Кто заикался о чем
и так мой трек будет о сиськах таких месистых,
которые я вижу систематически, ммм
Люблю их тряс, будто сейсмический
Это стиль классический,основной базис
Как в трубах басист дай,в шутках расизм, ммм
Их бугорки, взглядом окинь,внимательней посмотри
Какие они, лайкуют мальки,а они лайкуют нал кит
Прикид напоминает торги,лучше сразу судно покинь
Пока у твоей подруги не начались потуги
(Потуги занимают всего несколько десятков минут во всем родовом процессе, но являются самым важным периодом родов. )
Смотрите также:
Все тексты Смит и Чино >>>
and so my track will be about boobs such mesistyh,
I see regularly, mmm
Love them shaking like a seismic
This classic style, the main basis
As a bassist pipes give a joke racism, mmm
Their bumps, look Okin, a closer look
What are they, Like fry, and they cash whale Like
Impress reminds bids, it is better to ship forsake
As long as your friend did not start attempts
(Attempts take just a few tens of minutes around the generic process, but is the most important stage of labor.)
Cases will be taut, you can even zaguglit
Although zhopka should also be important
gentle, not zhaenataya when it compressed Chino
should not have a relationship with the harvest of, without parents
Should be greedy, correct it
Become perhaps podkachu right there on the girl zhanku
Then she was sorry, your fingers to press as much nipples
If that’ll make bear walking on a razor’s edge adore
My love is not mine its other fields irrigated
In the comics in the rap field
I lyulbyu eyes very much, do not get me wrong
I am concerned, I know you feel like
Here about boobs and zhopku lyasy tochyatsya
Who stutter, what then? Niga What?
Without useful about what you, Wow wow Just tick tick tick dёrneshsya bomb
Hueta track, but it all just about something! And
Yet what what what?
Yet what is
Yet what is
What?
Можно ли во взрослом возрасте избавиться от заикания? И что мешает от него избавиться?
Заикание – проблема или своеобразная изюминка? Для людей без нарушений речи общение часто является главной радостью в жизни, а для заикающихся – становится настоящим испытанием, приносящим волнение и тревогу. Портал Свойкировский.рф поговорил с логопедом-заикологом Ольгой Южаковой и узнал, что помогает людям решиться преодолеть заикание, какие типы этого нарушения речи существуют и может ли взрослый человек избавиться от него навсегда.
Что такое заикание?
В Вятском центре патологии речи с заиканием работают уже полтора года. За всё это время с помощью логопедов-заикологов избавились от речевого дефекта более 100 детей и взрослых. В среднем за помощью в центр ежемесячно обращаются пять – шесть человек.
По словам специалистов, сказать однозначно, сколько именно кировчан страдают от заикания, невозможно. Всё потому, что многие взрослые даже не думают обращаться к логопедам или психологам, потому что уже привыкли так жить: заикание не мешает им в работе, в общении с родственниками или друзьями, а многие услуги сейчас и вовсе можно получить онлайн, не говоря при этом ни слова.
Внезапно осознать во взрослом возрасте, что у тебя появились признаки заикания, невозможно, рассказывает логопед-заиколог Ольга Южакова.
– Сенситивный (чувствительный – прим. ред.) период для появления данной патологии всё-таки проходит в возрасте от трёх до пяти лет. Заикание может носить волнообразный характер: вначале может достаточно быстро пройти, а потом снова проявиться в подростковом или уже взрослом возрасте, – отмечает специалист. – Волна может повториться из-за какого-то сильного психогенного фактора. Чтобы человек начал заикаться спонтанно, при этом раньше никогда не испытывая дискомфорта в речи, – такого на моей практике ещё не было.
Заикание – это нарушение речи, при котором человек часто повторяет или пролонгирует (удлиняет) звуки, слоги, слова. Так, частые остановки в речи разрывают её ритмическое течение. В отечественной логопедической литературе заикание характеризуется как темпо-ритмическое нарушение речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Вятский центр патологии речи работает с заиканием педагогическими методами: логопедическими и коррекционными.
– Есть много разных методик по работе с заиканием, например, в Центре патологии речи мы работаем по методике Натальи Геннадьевны Шутовой. Это комплексная программа, которая позволяет работать одновременно с основными компонентами речи: дыханием, голосом и его мягким включением, ритмом, темпом, а также с артикуляцией. Выразительность и интонация речи также прорабатываются, – объяснила Ольга Южакова.
По словам специалиста, логопед-заиколог не всегда работает с заиканием в одиночку:
– Несмотря на то, что указанная выше методика не предполагает совместную работу логопеда-заиколога и психолога либо какого-то другого сопутствующего специалиста, в центре занятия с психологом входят в комплекс работы по коррекции заикания. Взрослому человеку, например, с помощью психолога становится гораздо проще пройти нашу программу, – рассказала специалист.
От простого к сложному: какие бывают заикания?
По степени сложности эксперт выделила несколько видов. Так, заикание может быть лёгкой, средней и тяжёлой степени.
– Лёгкая степень заикания – это когда человек не акцентирует внимание на своём дефекте речи. Он может свободно общаться, у него нет логофобии. Но когда такой человек начинает говорить, то начинает заикаться на начале фразы, а затем легко выходит из этого состояния и продолжает оставшуюся фразу без дефектов, – отметила Ольга Южакова.
По её словам, в этом случае заикание проявляется только в каких-то эмоциональных ситуациях, например, когда человеку нужно выступать перед широкой аудиторией. При этом в привычной обстановке он может и не заикаться, уверена специалист. Она добавила, что при лёгкой форме заикания человек хорошо может читать стихотворения, без запинок.
А дальше уже степени заикания возрастают к средней и тяжелой. Самой сложной считается та, при которой запинки в речи присутствуют постоянно и сопровождаются сбитым дыханием и судорогами дыхательного аппарата. Также при такой степени возникают лицевые судороги, отягощённые различными тиками (тик – это быстрое, стереотипное кратковременное непроизвольное элементарное движение, прим. ред.): подёргивается глаз или веко, например.
– При тяжёлой степени заикания есть даже такие судороги, при которых лицо человека каменеет во время речи: он застывает в определённой позе и может пребывать в ней в течение минуты, а дальше снова продолжать говорить. Зачастую это происходит с таким человеком регулярно. Проблемы возникают даже при чтении, – рассказала специалист.
По мнению эксперта, логофобия усложняет работу не логопеду, а самому заикающемуся. Потому что человеку гораздо сложнее признаться себе в том, что у него есть дефект речи. Специалист уточнила, что именно эти моменты и нужно прорабатывать с психологом.
– Боязнь говорить чаще формируется в подростковом возрасте. Именно в это время человек уделяет своей фигуре больше внимания, в том числе и в обществе сверстников: ему нужно получить среди них признание. Когда подросток не может правильно и красиво выразить свои мысли речью, он уходит в себя. И тогда предпочитает избегать различные выступления перед классом, любого общения, старается меньше говорить и вообще меньше появляться на людях, – сообщила логопед. – Логофобия достаточно индивидуальна и возникает не во всех случаях заикания. Так, например, есть подростки, которые совсем не стесняются своего нарушения речи и особенно не переживают из-за него и воспринимают заикание как изюминку.
Несмотря на то, что программа курса в центре рассчитана для всех её учеников на год, человеку с логофобией, который может испытывать дискомфорт при общении в дальнейшем, специалист рекомендует продолжить заниматься с логопедом-заикологом или психологом.
– В курсе все страхи в речи прорабатываются отдельно и иногда человеку бывает этого достаточно. Но для тех, кому этого обучения не хватает, в центре есть поддерживающие курсы. В первую очередь они помогают тем, кто не может самостоятельно организоваться – чтобы получить результат, в течение трёх месяцев после курса ученику придётся ежедневно заниматься. Человеку достаточно сложно справляться с нарушением речи в одиночку, мы же предлагаем поддержку со стороны специалистов, тем самым стимулируя его к выполнению заданий. – рассказала Ольга Южакова.
Она отметила, что на курсе каждому ученику оказывают максимальную поддержку. Участники программы еженедельно сдают видеоотчёты, на которых фиксируют выполнение заданий. Логопеды-заикологи просматривают их и что-то в работе учеников корректируют, за успехи – хвалят.
– Такой формат работы помогает ученикам не отпустить ситуацию, а наоборот контролировать её и даёт дополнительный стимул для занятий. Взрослые участники программы всегда по-разному относятся к таким отчётам: кто-то теряется, кто-то выполняет всё, что требуется, – отметила специалист.
Важно ли найти причины заикания? Как их определяют?
– Необходимо выяснить, с какого именно момента у человека начались проблемы с речью. Если есть возможность, узнать у родителей, как проходили роды, а также о том, последовательным ли было развитие ребёнка: начиная от моторного и заканчивая онтогенезом речи. Также очень важно выяснить и то, какие отношения складываются внутри семьи, частыми ли были различные стрессовые ситуации, которые тоже могли повлиять на речь ребёнка, – сообщила эксперт.
По мнению логопеда-заиколога, не менее важно специалистам знать и о том, когда именно ребёнок начал говорить. Так как поздноговорящие дети чаще начинают заикаться. Когда такой ребёнок только осваивает речь, его артикуляционный аппарат оказывается не готов говорить. Ему многое хочется сказать, и тогда в речи возникают запинки, это тоже может вызвать заикание, отметила Ольга Южакова.
Кому легче избавиться от заикания: взрослому или ребёнку?
Считается, что проще перестать заикаться ребёнку. Однако для лечения взрослых также существуют различные практики и техники.
– Скажем так, дети избавляются от заикания легче, чем взрослые. Всё потому, что мозг ребёнка гораздо пластичнее: у него намного быстрее формируются новые нейронные связи. Однако ребёнку гораздо сложнее объяснить, зачем ему это нужно, – считает логопед-заиколог Ольга Южакова.
Эксперт отметила, что это связано с тем, что у детей зачастую не настолько развит уровень самоконтроля. Но при этом ребёнок хорошо «зеркалит» нужные упражнения – у них они откладываются в долгий ящик.
– У взрослых учеников нейронные пути уже сформированы и при разговоре выработался некий алгоритм действий. Взрослому человеку гораздо сложнее выйти из зоны комфорта и начать действовать как-то по-новому: ведь тогда ты начинаешь говорить абсолютно по-другому и, соответственно, в глазах окружающих ты выглядишь уже не так, как раньше. Это как научиться заново ходить или дышать, – сравнивает эксперт.
Чтобы взрослому человеку избавиться от заикания, ему необходимо сделать над собой серьёзное усилие, требующее сильного самоконтроля, а для этого человеку нужна весомая мотивация, считает Ольга Южакова. По её словам, некоторых не мотивируют даже видео с результатами до и после курса. Такие люди выходят с курса в обычную жизнь и забрасывают упражнения, ссылаясь на нехватку времени или любые другие обстоятельства. Логопед-заиколог уверена, что без мотивации взрослому человеку достаточно сложно добиться необходимого результата.
– Это как с письмом. В школе нас всех учат писать буквы. Сначала мы просто учимся их писать, потом совершенствуем навык и начинаем выводить их красиво. Когда эти умения закрепились, во время письма мы уже не задумываемся о том, как какую букву писать, – рассуждает специалист. – И в работе с заиканием всё точно так же. Чтобы перестать думать о том, как правильно говорить, полученные навыки нужно довести до автоматизма.
Что может мотивировать избавиться от заикания взрослого человека?
Мотивировать человека преодолеть заикание может многое:
перевод на новую должность, на которой он станет публичной личностью;
перевод на руководящую должность, когда человеку придётся стать примером для других сотрудников;
ситуация, при которой человек может чувствовать дискомфорт от того, как он выглядит со стороны во время очередной судороги, которая видна окружающим, например.
– В таких случаях это действительно мешает общению, высказаться, чтобы тебя поняли окружающие, и это тоже хороший мотиватор, – отметила Ольга Южакова. – Но бывает заикание лёгкой степени, которое не очень мешает ему разговаривать. В таких случаях человеку значительно проще избавиться от речевого нарушения, но гораздо сложнее замотивировать себя автоматизировать новый навык.
По её словам, всё потому, что человек в данном случае рассуждает так: окружающие к этому привыкли, и я привык, вроде и хотелось бы исправить, да и так тоже ничего.
– Езжу на старенькой «Ладе», хотелось бы, конечно, иномарочку, проехался бы на такой машинке, но вроде и моя ещё нормальная. Да, немного тарахтит, ну и что? А чтобы на иномарке ездить, надо немного поднапрячься, вот и с заиканием примерно так же выходит, – сравнила логопед-заиколог.
Как вести себя окружающим рядом с заикающимся человеком?
Каких-то определённых алгоритмов поведения при общении с заикающимся человеком нет. Как сообщила Ольга Южакова, достаточно оказывать ему должную поддержку. Так, например, после того, как закончился курс по преодолению заикания, человеку необходимо следить за темпом, ритмикой своей речи. Очень важно, чтобы кто-то из родственников или друзей помог ему в этом.
– Нужно относиться к таким людям с пониманием и стараться следить не только за речью человека, преодолевшего заикание, но и за своей в том числе. Чтобы не задавать ему высокий темп разговора. Останавливать, если он вдруг ускорился, и давать время передохнуть. Я на своей практике, к счастью, не встречала негативной реакции на людей в реабилитационный период, – заверила логопед-заиколог.
Эксперт также добавила, что если человек живёт один и ему не к кому обратиться за помощью после прохождения курса, то он тоже может получить поддержку в Центре патологии речи.
– Мы не отказываемся от своих учеников сразу после окончания курса. Если моему подопечному после прохождения учебной программы нужна помощь, он знает, что может мне позвонить по видеосвязи, например, и я расскажу ему, всё ли он сделал верно [с использованием всех правил речи, которые мы с ним разучили], – добавила Ольга Южакова.
По словам специалиста, до конца избавиться от заикания взрослый человек может, но 100% гарантию дать невозможно в силу того, что каждый случай с нарушением речи индивидуален.
Король-заика и логопед-самоучка: почему заикался Георг VI и как Лайонелу Логу удалось вылечить его песнями?
Когда речь заходит о королевских особах, мы чаще всего представляем себе людей властных, горделивых, уверенных в себе и своей значимости. Но высокий статус монарха не определяет личность, а порой вместо уверенности, напротив, вселяет в человека неодолимый страх перед свалившейся на него ответственностью. Поэтому неудивительно, что многие правители отрекались от престола, иные же оставались в народной памяти как безвольные и никудышные управленцы.
Герцог Альберт Йоркский, как и всякий второй ребенок в королевской семье, с трудом мог вообразить себя на британском троне. Но 11 декабря 1936 года жизнь принца изменилась навсегда: в этот день его брат, король Эдуард VIII, объявил о своем отречении. В ту же самую минуту герцог Йоркский перестал существовать – его место занял король Георг VI.
На этой неделе телеканал «МИР» покажет фильм «Король говорит!», рассказывающий о самом сложном периоде в жизни Георга VI. После того, как его старший брат отрекся от престола ради любимой женщины, Альберту ничего не оставалось, кроме как взять бразды правления в свои руки. Однако на роль волевого и отважного лидера нации он совсем не походил. Новоиспеченный монарх с детства страдал от страшного заикания, которое лишь усугубляло его природную робость и нерешительность. Но в 1939 году мир охватила Вторая мировая война, и у Георга не осталось выбора: он должен был вдохновить людей на борьбу. Чтобы избавиться от речевого недуга, король обратился за помощью к австралийскому логопеду Лайонелу Логу. С этого началась история их большой дружбы.
Сюжет этого фильма может показаться фантастическим, однако он основан на реальных событиях. Впрочем, как это всегда бывает в искусстве, в некоторых местах создатели отошли от действительности. Из нашего материала вы узнаете, какой была эта история на самом деле и почему финальная сцена фильма – лишь отправная точка еще более трудного и удивительного пути.
FA Bobo/PIXSELL/PA Images/ТАСС
Пытки попугаем, язва и маскировка на корабле
14 декабря 1895 года в семье короля Георга V и королевы Марии случилось пополнение. Как и полагается в английских семьях, при крещении мальчику дали несколько имен: Альберт Фредерик Артур Георг. Но домашние называли его просто Берти. Он был всего на год младше своего старшего брата Эдуарда, которому по праву рождения предстояло стать королем.
Альберт рос тихим и застенчивым ребенком, если не сказать – забитым. Родители, в силу своих обязанностей постоянно находившиеся в разъездах по стране, уделяли ему мало внимания. Георгу и Марии приходилось распределять любовь и заботу между шестью детьми (у Альберта было четверо братьев и одна сестра). Нетрудно догадаться, что больше всего они пеклись о старшем отпрыске. Воспитанием Берти занимались многочисленные няньки, которые, впрочем, умудрились недоглядеть за мальчиком. В раннем детстве у него развилась болезнь желудка, со временем перешедшая в язву. Кроме того, Альберт страдал из-за проблем с коленями, которые удалось решить лишь с помощью операции.
Берти остро нуждался в поддержке семьи, но сложные отношения с родственниками лишь усугубляли его неуверенность и зажатость. Георг V был человеком строгим и жестким, он никому не делал поблажек – особенно своим детям. Ярким примером этого служит такой факт. У короля был любимый питомец – крупный африканский попугай редкой породы. Когда вся семья садилась завтракать, птицу выпускали из клетки, разрешая свободно летать по комнате и садиться, куда ей вздумается. Попугай часто выбирал в качестве «насеста» плечи королевских детей, впиваясь в них острыми когтями и порой причиняя невыносимую боль. Но жаловаться категорически запрещалось. Да и вообще, Георг терпеть не мог, когда дети шумели, поэтому в его присутствии они даже говорить старались как можно тише.
Неудивительно, что в таких условиях Альберт рос заикающимся тихоней. Впрочем, он обладал пытливым умом и рядом талантов, которые сполна продемонстрировал во время своего обучения. Как и многие члены королевской семьи, он получил образование в Осборне – летней резиденции королевы Виктории в городке Ист-Каус на острове Уайт, где его дед, Эдуард VII, открыл военно-морское училище. Там же обучались братья Альберта. В 1908 году принц успешно сдал экзамены в Королевский военно-морской колледж в Дортмуте.
Из-за слабого здоровья Альберту, чтобы не отстать от сокурсников, часто приходилось прибегать к услугам репетиторов. Но после того как ему сделали операцию на колени, юноша продемонстрировал неожиданные успехи в спорте. Лучше всего ему давался крикет: когда он выходил на поле, никто и подумать не мог, что у принца были серьезные проблемы с ногами.
После окончания учебы Берти поступил на военно-морскую службу. В 1913 году, накануне Первой мировой войны, он ступил на борт корабля «Коллингвуд», который патрулировал берега Англии. Примечательно, что никто из команды не подозревал о знатном происхождении Альберта – он представился гардемарином Джонсоном. Но ему и без королевских регалий удалось заслужить дружбу и уважение моряков: во время службы Берти показал себя скромным, добросовестным и смелым человеком.
На некоторое время ему пришлось прервать службу – причиной стали давно терзавшие принца проблемы с желудком. Обострившийся гастрит перешел в язву, потребовалось несколько операций. Однако, оправившись, принц вернулся на флот, где дослужился до лейтенанта. В 1916 году он принял участие в знаменитом Ютландском морском сражении, за что король удостоил его ордена Подвязки – высшей рыцарской награды Великобритании.
Казалось, что Георг наконец оценил заслуги и способности своего сына, который никогда не был его любимчиком. И все же, стремлению контролировать каждый шаг своих детей (пусть они к тому времени давно повзрослели) монарх не изменил. В 1918 году, когда Альберту исполнилось 23 года, отец приказал ему оставить службу на корабле и перейти в авиацию. После окончания Первой мировой Георг V убедился в том, что стране нужен мощный военно-воздушный флот, а желания сыновей его мало интересовали. Альберту оставалось лишь подчиниться. Сохранилось письмо, которое он отправил матери после своего первого полета: «Это было необыкновенное ощущение, и я был рад, что испытал его… Но вряд ли впредь мне будет нравиться летное дело. Гораздо лучше быть на земле, она надежнее». Но квалификацию летчика Альберт все же получил.
Влюбленный брат и нежданный престол
В 1920 ему был присвоен титул герцога Йоркского, а три года спустя произошло еще одно событие, навсегда перевернувшее жизнь Альберта – он женился. Многие историки полагают, что его брак с шотландской аристократкой Елизаветой Боуз-Лайон был первым в истории Великобритании союзом, который монарх заключил по любви. Елизавета обладала всеми качествами, которых так недоставало самому Альберту, и казалась полной его противоположностью: живая, энергичная, остроумная, она буквально светилась изнутри, излучая жизнелюбие и в то же время спокойную уверенность. Именно Елизавета стала тем, кто убедил Альберта начать борьбу с заиканием, и в этой борьбе она поддерживала его до конца.
FA Bobo/PIXSELL/PA Images/ТАСС
В семье родилось двое дочерей – принцессы Элизабет (будущая королева Елизавета II) и Маргарет. Герцог с супругой собирались посвятить себя воспитанию детей и общественной деятельности. Они много путешествовали: в 1924-1925 годах посетили Уганду и Судан, в 1927-м – Новую Зеландию и Австралию (в Канберре Альберт открыл здание австралийского парламента). Но все изменилось в 1936 году, когда Георг V скончался. Сразу после его смерти 20 января королем был провозглашен Эдуард. Однако на престоле он просидел недолго – всего 10 месяцев, а коронация, назначенная на май 1937 года, так и не состоялась.
Виной всему стала почти сказочная история любви. В 1931 году 37-летний Эдуард познакомился с американской светской львицей Уоллис Симпсон. Несмотря на то, что она на тот момент состояла уже во втором браке, между ними завязался роман. Эдуард не стеснялся показываться с ней на публике, Уоллис стала постоянной гостьей на королевских приемах, и при дворе даже поползли слухи об их интимной связи. Словом, все говорило о том, что это не просто мимолетная интрижка, а серьезное чувство; и если об истинных намерения миссис Симпсон ходили разные толки (многие уверяли, что ее интересовали лишь деньги и высокий статус супруги престолонаследника), то позиция Эдуарда была прозрачна: ради любимой женщины он готов был пожертвовать всем. Даже страной.
Что он и сделал 11 декабря 1936 года. Радиостанция «Би-Би-Си» транслировала обращение Эдуарда к нации, в котором он заявил: «Я нашел невозможным… исполнять обязанности короля без помощи и поддержки женщины, которую я люблю». Все могло бы сложиться иначе, одобри британский парламент этот брак, но по ряду причин тогда это считалось невозможным. Во-первых, король был не только правителем (пусть и символическим), но и помазанником Божьим, то есть номинально являлся главой англиканской церкви. А законы этой церкви были весьма суровы и не позволяли разведенным людям повторно вступать в брак, пока их бывшие супруги живы. Кроме того, Уоллис была американкой, а отношения между США и Соединенным Королевством в преддверии Второй мировой войны были весьма напряженными. Впрочем, американская пресса, как и американский народ, явно поддерживала идею брака короля и миссис Симпсон. Чего не скажешь о британцах: в массе своей они считали американцев неполноценной нацией и совершенно не хотели видеть ее представительницу в качестве королевы-консорта.
В итоге роли распределились непредсказуемым для Альберта образом: его брат стал герцогом Виндзорским, а сам он – королем Георгом VI. Коронация состоялась 12 мая 1937 года – в тот самый день, когда должен был короноваться Эдуард VIII. Надо ли говорить, что Альберт был совершенно не готов к роли самодержца: из-за своей неуверенности и проблем с речью он считал себя недостойным короны. К тому же, теперь перед ним маячили совсем не радужные перспективы: ведь король должен постоянно выступать перед публикой, быть вдохновителем нации и олицетворять собой силу и мощь монархии. Все это, конечно, никак не вязалось с образом зажатого заики. Тогда решено было нанять специалиста, который поможет королю справиться с недугом. К услугам Георга VI были десятки, если не сотни лучших логопедов мира, но выбор, к удивлению всего двора, в итоге пал на никому неизвестного врача по имени Лайонел Лог.
Логопед-самоучка
Лайонел Лог был потомком ирландцев, но родился и большую часть жизни прожил в Австралии. Его дед перебрался из Дублина в Аделаиду и открыл там пивоварню, которая впоследствии была поглощена крупной австралийской компанией. Отец Лайонела некоторое время трудился бухгалтером на фирме деда, затем стал отельным управляющим.
Но Лога-младшего не привлекал ни бизнес, ни управленческая деятельность. Однажды, размышляя над тем, какую профессию выбрать, 16-летний Лайонел случайно наткнулся на «Песнь о Гайавате» Г. Лонгфелло. Ритмичность и слог поэмы так восхитили юношу, что он решил посвятить себя изучению риторики. Окончив колледж, Лог пошел в ученики к одному из лучших преподавателей риторики в Австралии – Эдварду Ривзу. Тот вскоре сделал его своим секретарем, параллельно Лайонел также обучался музыке в консерватории. Через некоторое время он уже собирал большие залы со своими сольными концертами и приобрел славу юноши с «чистым, мощным голосом».
В 1902 году Лог сам начал обучать риторике, основал собственный клуб ораторов, а в 1911 году отправился в кругосветное путешествие, чтобы набраться опыта у зарубежных коллег и изучить новые техники ораторского искусства. В результате Логу удалось выработать собственные методики лечения различных речевых нарушений. Так, он помог многим ветеранам Первой мировой войны оправиться от заикания, возникшего вследствие контузии. Подход Лога заметно отличался от методик большинства логопедов. Он делал упор на дыхательную гимнастику и физические упражнения, а главными элементами его лечения были юмор, терпение и сочувствие. Лог старался не просто избавить своих клиентов от речевых недугов, но и придать им уверенности, повысить самооценку, научить любить себя и гордиться собой.
В 1924 году Лог вместе с женой и детьми перебрался в Лондон. Сначала он преподавал риторику в местных школах, а в 1926 году открыл собственную контору по лечению дефектов речи. Именно в том году (а не в 1936-м, как показано в фильме) Лог впервые познакомился с принцем Альбертом. В то время он еще не знал, что ему предстоит взойти на трон, однако проблемы с речью уже серьезно осложняли ему жизнь. Критической точкой стала речь, которую принц произнес на Британской имперской выставке на стадионе Уэмбли 31 октября 1925 года. Его выступление обернулось настоящей катастрофой, и с тех пор Альберт много лет боялся выступать на публике.
К счастью, рядом с ним была Елизавета, которая всегда поддерживала мужа и решила всерьез заняться его заиканием. Именно она посоветовала Альберту обратиться к Логу – и после речи на Уэмбли, и накануне Второй мировой войны. Впрочем, в Букингемском дворце ее идею восприняли без энтузиазма. Фактически Лог был самоучкой, который так и не получил высшего образования и набирался ума то у одного, то у другого специалиста, а его австралийское происхождение лишь подливало масла в огонь. Вот что пишет об этом его внук, Марк Лог, в своей книге «Король на войне: История о том, как Георг VI сплотил британцев в борьбе с нацизмом» (продолжение книги «Король говорит»):
«Мой дед работал с королем более четверти века, был верен своему пациенту, уважал его частную жизнь и не распространялся о способах лечения. Он предпочитал не выходить из-за кулис, редко давал интервью, никогда не публиковал своих работ, не допускал, чтобы его методы критически разбирали ученые мужи или изучали студенты. Кроме того, работал он всегда в одиночку. Не закончив университетского курса и не имея ученой степени, он, вероятно, чувствовал себя самозванцем и был вынужден сопротивляться не только предрассудкам почтенного медицинского сообщества, но и определенным антиавстралийским настроениям».
Победа поющего короля
Но Георг прислушался к совету жены, и уже спустя несколько занятий все заметили большой прогресс в его речи. Лог поставил королю диагноз: плохая координация гортани и диафрагмы. И в качестве лечения назначил пациенту. пение! Каждый день король не меньше часа занимался вокальными упражнениями. Сперва необычные методы Лога его смущали, но в итоге благодаря вокальной гимнастике Альберт научился расслабляться, избавляться от зажимов и мышечных спазмов, которые и были причиной заикания. В итоге к 1927 году король уже уверенно говорил по-английски, а на церемонии своей коронации произнес все клятвы без единой запинки.
Финальным аккордом в фильме Тома Хопера стала сцена, где Георг VI обращается к нации вскоре после объявления войны Германии. Благодаря занятиям с Логом пугливый и закомплексованный Берти превратился в символ британского сопротивления, стал настоящим голосом нации. Но на этом их дружба не закончилась. Лайонел продолжал заниматься с Альбертом на протяжении всей войны. Так, он помог ему составить и отрепетировать обращение к нации по случаю высадки союзников в Нормандии в 1944 году. Вот его фрагмент, приведенный в книге Марка Лога:
«Четыре года назад наша страна и вся империя в полном одиночестве противостояла гораздо более могущественному сопернику, и, оказавшись в отчаянном положении, проходила самую суровую проверку в своей истории. Божьим соизволением мы ее выдержали. Дух народа, решительный и целеустремленный, вспыхнул, точно яркий факел, зажженный от тех крошечных искр, которые никто и ничто не в силах потушить. Теперь нам опять предстоит сложная проверка. Но сейчас дело заключается не в том, чтобы бороться и выжить, а в том, чтобы бороться и одержать окончательную победу во имя добра. Снова от всех нас требуется нечто большее, чем мужество, большее, чем стойкость».
В заключении Георг призвал сограждан «к подъему духа, этому новому несокрушимому резерву», новому всплеску «того импульса решимости, с которым мы вступили в войну и пережили самое мрачное ее время». Его речь достигла сердец британцев. На следующий день все газеты поместили на первой полосе статьи о высадке в Нормандии, а Daily Mirror опубликовала торжествующий заголовок: «Берег теперь наш».
В годы войны король не только выступал с обращениями по радио, но и лично общался с народом. Вместе с супругой он регулярно посещал военные части, госпиталя и лично следил за тем, как развиваются события на фронте. Он побывал во Франции, Алжире, Триполи, Италии, Бельгии, Голландии, на Мальте, а через десять дней после высадки союзников прибыл к берегам Нормандии.
Альберт и Лайонел поддерживали отношения до конца жизни. В благодарность за его услуги и поддержку в 1937 году, за день до коронации, король сделал Лога Членом Королевского Викторианского ордена, а 2 июня 1944 года повысил его до Командора. Георг VI ушел из жизни 6 февраля 1952 года в возрасте 56 лет. Причиной его смерти стал коронарный тромбоз, развившийся на фоне атеросклероза, рака легких и ряда других заболеваний. Лайонел Лог пережил своего пациента всего на один год: его не стало 12 апреля 1953 года.
После смерти Лога его внук Марк при участии журналиста Sunday Times, писателя Питера Конради написал две книги, посвященные дружбе Георга VI и его логопеда. Основой для романов послужили личные дневники, письма, которыми король обменивался с Логом, и научные записи последнего. В итоге получилась трогательная, а главное правдивая история о дружбе, преодолении и героизме, который, как оказалось, может быть очень многогранным и порой заключается в том, чтобы просто – заговорить.