Культурная география что это

Культурная география

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие «Культурная география»

Культурная география, как одна из ветвей географии рассматривает культуру в географическом пространстве и часто определяется как география человека

Рисунок 1. Культурная география. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Культурная география является одной из ведущих ветвей общественной географии в зарубежных странах наряду с экономической, социальной и политической географией.

В России культурная география представляет собой совокупность научных направлений, близких по объекту исследования, но в целостную научную дисциплину она ещё не оформилась.

В 20-е годы прошлого века в США была создана школа культурного ландшафта, поэтому основоположником культурной географии принято считать К. Зауэра, основавшего эту школу.

В это время в российской географической науке культура разных регионов и её описание были частью антропогеографии. Развитие культурной географии в стране началось в 80-е годы, и связано было с исследованиями культурного ландшафта и этнологии.

В культурной географии выделяются разделы в зависимости от предмета изучения:

В настоящее время практическое значение культурная география имеет в более специализированных областях, например, феминистская география, детская география, туризм, гендерная география, урбанистическая география, политическая география.

Готовые работы на аналогичную тему

Культурная география имеет свой объект, которым является геокультурное пространство – продукт взаимодействия пространств, культурного и географического.

Объектом изучения культурной географии в зарубежном мире, особенно в США во второй половине XX века, стали местные районы. Они в своих границах редко совпадают с границами административно-территориального деления, но население воспринимает их как культурно-целостные территории.

Целью развития культурной географии является изучение культурных практик и человеческой деятельности в той степени как они между собой пространственно связаны.

С начавшейся в XXI веке глобализацией связаны такие процессы, как унификация культуры, утрата локальных культурных традиций, утрата культурных ценностей. Размывались и исчезали самобытные этнокультурные территориальные общности, поэтому исследования, проводимые в области культурной географии стали иметь большое прикладное значение.

Исследования культурной географии и их результаты являются важными при разработке стратегий социально-экономического развития стран и регионов. На характер экономического развития той или иной страны воздействуют принятая система ценностей, нормы поведения, тип ментальности, традиции хозяйственной этики, экономическая и экологическая культура.

Специалисты, работающие в области культурной географии, принимают участие в разработке как национальных, так и международных правительственных программ охраны культурного наследия.

Культурная география в советское время

В советской послевоенной географии реально развивалось только антропогенное ландшафтоведение. Культурная география являлась проектом будущего, и сегодня её статус остался почти без изменений.

Ещё Н. Н. Баранский говорил о том, что формирование культурной географии было бы желательным. Культурная география была частью социальной, на которой концентрировались общественные потребности.

С. Б. Лавров в то время отмечал, что специалисты по социальной географии не должны переключаться на культурно-географические аспекты, потому что сама социальная география далека от совершенства.

Таким образом, получается, что в это время культурная география, ещё не восстановленная, пострадала от тесной связи с социальной географией. Она так и не вышла за рамки социальной географии и не стала наукой об образе жизни местных общностей.

Тем не менее, в конце 80-х годов прошлого века культурная география зарождается как узкая прикладная область знания. На первых порах она изучала распространение артефактов культуры на территории страны и связана была с работами А. Г. Дружинина, который концепцию ноосферы считал методологическим основанием географии культуры.

А. Г. Дружинин вводит понятие геокультурной ситуации, как её свойство, а не как особую территориальную систему. Он считает, что именно геокультурные ситуации формируют геоэтнокультурные системы, поэтому изучение географии конкретной культуры сводится к их выделению.

Он очень четко определяет отличительную грань культурной и социальной географии и в то же время их неразрывность. По его мнению, эта неразрывность заключается в следующем:

В своей монографии А. Г. Дружинин указывает, что культурная география это своеобразный интегральный подход в системе географических наук, она пронизывает все подсистемы социально-экономической географии.

А. Г. Дружинин был первым теоретиком и создателем культурной географии в стране. Он называет предпосылки формирования культурной географии:

После длительного перерыва культурная география в стране формируется в последние годы существования СССР как особая ветвь социальной географии, и её тематика касается территориальной организации объектов культуры.

И, при этом, надо сказать, что формирование культурной географии в стране идет не зависимо от западной культурной географии, и без опоры на русскую антропогеографическую школу.

Культурно-географическое районирование

Реальные районы в свою очередь делят на однородные и неоднородные. Однородными они могут быть как в культурном, так и в культурно-природном отношении.

В ментальных культурно-географических районах выделяют мифологические и вернакулярные районы.

Закону географической зональности, открытому В. В. Докучаевым в начале XX века, подчиняются зональные районы, а сам автор свое открытие рассматривал как закон природно-культурной зональности, т.е. рассматривал значительно шире.

Закон зональности, считал В. В. Докучаев, не только распространяется на природу, он распространяется на явления культуры, хозяйственную жизнь населения, на происходящие социальные процессы и явления духовной жизни.

По выражению Л. Н. Гумилева в зональном вмещающем ландшафте природа и традиционная хозяйственная деятельность взаимосвязаны.

В пределах России последовательно сменяют друг друга с севера на юг следующие зональные природно-культурные районы: район арктических пустынь, район тундры, лесотундры, таежный район, район смешанных и широколиственных лесов, лесостепной район, степной, район полупустынь, район пустынь, средиземноморский район.

К зональному вмещающему ландшафту русской культуры по Гумилеву относится зона смешанных и широколиственных лесов Восточно-Европейской (Русской) равнины.

В этих же пределах расположено большинство древнерусских городов. Если учесть этнические границы с соседями, то надо выделить Центральный регион традиционной русской культуры.

На севере Русской равнины в ходе новгородской и ростово-суздальской колонизации был сформирован северорусский регион с традиционным северным жилищным комплексом и «окающим» говором. Экологической нишей этого региона стала тайга.

В южной части Русской равнины сформировался южнорусский регион, протянувшийся от Курской области до Краснодарского края. Экологической нишей южнорусского региона стали степные и лесостепные вмещающие ландшафты.

Природа и традиционная культура, особенно на европейской части России, в ходе процессов глобализации изменились существенным образом, и с особенностями того или иного природно-культурного региона в более чистом виде теперь можно ознакомиться в музеях-заповедниках, да в национальных парках.

Источник

Культурная география как наука

Культурная география как наука

Географию культуры можно определить как междисциплинарное научное направление, предметом изучения которого является пространственное разнообразие культуры и ее распространение по земной поверхности. Сам термин (культурная география) в нашей стране впервые был употреблен Л.С.Бергом в 1913 году, а за рубежом – в США в 1925 году географом Карлом Зауэром.

Генетический, аксиологический, гуманистический, нормативный и социологический аспекты культуры

В генетическом аспекте культура рассматривается как продукт общества. При этом фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох («цивилизаций»), этнических и национальных общностей. «Термин «культура» вбирает всю сумму достижений и институций, отличающих нашу жизнь от наших предков из животного мира и служащим двум целям: защите человека от природы и урегулированию отношений между людьми» (Зигмунд Фрейд).

В аксиологическом аспекте культура выступает как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей. При этом материальные и духовные ценности, с одной стороны, отражают уровень достижений человечества, а с другой, выступают как специфический объект освоения. «Культура – это система ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов» (П.А.Сорокин).

В гуманистическом аспекте культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творческих способностей. Отсюда следующее определение: «Культура – это производство самого человека во всём богатстве и многогранности его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия» (В.М. Межуев).

В нормативном аспекте культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире. Это значит, что продуктом человеческой деятельности являются не только предметы материальной и духовной жизни, но и все отношения, которые складываются между людьми в процессе их взаимодействия (экономические, политические, нравственные, психологические и т.д.). Это – тоже культура. «Культура есть исторически и социально обусловленное, объективированное в разнообразных продуктах человеческой деятельности отношение человека к природе, обществу и самому себе» (И.П.Вайнберг).

В социологическом аспекте культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта (общества, класса, социальной группы, человека), а также как состояние и развитие того или иного способа производства. «Культура – это особое измерение общества…» (А.Кребер). «Культура – это совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии…» (А.Швейцер).

Деятельностный подход к пониманию к рассмотрению культуры

Нельзя не обратить внимания на то, что выделенные аспекты культуры не просто

дополняют друг друга, они пересекаются: одно есть в другом. Это обстоятельство

позволяет предпринять попытку объединить разные аспекты рассмотрения

культуры в едином подходе. Таким подходом, на наш взгляд, является

деятельностный. Сущностным определением культуры будет, на наш взгляд,

следующее: культура – это способы осуществления человеком различных видов

деятельности и их результаты. Культуру одной исторической эпохи от другой,

одного региона от другого отличает не только доминирование тех или иных видов

человеческой деятельности, но и способы их осуществления. Чем больше видов

человеческой деятельности мы выделим, тем глубже отразим культуру страны,

региона и т.д. В процессе развития общества возникают все новые и новые виды

деятельности человека. Одновременно отмирают некоторые из них. Процесс этот

бесконечный. Все виды человеческой деятельности можно условно разделить на

материальные, духовные и материально-духовные (духовно-материальные).

Культура и цивилизация

Термин «цивилизация» широко применяется в науке. Он имеет множество

значений. В культурологи понятие цивилизации вырабатывается для рассмотрения

единства и многообразия культуры (единство в сочетании с многообразием).

Понятие цивилизации появилось еще в античную эпоху как определение

качественного отличия античного общества от варварского окружения.

Понятие «цивилизация» происходит от латинского civilis – гражданский,

государственный и в самом первом своем значении выражает уровень

общественного развития, достижения, преимущества жизни в гражданском

обществе, комплекс человеческих достижений, подобающих гражданскому

состоянию, таких как обходительность, приветливость, учтивость.

В современном энциклопедическом словаре цивилизация определяется как

заключительный этап развития какой- либо культуры или какого-либо периода

общественного развития, для которых характерны высокий уровень научных и

технических достижений и упадок искусства, в первую очередь литературы.

Рассмотрим основные традиции понимания соотношения культуры и цивилизации.

1. Историческая традиция: цивилизация обозначает историческую эпоху,

конкретный этап общественного развития, наступивший в жизни народа после

эпохи дикости и варварства, для которого характерно появление классов, городов,

упорядоченность общественного строя, государства, торговли, частной

собственности, письменности. Эта точка зрения принадлежит Ф. Энгельсу и Л.

2. Цивилизация является синонимом культуры, одно понятие замещало другое

в Новое Время. Цивилизация понималась как продукт духовного развития

человечества, связана с развитием человеческого разума и просвещения.

зрения принадлежит немецкому ученому О. Шпенглеру (1880-1936).

О.Шпенглер в своей книге »Закат Европы» сформулировал свое понимание цивилизации.

По О. Шпенглеру, каждому культурному организму отмерен заранее определенный срок.

Каждая культура проходит возрастные ступени отдельного человека. У каждой есть

цивилизация. Умирая, культура перерождается в цивилизацию. На стадии

цивилизации культура вырождается, она становится массовой, господствует

техника, политика, спорт.

Шпенглер считал главными чертами цивилизации «острую холодную

рассудочность», интеллектуальный голод, практический рационализм, смену

душевного бытия умственным, преклонение перед деньгами, развитие науки,

безрелигиозность и тому подобные явления.

4. Цивилизация отождествляется с высоким уровнем материальной

деятельности человека: орудий труда, технологий, экономических и политических

отношений и учреждений, а культура рассматривается как проявление духовной

сущности человека. Эту точку зрения разделяют Н. А. Бердяев (1874-1948 г.)-

русский религиозный философ и С.Н. Булгаков (1871-1944 г)- русский философ,

5. Цивилизация рассматривается как определенная ступень в развитии

культуры отдельных народов и регионов. Эта точка зрения принадлежит А.Тоинби

(1889-1975 г.)- английскому историку, культурологу, социологу и П.Сорокину

(1889-1968 г.)- русско-американскому социологу, философу и культурологу.

Во всех рассмотренных случаях культура и цивилизация тесно связаны друг с

другом, и в основе этой связи лежит определенная концепция культуры. С

цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурной – духовный мир

человека. Понятие культура – более самостоятельно, это общечеловеческое понятие,

это база в развитии цивилизации. Цивилизация – это временное понятие, социально-

техническое измерение культуры.

Различие культуры и цивилизации, приводящее в определенных социальных

системах к их противоречию, носит не абсолютный, а относительный характер.

История показывает, что гуманистические ценности культуры могут воплотиться в

жизнь с помощью развитой цивилизации. В свою очередь, высокая цивилизация

может быть построена на основе культурного творчества и вдохновляющих

6. В концепции К. Ясперса цивилизация интерпретируется как ценность всех

культур. Культура составляет стержень цивилизации.

7. В еврейском сознании утвердилось представление о цивилизации как

вершине технических достижений человечества, связанных с покорением космоса,

внедрением компьютерных технологий и невиданных источников энергии. С

цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурой – духовный мир человека.

Цивилизация – определенная часть или степень развития культуры, она

предполагает развитие интеллекта и нравственности, степень и уровень

очеловечивания народов. Процесс культуры идет от варварства к цивилизации.

Многообразие культур и цивилизаций – исторически сложившееся богатство

человечества, и взаимодействие посредством диалога поэтому является важнейшим

способом взаимопонимания народов, развития подлинного интереса и духовности.

Известный исследователь процессов глобализации И.Валлерстайн утверждает: «Мы

должны вступить в грандиозный всемирный диалог». Диалог предполагает

установку на взаимодействие и взаимопонимание между людьми, желание

приобщиться к ценностям и достижениям иной культуры, познать и принять ее

неповторимость и уникальность, относиться к ней уважительно и толерантно. Эта

задача чрезвычайно сложная, требующая определенного воспитания и

эмоционального настроения, преодоления монологического и авторитарного стиля

сознания и поведения. В условиях глобализации диалог становится важным

методологическим ориентиром развития культурологических исследований.

В заключительном разделе программного документа ЮНЕСКО «Культура –

это синоним жизни» (1985 г.) выдвигается идея взаимопонимания людей на основе

общих переживаний: «Не обязательно говорить на одном языке, чтобы одинаково ощущать страх смерти, одинаково переживать красоту, одинаково испытывать

беспокойство по поводу неопределенности будущего».

По инициативе ЮНЕСКО первый год нового тысячелетия был назван «Годом

диалога цивилизаций». Значительным событием в изучении всеобщего

многообразия культур стало сравнительное исследование 600 культур, проведенное

в США, результаты которого опубликованы в «Этнографическом Атласе». Кроме

того, в 2005 г. было завершено издание на русском языке многотомного

международного коллективного труда «История человечества».

В ХХ столетии стало очевидно, что диалог культур и цивилизаций

предполагает взаимопонимание и общение не только между различными

культурными и цивилизационными образованиями в рамках больших культурных

зон, но и требует духовного сближения огромных культурных регионов,

сформировавших на заре цивилизации свой комплекс отличительных черт. Говоря о

союзе средиземноморской культурной группы и индийско-дальневосточной,

современный отечественный исследователь Г.Померанц выдвигает следующий

вариант диалога: «Европа дала пример единства национального многообразия,

Китай – пример единства духовного многообразия. Можно представить себе

будущее как сочетание европейского плюрализма этнических культур с китайским

плюрализмом духовных культур».

Диалог – это вопрос не только о гуманитарных контактах больших культур, но

и о способе приобщения отдельно взятой личности к духовному миру этих

культурных образований. По выражению М.М.Бахтина, культура может

существовать только на границах: между днем сегодняшним и прошлым, между

различными формами культурной деятельности, между произведениями различных авторов.

Диалог как принцип культурного развития позволяет не только органично

заимствовать лучшее из мирового наследия, но и вынуждает человека подать «свой»

голос, совершить личностное переосмысление «чужой» культуры. Только

внутреннее переосмысление культурных ценностей, только активный диалог с культурными формами делает человека культурным, приобщенным к большому

Можно выделить следующие основные тенденции взаимодействия культур и

цивилизаций в современном мире:

1) диалог культур по принципу взаимодополнительности;

2) принципы ненасилия;

3) толерантность и культурный плюрализм как условие и результат диалога;

4) «экологизация» техногенной цивилизации, т.е. привнесение в западный

мир восточных идей уважения к окружающему миру и благоговения перед жизнью ;

5) «рационализация» экологической цивилизации, т.е. привнесение в

восточный мир идей разумного устройства человеческой природы и общества, а

также индивидуальной деятельностной активности;

6) взаимодействие коллективизма и индивидуализма как принципов

соответственно восточного и западного миров;

7) взаимосвязь глобализации и национального своеобразия в развитии, что

проявляется в т.наз. «глокализации»,т.е. единстве глобального (всеобщего,

универсального, мирового) и локального (местного, особенного или даже уникального).

Правда, следует отметить, что наряду с диалогом культур и цивилизаций

некоторые исследователи (в частности, американский аналитик С.Хантингтон)

отмечают тенденцию к столкновению цивилизаций, возникновению конфликтов на

основе межцивилизационных различий. Конечно, такая тенденция существует в

мировом развитии: достаточно вспомнить войны в Югославии, на Ближнем Востоке

и др. Но при этом нужно учитывать, что сегодня развитие принципа диалога культур

и цивилизаций – реальная возможность преодолеть глубочайшие противоречия

духовного кризиса, избежать экологического тупика и атомной ночи.

Понятие Всемирного наследия

Всемирное наследие – это выдающиеся культурные и природные памятники,

признанные достоянием всего человечества, которые должны быть надежно

сохранены в неизмененном и целостном состоянии с целью передачи последующим

В 1972 г. на 17-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО принята

Конвенция «Об охране Всемирного культурного и природного наследия».

Конвенция провозглашает всеобщую (интернациональную) ответственность за

сохранение глобально значимых культурных и природных объектов, независимо от

того, в каком районе мира они располагаются. Особые обязанности по сохранению и

поддержанию таких объектов, естественно, возлагаются на страну-участницу Конвенции.

С 1978 ведется и публикуется Список Всемирного наследия, куда включаются:

а) достопримечательные культурные объекты (Всемирное культурное

б) природные феномены (Всемирное природное наследие);

в) культурно-природные объекты, ценные с обеих точек зрения (Всемирное

культурно-природное наследие). Объект может быть занесен в Список только при

условии, если он обладает исключительной – «выдающейся универсальной» –

ценностью, для определения которой разработана система из 10 критериев (объект

должен полностью удовлетворять хотя бы одному из них). Важное значение имеет

подлинность (аутентичность) и целостность культурного или природного объекта.

По состоянию на 1.1.2012 года в Списке числилось: 936 объектов в 153

странах мира, включая: 725 – объектов культурного наследия, 183 – природного

наследия и 28 – культурно-природного. Они располагаются в разных регионах мира,

на территории 153-х государств. Наибольшее число таких объектов – в Италии (47),

в Испании (43), в Китае (41), а Россия, с её 24 памятниками Всемирного наследия

(включая 15 культурных и 9 природных) – находится на девятом месте в мире.

Проблематикой Всемирного наследия Институт наследия стал заниматься в

середине 1990-х гг., то есть вскоре после того, как Россия, в качестве

правопреемницы СССР, примкнула к Конвенции ЮНЕСКО «Об охране Всемирного

культурного и природного наследия» (1991 г.) и первые российские объекты

появились в Списке Всемирного наследия [1].

Главная цель списка Всемирного наследия — сделать известными и защитить

объекты, которые являются уникальными в своём роде. Для этого и из-за

стремления к объективности были составлены оценочные критерии. Изначально (с

1978 г.) существовали только критерии для объектов культурного наследия — этот

список насчитывал шесть пунктов. Затем для восстановления некого равновесия

между различными континентами появились природные объекты и для них список

из четырёх пунктов. И, наконец, в 2005 г., все эти критерии были сведены воедино,

и теперь каждый объект Всемирного наследия имеет в своём описании хотя бы один

(i) Объект представляет собой шедевр человеческого созидательного гения.

(ii) Объект свидетельствует о значительном взаимовлиянии человеческих

ценностей в данный период времени или в определённом культурном пространстве,

в архитектуре или в технологиях, в монументальном искусстве, в планировке

городов или создании ландшафтов.

(iii) Объект является уникальным или по крайней мере исключительным для

культурной традиции или цивилизации, которая существует до сих пор или уже

(iv) Объект является выдающимся примером конструкции, архитектурного

или технологического ансамбля или ландшафта, которые иллюстрируют значимый

период человеческой истории.

(v) Объект является выдающимся примером человеческого традиционного

сооружения, с традиционным использованием земли или моря, являясь образцом

культуры (или культур) или человеческого взаимодействия с окружающей средой,

особенно если она становится уязвимой из-за сильного влияния необратимых

(vi) Объект напрямую или вещественно связан с событиями или

существующими традициями, с идеями, верованиями, с художественными или

литературными произведениями и имеет исключительную мировую важность. (По

мнению комитета ЮНЕСКО этот критерий предпочтительно использовать вместе с

каким-либо ещё критерием или критериями).

(vii). Объект представляет собой природный феномен или пространство

исключительной природной красоты и эстетической важности.

(viii) Объект является выдающимся образцом главных этапов истории земли, в

том числе памятником прошлого, символом происходящих геологических

процессов в развитии рельефа или символом геоморфических или

(ix) Объект является выдающимся образцом происходящих экологических или

биологических процессов в эволюции и развитии земных, пресноводных, береговых

и морских экосистем и растительных и животных сообществ.

(x) Объект включает в себя наиболее важную или значительную естественную

среду обитания для сохранения в ней биологического многообразия, в том числе

исчезающих видов исключительной мировой ценности с точки зрения науки и

Культурная география как наука

Географию культуры можно определить как междисциплинарное научное направление, предметом изучения которого является пространственное разнообразие культуры и ее распространение по земной поверхности. Сам термин (культурная география) в нашей стране впервые был употреблен Л.С.Бергом в 1913 году, а за рубежом – в США в 1925 году географом Карлом Зауэром.

Культурная география что это. Смотреть фото Культурная география что это. Смотреть картинку Культурная география что это. Картинка про Культурная география что это. Фото Культурная география что это

Культурная география что это. Смотреть фото Культурная география что это. Смотреть картинку Культурная география что это. Картинка про Культурная география что это. Фото Культурная география что это

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот.

Культурная география что это. Смотреть фото Культурная география что это. Смотреть картинку Культурная география что это. Картинка про Культурная география что это. Фото Культурная география что это

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.

Культурная география что это. Смотреть фото Культурная география что это. Смотреть картинку Культурная география что это. Картинка про Культурная география что это. Фото Культурная география что это

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования.

Культурная география что это. Смотреть фото Культурная география что это. Смотреть картинку Культурная география что это. Картинка про Культурная география что это. Фото Культурная география что это

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *