новые жанры, достигла иных горизонтов, но стремление разобраться в человеческой природе осталось неизменным. Исконное устройство — «один вещает, остальные внимают» — осталось прежним. Зритель как шел в театр усладить душу, так и идет до сих пор. В театр, как в храм, идут за ответами на какие-то сложные вопросы. И театр старается если не ответить, то на ответ натолкнуть. Это ли не служение?
Театр сегодняшнего дня
Можно осветить этот вопрос и с другой стороны. В театре никогда не зарабатывали денег.
Чем оправдать желание людей, которые ради какой-то эфемерной творческой идеи собираются по вечерам, чтобы прилюдно обнажать свою душу? Артисты плачут, смеются, влюбляются, расстаются, мстят, умирают от имени своих героев, тратят нервы, рвут на части сердца. За одну свою жизнь проживают десятки чужих жизней, и все во имя того, чтобы несколько человек из огромного зала прониклись их идеями, стали мыслить иначе, встали с ними по одну сторону баррикад, просто задумались.
С обывательской точки зрения есть в этом что-то не очень нормальное. И все это происходит каждый вечер. И все — за небольшие деньги. Учитывайте еще тот факт, что мгновения истинного вдохновения, полета творчества крайне редки.
Кто такие артисты? Фанатики? Служители? Люди идеи? Да. Конечно, звезды кино и сериалов получают немало, но таких единицы от общего числа служителей театра. Материальных благ в театре не найти. Особенно в театрах провинциальных. Часто артисты театра после утренней репетиции бегут на репетицию в театральные студии, где преподают, на частные уроки риторики, в институты культуры, на ведение свадеб, юбилеев, корпоративов, чтобы что-то заработать. А вечером — снова в театр на спектакль.
Не скажу, что всех такая жизнь устраивает, но ведь держит их театр, не отпускает от себя, да и они не хотят с ним прощаться.
И, наконец, почему в театре служат
Театр не производит материальных ценностей. То, что делается в театре, нельзя взять в руки, положить в карман, отложить на черный день. Это работа душевная, духовная, это работа на будущее. Толпы абитуриентов каждое лето штурмуют подъезды театральных институтов, из толп лишь единицы удостаиваются чести быть принятыми, и до диплома не все доходят. А те, кто получает заветный диплом и приобщается к этой профессии, не всегда достигают каких-то высот.
Современные театральные режиссеры: путеводитель по городам и именам
В чем тут проблема? В избранности, в даре, в таланте, в призвании.
История театра хранит для потомков случаи, когда спектакль вершил судьбы страны. К примеру, спектакль Котэ Марджанишвили «Разбойники» по пьесе Ф. Шиллера стал сигналом для начала борьбы за смену власти в Грузии в 20-е годы XX века.
А Хор иудейских рабов из «Набукко» Дж. Верди стал гимном гарибальдийского движения в Италии. Есть и другие примеры, но за 2000-летнюю историю театрального искусства их наберется не так уж много. Дело в другом. Артисты в наше стремительное время уже не становятся властителями дум, как 50-100 лет назад. Но они становятся для какого-то зрителя своим человеком, которому можно довериться, с которым можно посоветоваться, благодаря которому можно жить.
Главное
Нельзя ходить в театр на работу. Это приводит к равнодушию, ты невольно начнешь фальшивить, облегчать себе жизнь. Публика это чувствует и не прощает. Служителя она благодарит доверием и любовью. Только служитель театра сможет каждый вечер выходить на сеанс обмена энергией со зрителем. Только служитель рано или поздно сможет достучаться до нескольких сердец.
Пример
Михаил Козаков, знаменитый актер и режиссер, сказал когда-то, что «творчество театрального актера — это рисунки на песке». Спектакль заканчивается, зрители уходят из театра. Кто-то уносит в душе открытие, четкое видение актерской работы. Он соединился с ней в этот вечер. Но пройдет время и волной своей сотрет этот рисунок. И едва уловимое ощущение ненадолго сохранится в памяти, как еле узнаваемые контуры рисунка, который вы пяткой или палкой наносили на влажный песок пляжа. Накатывает прибой и смывает ваше творение.
Спектакль никогда не повторяется. Одна и та же пьеса каждый раз играется по-разному. Да, остается тот же авторский текст, играют спектакль те же актеры, декорации стоят те же. Но если вчера спектакль шел легко и вдохновенно, сегодня он идет со скрипом, тяжело дышит. Вчера контакт с залом состоялся, обмен энергией был полноценный, а сегодня другой зритель, другая погода за окном, артисты пришли чуточку в другом настроении, и что-то пошло иначе. Вчера артисты легко взяли зрителя в соучастники, сегодня между артистами и зрителем идет борьба. И дай Бог, чтобы к концу спектакля зритель артистам доверился.
А потом зритель уходит из зала. Есть ли смысл в таком творчестве? Как ни парадоксально, есть. В театре важны мгновения единения сцены и зала. Пусть они нечасты, но ради них, ради достижения их стоит жить и служить этому безумному, но крайне необходимому делу театра. Именно служить. Потому что иначе — никак.
Актер театра: самая творческая профессия в мире
У театра давняя и очень богатая история, тесно связанная с религиозным культом. Таковым он был в самом своем начале – в Древней Греции, тот же смысл сохранил в Средневековье и отчасти в эпоху Возрождения. Театр был и элитарным искусством, и ярмарочным шоу для массовой публики.
В наши дни практически ничего не поменялось, хоть театр и был несколько потеснен кинематографом. И, конечно, самой привлекательной профессией в театре остается актерская.
Актеры театра и кино: в чем различия?
К творческим профессиям в мире всегда было двоякое отношение. С одной стороны – любое творчество требует очевидного таланта, с другой – им требуется учиться. Причем особенным образом.
Актерское мастерство не исключение, хотя весьма часто в него приходят люди безо всякого специального образования. У многих звезд театра и кино нет профильной специальности, но при этом их талант и харизма неоспоримы и покоряют сердца миллионов зрителей.
Между актерами театра и кино часто не видят разницы, но на самом деле различий много и довольно существенных.
Жесты и мимика. В театральном выступлении они всегда более выразительны, в то время как в кино камера всегда преувеличивает любые эмоции. К слову, поэтому актеры театра часто переигрывают, попав в кинематограф;
Демонстрация эмоций. На киноэкране отыграть любую эмоцию всегда сложнее, чем в театре;
От актера театра требуется куда большая пластичность и выразительность. Любой его жест символичен, что-либо значит и должен однозначно считываться зрителем. На заре кинематографа, к слову, практиковался примерно такой же подход, но в наши дни на экране актер должен выглядеть как можно более естественно;
Развитие персонажа в театре и кино сильно отличаются. Театральная постановка, как правило, развивается во времени линейно и персонажи меняются вслед за сюжетом. В кино порядок съемки сцен может быть любым, и актер должен уметь отыграть любое состояние;
Импровизация. В театре каждое выступление фактически индивидуально, у актеров гораздо больше пространства для импровизации, даже если речь не идет о классическом произведении.
Кроме того, с профессией актера театра все несколько проще – ей всё-таки принято учиться в вузах и театральных студиях, а потом годами оттачивать игрой на подмостках в сотнях различных ролей.
Источник фото: Marko Milivojevic/Pixnio
Особенности профессии актер театра
Ещё одна особенность профессии актер театра можно считать и последующую профессиональную реализацию. По факту творческие профессии не являются востребованными на рынке труда. И фактически окончание театрального училища вообще не гарантия трудоустройства и работы по специальности. Более того, многие выпускники творческих вузов не могут в дальнейшем самореализоваться, поэтому начинают осваивать иные формы деятельности.
Кроме того, актерская среда – это место жесточайшей конкуренции, к которой бывает готов далеко не каждый человек. Необходимо иметь железную волю и огромное упорство, чтобы переносить многочисленные отказы, проходить многочасовые прослушивания, репетировать проекты, которые так и не увидят зрители.
Обязанности актера театра
В целом, обязанность у актера одна – выучить свою роль и отыграть ее на сцене так, чтобы зритель проверил в реальность происходящего. Но на самом деле это «нехитрое» действие требует большой работы, которая зрителю совсем не заметна. Так, актеру необходимо:
ходить на прослушивания и пробоваться на различные роли;
посещать репетиции, разучивая не только монологи, но и танцы или какие-либо необходимые навыки;
встречаться с гримерами и костюмерами для подгонки созданного образа персонажа по типу лица и фигуры актера;
участвовать в рекламной кампании будущего представления, общаться с прессой до и после премьеры.
Требования к профессии актер
Составить какой-то универсальный перечень требований к актерскому ремеслу невозможно. Режиссеры, художественные руководители определяют политику театра самостоятельно, видение на таланты у них разные. Однако кое-каким перечнем навыков актеры театра всё-таки должны обладать:
умение играть на музыкальных инструментах;
знание иностранных языков;
громкая, поставленная речь.
Где выучиться на актера театра?
Источник фото: freepik
Путей получения актерской профессии очень много. Как уже упоминалось, у некоторых талантливых актеров и вовсе нет никакого актерского образования. Непосредственно же актерскому ремеслу учат:
вузы с отделениями культуры.
Особенность же любой творческой специальности в том, что баллы ЕГЭ при поступлении вторичны. Главное значение придается творческому конкурсу. Абитуриенту необходимо подготовить:
творческое выступление (можно сказать, продемонстрировать свои сильные стороны – пение, хореография).
Что нужно, чтобы стать актером театра
Актерский талант – безусловная вещь, требующаяся любому хорошему лицедею. Но любой преподаватель театрального вуза скажет, что это лишь треть успеха. Актеру нужны также прилежание, безграничное трудолюбие и целеустремленность, а также эмпатия. Без этого набора качеств невозможно освоить ни одну роль, невозможно почувствовать персонажа и достоверно показать его характер. Как ни крути, любая профессия требует полной самоотдачи – и на примере актера театра это видно особенно хорошо.
Сколько зарабатывают актеры в театре?
Уровень зарплаты актера в театре по сути главная проблема профессии. Не имея широкой популярности, работая в провинции, можно иметь весьма скромный заработок – подчас по уровню прожиточного минимума в регионе.
Средняя зарплата провинциальных актеров не более 15 000 рублей в месяц. По мере роста популярности, медийной раскрученности, разумеется, растет и заработок. Кроме того, многие актеры театра осваивают и смежные профессии – телеведущего, шоумена, актера озвучания, диктора и т.д.
Плюсы и минусы профессии актер театра
Положительными сторонами профессии можно считать следующее:
бескрайние возможности для реализации творческого потенциала;
известность и узнаваемость;
реализация внутренних амбиций и желаний;
возможность примерять на себя разнообразные роли и образы;
интересная и разнообразная деятельность;
гастроли, позволяющие путешествовать по стране и миру.
К минусам стоит отнести:
сложности с дальнейшим трудоустройством – невостребованность;
низкий уровень заработной платы;
сложная в эмоциональном плане работа, которая периодически не предполагает какой-либо результативности, отдачи;
жесткая конкуренция в актерской среде, представляющее собой сильное психологическое давление;
ненормированный рабочий день, плотный график работы.
Профессии, связанные с кино и театром: список, описание, плюсы и минусы
Многих выпускников привлекает профессиональный мир кино и театра. Актёрская игра, создание фильмов или постановка спектаклей интересуют амбициозных и творческих личностей. Но перед тем, как готовиться к поступлению в профильные вузы, стоит узнать, какие профессии есть в кино и театре. Мы приведём перечень самых популярных специальностей, расскажем о плюсах и минусах некоторых из них.
Больше советов по поступлению и выбору специализации абитуриенты найдут в нашем справочном телеграм-канале. Ещё один посвящён скидкам и выгодным предложениям.
Профессии в сфере кино и телевидения
Задумываясь о профессиях, связанных с кино, многие представляют в первую очередь карьеру актёра. В то же время над созданием любого телевизионного продукта трудится много других людей. Представляем перечень основных специальностей в кинематографе:
Расскажем об этих профессиях, связанных с телевидением и кино подробнее.
Продюсер
Это творческий и финансовый руководитель проекта. Именно он распределяет деньги, принимает решение о тратах, выбирает исполнителей, контролирует съёмочный процесс, а потом продаёт права на трансляцию фильма кинотеатрам или телевизионным каналам. В этой профессии важно хорошо понимать предпочтения публики и уметь грамотно распределять финансы.
Описание профессии режиссёра
Кинорежиссёр — идейный руководить кинофильма или сериала. Он формирует замысел проекта, объясняет остальным членам группы их задачи и отвечает за конечный результат. В процесс режиссуры входит постановка сцен, взаимодействие с оператором, контроль за съёмками и множество других мелких задач: выбор актёров, подбор локаций и т. д.
Говоря о плюсах и минусах профессии режиссёра следует отметить, что главными её достоинствами являются слава и хороший заработок: режиссёры известных фильмов становятся знаменитостями, а их зарплаты составляют сотни тысяч. К недостаткам специальности режиссёра относятся высокий уровень стресса и ненормированный рабочий день.
Сценарист
Основа любого фильма — качественный сценарий. Именно с труда сценариста начинаются съёмки любого продукта. Обычно первоначальный сценарий в ходе съёмок подвергается изменениям, и в задачи сценариста входит оперативная коррекция некоторых сцен, которая при этом не нарушит общий сюжетный ход.
Профессия актёра
Стать звездой ТВ мечтают многие молодые люди, но не все знают о плюсах и минусах профессии актёра. К главным её недостаткам можно отнести необходимость посвящать профессии всего себя (во время съёмок мало у кого остаётся время на личную жизнь) и нестабильность работы (всё зависит от выбора режиссёра).
Что касается преимуществ, то основными считаются возможность реализовать творческий потенциал, прославиться и получать большие гонорары.
Также существует отдельная профессия — актёр озвучки. Эти специалисты дарят свой голос анимационным персонажам в мультфильмах или озвучивают роль вместо играющего её актёра, если тот по каким-то причинам не может сделать это сам.
Профессия оператора кино и телевидения
Кинооператор — важнейший член творческого коллектива. Он осуществляет съёмку в соответствии с идейным замыслом режиссёра. Он выбирает общий, средний или крупный планы, продумывает размещение камеры, угол её наклона и пр. Именно от него во многом зависит, как в итоге будет выглядеть фильм.
Хорошие операторы в киноиндустрии востребованы не менее чем знаменитые актёры и также получают высокую зарплату.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Специальность монтажёра
По сути, это профессия режиссёра монтажа, который «собирает» фильм из отдельных отснятых элементов. Он решает, в каком порядке будет соединять кадры, какой будет между ними переход и пр.
Осветитель
Хорошая работа оператора невозможна без правильно выставленного света. Особенно это касается съёмок в павильоне или в тёмное время суток. Осветитель отвечает за качественное освещение в любых условиях.
Профессия звукорежиссёра
Этот специалист отвечает за качественную запись голосов, синхронных шумов и их воспроизведение в нужных моментах.
Специалист по спецэффектам
Современное кино сложно представить без компьютерной графики и эффектных сцен. За их создание отвечает человек, который хорошо разбирается в современных программах и может с их помощью создать эффектную картинку.
Профессия каскадёра
Одна из наиболее опасных профессий в кино. Эти люди выполняют рискованные трюки вместо актёров: прыгают на ходу с поезда, покоряют горные вершины и пр.
Специальность костюмера
Костюмеры отвечает за подбор одежды как для ведущих актёров и артисток, так и для тех, кто занят в эпизодических или массовых сценах. Эти сотрудники играют важную роль при создании исторических картин или фильмов, в которых действие происходят в ХХ веке: в таких лентах особенно важно, чтобы одежда соответствовала определённой эпохе.
Гримёр
Профессия кинокомпозитора
Вместе со звукорежиссёром кинокомпозитор отвечают за аудиочасть фильма или сериала. Но если режиссёр по звуку отвечает за речь и синхронные шумы (звуки природы, улицы и пр.), то задача кинокомпозитора — создать саундтрек, который будет соответствовать духу картины и при этом запомнится зрителям.
Профессии в театре и кино подойдут творческим людям
Профессии в театре: список
Профессии театра и кино во многом схожи, но театральное искусство имеет свою специфику:
Теперь вы знаете, что профессии работников театра и кино. Сделать карьеру в этой отрасли в России легче с дипломом профильного вуза или колледжа. А учиться там на отлично помогут специалисты студенческого сервиса.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.
Занятие на тему » Театр. Театральные профессии»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «ВОЗРОЖДЕНИЕ» ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Конспект занятия по теме:
«Театр. Театральные профессии»
Тема занятия: Театр. Театральные профессии.
Формирование теоретических и практических представлений и понятий, связанных с профессиями театра (гримёр, костюмер, актёр, режиссёр, декоратор).
познакомить с основными театральными профессиями;
познакомить с театральной терминологией;
способствовать формированию актёрского мастерства.
способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребёнка;
способствовать развитию фантазии и воображения;
формирование уважительного отношения к труду театральных работников;
формировать умение работать в коллективе и взаимодействовать друг с другом;
способствовать формированию наблюдательности и творческой инициативы;
пробудить положительный эмоциональный настрой.
Тип занятия: Занятие усвоения новых знаний.
Вид занятия: практическое, с элементами беседы. Информационное.
Методы: словесный метод, наглядный метод, метод упражнений, метод игры, метод мотивации и эмоционального стимулирования.
Возраст детей: 11-12 лет.
Время занятия: 40 минут.
Оборудование для педагога: компьютер, экран, проектор, компьютерная презентация.
Оборудование для воспитанников: карточки с загадками, грим, элементы костюмов, набор для игры «Репка» (борода, платок, бантик, «уши собаки», «уши кошки», «уши мышки», «ботва репки», канат), письмо от муз театра.
Педагог: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро».
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
Педагог: Сегодня наше занятие проходит в необычном месте. Мы с вами находимся где?
Дети: В актовом зале!
Педагог: Чем мы с вами здесь занимаемся?
Дети: поем, танцуем, играем спектакли, репетируем, занимаемся в театральной студии!
Педагог: Совершенно верно, здесь есть и сцена, и занавес, и ряды стульев, где все это можно увидеть?
2) Постановка цели и задач занятия. Мотивация воспитанников.
Педагог: Верно. Сегодня я предлагаю совершить вам увлекательное путешествие в волшебный мир театра, потому что каждый, кто попадет в этот мир, становится немного другим, стоит только подключить фантазию и немного воображения. Мы отправимся за кулисы, чтобы узнать тайну рождения спектакля, и стать активными участниками этого творческого процесса. Согласны? Но для этого мы должны узнать, кто же в театре делает так, чтобы зрители увидели прекрасное представление.
3) Актуализация знаний.
Как вы думаете, кто работает в театре?
Кто участвует в создании спектакля?
Кто помогает актерам вжиться в образ?
Кто руководит постановкой?
Ответы детей (музыкант, хореограф, режиссер, костюмер, гример…)
Чтоб состоялась в театре премьера:
Долго готовят её костюмеры
И осветители, и декораторы,
И драматурги, и звукооператоры,
Главный художник, бутафор и гримёр.
На сцене – актеры, внизу – дирижер.
А отвечает за всё режиссёр!
4) Первичное усвоение новых знаний.
Педагог: Сегодня вы познакомитесь с основными театральными профессиями и даже попробуете себя в роли некоторых из них. Отгадайте загадки про театральные профессии:
Есть в оркестре дирижер,
Педагог: Молодцы. Режиссер – главное лицо в театре, который собственно руководит ходом спектакля; он же «ставит» пьесу, он подбирает артистов, на репетициях дает тон актерам, показывает, где кому стоять на сцене (распланировывает mise-en-scene — мизансцены), объясняет жесты артистам; это — хозяин спектакля, всем указаниям которого артисты должны следовать безусловно.
Педагог: Еще загадка.
Что напишет сценарист,
То покажет нам …(Артист) (Дети отгадывают)
Педагог: Давайте проведем театральную разминку и побудем актерами
• Представьте, что вы встретили человека, который не выспался, изобразите его;
• Внезапно загремел гром, сверкнула молния, пошел дождь. Ваши действия;
• Но вот снова выглянуло солнце, оглянитесь – сколько луж! А нам надо пройти, да так, чтобы не замочить ноги и не обрызгать своих товарищей (осторожно);
• Но вот очень большая лужа, ее никак не обойти. Поищем дощечку, бревнышко, ах, какое оно узкое, идем по нему осторожно, чтобы не упасть в лужу;
• Но раздался бой часов, сверим часы – мы же опаздываем! Нужно поторопиться, Бежим скорее назад.
(групповой актерский этюд)
Педагог: Следующая загадка.
Был человек, а стал актер:
Его преобразил …(Гример) (Дети отгадывают)
Педагог: Верно. Грим помогает артисту почувствовать характер, образ того героя, которого задумал для него режиссер. У каждого настоящего артиста есть своя гримерная комната, где он наносит грим на лицо, сидя перед зеркалом, специальными красками. С помощью грима можно превратить лицо человека в мордочку животного, молодого человека в старика, из веселого человека сделать печального, и наоборот. Гример рисует актерам «нужные лица», одевает им парики и приклеивает бороды, то есть создает тот или иной облик актера, необходимый в определенной роли. Давайте попробуем побыть гримерами. Вы должны наложить грим актерам (рисунки лиц). Мальчики превращают актеров в Буратино, девочки – в Мальвину. (Дети художественными мелками разрисовывают лица актеров, в соответствии с заданием)
Дети гримируют рисунки. У каждого свой.
Педагог: Следующая загадка.
Портрет запечатлеет Ваш фотограф,
Движенья нам подскажет …(хореограф) (Дети отгадывают)
Педагог: Правильно. Это хореограф. Хореограф становится тем волшебником, который делает музыку, написанную композитором, видимой. Язык хореографа состоит не из слов, а из движений. Своей фантазией хореограф помогает родиться образу.
Педагог: Еще одна загадка.
У костюмов есть размер
Это знает …(Костюмер) (Дети отгадывают)
Костюмер создает костюмы для спектакля. Для него важно, во время какой эпохи происходит действие, в какой стране, фантастика или реальность описываются в пьесе. В соответствии с этим костюмеры-дизайнеры разрабатывают эскизы костюмов, а костюмеры-портные шьют по этим эскизам костюмы для определенных актеров.
Задание. Отгадайте, костюмы каких сказочных персонажей вы видите на рисунках.
Педагог: Все молодцы! Но в театре есть множество других профессий, без которых не может состояться представление. Некоторые настоящие предметы на сцене, например, дерево, камень, дом, можно заменить нарисованными, вырезанными из картона, ткани. Этим занимается специальный человек:
Из картона помидор
Ловко сделал …(Бутафор)
Декоратор-художник рисует или мастерит декорации, служащие фоном для спектакля.
Суфлер сидит в будочке и следит за пьесой и артистами на тот случай, что если кто-нибудь случайно, от волнения или от рассеянности забыл свою роль, то есть он «подсказывает» слова пьесы артисту.
Осветитель находится в специальной комнате, расположенной вверху за сценой и оттуда управляет светом, при помощи которого создает определенное настроение и атмосферу на сцене.
Звукооператоры и шумовики — управляют музыкой, шумами и прочими звуками, которые мы слышим во время спектакля.
А еще в театре существуют театральные музыканты во главе с дирижером, театральный портной, рабочие сцены, пожарники и много других разных профессий.
Педагог: Давайте отдохнем и проведем театральную физкультминутку (Дети повторяют движения за педагогом)
Я пришел в театр с утра.
Здесь актёры – там и тут
Все меня к себе зовут.
Одному я подмигнул,
Он мне – головой мотнул.
Посмотрел другому вслед,
Тот актёр мне шлёт привет.
Встретил тут же режиссёра,
Костюмера и гримёра.
Свысока они глядят,
Дать автограф все хотят.
Вдруг меня толкнула мама,
Ну, вставай дружок с дивана!
Это был всего лишь сон,
Сильно я в театр влюблен!.
(дети шагают на месте)
(круговые движения головой)
(наклон головы вперёд, назад, вправо, влево)
(рукой «зовёт» к себе)
(наклон головы и туловища вперёд)
(вытянуться на носочки, руку держа не уровне бровей, глядя вдаль)
(помахать левой рукой)
(наклоны туловища вправо, влево, вперёд, назад)
(потянуться на носочках, руки вверх)
(плавные волнообразные движения право, левой рукой)
(покачаться туловищем вправо, влево)
(развести руками по сторонам)
(сложить ладошки под щёки и помотать плавно головой)
5) Первичная проверка понимания.
Педагог: Давайте проверим, как вы запомнили театральные профессии. Игра «Подскажи словечко»
Театральный он работник –
Это, верно, …(Режиссер)
Рисую всегда, то мордашки, то лица.
Палитра моя – это разные лица
Я им помогаю быстрей превратиться
В злодея, в красавицу, в синюю птицу,
(Есть профессия такая).
Он на сцене с давних пор.
Та профессия …(Актёр.)
То царём, а то шутом,
Стать поможет, например,
Забудет если роль актер,
Слова подскажет нам …(Суфлер.)
Под оркестр поёт наш хор,
Струны гитары, терпенье, талант
Сон и отдых позабыты:
Пел с душою, молодец!
Пачку, пуанты надела Марина,
6) Первичное закрепление.
Педагог: Молодцы. А сейчас мы, как в настоящем театре подготовим и разыграем небольшой спектакль по сказке «Курочка Ряба» (ролевая игра, демонстрация сказки).
7) Подведение итогов занятия.
Педагог: Замечательно! Вы очень хорошо потрудились. Узнали, кто работает в театре, даже попробовали себя в роли работников театра. Вам понравилось на занятии? Захотелось ли кому-то, когда вырастите, работать в театре? Кем? Почему?
Продолжите фразу: «Мне сегодня на занятии больше всего запомнилось…»