Кулиса это в театре что

Кулисы

Полезное

Смотреть что такое «Кулисы» в других словарях:

кулисы — с, мн. coulisses pl., f. 1. театр. Деревянные рамы, обтянутые декоративно расписанным полотном, ли куски плотной материи, расположенные на сцене параллельно рампе на нескольких сценических планах; закрывают боковые части сцены и служат… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Кулисы — (иноск.) театръ театральный міръ. Ср. Увы, наивна ты была, Вступая за кулисы Ты благородно поняла Призваніе актрисы. Некрасовъ. Памяти ой. (Асенковой.) Ср. Непостоянный обожатель Очаровательныхъ актрисъ, Почетный гражданинъ кулисъ, Онѣгинъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

КУЛИСЫ — театральные (французское единственное число coulisse, от couler скользить), плоские части декорации, однотонные или расписанные полотнища, которые попарно располагаются по бокам сцены, параллельно или под углом к рампе. Впервые применены в 1619 в … Современная энциклопедия

КУЛИСЫ — полосы из высокостебельных растений (подсолнечник, кукуруза, горчица и др.), высеваемых в паровом поле (кулисный пар), среди зерновых, овощных и других культур. Защищают посевы от засухи, суховеев, при оставлении на зиму накапливают на полях,… … Большой Энциклопедический словарь

КУЛИСЫ — театральные элементы декорации из ткани (свободно висящие или натянутые на рамы), располагаемые по бокам сцены. Вместе с падугами образуют т. н. одежду сцены … Большой Энциклопедический словарь

кулисы — I полосы из высокостебельных растений (подсолнечник, кукуруза, горчица и др.), высеваемых в паровом поле (кулисный пар), среди зерновых, овощных и других культур. Защищают посевы от засухи, суховеев, при оставлении на зиму накапливают снег на… … Энциклопедический словарь

КУЛИСЫ — Индейцы одной из низших каст, промышляющие носкою тяжестей и поденщиной в ост индских колониях англичан. См. КУЛИ. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

КУЛИСЫ — 1. В тектонике син. термина расположение складок кулисообразное. 2. В геоморфологии кулисообразное, параллельное расположение элементов рельефа. Геологический словарь: в 2 х томах. М.: Недра. Под редакцией К. Н. Паффенгольца и др.. 1978 … Геологическая энциклопедия

кулисы — Простирание горных хребтов и их отрогов в виде параллельных отрезков, либо образующих в плане острый угол … Словарь по географии

Кулисы — театральные (французское единственное число coulisse, от couler скользить), плоские части декорации, однотонные или расписанные полотнища, которые попарно располагаются по бокам сцены, параллельно или под углом к рампе. Впервые применены в 1619 в … Иллюстрированный энциклопедический словарь

кулисы — (иноск.) театр; театральный мир Ср. Увы, наивна ты была, Вступая за кулисы, Ты благородно поняла Призвание актрисы. Некрасов. Памяти ой. (Асенковой.) Ср. Непостоянный обожатель Очаровательных актрис, Почетный гражданин кулис, Онегин полетел к… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Источник

Кулисы (театр.)

Смотреть что такое «Кулисы (театр.)» в других словарях:

кулисы — с, мн. coulisses pl., f. 1. театр. Деревянные рамы, обтянутые декоративно расписанным полотном, ли куски плотной материи, расположенные на сцене параллельно рампе на нескольких сценических планах; закрывают боковые части сцены и служат… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Театр Секретарёва — (также секретарёвский театр, «Секретарёвка» московский театральный зал в XIX веке в здании по современному адресу Нижний Кисловский переулок, № 6. История Здание 1860 года, поначалу принадлежало семье потомственных высокопоставленных… … Википедия

ТЕАТР — (греч. theatron, место для зрелищ, зрелище), род искусства, а также здание, предназначенное для представления драматических произведений перед публикой. Традиционно включает в себя сцену площадку, где происходит действие, и зрительный зал. Сцена … Энциклопедия Кольера

Театр* — I. Театр у греков и римлян (θέατρον) как особое сооружение, приспособленное для драматических представлений, получил правильное устройство впервые у древних греков; в существенных чертах он послужил образцом для римского театра; многие… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Театр — I. Театр у греков и римлян (θέατρον) как особое сооружение, приспособленное для драматических представлений, получил правильное устройство впервые у древних греков; в существенных чертах он послужил образцом для римского театра; многие… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Театр (архитектурное сооружение) — У этого термина существуют и другие значения, см. Театр (значения). Античный театр в Эпидавре Театр (греч … Википедия

кулисы — (иноск.) театр; театральный мир Ср. Увы, наивна ты была, Вступая за кулисы, Ты благородно поняла Призвание актрисы. Некрасов. Памяти ой. (Асенковой.) Ср. Непостоянный обожатель Очаровательных актрис, Почетный гражданин кулис, Онегин полетел к… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Театр — начиная с кон. 6 в. до н.э. в Афинах ежегодно ставились трагедии, комедии и сатировские драмы. Подоб ные представл. были известны и в др. частях Греции. В их основе лежали культовые обряды, совершавш. во время праздников в честь бога… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Театр — (греч. место для зрелищ, зрелище). Начиная с кон. 6 в. до н. э. в Афинах ежеюдно ставились трагедии, комедии и сатировские драмы. Подобные представления были известны и в других частях Греции. В их основе лежали культовые обряды,… … Словарь античности

Эпический театр — «Эпический театр» (нем. episches Theater) театральная теория драматурга и режиссёра Бертольта Брехта, оказавшая значительное влияние на развитие мирового драматического театра[1]. Свою теорию, опирающуюся на традиции… … Википедия

Источник

Театральная шпаргалка. Часть 2

Продолжая путешествие по театральному миру, мы с вами сегодня попадем в мир закулисья и узнаем значение таких слов, как рампа, авансцена, декорации, а также познакомимся с их ролью в спектакле.

Итак, войдя в зал, каждый зритель сразу обращает свой взор на сцену.

Сцена – это: 1) место, где происходит театральное представление; 2) синоним слово «явление» – отдельная часть действия, акта театральной пьесы, когда состав действующих лиц на сцене остается неизменным.

Сцена – от греч. skene – балаган, подмостки. В эпоху зарождения греческого театра skene была клеткой или палаткой, пристроенной позади orchestra.

Skene, orchectra, theatron составляют три основополагающих сценографических элемента древнегреческого спектакля. Оркестр или игровая площадка связывали сцену и публику. Skene развивалась в высоту, включая theologeon или игровую площадку богов и героев, и на поверхности вместе с просцениумом, архитектурным фасадом, предшественником стенного декорума, который позднее создаст пространство авансцены. На протяжении истории смысл термина «сцена» постоянно расширялся: декорация, игровая площадка, место действия, временной отрезок в течение акта и, наконец, в метафорическом смысле – внезапное и яркое зрелищное событие («устроить кому-либо сцену»). Но не все из нас знают, что сцена делится на несколько частей. Принято различать: авансцену, арьерсцену, верхнюю и нижнюю сцену. Давайте попробуем разобраться с этими понятиями.

Авансцена – пространство сцены между занавесом и зрительным залом.

Кулиса это в театре что. Смотреть фото Кулиса это в театре что. Смотреть картинку Кулиса это в театре что. Картинка про Кулиса это в театре что. Фото Кулиса это в театре что

В качестве игровой площадки авансцена широко используется в оперных и балетных спектаклях. В драматических театрах авансцена служит основным местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, которые связывают картины спектакля. Некоторые режиссеры выносят на авансцену основное действие, расширяя сценическую площадку.

Невысокий барьер, отделяющий авансцену от зрительного зала, называется рампа. Кроме того, рампа прикрывает со стороны зрительного зала приборы для освещения сцены. Часто этим словом называют и саму систему театральной осветительной аппаратуры, помещаемой за этим барьером и служащей для освещения пространства сцены спереди и снизу. Для освещения сцены спереди и сверху используют софиты – ряд ламп, расположенных по бокам от сцены.

Арьерсцена – пространство позади основной сценической площадки. Арьерсцена является продолжением основной сцены, используется для создания иллюзии большой глубины пространства, служит резервным помещением для установки декораций. На арьерсцене размещаются фурки или вращающийся накатный круг с заранее установленными декорациями. Верх арьерсцены оборудуется колосниками с декорационными подъемами и световой аппаратурой. Под полом арьерсцены размещают склады навесных декораций.

Верхняя сцена – часть сценической коробки, находящаяся выше зеркала сцены и ограниченная сверху колосниковой решеткой. Она оборудована рабочими галереями и переходными мостиками, служит для размещения навесных декораций, приборов верхнего освещения, различных сценических механизмов.

Нижняя сцена – часть сценической коробки ниже планшета, где расположены сценические механизмы, суфлерская и светорегуляторная будки, подъемно-опускные устройства, приспособления для сценических эффектов.

А еще у сцены, оказывается, есть карман! Боковой карман сцены – помещение для динамичной смены декораций с помощью специальных накатных площадок. Боковые карманы располагаются с двух сторон сцены. Их размеры позволяют полностью уместить на фурке декорацию, занимающую всю игровую площадку сцены. Обычно к боковым карманам примыкают декорационные склады.

Названная в предыдущем определении «фурка», наряду с «колосниками» и «штанкетами», входит в техническое оборудование сцены. Фурка – часть сценического оборудования; передвижная площадка на роликах, служащая для перемещения на сцене частей декорационного оформления. Передвижение фурки осуществляется электромотором, вручную или при помощи троса, один конец которого находится за кулисами, а другой крепится к боковой стенке фурке.

Кулиса это в театре что. Смотреть фото Кулиса это в театре что. Смотреть картинку Кулиса это в театре что. Картинка про Кулиса это в театре что. Фото Кулиса это в театре что

Колосники – решетчатый (деревянный) настил, расположенный над сценической площадкой. Он служит для установки блоков сценических механизмов, используется для работ, связанных с подвеской элементов оформления спектакля. Колосники сообщаются с рабочими галереями и сценой стационарными лестницами.

Кулиса это в театре что. Смотреть фото Кулиса это в театре что. Смотреть картинку Кулиса это в театре что. Картинка про Кулиса это в театре что. Фото Кулиса это в театре что

Штанкет – металлическая труба на тросах, в которой крепятся кулисы, детали декораций.

В академических театрах все технические элементы сцены скрыты от зрителей декоративным обрамлением, в которое входят занавес, кулисы, задник и падуга.

Входя в зал до начала спектакля, зритель видит занавес – полотнище ткани, подвешенное в зоне портала сцены и закрывающее сцену от зрительного зала. Его еще называют «антрактно-раздвижной» или «антрактный» занавес.

Антрактно-раздвижной (антрактный) занавес является постоянным оборудованием сцены, закрывающим ее зеркало. Раздвигается перед началом спектакля, закрывается и открывается между актами.

Кулиса это в театре что. Смотреть фото Кулиса это в театре что. Смотреть картинку Кулиса это в театре что. Картинка про Кулиса это в театре что. Фото Кулиса это в театре что

Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани на плотной подкладке, украшаются эмблемой театра или широкой бахромой, подшитой к низу занавеса. Занавес позволяет сделать невидимым процесс перемены обстановки, создать ощущение промежутка во времени между действиями. Антрактно-раздвижной занавес может быть нескольких типов. Наиболее часто применяются вагнеровский и итальянский.

Вагнеровский занавес состоит из двух половин, закрепленных наверху с наложениями. Оба крыла данного занавеса открываются при помощи механизма, который тянет нижние внутренние углы к краям сцены, зачастую оставляя нижнюю часть занавеса видимой для зрителей.

Кулиса это в театре что. Смотреть фото Кулиса это в театре что. Смотреть картинку Кулиса это в театре что. Картинка про Кулиса это в театре что. Фото Кулиса это в театре что

Обе части итальянского занавеса раздвигаются синхронно с помощью тросов, прикрепленных к ним на высоте 2-3 метров и тянущих занавес к верхним углам просцениума. Сверху, над сценой, располагается падуга – горизонтальная полоса ткани (иногда выступающая в роли декораций), подвешенная на штанге и ограничивающая высоту сцены, скрывая верхние механизмы сцены, световые приборы, колосники и верхние пролеты над декорациями.

Кулиса это в театре что. Смотреть фото Кулиса это в театре что. Смотреть картинку Кулиса это в театре что. Картинка про Кулиса это в театре что. Фото Кулиса это в театре что

Когда занавес открывается, зритель видит боковое обрамление сцены, выполненное из полос ткани, расположенных вертикально – это кулисы.

Кулиса это в театре что. Смотреть фото Кулиса это в театре что. Смотреть картинку Кулиса это в театре что. Картинка про Кулиса это в театре что. Фото Кулиса это в театре что

Арьерсцену от зрителей закрывает задник – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.

На сцене располагаются декорации спектакля.

Декорация (лат. «украшение») – художественное оформление действия на театральной сцене. Создает зрительный образ действия средствами живописи и архитектуры.

Кулиса это в театре что. Смотреть фото Кулиса это в театре что. Смотреть картинку Кулиса это в театре что. Картинка про Кулиса это в театре что. Фото Кулиса это в театре что

Декорация должна быть полезной, эффективной, функциональной. Среди основных функций декорации – иллюстрация и изображение элементов, предположительно существующих в драматическом универсуме, свободное конструирование и изменение сцены, рассматриваемой как игровой механизм.

Создание декораций и декоративное оформление спектакля – целое искусство, которое называется сценография. В разные времена значения этого слова менялись.

Сценография у древних греков – искусство оформления театра и живописная декорация, проистекающая из этой техники. В эпоху Возрождения сценографией называлась техника разрисовки холста задника. В современном театральном искусстве это слово представляет науку и искусство организации сцены и театрального пространства. Собственно декорация – результат работы сценографа.

Этим термином все чаще заменяется слово «декорация», если существует необходимость выйти за рамки понятия оформления. Сценография знаменует собой стремление быть письмом в трехплоскостном пространстве (к которому следует добавить еще и временное измерение), а не просто искусством разукрашивания холста, чем довольствовался театр вплоть до натурализма.

В моменты расцвета современной сценографии художники-декораторы сумели вдохнуть жизнь в пространство, оживить время и игру актера в совокупном творческом акте, когда трудно вычленить режиссера, осветителя, актера или музыканта.

Изготовление бутафории представляет собой большую отрасль театральной технологии, включающую работы с бумажными массами, картоном, металлом, синтетическими материалами и полимерами, тканями, лаками, красками, мастиками и пр. Не менее разнообразна и номенклатура бутафорских изделий, требующих специальных знаний в области лепных, картонажных, отделочных и слесарных работ, росписи тканей, чеканки по металлу.

В следующий раз узнаем подробнее о некоторых театральных профессиях, представители которых не только создают непосредственно спектакль, но и обеспечивают его техническое сопровождение, работают со зрителями.

Определения представленных терминов взяты с сайтов:

Источник

Значение слова «кулиса»

Кулиса это в театре что. Смотреть фото Кулиса это в театре что. Смотреть картинку Кулиса это в театре что. Картинка про Кулиса это в театре что. Фото Кулиса это в театре что

2. Тех. Рычаг или система рычагов, служащая для перемены хода машины.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

КУЛИ’СА, ы, ж. [фр. coulisse]. 1. Боковая декорация (театр.). 2. перен., только мн. Театральная, актерская среда. Почетный гражданин кулис (Онегин). Пшкн. 3. Рычаг или система рычагов, служащая для перемены хода машины (тех.). ◊

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

кули́са

2. техн. рычаг или система рычагов в механизме, служащем для преобразования вращательного движения в поступательное или наоборот

3. геогр. береговая полоса, выступающая в море мысом

4. с.-х. перемежающиеся полосы из 2—3 рядов высокостебельных растений (кукурузы, подсолнечника и т. п.), высеваемые на паровом поле для защиты озимых посевов от выдувания ветром, замерзания и т. п.

Делаем Карту слов лучше вместе

Кулиса это в театре что. Смотреть фото Кулиса это в театре что. Смотреть картинку Кулиса это в театре что. Картинка про Кулиса это в театре что. Фото Кулиса это в театре чтоПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова озоровать (глагол), озоруют:

Источник

Сценический словарь

Кулиса это в театре что. Смотреть фото Кулиса это в театре что. Смотреть картинку Кулиса это в театре что. Картинка про Кулиса это в театре что. Фото Кулиса это в театре что

Авансцена. Та часть сцены, которая расположена между зрительным залом и занавесом. Именно на ней в драматическом театре проходят те небольшие куски представления, которые нужны для перехода от одной основной картины к другой. В это время за закрытым занавесом меняются декорации и мизансцена.

Обратите внимание на нашу новинку: Stage4 clubWASH WEB 640FC

Арьерсцена. Представляет собой продолжение основной сцены. Одновременно и резервное помещение для хранения декораций и средство, визуально увеличивающее пространство.

Декорация. Создаёт ту обстановку, в которой происходит действие. В современном театре от понятия декорация стали переходить к такому определению, как сценография. Сейчас в театре очень много иносказаний, еле заметных намёков. Для этого используется всё, начиная от реквизита и заканчивая расстановкой актёров в мизансцене. Говорить о роли декораций в образе спектакля уже не принято, именно сценография передаёт всё то, что хотел сказать режиссёр. А декорация представляет собой лишь дополнение, зачастую совсем незначительное.

Кулиса это в театре что. Смотреть фото Кулиса это в театре что. Смотреть картинку Кулиса это в театре что. Картинка про Кулиса это в театре что. Фото Кулиса это в театре что

Задник. Может представлять собой как просто часть одежды сцены, так и живописный фон спектакля. Если задник дополняет собой декорации, на нём может быть соответствующее изображение от внутреннего убранства помещений, до пейзажей. Задник может меняться по ходу представления. В современном театре режиссёры всё чаще уходят от конкретных изображений к более абстрактным, передающим скорее общий дух спектакля, чем иллюстрирующим конкретную сцену.

Занавес. Полог из ткани, разделяющий сцену и зрительный зал. Занавесы могут опускаться на сцену сверху, либо раздвигаться в разные стороны. Также встречаются занавесы, сочетающие в себе возможности обоих типов. У занавеса есть несколько важных ролей:

В больших театрах существуют также такие понятия, как противопожарный занавес и супер-занавес.

Зеркало сцены. Этот термин означает непосредственно то видимое зрителю пространство, в котором происходит сама мизансцена. Фактически зеркалом сцены можно назвать основную сцену.

«Карман». Так называемый карман сцены представляет собой помещения с двух сторон от пространства сцены. В них хранятся куски декораций различных спектаклей, происходит их монтаж. Были созданы для того, чтобы ускорить процесс выноса декораций во время смены мизансцены. Декорации ставятся на специальные движущиеся площадки и на них вывозятся на сцену.

Колосники. Специальный настил, расположенный непосредственно над сценой. Благодаря им возможен спуск и подъём наверх частей декораций и реквизита. Когда этого требует сценография, именно с колосников могут рассыпать снег и другие элементы бутафории. Эта часть убранства сцены содержит всё то, что помогает вести спектакль, но должно быть незаметно зрителям: театральные прожекторы, дополнительный реквизит, различные атрибуты, которые участвуют в сценографии.

Кулиса это в театре что. Смотреть фото Кулиса это в театре что. Смотреть картинку Кулиса это в театре что. Картинка про Кулиса это в театре что. Фото Кулиса это в театре что

Кольцо-круг. Состоит из двух частей. Первая – сценический круг, также его называют поворотный круг. Интереснейший элемент сцены, расположенный в планшете сценической коробки. Был изобретён в самом начале прошлого века. При помощи людей, двигающих специальный поршень под сценой, круглая часть сцены могла вращаться в нужном режиссёру направлении на уровне пола. Сейчас его движение полностью автоматизировано. Это позволяет создать особую динамику на сцене. Вторая часть – кольцо. Оно может или поворачиваться вместе с кругом или в противодействие ему. Благодаря этим элементам у режиссёра есть возможность организовывать интереснейшую сценографию на своём спектакле.

Кулисы. Та самая часть, которая скрывает от зрителей всё пространство по бокам сцены. Как правило, они состоят из ткани и представляют собой часть одежды сцены. За кулисами стоят актёры, готовящиеся к выходу, декорации, лежит весь необходимый в ближайших сценах реквизит. Могут также входить в сценографию сцены и представлять собой часть декорации по решению режиссёра.

Одежда сцены. По сути это всё тканевое обрамление сцены. Это и кулисы, и задник, и падуга и другие тканевые детали, которые используются для создания сценического пространства. От выбора одежды сцены в очень многом зависит впечатление и от самого театра, и от спектакля. Именно поэтому важно, чтобы одежда сцены была безупречна и выполняла свои функции. Если режиссёр решает включить одежду сцены в сценографию, необходимо следить за тем, чтобы она была выполнена в одной стилистике и никакие детали не выбивались из общего образа.

Падуга. Полосы ткани наверху сцены. Они служат для сокрытия от глаз зрительного зала всего технического оснащения, колосников, фермы для светового оборудования. В зависимости от сценографии могут быть окрашены в неброские цвета, или входить в часть декораций. Например, представлять собой изображение неба.

Планшет. Непосредственно сам пол сцены. Он может представлять собой как цельный идеально гладкий настил, так и сложную механику с кольцом, кругом и частями, которые при необходимости могут подниматься или опускаться под сцену.

Подзор. Это та падуга, которая расположена ближе всего к залу. За ней скрывается первый ряд осветительных приборов.

Портал сцены. Та рама, которая обрамляет зеркало сцены. Портал может быть постоянным. В таком случае имеется ввиду те границы, которые были заложены архитектором. Также бывают временные порталы. Они нужны, если необходимо изменить размер сцены на время спектакля, либо на время мизансцены.

Просцениум. Термин, пришедший к нам из древней Греции. Там так называли непосредственно пространство для игры актёров. В современном театре так называют переднюю часть сцены. По сути может быть синонимом авансцены.

Кулиса это в театре что. Смотреть фото Кулиса это в театре что. Смотреть картинку Кулиса это в театре что. Картинка про Кулиса это в театре что. Фото Кулиса это в театре что

Рампа. Бортик вдоль всей авансцены, прячущий от глаз зрителей освещение. Именно за ней располагаются приборы для освещения сцены с нижнего переднего края.

Софит. (см. Софитный подъем) Сложная конструкция наверху сцены, на которой крепятся все осветительные приборы. Последовательность расположения ламп на софите зависит от сценографии спектакля и задумки режиссёра. Свет, расположенный на софите в стратегических местах и включающийся в нужное время, может сыграть большую роль в атмосфере спектакля.

Штанкет. Необходимая деталь для каждой сцены. На неё крепятся все декорации, которые необходимо поднимать, либо спускать по ходу представления. Представляет собой длинную и прочную алюминиевую ферму на подвесах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *