Кудель попряду что означает

Значение слова «кудель»

Кудель попряду что означает. Смотреть фото Кудель попряду что означает. Смотреть картинку Кудель попряду что означает. Картинка про Кудель попряду что означает. Фото Кудель попряду что означает

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Кудель получается после очистки волокнистых отходов (смеси перепутанных волокон и костры), которые образуются при переработке льняной и конопляной тресты на длинное волокно в трепальных машинах. Очистка отходов (выделение костры) производится на куделеприготовительных машинах, оборудованных мялкой, трепальными барабанами и трясилкой.

В зависимости от качества исходного продукта кудель подразделяется на первый, второй и третий сорта. Кудель широко используется в текстильной промышленности для получения (прядения) грубой толстой пряжи.

КУДЕ’ЛЬ, и, ж. (обл., спец.). Волокнистая часть, очесы льна, пеньки.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

куде́ль

1. спец. пучок, волокна льна, пеньки, шерсти и т. п., приготовленные для прядения ◆ Соберется эдак женщин шесть, сидят около зажженной лучины, прядут кудель, что-нибудь говорят или песни поют. Ф. М. Решетников, «Никола Знаменский», 1866 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Кудель попряду что означает. Смотреть фото Кудель попряду что означает. Смотреть картинку Кудель попряду что означает. Картинка про Кудель попряду что означает. Фото Кудель попряду что означаетПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: коммерсант — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

К нам путь завеяла метель
Свободе, резвому веселью,
И жизни жесткая кудель
Полубольной прядется Ленью
Н. М. Коншин. Е. А. Баратынскому (1820)

1) Существующая этимология

Этимология по Максу Фасмеру

Вероятно, родственно кудерь. Из др.-русск. *кудeль происходит фин. kuontalo, вод. kontala, эст. kооnаl «прялка»; из формы кудель заимств. лит. kuodelis «пучок льна», латышск. kuodels. Сюда же кудло «клок, свалявшийся пучок волос, шерсти». Далее сравнивают с лит. kedenu, kedenti «щипать, чесать шерсть».
***
О.Н.Трубачев. Слав. kodelь, kodеlа, как и kodrь, русск. кудри является сложением с приставкой ko-; корень тот же, что и в русск. дель «толстая пеньковая нитка для неводов». Против сближения с лит. kednti.

2) Применение термина в русском языке

а) Словарь русского языка XI-XVII вв. АН СССР, М., 1981
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_8.pdf

б) Национальный корпус русского языка

Ф. М. Решетников. Никола Знаменский (1866): «Соберется эдак женщин шесть, сидят около зажженной лучины, прядут кудель, что-нибудь говорят или песни поют».

в) С.Б. Веселовский. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974

3) Обобщение и вывод

Мы установили, что русский термин «кудель» отмечен в литературе с XVI века, в XIX веке фиксируется производное слово – «кудлатый» (кудл+атый; лохматый, длинношерстый, нечесаный, волосатый, косматый, всклоченный, длинношерстный, и т.д.).

Этимологи не объясняют специальный термин в связи с его графикой и фонетикой, т.к. прядение древнейшее занятие всех народов, целесообразно рассмотреть слово-понятие в связи с библейской лексикой.

4) Терминология иврита и библейский образ

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, удалим гласные буквы, и выделим корни; иврит язык согласных букв, такова древняя письменная традиция.

* КУДЕЛЬ = КУ+ДЕЛЬ = К.У. (В.) + Д.Л. = К.В.+Д.Л.

У нас сразу же выявляются два корня иврита, которые раскрывают содержание слова. Их можно помыслить, провести с ними логические операции (анализ, сравнение и т.д.), когда как в русском термине «кудель» присутствует только образ (пучок льна, шерсти), какие-либо логические операции провести со знаками невозможно – нет смысла, не выявляется содержание.

* ивр. КАВ шнур, шнурок; протяжение, мерная верёвка. В русский язык буква иврита ВАВ (несёт звуки В, У, О) передана как У.

* ивр. КАВА связывать, собирать вместе.

Буква У в слоге КУ скорее всего неправильная передача знака иврита ВАВ, приспособление термина к русской фонетики; в иврите буква «У» обозначалась буквой ВАВ с точкой, ВАВ без точки – В.

КУДЕЛЬ = К.У. (В) + Д.Л. = ивр. К.В. (У), КАВ шнур, верёвка; КАВА собирать, связывать вместе + Д.Л., ДАЛА нити основы, волос; т.е. собирать, связывать вместе нити, волос (шерсть).

* См. стронг иврита 1803, ДАЛА

* См. корень иврита 6957, КАВ и 6960, КАВА (связывать)

* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, О.Н.. Штейнберг, Вильно, 1878 (КАВ и ДАЛА)
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_103.htm

б) Библейский образ

* Исаия 38:12: «жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский; я должен отрезать подобно ткачу жизнь мою; Он отрежет меня от основы (ДАЛА); день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину».

* Иов 38:5: «Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь (К.В.)?».

Таким образом, применив библейский иврит, из необъяснимого специального термина «кудель» мы получили слово, в котором графика и фонетика (с учетом транслитерации) соответствует содержанию.

5) Топонимы и гидронимы

* Куделька — название города Асбест Свердловской области до 1928 года.
* Куделька — название посёлка Новоасбест в Горноуральском городском округе Свердловской области до 20-х годов XX века.
* Куделька — название посёлка Асбестовский в составе города Алапаевск в
Свердловской области до 1919 года.
* Куделька — упразднённая в 2009 году деревня в Кочёвском районе Пермского края.
* Куделька — река в России (Новосибирская область), левый приток реки Иня (бассейн реки Обь), длина 18 км.
* Куделя — левый приток реки Ирпень, Киевская обл., длина – 12 км.

Источник

«Гуси-лебеди»: сказка о духовной инициации

Сюжет этой сказочки кажется очень простеньким и наивным, но в ней, как, впрочем, и в других сказках, скрывается глубочайший смысл. Итак, начнём разбор. (Сказка в обработке А. Н. Толстого) «Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький. — Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях. Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся. Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава — что они пошаливали, маленьких детей уносили».

Гуси-лебеди – здесь тоже налицо глубочайший символизм. Гусь являет собой двойственный образ. В мифах он выступает и как творец вселенной, и как птица хаоса. В основном, это, конечно, светлый персонаж. Египтяне верили, что именно великий гусь Гоготун снёс золоте яйцо, из которого вылупился бог Солнца Амон-Ра. В римском храме Юноны гусь являлся священной птицей. У эллинов он ассоциировался с Бореем – богом северного ветра, что указывает на его нордическую сакральность. Он же был птицей гиперборейского Аполлона. Но есть у него и некая тёмная сторона. Как водоплавающая птица, он хоть и устремлен к небу, но одновременно связан и с водой – символом первобытного, изначального хаоса. К слову, с морем-окияном связаны и сакральные птицы – Стратим и Алконост.

Эллины считали, что именно гусь переносит души умерших в подземное царство Аида, то есть в страну теней, в Навь, в регион Души (не Духа).

Собственно говоря, туда же гуси (лебеди) и понесли Сына, ведь Лес – образ Нави. В данном плане указывается на искажение, инверсию изначальной, гиперборейской традиции Золотого Века. Гуси реализуют свою темную сторону. Нельзя пройти мимо метасоциального аспекта. В индоарийской традиции символом изначальной, гиперборейской касты Хамса является Лебедь, но её же символизирует и Гусь. (Сами Гусь и Лебедь являются птицей гиперборейского Аполлона.) Эта сверхкаста была тождественна всему гиперборейскому социуму, внутри неё не было раскола на священников, воинов и «хозяйственников», как нет его и внутри Царского начала.

Таким образом, Гуси-Лебеди символизируют некую ветвь гипербореев, которая переродилась. «Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь. — Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? Печка ей отвечает: — Съешь моего ржаного пирожка — скажу. — Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся… Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше — стоит яблоня. — Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели? — Поешь моего лесного яблочка — скажу. — У моего батюшки и садовые не едятся… Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах. — Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели? — Поешь моего простого киселька с молочком — скажу. — У моего батюшки и сливочки не едятся… Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего — надо идти домой. Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается. В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками».

Три «Объекта», с которыми встретилась девочка, являются некими «порталами» ввысь, в Рай. Печь обладала у наших предков сакральным значением, служила своеобразным святилищем. Яблоня – образ Мирового Древа, нетварной, Божественной вертикали, пронизывающей тварные миры. Молочная Река – образ великой Райской реки, которая ниспадала на Северный полюс, разделяя Гиперборею на четыре части – крестообразно. (Ниспадает она и сейчас, но сама Гиперборея, сокрытая льдами, чувственно незрима.)

Сестра отказывается принять дары из этих «порталов». Она не готова к духовной инициации, хотя и желает обрести потерянную духовность в лице Брата. В результате, ей приходится пройти душевную (контр)инициацию в регионе Души, в Нави, в Лесу, в логове Бабы-Яги. Сама Яга – есть Мировая Душа, точнее, её больной, ветхий аспект.

«Девочка вошла в избушку: — Здравствуй, бабушка! — Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась? — Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться. — Садись покуда кудель прясть. Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет — вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей: — Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу. Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала: — Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается. Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять: — Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду. Девочка взяла братца и побежала. А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает: — Девица, прядешь ли? Мышка ей отвечает: — Пряду, бабушка… Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба-яга закричала: — Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла. Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит — летят гуси-лебеди. — Речка, матушка, спрячь меня! — Поешь моего простого киселька. Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком. Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня… — Яблоня, матушка, спрячь меня! — Поешь моего лесного яблочка. Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами. Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали — налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут. Добежала девочка до печки: — Печка, матушка, спрячь меня! — Поешь моего ржаного пирожка. Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем — в печь, села в устьице. Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге. Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой. А тут и отец с матерью пришли».

В древности пряжа выступала как некий мифопоэтический образ долгой жизни. Тут присутствовал и низший аспект, когда имелась ввиду жизнь, понимаемая сугубо в Душевном, «психическом» смысле, отличном от смысла Духовного. Именно бесконечного продления такой вот жизни и желают оккультные адепты, практикующие душевную, вампирическую инициацию (точнее, контр-инициацию). Эллины имели представление персонифицированной судьбе по имени Ананка. Она изображается женщиной, вращающей гигантское веретено. Это – Судьба, понимаемая как неумолимая, беспощадная закономерность. Тончайший мистик Юрий Стефанов считал, что именно Ананку имел ввиду Густав Майринк, когда рисовал образ черной «богини» Исаис-Асайи «Мы сможем понять, кто же она такая, только обратившись к тому эпизоду из «Серебряного башмачка», где ее космическая ипостась описывается в виде великанши в треугольнике, сотканном из черного дыма жертвоприношений; держа в своих бесчисленных руках бешено крутящееся веретено, она сучит пряжу из кровоточащей (вот и перекличка с вампиризмом – А. Е.) человеческой плоти».

В данном случае Мышь как бы искупает свою вину, исправляет своё инверсивно-разрушительное деяние. Если Гусь (Лебедь) реализует темную сторону, то она задействует сторону светлую, восполняя «убывающую» сакральность. Сестра проявляет свою волю к духовному преображению, к воссоединению с Братом. Она устремляется к светлой стороне Мыши, что означает преображение звериного, животного, душевного начала. И, таким образом, Сестра становится готовой к спасительной духовной инициации. Она принимает дары от Реки, Древа и Печи. Сказка завершается воссоединением Души (Сестры) и Духа (Брата), а также возвращением Райского Неба-Отца и просветленной им Матери-Земли.

Источник

Кудель

КУДЕ́ЛЬ — вычес. и перевяз. пучок льна или пеньки, сверток избитой шерсти, готовый для пряжи. При прядении К. привязывали к личине (лопасти) прялки, иногда прибивали гвоздем; на Украине К. обычно оборачивали тряпкой. У вост. славян К. использовалась в обрядах, символизирующих приближение к природе, в «обрядах перехода», связ. с изменением героем ритуала своего статуса. Так, при посвящении девочек (5—6 лет) в пряхи полагалось, выпряв первую нить из К., эту нить сжечь, а пепел съесть с хлебом либо выпить с водой или глотать дым от горящей пряжи. На Рус. Севере из К. изготавливали красоту (похожую на косу); перед свадьбой ее сжигали и гадали по форме пепла. К. была осн. мат-лом для ряжения.

Смотреть что такое «Кудель» в других словарях:

КУДЕЛЬ — КУДЕЛЬ, куделя жен. куделька, куделица, куделюшка ·умалит., ласк. кужель, пск. куделина, твер. кужень, куженька, талька, мочка, кукишка, кухотка, вычесанный и перевязанный пучек льну, пеньки, изготовленный для пряжи. | У шерстобитов и валяльщиков … Толковый словарь Даля

кудель — куделька, куделюшка Словарь русских синонимов. кудель сущ., кол во синонимов: 11 • божьи ручки (9) • … Словарь синонимов

КУДЕЛЬ — КУДЕЛЬ, кудели, жен. (обл., спец.). Волокнистая часть, очесы льна, пеньки. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

КУДЕЛЬ — КУДЕЛЬ, и, жен. Волокнистая часть льна, пеньки. | прил. кудельный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

КУДЕЛЬ — (Flax ready for spinning) очесы льна или пеньки. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

Кудель — Кудель короткое путаное волокно, ценное сырьё текстильной промышленности. Получается после очистки волокнистых отходов (смеси перепутанных волокон и костры), которые образуются при переработке льняной и конопляной тресты на длинное волокно… … Википедия

Кудель — короткое волокно, получаемое после очистки волокнистых отходов (смеси перепутанных волокон и костры (См. Костра)), образующихся при переработке льняной и конопляной тресты (См. Треста) на длинное волокно в трепальных машинах. Очистку… … Большая советская энциклопедия

Кудель — вычесанный и перевязанный пучок льна, пеньки, изготовленный для пряжи … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Кудель — ж.; = куделя Пучок вычесанного льна, пеньки или шерсти, приготовленный для прядения. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Источник

«Кудель» — это о пряже

Кудель попряду что означает. Смотреть фото Кудель попряду что означает. Смотреть картинку Кудель попряду что означает. Картинка про Кудель попряду что означает. Фото Кудель попряду что означает

В русском языке существуют удивительные по своей красоте слова, что за многие века утратили актуальность и остаются непонятными для большинства современников. Если раньше каждая хозяйка самостоятельно готовила пряжу, а затем вязала из нее одежду, то сегодня этим занимаются специальные предприятия. А понятие «кудель» – это ключевой элемент для создания тканых вещей. Но что именно он обозначает и как используется?

Распространение термина

Ничего странного! Ведь «кудель» – это специализированный термин, который включает в себя волокна льна, шерсти, иных схожих по структуре материалов, что приготовлены для последующего прядения.

Кудель попряду что означает. Смотреть фото Кудель попряду что означает. Смотреть картинку Кудель попряду что означает. Картинка про Кудель попряду что означает. Фото Кудель попряду что означает

Способ получения

На практике для разрушения пектиновых веществ и отделения волокна солому льна или конопли (тресту) подвергают серьезному внешнему воздействию:

Из получившегося продукта убирают костру, все одеревеневшие части прядильных растений. А значение слова «кудель» приписывают оставшимся волокнам, максимально очищенным и пригодным для работы швеи. В зависимости от чистоты они подразделяются на три сорта.

Ритуальный предмет

Льняную купель вплетали в прическу невесты для создания праздничного образа. А в рамках похоронных обрядов существовала коса из растительных волокон для закрепления на могильном кресте.

Кудель попряду что означает. Смотреть фото Кудель попряду что означает. Смотреть картинку Кудель попряду что означает. Картинка про Кудель попряду что означает. Фото Кудель попряду что означает

В повседневной речи

Стоит ли запоминать слово?

Занесите слово в свой личный словарик, чтобы поддержать разговор на тему старинных ремесел или объяснить ребенку всю сложность процесса создания одежды. В иных ситуациях эти знания вряд ли пригодятся, если человек не занят в швейной промышленности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *