Культура дает возможность обществу противостоять опасностям чем лучше
«Что такое общество» 10 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 10 КЛАСС ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА УРОК № 1
ОБЩЕСТВО Общество – продукт совокупной деятельности множества людей. Общество вырастает из самого жизненного процесса, из обычной и повседневной деятельности людей. Socio (лат.) – соединять, объединять. Вне непосредственного и опосредованного взаимодействия людей общества не существует. ПРИРОДА ОБЩЕСТВО
ОБЩЕСТВО Общество – это совокупность людей. Основой отношений является человеческая деятельность. В процессе совместной деятельности возникает взаимодействие между ее участниками. связи отношения внешнее внутреннее О Р И Р П Д А
Взаимодействие людей в процессе деятельности порождает различные формы их объединения. ОБЩЕСТВО
ОБЩЕСТВО Главной, составной частью природы, общества и культуры является ЧЕЛОВЕК. ПРИРОДА ЧЕЛОВЕК КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВО
ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА
Действуют люди, одаренные сознанием и имеющие цели Действуют слепые, бессознательные природные силы СВЯЗЬ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА ГАРМОНИЧНО КОНФЛИКТНО
СВЯЗЬ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА УСКОРЯЕТ ИЛИ ЗАМЕДЛЯЕТ БЛАГОТВОРНОЕ ИЛИ ПАГУБНОЕ Природная среда, географические, климатические условия Человек, его деятельность
Вывод: 1.Связь природы и общества неразрывна. 2. Связь носит взаимный характер. СВЯЗЬ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
Обособившаяся от природы, но тесно с ней взаимосвязанная, часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения людей Общество в широком смысле
МАТЕРИАЛЬНАЯ (здания, транспорт, предметы быта, приборы, оборудование) ДУХОВНАЯ (знания, язык, символы, ценности, правила, нормы) ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА КУЛЬТУРА Множество народов, населявших нашу планету в прошлом и живущих сегодня, отличались и отличаются друг от друга прежде всего своей самобытной культурой. Своеобразие относится к традициям и обрядам, манере общения, предпочтениях в еде и др. КУЛЬТУРНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ
Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой. Определите, какие положения текста носят 1) ФАКТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР 2) ХАРАКТЕР ОЦЕНОЧНЫХ СУЖДЕНИЙ 3) ХАРАКТЕР ТЕОРЕТИЧЕСКИХ СУЖДЕНИЙ (А) Культурой в широком смысле называют все способы и результаты преобразования человеком природной среды. (Б) Проводимое некоторыми учеными разделение культуры на материальную и духовную весьма условно. (В) Критерий материальности и нематериальности объектов культуры не выдерживает критики. (Г) Ценности морали, религии, произведения искусства и достижения науки традиционно относят к духовной культуре. (Д) Предметы, используемые в быту, на производстве, считают проявлениями материальной культуры. А Б В Г Д 3 2 1 1 1
Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются названиями социальных наук. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и выпишите цифры, под которыми они указаны. 1) физика; 2) социология; 3) политология; 4) геометрия; 5) экономика; 6) религиоведение; 14
Изучая общество, следует помнить: первым условием выработки собственной позиции по различным вопросам общественного развития является понимание того, что социальные проблемы возникают и решаются в результате взаимодействия индивидов, групп. Общество во многом зависит от природы (природные условия, космические явления, стихийные бедствия, эпидемии). Но нельзя не учитывать и результатов воздействия общества на природу. Культура дает возможность обществу противостоять опасностям. Чем лучше человек владеет достижениями культуры, тем успешнее он способен решать возникающие проблемы. Общественные науки позволяют удовлетворять любознательность и помогают ориентироваться в сложном мире, точнее определять возможности и пути достижения успеха. ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА
учебник § 1 с. 16 – 17 работа с документом (работа с карандашом) с. 17, задание № 1 устно. Домашнее задание
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-217227
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Культура дает возможность обществу противостоять опасностям чем лучше
Подробное решение параграф § 31 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г., С.Н. Малявин Базовый уровень 2018
Чем вы руководствуетесь при выборе вариантов своего поведения? Какие виды социальных норм вы знаете? В чём состоят основные отличия морали от права? Вспомните, что такое «золотое правило нравственности».
Принципы морали представляют собой внутренние рамки, а моральные нормы — общепринятые в обществе нормы, правила того, как себя вести. Принципы морали являются более узким явлением. «Золотое правило нравственности» — общее этическое правило, которое можно сформулировать, как поступайте по отношению к другим, так как вы хотели бы, чтобы другие поступали по отношению к вам. Известна и отрицательная формулировка этого правила: « Не делай другому того, чего не хотите себе». Золотое правило — это форма поведения, которая наиболее полно воплощает своеобразие нравственности. Определяющей основой мира культуры являются отношения людей друг к другу, соответственно отношения должны характеризоваться взаимностью. Поэтому краткой формулой взаимности отношений людей друг к другу, их общественных отношений, человечности этих отношений и стало золотое правило нравственности.
1.Однажды известный российский поэт Б.Ш. Окуджава в ответ на недостойное предложение высокопоставленного чиновника ответил так: «С вами я вижусь в последний раз, а с самим собой мне быть до конца моих дней». Какие регуляторы поведения стали определяющими в этой ситуации? Какой из них оказался для Окуджавы наиболее значимым?
Нравственность — определяющий аспект культуры, ее форма, дающая общее основание человеческой деятельности, от личности до общества, от человечества до малой группы. Разрушение нравственности. приводит к распаду, дезинтеграции общества, к катастрофе; смена нравственности. приводит к изменению социальных отношений. Общество защищает сложившуюся нравственность. через социальные интеграторы, посредством различного рода социальных институтов, через защиту ценностей культуры. Отсутствие или слабость этих механизмов лишает общество возможности защищать нравственность. от отдаленных и скрытых угроз, что делает ее уязвимой для неожиданных опасностей дезорганизации, нравственного распада. Это делает общество нравственно и организационно дезорганизованным. Нравственность включает возможность разнообразия нравственных Идеалов, связанных с различными вариантами единства интеграции общества. В тех культурах, где формирование нравственного основания переживает длительный кризис, где оно отягощено расколом, нравственный аспект культуры находится в постоянном возбуждении. В любой культуре нравственность выступает как дуальная оппозиция, например, как соборный — авторитарный, как традиционный, — либеральный идеалы. Переходы от одного полюса оппозиции к другому могут осуществляться через инверсию, то есть через логически моментальный, взрывообразный переход от одного полюса к другому, или через медиацию, медленную творческую наработку качественно нового нравственного содержания, новых дуальных оппозиций. Соотношение между инверсией и медиацией на каждом этапе оказывает исключительно большое влияние на формирование нравственности, ее содержание. Толчок к смене идеалов идет от роста дискомфортного состояния
2.Как правило, нравственные люди никогда не кичатся своей нравственностью. Как вы думаете, почему так происходит?
Потому что кичатся своей нравственностью, либо ещё своими какими — либо амбициями — это безнравственно. высоконравственный человек — всегда отличается скромностью.
3.Как вы понимаете слова Сенеки: «Главное условие нравственности — желание стать нравственным»? Каких усилий требует от человека нравственное поведение?
Хочешь жить в обществе, у которого высокий уровень нравственности, нужно быть самим таким, нравственным. Тоже, что если хочешь жить в цивилизованном обществе, нужно начать с самого себя.
4.Прокомментируйте высказывание Б. Паскаля: «О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни». Приведите примеры из жизни или художественной литературы, подтверждающие это высказывание.
Это значит, что люди многолики, большинство из них. Один может сегодня помогать перейти дорогу пожилой женщине, а завтра ограбить банк. То есть по человеку стоит судить, лишь видя его настоящего в моменты, когда он просто не замечает, что перестает прятаться за маской, стараясь создать наиболее идеальный общественный образ в глазах других.
5.Существует поговорка «Не делай добра — не получишь зла». Как вы её понимаете? Как она соотносится с «золотым правилом нравственности» и с «категорическим императивом» И. Канта?
Следует иметь в виду, что добро является отрицанием зла не только в том смысле, что оно преодолевает существующее зло или противоборствует ему, но и в том смысле, что оно может выступать как профилактическая мера, как предупреждение возможного зла. Ф. М. Достоевский отказывался верить в то, что зло нельзя победить. «Люди, — писал он, — могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле. Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей». Добро есть такая форма отношений между людьми, которая осуществляет нравственную связь, духовное единение между ними. Большинство учёных считают, что человек по своей природе добр.
6.Прочитайте строки из стихотворения В.С. Высоцкого «Баллада о времени».
Чистоту, простоту мы у древних берём,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому что добро остаётся добром
В прошлом, будущем и настоящем.
Согласны ли вы с высказанной точкой зрения? Аргументируйте свою позицию, приведите примеры.
Согласны, так как есть определенные ценности, которые не теряются с годами и которые с годами приобретают все большую ценность.
7.Какие из перечисленных качеств человека приближают его к моральному идеалу, а какие отдаляют от него: щедрость, жадность, зависть, склонность к наслаждениям, желание славы, стремление к личной выгоде, желание взаимопонимания, гордость, честность, деликатность, снобизм, справедливость, милосердие.
Порядочность, терпимость, справедливость, бескорыстие, не предвзятое отношение к окружающим
8.Проведите в классе опрос на тему «Какие качества вы больше всего цените в юношах и в девушках?». Чем вы можете объяснить результаты вашего опроса?
Мы не можем характеризовать явления природы как добрые или злые. Только преднамеренные действия человека могут быть классифицированы как добрые или злые. Удачное стечение обстоятельств не является добром. Если человек сделал что — то нечаянно, о его действиях нельзя судить с точки зрения добра и зла, даже если эти действия имели хорошие или плохие последствия. Чтобы оценить поведение как хорошее или плохое, доброе или злое, прежде всего необходимо рассмотреть его причины и цели. Истинное добро творится не по расчёту, а из потребности изливать любовь, дарить её миру и людям.
9.Проанализируйте данные опроса общественного мнения на тему «Где в современном обществе люди должны получать представления о нравственных нормах и ценностях?», полученные ВЦИОМ. Как бы вы сами ответили на этот вопрос? Прокомментируйте свой ответ и каждый из предложенных в опросе.
Конечно все ценности, нравственные нормы закладываются с раннего детства. И закладываются они родителями, в семье. Происходит это ежедневно и постоянно в мелочах. А школа, церковь, телевидение только дополняют и корректируют эти понятия.
10. Как вы понимаете слова из песни А.А. Дольского?
Я прошу вас учесть,
Кто сберёг свои нервы,
Тот не спас свою честь.
Большое значение в принятии каких — либо решений имеет внутреннее состояние человека на данный момент, а также его воспитанность, его представление о нравственных и моральных нормах.
11. Объясните смысл выражений «мой кодекс чести», «честь имею!», «отдавать честь», «не запятнать свою честь», «спасти честь мундира».
Большое значение для солдат и офицеров имела честь. Это понятие обширное, но основное понятие — это совесть, которая не позволяет человеку совершать не хорошие поступки, это честность по отношению к себе, к окружающим и тем делам которые совершает человек.
12. ВЦИОМ посвятил один из своих опросов проблеме морально — нравственного климата в российском обществе. Респондентам был задан вопрос: «Какие качества больше присущи россиянам в последние годы и какие изменения в этом отношении произошли за последние 10–15 лет?» Результаты этого опроса приведены в таблице.
Согласны ли вы с общими выводами опроса? Как, по — вашему, можно объяснить эти итоги?
Человек, живущий в постоянно меняющихся обстоятельствах, вынужден развивать новые качества, помогающие приспосабливаться к окружающему миру. Чтобы чувствовать себя комфортно и успешно адаптироваться к любой ситуации, не подвергаясь постоянному стрессу, необходимо обладать не только знаниями и навыками, о и гибкостью мышления, мобильностью и умением критически оценивать поступающую информацию. Поэтому с такими изменениями и идет переоценка ценностей.
Образование и культура как факторы безопасности в информационном обществе России
Статья посвящена влиянию гуманитарных факторов на развитие информационного общества в России. Выделяются проблемы, ставящие под угрозу развитие информационного общества.
Современный этап развития российского общества можно охарактеризовать как информационный, когда, темпы информатизации производства, коммуникаций и жизни в целом таковы, что на глазах одного поколения происходит полная замена технологических инфраструктур. Быстрые изменения базовых принципов развития требуют и иных подходов к функционированию процессов и субъектов: политика, экономика, оборона и другие составляющие механизма функционирования государства, более чем когда-либо в прошлом, обусловлены состоянием умов, настроениями, ценностными ориентациями, состоянием сознания граждан и народов в целом.
Приведенные факторы актуальны и применимы в процессах обеспечения безопасности субъектов в контексте развития информационного общества, как и учет влияния образования и культуры на информационную безопасность государства и его субъектов.
Мировой опыт показывает, что каждая страна движется к информационному обществу своим путем от начального рубежа, определяемым сложившимися политическими, социально-экономическими и культурными условиями, условиями географической среды.
Обозначим главные составляющие, характеризующие информационное общество в России: формирование российской информационно-коммуникационной инфраструктуры, развитие средств информационной техники и технологий, развитие информатизации как процесса широкомасштабного использования информации и информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни общества с целью эффективного удовлетворения потребностей граждан, организаций и государства в информационных продуктах и услугах.
Каждая из приведенных составляющих-характеристик требует от человека проявления способности пользоваться ими, быть способным противостоять возможным негативным последствиям.
Опасности информационного общества
Условно опасности информационного общества можно разделить на две части: информационно-технологические техники и технологии и коммуникационные (медийные) технологии. Уровень развития и использования современных информационных технологий и обеспечение безопасности при их использовании в той или иной стране определяется сегодня не только развитием материальной базы ее промышленности и возможностями применения, но, главным образом, уровнем интеллектуализации общества, его способностью производить, усваивать и практически использовать новые знания, приборы и материалы, а также новые технологии, иметь возможность адекватно воспринимать информационные продукты, что первоочередно связано с уровнем образования и культуры, его качеством и доступностью для всех социальных слоев, групп и этносов.
Качественная сторона системы образования определяется его фундаментализацией и преодолением существующей в настоящее время разобщенности технического и гуманитарного образования. Фундаментализация образования предполагает его все большую ориентацию на изучение фундаментальных законов природы и общества, а также природы и назначения самого человека. Именно это должно позволять людям самостоятельно находить и принимать ответственные решения в условиях неопределенности, в критических и стрессовых ситуациях, а также в тех случаях, когда человек сталкивается с новыми сложными природными и социальными явлениями, когда научные знания и высокие нравственные принципы являются единственной надежной опорой.
В современном мире профессия – вид деятельности действительно должны человеку нравиться, поскольку изменился характер труда, возрос уровень требуемой производительности, достижение которой возможно только при высокой трудовой дисциплине и мотивированности. Результаты труда все больше зависят от прямой положительной мотивации работника, когда возрастает роль таких качеств работника как высокая обучаемость и обученность, умение работать в команде, его «образ мысли», воспитания, духовной зрелости и физической подготовки, состояния здоровья, особенно психического, уровня нравственности. Крайне опасной и разрушительной сферой агрессивного воздействия, несущего в себе угрозу этнической, культурной, языковой и прочей идентификации являются коммуникационные технологии. Интересы национальной и, в частности, информационной безопасности России требуют четкого понимания технологической и инструментальной мощи воздействия медиатехнологий, а также объектов и механизмов воздействия.
Безопасности человека и безопасности государства наносится ущерб, если затрудняется самоидентификация, самоопределение человека как жителя страны, если образование не формирует новые способы реагирования на происходящие в технологической инфраструктуре и общественном сознании процессы, если в структуре образования нет условий, обеспечивающих должный уровень устойчивости населения страны к информационно-психологическому воздействию, «не создан фильтр личностного информационного восприятия».
Сближение вопросов безопасности, образования и культуры предполагает выработку стратегического взгляда на роль образования и культуры в процессах развития общества. Образование и культура, помимо решения своей собственной внутренней, важной задачи формирования интеллекта и воли человека, прямо связаны с процессами государственного строительства, обороноспособностью страны, национальной безопасности, гармонизацией национальных отношений в едином российском пространстве, уровнем здоровья народа и качеством национальной медицины, эффективными экономическими преобразованиями и промышленным развитием.
Ключевую роль в развитии государства и общества оказывает процесс принятия решений. Уровень культуры и образования напрямую влияет на систему принятия решений, поскольку на значительную часть процессов оказывает влияние человеческий фактор. Как правило, схема принятия решений состоит из подготовительного этапа (понимание интересов сторон, их согласованность и проблемы), постановки целей (понимание альтернатив и решений), реализацию целей (расширяется число участников управленческого цикла за счет привлечения управляемых и включения механизмов обратной связи). Из данной схемы можно сделать вывод, что уже на первом этапе понимания интересов сторон, их увязывание с общепринятыми принципами ставится вопрос о компетентности субъекта принятия решений, его мировоззрения, возникает вопрос соотношения и наличия образовательных и культурных ценностей субъекта. Схема принятия решений обеспеченная экспертными и аналитическими технологиями на основе учета всех факторов (количественных и качественных) в заключение оставляет право решения за человеком и ставит в зависимость от его общего уровня образования и культуры.
Национальная система образования и культуры как глобальная технология воспроизводства традиционного сознания призвана обеспечить должный уровень устойчивости населением страны к информационно-психологическим воздействиям, ослабление которых напрямую влияет и на государственное управление процессами.
В настоящее время, по нашему мнению, значительная часть населения России обладает слабым культурным иммунитетом, повышена восприимчивость к информационно-психологическому воздействию, в том числе в вопросе необходимости и возможности модернизации России, которая, полагаем, невозможна не только из-за коррупции, отсутствия справедливой правоохранительной системы, судов и выборов.
Автор: Хрыков Владимир Павлович советник главы местного самоуправления Чкаловского р-на Нижегородской области, председатель ОИГ «Музей им. И.П. Склярова» г. Арзамас
Обществознание. 10 класс
Общество в широком и узком смысле
Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны
Обществом можно назвать определённый этап исторического развития человечества
Общество является частью природы
Природа полностью определяет развитие общества
Совокупность всех народов, населяющих нашу планету, представляет собой общество
Понятие общества
Прочитайте суждения об обществе и запишите номера верных ответов.
В широком смысле под обществом понимают группу людей, объединившихся для совместной деятельности.
В узком смысле под обществом понимают определённый этап исторического развития.
Общество представляет собой закрытую систему, не взаимодействующую с внешней средой.
Общество – это совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей, в которых выражается их взаимосвязь.
Наука в общественной жизни
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго
это наука об обществе, закономерностях его функционирования и развития.
наука о прошлом и настоящем человечества
наука, изучающая свойства государства и права; совокупность правовых знаний.
Наука о самых общих принципах развития бытия, общества, человека.
изучает политическую жизнь общества.
наука о способах рационального ведения хозяйства.
Суждения об обществе
Подчеркните верные суждения.
Общественные отношения
Вставьте пропущенное слово:
Социальное взаимодействие и общественные отношения
Попарно соединяя фигуры, решите ребус-соответствие:
Наука
Культура
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.