Кубрякова что такое словообразование

Книга: Е. С. Кубрякова «Что такое словообразование»

Издательство: «Наука» (1965)

Формат: 84×108/32, 80 стр.

Другие книги автора:

Кубрякова что такое словообразование. Смотреть фото Кубрякова что такое словообразование. Смотреть картинку Кубрякова что такое словообразование. Картинка про Кубрякова что такое словообразование. Фото Кубрякова что такое словообразование
КнигаОписаниеГодЦенаТип книги
Части речи в ономасиологическом освещенииВ монографии крупного отечественного языковеда Е. С. Кубряковой дан подробный анализ возникновения частей речи в свете теории номинации, рассмотрена их классификация по осуществляемым номинативным… — ЛКИ, (формат: 60×90/16, 120 стр.) Подробнее.2012282бумажная книга
Язык и знаниеСобранные в настоящем томе публикации освещают принципы и установки той новой парадигмы знания в отечественной лингвистике, которая получила название когнитивно-дискурсивной, и показано, как… — Языки Славянской Культуры, электронная книга Подробнее.2004352электронная книга
В поисках сущности языка. Когнитивные исследованияВ настоящем издании собраны последние работы Е. С. Кубряковой – выдающегося лингвиста, создателя ономасиологического направления в отечественной лингвистике, основателя когнитивно-дискурсивной… — Языки Славянской Культуры, Разумное поведение и язык. Language and Reasoning электронная книга Подробнее.2012180электронная книга
Номинативный аспект речевой деятельностиВ монографии крупного отечественного языковеда Е. С. Кубряковой исследуются лингвистические основы речевой деятельности, в частности роль в ней номинативного компонента языка. Подробно освещены… — Либроком, (формат: 60×90/16, 160 стр.) Подробнее.2016309бумажная книга
Основы морфологического анализа. На материале германских языковМонография крупного отечественного языковеда Е. С. Кубряковой является исследованием по теоретической морфологии, обобщающим опыт последних десятилетий как в отечественном, так и в зарубежном… — ЛКИ, (формат: 60×90/16, 328 стр.) Подробнее.2012649бумажная книга
Части речи в ономасиологическом освещенииВ монографии крупного отечественного языковеда Е. С. Кубряковой дан подробный анализ возникновения частей речи в свете теории номинации, рассмотрена их классификация по осуществляемым номинативным… — ЛКИ, Подробнее.2010294бумажная книга
Номинативный аспект речевой деятельностиВ монографии крупного отечественного языковеда Е. С. Кубряковой исследуются лингвистические основы речевой деятельности, в частности роль в ней номинативного компонента языка. Подробно освещены… — Либроком, (формат: 60×90/16, 160 стр.) Подробнее.2016404бумажная книга

См. также в других словарях:

Словообразование — Словообразование 1) образование слов, называемых производными и сложными, обычно на базе однокорневых слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью аффиксации (см. Аффикс), словосложения, конверсии и других формальных средств.… … Лингвистический энциклопедический словарь

Словообразование — 1) процесс или результат образования новых слов, называемых производными, на базе однокорневых слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов, которые служат для семантического переосмысления или уточнения … Большая советская энциклопедия

Словообразование немецкого языка — Словообразование немецкого языка это раздел немецкого языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования, опираясь на модельный аппарат. Последний является классификацией всех известных способов словопроизводства, включающих… … Википедия

СССР. Общественные науки — Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… … Большая советская энциклопедия

слово — основная единица языка и речи. Как лингвистическая единица, имеет два аспекта: план выражения (звуки или буквы, из которых оно состоит) и план содержания (значение, отсылка к тому предмету или понятию, которое оно означает). Слово состоит из… … Литературная энциклопедия

Обналичка — В данной статье или разделе имеется избыток цитат либо слишком длинные цитаты. Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами. Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике или в Викитеке … Википедия

Слово — СЛОВО одно из труднейших общих понятий языковедения, к сожалению еще мало разработанное. Несмотря на то, что сам человеческий язык определяется обычно, как «язык слов» в отличие от языка нерасчлененных представлений у животных, языка жестов у … Словарь литературных терминов

Железо — (Ferrum) Металл железо, свойства металла, получение и применение Информация о металле железо, физические и химические свойства металла, добыча и применение железа Содержание Содержание Определение термина Этимология История железа Происхождение… … Энциклопедия инвестора

Числительное — Числительное класс полнозначных слов, обозначающих число, количество, меру и связанные с числом мыслительные категории порядка при счёте, кратности (повторяемости), совокупности. В соответствии с этими значениями выделяются различные виды… … Лингвистический энциклопедический словарь

Календарь из Гезера — Воспроизведение таблички Гезера в Гезере (Израиль) Календарь из Гезера известняковая табличка (11.1х7.2 см), найденная в 1908 году Робертом Макалистером при раскопках Тель Гезера. Находка была передана в турецкий археологический музей в Стамбуле … Википедия

Грамматика — (от греческого grammata «письмена», «писания»). В первоначальном понимании слова Г. совпадает с наукой о языковых формах вообще, включая и изучение элементов звуковой формы звуков или, как выражаются вплоть до начала XIX в., «букв»; это включение … Литературная энциклопедия

Источник

Кубрякова Е.С.. Книги онлайн

Кубрякова что такое словообразование. Смотреть фото Кубрякова что такое словообразование. Смотреть картинку Кубрякова что такое словообразование. Картинка про Кубрякова что такое словообразование. Фото Кубрякова что такое словообразование

Елена Самойловна (Самуиловна) Кубрякова (29 октября 1927, Москва — 27 июня 2011, Москва) — советский и российский лингвист, доктор филологических наук, профессор.

Окончила Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова в 1951 году.

С 1959 года работала в Институте языкознания Российской Академии наук.

Е.С. Кубрякова — автор многочисленных трудов, хорошо известных широкому кругу специалистов в России и за рубежом. Её фундаментальные исследования заложили основы многих крупных направлений лингвистической мысли: теории языковой номинации, деривационной ономасиологии, теории частей речи, изучения языковой картина мира, языковой категоризации. Являлась одним из ведущих специалистов в когнитивной лингвистике, и с её именем связано возникновение в отечественном языкознании когнитивно-дискурсивного направления.

Е. С. Кубрякова опубликовала свыше 360 научных трудов. Автор монографий «Что такое словообразование» (1965), «Основы морфологического анализа» (1974), «Части речи в ономасиологическом освещении» (1978), «Типы языковых значений. Семантика производного слова» (1980), «Морфонология в описании языков» (1983), «Номинативный аспект речевой деятельности» (1986), «Части речи с когнитивной точки зрения» (1997), «Язык и знание» (2004), «Теория номинации и словообразование» (2010). Созданный ею совместно с В.З. Демьянковым, Ю.Г. Панкрацем, Л.Г. Лузиной «Краткий словарь когнитивных терминов» (1996), а также другие работы Е.С. Кубряковой, способствовали становлению когнитивной лингвистики как отдельного направления в в отечественном языкознании.

Вокруг Елены Самойловны Кубряковой сложилась одна из самых действенных научных школ в России — целое «Кубряковское братство», в котором 22 доктора и 40 кандидатов филологических наук.

Книги (9)

В книге собраны последние работы Е.С. Кубряковой — выдающегося лингвиста, создателя ономасиологического направления в отечественной лингвистике, основателя когнитивно-дискурсивной парадигмы лингвистического исследования как одного из ведущих направлений когнитивной науки в нашей стране, автора новаторских идей и новых подходов к описанию языковых явлений.

Работы, представляемые вниманию читателя, были опубликованы в 2005–2011 гг. в нескольких выпусках сборника «Когнитивные исследования языка», изданных Институтом языкознания РАН совместно с Тамбовским государственным университетом им. Г.Р. Державина, а также в журнале «Вопросы когнитивной лингвистики» и в некоторых других сборниках научных трудов последних лет.

Книга представляет собой дальнейшее развитие и разъяснение тех ключевых понятий когнитивной науки и когнитивной лингвистики, которые содержатся в «Кратком словаре когнитивных терминов» (1996), изданном под редакцией Е.С. Кубряковой.

Статьи расположены в тематическом порядке и дают представление о современном состоянии когнитивной лингвистики.

В сборнике статей публикуются работы по проблемам деривации различных единиц языка — предложения, слова, фразеологизма.

В нем освещаются как общетеоретические вопросы (соотношение истории и синхронии языка, статики и динамики и др.), так и конкретные вопросы описания деривационных отношений и процессов в русском, английском и других языках.

В монографии крупного отечественного языковеда Е.С. Кубряковой исследуются лингвистические основы речевой деятельности, в частности, роль в ней номинативного компонента языка. Подробно освещены отдельные этапы порождения речи, в том числе вербальные и превербальные; предложен развернутый анализ существующих моделей порождения речи.

Рекомендуется филологам всех специальностей, психологам, аспирантам филологических и психологических факультетов вузов, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами языковой и речевой номинации, порождения речи и исследованием различных сторон речевой деятельности.

Монография крупного отечественного языковеда Е.С. Кубряковой является исследованием по теоретической морфологии, обобщающим опыт последних десятилетий как в отечественном, так и в зарубежном языкознании. Строится она на богатом фактическом материале всех современных германских языков, а также на материале русского языка.

Рекомендуется специалистам по германским языкам и общему языкознанию, лингвистам других направлений, аспирантам языковых специальностей.

В сборнике представлены материалы, отражающие современные аспекты исследования процессов категоризации и концептуализации мира в языке. Рассматриваются типы категорий и их статус в языке. Описываются особенности категорий различных наук, большое внимание уделяется уровневой категоризации естественного языка.

Издание адресовано филологам, аспирантам, студентам вузов, а также всем, кто интересуется когнитивными исследованиями в лингвистике.

Книга посвящена проблеме оценочных значений и способам их выражения в языке. Рассматриваются общие вопросы семантики и структуры оценки, специфика основных элементов оценочной структуры, функциональные особенности оценочных высказываний в целом.

Для филологов-романистов и специалистов по общему языкознанию, интересующихся проблемами семантики и прагматики.

В монографии крупного отечественного языковеда Е.С. Кубряковой дан подробный анализ возникновения частей речи, их классификация по осуществляемым ими номинативным функциям, раскрывается связь между именем и деятельностью человека.

Рекомендуется филологам всех специальностей, философам, психологам, всем, кого интересуют теоретические проблемы языка.

Соавтор: Шахнарович А.М., Сахарный Л.В.

Посвящена проблемам речевой деятельности и происхождению языковой способности. Речевая деятельность рассматривается с точки зрения говорящего, описываются в деталях различные стадии порождения речи, в том числе и действующие до говорения.

Вместе с механизмами порождения речи особое внимание уделено внутреннему лексикону, который рассматривается как комплекс различных единиц (морфем, слов, правил, схем). В книге рассматриваются и другие вопросы: сущность и основные этапы развития языковой способности, ряд аспектов грамматики речи.

Для специалистов в области когнитивной психологии, лингвистов, философов, занимающихся языковыми проблемами.

На пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира.

Собранные в настоящем томе публикации освещают принципы и установки той новой парадигмы знания в отечественной лингвистике, которая получила название когнитивно-дискурсивной, и показано, как органично вписывается в эту парадигму теория номинации. Здесь получают свое подробное описание те разнообразные связи, которые существуют между языковыми структурами и структурами знания, и предлагается анализ роли языка в познавательных процессах разного типа и обработке получаемой в результате этих процессов информации.

В книге рассматривается широкий круг проблем современной теории языка и уточняются многие ключевые понятия, относящиеся как к характеристике разных единиц системы языка (от частей речи до текста и дискурса), так и совокупности терминов, важных для когнитивного подхода к явлениям языка и описания последних в когнитивном плане.

Книга может рассматриваться как своеобразное введение в когнитивную лингвистику, особенно грамматику и словообразование. Издание рассчитано на аспирантов и специалистов в области общего языкознания.

Источник

Лингвистический энциклопедический словарь

Словообразова́ние —

1) образование слов, называемых производными и сложными, обычно на базе однокорневых слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью аффиксации (см. Аффикс), словосложения, конверсии и других формаль­ных средств. 2) Раздел языкознания, изуча­ю­щий все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов. Слово­обра­зо­ва­ние, обеспе­чи­вая процесс номинации и его результаты, играет важную роль в классифи­ка­ци­он­но-познава­тель­ной деятельности человека и выступает как одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а также установления связей между отдельными частями речи. Будучи учением о созда­нии новых названий как мотивированных однословных знаков языка, слово­обра­зо­ва­ние может рассма­три­вать­ся как часть ономасио­ло­гии. Оно изучает производные и сложные слова в динамическом («как делаются слова») и в статическом («как они сделаны») аспектах (Л. В. Щерба), как в диахроническом (см. Диахро­ния), так и в синхронном (см. Синхрония) отношениях. Суще­ству­ет вместе с тем точка зрения, что слово­обра­зо­ва­ние всегда диахронно (О. Н. Трубачёв). Однако фактически теория слово­обра­зо­ва­ния может пред­ска­зы­вать появление новых слов и условия такого появления, а также выяв­лять правила, по которым говорящий создаёт новые производные и сложные слова в синхронии, на данном этапе развития языка.

Сложность системы слово­обра­зо­ва­ния обусловливается: 1) тесными связями с другими уров­ня­ми языка — фонологией, морфонологией, морфологией, синтаксисом и грамматикой в целом; 2) исключи­тель­ной подвижностью системы и невозможностью проведения жёстких границ между её потенциями и фактической реализацией, между слово­обра­зо­ва­ни­ем и слово­из­ме­не­ни­ем; 3) трудно­стью дифферен­ци­а­ции синхронии и диахронии; 4) большим количе­ством и разно­обра­зи­ем представлен­ных здесь единиц (начиная от мельчайшей слово­обра­зо­ва­тель­ной морфе­мы — аффикса и кончая слово­обра­зо­ва­тель­ны­ми категориями и другими объединениями производных) и соответ­ственно значи­тель­ным числом теорети­че­ских понятий, необходимых для адекватного описания системы (ср. слово­обра­зо­ва­тель­ное гнездо, слово­обра­зо­ва­тель­ный ряд, слово­обра­зо­ва­тель­ная парадигма, слово­обра­зо­ва­тель­ный тип и т. п.); 5) разно­обра­зи­ем и коммуникативной значимостью самих функций слово­обра­зо­ва­ния.

В зависимости от использованных в акте слово­обра­зо­ва­ния формаль­ных средств оно делится иногда на словопроизводство (при использовании средств аффиксации — суффикса­ции и префикса­ции), слово­сло­же­ние (при участии в акте слово­обра­зо­ва­ния по крайней мере двух полнозначных единиц), конвер­сию (при переходе, или транспозиции, слов из одной части речи в другую), аббревиацию (при наличии сокращения исходных слов) и т. п. Образование новых слов (с помощью формаль­ных средств) нередко именуется также деривацией, производные же и сложные слова как результаты процесса дерива­ции обозначаются тогда общим термином «дериваты». В зарубежной лингвистике существует тенден­ция прирав­ни­вать слово­обра­зо­ва­ние к деривационной морфологии как учению о формаль­ных свойствах дериватов и реализующих их морфо­ло­ги­че­ских структурах.

Основными понятиями теории слово­обра­зо­ва­ния являются: понятие мотивации (мотиви­ро­ван­но­сти) как семантической обусловленности значения производного и сложного слов значениями их составляющих; в акте слово­обра­зо­ва­ния одни единицы выступают в качестве источника мотивации, в связи с чем другие — результативные — рассматриваются как обусловленные мотивированные (ср. «он носит письма» и «письмоносец»); понятие слово­обра­зо­ва­тель­ной производ­но­сти, основан­ное на формаль­ной и семанти­че­ской выводимости свойств производного из свойств исходных, или произ­во­дя­щих, единиц. Применение этих понятий позволяет рассматривать производное слово как такую структуру, внутренняя форма которой соответствует выражаемому ею содержанию и которая строится как двучленное, бинарное образование из отсылочной и формантной частей. Отсылочная часть, состоящая из основы или основ мотивирующих слов, отсылает к источнику мотивации и служит способом сохранить содержащиеся в ней полнозначные единицы в структуре деривата (ср. «он учится в школе» и «школьник», «он преподаёт» и «преподаватель»); формантная часть, состоящая из форманта, использованного в акте слово­обра­зо­ва­ния, служит выражению нового значения у деривата по сравнению с мотивировавшим его словом (ср. ‑ник в «школьник», ‑тель в «преподаватель»). Важным понятием теории слово­обра­зо­ва­ния является понятие слово­обра­зо­ва­тель­но­го правила, разра­ба­ты­ва­е­мое как советскими (Е. С. Кубрякова, И. С. Улуханов), так и зарубежными (М. Аронов, Ф. Планк, В. Дреслер, С. Скализе и др.) лингвистами. Оно связано с определением законо­мер­но­стей, наблюдаемых при создании морфо­ло­ги­че­ских структур производных слов и выражений ими новых значений. Слово­обра­зо­ва­тель­ные правила описывают особенности моделирования производных слов в процессах деривации, отмечают диапазон их действия в языке, характе­ри­зу­ют наблюдаемый процесс с точки зрения его регулярности​/​нерегулярности, продуктивности​/​непродук­тив­но­сти, включают указа­ние на базу деривации, используемый формаль­ный приём, категориальные и семантические признаки баз и результатов деривации, сочетаемостные свойства морфем и их морфонологические преобра­зо­ва­ния, а также разного рода ограни­че­ния (фонети­че­ские, морфо­ло­ги­че­ские, семанти­че­ские и прагма­ти­че­ские), действу­ю­щие при проведении правила. Последние нередко характе­ри­зу­ют­ся как блоки­ру­ю­щие действие правила. Аппарат описания системы правил включает представления о после­до­ва­тель­но­сти применения разных правил, их цикличности, возмож­но­сти рекурсивности и иерархии; а также о способах дифферен­ци­а­ции слово­обра­зо­ва­тель­ных правил и правил словоизменения. Введе­ние этого понятия знаменовало важный шаг в процессуальном рассмотрении слово­обра­зо­ва­ния и в обращении к трудным проблемам синтеза, или «порождения» производных и сложных слов (Кубрякова, Улуханов, Е. Л. Гинзбург, И. Г. Милославский, Л. В. Сахарный и другие).

Ключом к правильной интерпретации деривата является соотнесение его морфо­ло­ги­че­ской и слово­обра­зо­ва­тель­ной структур: в результате морфо­ло­ги­че­ско­го анализа произво­дит­ся выделение в произ­вод­ном его минимальных составных элементов — морфем; выделенные морфемы соотносятся далее с отсылочной и формантной частями деривата, благодаря чему устанавливается строение каждой из них. Так, морфо­ло­ги­че­ский анализ позволяет выделить в слове «мореплаватель» морфемы мор‑, ‑е‑, плав‑, ‑а- и ‑тель, а слово­обра­зо­ва­тель­ный — определить части мор- и плав-а- как отсылочные, а ‑е- и ‑тель — как формантные, что и ведёт к идентификации данного слова как сложнопроизводного образования. Целью слово­обра­зо­ва­тель­но­го анализа можно считать установление отношений слово­обра­зо­ва­тель­ной производ­но­сти между дериватом и исходной для него единицей и, следовательно, определение источ­ни­ка мотивации и средств его отражения в структуре деривата, с одной стороны, способов его формаль­но­го преобра­зо­ва­ния — с другой, и путей формирования нового значения в данной морфо­ло­ги­че­ской структу­ре — с третьей. Новое значение, возникающее в деривате в результате соединения данной отсылоч­ной части с данной формантной частью и в результате самого формирования этих частей в акте слово­обра­зо­ва­ния, называется слово­обра­зо­ва­тель­ным значением, которое может быть опреде­ле­но либо по значению формантной части деривата, когда его непосредственным носителем считают деривационный, или слово­обра­зо­ва­тель­ный, формант, либо более широко — как результат воздействия данного форманта с его категориально-грамматическими и лексическими характе­ри­сти­ка­ми на данную производящую основу (основы) и их категориально-грамматического и лексического значения. Слово­обра­зо­ва­тель­ное значение представляет собой формаль­но выраженный тип значения, проходящий в целой серии мотивированных слов с одним и тем же формантом (ср. «синеть», «зеле­неть», «белеть» и т. п. ‘становиться синим, зелёным’ и т. п.). Среди слово­обра­зо­ва­тель­ных значе­ний выделяются как более общие, транспозиционные значения, связанные с приобретением образующимся словом значения той части речи, в которую оно транспони­ру­ет­ся, т. е. предметности при транспозиции в класс существительных (ср. «играть — игра», «ходить — ходьба», «моло­дой — молодость»), процес­су­аль­но­сти при транспозиции в класс глаголов (ср. «старый — стареть», «вдова — вдоветь», «руль — рулить», «ах — ахать»), признаковости при транспозиции в класс прилагательных (ср. «лес — лесной», «вчера — вчерашний»), так и более конкрет­ные — модификационные значения. Среди значений этого последнего типа нередко выделяются уменьшительные (ср. «дом — домик», «белый — беленький»), увеличительные (ср. «дом — домище», «большой — большущий») или другие усилительные или коли­че­ствен­ные значения (ср. «кричать — раскричаться», «сохнуть — иссохнуть», «толкать — толкнуть», «ходить — хаживать» и т. п.). Важную роль играют в системе слово­обра­зо­ва­ния также класси­фи­ци­ру­ю­щие значения — значения носителя признака, произво­ди­те­ля действия, вместилища чего-либо и т. д.

С распространением ономасиологического подхода к явлениям слово­обра­зо­ва­ния слово­обра­зо­ва­тель­ное значение стали рассматривать как сложно структурированное значение, выражающее особый тип отношения между ономасиологическим базисом данного слова и его ономасиологическим призна­ком, фиксируемый реально присутствующим или же подразу­ме­ва­е­мым ономасиологическим предика­том (ср. «школьник», где базис ‑ник формирует значение ‘тот, кто’, а признак «школа» приписан базису посредством подразумеваемого предиката «учиться», или «учитель», где базис ‑тель уточняется за счёт предиката «учить», само же отношение выступает как складывающееся между тем, кто совершает нечто, и тем, что именно он совершает).

Хотя в отечественном языкознании описание явлений слово­обра­зо­ва­ния имеет давние традиции (глав­ным образом работы И. А. Бодуэна де Куртенэ, Ф. Ф. Фортунатова, Н. В. Крушевского), самостоя­тель­ным объектом изучения слово­обра­зо­ва­ния становится лишь с середины 40‑х гг. 20 в., а выделение слово­обра­зо­ва­ния в отдельную лингвистическую дисциплину происходит примерно к концу 60‑х гг. Основы новой теории слово­обра­зо­ва­ния в СССР были заложены работами М. М. Покровского и Щербы, А. И. Смирницкого и Г. О. Винокура, М. Д. Степановой и В. М. Жирмунского и особенно трудами В. В. Виноградова, показавшего тесную связь слово­обра­зо­ва­ния с лексикологией, с одной стороны, и с грамматикой — с другой, и впервые выдвинувшего конструктивный тезис об особом месте слово­обра­зо­ва­ния в кругу лингвистических дисциплин. К трудам Винокура восходят важные идеи о специфике произ­вод­но­го слова как носителя особого типа значения — слово­обра­зо­ва­тель­но­го значения.

Становление теории слово­обра­зо­ва­ния прошло несколько этапов, связанных с выдви­же­ни­ем на каждом из них в качестве преобладающего одного из следующих подходов: морфо­ло­ги­че­ско­го, когда акт создания деривата рассматривался в терминах комбина­то­ри­ки морфем и когда минимальной единицей слово­обра­зо­ва­ния считалась морфема; в этот период явления слово­обра­зо­ва­ние рассма­три­ва­лись через призму морфологии и иногда чётко от неё и не отличались; структурно-семанти­че­ско­го, когда был поставлен вопрос о соот­но­ше­нии структуры и семантики производного слова, в част­но­сти о соот­но­ше­нии морфо­ло­ги­че­ско­го и слово­обра­зо­ва­тель­но­го анализа и когда в центре внимания находились вопросы о критериях отношений слово­обра­зо­ва­тель­ной производ­но­сти и направлении этих отношений, а также соответствии​/​несоответствии формаль­ной и семантической производ­но­сти слова; в это же время в практику слово­обра­зо­ва­тель­но­го анализа вошло понятие мотивированности произ­вод­но­го слова и противо­по­став­ле­ния источника мотивации и мотивированных единиц. В русле этого же направления были произведены первые попытки определить слово­обра­зо­ва­тель­ное значение и объяс­нить его природу.

С конца 60‑х — начала 70‑х гг. начинается интенсивная разработка проблем слово­обра­зо­ва­ния в СССР и за рубежом и полемика о месте слово­обра­зо­ва­ния в динамических (порождающих) моделях языка и о его принадлежности к лексике или грамматике. С этого времени можно говорить о наличии параллельно развивающихся и нередко пересекающихся друг с другом трёх направлений в изучении слово­обра­зо­ва­ния: синтаксическом, трансформационном, порождающем (начало которому было положено работами Н. Хомского, Р. Лиза и которое быстро вызвало к себе критическое отношение со стороны многих советских и зарубежных исследователей и подверглось ревизии даже со стороны его создателей), когда семантику и структуру дериватов разных типов пытались объяснить процессуально на основе разных синтаксических конструкций и когда понятие слово­обра­зо­ва­тель­но­го правила стали связывать с восстановлением цепи переходов, необходимых для превращения исходных синтаксических конструкций в соответствующих дериват (ср. «он чистит трубы» и «он трубочист»; «он занимается романскими языками и литературами» и «он романист», «он приехал» и «его приезд» и т. п.); ономасиологическом, когда слово­обра­зо­ва­ние стали рассматривать с точки зрения теории номина­ции и осуществления номинативной деятель­но­сти говорящего и когда в практику слово­обра­зо­ва­тель­но­го анализа были введены понятия ономасиологического базиса, ономасиологического призна­ка связки и ономасио­ло­ги­че­ской категории; истоки такого подхода — в работах польских и чехо­сло­вац­ких лингвистов (особен­но М. Докулила); функционально-семанти­че­ском, синтези­ру­ю­щем достиже­ния динамического и ономасиологического подходов и ставящих на первый план проблемы, связанные с семантикой, функционированием и созданием производных и сложных слов в живой речи и тексте.

В СССР активно разрабатывались и разрабатываются проблемы слово­обра­зо­ва­тель­но­го гнезда и других слово­обра­зо­ва­тель­ных объединений (работы А. Н. Тихонова, П. А. Соболевой, Гинзбурга и других), проблемы семантики производного слова (Кубрякова, Улуханов, В. В. Лопатин, М. Н. Янценецкая, О. И. Блинова и другие), проблема его участия в разговор­ной речи (Е. А. Земская) и номинативной деятельности говорящих (Кубрякова, Сахарный, В. М. Никитович, Милославский), пробле­мы слово­обра­зо­ва­ния в онтогенезе детской речи (А. М. Шахнарович), роли слово­обра­зо­ва­ния в организации текста и т. п.

За рубежом проблемы слово­обра­зо­ва­ния активно обсуждаются (ср. работы В. Дресслера, Х. Брекле, Д. Кастовского, Л. Липки, Э. Уильямса, Т. Репера и других) и в трактовке слово­обра­зо­ва­ния широкое распространение получила так называемая лексикалистская гипотеза, согласно которой место слово­обра­зо­ва­ния в системе языка определяется его принадлеж­но­стью лексическому компоненту, внутри которого слово­обра­зо­ва­ние существует в виде набора определённых слово­обра­зо­ва­тель­ных правил (работы В. Мотша, М. Халле, Аронова, Скализе, Дреслера и других).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *