Культурные традиции что это
Культурные традиции
Смотреть что такое «Культурные традиции» в других словарях:
Украинцев в России религиозные и культурные традиции — Основой этнонима «украинцы» стало слово «краина» (т. е. страна), к рое восходит к названию «Украина» («край»), употреблявшемуся для обозначения южн. и югозап. частей древнерусских земель в 12–13 вв. В 16–17 вв. в офиц. документах России… … Религии народов современной России
Армян в России религиозные и культурные традиции — Армянская Апостольская церковь (ААЦ) одна из древнейших христ. церквей. В догматических и культовых традициях она очень близка к православию. На историческую территорию Армении христ во пришло во 2–3 вв. А в самом нач. 4 в. (301 г.) оно стало… … Религии народов современной России
Грузин в России религиозные и культурные традиции — Грузины (самоназвание картвели) составляют осн. население Грузии 3787,4 тыс., Аджарии 324,8 тыс., Юж. Осетии 28,5 тыс. Живут также в Азербайджане (14,2 тыс. чел.), на Украине (23,5 тыс.), в Казахстане (9,5 тыс.), в сев. Турции и в Иране… … Религии народов современной России
Белорусов в России религиозные и культурные традиции — Белорусы основное население Республики Беларусь (7904,6 тыс. чел.). Живут также в России, Литве, Латвии, Эстонии, на Украине, в Молдавии, Казахстане, Польше, США, Аргентине, Канаде. Общая численность ок. 10,5 млн чел. Говорят на белорусском… … Религии народов современной России
Кумыков религиозные и культурные традиции — Кумыки один из народов Дагестана (277,2 тыс. чел., 1989); являются мусульманами суннитами (см. Суннизм) шафиитского толка. До ислама, в 4–5 вв., к ним из Грузии и Кавказской Албании проникло христианство, а в 7–8 вв. иудаизм (ставший… … Религии народов современной России
Нанайцев религиозные верования и культурные традиции — Нанайцы проживают в Хабаровском и Приморском краях, а также на Сахалине. В 1989 их насчитывалось 12023 чел. Занимаются охотой и рыболовством. Традиционная религия анимизм, шаманизм. Духи, в их представлениях, населяли все сферы неба, земли… … Религии народов современной России
Ненцев верования и культурные традиции — Численность ненцев 34 665 чел.; живут в Ненецком, Ямало Ненецком и Таймырском авт. окр. Для традиционной культуры ненцев характерны ранние формы религий: одухотворение природы (солнце, ветер, пурга, радуга и др.), анимизм, культ гор и… … Религии народов современной России
ТРАДИЦИИ — социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в опр. об вах и социальных группах в течение длит. времени. Т. включают в себя объекты социокультурного наследия (материальные и духовные… … Энциклопедия культурологии
Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы… … Официальная терминология
Культурные ценности — по законодательству РФ нравственные и эстетические идеалы; нормы и образцы поведения; языки, диалекты и говоры; национальные традиции и обычаи; топонимы; фольклор; художественные промыслы и ремесла; произведения культуры и искусства; результаты и … Финансовый словарь
что такое культурные традиции и для чего они существуют?
Культурные традиции — социальное и культурное наследие,
передающееся от поколения к поколению
и воспроизводящееся в определенных обществах
и социальных группах в течении длительного времени.
Например,
традиционные народные игры,
приготовление пищи,
ритуалы торжественных событий.
Традиции и образ жизни в каждой национальной культуре
формируются с учетом конкретных природно-географических условий.
На нашей родной планете существует огромное множество различных стран
со своими традициями, обычаями и культурой.
Взаимоотношения между этими культурами и людьми порой
довольно натянуты и напряжены, так как, существуют национальные
особенности, индивидуальные для каждого народа.
Не секрет, что те традиции, которые для европейца считаются нормой,
совершенно неприемлемы, например, для народов Азии.
Очень важно разбираться в различных тонкостях,
которые касаются культурных традиций и особенностей народов мира.
