Культура это то что человек меняет

Культура и религия

Урок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры 4–5 классы ФГОС

Культура это то что человек меняет. Смотреть фото Культура это то что человек меняет. Смотреть картинку Культура это то что человек меняет. Картинка про Культура это то что человек меняет. Фото Культура это то что человек меняет

Культура это то что человек меняет. Смотреть фото Культура это то что человек меняет. Смотреть картинку Культура это то что человек меняет. Картинка про Культура это то что человек меняет. Фото Культура это то что человек меняет

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Культура это то что человек меняет. Смотреть фото Культура это то что человек меняет. Смотреть картинку Культура это то что человек меняет. Картинка про Культура это то что человек меняет. Фото Культура это то что человек меняет

Культура это то что человек меняет. Смотреть фото Культура это то что человек меняет. Смотреть картинку Культура это то что человек меняет. Картинка про Культура это то что человек меняет. Фото Культура это то что человек меняет

Культура это то что человек меняет. Смотреть фото Культура это то что человек меняет. Смотреть картинку Культура это то что человек меняет. Картинка про Культура это то что человек меняет. Фото Культура это то что человек меняет

Конспект урока «Культура и религия»

Слово «культура» пришло к нам из латинского языка. Сначала это слово означало то, что выращено человеком в саду, а не само проросло в поле, то есть то, чего нет в дикой природе.

В повседневной речи слово «культура» часто связано с представлениями о дворцах и музеях, театрах и библиотеках. Порой мы употребляем такие выражения, как «культурный человек», «культурно себя вести». Это тоже связано со словом «культура».

Предлагаем вам уже знакомую игру «Подбери слово». Как вы думаете, что такое культура?

Культура это то что человек меняет. Смотреть фото Культура это то что человек меняет. Смотреть картинку Культура это то что человек меняет. Картинка про Культура это то что человек меняет. Фото Культура это то что человек меняет

Как мы с вами видим, сегодня слово «культура» понимается более широко — это вообще всё, что создал человек. А если быть ещё точнее, культура — это материальные и духовные ценности, которые создаёт человек на протяжении своей истории.

Древнейшим предметом культуры стал обработанный первобытным человеком осколок кремния, превратившийся в первое орудие труда. Человек создавал новые орудия труда и осваивал новые виды деятельности. Овладение огнём позволило ему не только обогреваться, но и по-другому охотиться и готовить пищу. Он смог обжигать глину, обрабатывать металлы, одомашнил животных, а позже научился и первым приёмам земледелия. Первоначальная потребность в усовершенствованиях ради выживания постепенно стала сочетаться со стремлением к комфорту, а бытовые предметы приобрели декоративные элементы.

Культура это то что человек меняет. Смотреть фото Культура это то что человек меняет. Смотреть картинку Культура это то что человек меняет. Картинка про Культура это то что человек меняет. Фото Культура это то что человек меняет

То есть то, что человек меняет и создаёт в мире своим трудом, и есть культура. Трудясь, человек меняет не только мир, но и себя (например, становится более заботливым и менее ленивым). И поэтому самое важное в культуре — это причины, по которым человек решает действовать именно как человек, а не как животное или машина.

Культура это то что человек меняет. Смотреть фото Культура это то что человек меняет. Смотреть картинку Культура это то что человек меняет. Картинка про Культура это то что человек меняет. Фото Культура это то что человек меняет

Когда мы говорим о духовной культуре, мы имеем в виду всё, что сделано умом человека: идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, художники, учёные, а также такие понятия, как добро и зло, справедливость и красота. Религия и нравственные нормы поведения тоже относятся к духовной культуре.

Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло? Ответы на эти вопросы можно найти в мире культуры.

Культура это то что человек меняет. Смотреть фото Культура это то что человек меняет. Смотреть картинку Культура это то что человек меняет. Картинка про Культура это то что человек меняет. Фото Культура это то что человек меняет

Культура копит опыт человеческих удач и неудач. Через культуру этот опыт передаётся от одних людей к другим. Культуру создают люди, а затем уже эта культура создаёт условия жизни людей, влияет на образ их мыслей и чувств, на способ их общения и труда.

Люди учатся не только в школе. Дружить, заступаться за правду, любить родных людей вы учитесь не только на уроках. И это тоже часть культуры.

Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растёт.

Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в народных культурах.
В середине XVII века в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот как он описывает некоторые черты нашей культуры, которые его поразили: «В праздничные дни все посещают церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… На Пасху все целуются, говоря: “Христос воскресе!” Люди молятся в храмах по шесть часов. Всё это время они стоят на ногах… Какая выносливость! Несомненно, все они святые! Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается во время больших праздников. По отчеству зовут даже крестьян… Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами».

Обратим внимание и на то, что даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по-разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один пояснит: «Не лги, чтобы тебе не лгали в ответ». А другой скажет: «Не лги, потому что всякую ложь видит Бог». Первое пояснение даст человек, который придерживается светской культуры. Слова другого выражают позицию человека, живущего в религиозной культуре.

Религия — это мысли и поступки человека, убеждённого в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок.

В древности существовало несколько точек зрения на происхождение слова «религия».

Так, знаменитый римский оратор, писатель и политический деятель I в. до нашей эры Цицерон считал, что оно является производным от латинского глагола relegere, который можно перевести как «вновь собирать», «снова обсуждать», «опять обдумывать», «откладывать на особое употребление», что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением». Отсюда и самое существо религии Цицерон видел в благоговении перед высшими силами, Божеством.

Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций считал, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare, который можно перевести как «связывать», «соединять», поэтому религию он определял как союз человека с Богом.

Подобным же образом понимал существо религии и Блаженный Августин, хотя он считал, что слово «религия» произошло от глагола reeligere, то есть «воссоединять», и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом.

Современные исследователи зачастую соглашаются с точкой зрения на происхождение слова «религия» от глагола religare и трактуют этот термин следующим образом: «Религия — это мироощущение, основанное на вере в существование Бога (или богов), ангелов, духов. Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру. Россия же стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что её граждане принадлежат к разным народам и религиям».

Культура это то что человек меняет. Смотреть фото Культура это то что человек меняет. Смотреть картинку Культура это то что человек меняет. Картинка про Культура это то что человек меняет. Фото Культура это то что человек меняет

Религия — это часть культуры, включающая памятники материальной культуры и многовековой опыт духовной культуры человечества. Религия определяет поведение и образ жизни человека, его мировоззрение.

Мировоззрение — это система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Религия существовала с глубокой древности. В очень далёкие времена древние люди не знали причин явлений природы. Они пугались грозы, молнии, урагана и считали, что всё это действия богов и духов.

Религия говорит, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей вера в Бога становится настолько глубокой, что определяет их поведение и культуру.

Истоки русской культуры — в православной религии. Само же слово «православие» — это перевод с греческого языка слова «ортодоксия». «Орто» означает «верный», «правильный». Слово «докса» в греческом языке имеет два значения. Одно из них — «прославление», другое же — «учение», «мнение». Значит слово «православие» имеет два оттенка: «правильное прославление Бога» и «верное учение».

Но вернёмся к истокам. Например, слово «спасибо» — это сокращённое пожелание «Спаси, Бог». Каждый раз, когда человек произносит слово «спасибо», он, порой сам этого не понимая, обращается к Богу.

Культура это то что человек меняет. Смотреть фото Культура это то что человек меняет. Смотреть картинку Культура это то что человек меняет. Картинка про Культура это то что человек меняет. Фото Культура это то что человек меняет

Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя — кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:

— Работай! За тебя люди молятся!

Женщина очень удивилась, тогда священник спросил:

— А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?

— Говорят «спасибо», что же ещё?

— Это слово имеет великую силу — оно равносильно молитве «Спаси, Бог». Если тебе три раза за день сказали искреннее «спасибо», то Бог обязательно услышит и позаботится о тебе.

Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.

Мы всегда считали это слово просто культурным, оказывается, у верующих людей это маленькая молитва.

В конце нашего урока попробуйте ответить на следующие вопросы.

1. Что такое культура?

2. Что такое религия?

3. Какие черты русской православной культуры XVII века, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор? Какие из упомянутых традиций уже не встретишь? Хорошо ли это?

Источник

Учитель русского

Предлагаем вниманию читателей наиболее актуальные мысли Дмитрия Лихачева:

«Первобытные люди рисовали бизона с таким необыкновенным умением, как будто и прогресса в искусстве нет! Да, умение поразительное. Но ведь только бизон, только дикий бык, пещерный медведь. Для того чтобы изобразить цель охоты? Но тогда почему нет уток, гусей, перепелов? Ведь на них тоже охотились? Почему нет проса, репы, а ведь их сеяли?

Отсюда родилось искусство.

Природа по-своему «социальна». «Социальность» ее еще и в том, что она может жить рядом с человеком, соседствовать с ним, если тот в свою очередь социален и интеллектуален сам, бережет ее, не наносит ей непоправимого ущерба, не вырубает лесов под корень, не засоряет рек. «

«. богатство языка определяется не только богатством «словарного запаса» и грамматическими возможностями, но и богатством концептуального мира, концептуальной сферы, носителями которой является язык человека и его нации.

Язык нации является сам по себе сжатым, если хотите, алгебраическим выражением всей культуры нации».

Все ли так мрачно, Дмитрий Сергеевич?

литературный критик и публицист:

— Авторитет Дмитрия Сергеевича Лихачева основывался на безукоризненной биографии, на том, что он пострадал при Сталине, на том, что плохих дел не делал, а, напротив, сделал очень много хорошего для русской культуры и как ученый, и как публичный деятель. Случаются такие уникальные совпадения факторов. Сегодня мы подобных авторитетов не наблюдаем. Это связано со многими обстоятельствами. Помимо того, что Дмитрий Сергеевич был действительно достойной личностью, немалую роль играло и уважение к роли ученого мужа, академика. Но за прошедшие с тех пор годы авторитет науки упал на очень низкий уровень, и трудно ожидать, чтобы даже вполне достойный ученый мог бы стать общественно признанным авторитетом.

Если говорить о сферах художественно-творческих, то литература тоже находится в достаточно жалком состоянии и ее общественная роль существенно меньше, чем в советские времена. Принцип «поэт в России больше, чем поэт» уже не действует. Что касается каких-то иных сфер, откуда могут появиться авторитеты, то их, в общем-то, не так много. Авторитетом, возможно, мог бы быть какой-нибудь военачальник, желательно спасший Родину. Но за последнее время, с одной стороны, не было таких серьезных войн, чтобы можно было говорить о генерале, спасшем Родину. С другой, многие порядки в наших Вооруженных силах не способствуют появлению такого авторитетного генерала. Говорить об авторитетном бизнесмене тоже сложно, здесь слово «авторитет» будет скорее ассоциироваться с чем-то совсем другим.

Появятся ли у нас авторитеты? Когда в обществе возникает острый запрос на авторитетную фигуру, она появляется. Другой вопрос, является ли эта фигура подлинно авторитетной или только кажется таковой.

— В современном, насквозь медийном обществе понятие авторитета стерлось. Одинаково авторитетен и тот, кто потратил полжизни на изучение проблемы, и тот, кого приглашают в ток-шоу: авторитетность заменилась степенью раскрученности. В нашем обществе не то чтобы наблюдался дефицит авторитетов как таковых, но прежде всего заметна страшная нехватка людей заслуженно авторитетных, то есть доказавших свое право вещать и советовать реальными заслугами и духовными подвигами.

доктор филологических наук:

Хотя сам Лихачев очень критически отзывался о своем языке и о себе как о стилисте, но его язык можно рассматривать как образец не только научной прозы, но и вообще как образец для нас в ситуации когда язык, к сожалению, становится антигуманитарным и антигуманным, наполняется техницизмами и технологизмами.

Шкатулка для правнуков

Телеканал «Культура», одним из инициаторов создания которого был Дмитрий Сергеевич Лихачев, 28-30 ноября показывает цикл фильмов «Крутые дороги Дмитрия Лихачева». Три части этой ленты повествуют о пребывании на Соловках, взаимоотношениях с властью и о том, каким Дмитрий Сергеевич был в кругу семьи. Слово тем, для кого академик Лихачев был просто папой и дедушкой.

внучка, профессор Манчестерского университета:

— Общественная деятельность Дмитрия Сергеевича началась во время кампании Хрущева по закрытию церквей. Он никогда не был откровенным диссидентом, но очень часто совершал смелые поступки, на которые никто другой не решался. Это важно, учитывая, что он был арестован в возрасте 21 года и почти 5 лет провел в заключении. Если мы посмотрим на обычную биографию человека, который из довольно благополучной семьи попадает в лагерь, то увидим, что такие люди очень часто ломались. И смелость Дмитрия Сергеевича на этом фоне кажется особенно удивительной.

Сергей Михайлович Лихачев,

племянник, инженер-полковник в отставке:

внучка, журналист, художник:

— Дедушка с бабушкой прожили 63 года. И конечно, дедушка бы не состоялся, если бы рядом с ним не было такой жены, такого верного друга, соратника, человека, который всегда его вдохновлял, всегда ему внушал, что он самый лучший, самый красивый, самый талантливый. Что все враги отступят, все состоится, все произойдет так, как он задумал. Бабушка до последнего им восхищалась. Когда он уходил на работу, бабушка всегда на него смотрела и говорила, например: «Как подходит голубой костюм к голубым глазам!» Я даже пела песню: «На позицию девушка провожала бойца». И под это пение дедушка уходил в Пушкинский дом.

Источник

Культура это то что человек меняет

Культура это то что человек меняет. Смотреть фото Культура это то что человек меняет. Смотреть картинку Культура это то что человек меняет. Картинка про Культура это то что человек меняет. Фото Культура это то что человек меняет

Культура это то что человек меняет. Смотреть фото Культура это то что человек меняет. Смотреть картинку Культура это то что человек меняет. Картинка про Культура это то что человек меняет. Фото Культура это то что человек меняет

Библиотечная провинция г. Бердск запись закреплена

«КУЛЬТУРА – это то, что остается, когда все остальное забыто».
Э. Эррио

Когда мы говорим «культура», то чаще всего предполагаем, что речь идет о художественной литературе, библиотеках, изобразительном искусстве, выставках, картинных галереях, музеях, музыке, концертах, театральном искусстве.

Культура копит опыт человеческих удач и неудач. Через культуру этот опыт передается от одних людей к другим. Культуру создают люди. А затем уже эта культура создает условия жизни других людей, влияет на образ их мыслей и чувств, на способ их общения и труда.

Культура – это не только область художества и эстетики. Культура охватывает всю нашу жизнь и помогает нам хранить все прекрасное, доброе и вечное.

Город Бердск давно зарекомендовал себя как один из лучших культурных центров Новосибирской области. Он является площадкой для проведения многих фестивалей и конкурсов разного уровня и масштаба.
А сколько наград завоевано преподавателями и учащимися художественной школы, школы искусств и музыкальной школы, танцевальными и музыкальными коллективами города. Интересными проектами и акциям радуют бердчан библиотеки и историко-художественный музей!
Этот год особо значим для нашего города – свое 75-летие отмечает Отдел культуры Бердска.
Сеть учреждений культуры города Бердска представлена деятельностью 7 муниципальных учреждений, которые мы сегодня хотим вам представить.
Они всегда работают для горожан на всех праздниках, стараясь радовать людей яркими и интересными выступлениями коллективов художествнной самодеятельности, своими творческими работами и интересными акциями!

С Днем Бердска мы поздравляем всех жителей города и его гостей!

И в этот праздник хотим пожелать всем работникам культуры Бердска здоровья и счастья, удач и успехов, новых творческих открытий и талантливых учеников!

Источник

О культуре

Культура это то что человек меняет. Смотреть фото Культура это то что человек меняет. Смотреть картинку Культура это то что человек меняет. Картинка про Культура это то что человек меняет. Фото Культура это то что человек меняет

Задавались ли вы вопросом: а что такое культура? Вроде бы мы все представляем себе, что означает это слово. Но, непроизвольно углубившись в размышления о культуре, я понял, что мои представления о ней были расплывчатыми. Не сомневаюсь, что и у большинства людей нет четкого и ясного понимания этого явления. Хотите убедиться? Хорошо, давайте совершим небольшое турне по энциклопедиям и специальной литературе по данной тематике.

Вот самый распространенный в настоящее время в русскоязычной среде «Толковый словарь русского языка» И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. Читаем: «Культура – 1. Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. 2. То же, что культурность. 5. Высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение» (здесь и далее взяты только те значения слова «культура», которые связаны с нашей темой; орфография и пунктуация также сохранены). «И это все?»,- смутился я, неудовлетворенный прочитанным.

«Русский орфографический словарь» В.В.Лопатина открывать не будем, ибо каждый из нас и так знает, где в слове «культура» ставить ударение.

В «Словаре русских синонимов» Н. Абрамова у слова «культура» только один синоним – «образование». Печально. Не только оттого, что всего одно слово, а и потому, что слово «образование» лишь каким-то краешком своих значений, лишь отдаленно соотносится с необъятным словом «культура».

Именно почитание и есть наиболее емкое выражение понятия культура. Сюда входят и почитание родителей, и почитание братьев и сестер, и почитание детей, и почитание людей вообще, и почитание родины, и почитание достижений человечества, и почитание веры, и почитание природы, и почитание жизни, и, наконец, почитание себя. Последнее подразумевает не самолюбование и самовозвеличивание, а осознание своего достоинства, собственного «я» и умение правильно преподнести свой внутренний мир, свою личность, свою индивидуальность в социуме. Это – культура. Но не вся.

И как бы в подтверждение этой мысли обнаруживаем высказывание Ю.М.Лотмана: «Рассмотрение культуры как некоторого семиотического механизма, имеющего целью выработку и хранение информации, ещё только начинается».

Хочу лишь добавить, что изучение культуры как обособленного и в то же время интегрированного во все и вся в мире явления никогда не закончится.

А Б.В.Бирюков и Е.С. Геллер в своей книге «Кибернетика в гуманитарных науках» еще более усложняют восприятие понятия культура, хотя делают это вполне на уровне понимания неподготовленного в этой сфере человека: «Искусство, будучи сложной динамической системой, как бы скрепляющей в единое целое различные формы «художественной энергии», является подсистемой более широкой информационно-коммуникативной художественной системы «творчество (художник) – произведение (искусство) – восприятие (публика)», входящий в ещё более сложную и широкую систему – художественную культуру общества, которая в свою очередь, есть подсистема самой широкой и самой сложной системы – системы социальных отношений, материальных и духовных». Очевидно, что культура включает в себя искусство, но не только его.

Взять хотя бы культуру речи, характеризующуюся как «соответствие индивидуальной речи нормам данного языка, а также раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации литературного языка». Или культуру творчества – «умение пользоваться всем арсеналом средств, созданных литературой за время её существования».

Продолжая своё исследование, мы не можем обойти стороной довольно интересное умозаключение знаменитого психоаналитика З.Фрейда. Под культурой он понимал «всю сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми». В статье «Культурная» сексуальная мораль и современная нервозность» З. Фрейд высказал мысль, согласно которой в общем и целом культура построена на подавлении страстей человека. По его мнению, каждый человек поступился частью своих сексуальных влечений, агрессивных и мстительных наклонностей и из этих вкладов выросли материальные и духовные блага культуры. Исходя из истории развития сексуального инстинкта он различал три ступени культуры: (1) на которой удовлетворение сексуального влечения не преследует цели размножения; (2) на которой все, не служащее цели размножения, подавлено; (3) на которой только законное размножение допускается в качестве сексуальной цели.

Для более полного понимания феномена “культура” нам не обойтись без, возможно, непривычных для жителей Узбекистана, но очень интересных с точки зрения познания высказываний такого неординарного мыслителя и ученого, как Зигмунд Фрейд. Поэтому предоствим ему еще несколько строк в нашем экскурсе.

Он считал, что по мере развития культуры возрастали требования, предъявляемые к человеку и связанные с подавлением его сексуальных и агрессивных влечений. Однако, как утверждал З. Фрейд, для большинства людей существует граница, за пределами которой их конституция не может следовать культурным требованиям. Строгое следование данным требованиям приводит таких людей к невротизации. «Невротики – это тот класс людей, которые при сопротивлении со стороны организма под влиянием культурных требований только кажущимся образом и неудачно подавляют свои инстинкты и вследствие этого могут работать на пользу культуры только или с большей затратой, или при внутреннем оскудении, или же от времени до времени, как больные, должны от нее отказаться».

В работе «Будущее одной иллюзии» основатель психоанализа сформулировал несколько положений, касающихся психоаналитического понимания культуры. Их суть сводилась к следующему: всякая культура покоится на принуждении и запрете влечений; существование культуры зависит от напряженного труда и самоотречения; институты культуры могут поддерживаться лишь известной мерой насилия, поскольку люди не имеют спонтанной любви к труду, а доводы разума бессильны против страстей; каждый отдельный индивид «виртуально является врагом культуры»; у всех людей имеют место антикультурные тенденции и у большинства лиц они достаточно сильны, чтобы определять их поведение в обществе; проблематичным является ответ на вопрос о том, достижимо ли такое переупорядочение человеческого общества, в результате которого иссякнут источники неудовлетворенности культурой; если бы удалось враждебное культуре большинство превратить в меньшинство, то тем самым «было бы достигнуто очень многое, пожалуй, даже все, что можно достичь».

Поскольку культура строится на принуждении к труду и на отказе от влечений, то она неизбежно вызывает сопротивление со стороны многих людей. Чтобы поддержать свое существование и развитие, она должна защищать себя. Средствами защиты служат принуждение и иные меры, призванные примирить людей с культурой и вознаградить их за принесенные жертвы. Эти средства З. Фрейд назвал «психологическим арсеналом культуры». Образование Сверх-Я, олицетворяющего собой уход внешнего принуждения внутрь человеческой психики, – «в высшей степени ценное психологическое приобретение культуры». Личности, в которых произошло усиление Сверх-Я, превращаются из противников культуры в их носителей. Однако, как подчеркивал основатель психоанализа, большинство культурных людей не отказывают себе в удовлетворении алчности, агрессивности, сексуальных страстей, и это продолжается на протяжении всей истории развития культуры.

В работе «Недовольство культурой» З. Фрейд подчеркнул, что вследствие изначальной враждебности людей культурному сообществу постоянно угрожает распад. Поэтому культура должна напрягать все свои силы, чтобы положить предел сексуальным и агрессивным влечениям человека, сдержать их с помощью соответствующих психических реакций. Для этого на службу привлекаются средства идентификации и сублимации. Кроме того, как в каждом человеке формируется Сверх-Я, так и в каждом культурном сообществе образуется Сверх-Я культуры, имеющее свои идеалы и требования, к которым относятся объединяемые под именем этики требования к взаимоотношениям между людьми.

В конечном счете З. Фрейд пришел к убеждению, согласно которому программе культуры противостоит инстинкт агрессивности, агрессивное влечение является представителем инстинкта смерти и, следовательно, смысл культурного развития состоит в противоборстве между Эросом и Смертью, инстинктом жизни и инстинктом деструктивности. По его мнению, роковым для рода человеческого остается вопрос: «удастся ли – и в какой мере – обуздать на пути культуры влечение к агрессии и самоуничтожению, ведущее к разрушению человеческого существования».

Представления З. Фрейда о культуре получили свое дальнейшее развитие в работах ряда психоаналитиков. Широко распространенной стала точка зрения, в соответствии с которой развитие культуры способствует подавлению сексуальных влечений человека, что ведет к его невротизации. Вместе с тем некоторые исследователи выступили против обнаруженного З. Фрейдом своего рода замкнутого круга – подавление влечений человека ведет к становлению культуры, развитие которой, в свою очередь, способствует еще большему их подавлению. В частности, Г. Маркузе (1898–1979) предпринял попытку вывести из теории инстинктов основателя психоанализа возможность развития нерепрессивной культуры. В работе «Эрос и цивилизация. Философское исследование учения Фрейда» (1955) он стремился показать, что «негативные стороны современной культуры указывают на устаревание существующих общественных институтов и возникновение новых форм цивилизации», сама теория Фрейда дает основания воздержаться от отождествления цивилизации с репрессией и, следовательно, возможна концепция «нерепрессивной цивилизации», основанная на принципиально иных отношениях между человеком и природой, на «принципиально ином опыте человеческого бытия».

Теперь вы понимаете, что ничего не понимали о культуре и ее природе?

В «Этнопсихологическом словаре» Крысько В.Г. тоже интересно: «Культура – система духовных форм жизнедеятельности людей….. Культура каждой человеческой общности (этнической, социальной, конфессиональной и др.) отличается своими специфическими признаками. Их взаимодействие и взаимовлияние – как синхронное, так и диахронное, т.е. между культурами, существующими в различных регионах и в разные исторические периоды,- создает сложную систему культуры человечества в целом. Культурная ориентация каждого индивида определяется сознательно и подсознательно его принадлежностью к той или иной культурной общности. Решающим при этом является влияние культурной традиции, т.е. передачи культурного опыта следующим поколениям. Наряду с этим для развития культуры важны культурные инновации – культурные явления, вновь возникающие вследствие внутреннего развития или внешнего влияния».

Здесь мы должны остановиться, обратив особое внимание на последнее предложение вышеприведенного текста, в частности на слова «внешнего влияния». Взаимовлияние и взаимообогащение культур разных народов и наций – процесс естественный и неизбежный. Однако не каждая заимствованная инновация бывает полезной. Сейчас в мире наблюдается разрушительное воздействие на людей массовой культуры, навязываемой западом. И мы должны благодарить наше государство, что у нас поставлен мощный заслон этому пагубному внешнему влиянию. Нам не нужна культура, пропагандирующая растление и разврат, деградацию и падение нравов, извращения и превращение людей в животных. Узбекская культура и синтезированная на основе многонациональности обобщенная культура народа Узбекистана является образцом для подражания и служит основой благоденствия и процветания нашей страны.

К сожалению, в эпоху глобализации невозможно полностью перекрыть все каналы негативного воздействия извне. Нет-нет, да проявляются у нас кое-где элементы бескультурья, в том числе и в среде деятелей культуры. Например, в ставшей очень популярной песне очень известного узбекского певца звучит призыв к узбекской девушке поцеловать прилюдно лирического героя этой песни. Вы слышали хоть в одной традиционной или классической узбекской песне что-нибудь подобное? Одной из отличительных особенностей узбекской культуры является воспевание любви к целомудренной девушке. У нас испокон веков воспитание девушек основывается на прививании им благочестия и благонравия. Ни одна благовоспитанная узбекская девушка никогда, ни при каких обстоятельствах не позволит себе при свидетелях поцеловать не только возлюбленного, не только жениха, но и своего законного супруга. Она скорей умрет от стыда, чем сделает это. Даже прилюдное прикосновение к представителю противоположного пола в узбекской культуре, в узбекских традициях считается верхом позора. Автор текста упомянутой песни и ее исполнитель, как мне кажется, не должны впредь допускать подобных, мягко говоря, подражаний западной массовой культуре.

Среди деятелей узбекской культуры бесчисленное множество образцов для подражания. Взять хотя бы Батыра Закирова. Может ли кто-нибудь в Узбекистане представить, чтобы этот великий певец позволил себе спеть о прилюдном поцелуе или о мини-юбке, скабрезная песенка о которой в исполнении современного молодого певца также популярна и тиражируется на музыкальном канале нашего телевидения и различными радиостанциями? Вся жизнь и творчество Батыра Закирова были посвящены высокой любви к женщине, к родине, к матери, к людям. Он был воплощением культуры в широком смысле этого слова.

Парадоксальная ситуация – прогресс опережает культуру, т.е. создатели отстают от продукта своего же труда. Нужен ли такой прогресс? Ответ находим у поэта Андрея Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». Недопущение разрушения прогрессом человеческого в человеке – это и есть главная миссия культуры.

Любопытна выдержка из «Энциклопедии культурологии» С.Я.Левита: «Культура является продуктом совместной жизнедеятельности людей, системой согласованных процедур и способов их коллективного существования, деятельности и взаимодействия, обозначений и оценок, консолидации во имя достижения общих целей, упорядоченных правил и социально приемлемых технологий удовлетворения групповых и индивидуальных интересов и потребностей, реализуемых в формах человеческой деятельности. Вместе с тем культура не является механической суммой всех актов жизнедеятельности людей. Культура — прежде всего свод “правил игры” коллективного существования, выработанная людьми система нормативных технологий и оценочных критериев по осуществлению тех или других социально значимых практических и интеллектуальных действий (при различной степени жесткости их нормативной регуляции). В отличие от биологических свойств и потребностей человека нормы культуры не наследуются генетически, а усваиваются только методом научения, и потому вопрос об уровне культуры в обществе сводится к проблеме эффективности такого рода “научения” (т.е. механизмов социализации и инкультурации личности)».

Рекомендую всем внимательно прочесть эту энциклопедию: почерпнете много полезного.

А теперь настала пора перейти от академической многословности к остроумным афоризмам. Приведу несколько веселых и парадоксальных цитат о культуре из творческого наследия известных деятелей разных времен:

«Культура — это приблизительно все то, что делаем мы и чего не делают обезьяны». Лорд Раглан.

«Культура — это то, что остается, когда все остальное забыто». Эдуар Эррио.

«Культура есть орудие университетских профессоров для производства университетских профессоров». Симона Вейль.

«Культура — это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом». Фридрих Ницше.

«Культуру нельзя унаследовать, ее надо завоевать». Андре Мальро.

«В культуре основанием служит вершина». Григорий Ландау.

«Культура для многих первая потребность, которую не нужно удовлетворять». Станислав Ежи Лец.

«Процент неграмотных — величина постоянная, только в наше время неграмотные умеют читать». Альберто Моравиа.

«Культура начинается с запретов». Юрий Лотман.

«Культура началась с фигового листка и кончается, когда фиговый листок отброшен». Кристиан Фридрих Геббель.

«И культура имеет свою узаконенную проституцию: фестивали». Мартин Кессель.

«Культура родилась из культа». Николай Бердяев.

«Цивилизация — это власть над миром; культура — любовь к миру». Антоний Кэмпиньский.

«Умирая, культура превращается в цивилизацию». Освальд Шпенглер.

«Когда та или иная культура чувствует, что приходит ее конец, она посылает за священником». Карл Краус.

«Небо религии заменили небом культуры. Но и оно — для избранных». Анджей Бискупский.

В заключение этой статьи хочу привести короткий диалог двух влюбленных, невольным свидетелем которого мне привелось стать много лет тому назад. Привожу его потому, что, как мне кажется, в ответе девушки кроется основа основ человеческого существования. Молодой человек спросил ее: «Я не Рокфеллер, не знаменитость, мой папа не начальник, у меня даже высшего образования нет… мне не понятно, за что ты меня любишь?». Девушка пристально посмотрела на него и после некоторой паузы почти шепотом и с послышавшимся мне еле улавливаемым надрывом в голосе произнесла: «За культуру чувств».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *