Культурный досуг что это

Что такое культурный досуг

Культурный досуг всегда следует рассматривать относительно профессиональной деятельности личности и поведения людей, и тогда концепция досуга обретет истинный смысл, ибо деятельность и поведение образуют собой некоторую упорядоченную целостность, противостоящую известной разреженности досугового пространства.

Формирующееся в настоящее время понимание культурного досуга ориентировано на принципиально новое понимание культуры. В общепринятом бытовом понимании понятие “культура” сегодня трактуется в не только как культурное потребление. Она рассматривается как живой культурно-творческий процесс: свободный выбор культурных занятий, художественное творчество, приобщение к лучшим образцам искусства, самоорганизация на почве культурно-досуговой деятельности и т. д. Произошло переосмысление функций культуры в обществе: теперь это не идеологическое воспитание и культурное обслуживание, а создание условий для развития культуры и человека. Культурный досуг, являясь важной составной частью культуры, сохраняя и совершенствуя сервисную функцию, меняет свое содержание. Мнения ученых относительно понятия досуга неоднозначны. Одни считают досугом просто время, не занятое работой, т. е. свободное время, включающее развлечения, личные занятия, хобби и т. д. Другие социальную организацию свободного времени именно в форме досуга, досуговых занятий. Психологи обращают внимание на необходимость удовлетворения специальных досуговых потребностей, формирования установок и ценностей. Социологи связывают с досугом ощущение свободы, возможности индивидуального выбора занятий, рекреационной деятельности.

Источник

Понятие, сущность и функции культурного досуга

ЛЕКЦИЯ 1

Содержание:

1 Понятие, сущность и функции культурного досуга

2 Принципы, методы и технология организации культурно-досуговой деятельности

Корпоративный праздник как форма организации культурного досуга

1 Особенности организации корпоративного праздника

2 Типы корпоративных праздников

Теоретико – методологические основы изучения культурного досуга

Понятие, сущность и функции культурного досуга

Досуг – часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей. Первыми элементарными ценностями досуга являются отдых и движение, служащие восстановлению физических сил и душевного равновесия. В жизни общества досуг важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребностей личности в радости, развлечений и т.д.

Издревле досуг рассматривался как цель и способ удовлетворения разнообразных потребностей, в том числе культурных. Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой человек восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности.

Раз досуг – деятельность, то это означает, что он не пустое времяпровождение, не простое бездельничанье по принципу: “ что хочу, то и делаю”. Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень досуга.

От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил во многом зависит социальное самочувствие человека, его удовлетворенность своим свободным временем.

В подходах к пониманию сущности досуга до сих пор нет полного единства и, одновременно, существует три позиции:

1) Деление временного отрезка на рабочее и внерабочее время, где “досуг” и “внерабочее” рассматриваются как одно и то же;

2) Отождествление понятий “досуг” и “свободное время”,

3) Досуг – часть свободного времени, отдых и развлечения не связанные с развитием личности.

Сегодня в энциклопедиях и справочниках “досуг” и “ свободное время” между собой уравнивают.

В “Толковом словаре живого великорусского языка” В.И.Даль дает характеристику человеку в условиях досуга как “досужий” – умеющий, способный к делу, ловкий, искусный. До начала XX века понятие «досуг» означало достижение, способность, возможность человека проявить себя в свободное время от работы время.

В словаре Ожегова можно найти следующее определение:

“Досуг – часть внерабочего времени, остающегося у человека за вычетом непреложных, необходимых затрат. В структуре свободного времени выделяют активную творческую деятельность; учебу, самообразование; культурное потребление; спорт и прочее; любительские занятия, игры с детьми; общение с другими людьми”.

Под досугом современного человека подразумевается время, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а так же от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений.

Человек в состоянии варьировать – увеличивать или уменьшать свое свободное время, затрачивая его на занятия, не связанные с досугом. Однако эти возможности не безграничны. Если труд на производстве или многочисленные заботы по хозяйству выходят за рациональные рамки, то человек резко ограничивает свое свободное время, что может вызвать стресс из-за переутомления. А люди, проводящие свободное время дома в пассивном бездействии, сдерживают свое развитие, их существование приобретает однообразный характер.

В современных условиях свободное время является настоящей ценностью. Ценность – это повседневный ориентир, с помощью которого человек сообразует свои мысли и действия с социальной действительностью. Это то, что побуждает его и чем он руководствуется в своей жизнедеятельности. Естественно, что ценностные ориентации существуют у человека и по отношению к свободному времени.

В данном случае для нас больший интерес представляет культурный досуг, который можно рассматривать как творческий процесс, свободный выбор культурных занятий, художественное творчество, приобщение к лучшим образцам искусства, туризм, самоорганизация досуга. То есть, время, которое люди посвящают не деятельности, связанной с профессиональным, образовательным и обязательным развитием, а активному, ориентированному на получение удовольствий и радостных впечатлений времяпрепровождению.

Говоря о понятии культурного досуга, можно дать характеристику культурно–досуговой деятельности:

Культурно-досуговая деятельность– целенаправленный процесс создания условий для мотивированного выбора личностью предметной деятельности, или как перцептивно-коммуникативный процесс, определяемый ее потребностями и интересами, способствующий усвоению, сохранению, производству и распространению духовных и материальных ценностей в сфере досуга.

Существует много разнообразных типологий современного досуга. Наиболее значительные из них выделяют следующие виды досуга:

— ежедневный, еженедельный, отпускной, праздничный;

— домашний и внедомашний;

— индивидуально организованный и коллективно – организованный.

Виды деятельности человека в свободное время можно условно разделить на три группы:

1. просто отдых: игры, развлечения, созерцание и т.д.;

2. просвещение: усвоение, потребление культурных ценностей;

3. творчество: техническое, научное, художественное.

Первыми элементарными ценностями досуга являются отдых и движение, служащие восстановлению физических сил и душевного равновесия.

Вторая группа вида деятельности в свободное время – просвещение (в широком смысле слова: приобщение к культуре). Оно включает в себя ознакомление с культурной жизнью страны, ценностями науки, искусства. Читать, слушать музыку, ходить в театр можно и для развлечения. Нужно, чтобы человек слушал музыку не только ради удовольствия, но стремился понять ее особенности, познакомиться с биографией композитора, эпохой, в которую он жил. Эстетическое воспитание играет важную роль в организации свободного времени.

Специфическое и яркое содержание досуговой деятельности формируется благодаря непосредственному участию в игре, соревновании или в процессе наблюдения за их ходом.

Современная наука связывает сущность досуга с одним из полюсов человеческой деятельности, носящей в целом двухфазовый характер: «усилие – расслабление», «работа – отдых», «утомляющий вид активности – восстанавливающий вид активности» и т.п. Представление об отдыхе формируется как о деятельности, имеющей многофункциональное назначение, приобретающей сложное содержание, многообразные формы организации.

Важно уяснить характер досуговой деятельности в связи с теми потребностями, которые человек реализует в ее процессе.

Известно, что потребности человека условно можно разделить на три типа:

— социальные – потребности в общении, социальном обслуживании, транспортном передвижении и др.;

Если с первичными потребностями человек рождается, и они могут давать о себе знать спонтанным состоянием организма, то социальные и культурные потребности во многом формируются культурной средой, тесно соотносятся с его разумом, социальным статусом, уровнем образования, общим развитием личности. В отличие от первичных запросов, которые более устойчивы в своих проявлениях, социокультурные потребности формируются только в социокультурной среде и по мере воспитания и взросления человека. Социокультурные потребности исключительно многообразны, сопровождают человека в течение всей его сознательной жизни. Многие из них приобретают весьма пластичный характер, будучи зависимыми от общественных трансформаций новых условий жизни, уровня образования, социального окружения, моды и др.

В досуге человек реализует все три указанных типа потребностей либо в тесном переплетении, либо в некоторой последовательности. Например, в туристическом путешествии человек одновременно испытывает нужду в физиологическом отдыхе (первичная потребность), общении (социальная), художественном развитии (культурная) и др.

Под содержанием культурно-досуговой деятельности подразумеваются:

— непосредственные переживания, впечатления и состояния, которые испытывает человек, включенный в конкретный вид досуговогo занятия и тем самым удовлетворяющий свои потребности;

— осмысление человеком воспринимаемой информации, художественных образов, общего культурного контекста, который в этой время оказывается в фокусе его внимания;

— его оценки, которые возникают у него по поводу качества отдыха, а также услуг, если они ему оказываются в этом процессе.

Естественно, что в период досуга человек стремится испытать положительные эмоции, сосредоточиться на конструктивных мыслях, получить качественный сервис – словом, добиться тех состояний, которые связаны с рекреационным эффектом.

Другой фактор, позволяющий добиться желаемого содержания, связан с реализацией человеком на досуге своих устремлений, воплощения собственной жизненной позиции.

Цели и мотивы человека, обращающегося к тем или иным досуговым занятиям, как правило, формируются на основе привычек, склонностей характера, жизненного опыта. Вместе с тем человек стремится на досуге познакомиться с чем-то любопытным, узнать что-то для себя новое. Он способен ошибаться, оценивая те или иные досуговые занятия и свое отношение к ним, ведь он судит об этом субъективно. Поэтому организаторы досуга не должны переоценивать его мотивацию относительно того или иного занятия. Но нельзя и недооценивать ее. Только сам человек может выступать экспертом своего досуга.

Под целями досуга понимаются представления о совокупном результате, которого хочет добиться человек в тех или иных досуговых занятиях и которые осознаются им как предпочтительные, желаемые. Если в трудовой деятельности, в домашнем хозяйстве человек руководствуется в основном целями, связанными с практической пользой, экономией физических сил, материальным эффектом своей работы, то цели досуга человек пытается вывести за утилитарные рамки. В конечном счете, цели, безусловно, выполняют положительные или негативные функции, связанные с рекреацией, хотя сам человек видит в них возможность получить удовольствие.

Главное в досуге – гедонистический, неутилитарный характер проведения свободного времени, свобода от привычных обязанностей, реализация тех аспектов внутреннего развития, которые затруднительно осуществить в других областях практики. Поэтому досуг в представлении человека контрастен рабочим будням, общественным обязательствам, домашним нагрузкам.

Кроме мотивов, связанных с рекреационными целями, с достижением свободы действия, культурно-досуговая деятельность содержит важные для внутреннего развития личности возможности: расширение жизненного опыта, осмысление собственного и чужого существования, умножение социальных коммуникаций и индивидуальных форм общения, наличие творческого начала, получение тактильных, зрительных и вкусовых ощущений и др.

Человек сравнительно легко способен сформулировать цели и мотивы своего досуга, но ему сложно говорить о функциях досуга, т.е. о его сущности, целостном предназначении и месте в жизни.

Досуг создает для человека возможности реализовать потребности и аспекты его внутреннего развития, что невозможно в полной мере в деловой сфере, в домашнем хозяйстве, на фоне повседневных забот. Тем самым реализуются компенсаторные функции, поскольку в утилитарных областях практики ограничена свобода действий и выбора. Здесь человек далеко не всегда может реализовать свой творческий потенциал, обратиться к любимым занятиям, пережить развлекательный эффект, снимающий внутреннее напряжение, и т.п.

Особо следует выделить воспитательные и просветительные функции досуга. На первый взгляд может показаться, что они значимы в основном для детей и юношества. Действительно, в период социализации и индивидуального развития личности досуг приобретает огромное воспитательное значение. Вместе с тем эти функции остаются важнейшими и в более зрелом возрасте человека. В это время ему в меньшей степени, но все же, необходимо расширять кругозор, сохранять социальные связи, отзываться на требования времени. У взрослых подобные процессы исследователи называют не воспитанием, а вторичной социализацией, что по существу тоже связано с индивидуальным развитием. Досуг располагает широкими возможностями осуществлять эту вторичную социализацию взрослых и пожилых людей с наибольшим эффектом.

В повседневной жизни досуговая активность выполняет множество различных функций рекреационно-оздоровительного и терапевтического типа. Без их реализации у многих людей неизбежно формируются состояние стресса, повышенный невротизм, психическая неуравновешенность, переходящие в устойчивые болезни.

Кроме того, досуговая активность позволяет личности осознать противоположные векторы своего существования. С одной стороны, досуговые занятия создают возможность межличностного взаимодействия со многими незнакомыми людьми (во время праздников, массовых зрелищ, путешествий и т.п.) и тем самым рождают ощущение единения, всеобщей связанности людей друг с другом. С другой стороны, человек на досуге нередко стремится остаться один, ощутить умиротворяющий эффект уединения, задуматься над теми сторонами своего бытия, которые в повседневных заботах не попадают в фокус его внимания. Вместе с тем, на отдыхе человек без труда завязывает знакомства, спонтанно и дружески взаимодействует с разными людьми. Но эта свобода позволяет глубже понять особую значимость близких людей, осознать роль семейно-родственных отношений.

В целом досуговая активность способна выполнять функции оздоровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивидуальной жизненной среды. Таким образом, досуг интегрирует множество разрозненных аспектов жизни человека в единое целое, формируя у него представления о полноте своего существования. Без досуга жизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бы труднопереносимой.

Говоря о компонентах культурно-досуговой деятельности, важнейшими из них выступают: люди, социальные группы, организации и фирмы, которые определяются в качестве ее субъектов.

Под субъектами подразумеваются как конкретные люди (индивиды, обладающие досуговыми потребностями, а также предприниматели, специалисты, работники учреждений культуры, помогающие организовать досуг других людей), так и совокупные субъекты (коллективы фирм, организации и учреждения, представительные и исполнительные органы сферы культуры и др.).

Нас интересуют не все субъекты культурно-досуговой деятельности, а лишь индивидуальные, которые, в свою очередь, подразделяются на:

1. основных субъектов досуговой деятельности. Здесь речь идет об индивидах, а также дружеских группах и коллективах работников, желающих реализовать свои потребности в досуговых занятиях.

Среди основных субъектов выделим:

— субъектов, прибегающих к помощи организаторов со стороны (в их качестве выступают как отдельные граждане, так и коллективы работников). В этом случае люди, желающие поохотиться, порыбачить, отправиться в туристическое путешествие, развлечься, пользуются услугами соответствующих фирм, которые предоставляют им такие возможности;

2. организаторов, участвующих в досуговой деятельности на профессиональной основе, создающих условия и помогающих основным субъектам деятельности реализовать потребности в отдыхе и развлечении.

На формирование культурного досуга и его содержание влияет ряд факторов внешнего и внутреннего окружения, но на всех стадиях развития организации личная культура ее руководителя (его личная вера, ценности и стиль поведения) во многом определяют культуру организации. Особенно сильным такое влияние бывает в том случае, если организация находится в стадии становления, а ее руководитель обладает выдающимися личностными и профессиональными способностями.

Источник

Культурный досуг что это

Методическое пособие по предмету

Основные особенности и черты современного досуга

1. Растет свободное время людей, при этом происходит его качественные изменения

2. Формируются социально – культурные функции местных органов самоуправления, предприятий и многочисленных движений.

Изменения происходят из-за таких факторов как:

· Гуманизация межгосударственных отношений

· Признание приоритетов общечеловеческих интересов

· Свободное общение молодежи различных стран

· Развитие форм политического, культурного сотрудничества, международного туризма, а также опосредованных форм общения через интернет и технические каналы.

Социология досуга – это отрасль науки изучающая: поведение отдельных индивидов и групп в свободное время; способы удовлетворения потребностей в отдыхе; формы развлечения, общения; развитие личности в процессе деятельности любительских объединениях; функционирование досуговых учреждений; индустрию досуга в целом.

Социология в содержательном плане изучает: эволюцию и особенности современного досуга;соотношение досуга с трудом, семьей, стадиями жизненного цикла и местом проживания; роль досуга в формировании образа жизни.

Социология досуга изучает : систему досуговых учреждений и досуговой деятельности как социального института; социальные проблемы взаимодействия и отношений с системой институтов культуры, искусства, спорта, СМИ, образования и социальными службами.

Структурными элементами социального досуга являются:

1) направленность процесса, его цели:

2) содержание и уровень культурно-досуговой деятельности;

3) средства воздействия (технологии) на общественную жизнь объе­динений и социокультурной среды и обратное влияние общественно­сти на деятельность досуговых учреждений;

4) состояние материально-технической базы;

5) разработка моделей досуга и критериев оценки качеств личности и общности как результатов их социодосуговой деятельности.

Бюджет времени. Свободное время и досуг

Бюджет времени – характеристика общего времени, которым обладает человек в течение суток, недели, месяца или любого иного срока жизнедеятельности.

Бюджет времени состоит из 3 компонентов:

2. Внерабочего времени

3. Свободного времени

Рабочее время – часть общего бюджета времени, которое регламентируется определенными нормами с четкими параметрами.

Внерабочее время («Время непреложных затрат»)– Часть общего бюджета времени идущего на физиологические и санитарно – гигиенические потребности, самообслуживание.

Свободное время – часть бюджета времени, остающееся у человека после выполнения им различных обязанностей.

Общий бюджет времени вычисляется по формуле ОБВ=РВ+ВВ+СВ

Предметом прикладной культуры является досуг, как форма деятельности в свободное время.

Свободное время и досуг не только разные понятия, но и термины, относящиеся к разным областям научного знания.

Досуг – это категория социально-педагогическая.

Свободное время – это категория социально- экономическая

Отдых – психофизиологическая категория.

Досуг выполняет 3 основных социально – культурных функции:

1. Рекреация – восстановление.

Включает в себя регенерацию (восстановление растраченных сил) и релаксацию (снятие психологического утомления).

2. Развлечение – особый род досуговых занятий, призванных дать человеку возможность повеселиться, снять напряжение.

3.Развитие – совершенствование в культурном отношении.

В рамках равивающей функции досуга можно выделить следующии подфункции:

Досуг можно квалифицировать как время, деятельность и состояние.

Время – Досуг рассматривается, как часть общего бюджета времени.

Состояние – Характеристика досуга как состояние человека в данный отрезок времени базируется на квалификации физического и психического самочувствия, расположения духа, настроения. Применительно к досуговым знаниям –это уровень психологического комфорта, ощущение удовольствия.

К основным характеристикам досуга можно отнести:

— свободу от обязанностей (все необходимое уже выполнено и можно делать только то, что хочется);

— возможность выбора (поскольку мы свободны и наше поведение управляется изнутри, мы приобрели великое право самостоятельно выбирать род и вид занятия);

— неутилитарность досуговой деятельности (она самодостаточна и обладает процессуальной ценностью);

— гедеонистичность досугового поведения (личности находятся в поисках радости, довольствия, наслаждения);

— компенсационность (возвышающая активность направлена на возмещение того, что люди недополучают в других сферах своей жизнедеятельности).

Формы, методы и средства

Средство – инструмент, орудие для достижения целей.

Метод – путь, способ достижения цели.

Форма – внешняя и внутренняя структура содержания деятельности.

Формы организации характеризуются : составом взаимодействующих лиц, местом, временем, качеством контакта, способами руководства деятельностью и межличностным общением.

1. По признаку направленности деятельности:

2. По признаку вида деятельности:

¾ Организации культурно-творческой деятельности

¾ Отдыха и развлечений

3. По признаку широты участия:

4. По степени устойчивости:

Говоря о средствах, мы имеем в виду способность определенных объектов, явлений, процессов обеспечивать передачу научных знаний, идей, художественных ценностей, опыта практической действительности.

Средства – это духовные и материальные факторы и виды деятельности, а также источники и инструменты идейно – эмоционального воздействия на сознание, чувства, поведение людей в условиях свободного времени.

Кассификация средств СКД :

Основные средства воздействия на личность в сфере свободного времени:

· Живое устное слово

· Различные виды наглядности

Методы – прием, способ воздействия на участников социально – культурной деятельности в условиях свободного времени, с целью формирования общественно ценных качеств личности.

Классификация методов возникает в соотнесении с используемыми средствами:

3. Методы работы с произведениями печати

4. Методы художественного воздействия на личность

5. Методы развития личности в процессе любительской деятельности

6. Методы влияние на возникающие в сфере свободного времени межличностные контакты

Существуют группы методов:

Методы решения воспитательных задач

Методы формирования сознания

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения

Методы формирования чувств и отношений (стимулирования)

Данные методы используют, чтобы передать информацию.

Убеждение – воздействие на знание личности, для разъяснения фактов и явлений общественной жизни, формирование взглядов. Этот метод является ведущим в формировании взглядов.

Данные методы используются для формирования поведения, организации деятельности, но косвенно они влияют на формирование сознания.

Упражнение – при помощи разнообразных повторяющихся дел организуется деятельность личности и стимулируются позитивные ее мотивы.

Данные методы используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности.

Стимулировать- значит побуждать, помогать наполнять смыслами, улучшать качество познавательной деятельности, создавать для нее благоприятные условия, в том числе и нравственные условия.

Разнообразные приемы сводятся к двум основным методам:

Требования разделяются на:

· Побуждение к действию

Убеждение – ведет к определенной трансформации взглядов личности, а значит и поведения. Основывается на анализе сведений, идей и их оценке.

Внушение – направлено на снятие фильтров, стоящих на пути к новым сведениям и оберегающих человека от заблуждений и ошибок. Основывается на доверии.

Заражение – возникает в группе людей, которые руководствуются в своем поведении эмоциональным состоянием и действуют на основе сведений, принятых без должного анализа, либо повторяют действия других людей. Предполагает использование невербальных средств (жестов, музыки т.п.).

Подражание – копирование поступков, жестов, интонаций и даже определенных черт характера другого человека. Может быть произвольным и непроизвольным.

Методы самовоспитания и самообразования

Система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

Процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Это деятельность, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.

Процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

Высокий уровень: инициатива без толчков и стимулов извне, самостоятельная постановка целей саморазвития, построение программ, самопрогнозирование, внутренняя устойчивость и цельность. Построение новых смыслов в трудных условиях. Введение приемов мобилизации и расслабления.

Низкий уровень: отсутствие потребностей и способности самому что-то делать для своего развития, отсутствие внутреннего смысла и стержня существа личности. Отсутствие интереса к самоанализу. Напряженность и комплексы в учебной работе.

Основные виды досуговой деятельности

Просветительно-образовательная деятельность – является составной частью культурного процесса развития личности, обеспечивающая усвоение научных знаний, а также формирование умений и навыков их приобретения..

Характерная черта – обслуживание других видов деятельности.

1. Мировоззренческое развитие личности – составляет систему философских, экономических, социальных, политических взглядов.

2. Помощь самообразованию и саморазвитию человека.

· Направлено на сохранение, поддержание имеющихся знаний

· Помощь в повышении общекультурного уровня и квалификации

· Помощь выпускникам школы

· Обеспечение непрерывного образования выпускников

· Модернизация общеобразовательной подготовки

Методы в просветительно-образовательной деятельности.

Методы должны быть такими, чтобы люди научились приобретать знания самостоятельно, чтобы обеспечивалось формирование поисково-творческих способностей человека, чтобы люди умели активно применять полученные знания в жизни.

Формы просветительно-образовательной деятельности.

2. Занятия учебно-инструктивного типа – нацелены на вооружение конкретными практическими навыками и умениями.

3. Формы наглядно- демонстрационного типа. Здесь новая информация усваивается как результат собственных наблюдений, а комментарий лишь помогает полному восприятию материала.

4. Занятия поисково-творческого типа. На этой основе развертывается разнообразная деятельность, относящаяся к области социального творчества, которая становится источником приобретения новых знаний, а также фактором, способствующим приобщению человека к постоянному самообразованию и творческому развитию.

Ценностью может быть явление внешнего и внутреннего мира, определенный объект- мысль, идея, образ, научная концепция и т.д.

Ценностные ориентации – устойчивые, социально обусловленные отношения человека к миру. Ориентация включает в себя восприятие, понимание и оценивание объектов.

Ценностно-ориентационная деятельность – процесс формирования отношений человека к окружающему миру.

Ценностные ориентации формируют:

2. Средства массовой коммуникации

Ценностно-ориентационная деятельность влияет на три сферы человеческого сознания:

Формы проявления ценностного отношения человека к окружающему миру:

Пути воздействия на формирующееся ценностно-ориентационное сознание:

¾ Получаемые знания формируют основы для выработки самостоятельной оценки

¾ Используемые технологии направлены на формирование общественного мнения и настроения

¾ Еще один путь обусловлен природой досуга и такой ее функцией как коммуникативность.

Цель – получение новой информации и поиск предметных ценностей.

Коллекционирование способствует эстетическому развитию личности.

¾ Объединения правового направления

¾ Объединения охраны окружающей среды

Рекреация – занятие, дающее возможность развлечься и получить удовольствие.

Досуг является благоприятной сферой для реализации рекреации. Рекреация является одной из важнейших составляющих досуга.

В игре заложена возможность побед, а успех придает уверенности в собственных силах. Игра расширяет систему контактов.

Игре присуще : импровизация, инициатива и творчество.

Результат: приобретаются новые знания и умения, расширяется система традиционных контактов, снимается усталость, воспитываются определенные психические качества.

Зрелище играет важную роль на уровне развлекательного досуга. Для зрелища характерны красота, изобретательность, яркость. Они всегда несут познавательную нагрузку.

Творческая и любительская деятельность

Любительская и творческая деятельность – источник обогащения личности.

В процессе творческой деятельности рождаются новые ценности. Исполнительство-основная его особенность – оно безгранично, как само творчество в плане реализации человеческих возможностей.

Исполнительская деятельность может быть индивидуальной, но чаще она групповая, и требует умения и навыков группового взаимодействия.

Данная деятельность воспитывает волевые качества – трудолюбие и целеустремленность.

Связана с художественным восприятием и художественным образованием, в результате которой формируются ориентации и установки по отношению к объектам художественной культуры.

Художественно-критическая активность может проявляться на различных уровнях:

· Повседневное общение. Продуманная работа по обогащению и содержанию досуговых контактов. Привлечение внимания к наиболее значимым явлениям художественной жизни. Влияние на содержание общения через механизм лидерства.

· Организация специальных встреч, где происходят всестороннее обсуждение определенных произведений.

· В рамках специальных любительских объединений –деятельность базируется на достаточно хорошем знании теории и истории искусств.

Эта деятельность может подключаться к художественно-творческой и делать квалифицированный критический разбор работ.

4 вида межличностного общения:

1. Общение в процессе отдыха и развлечения

2. Общение в процессе потребления духовных ценностей

3. Общение на основе созидания духовных ценностей

4. Общение, связанное с распространением духовных ценностей

По признаку организации:

1) В рамках стихийно – образующихся групп

2) Стабильных досуговых объединениях

Характерные особенности общения – взаимосвязь с практической деятельностью.

Общение имеет внешние и внутренние побудители.

Внутренние побудители – личностные потребности.

Внешние побудители – те взаимодействия извне, которые способны дать толчок к вступлению людей в контакты.

Группы стимулов, побуждающие личность к общению:

¾ Стимулы, обусловленные потребностью в новых знаниях и текущей осведомленности

¾ Стимулы, обусловленные жизненно – практической значимостью совместного досуга

¾ Стимулы, в основе которых лежит общественное мнение

¾ Стимулы, связанные со свойствами самосознания личности

¾ Стимулы, связанные с экспрессивно – эмоциональными ценностями (потребности в совместных переживаниях)

¾ Стимулы, связанные со стремлением к культурно – творческому развитию.

Общение имеет систему средств. Важнейшим является язык, который осуществляет все свои функции через звучащую речь. Она дополняется зрительным восприятием. Живое слово опирается на переживаемые людьми чувства и эмоции.

1) Основные функции общения:

1. Гностическая (познавательная)

4. Регулятивная (взаимная регуляция, коррекция поведения)

Основная форма досугового общения – разговор, беседа.

Институты социально – культурной деятельности

Институты социально – культурной сферы – это институты, которые направлены на создание, распространение, сохранение, развитие и освоение ценностей культуры.

1.Социальные институты духовного производства:

— научно-исследовательские учреждения (академии, научно-исследовательские институты, лаборатории и т.д.);

— учреждения искусств (театры, киностудии, филармонии, цирки, художественно-творческие мастерские, любительские студии, кружки и т.д.);

творческие союзы и иные объединения художественно-твор­ческой направленности.

2. Образовательно-воспитательные учреждения:

— учебные заведения (школы, лицеи, гимназии, училища, колледжи, институты, академии, университеты и др.);

— учреждения дополнительного образования (дома и дворцы творчества юных, школы изобразительных искусств, музыкальные школы, хореографические студии, детские испытательные станции, детские железные дороги и др.).

3. Научно-просветительные учреждения:

— музеи, историко-мемориальные комплексы, выставки;

— библиотеки, читальные залы;

-лектории, планетарии, ботанические сады, зоопарки и т.д.

4. Культуроохранительные институты:

— заповедники, центры экологической культуры;

— реставрационные мастерские и т.д.

5. Средства распространения культуры:

— средства массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать и т.д.);

— книгоиздательства, книжные магазины;

информационно-компьютерные центры ит.д.

6. Культурно-досуговые учреждения:

— клубы, дома и дворцы культуры, парки культуры, кинотеатры, центры молодежного досуга, игротеки, дома художественного и технического творчества;

— концертные учреждения, дома торжеств и т.д.

7. Ведомственные культурно-просветительные учреждения:

— дома офицеров, солдатские клубы, дома культуры милиции, и прочие;

— дома медицинского просвещения, дома педагогического просвещения, дома научно-технического просвещения и прочие;

— дома творческих работников (писателей, журналистов, художников, дизайнеров, архитекторов, кинематографистов, композиторов, актеров и т.д.)

8. Санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные учреждения:

— санатории, пансионаты, дома отдыха, профилактории;

— лагеря отдыха, базы досуга;

— стадионы, спортивные залы, спортивные базы, пляжи и т.д.

9. Туристско-экскурсионные учреждения:

— гостиницы, мотели, кемпинги, туристские базы, туристские поезда, туристские пароходы и т.п.

10. Учреждения развлекательно-коммерческого досуга:

— мюзик-холлы, варьете, дансинги, казино;

— бильярдные и иные центры игрового досуга.

11. Специфические каналы влияния на культуру личности:

— массовое тиражирование произведений искусства средствами телевидения, кассетного кино, интернета и т.д.

— воздействие на детский досуг с помощью мультфильмов, детской литературы, компьютерных и иных игр;

— пропаганда одежды, внешнего вида, бытового убранства и т.п.

Требования к учреждениям культуры

Создают условия для разнообразных форм отдыха и досуга, духовного развития, социальной активности личности.

Культурно–досуговый центр – совокупность образовательной, развивающей, творческой, развлекательной и оздоровительной деятельности.

Культурно – досуговые учреждения – призваны стать базой непрерывного просвещения, самодеятельного творчества, рекреации, общения в сфере свободного времени.

¾ Обеспечить единство государственных и общественных начал

¾ Стимулировать всестороннее развитие личности

¾ Создание условий для рекреации, нерегламентированного общения и удовлетворения потребностей разных групп населения, результатом которой становятся духовные и материальные ценности, а главное- новые качества личности.

1. Культурно – политическая – развитие социальной активности и воспитание политической культуры

2. Просветительная – вовлечение в процесс непрерывного просвещения

3. Творческого развития личности – организует клубы по интересам и т.д.

4. Культурно – бытовая – осуществление традиций, обрядов

5. Рекреативная – создание условий для снятия напряжения, восстановление сил.

Критерии эффективности деятельности центров общественного досуга.

Социально – экономический критерий эффективности:

¾ Наличие материальной базы, удовлетворяющей требованиям обеспечения процесса

¾ Наличие специалистов и их соотношение с социальными и профессионально-квалификационными требованиями

¾ Степень охвата людей в культурно – досуговой деятельности

¾ Интенсивность включения людей в социально – культурную деятельность, регулярность участия, средневременные затраты, общий стаж участия в конкретном виде КДД

¾ Соответствие результатов финансово – экономической деятельности учреждения плановым показателям

Социально – педагогические критерии:

· Отражают результативность воздействия досуга на нравственный облик и развитие личности, проявляющуюся в изменении сознания, поведения и деятельности

· Широту, полноту, гармоничность, включение людей в процесс непрерывного просвещения, различного вида творческой деятельности, отдыха и рекреации.

· Соответствие содержания и процесса социально – культурной деятельности принципам общественным организациям досуга.

Материально – техническая база

Материально – технический ресурс – совокупность орудий труда, предметов и оборудования, имеющих материальнуюприроду и необходимых для производства, распространения и освоения культурного продукта, культурных ценностей в соответствии с выдвинутыми целями и задачами.

Каждое учреждение имеет основные фонды и оборотные средства.

· Инженерно – строительные объекты, архитектурные сооружения

· Инженерные коммуникационные системы и устройства

· Механизмы и оборудование: аттракционы, хозяйственный инвентарь, музейные ценности

Организатор культурно – досуговой деятельности

1. Выявлять, удовлетворять и развивать социально – культурные интересы различных групп населения

2. Разрабатывать целевые культурные программы и социальные технологии их осуществления

3. Стимулировать инновационные движения в сфере культуры

4. Управлять экономическими механизмами организации социально – культурной деятельности

Основные функциональные обязанности менеджера социально – культурной сферы:

1. Создание благоприятной культурной среды

2. Выявление, удовлетворение духовных интересов и потребностей различных групп

3. Разработка и реализация различных культурных программ

4. Стимулирование инновационных процессов

Менеджер – технолог социально – культурной деятельности должен уметь:

— вовлекать разные группы населения и отдельных людей в процесс создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры;

— формировать у населения, и в первую очередь у молодежи, экономическую, политическую, правовую, нравственную, экологическую, эстетическую, физическую культуру;

— обеспечивать методическую инструментовку различных форм социально-культурной деятельности;

— осуществлять идейно-художественную оценку явлений культуры;

— конструировать социально значимые контакты, формировать культуру общения;

— эффективно использовать искусство живого слова; наглядные, технические и иные средства идейно-эмоционального воздействия;

— оказывать методическую и практическую помощь общественным организаторам социально-культурной деятельности;

— прогнозировать, планировать и осуществлять просветительную, художественно-творческую, зрелищно-игровую, организационно-методическую и административно-хозяйственную деятельность учреждений культуры и досуга;

— разрабатывать и реализовывать федеральные, региональные, муниципальные, ведомственные и иные культурные программы;

изучать, обобщать, пропагандировать, распространять и внедрять передовой опыт социально-культурной деятельности

Менеджер – технолог социально – культурной деятельности должен владеть навыками:

— изучения и учета потребностей разных групп населения (поисково-социологическое мастерство);

— культурно-организаторской деятельности; экономического, правового, информационного, методического и организационного обеспечения функционирования учреждений, организаций и объединений социально-культурной сферы (менеджерское мастерство);

— организации неформального общения и развлекательно-игрового отдыха разных групп населения (коммуникативно-игровое мастерство);

— дифференциации и индивидуализации содержания и форм социально-культурной деятельности; создания условий для самореализации творческих потенций личности (психолого-педагогическое мастерство);

— проектирования социально-культурных процессов, разработки и осуществления комплексных регионально-целевых культурных программ

Методика организации культурно – досуговой деятельности

Это определенный алгоритм, необходимый для достижения какой-либо цели.

Диагностика исходного состояния

Проводиться, чтобы определить актуальность, цели, соответствующие реальному состоянию действительности.

Характеризует стратегический аспект деятельности. Образование и выдвижение целей, а также определение путей их достижения и проектирование уже ожидаемого результата.

Определяются основные компоненты, формирующие блоки. Выявляются Цели, содержание и методы организации.

Прогноз ожидаемых результатов.

План – упорядоченная деятельность, которая помогает соглосовать усилия всех субъектов деятельности по достижению поставленных целей.

Требование при планирование:

6. Коллективная ответственность

7. Персональная ответственность.

· Учреждения в целом

Ответственный за выполнение

Видение того, насколько идет продвижение к цели. Автоматически снятие показателей.

Дополнительное образование в школе

Формы массовой учебной работы детского объединения дополнительного образования

З.А. Каргина, кандидат педагогических наук, доцент, руководитель структурного подразделения «Дополнительное образование детей» ГОУ Методический центр Северного учебного округа г. Москвы,

Продолжая серию публикаций по проблемам организации дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения, в этой статье рассмотрим некоторые подходы к организации массовых форм учебой деятельности детских объединений.

Образовательная деятельность детского объединения дополнительного образования не может ограничиваться лишь «текущим» учебным процессом, т.к. это может вызвать снижение интереса детей к занятиям, и, как следствие, понижение общего уровня результативности работы.

Педагогу необходимо активно и продуманно использовать различные формы массовой работы учебной направленности с воспитанниками детского объединения. Это позволит:

— создать «ситуацию успеха» для каждого ребенка;

— показать результаты учебной работы;

— создать условия для сплочения коллектива;

— формировать у детей стремление радовать окружающих на доступном для них уровне;

— расширить границы учебного процесса.

Наиболее распространенными формами массовой учебной деятельности в системе дополнительного образования детей являются: выставки, концерты, клубные дни, состязательные мероприятия – соревнования, конкурсы, фестивали, олимпиады и др.

Каждое из названных мероприятий имеет свое содержание, педагогическое значение, методику подготовки и проведения.

Методика проведения и подготовки выставки

Выставки могут быть: рекламные, тематические, конкурсные, итоговые, учебные, персональные.

Этапы организации и проведения выставки:

1. определение темы, места и времени (периода) проведения выставки;

2. составление тематико-экспозиционного плана выставки;

3. подбор и оформление экспонатов выставки;

4. оформление выставки и сопутствующих материалов;

5. открытие выставки;

6. проведение выставки;

7. закрытие выставки;

Рассмотрим подробнее работу на каждом из названных этапов:

1 этап. При выборе темы выставки необходимо учитывать: календарный и учебный период, тему учебного года, актуальные задачи детского объединения и образовательного учреждения.

Выбор места проведения выставки зависит от темы и сроков ее проведения. Местом проведения выставки могут стать: учебный кабинет, выставочный зал, коридор, рекреация, холл первого этажа образовательного учреждения.

Выставочные экспонаты могут располагаться в выставочных витринах, на стендах, в шкафах, на столах и т.д.

Время проведения выставки может колебаться от нескольких часов до нескольких месяцев в зависимости от ее назначения.

2 этап. Составление тематико-экспозиционного плана выставки позволит максимально содержательно и организованно подготовить и провести выставку любого уровня.

Структура тематико-экспозиционного плана выставки:

2. Место проведения выставки.

3. Сроки проведения выставки.

6. Композиционное построение выставки: композиционный центр выставки, принцип расположения экспонатов выставки, место расположения экспонатов выставки.

7. Тематика выставочных работ.

8. Тип выставочных работ и критерии их отбора.

9. Требования к оформлению выставочных работ.

10. Дополнительное оформление выставки: музыкальное сопровождение (фон), каталог выставочных работ, дополнительная информация (по теме выставки или о детских объединениях), эстетические дополнения.

3 этап. Подбор выставочных экспонатов может осуществляться следующим образом:

— работники могут быть взяты у воспитанников детского объединения на период проведения выставки;

— может осуществляться систематический отбор выставочных работ (формируется выставочный фонд детского объединения);

— можно выполнить коллективные работы.

При отборе выставочных работ можно провести их конкурсное представление, а также коллективное обсуждение.

Правила оформления выставочных работ воспитанников детского объединения: каждая работа должна иметь законченный вид, нобходимое оформление (паспарту, эстетические дополнения, фон и т.д.), должна быть приложена этикетка со следующей информацией: название работы, фамилия и имя ребенка, его возраст, образовательное учреждение, название детского объединения, фамилия и инициалы педагога.

4 этап. Прежде всего, необходимо помнить, что выставка – организованное педагогическое мероприятие, способствующее решению целого ряда педагогических задач, а не украшение интерьера образовательного учреждения.

Выставка должна иметь: название, композиционный центр, необходимые информационные и литературные дополнения, эстетическое оформление, каталог.

Возможные варианты расположения выставочных работ:

— последовательно от простых работ начинающих воспитанников до сложных работ учащихся старших лет обучения, выпускников, а, возможно, и педагога детского объединения;

— композиционно, т.е. разные детские работы объединены по небольшим тематическим композициям;

— работы каждой учебной группы (или каждого детского объединения) могут быть расположены отдельно;

— работы могут быть сгруппированы по направлениям или видам деятельности.

5 этап. Открытие выставки – небольшой, но очень важный этап ее организации и проведения.

Открытие может включать следующие элементы: вступительное слово педагога или администрации образовательного учреждения, презентацию содержания выставки, представление участников выставки, организационные вопросы (сроки и время работы выставки, платный или бесплатный вход и т.д.), экскурсию по выставке.

6 этап. Проведение выставки можно организовать следующим образом:

— организовать дежурство учащихся детского объединения на выставке;

— подготовить экскурсии по выставке;

— организовать опрос мнений посетителей о выставке (книга отзывов, приз зрительских симпатий, голосование в какой-либо форме и др.).

Дополнением к выставке могут быть выступления творческих коллективов образовательного учреждения, театрализованные действа, соответствующие тематике выставки, музыкальное сопровождение и т.д.

7 этап. Закрытие выставки (так же как и открытие) имеет очень важное организационно-педагогическое значение, т.к. позволяет подвести итог не только данного мероприятия, но и определенного этапа работы с детьми.

Закрытие выставки может включать следующие элементы: вступительное слово педагога или администрации образовательного учреждения; подведение итогов выставки можно отметить лучшие работы, активных учащихся, творческие находки детей); награждение участников выставки; заключительное слово педагога или администрации образовательного учреждения (о дальнейших перспективах выставочной деятельности детского объединения).

8 этап. Этап последействия очень важен для дальнейшей работы с детьми: это подведение итогов и определение перспектив на будущее.

На этом этапе работы необходимо создать ситуацию успеха для каждого ребенка – участника выставки. Для этого можно провести награждение детей грамотами и призами, издать приказ с благодарностью учащимся от администрации за организацию и проведение выставки, сообщить в школу об успехах ребенка, образовать для участников экскурсию, включить информацию о выставке в летопись детского объединения.

Методика подготовки и проведения концерта

Концерты могут быть: рекламные, отчетные, праздничные, тематические.

Основные этапы организации и проведения концерта:

1. определить тему форму проведения) концерта;

2. определить дату, время и место проведения концерта;

3. составить программу или сценарий концерта;

4. просмотреть и отобрать концертные номера;

5. продумать текст конферанса и подготовить ведущих;

6. подготовить и распространить пригласительные билеты;

7. оформить и вывесить афиши;

8. провести репетицию концерта;

9. организовать и провести концерт;

Рассмотрим подробнее работу на каждом этапе:

1 этап. При определении темы (формы проведения) концерта необходимо учитывать: календарный и учебный период, актуальные задачи деятельности детского объединения (учреждения), тему учебного года, особенности аудитории.

2 этап. Определяя дату и время проведения концерта, необходимо учесть:

— режим учебы школьников;

— дни недели, выходные и праздничные дни;

— возможность посещения концерта родителями;

Оптимальным для проведения концерта является время с 17 часов в рабочие дни и с 12-14 часов в выходные и праздничные дни. Местом проведения концерта может быть: концертный (актовый) зал, большая рекреация, холл первого этажа, большое крыльцо образовательного учреждения, открытая сцена на улице, большая уличная площадка.

— концерт должен начинаться и заканчиваться «ярким» массовым номером.

— если концерт состоит из различных по жанрам и стилям номеров: начать нужно с «классики» и постепенно переходить к современной эстраде; нельзя ставить подряд однотипные номера; нельзя после массового номера, сопровождаемого громкой музыкой, ставить выступление солиста.

Следует также учитывать возраст участников концерта – начать концерт лучше с выступлений младших детей, а закончить выступлениями участников старшего возраста.

4 этап. Концертные номера нужно просмотреть и отобрать необходимые заранее – не менее чем за две недели до даты проведения самого концерта. До просмотра номеров необходимо ознакомить предполагаемых участников с проектом сценария, чтобы они заранее продумали тематику выступления.

При отборе концертных номеров нужно предъявлять к ним следующие требования: номер должен иметь законченный вид, соответствовать теме (форме) концерта, содержание номера должно соответствовать возрасту детей и уровню их подготовки.

Конферанс позволяет: создать праздничное настроение, изложить необходимую информацию об участниках концерта и концертных номерах, дополнить концертные выступления тематической информацией, провести поздравление и награждение участников и гостей концерта, сгладить организационные недочеты при проведении концерта.

В качестве конферансье на детские концерты лучше всего подготовить двух детей – мальчика и девочку (юношу и девушку). Текст конферанса с ребятами нужно разучить заранее, а также проговорить возможные варианты действий ведущих в случае организационных недоразумений в ходе проведения концерта.

Важно обсудить с ведущими форму одежды, а также тщательно отрепетировать поведение на сцене.

6 этап. Пригласительные билеты на концерт можно оформить на компьютере или пишущей машинке, а при необходимости и изготовить детьми вручную. На таком билете необходимо разместить следующую информацию: личное обращение приглашаемому, название концерта, дату, время и место проведения концерта, адрес, проезд и телефон места проведения концерта, краткую аннотацию концерта.

Распространить пригласительные билеты в образовательном учреждении.

7 этап. Афиша должна содержать следующую информацию: название концерта, дату, время и место проведения концерта, адрес, проезд и телефон места проведения концерта, краткую аннотацию концерта; условия посещения концерта (платно или бесплатно).

8 этап. Репетиция – необходимый этап организации концерта, позволяющий решать целый ряд организационных задач. В ходе репетиции следует: каждый включенный в программу концертный номер просмотреть на сцене; отрепетировать с каждым участником концерта выход и уход со сцены; прорепетировать, если предусмотрено, награждение участников концерта; обговорить с выступающими требования (во всех деталях) к форме сценической одежды; назначить время сбора участников концерта.

9 этап. Правила организации концерта:

1. За 1-2 часа до начала концерта необходимо проверить место его проведения.

2. Необходимо назначить дежурных педагогов в зрительном зале, на сцене, за сценой, у входа в образовательное учреждение.

3. Программу концерта (краткий вариант) необходимо отпечатать в нескольких экземплярах и развесить у входа в зрительный зал, за сценой, на сцене.

4. Время сбора участников конкурса необходимо назначить не менее чем за 30 минут до начала концерта.

5. Перед началом концерта нужно проверить организационную подготовку всех участников концерта, также настроить их на предстоящее выступление.

6. Организатору концерта необходимо постоянно находиться на сцене, чтобы контролировать все происходящее на сцене и за сценой. По окончании концерта следует зайти к каждому детскому коллективу, чтобы поблагодарить всех детей и педагогов за участие (вне зависимости от качества выступления).

10 этап. Этап последействия должен включать в себя: обсуждение ошибок и недочетов концертного выступления, исправление выявленных недостатков, определение перспектив концертной деятельности.

Методика подготовки и проведения клубного дня

Клубный день – специально организованное массовое мероприятие для учащихся детского объединения дополнительного образования, содержательно расширяющее тематику основного учебно-воспитательного процесса.

Содержанием клубного дня может стать интересная и необходимая информация, связанная с основной образовательной программой, но передача ее детям требует дополнительных условий (т.е. в основное учебное время не может быть полноценно изложена).

К таким дополнительным условиям можно отнести:

— длительное время на изложение информации (например, 30-45 мин.), тогда как на одном учебном занятии теоретическая часть не может превышать 25-30 минут;

— невозможность разделить информацию на отдельные части (например, при знакомстве детей с основными историческими этапами развития данного вида деятельности или обобщении различных направлений творчества);

— необходимость включения в беседу просмотра или прослушивания аудио или видеоматериалов, а также организации выставки или концертных выступлений;

— привлечение к работе с ребятами специалиста-практика в данном виде деятельности (например, известного спортсмена или тренера, композитора или музыканта-исполнителя, художника или скульптора).

Клубный день может стать мероприятием, содержание которого обобщает знания и умения, полученные детьми на занятиях (например, мастерская к празднику или выставка-рассказ). Назначение таких клубных дней – дать детям возможность творчески применить полученные на занятиях знания, умения и навыки.

Примерная тематика клубных дней:

— клуб любителей или знатоков (музыки, танца, книги, живописи и т.д.);

— вечер (поэзии, музыки, танца и т.д.);

— мастерская ( Деда Мороза, сувениров, Самоделкина и т.д.);

— киноклуб (тематический, клуб любителей мультфильмов и т.д.);

— «Волшебный мир (цветов, игрушек, красок, музыки, танца и т.д.)»;

— «Наши (пернатые, домашние, четвероногие и т.д.) питомцы»;

— День рождения (огонек, праздник и т.д.);

— встреча с интересным человеком.

Формы клубного дня: лекция-концерт (рассказ-концерт), выставка-рассказ, тематическая игровая программа, тематическая программа мультфильмов, мастерская, клуб, тематический вечер или утренник, устный журнал, игра-спектакль, «Огонек», праздник и др.

Методика подготовки и проведения клубного дня:

1. определить регулярность проведения клубных дней детского объединения в течение учебного года;

2. продумать тематику клубных дней на весь учебный год (составить годовой план работы клуба);

3. по каждому клубному дню продумать при необходимости и уточнить) тему, дату, место и время проведения;

4. определить форму проведения клубного дня;

5. составить план (сценарий) проведения конкретного клубного дня;

6. продумать оформление, озвучивание и оборудование клубного дня;

7. составить план подготовки клубного дня, распределить обязанности;

8. определить и подготовить ведущего клубного дня;

9. подготовить и распространить пригласительные билеты;

10. оформить и вывесить афишу (не позднее, чем за два дня);

— объявляется тема клубного дня, его основное содержание и участники;

— выступления по ходу клубного дня желательно иллюстрировать (аудиоматериалом, видеоматериалом, концертными выступлениями и т.д.);

— для активизации всех участников клубного дня можно включить в ход мероприятия викторину, творческое задание, работу в командах и т.д.;

— общее время проведения клубного дня (познавательно-развивающей тематики) не должно превышать 1 часа для младших школьников и 1 часа 20 минут для подростков и старшеклассников;

— завершить мероприятие можно чаепитием (если участников не слишком много);

— по окончании клубного дня необходимо подвести итоги, поблагодарить всех участников клубного дня (выступающих, зрителей, помощников), отметить активистов.

Методика подготовки и проведения конкурсных мероприятий

Педагогическое назначение конкурсных мероприятий:

— выявление уровня специальной подготовки детей в определенном виде деятельности;

— выявление и поддержка творчески одаренных детей;

— стимулирование творческой активности учащихся детских объединений дополнительного образования;

— организационная и моральная поддержка данного вида творчества.

Формы конкурсных мероприятий: соревнование (турнир), фестиваль, олимпиада, выставка-конкурс, конкурс детских работ ( в определенном виде творческой деятельности), конкурс юных исполнителей (солистов, ансамблей, массовых коллективов), смотр-конкурс, тематический конкурс или фестиваль, конкурс мастерства.

Уровни организации и проведения конкурсных мероприятий: международный, федеральный, региональный, городской, окружной, районный, учрежденческий, конкурсное мероприятие в рамках одного детского объединения.

Основные этапы организации и проведения конкурсного мероприятия:

1 этап – создание инициативной группы, определение уровня и тематической направленности конкурсного мероприятия, определение его организаторов;

2 этап – разработка положения о конкурсном мероприятии (см. далее);

3 этап – рассылка положения предполагаемым участникам конкурсного мероприятия;

4 этап – организация и проведение организационных и методических мероприятий (собраний, консультаций, мастер-классов и т.д.) для педагогов – будущих участников конкурсного мероприятия;

5 этап – сбор заявок на участие в конкурсном мероприятии;

6 этап – составление плана проведения конкурсного мероприятия (графика просмотра или прослушивания, плана конкурсной выставки и т.д.), формирование состава жюри;

7 этап – организация контактов с участниками конкурса и решение организационных вопросов;

8 этап – организация и проведение основных конкурсных мероприятий (просмотров, прослушиваний, выставочных показов, состязательных мероприятий и т.д.);

9 этап – подведение итогов конкурса, определение победителей конкурсного мероприятия;

11 этап – организация и проведение методических мероприятий для педагогов – участников конкурсного мероприятия (анализ итогов конкурсного мероприятия).

Дополнительные действия в ходе организации и проведения конкурсного мероприятия:

— на детских конкурсных мероприятиях обязательно должны присутствовать дети: они могут быть просто зрителями, а могут участвовать в работе детского жюри или выбирать лучшего участника конкурса в номинации « Приз зрительских симпатий»;

— для привлечения внимания к конкурсному мероприятию необходимо за несколько дней до его проведения вывесить афишу, распространить пригласительные билеты (обязательно нужно отправить пригласительные билеты всем членам инициативной группы данного конкурсного мероприятия, а также руководителям органов образования и местной администрации);

— место проведения конкурса следует оборудовать и оформить в соответствии со спецификой данного конкурсного мероприятия;

— подведение итогов конкурсного мероприятия и награждение лучше проводить в отдельный день, а вручение призов и подарков сочетать с показательными выступлениями победителей;

— в дипломах победителей конкурсного мероприятия обязательно нужно указать не только фамилию и имя ребенка, но и название образовательного учреждения и детского творческого объединения, а также фамилию и инициалы педагога.

Структура положения о конкурсном мероприятии

Подведение итогов конкурса и награждение. Состав жюри конкурса. Контактный телефон.

Приложения к положению о конкурсном мероприятии:

1. Форма заявки на участие в конкурсе:

— детское объединение (класс, группа);

— педагог (фамилия, имя, отчество полностью);

— контактные телефоны педагога (рабочий и домашний);

— исполнитель (фамилия и имя ребенка, название коллектива, возраст, школа, класс, год обучения);

— конкурсная программа (названия работ, исполняемых произведений и т.д.);

— дополнительные данные (при необходимости).

2. Образец этикетки (для работ изобразительного, декоративно-прикладного и технического творчества)

— исполнитель фамилия и имя ребенка, его возраст);

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *