Кудель попряду что означает
Значение слова «кудель»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Кудель получается после очистки волокнистых отходов (смеси перепутанных волокон и костры), которые образуются при переработке льняной и конопляной тресты на длинное волокно в трепальных машинах. Очистка отходов (выделение костры) производится на куделеприготовительных машинах, оборудованных мялкой, трепальными барабанами и трясилкой.
В зависимости от качества исходного продукта кудель подразделяется на первый, второй и третий сорта. Кудель широко используется в текстильной промышленности для получения (прядения) грубой толстой пряжи.
КУДЕ’ЛЬ, и, ж. (обл., спец.). Волокнистая часть, очесы льна, пеньки.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
куде́ль
1. спец. пучок, волокна льна, пеньки, шерсти и т. п., приготовленные для прядения ◆ Соберется эдак женщин шесть, сидят около зажженной лучины, прядут кудель, что-нибудь говорят или песни поют. Ф. М. Решетников, «Никола Знаменский», 1866 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: коммерсант — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
К нам путь завеяла метель
Свободе, резвому веселью,
И жизни жесткая кудель
Полубольной прядется Ленью
Н. М. Коншин. Е. А. Баратынскому (1820)
1) Существующая этимология
Этимология по Максу Фасмеру
Вероятно, родственно кудерь. Из др.-русск. *кудeль происходит фин. kuontalo, вод. kontala, эст. kооnаl «прялка»; из формы кудель заимств. лит. kuodelis «пучок льна», латышск. kuodels. Сюда же кудло «клок, свалявшийся пучок волос, шерсти». Далее сравнивают с лит. kedenu, kedenti «щипать, чесать шерсть».
***
О.Н.Трубачев. Слав. kodelь, kodеlа, как и kodrь, русск. кудри является сложением с приставкой ko-; корень тот же, что и в русск. дель «толстая пеньковая нитка для неводов». Против сближения с лит. kednti.
2) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв. АН СССР, М., 1981
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_8.pdf
б) Национальный корпус русского языка
Ф. М. Решетников. Никола Знаменский (1866): «Соберется эдак женщин шесть, сидят около зажженной лучины, прядут кудель, что-нибудь говорят или песни поют».
в) С.Б. Веселовский. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974
3) Обобщение и вывод
Мы установили, что русский термин «кудель» отмечен в литературе с XVI века, в XIX веке фиксируется производное слово – «кудлатый» (кудл+атый; лохматый, длинношерстый, нечесаный, волосатый, косматый, всклоченный, длинношерстный, и т.д.).
Этимологи не объясняют специальный термин в связи с его графикой и фонетикой, т.к. прядение древнейшее занятие всех народов, целесообразно рассмотреть слово-понятие в связи с библейской лексикой.
4) Терминология иврита и библейский образ
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, удалим гласные буквы, и выделим корни; иврит язык согласных букв, такова древняя письменная традиция.
* КУДЕЛЬ = КУ+ДЕЛЬ = К.У. (В.) + Д.Л. = К.В.+Д.Л.
У нас сразу же выявляются два корня иврита, которые раскрывают содержание слова. Их можно помыслить, провести с ними логические операции (анализ, сравнение и т.д.), когда как в русском термине «кудель» присутствует только образ (пучок льна, шерсти), какие-либо логические операции провести со знаками невозможно – нет смысла, не выявляется содержание.
* ивр. КАВ шнур, шнурок; протяжение, мерная верёвка. В русский язык буква иврита ВАВ (несёт звуки В, У, О) передана как У.
* ивр. КАВА связывать, собирать вместе.
Буква У в слоге КУ скорее всего неправильная передача знака иврита ВАВ, приспособление термина к русской фонетики; в иврите буква «У» обозначалась буквой ВАВ с точкой, ВАВ без точки – В.
КУДЕЛЬ = К.У. (В) + Д.Л. = ивр. К.В. (У), КАВ шнур, верёвка; КАВА собирать, связывать вместе + Д.Л., ДАЛА нити основы, волос; т.е. собирать, связывать вместе нити, волос (шерсть).
* См. стронг иврита 1803, ДАЛА
* См. корень иврита 6957, КАВ и 6960, КАВА (связывать)
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, О.Н.. Штейнберг, Вильно, 1878 (КАВ и ДАЛА)
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_103.htm
б) Библейский образ
* Исаия 38:12: «жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский; я должен отрезать подобно ткачу жизнь мою; Он отрежет меня от основы (ДАЛА); день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину».
* Иов 38:5: «Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь (К.В.)?».
Таким образом, применив библейский иврит, из необъяснимого специального термина «кудель» мы получили слово, в котором графика и фонетика (с учетом транслитерации) соответствует содержанию.
5) Топонимы и гидронимы
* Куделька — название города Асбест Свердловской области до 1928 года.
* Куделька — название посёлка Новоасбест в Горноуральском городском округе Свердловской области до 20-х годов XX века.
* Куделька — название посёлка Асбестовский в составе города Алапаевск в
Свердловской области до 1919 года.
* Куделька — упразднённая в 2009 году деревня в Кочёвском районе Пермского края.
* Куделька — река в России (Новосибирская область), левый приток реки Иня (бассейн реки Обь), длина 18 км.
* Куделя — левый приток реки Ирпень, Киевская обл., длина – 12 км.
«Гуси-лебеди»: сказка о духовной инициации
Сюжет этой сказочки кажется очень простеньким и наивным, но в ней, как, впрочем, и в других сказках, скрывается глубочайший смысл. Итак, начнём разбор. (Сказка в обработке А. Н. Толстого) «Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький. — Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях. Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся. Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава — что они пошаливали, маленьких детей уносили».
Гуси-лебеди – здесь тоже налицо глубочайший символизм. Гусь являет собой двойственный образ. В мифах он выступает и как творец вселенной, и как птица хаоса. В основном, это, конечно, светлый персонаж. Египтяне верили, что именно великий гусь Гоготун снёс золоте яйцо, из которого вылупился бог Солнца Амон-Ра. В римском храме Юноны гусь являлся священной птицей. У эллинов он ассоциировался с Бореем – богом северного ветра, что указывает на его нордическую сакральность. Он же был птицей гиперборейского Аполлона. Но есть у него и некая тёмная сторона. Как водоплавающая птица, он хоть и устремлен к небу, но одновременно связан и с водой – символом первобытного, изначального хаоса. К слову, с морем-окияном связаны и сакральные птицы – Стратим и Алконост.
Эллины считали, что именно гусь переносит души умерших в подземное царство Аида, то есть в страну теней, в Навь, в регион Души (не Духа).
Собственно говоря, туда же гуси (лебеди) и понесли Сына, ведь Лес – образ Нави. В данном плане указывается на искажение, инверсию изначальной, гиперборейской традиции Золотого Века. Гуси реализуют свою темную сторону. Нельзя пройти мимо метасоциального аспекта. В индоарийской традиции символом изначальной, гиперборейской касты Хамса является Лебедь, но её же символизирует и Гусь. (Сами Гусь и Лебедь являются птицей гиперборейского Аполлона.) Эта сверхкаста была тождественна всему гиперборейскому социуму, внутри неё не было раскола на священников, воинов и «хозяйственников», как нет его и внутри Царского начала.
Таким образом, Гуси-Лебеди символизируют некую ветвь гипербореев, которая переродилась. «Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь. — Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? Печка ей отвечает: — Съешь моего ржаного пирожка — скажу. — Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся… Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше — стоит яблоня. — Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели? — Поешь моего лесного яблочка — скажу. — У моего батюшки и садовые не едятся… Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах. — Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели? — Поешь моего простого киселька с молочком — скажу. — У моего батюшки и сливочки не едятся… Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего — надо идти домой. Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается. В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками».
Три «Объекта», с которыми встретилась девочка, являются некими «порталами» ввысь, в Рай. Печь обладала у наших предков сакральным значением, служила своеобразным святилищем. Яблоня – образ Мирового Древа, нетварной, Божественной вертикали, пронизывающей тварные миры. Молочная Река – образ великой Райской реки, которая ниспадала на Северный полюс, разделяя Гиперборею на четыре части – крестообразно. (Ниспадает она и сейчас, но сама Гиперборея, сокрытая льдами, чувственно незрима.)
Сестра отказывается принять дары из этих «порталов». Она не готова к духовной инициации, хотя и желает обрести потерянную духовность в лице Брата. В результате, ей приходится пройти душевную (контр)инициацию в регионе Души, в Нави, в Лесу, в логове Бабы-Яги. Сама Яга – есть Мировая Душа, точнее, её больной, ветхий аспект.
«Девочка вошла в избушку: — Здравствуй, бабушка! — Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась? — Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться. — Садись покуда кудель прясть. Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет — вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей: — Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу. Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала: — Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается. Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять: — Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду. Девочка взяла братца и побежала. А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает: — Девица, прядешь ли? Мышка ей отвечает: — Пряду, бабушка… Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба-яга закричала: — Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла. Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит — летят гуси-лебеди. — Речка, матушка, спрячь меня! — Поешь моего простого киселька. Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком. Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня… — Яблоня, матушка, спрячь меня! — Поешь моего лесного яблочка. Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами. Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали — налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут. Добежала девочка до печки: — Печка, матушка, спрячь меня! — Поешь моего ржаного пирожка. Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем — в печь, села в устьице. Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге. Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой. А тут и отец с матерью пришли».
В древности пряжа выступала как некий мифопоэтический образ долгой жизни. Тут присутствовал и низший аспект, когда имелась ввиду жизнь, понимаемая сугубо в Душевном, «психическом» смысле, отличном от смысла Духовного. Именно бесконечного продления такой вот жизни и желают оккультные адепты, практикующие душевную, вампирическую инициацию (точнее, контр-инициацию). Эллины имели представление персонифицированной судьбе по имени Ананка. Она изображается женщиной, вращающей гигантское веретено. Это – Судьба, понимаемая как неумолимая, беспощадная закономерность. Тончайший мистик Юрий Стефанов считал, что именно Ананку имел ввиду Густав Майринк, когда рисовал образ черной «богини» Исаис-Асайи «Мы сможем понять, кто же она такая, только обратившись к тому эпизоду из «Серебряного башмачка», где ее космическая ипостась описывается в виде великанши в треугольнике, сотканном из черного дыма жертвоприношений; держа в своих бесчисленных руках бешено крутящееся веретено, она сучит пряжу из кровоточащей (вот и перекличка с вампиризмом – А. Е.) человеческой плоти».
В данном случае Мышь как бы искупает свою вину, исправляет своё инверсивно-разрушительное деяние. Если Гусь (Лебедь) реализует темную сторону, то она задействует сторону светлую, восполняя «убывающую» сакральность. Сестра проявляет свою волю к духовному преображению, к воссоединению с Братом. Она устремляется к светлой стороне Мыши, что означает преображение звериного, животного, душевного начала. И, таким образом, Сестра становится готовой к спасительной духовной инициации. Она принимает дары от Реки, Древа и Печи. Сказка завершается воссоединением Души (Сестры) и Духа (Брата), а также возвращением Райского Неба-Отца и просветленной им Матери-Земли.
Кудель
КУДЕ́ЛЬ — вычес. и перевяз. пучок льна или пеньки, сверток избитой шерсти, готовый для пряжи. При прядении К. привязывали к личине (лопасти) прялки, иногда прибивали гвоздем; на Украине К. обычно оборачивали тряпкой. У вост. славян К. использовалась в обрядах, символизирующих приближение к природе, в «обрядах перехода», связ. с изменением героем ритуала своего статуса. Так, при посвящении девочек (5—6 лет) в пряхи полагалось, выпряв первую нить из К., эту нить сжечь, а пепел съесть с хлебом либо выпить с водой или глотать дым от горящей пряжи. На Рус. Севере из К. изготавливали красоту (похожую на косу); перед свадьбой ее сжигали и гадали по форме пепла. К. была осн. мат-лом для ряжения.
Смотреть что такое «Кудель» в других словарях:
КУДЕЛЬ — КУДЕЛЬ, куделя жен. куделька, куделица, куделюшка ·умалит., ласк. кужель, пск. куделина, твер. кужень, куженька, талька, мочка, кукишка, кухотка, вычесанный и перевязанный пучек льну, пеньки, изготовленный для пряжи. | У шерстобитов и валяльщиков … Толковый словарь Даля
кудель — куделька, куделюшка Словарь русских синонимов. кудель сущ., кол во синонимов: 11 • божьи ручки (9) • … Словарь синонимов
КУДЕЛЬ — КУДЕЛЬ, кудели, жен. (обл., спец.). Волокнистая часть, очесы льна, пеньки. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
КУДЕЛЬ — КУДЕЛЬ, и, жен. Волокнистая часть льна, пеньки. | прил. кудельный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
КУДЕЛЬ — (Flax ready for spinning) очесы льна или пеньки. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
Кудель — Кудель короткое путаное волокно, ценное сырьё текстильной промышленности. Получается после очистки волокнистых отходов (смеси перепутанных волокон и костры), которые образуются при переработке льняной и конопляной тресты на длинное волокно… … Википедия
Кудель — короткое волокно, получаемое после очистки волокнистых отходов (смеси перепутанных волокон и костры (См. Костра)), образующихся при переработке льняной и конопляной тресты (См. Треста) на длинное волокно в трепальных машинах. Очистку… … Большая советская энциклопедия
Кудель — вычесанный и перевязанный пучок льна, пеньки, изготовленный для пряжи … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Кудель — ж.; = куделя Пучок вычесанного льна, пеньки или шерсти, приготовленный для прядения. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
«Кудель» — это о пряже
В русском языке существуют удивительные по своей красоте слова, что за многие века утратили актуальность и остаются непонятными для большинства современников. Если раньше каждая хозяйка самостоятельно готовила пряжу, а затем вязала из нее одежду, то сегодня этим занимаются специальные предприятия. А понятие «кудель» – это ключевой элемент для создания тканых вещей. Но что именно он обозначает и как используется?
Распространение термина
Ничего странного! Ведь «кудель» – это специализированный термин, который включает в себя волокна льна, шерсти, иных схожих по структуре материалов, что приготовлены для последующего прядения.
Способ получения
На практике для разрушения пектиновых веществ и отделения волокна солому льна или конопли (тресту) подвергают серьезному внешнему воздействию:
Из получившегося продукта убирают костру, все одеревеневшие части прядильных растений. А значение слова «кудель» приписывают оставшимся волокнам, максимально очищенным и пригодным для работы швеи. В зависимости от чистоты они подразделяются на три сорта.
Ритуальный предмет
Льняную купель вплетали в прическу невесты для создания праздничного образа. А в рамках похоронных обрядов существовала коса из растительных волокон для закрепления на могильном кресте.
В повседневной речи
Стоит ли запоминать слово?
Занесите слово в свой личный словарик, чтобы поддержать разговор на тему старинных ремесел или объяснить ребенку всю сложность процесса создания одежды. В иных ситуациях эти знания вряд ли пригодятся, если человек не занят в швейной промышленности.