Культура личности это что
Культы личности: причины, цели формирования и примеры
Такое понятие как «культ личности» слышал, наверное, каждый. Что первым приходит на ум при его упоминании? Чаще всего, попытки объяснить его значение основываются на общих сведениях о наиболее известных диктаторах, известных еще из учебников истории и сводятся к перечислению некоторых их черт. Так что же это такое на самом деле?
Говоря об этом понятии, мы говорим о возвеличивании или даже обожествлении человека, стоящего во главе страны или какой-либо религиозной организации (например, церкви). Его роль в жизни страны и те функции, которые он выполняет, завышены до невероятных размеров, а власть считается неоспоримой или даже священной (в зависимости от идеологии и отношения к религии). Власть вождя почитается как данная свыше, а сам он в сознании своего народа наделяется некими сверхчеловеческими способностями, например, по своему усмотрению менять ход истории или непосредственно ведать судьбой каждого гражданина страны. Чаще всего такое явление формируется в странах тоталитарного и авторитарного государственного строя.
Причины возникновения
Социальные психологи убеждены, что возникновение таких явлений как культ личности или поклонения идолам обусловливается определенной общественной средой. Именно общество создает следующие предпосылки для возникновения подобного культа личности:
Все эти факторы создают идеальные условия для установления тоталитарного и авторитарного государственного строя с возвеличенным вождем во главе.
Цели создания
Помимо достижения всеобщего преклонения, создание такого явления как культ личности преследует четкие практические цели:
Ощущение присутствия личности вождя повсюду внушает серьезные опасения всем, кто посмеет подумать о перевороте.
Едва ли найдутся те, кто захочет побороться за власть с непогрешимым богоподобным существом. Главное – чтобы люди воспринимали вождя как гарант существования государства и собственного благополучия, как равного богу или его земное воплощение.
Лишь немногие из уверовавших в личность диктатора решаются оспаривать его решения или хоть как-то выражать протест.
Путь создания каждого отдельного режима, безусловно, имеет свои особенности, однако, есть ряд общих методов, которыми с успехом пользуются вожди:
Размещение портретов, статуй или иных изображений диктатора в местах скопления людей. Народ должен ежедневно видеть своего лидера и чем чаще, тем лучше. Все должны знать, кто именно стоит у руля.
Помимо титула, обозначающего занимаемую в государстве должность, диктаторы часто присваивают себе и иные звучные эпитеты, говорящие о мужестве, силе, любви и их отцовской любви к своему народу.
Идеология создается по образу и подобию религии, а главная роль в ней отводится, конечно же, политическому лидеру.
Население страны должно знать какие политические воззрения у его вождя, какие идеи посещают его голову. Эти произведения должны содержать не только политические размышления, но и наставления морально-этического направления. Большой популярностью пользуется издание художественных книг или книг с собственными изречениями небольшого, удобного формата.
Средства массовой информации должны внимательно следить за жизнью вождя и немедленно сообщать стране о любой, даже незначительной новости, за исключением несущих негативную информацию. Культура и личность вождя должны быть едины: необходимо поощрять деятелей искусства за создание произведений о главе государства.
Имя диктатора могут носить улицы, школы, предприятия, площади, города, аэропорты, премии и даже горные вершины. Все зависит от фантазии того, кто занимается созданием идеологии.
Цель таких действий – показать народу, кто именно принимает решение в государстве. Законы могут казаться глупыми и бессмысленными, но они достигают своей цели.
Преграда формирования культа лидера
Стремление общества в целом и каждого человека отдельно к образованию и развитию – преграда на пути построения тоталитарного режима.
Как уже было сказано выше, одной из основных предпосылок для возникновения тоталитарного и авторитарного режима является низкий уровень культуры личности и образования в обществе. Культура личности предполагает всестороннее развитие человека, дающее ему возможность самостоятельно оценивать сложившуюся ситуацию и через призму собственного многогранного мировоззрения критически смотреть на идеологию, которую пытается нести в массы тот или иной режим.
Основная опора любого тоталитарного режима – малообразованные люди или те, кто не желает отвечать за принятие решений и их последствия. В обществе с развитой культурой личности едва ли удастся построить культ личности.
Примеры в истории
Наиболее известный советский лидер, создавший самый жесткий культ личности в истории СССР. Управлял страной с 1922 по 1953 год. Правление характеризуется массовыми репрессиями в отношении инакомыслящих. Ушел из жизни, находясь на посту Председателя Совета Министров СССР.
Политический лидер Ирака, возглавлявший страну до 17 апреля 2003 года. Почитался народом Ирака как строитель школ и больниц. После поражения в войне с американскими войсками ему было предъявлено множество обвинений, среди которых были обвинения в геноциде и массовых казнях. Казнен 30 декабря 2006 года.
Великий руководитель Кореи с 6 октября 1994 по 17 декабря 2011 года. Его культ личности в Северной Корее весьма близок к религии. Любые негативные высказывания об этом лидере до сих пор караются реальным тюремным заключением. В период его правления Северную Корею не раз обвиняли в злостном нарушении международных прав человека. После смерти вождя в стране был объявлен траур сроком на три года.
Что такое полноценная личность гражданина
Говоря о полноценно и всесторонне развитом человеке и гражданине, мы говорим о таком понятии как «культура личности».
Культура личности – это, в первом случае, уровень развития человека, его потенциала, способностей и дарований, а во втором – совокупность социальных и политических компетенций, то есть способность:
Формирование культуры личности происходит в процессе обучения и воспитания под влиянием ее социального окружения и зависит от ее индивидуальной потребности в развитии и совершенствовании.
Культура делает человека личностью
В психологии для обозначения человека может использоваться слово «личность», а может использоваться «индивид». Разница понятий в том, что индивидом каждый является с самого рождения как биологическое существо, а вот личностью нужно стать путем постоянного обучения и самосовершенствования. Культура и личность – понятия неразрывно связанные между собой, ведь именно культура делает человека личностью.
Культура личности
Смотреть что такое «Культура личности» в других словарях:
Культура личности — совокупность компетенций: политических и социальных, связанных со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в совместном принятии решений по… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ ИНФОРМАЦИОННАЯ — свод правил поведения человека в информационном обществе, способы и нормы общения с системами искусственного интеллекта, ведения диалога в человеко машинных системах «гибридного интеллекта», пользование средствами телематики, глобальными и… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Культура личности информационная — свод правил поведения человека в информационном обществе, способы и нормы общения с системами искусственного интеллекта, ведения диалога в человеко машинных системах «гибридного интеллекта», пользование средствами телематики, глобальными и… … Педагогический словарь
Правовая культура личности — свойство человека, которое характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным объемом правовой информированности о содержании правовых норм, обеспечивающих правомерный характер его действий во всех жизненных ситуациях. Правовая культура … Элементарные начала общей теории права
Базисная культура личности — (гр. – основание) – это фундаментальные свойства, качества личности, позволяющие индивиду развиваться гармонично и в согласии с той культурой, в которой он живет, не вступая с ней в противоречие, а внося посильный вклад в ее развитие. Базисная… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Правовая культура личности — знание законодательства (интеллектуальный срез), убежденность в его необходимости и социальной полезности (эмоционально психологический срез) и умение пользоваться правом (поведенческий срез). Правовая культура личности характеризует уровень ее… … Теория государства и права в схемах и определениях
физическая культура личности — asmens kūno kultūra statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Sveikata, fizinis pajėgumas ir kūno gražumas, valdomi intelekto ir valios, įprasminami doriniais tikslais. atitikmenys: angl. personal physical culture vok. persönliche… … Sporto terminų žodynas
НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ — степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры об ва; показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря формирующему влиянию на него об ва. Под воздействием… … Словарь по этике
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ — совокупность духовно практических способностей, позволяющая ей выстраивать цивилизованные, отвечающие морально правовым критериям отношения с другими индивидами, структурами гражданского общества и государственными институтами. Правовая… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ — совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с др. людьми), в к рых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают … Словарь по этике
Сущность и содержание культуры личности
В обыденном словоупотреблении культура личности означает степень ее образованности и воспитанности. Этим схвачено главное, сущностное понимание культурности человека. Но оно не является полным, хотя во многих случаях вполне достаточно. Образованность и воспитанность закрепляются в духовных характеристиках личности обязательно гармонично, в единстве и проявляются в ее практической активности. Но личность функционирует не только в системе образования и воспитания, она наделена также многими другими признаками, которые не охватываются понятия ми «образованность» и «воспитанность». Поэтому культура личности может быть представлена более широко и полно, а вместе с тем и более детализировано.
Культура личности должна соотноситься с культурой общества, быть с ней соизмеримой. Образованность и воспитанность не всегда позволяют это сделать. В более полном понимании культура личности представляет собой такое интегральное качество, которое выражено мерой усвоения действующей и прошлой культуры, степенью и направленностью участия личности в культурно-творческом процессе, конкретными нормами и правилами межличностного общения и индивидуального поведения.
Содержание культуры личности образуют следующие элементы:
1. Характер картины мира как ведущая характеристика сознания;
2. Качество и направленность мировоззрения;
3. Развитость чувствования бытия, своего существования;
4. Уровень интеллекта;
5.Соотношение эгоистического (индивидуально-личностного) и альтруистического (социально-общественного);
6. Наличие навыков и умений, мера усвоения социального опыта;
7. Развитая способность к саморегуляции и самоконтролю;
8. Совершенство социальных качеств, характер их внутреннего и внешнего проявления;
9. Мастерство, непринужденность поведения, общения и деятельности;
10.Высокое качество результатов деятельности, их положительная направленность для самой личности и общества;
11.Физическая культура личности;
12.Следование этикетам и др.
Представленные элементы содержания культуры личности образуют скорее теоретическую, идеализированную модель, чем практический феномен. Она может быть дополнена, уточнена, изменена по многим показателям и направлениям. Но она — и ориентир для практического формирования культуры конкретных индивидов.
Формирование культуры личности представляет собой сложный и длительный процесс. Стадии развития, расцвета, зрелости, стагнации и умирания культуры личности сопровождаются и моментами формирования. Достаточно часто человек на закате своей физической жизни как бы «просыпается», ему открываются иные ценности и смыслы. Культура в эти моменты формируется в чем-то новом, в ней возникают отсутствовавшие ранее признаки и элементы.
Культура личности складывается в результате протекания ряда процессов. Во-первых, она формируется в процессе приобретения признаков культуры духовным миром личности: сознанием, мировоззрением, духовно-нравственным его содержанием. Во-вторых, культуру личности образует ее характер как совокупность положительных, устойчивых социально-типических и индивидуально-неповторимых особенностей общения и деятельности личности. Характеры бывают сильные и слабые, активные и пассивные, эгоистические и альтруистические. Характер накладывает существенный отпечаток на культуру личности, персонифицирует ее. Отрицательно направленные социальные качества обусловливают многие антикультурные признаки и действия личности.
В-третьих, культуру личности составляет содержание и направленность общения. В процессе общения, поведения и деятельности личность социализируется, а также интегрируется, «растает» в тело культуры общества. Общение — процесс установления, поддержания и развития контактов между людьми по обмену информацией, планами действия, нахождения общих интересов и позиций. В-четвертых, важным составляющим элементом культуры личности выступает поведение. Оно может быть определено как демонстрация личностью себе и другим своих способностей и качеств, меры культурности. Поведение человека обусловлено социальной обстановкой, языком, культурной средой, но в значительной мере — субъективностью самой личности. Поведение проявляется в трех основных формах: поступках, проступках и правонарушениях. Они выступают важными показателями культуры личности.
В-пятых, культура личности складывается из содержания и направленности деятельности. Она определяется как динамичная система взаимодействия человека с окружающим миром, в процессе которого мысленные психические образы воплощаются в конкретно-предметные результаты. Деятельность может быть мыслительной (умственной, интеллектуальной), а также практической (трудовой, общественно полезной). Главное содержание практической деятельности составляет общественно полезный профессиональный труд. Полезный обществу, он становится культурно полезным и для личности.
Культуру личности можно классифицировать по различным основаниям.
Уже отмечалось, что она может быть разделена на мыслительную, духовную и практически-деятельностную культуру. Духовная культура личности включает методологическую культуру, мировоззренческую культуру, логическую (мыслительную) культуру. Практически-деятельностная культура личности — ее участие в тех или иных видах общественной деятельности: семейная деятельность, политическая, экономическая, экологическая, правовая и т. д. Она проявляется (формируется, развивается и объективируется) в культуре поведения, культуре общения и культуре деятельности.
Важными составляющими культуры личности являются ее общая и профессиональная культура. Общая культура личности — это ее кругозор, главное содержание которого у современного человека образует научная картина мира. Это мера усвоения личностью действующей культуры и культуры прошлых поколений. Это степень участия личности в воспроизводстве культуры общества.
Основные показатели общей культуры личности:
1.Образованность, развитый интеллект;
2.Тип и направленность мировоззрения;
3. Доминирование в духовном мире личности и ее социальной активности нравственных норм и принципов (воспитанность личности);
4. Знание правовых норм, правопослушание, деятельность на основе норм права и нравственности;
5.Физическая культура личности.
Профессиональная культура личности — система усвоенных специальных знаний и ценностных ориентации, интересов, сформированных навыков и умений мастерской, свободной и самостоятельной творческой трудовой деятельности по специальности. Она включает: информационный элемент (систему профессиональных знаний и соответствующих состояний сознания); операциональный элемент (профессиональные навыки и умения, мастерство); мотивационный элемент (интересы, ценностные ориентации, побуждения, установки, направленность личности, способности и т. п.); деятельностный элемент (объективация всех элементов культуры личности в процессе создания материальных и духовных благ).
Главной проблемой изучения культуры личности выступает определение соответствия духовной культуры и ее реализации в практической жизни. Не менее важной проблемой является и формирование личностной культуры. Но взрослый человек чаще проявляет свою культуру, чем формирует ее, йота, как отмечалось, эти процессы взаимосвязаны.
Культура личности
Смотреть что такое «Культура личности» в других словарях:
Культура личности — 1) уровень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований; 2) совокупность компетенций: политических и социальных, связанных со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений,… … Педагогический словарь
КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ ИНФОРМАЦИОННАЯ — свод правил поведения человека в информационном обществе, способы и нормы общения с системами искусственного интеллекта, ведения диалога в человеко машинных системах «гибридного интеллекта», пользование средствами телематики, глобальными и… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Культура личности информационная — свод правил поведения человека в информационном обществе, способы и нормы общения с системами искусственного интеллекта, ведения диалога в человеко машинных системах «гибридного интеллекта», пользование средствами телематики, глобальными и… … Педагогический словарь
Правовая культура личности — свойство человека, которое характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным объемом правовой информированности о содержании правовых норм, обеспечивающих правомерный характер его действий во всех жизненных ситуациях. Правовая культура … Элементарные начала общей теории права
Базисная культура личности — (гр. – основание) – это фундаментальные свойства, качества личности, позволяющие индивиду развиваться гармонично и в согласии с той культурой, в которой он живет, не вступая с ней в противоречие, а внося посильный вклад в ее развитие. Базисная… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Правовая культура личности — знание законодательства (интеллектуальный срез), убежденность в его необходимости и социальной полезности (эмоционально психологический срез) и умение пользоваться правом (поведенческий срез). Правовая культура личности характеризует уровень ее… … Теория государства и права в схемах и определениях
физическая культура личности — asmens kūno kultūra statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Sveikata, fizinis pajėgumas ir kūno gražumas, valdomi intelekto ir valios, įprasminami doriniais tikslais. atitikmenys: angl. personal physical culture vok. persönliche… … Sporto terminų žodynas
НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ — степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры об ва; показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря формирующему влиянию на него об ва. Под воздействием… … Словарь по этике
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ — совокупность духовно практических способностей, позволяющая ей выстраивать цивилизованные, отвечающие морально правовым критериям отношения с другими индивидами, структурами гражданского общества и государственными институтами. Правовая… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ — совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с др. людьми), в к рых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают … Словарь по этике
25 КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ
25 КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ
Культура и личность взаимосвязаны друг сдругом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, с другой – личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.
Личность – это движущая сила и создатель культуры, а также главная цель ее становления.
При рассмотрении вопроса о соотношении культуры и человека следует различать понятия «человек», «индивид», «личность».
Понятие «человек» обозначает общие свойства человеческого рода, а «личность» – единичного представителя этого рода, индивида. Но при этом понятие «личность» не является синонимом понятия «индивид». Не всякий индивид является личностью: индивидом человек рождается, личностью становится (или не становится) в силу определенных объективных и субъективных условий.
Понятие «индивид» характеризует отличительные черты каждого конкретного человека, понятие «личность» обозначает духовный облик индивида, сформированный культурой в конкретной социальной среде его жизни (во взаимодействии с его врожденными анатомо—физиологическими и психологическими качествами).
Поэтому при рассмотрении проблемы взаимодействия культуры и личности особый интерес представляет не только процесс выявления роли человека как творца культуры и роли культуры как творца человека, но и исследование качеств личности, которые формирует в ней культура, – интеллекта, духовности, свободы, творческого потенциала.
Культура в этих сферах ярче всего раскрывает содержание личности.
Регуляторами личностных устремлений и поступков личности являются культурные ценности.
Следование ценностным образцам свидетельствует об определенной культурной устойчивости общества. Человек, обращаясь к культурным ценностям, обогащает духовный мир своей личности.
Система ценностей, оказывающая влияние на формирование личности, регулирует желания и стремления человека, его поступки и действия, определяет принципы его социального выбора. Таким образом, личность находится в центре культуры, на пересечении механизмов воспроизводства, хранения и обновления культурного мира.
Сама личность как ценность по сути и обеспечивает общее духовное начало культуры. Являясь продуктом личности, культура всвою очередь гуманизирует социальную жизнь, сглаживает животные инстинкты у людей.
Культура позволяет человеку становиться интеллектуально—духовной, нравственной, творческой личностью.
Культура формирует внутренний мир человека, раскрывает содержание его личности.
Разрушение культуры негативно воздействует на личность человека, ведет его к деградации.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Личность Ивана
Личность Ивана Как пишут летописи, внешность Ивана всех изумляла. Он был велик ростом и строен, имел широкие плечи, крепкие мышцы, развитую грудь, прекрасные волосы, римский нос, небольшие серые проницательные глаза. В молодости лицо его было приятным, но с возрастом он
Личность Павла
Личность Павла По описанию польского историка К. Валишевского, Павел был некрасив. Он был курнос, большерот, имел большие зубы, выдающиеся вперед челюсти и толстые губы. На коротком туловище сидела большая, рано облысевшая голова. Лицо без всякой растительности казалось
Личность императора
Личность императора С Александром I произошел случай, который говорит о его способности к состраданию. Во время его возвращения в Петербург из путешествия по России на пути в Вильну (Вильнюс), близ Ковно (Каунас), Александр заметил на берегу Немана толпу людей и приказал
Личность Николая II
Личность Николая II Николай II родился 6 мая 1868 г. в Царском Селе. Он был порядочным, интеллигентным и образованным человеком, отличался деликатностью и был совестлив, а в обращении прост и доступен.О мягком характере Николая II посол Франции Морис Палеолог сказал: «У
38 МАРГИНАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ
38 МАРГИНАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ Маргинальная личность – это человек, который живет и участвует в культурной жизни и традициях двух разных народов. Он никогда не может совершенно порвать со своим прошлым и традициями и не может быть принят в новое общество, в котором он пытается
Истина как ценность культуры. Наука и культура. Культура и техника
Истина как ценность культуры. Наука и культура. Культура и техника Андрианова Т. В. Культура и технология. М., 1998.Анисимов К. Л. Человек и техника: современные проблемы. М., 1995.Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.Большаков В. П. Культура и истина // Вестник НовГУ,
Личность в саге
Личность в саге «Речи Высокого» содержат наставления: как должен вести себя индивид в разнообразных и подчас нелегких жизненных обстоятельствах. Эта нормативность показательна, и знать ее историку важно, но остается неудовлетворенным его желание выяснить, каково в
Личность и право
Личность и право Проблема, обсуждаемая в этом очерке, встала передо мной в ходе работы над новым учебником по философии.[1] Поначалу статья продумывалась как продолжение и дополнение параграфа «Индивид, индивидуальность, личность».[2] Это наложило отпечаток на ее стиль,
Личность и культура: «права наследия» [209]
Личность и культура: «права наследия» [209] Л. Н. Летягин Целостный образ культурного наследия определяется не абстрактными, т. е. обезличенными моделями его репрезентации, а сущностной потребностью индивидуального сознания – его ценностными структурами. Вместе с тем