Ктц аккумулятора что это такое
Проведение КТЦ кислотного аккумулятора в домашних условиях
Аккумулятор — важная часть системы зажигания автомобиля. Однако со временем ёмкость его падает, и рано или поздно настаёт момент, когда батарея наотрез отказывается крутить стартер. Однако не стоит спешить выбрасывать старую АКБ. Вернуть её к жизни можно с помощью контрольно-тренировочного цикла — КТЦ аккумулятора.
Почему разряжается батарея
Каждый аккумулятор имеет определённую ёмкость, которая измеряется в ампер-часах. То есть, если на АКБ написано, что её ёмкость 65 А*ч, это значит, батарея способна выдавать ток силой 1 ампер в течение 65 часов. Однако на деле все далеко не так. Аккумулятор разряжается при пуске двигателя и работе электроприборов, а заряжается от автомобильного генератора.
Этот цикл никогда не бывает полным, поэтому со временем батарея «привыкает» расходовать не все электричество, аккумулированное в ней, а только его часть.
На уменьшение ёмкости могут влиять и другие факторы. Среди них:
Из-за этих причин нужно периодически проводить осмотр АКБ. Важно проверить как состояние самой батареи, так и токопроводящих клемм. Их нужно регулярно очищать от окислов и смазывать специальной смазкой.
Зачем тренировать аккумулятор
Аккумулятор нужно регулярно диагностировать: проверять его внешнее состояние, напряжение, которое он выдаёт, уровень электролита в нём. Обычно такую проверку совмещают с проведением сезонного техосмотра. Если аккумулятор плохо заряжается и быстро садится — это первый признак того, что пора провести контрольно-тренировочный цикл. В домашних условиях КТЦ аккумулятора можно провести в любом помещении, где есть вытяжка. Контрольно-тренировочный цикл кислотных аккумуляторов можно делать и в гараже, но обязательно на снятой и отключённой от всех потребителей батарее.
Проведение КТЦ аккумуляторных батарей можно поручить и специалистам. Однако эта процедура совсем несложна, и вполне по силам сделать её самостоятельно. Для этого потребуются:
Нужно помнить, что при зарядке батарей выделяется водород, поэтому помещение, в котором проводятся работы с АКБ, должно быть хорошо проветриваемым.
Стоит воздержаться от курения и пользования открытым огнём. Аккумуляторный электролит — сильная кислота, и при работе с ним нужно предпринимать все необходимые меры для защиты кожи, глаз и органов дыхания.
Порядок проведения КТЦ
Контрольно-тренировочный цикл аккумуляторных батарей начинается с зарядки. Батарею следует зарядить полностью с помощью зарядного устройства. После этого нужно проверить плотность электролита с помощью ареометра. Нормальное его значение находится в пределах 1,27 — 1,28. Если плотность больше нормы — долить дистиллированной воды. Уровень электролита должен быть на 10−15 мм выше уровня пластин. Если плотность ниже нормы, электролит лучше заменить на новый.
Следующим этапом КТЦ АКБ является её полная разрядка. Производится она так называемым десятичасовым током. Его величина определяется как 10% от номинальной ёмкости батареи. Если на батарее указана ёмкость, например, 55 А*ч, то разряжать её нужно током 55/10 =5,5 ампер. Для того чтобы точно отрегулировать значение тока, в цепь необходимо включить реостат. Однако за неимением его можно воспользоваться автомобильной лампочкой, подходящей по мощности. 5,5А*12В=66 Вт.
Лампочка подключается к АКБ в качестве нагрузки, параллельно подсоединяется вольтметр. Уровень разряда следует постоянно контролировать, чтобы не разрядить батарею «в ноль». Слишком сильный разряд некоторые батареи могут не перенести. Аккумулятор разряжается до тех пор, пока напряжение на клеммах не составит 10,3 В. Ниже разряжать нельзя.
Такой показатель моделирует полностью разряженную батарею. Теперь становится понятной её реальная ёмкость. Если с момента начала разрядки прошло, к примеру, 7,5 часов, значит, её реальная ёмкость 7,5ч*5,5А=41,25 А*ч. Таким образом, от номинальной ёмкости аккумулятора в 55 А*ч осталось только 75%.
Последним этапом КТЦ АКБ автомобиля будет его повторная полная зарядка. Ни в коем случае нельзя оставлять батарею в разряженном состоянии, это приведёт к выходу её из строя. Рекомендуется проводить не один такой цикл, а два или три.
Такая процедура позволит восстановить ёмкость аккумуляторной батареи до 90% от номинальной.
Контрольно-тренировочный цикл аккумуляторных батарей
Емкость аккумуляторных батарей измеряется в ампер-часах (Ач). При этом на корпусе батарей производители указывают номинальную емкость, которая не всегда равняется реальной. Последняя может отличаться от номинальной в пределах от 80% для отработавших определенный срок батарей до 110% и выше для новых вводимых в эксплуатацию. Это связано с тем, что в процессе эксплуатации реальная емкость постепенно меняется с сторону уменьшения ввиду воздействия таких факторов, как: условия эксплуатации, время эксплуатации, температурный режим эксплуатации режимы заряда и разряда, наличие и периодичность обслуживания и другие.
Как правило, аккумуляторные батареи считаются работоспособными до отдачи не менее 80% заявленной производителем номинальной емкости. Чтобы выявить этот предел работоспособности в процессе эксплуатации в течение всего срока службы необходимо периодически проводить проверку батарей на соответствие их заявленным характеристикам. Самый главный показатель здесь – это остаточная емкость аккумуляторов или, другими словами, фактическая, или как уже упоминалось ранее, реальная емкость на данный момент времени.
Для проведения контроля фактической емкости герметизированных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей проводится так называемый контрольно-тренировочный цикл (КТЦ), который заключается в подключении контрольной нагрузки к батарее в соответствии с технической спецификацией и разрядными таблицами завода-изготовителя для данного типа батарей до нормативного допустимо полного разряда с последующей фиксацией емкости на данный момент времени.
Периодичность проведения КТЦ не регламентирована, но рекомендуется проводить с регулярностью не реже одного раза в год и по необходимости в тех случаях, когда требуется определить отдаваемую аккумуляторной батареей емкость или оценить пригодность ее к дальнейшей эксплуатации.
Порядок проведения КТЦ
КТЦ рекомендовано проводить следующим образом.
Предварительно аккумуляторная батарея должна быть выдержана не менее 6 часов для выравнивания температуры элементов с окружающей средой помещения, где будет производиться КТЦ (20-25°С). Особенно это касается зимнего периода при отрицательных температурах.
Если температура в помещении находится в диапазоне от 18°С до 25°С, выходное напряжение зарядного устройства устанавливается равным номинальному значению зарядного напряжения, указанное производителем для данного типа аккумуляторных батарей. Точность поддержания величины зарядного напряжения при заряде должна быть не хуже ±1%. В большинстве случаев по предписанию производителей заряд батареи осуществляется постоянным напряжением 14,4-15,0В для 12-вольтовых моноблоков. Время заряда таким режимом составляет, как правило, не менее 10 часов. Ток заряда следует ограничить в пределах 0,1С10. Следует обратить внимание, что заряд необходимо провести полностью и без перерывов. Признаком окончания заряда батареи является снижение зарядного тока до величины, меньшей 1 мА на Ач номинальной емкости аккумулятора и ее стабилизации в течение последних 3 часов заряда.
Далее дать им в течение 1-2 часов отстояться для приведения повышенной температуры после заряда в нормальную в пределах 20-25°С и нормализации повышенного напряжения сразу после заряда в напряжение холостого хода (напряжение разомкнутой цепи).
После этого приступить к последующему контрольному разряду. Разряд осуществляется током 0,1С10 (или 0,1С20) до конечного напряжения 10,8 В (или 10,5 В) в зависимости от спецификации аккумуляторных батарей в соответствии с их разрядными таблицами постоянным током, представленными заводом-изготовителем, а также конечным напряжением разряда в соответствии с этими таблицами. Отданную аккумуляторной батареей емкость определяют умножением величины разрядного тока в амперах на время разряда в часах. Зафиксированная при этом снятая емкость представляет собой фактическую емкость батареи на данный момент времени.
В качестве примера можно рассмотреть вариант определения тока контрольного разряда герметизированной свинцово-кислотной аккумуляторной батареи CSB серии TPL121500 номинальным напряжением 12В номинальной емкости 150Ач. Исходя из данных таблицы завода-изготовителя ток разряда аккумуляторной батареи при 10-часовом цикле до конечного напряжения 1,80 В/Эл. должен быть равным 15,0 Ампер. Это и есть ток 0,1С10 для данной серии аккумуляторных батарей.
Учитывая, что в таблице конечное напряжение разряда указано в В/элемент, а батарея состоит из 6 элементов, то конечное напряжение для всей аккумуляторной батареи должно составлять 1,80 В/Эл. × 6 Эл. = 10,8 Вольта. То есть, это и есть то конечное напряжение до которого необходимо разряжать эту аккумуляторную батарею при проведении КТЦ.
После контрольного разряда батарею необходимо незамедлительно полностью зарядить в соответствии с Руководством по эксплуатации завода-изготовителя.
Таким образом, контрольно-тренировочный цикл позволяет не только осуществить контроль технического состояния аккумуляторных батарей и проверки отдаваемой ими емкости, но и «исправления» отстающих аккумуляторов.
Батарея считается работоспособной при отдаче на 1 цикле не менее 90-95% емкости от заявленной. Батареи выходят на свою проектную мощность после 3-5 циклов в циклическом режиме эксплуатации или через 3-6 месяцев эксплуатации в буферном режиме.
В дальнейшем в процессе эксплуатации батарея считается работоспособной до отдачи не менее 80% номинальной емкости.
Важность КТЦ для автомобильного аккумулятора
Аккумуляторы в процессе эксплуатации нуждаются в обслуживании. Даже батареи, относящиеся к классу необслуживаемых, требуют некоторых сервисных операций. В перечень таких процедур входит периодическое проведение контрольно-тренировочного цикла (КТЦ).
Что такое КТЦ
Контрольно тренировочный цикл представляет собой последовательный заряд до верхнего предела и последующий разряд до нижнего допустимого уровня. Нижняя граница составляет 1,75 вольта на элемент, что для 12-вольтового аккумулятора даст 10,5 вольт, а для 6-вольтового (мотоциклетного) – 5,25 вольт. Ниже разряжать нельзя из-за ускоренной потери емкости. Крайне желательно по окончании цикла сразу же снова зарядить АКБ, чтобы избежать снижения напряжения в результате саморазряда ниже наименьшего допустимого значения. Поэтому на практике КТЦ выполняется по принципу «предварительный заряд-полный разряд-окончательный заряд».
Значение контрольно-тренировочного цикла для АКБ
Одна из целей проведения КТЦ – определение фактической емкости аккумулятора. В момент покупки новой АКБ ее емкость примерно равна паспортной, но в процессе эксплуатации эта цифра снижается. Основные причины:
Считается, что батарея вышла из строя, если ее реальная емкость снизилась до 80% от первоначального уровня. Существуют и другие подходы:
В любом случае решение о пригодности аккумулятора к дальнейшей эксплуатации за владельцем автомобиля.
Контрольно-тренировочный цикл позволяет замерить реальную емкость, но при этом также происходит:
Это может привести к частичному восстановлению емкости.
Периодичность проведения КТЦ технической документацией не регламентируется, но обычно ее проводят раз в год. Также цикл рекомендуется проводить периодически при длительном хранении АКБ и при выводе из хранения в эксплуатацию.
Какими способами можно выполнить «тренировку»
Самый простой способ выполнить КТЦ – это подключить аккумулятор к зарядно-подзарядному устройству, имеющему такую функцию. ЗПУ зарядит батарею, потом разрядит до нужного уровня, само отследит, чтобы АКБ не ушла в глубокий разряд и вовремя отключит нагрузку. Продвинутые устройства сами измерят емкость и выдадут готовый результат. Проблема только в том, что такие зарядники дороги, и экономически нецелесообразно покупать их для личного пользования.
Такой сервис декларируется и в более дешевых устройствах, например, «Кедр Авто-4А». Но там тренировочный цикл сводится к чередованию непродолжительной зарядки с кратковременным разрядом. Это эффективно для десульфатации, но замерить в емкость таким методом не получится.
Наиболее доступный большинству автовладельцев вариант – провести разряд заряд своего аккумулятора, разрядив его вручную и пополнив уровень энергии от обычного ЗУ. Это несложно выполнить в гараже или другом приспособленном помещении.
Во время заряда аккумулятора не исключено нештатное газообразование («кипение») электролита. Процедуру надо проводить в хорошо проветриваемом помещении или на открытом воздухе.
Процесс выполнения
В первую очередь батарею надо выдержать несколько часов в помещении, в котором будет проводиться процедура. Это нужно для того, чтобы температура электролита и пластин сравнялись с температурой окружающей среды. Идеально, если температура будет в районе +20..+25 градусов. Неплохо, если +18..+27 градусов. Потом АКБ надо полностью зарядить до напряжения 12,6 вольт. Если батарея в обслуживаемом исполнении, можно дополнительно проверить уровень электролита, а также его плотность – она должна быть около 1,27 г/куб.см. Если что-то не в норме, по необходимости надо выполнить соответствующие операции – доливку электролита или добавление дистиллированной воды.
Далее аккумулятор надо выдержать еще час-два для того, чтобы повышенное напряжение заряда нормализовалось до уровня напряжения разомкнутой цепи (холостого хода). Попутно температура электролита снова сравняется с комнатной, если во время процесса пополнения энергии жидкость нагрелась.
Во время ожидания можно подготовить дополнительное оборудование и сделать несложные расчеты. Разряжать батарею надо током, составляющим около 10% реальной емкости. За особой точностью гнаться бессмысленно. Реальная емкость на момент сборки схемы разряда неизвестна, ее лишь предстоит выяснить, поэтому можно обойтись приближениями. Так, батарея заявленной емкостью 60 А*ч (эта цифра обычно указана на шильдике АКБ) через два года эксплуатации может снизить емкость процентов на 10. Задавшись предполагаемой цифрой в 54 А*ч, можно выбрать ток разряда в 5..5,5 ампер.
Для этого подойдет эквивалент нагрузки с сопротивлением R=U/I, приблизительно от 2,2 до 2,5 ом. Мощность должна быть P=U*I=12*5=60 ватт. Можно взять резистор соответствующих параметров, но такой найти непросто. Его можно сделать составным, включив несколько резисторов меньшей мощности, но большего сопротивления, параллельно. Подойдет «батарея» из 6 десятиваттников по 15 ом.
Еще лучше в качестве нагрузки применить автомобильную лампу (или несколько параллельно соединенных). Такие лампы имеют ряд преимуществ:
Лампа (или их группа) подбирается сразу по мощности – в приведенном примере она должна составлять 55..65 ватт.
Не стоит применять светодиодные лампы – их потребляемая мощность невелика. Для достижения потребной нагрузки их придется применить нерационально много.
Подключив нагрузку, надо засечь время. Также желательно измерить разрядный ток. Одного замера, в принципе, достаточно, но можно несколько раз проконтролировать ток в течение всей разрядки, а потом его усреднить – точность будет повыше. Если амперметра нет, можно пользоваться расчетным значением:
В этом случае погрешность будет выше, но останется в рамках приемлемой.
Напряжение на клеммах аккумулятора надо контролировать каждые 30 минут, а при снижении до уровня 11 вольт – каждые 10..15 минут или чаще. Из разрядных кривых видно, что при снижении напряжения ниже 11 вольт падение выходного уровня резко ускоряется. Есть шанс упустить время и разрядить батарею ниже допустимого уровня.
Как только напряжение достигнет 10,5 вольт, надо:
Если конструкция батареи допускает возможность замера напряжения на отдельных банках, зарядку надо прекращать в тот момент, когда уровень хотя бы одного элемента достигнет порога в 1,75 вольт.
Если первый контрольный разряд аккумуляторной батареи показал, что ее емкость снизилась до 80% от паспортной или ниже, есть смысл сразу же провести повторный КТЦ. Если второй цикл показал, что по итогам первого разряда-заряда емкость батареи частично восстановилась, то целесообразен и третий подряд КТЦ. Если же после первой попытки параметры АКБ не улучшились, надо принимать решение о возможности дальнейшей эксплуатации батареи.
Для наглядности смотрите видео.
Проведение контрольно-тренировочного цикла позволяет не только определить фактическое состояние батареи, но и увеличить срок ее эксплуатации. Это увеличивает надежность эксплуатации техники и приносит заметный экономический эффект.
Делаем КТЦ автомобильного аккумулятора самостоятельно
Многие автовладельцы сталкиваются с ситуацией, когда неплохой, по отзывам, аккумулятор прослужил намного меньше заявленного производителем срока. Поиск возможных причин зачастую оказывается безрезультатным, мнение экспертов сводится к тому, что такую батарею лучше просто выбросить, заменив её на новую.
Но не спешите слепо следовать таким советам. Если батарея не желает принимать заряд, можно попробовать научить её этому, выполнив особую тренировку, именуемую КТЦ.
Что такое КТЦ
Классический кислотный аккумулятор имеет ограниченный ресурс – способность пластин держать заряд со временем неизбежно падает, что и является основной причиной преждевременного отказа батареи в запуске мотора.
Этому способствуют и преобладающие условия эксплуатации транспортного средства: езда в городском цикле с частыми поездками на небольшие расстояния, проживание в регионе с холодным климатом.
Все эти факторы, как и игнорирование своевременного обслуживания АКБ, влияют на срок «жизни» батареи. Но даже при идеальных условиях зачастую бывает так, что аккумулятор всё равно служит гораздо меньше заявленного срока.
Продлить его помогает специальная процедура, именуемая контрольно-тренировочным циклом АКБ, рекомендуемая периодичность её проведения – каждые полгода. Подобная тренировка действительно способна творить чудеса.
КТЦ проводится для восстановления аккумуляторных батарей, подвергшихся полному разряду или эксплуатирующихся длительное время. Благодаря этому циклу появляется возможность улучшить и частично восстановить утраченные способности батареи накапливать и держать заряд.
Для самостоятельного проведения процедуры потребуется наличие ареометра (для измерения плотности электролита), мультиметра и электрическая нагрузка с конкретными параметрами.
Зачем тренировать аккумулятор
Уход за аккумулятором предполагает регулярную проверку его состояния:
Как правило, такую диагностику осуществляют при проведении планового техосмотра. Но если все показатели в норме, а батарея заряжается не полностью и садится слишком быстро, стоит подумать о проведении контрольно-тренировочного цикла. В ряде случаев он позволяет восстановить первоначальные характеристики АКБ.
Тренировка автомобильного аккумулятора не так сложна, как кажется, хотя и требует немалых временных затрат. Можно, конечно, поручить выполнение этой процедуры специалистам, но многие автовладельцы предпочитают делать это самостоятельно, при условии наличия соответствующих измерительных приборов и проветриваемого помещения. Последнее условие важно, поскольку в процессе зарядки батареи выделяется взрывоопасный водород. В любом случае пользование огнём в непосредственной близости от места проведения работ категорически запрещено. Не забываем и об использовании индивидуальных средств защиты от раствора серной кислоты, являющегося рабочей жидкостью кислотных аккумуляторов.
Как выполнить КТЦ аккумулятора в домашних условиях
Классический цикл тренировки батареи включает три этапа:
Важно в точности соблюдать схему выполнения КТЦ своими руками, которая предполагает проведение предварительных просчётов необходимых параметров в зависимости от состояния батареи.
Предварительный заряд
При использовании заводского автоматического зарядного устройства процесс предварительной зарядки будет исключительно простым, потребуется подключить ЗУ к АКБ и дождаться завершения процесса. После этого нужно измерить плотность электролита ареометром во всех банках, и подкорректировать её в случае несоответствия номинальным показателям.
При отсутствии автоматического режима зарядку следует выполнять, производя предварительные замеры плотности, на основании которых, зная ёмкость батареи, можно узнать степень заряда АКБ. Для этого воспользуйтесь следующей таблицей:
Плотность, г/см 3 | Напряжение, В | Заряд АКБ, % |
1.8 | 12.72 | 100 |
1.24 | 12.50 | 75 |
1.20 | 12.35 | 50 |
1.16 | 12.10 | 25 |
Зная ёмкость батареи, можно определить потерю ёмкости, воспользовавшись формулой ПЕ=Е*ПР/100, где ПЕ – искомая величина, Е – ёмкость батареи, ПР – процент заряда.
Так, для 60-амперного аккумулятора, заряженного на три четверти, потеря ёмкости составит 60*75/100=45 А*час.
При зарядке учитываем, что начальное значение тока должно составлять 10% от ёмкости. Время заряда рассчитывают по формуле Т=2*ПЕ/ТЗ, где Т – искомая величина, ТЗ – величина зарядного тока. В нашем примере Т=2*45/6=15 часов.
Разумеется, расчётные величины могут отличаться от реальных, поскольку в силу вступают многие мелкие факторы, учесть которые довольно сложно. Чтобы не ошибиться со временем окончания зарядки, измерьте плотность электролита и напряжение на клеммах батареи. При плотности порядка 1.28 г/см 3 и напряжении 12.7 В процедуру КТЦ предварительной зарядки автомобильного аккумулятора можно прекращать.
Разряд аккумулятора в рамках тренировочного цикла
Следующий шаг – полная разрядка батареи. Этот процесс – не произвольный, просто подключить мощную нагрузку нельзя, разряжать также нужно по чёткому алгоритму нагрузкой со строго определёнными параметрами.
Начальный ток, как и при разряде, должен составлять примерно 9% от ёмкости, это так называемый десятичасовой режим. Рассчитав ток нагрузки, подбираем автомобильную лампочку соответствующего номинала, она и будет выступать в качестве нагрузки. Чтобы определить мощность лампы, умножаем показатель тока заряда на номинал напряжения. Для 60-амперной АКБ ток разряда должен быть 5.4 ампера, вольтаж автомобильных ламп известен – 12 В. Следовательно, нам нужна лампочка мощностью 5.4*12=64.8 Вт.
Теперь возникает вопрос, до какого напряжения нужно разряжать аккумулятор при проведении КТЦ?
Измерять этот параметр, как и температуру электролита, следует каждые 2 часа после подключения нагрузки. Как только напряжение снизится до 1.85 В, частоту замеров следует увеличить в 8 раз, то есть проводить измерения каждые 15 минут. При падении напряжения до 1.75 В измерения проводят непрерывно, пока показатель не упадёт до 1.70 В – это и будет признаком окончания разряда аккумулятора.
Если батарея разряжается очень быстро, можно утверждать, что она практически исчерпала свой ресурс, и здесь никакие тренировки не в состоянии вернуть допустимые значения ёмкости и способности держать заряд.
При проведении контрольного разряда всегда записывайте время начала и окончания процедуры, равно как и измеряемые показатели, температуру электролита и напряжение. Это позволит определить, насколько быстро деградирует АКБ.
Заряжаем разряженную батарею
Правильное проведение КТЦ аккумулятора требует завершения процедуры в виде полной зарядки батареи. Она выполняется точно так же, как на первом, предварительном этапе.
Если есть время, желательно такой тренировочный цикл повторить ещё несколько раз, после чего произвести чистку поверхности аккумулятора от остатков электролита, заодно очистив и его клеммы.
КТЦ АКБ позволяет произвести максимально полную, насколько это возможно, зарядку батареи, в определённой мере восстановить её работоспособность и, как уже отмечалось, определить текущее состояние источника питания и степень его деградации. Обычно длительность полного цикла тренировки составляет 1–2 дня, если проводится несколько таких циклов – время увеличивается соответственно. Важно отметить, что и зарядка, и разряд АКБ должны производиться под контролем автовладельца.
Напоследок несколько слов об используемом зарядном устройстве. Если у вас установлен обычный свинцово-кислотный аккумулятор, можно использовать практически любое ЗУ, в том числе устаревшие аналоговые, лишь бы имелась возможность устанавливать вольтаж/ампераж.
Обладание современными необслуживаемыми батареями (кальциевыми, гелиевыми, АГМ) требует использования программируемой интеллектуальной зарядки. Большим плюсом будет наличие автоматического режима.