Кубрякова что такое словообразование
Книга: Е. С. Кубрякова «Что такое словообразование»
|
Книга | Описание | Год | Цена | Тип книги |
---|---|---|---|---|
Части речи в ономасиологическом освещении | В монографии крупного отечественного языковеда Е. С. Кубряковой дан подробный анализ возникновения частей речи в свете теории номинации, рассмотрена их классификация по осуществляемым номинативным… — ЛКИ, (формат: 60×90/16, 120 стр.) Подробнее. | 2012 | 282 | бумажная книга |
Язык и знание | Собранные в настоящем томе публикации освещают принципы и установки той новой парадигмы знания в отечественной лингвистике, которая получила название когнитивно-дискурсивной, и показано, как… — Языки Славянской Культуры, электронная книга Подробнее. | 2004 | 352 | электронная книга |
В поисках сущности языка. Когнитивные исследования | В настоящем издании собраны последние работы Е. С. Кубряковой – выдающегося лингвиста, создателя ономасиологического направления в отечественной лингвистике, основателя когнитивно-дискурсивной… — Языки Славянской Культуры, Разумное поведение и язык. Language and Reasoning электронная книга Подробнее. | 2012 | 180 | электронная книга |
Номинативный аспект речевой деятельности | В монографии крупного отечественного языковеда Е. С. Кубряковой исследуются лингвистические основы речевой деятельности, в частности роль в ней номинативного компонента языка. Подробно освещены… — Либроком, (формат: 60×90/16, 160 стр.) Подробнее. | 2016 | 309 | бумажная книга |
Основы морфологического анализа. На материале германских языков | Монография крупного отечественного языковеда Е. С. Кубряковой является исследованием по теоретической морфологии, обобщающим опыт последних десятилетий как в отечественном, так и в зарубежном… — ЛКИ, (формат: 60×90/16, 328 стр.) Подробнее. | 2012 | 649 | бумажная книга |
Части речи в ономасиологическом освещении | В монографии крупного отечественного языковеда Е. С. Кубряковой дан подробный анализ возникновения частей речи в свете теории номинации, рассмотрена их классификация по осуществляемым номинативным… — ЛКИ, Подробнее. | 2010 | 294 | бумажная книга |
Номинативный аспект речевой деятельности | В монографии крупного отечественного языковеда Е. С. Кубряковой исследуются лингвистические основы речевой деятельности, в частности роль в ней номинативного компонента языка. Подробно освещены… — Либроком, (формат: 60×90/16, 160 стр.) Подробнее. | 2016 | 404 | бумажная книга |
См. также в других словарях:
Словообразование — Словообразование 1) образование слов, называемых производными и сложными, обычно на базе однокорневых слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью аффиксации (см. Аффикс), словосложения, конверсии и других формальных средств.… … Лингвистический энциклопедический словарь
Словообразование — 1) процесс или результат образования новых слов, называемых производными, на базе однокорневых слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов, которые служат для семантического переосмысления или уточнения … Большая советская энциклопедия
Словообразование немецкого языка — Словообразование немецкого языка это раздел немецкого языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования, опираясь на модельный аппарат. Последний является классификацией всех известных способов словопроизводства, включающих… … Википедия
СССР. Общественные науки — Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… … Большая советская энциклопедия
слово — основная единица языка и речи. Как лингвистическая единица, имеет два аспекта: план выражения (звуки или буквы, из которых оно состоит) и план содержания (значение, отсылка к тому предмету или понятию, которое оно означает). Слово состоит из… … Литературная энциклопедия
Обналичка — В данной статье или разделе имеется избыток цитат либо слишком длинные цитаты. Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами. Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике или в Викитеке … Википедия
Слово — СЛОВО одно из труднейших общих понятий языковедения, к сожалению еще мало разработанное. Несмотря на то, что сам человеческий язык определяется обычно, как «язык слов» в отличие от языка нерасчлененных представлений у животных, языка жестов у … Словарь литературных терминов
Железо — (Ferrum) Металл железо, свойства металла, получение и применение Информация о металле железо, физические и химические свойства металла, добыча и применение железа Содержание Содержание Определение термина Этимология История железа Происхождение… … Энциклопедия инвестора
Числительное — Числительное класс полнозначных слов, обозначающих число, количество, меру и связанные с числом мыслительные категории порядка при счёте, кратности (повторяемости), совокупности. В соответствии с этими значениями выделяются различные виды… … Лингвистический энциклопедический словарь
Календарь из Гезера — Воспроизведение таблички Гезера в Гезере (Израиль) Календарь из Гезера известняковая табличка (11.1х7.2 см), найденная в 1908 году Робертом Макалистером при раскопках Тель Гезера. Находка была передана в турецкий археологический музей в Стамбуле … Википедия
Грамматика — (от греческого grammata «письмена», «писания»). В первоначальном понимании слова Г. совпадает с наукой о языковых формах вообще, включая и изучение элементов звуковой формы звуков или, как выражаются вплоть до начала XIX в., «букв»; это включение … Литературная энциклопедия
Кубрякова Е.С.. Книги онлайн
Елена Самойловна (Самуиловна) Кубрякова (29 октября 1927, Москва — 27 июня 2011, Москва) — советский и российский лингвист, доктор филологических наук, профессор.
Окончила Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова в 1951 году.
С 1959 года работала в Институте языкознания Российской Академии наук.
Е.С. Кубрякова — автор многочисленных трудов, хорошо известных широкому кругу специалистов в России и за рубежом. Её фундаментальные исследования заложили основы многих крупных направлений лингвистической мысли: теории языковой номинации, деривационной ономасиологии, теории частей речи, изучения языковой картина мира, языковой категоризации. Являлась одним из ведущих специалистов в когнитивной лингвистике, и с её именем связано возникновение в отечественном языкознании когнитивно-дискурсивного направления.
Е. С. Кубрякова опубликовала свыше 360 научных трудов. Автор монографий «Что такое словообразование» (1965), «Основы морфологического анализа» (1974), «Части речи в ономасиологическом освещении» (1978), «Типы языковых значений. Семантика производного слова» (1980), «Морфонология в описании языков» (1983), «Номинативный аспект речевой деятельности» (1986), «Части речи с когнитивной точки зрения» (1997), «Язык и знание» (2004), «Теория номинации и словообразование» (2010). Созданный ею совместно с В.З. Демьянковым, Ю.Г. Панкрацем, Л.Г. Лузиной «Краткий словарь когнитивных терминов» (1996), а также другие работы Е.С. Кубряковой, способствовали становлению когнитивной лингвистики как отдельного направления в в отечественном языкознании.
Вокруг Елены Самойловны Кубряковой сложилась одна из самых действенных научных школ в России — целое «Кубряковское братство», в котором 22 доктора и 40 кандидатов филологических наук.
Книги (9)
В книге собраны последние работы Е.С. Кубряковой — выдающегося лингвиста, создателя ономасиологического направления в отечественной лингвистике, основателя когнитивно-дискурсивной парадигмы лингвистического исследования как одного из ведущих направлений когнитивной науки в нашей стране, автора новаторских идей и новых подходов к описанию языковых явлений.
Работы, представляемые вниманию читателя, были опубликованы в 2005–2011 гг. в нескольких выпусках сборника «Когнитивные исследования языка», изданных Институтом языкознания РАН совместно с Тамбовским государственным университетом им. Г.Р. Державина, а также в журнале «Вопросы когнитивной лингвистики» и в некоторых других сборниках научных трудов последних лет.
Книга представляет собой дальнейшее развитие и разъяснение тех ключевых понятий когнитивной науки и когнитивной лингвистики, которые содержатся в «Кратком словаре когнитивных терминов» (1996), изданном под редакцией Е.С. Кубряковой.
Статьи расположены в тематическом порядке и дают представление о современном состоянии когнитивной лингвистики.
В сборнике статей публикуются работы по проблемам деривации различных единиц языка — предложения, слова, фразеологизма.
В нем освещаются как общетеоретические вопросы (соотношение истории и синхронии языка, статики и динамики и др.), так и конкретные вопросы описания деривационных отношений и процессов в русском, английском и других языках.
В монографии крупного отечественного языковеда Е.С. Кубряковой исследуются лингвистические основы речевой деятельности, в частности, роль в ней номинативного компонента языка. Подробно освещены отдельные этапы порождения речи, в том числе вербальные и превербальные; предложен развернутый анализ существующих моделей порождения речи.
Рекомендуется филологам всех специальностей, психологам, аспирантам филологических и психологических факультетов вузов, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами языковой и речевой номинации, порождения речи и исследованием различных сторон речевой деятельности.
Монография крупного отечественного языковеда Е.С. Кубряковой является исследованием по теоретической морфологии, обобщающим опыт последних десятилетий как в отечественном, так и в зарубежном языкознании. Строится она на богатом фактическом материале всех современных германских языков, а также на материале русского языка.
Рекомендуется специалистам по германским языкам и общему языкознанию, лингвистам других направлений, аспирантам языковых специальностей.
В сборнике представлены материалы, отражающие современные аспекты исследования процессов категоризации и концептуализации мира в языке. Рассматриваются типы категорий и их статус в языке. Описываются особенности категорий различных наук, большое внимание уделяется уровневой категоризации естественного языка.
Издание адресовано филологам, аспирантам, студентам вузов, а также всем, кто интересуется когнитивными исследованиями в лингвистике.
Книга посвящена проблеме оценочных значений и способам их выражения в языке. Рассматриваются общие вопросы семантики и структуры оценки, специфика основных элементов оценочной структуры, функциональные особенности оценочных высказываний в целом.
Для филологов-романистов и специалистов по общему языкознанию, интересующихся проблемами семантики и прагматики.
В монографии крупного отечественного языковеда Е.С. Кубряковой дан подробный анализ возникновения частей речи, их классификация по осуществляемым ими номинативным функциям, раскрывается связь между именем и деятельностью человека.
Рекомендуется филологам всех специальностей, философам, психологам, всем, кого интересуют теоретические проблемы языка.
Соавтор: Шахнарович А.М., Сахарный Л.В.
Посвящена проблемам речевой деятельности и происхождению языковой способности. Речевая деятельность рассматривается с точки зрения говорящего, описываются в деталях различные стадии порождения речи, в том числе и действующие до говорения.
Вместе с механизмами порождения речи особое внимание уделено внутреннему лексикону, который рассматривается как комплекс различных единиц (морфем, слов, правил, схем). В книге рассматриваются и другие вопросы: сущность и основные этапы развития языковой способности, ряд аспектов грамматики речи.
Для специалистов в области когнитивной психологии, лингвистов, философов, занимающихся языковыми проблемами.
На пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира.
Собранные в настоящем томе публикации освещают принципы и установки той новой парадигмы знания в отечественной лингвистике, которая получила название когнитивно-дискурсивной, и показано, как органично вписывается в эту парадигму теория номинации. Здесь получают свое подробное описание те разнообразные связи, которые существуют между языковыми структурами и структурами знания, и предлагается анализ роли языка в познавательных процессах разного типа и обработке получаемой в результате этих процессов информации.
В книге рассматривается широкий круг проблем современной теории языка и уточняются многие ключевые понятия, относящиеся как к характеристике разных единиц системы языка (от частей речи до текста и дискурса), так и совокупности терминов, важных для когнитивного подхода к явлениям языка и описания последних в когнитивном плане.
Книга может рассматриваться как своеобразное введение в когнитивную лингвистику, особенно грамматику и словообразование. Издание рассчитано на аспирантов и специалистов в области общего языкознания.
Лингвистический энциклопедический словарь
Словообразова́ние —
1) образование слов, называемых производными и сложными, обычно на базе однокорневых слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью аффиксации (см. Аффикс), словосложения, конверсии и других формальных средств. 2) Раздел языкознания, изучающий все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов. Словообразование, обеспечивая процесс номинации и его результаты, играет важную роль в классификационно-познавательной деятельности человека и выступает как одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а также установления связей между отдельными частями речи. Будучи учением о создании новых названий как мотивированных однословных знаков языка, словообразование может рассматриваться как часть ономасиологии. Оно изучает производные и сложные слова в динамическом («как делаются слова») и в статическом («как они сделаны») аспектах (Л. В. Щерба), как в диахроническом (см. Диахрония), так и в синхронном (см. Синхрония) отношениях. Существует вместе с тем точка зрения, что словообразование всегда диахронно (О. Н. Трубачёв). Однако фактически теория словообразования может предсказывать появление новых слов и условия такого появления, а также выявлять правила, по которым говорящий создаёт новые производные и сложные слова в синхронии, на данном этапе развития языка.
Сложность системы словообразования обусловливается: 1) тесными связями с другими уровнями языка — фонологией, морфонологией, морфологией, синтаксисом и грамматикой в целом; 2) исключительной подвижностью системы и невозможностью проведения жёстких границ между её потенциями и фактической реализацией, между словообразованием и словоизменением; 3) трудностью дифференциации синхронии и диахронии; 4) большим количеством и разнообразием представленных здесь единиц (начиная от мельчайшей словообразовательной морфемы — аффикса и кончая словообразовательными категориями и другими объединениями производных) и соответственно значительным числом теоретических понятий, необходимых для адекватного описания системы (ср. словообразовательное гнездо, словообразовательный ряд, словообразовательная парадигма, словообразовательный тип и т. п.); 5) разнообразием и коммуникативной значимостью самих функций словообразования.
В зависимости от использованных в акте словообразования формальных средств оно делится иногда на словопроизводство (при использовании средств аффиксации — суффиксации и префиксации), словосложение (при участии в акте словообразования по крайней мере двух полнозначных единиц), конверсию (при переходе, или транспозиции, слов из одной части речи в другую), аббревиацию (при наличии сокращения исходных слов) и т. п. Образование новых слов (с помощью формальных средств) нередко именуется также деривацией, производные же и сложные слова как результаты процесса деривации обозначаются тогда общим термином «дериваты». В зарубежной лингвистике существует тенденция приравнивать словообразование к деривационной морфологии как учению о формальных свойствах дериватов и реализующих их морфологических структурах.
Основными понятиями теории словообразования являются: понятие мотивации (мотивированности) как семантической обусловленности значения производного и сложного слов значениями их составляющих; в акте словообразования одни единицы выступают в качестве источника мотивации, в связи с чем другие — результативные — рассматриваются как обусловленные мотивированные (ср. «он носит письма» и «письмоносец»); понятие словообразовательной производности, основанное на формальной и семантической выводимости свойств производного из свойств исходных, или производящих, единиц. Применение этих понятий позволяет рассматривать производное слово как такую структуру, внутренняя форма которой соответствует выражаемому ею содержанию и которая строится как двучленное, бинарное образование из отсылочной и формантной частей. Отсылочная часть, состоящая из основы или основ мотивирующих слов, отсылает к источнику мотивации и служит способом сохранить содержащиеся в ней полнозначные единицы в структуре деривата (ср. «он учится в школе» и «школьник», «он преподаёт» и «преподаватель»); формантная часть, состоящая из форманта, использованного в акте словообразования, служит выражению нового значения у деривата по сравнению с мотивировавшим его словом (ср. ‑ник в «школьник», ‑тель в «преподаватель»). Важным понятием теории словообразования является понятие словообразовательного правила, разрабатываемое как советскими (Е. С. Кубрякова, И. С. Улуханов), так и зарубежными (М. Аронов, Ф. Планк, В. Дреслер, С. Скализе и др.) лингвистами. Оно связано с определением закономерностей, наблюдаемых при создании морфологических структур производных слов и выражений ими новых значений. Словообразовательные правила описывают особенности моделирования производных слов в процессах деривации, отмечают диапазон их действия в языке, характеризуют наблюдаемый процесс с точки зрения его регулярности/нерегулярности, продуктивности/непродуктивности, включают указание на базу деривации, используемый формальный приём, категориальные и семантические признаки баз и результатов деривации, сочетаемостные свойства морфем и их морфонологические преобразования, а также разного рода ограничения (фонетические, морфологические, семантические и прагматические), действующие при проведении правила. Последние нередко характеризуются как блокирующие действие правила. Аппарат описания системы правил включает представления о последовательности применения разных правил, их цикличности, возможности рекурсивности и иерархии; а также о способах дифференциации словообразовательных правил и правил словоизменения. Введение этого понятия знаменовало важный шаг в процессуальном рассмотрении словообразования и в обращении к трудным проблемам синтеза, или «порождения» производных и сложных слов (Кубрякова, Улуханов, Е. Л. Гинзбург, И. Г. Милославский, Л. В. Сахарный и другие).
Ключом к правильной интерпретации деривата является соотнесение его морфологической и словообразовательной структур: в результате морфологического анализа производится выделение в производном его минимальных составных элементов — морфем; выделенные морфемы соотносятся далее с отсылочной и формантной частями деривата, благодаря чему устанавливается строение каждой из них. Так, морфологический анализ позволяет выделить в слове «мореплаватель» морфемы мор‑, ‑е‑, плав‑, ‑а- и ‑тель, а словообразовательный — определить части мор- и плав-а- как отсылочные, а ‑е- и ‑тель — как формантные, что и ведёт к идентификации данного слова как сложнопроизводного образования. Целью словообразовательного анализа можно считать установление отношений словообразовательной производности между дериватом и исходной для него единицей и, следовательно, определение источника мотивации и средств его отражения в структуре деривата, с одной стороны, способов его формального преобразования — с другой, и путей формирования нового значения в данной морфологической структуре — с третьей. Новое значение, возникающее в деривате в результате соединения данной отсылочной части с данной формантной частью и в результате самого формирования этих частей в акте словообразования, называется словообразовательным значением, которое может быть определено либо по значению формантной части деривата, когда его непосредственным носителем считают деривационный, или словообразовательный, формант, либо более широко — как результат воздействия данного форманта с его категориально-грамматическими и лексическими характеристиками на данную производящую основу (основы) и их категориально-грамматического и лексического значения. Словообразовательное значение представляет собой формально выраженный тип значения, проходящий в целой серии мотивированных слов с одним и тем же формантом (ср. «синеть», «зеленеть», «белеть» и т. п. ‘становиться синим, зелёным’ и т. п.). Среди словообразовательных значений выделяются как более общие, транспозиционные значения, связанные с приобретением образующимся словом значения той части речи, в которую оно транспонируется, т. е. предметности при транспозиции в класс существительных (ср. «играть — игра», «ходить — ходьба», «молодой — молодость»), процессуальности при транспозиции в класс глаголов (ср. «старый — стареть», «вдова — вдоветь», «руль — рулить», «ах — ахать»), признаковости при транспозиции в класс прилагательных (ср. «лес — лесной», «вчера — вчерашний»), так и более конкретные — модификационные значения. Среди значений этого последнего типа нередко выделяются уменьшительные (ср. «дом — домик», «белый — беленький»), увеличительные (ср. «дом — домище», «большой — большущий») или другие усилительные или количественные значения (ср. «кричать — раскричаться», «сохнуть — иссохнуть», «толкать — толкнуть», «ходить — хаживать» и т. п.). Важную роль играют в системе словообразования также классифицирующие значения — значения носителя признака, производителя действия, вместилища чего-либо и т. д.
С распространением ономасиологического подхода к явлениям словообразования словообразовательное значение стали рассматривать как сложно структурированное значение, выражающее особый тип отношения между ономасиологическим базисом данного слова и его ономасиологическим признаком, фиксируемый реально присутствующим или же подразумеваемым ономасиологическим предикатом (ср. «школьник», где базис ‑ник формирует значение ‘тот, кто’, а признак «школа» приписан базису посредством подразумеваемого предиката «учиться», или «учитель», где базис ‑тель уточняется за счёт предиката «учить», само же отношение выступает как складывающееся между тем, кто совершает нечто, и тем, что именно он совершает).
Хотя в отечественном языкознании описание явлений словообразования имеет давние традиции (главным образом работы И. А. Бодуэна де Куртенэ, Ф. Ф. Фортунатова, Н. В. Крушевского), самостоятельным объектом изучения словообразования становится лишь с середины 40‑х гг. 20 в., а выделение словообразования в отдельную лингвистическую дисциплину происходит примерно к концу 60‑х гг. Основы новой теории словообразования в СССР были заложены работами М. М. Покровского и Щербы, А. И. Смирницкого и Г. О. Винокура, М. Д. Степановой и В. М. Жирмунского и особенно трудами В. В. Виноградова, показавшего тесную связь словообразования с лексикологией, с одной стороны, и с грамматикой — с другой, и впервые выдвинувшего конструктивный тезис об особом месте словообразования в кругу лингвистических дисциплин. К трудам Винокура восходят важные идеи о специфике производного слова как носителя особого типа значения — словообразовательного значения.
Становление теории словообразования прошло несколько этапов, связанных с выдвижением на каждом из них в качестве преобладающего одного из следующих подходов: морфологического, когда акт создания деривата рассматривался в терминах комбинаторики морфем и когда минимальной единицей словообразования считалась морфема; в этот период явления словообразование рассматривались через призму морфологии и иногда чётко от неё и не отличались; структурно-семантического, когда был поставлен вопрос о соотношении структуры и семантики производного слова, в частности о соотношении морфологического и словообразовательного анализа и когда в центре внимания находились вопросы о критериях отношений словообразовательной производности и направлении этих отношений, а также соответствии/несоответствии формальной и семантической производности слова; в это же время в практику словообразовательного анализа вошло понятие мотивированности производного слова и противопоставления источника мотивации и мотивированных единиц. В русле этого же направления были произведены первые попытки определить словообразовательное значение и объяснить его природу.
С конца 60‑х — начала 70‑х гг. начинается интенсивная разработка проблем словообразования в СССР и за рубежом и полемика о месте словообразования в динамических (порождающих) моделях языка и о его принадлежности к лексике или грамматике. С этого времени можно говорить о наличии параллельно развивающихся и нередко пересекающихся друг с другом трёх направлений в изучении словообразования: синтаксическом, трансформационном, порождающем (начало которому было положено работами Н. Хомского, Р. Лиза и которое быстро вызвало к себе критическое отношение со стороны многих советских и зарубежных исследователей и подверглось ревизии даже со стороны его создателей), когда семантику и структуру дериватов разных типов пытались объяснить процессуально на основе разных синтаксических конструкций и когда понятие словообразовательного правила стали связывать с восстановлением цепи переходов, необходимых для превращения исходных синтаксических конструкций в соответствующих дериват (ср. «он чистит трубы» и «он трубочист»; «он занимается романскими языками и литературами» и «он романист», «он приехал» и «его приезд» и т. п.); ономасиологическом, когда словообразование стали рассматривать с точки зрения теории номинации и осуществления номинативной деятельности говорящего и когда в практику словообразовательного анализа были введены понятия ономасиологического базиса, ономасиологического признака связки и ономасиологической категории; истоки такого подхода — в работах польских и чехословацких лингвистов (особенно М. Докулила); функционально-семантическом, синтезирующем достижения динамического и ономасиологического подходов и ставящих на первый план проблемы, связанные с семантикой, функционированием и созданием производных и сложных слов в живой речи и тексте.
В СССР активно разрабатывались и разрабатываются проблемы словообразовательного гнезда и других словообразовательных объединений (работы А. Н. Тихонова, П. А. Соболевой, Гинзбурга и других), проблемы семантики производного слова (Кубрякова, Улуханов, В. В. Лопатин, М. Н. Янценецкая, О. И. Блинова и другие), проблема его участия в разговорной речи (Е. А. Земская) и номинативной деятельности говорящих (Кубрякова, Сахарный, В. М. Никитович, Милославский), проблемы словообразования в онтогенезе детской речи (А. М. Шахнарович), роли словообразования в организации текста и т. п.
За рубежом проблемы словообразования активно обсуждаются (ср. работы В. Дресслера, Х. Брекле, Д. Кастовского, Л. Липки, Э. Уильямса, Т. Репера и других) и в трактовке словообразования широкое распространение получила так называемая лексикалистская гипотеза, согласно которой место словообразования в системе языка определяется его принадлежностью лексическому компоненту, внутри которого словообразование существует в виде набора определённых словообразовательных правил (работы В. Мотша, М. Халле, Аронова, Скализе, Дреслера и других).
- Кубрики в армии что это
- Кубы в мотоцикле что это такое