Ведь несоблюдение этикета, традиций и культурного наследия
отдельно взятой страны, может привести к различным конфликтам.
Сегодня очень важно, чтобы народы мира сохраняли свои традиции,
а не поддавались влиянию вездесущей цивилизации.
Уникальность отдельно взятого народа заключается именно
в его культурных особенностях, которые присущи только ему.
ультурные традиции — социальное и культурное наследие,
передающееся от поколения к поколению
и воспроизводящееся в определенных обществах
и социальных группах в течении длительного времени.
Например,
традиционные народные игры,
приготовление пищи,
ритуалы торжественных событий.
Традиции и образ жизни в каждой национальной культуре
формируются с учетом конкретных природно-географических условий.
На нашей родной планете существует огромное множество различных стран
со своими традициями, обычаями и культурой.
Взаимоотношения между этими культурами и людьми порой
довольно натянуты и напряжены, так как, существуют национальные
особенности, индивидуальные для каждого народа.
Не секрет, что те традиции, которые для европейца считаются нормой,
совершенно неприемлемы, например, для народов Азии.
Очень важно разбираться в различных тонкостях,
которые касаются культурных традиций и особенностей народов мира.
Ведь несоблюдение этикета, традиций и культурного наследия
отдельно взятой страны, может привести к различным конфликтам.
Сегодня очень важно, чтобы народы мира сохраняли свои традиции,
а не поддавались влиянию вездесущей цивилизации.
Уникальность отдельно взятого народа заключается именно
в его культурных особенностях, которые присущи только ему.
Источник: :- )))
Что такое традиции (семейные, народные) и почему они так важны
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Многие поколения наших предков передавали своим потомкам накопленный опыт, помогая им не совершать тех же ошибок.
Но кроме пути передачи опыта «от отца к сыну», есть еще способ передачи наследия сразу всему сообществу.
Способ этот одним словом можно назвать «традиции». Это очень емкий термин, подробно о котором будет сказано ниже, но основной смысл его неизменен — передача проверенных временем установок, помогающих обществу эффективно выживать.
Определение — что это такое
В переводе с латинского языка слово «традиция» (traditio) буквально означает «передавать», то есть представляет собой действие.
В древности его использовали при передаче каких-либо материальных ценностей, например, когда выдавали дочку замуж или передавали некий предмет. Позднее к материальным предметам добавились нематериальные явления – навыки и умения.
Таким образом, традиции – это то, что передается в определенной среде (обществе, группе) и не принадлежит конкретному индивиду.
Далее, описание термина становится более конкретным. Под ним подразумевают нечто стабильное, неизменное, имеющее связь с прошлым, не нуждающееся в осмыслении.
Традиция – это то, что сложилось исторически, передается в виде совокупности культурного и социального наследия, опыта от человека к человеку, от отца к сыну.
Сюда входят такие «традиционные» составляющие:
Чаще всего синонимом «традиции» служит «обычай». Помимо него, используют слова «наследие» и «предание». Имея в виду традицию, мы говорим «так принято, так повелось, так заведено», что означает неписаный закон, которого все придерживаются.
Например, так повелось, что в канун каждого Нового года люди устанавливают дома елку и украшают ее игрушками. Также после боя курантов принято запускать праздничные салюты и дарить друг другу подарки.
Еще одним синонимом, о котором мало кто знает, является русское слово «итихаса», означающее «так и было».
Семейные, народные и другие виды традиций
Принято выделять 5 видов традиций.
Культурные традиции
Они содержат всю глубину знаний конкретной страны и государства. Это уникальные ценности, проявляющиеся в обиходе. Культурные обычаи разных стран могут сильно отличаться: что для одних норма, для другого окажется оскорблением.
Например, в некоторых восточных странах чаепитие представляет собой особую процедуру, поэтому в гостях нельзя отказаться от приглашения на чай. Хозяин дома воспримет это за неуважение и оскорбление. Русские традиции тоже содержат процесс чаепития, но мы относимся к этому проще: хочешь – пьешь, не хочешь – не пьешь, и никто не посчитает твой отказ посягательством на личное достоинство.
Поэтому, если вы собираетесь посетить экзотические страны, заранее хотя бы поверхностно ознакомьтесь с их культурным наследием, дабы не попасть в неловкую ситуацию.
Народные
Они являются элементом культурных. Сюда входят правила и нормы поведения, обычаи, обряды и различные процедуры, отражающие сознание конкретного народа и позволяющие идентифицировать других людей, разделяя их на «свой» и «чужой».
Они проявляются в речи, одежде, мировоззрении (что это такое?) и психологии человека. Например, каждая нация имеет свой народный костюм, отличающий ее от других народов мира.
Семейные традиции
Это устои и ритуалы, постоянно повторяющиеся в конкретной семье. Например, у нас принято в последний день недели всей семьей выезжать в город и развлекаться: ходить в парк, кино, кафе, по магазинам – куда угодно, лишь бы вместе.
То есть наша традиция – совместный отдых по воскресениям. В другой ячейке общества в этот день лепят пельмени или читают стихи.
А третье семейство ходит по гостям или подводят итоги прошедшей недели. Семейные традиции складываются стихийно (один придумал, все подхватили) и также передаются от старшего поколения к младшему.
Религиозные
Они организуют передачу способов поклонения Богу, общения с ним. Каждая религия бережно хранит свои устои. Например, христианство призывает к молитвам, исповеди, посещению церкви и почитанию «святых» праздников.
Восточные течения помимо выше описанного регламентируют работу с физической оболочкой и душой в виде йоги, медитаций, имеющих своей целью достижение светлого уровня сознания (высшей степени связи с Ним).
Религиозные обычаи также меняются во времени: когда-то дикие люди танцевали вокруг костра ритуальные танцы, чтобы вызвать дождь и другие явления природы. Сейчас эта идея кажется смешной и глупой, но в то время в нее свято верили и воспроизводили– также как мы в современном мире ежегодно стучим друг об друга пасхальными яйцами.
Социальные традиции
Это общественные устои, нормы и правила взаимодействия, передающиеся по наследству от предков. Каждое последующее поколение, получая в свое распоряжение готовый опыт «старших», вольно выбирать, что оттуда сохранить, а что обесценить за ненадобностью.
В связи с этим принято различать позитивное и негативное наследие. Пример первого – это создание семьи и продолжение рода, второго – обесценивание женщины, как второсортного члена общества.
Для чего нужны традиции
Традиции не возникают просто так: появляются в момент, когда в них есть нужда. Они могут видоизменяться параллельно с человеческим сознанием и потребностями людей, исчезать и рождаться заново в новом обличии.
И так как у всего существует свой персональный смысл, у традиций он тоже есть и отражается в двух функциях:
В последние годы традиция празднования изменилась: теперь помимо возложения цветов на мемориалы, люди объединяются и устраивают шествие по главным улицам с портретами предков, участвовавших в Великой Отечественной войне. В этот день дух патриотизма силен как никогда: он объединяет жителей всей России (и не только), сплачивает их общим событием прошлых лет.
Так было, есть и будет, благодаря тому что мы бережно храним память о павших солдатах и уважение к их подвигам: передаем воспоминания о войне и чувство благодарности за мир из поколения в поколение.
Таким образом, рассматривая вопрос «что такое традиции», можно сказать, что это преемственность накопленного опыта предков, необходимого нам для более эффективной жизнедеятельности и позволяющего делать меньше ошибок.
Обычаи поддерживают невидимую связь эпох через сохранение и передачу модели общественных отношений и духовных качеств.
Семейные традиции русского народа
Традиции и обычаи русского народа с древности чтили и оберегали люди всех слоев и статусов. Нельзя сказать то же самое про представителей современного общества: многие предания обесценились и канули в лету. Некоторые из них просто игнорируются в связи с проникновением в нашу страну западных элементов культуры и сменой морально-нравственных ценностей.
И все же давайте вспомним и перечислим некоторые примеры семейных традиций, которые русские люди когда-то чтили или чтят до сих пор:
Необходимо хранить свои семейные традиции: знать свой род, своих предков, ведь именно они делают нас кем-то, придают значение нашей фамилии и смысл существованию.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (8)
Очень полезная статья, мне очень помогла при выполнении итогового проекта
Можно отметить такую удивительную русскую традицию, как празднование Старого Нового Года. Даже само понятие — Старый Новый Год, оно остается полнейшей загадкой для западных людей!
И вообще именно традиции России мне ближе всего, хотя по политическим взглядам я склоняюсь к странам Запада. Русские традиции практически все — добрые, понятные, не несут в себе никакой деструктивности, в отличие от традиций некоторых других народов и стран.
Несмотря на то, что время привносит изменения во все аспекты жизни на всех уровнях, традиции все равно лежат в основе. Это фундамент. Без них никакого развития быть не может.
Традиции — это своего рода истоки или корни. Потеряв их, можно лишиться всего.
К сожалению, сейчас многие традиции утрачиваются, и в этом видится большая угроза для нынешнего и тем более будущих поколений. Все зависит от нас, поэтому стоит сохранять правильные ценности.
Очень жаль, что в современном мире люди стали забывать даже про значение слова традиции. И это уже не говоря о том, чтобы помнить и чтить традиции своего народа.
От некоторых традиций можно и избавиться, например бухать втроем. Ну что это за традиция такая!
С домами престарелых конечно сильно, у нас стариков не сдают туда не потому что традиция так велит, а потому что это не всем по карману, а так поживите с пожилым человеком у которого деменция, тот ещё праздник, особенно круто когда он газ включает и забывает о нём, а потом дома взрываются.
Традиции — это один из методов управления массами. Ведь именно они навязывают людям стандарты поведения и другие, часто нелепые правила.
Действительно, дети часто перенимали профессию своих родителей, но было это из-за недоступного для большинства образования, вот и появлялись династии свинопасов.
Понятие культурной традиции.
Культурные традиции – это культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.
Любая культура (культура страны, мышления, научная культура) не возникает на «пустом месте». Она обязательно учитывает прошлый культурный опыт. Это проявляется в том, что на каждом новом этапе культурного процесса (с определенной трансформацией) сохраняются и используются результаты предшествующей материальной деятельности (техника, производственные технологии, здания, производственные навыки и умения), духовного производства (язык, научные, философские, религиозные идеи, произведения искусства, историческая память, политическая и правовая культура, нормы поведения, обычаи, обряды, уклад жизни).
42. Массовая литература, высокая литература, беллетристика как составные части литературного процесса эпохи.
Массовая литература – это совокупность популярных произведений, которые рассчитаны на читателя, не приобщенного (или мало приобщенного) к художественной культуре, невзыскательного, не обладающего развитым вкусом, не желающего либо не способного самостоятельно мыслить и по достоинству оценивать произведения, ищущего в печатной продукции главным образом развлечения.
Впервые это явление появилось в конце XIX века в Америке. Здесь на газетных страницах появились так называемые комиксы. Они представляли собой серию рисунков, последовательно раскрывающих какой-либо юмористический сюжет и снабженных самыми краткими подписями. Комиксы никаких целей, кроме развлечения, не преследовали и рассчитаны были на детей либо на малограмотных. Затем из газет комиксы переместились на страницы книжек, а их первоначальная юмористическая направленность сменилась эксплуатацией исторических, детективных и мистических сюжетов.
Высокая литература. Словосочетания «высокая (или строгая) литература», «литературный верх» не обладают полнотой смысловой определенности. Вместе с тем они служат логическому выделению из всей «литературной массы» (включающей в себя и конъюнктурные спекуляции, и графоманию, и, по выражению американского ученого, «пакостную литературу», какова порнография) той ее части, которая достойна уважительного внимания и, главное, верна своему культурно-художественному призванию. Некий «пик» этой литературы («высокой») составляет классика — та часть художественной словесности, которая интересна и авторитетна для ряда поколений и составляет «золотой фонд» литературы.
В словосочетание художественная (или литературная) классика содержится представление о значительности, масштабности, образцовости произведений. Писатели-классики – это вечные спутники человечества. Литературная классика являет собой совокупность произведений первого ряда. Она, как правило, опознается лишь извне, со стороны, из другой, последующей эпохи.
В составе литературной классики различимы авторы, которые обрели всемирную непреходящую значимость (Гомер, Данте, Шекспир, Гете, Достоевский), и национальные классики – писатели, имеющие наибольшую авторитетность в литературах отдельных народов (в России это плеяда художников слова, начиная с Крылова и Грибоедова, в центре которой – Пушкин).
Беллетристика (от фр. belles lettres — «изящная словесность») — общее название художественной литературы в стихах и прозе.
В настоящее время слово «беллетристика» часто упоминается в новом значении «массовой литературы», противостоящей «высокой литературе».
В узком смысле, беллетристика — это лёгкое чтиво, наиболее присущее таким жанрам, как дамский роман, детектив, приключение, мистика. То есть, чтение для отдыха, приятное времяпрепровождение на досуге. Беллетристика тесно связана с модой и стереотипами, популярными темами, а также может касаться серьёзных общественных вопросов и проблем. Типажи героев, их профессии, привычки, увлечения, — всё это соотносится с массовым информационным пространством и циркулирующими в нём представлениями большинства. В основном, беллетристы отражают общественные явления, состояние общества, настроения. Очень редко — проецируют свой собственный взгляд в это пространство.
Под «беллетризацией» понимают изложение документального материала с использованием приёмов художественного повествования.
Литература и СМИ.
Литературоцентризм — характерное явление русской культуры, имеющее тысячелетнюю историю, которая делится на четыре периода.
1. Древнерусский культ книги (XI — XVII вв.), выросший из почитания священных книг и обожествления письменного слова. Если, вслед за В.И. Далем, считать интеллигенцией «разумную, образованную умственно развитую часть жителей», то древнерусских книжников следует назвать первым поколением русских интеллигентов, а книжность — колыбелью и обителью русской интеллигенции.
2. Книга — апофеоз разума и просвещения (XVIII — первая половина XIX в). Начинает постепенно складываться книжный рынок: в начале царствования Петра I издавались 12 книг в год, в конце царствования Екатерины II — 360 книг; Петр I положил начало газетному делу, Екатерина II — журналистике. Золотой век дворянской культуры, время существования изысканной, духовно и экономически независимой «республики высшего света» (В.А. Жуковский) дал прекрасные образцы изящной словесности, русской истории и филологии.
3. Становление и расцвет книжного социального института (вторая половина XIX — начало XX в.) Пережив николаевский «цензурный террор» (1848 — 1855), обретя общественное признание и индустриальную полиграфическую базу, русская словесность начала стремительно развиваться качественно и количественно. Общеизвестна роль литературы в подготовке общественного мнения к отмене крепостного права (Д.В. Григорович, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов), в становлении и развертывании нигилизма, народничества, толстовства, эмансипации женщин, мифологизации русской этико-политической интеллигенции, героизации образов самоотверженных боевиков подпольной России. В это время складывается характерная для критического реализма тенденция учительства, проповедничества, обличительства.
Книжный социальный институт (КСИ) — это совокупность учреждений и профессиональных кадров, обеспечивающих удовлетворение коммуникационных потребностей общества в целом и отдельных его членов путем предоставления книжной продукции. В КСИ объединяются следующие социальные группы:
а) авторы — профессиональные литераторы, в том числе — журналисты, и непрофессиональные писатели, эпизодически выступающие на страницах изданий;
б) книгоиздатели, обеспечивающие редакционную подготовку и тиражирование произведений печати, включая редакции журналов, газет, сборников;
в) книготорговцы, стимулирующие и удовлетворяющие по возможности платежеспособный спрос публики;
г) библиотекари и библиографы, обеспечивающие регистрацию, хранение, общественное использование литературы.
Это группы практиков книжного дела, деятельность которых определяется количественными показателями КСИ. Издательская динамика XIX в. свидетельствует о бурном росте значимости литературы в России. В дореволюционной России, помимо практического сектора КСИ, получил развитие научный сектор — литературоведение, филология, литературная критика. Стал формироваться сектор профессионального образования (библиотечные курсы, школа книгопродавческого дела, проекты специальных школ), появилась профессиональная периодика, профессиональные общественные организации; короче говоря, российский КСИ приобретал формы развитого и полноценного социального института. С точки зрения развития книжных коммуникаций начало XX в. по праву является золотым веком русской книжности, это вершина русского литературоцентризма.
4. Советский псевдолитературоцентризм. Идеи коммунистического равенства, мировой революции, марксизм-ленинизм в целом — безусловно книжные идеи, но когда революционеры-книжники захватили власть, оказалось, что взрастивший их литературоцентризм вовсе не нужен. В духовной жизни был утвержден политикоцентризм, т.е. главенство принципа коммунистической партийности. В 1934 г. первый съезд Союза советских писателей провозгласил доктрину социалистического реализма, означавшую включение литературы в идеологический процесс по воспитанию человека коммунистической формации — хомо советикус. Вольнолюбивый литературоцентризм был преобразован в псевдолитературоцентризм; некоторые писатели были репрессированы, а услужливые осыпаны материальными и моральными благами.
В отличие от литературоцентризма, книжный социальный институт, взращенный деятелями «серебряного века», был взят советской властью на вооружение и не только сохранен, но и увеличен до колоссальных размеров. В составе советского КСИ появился новый сектор — сектор управления, располагавший цензурой, идеологическими отделами, финансовыми и материально-техническими средствами, а также (немаловажно!) репрессивными санкциями. КСИ стал четко управляемой централизованной иерархической структурой, в которую легко вписывались Союз советских писателей, научные центры, высшие и средние специальные учебные заведения, добровольные общества любителей книги.
СССР был проистине сверхдержавой, а советский народ слыл самым читающим в мире. Эту его репутацию поддерживал постоянно растущий спрос, вызывающий книжный дефицит, неведомый в других странах. Скупались все виды литературы: справочная, научная, художественная, детская, даже общественно-политическая, включая классиков марксизма-ленинизма.
Советский псевдолитературоцентризм — это такой период в истории русской культуры, когда любовь и уважение к книге, жажда чтения и познания приобретали извращенные формы погони за дефицитной литературой. Ни о каком плюрализме мнений, свежести и смелости писательской мысли, свойственных подлинному литературоцентризму, не было и речи. Цензура и репрессивные органы были постоянно начеку.
Запрещенный и извращенный русский литературоцентризм возродился, вышел на общественную арену в незабвенную эпоху гласности и перестройки. Цензурные путы ослабели, железный занавес раздвинулся, и вот уже в 1988—1990 гг. миллионные тиражи журналов «Огонек» и «Новый мир», многомиллионные тиражи газет «Аргументы и факты» и «Московские новости» кажутся читателям недостаточными. Появляется «возвращенная литература», популярные публицисты не покладают своих красноречивых перьев, и происходит чудо: народ пробуждается! Литература стала тем рычагом, опираясь на который демократы-реформаторы смогли опрокинуть колосс КПСС и СССР. Можно сказать, что 1990 г. когда был принят закон «О средствах массовой информации», упразднивший цензуру, стал вехой, означающей конец псевдолитературоцентризма.
Стало быть, в наши дни пробудившийся в период гласности традиционный русский литературоцентризм не востребован массами образованной публики. Он выглядит неконкурентоспособным рядом с «безбумажной» коммуникацией: Интернет предлагает своим пользователям достаточно широкий выбор деловой, научной, технической и прочей нужной информации, а невзыскательному художественному вкусу вполне достаточно телесериалов и видеокассет. Очевидно, что наше время — переходный период от документальной «бумажной» коммуникации к электронной «безбумажной» коммуникации.