Кумэтрия в молдове что

Кумэтрия

Кумэтрия в молдове что. Смотреть фото Кумэтрия в молдове что. Смотреть картинку Кумэтрия в молдове что. Картинка про Кумэтрия в молдове что. Фото Кумэтрия в молдове что

Когда в молдавской семье рождается ребенок – это счастье. Родители новорожденного трепетно готовятся к обряду крещения младенца, задумываясь всерьез над тем, кому предоставить честь, быть Крестными Отцом и Матерью.

Прежде всего, необходимо выбрать церковь для торжественного обряда

Так, например, главными родителями ребенка станут не крестные, а нанаши, которые присутствовали на свадьбе. На их плечах лежит вся ответственность за проведение обряда. Крестных же родителей, или кумовьев, может быть и пятьдесят человек. Это уж как родители пожелают. Но их роль, как правило, второстепенна. Есть и свои традиции грамотного приглашения на крестины.

Родители покупают калачи, вино и идут к друзьям или родственникам звать на праздник. Принятие калача свидетельствует о согласии хозяина дома стать вашим родственником. Но, как правило, соглашаются всегда, потому что, по другой традиции, от хлеба грешно отказываться. Если вы хотите выделить одного из крестных родителей, то на калач можно положить небольшой подарок. Потом родители и будущие кумовья немного выпивают, но не опустошают бутылку, потому что она рассчитана на всех последующих кумовьев.

Кумэтрия в молдове что. Смотреть фото Кумэтрия в молдове что. Смотреть картинку Кумэтрия в молдове что. Картинка про Кумэтрия в молдове что. Фото Кумэтрия в молдове что

Кумэтрия в молдове что. Смотреть фото Кумэтрия в молдове что. Смотреть картинку Кумэтрия в молдове что. Картинка про Кумэтрия в молдове что. Фото Кумэтрия в молдове что

Каждый из присутствующих должен держать ее в руках до окончания церемонии. Затем следует традиционная для большинства стран процедура крещения: батюшка окунает ребенка в купель, поливая священной водой и читая молитву. Отличительной чертой является то, что в это время мать не присутствует в церкви.

Кумэтрия в молдове что. Смотреть фото Кумэтрия в молдове что. Смотреть картинку Кумэтрия в молдове что. Картинка про Кумэтрия в молдове что. Фото Кумэтрия в молдове что

Кумэтрия в молдове что. Смотреть фото Кумэтрия в молдове что. Смотреть картинку Кумэтрия в молдове что. Картинка про Кумэтрия в молдове что. Фото Кумэтрия в молдове что

Нанашка же должна положить и вещь для мамы малыша. Это может быть кофточка или свитер. Затем ребенка укутывают в это одеяло, посыпают конфетами, чтобы жизнь всегда была сладкой. После всего этого гости собираются за столом и отдыхают. В полночь нанашка раздает калачи, в которые каждый из гостей по очереди должен положить свой подарок и сказать об этом вслух.

Принято, чтобы калач был полностью покрыт либо подарком, либо деньгами. После того как все подарки приняты, отец ребенка зажигает всем гостям свечи, собирает их воедино и на двери выжигает один большой крест.

Источник

Конец свадьбам, кумэтриям и поминкам: Правительство Молдовы запретило их проведение с 8 ноября

28 октября 2021 10:50

Кумэтрия в молдове что. Смотреть фото Кумэтрия в молдове что. Смотреть картинку Кумэтрия в молдове что. Картинка про Кумэтрия в молдове что. Фото Кумэтрия в молдове что

С 8 ноября 2021 в Молдове запрещено проведение свадеб и крестин. Соответствующее решение принято Национальной комиссией по чрезвычайным ситуациям в сфере здравоохранения 26 октября.

— С 8 ноября 2021 года пункт 4.5 приложения 2 Решения Национальной комиссии по чрезвычайным ситуациям в сфере здравоохранения № 62 от 22 сентября 2021 будет содержать следующее положение:

Также доступ в санатории и пансионаты станет возможным только на основе теста на COVID-19, вне зависимости от статуса вакцинации.

Читайте также:

Пока жители Молдовы «потрошат» заначки, экономисты предрекают рост абсолютно на все (далее. )

Коронавирус в Молдове, последние новости на утро 28 октября 2021 года: Очень важные моменты, которые следует учитывать перед вакцинацией от ковида

Публикуем последние новости по COVID-19 на 28 октября 2021 года (далее. )

Ректор Экономической академии Молдовы о студентке, которая во время онлайн-лекции занималась сексом, забыв отключить камеру: Во всех домах делают ЭТО, за что ее наказывать?

Студентку Ливию никто наказывать не собирается (далее. )

Печально, но факт: В Молдове с начала кампании по вакцинации умерли от ковида 93 человека, сделавших прививку

Всего заболели 5800 вакцинированных, это меньше 1 процента (далее. )

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Источник

Богатый родственник, бедный родственник: В Молдове считается, что разбогатевший кумэтру должен всем помогать

15 сентября 2019 1:00

Кумэтрия в молдове что. Смотреть фото Кумэтрия в молдове что. Смотреть картинку Кумэтрия в молдове что. Картинка про Кумэтрия в молдове что. Фото Кумэтрия в молдове что

Слово «должен» звучит чаще, чем другие. Когда кредит висит дамокловым мечом, тогда понятно. А когда ни с того ни с сего кому-то должен? Большими семьями у нас уже не живут, но большими семьями обрастают, причем по прагматичным поводам. Чем больше родственников и кумовьев, тем больше вероятность, что кто-то из них вырвется в богачи, и тогда он должен всем помогать. А лучше сразу назначать на почетную должность помощника по жизни – богатеньких тетю и дядю.

У нас любят богатых родственников! Крестные родители для малыша и нанаши выбираются не только из расчета получить от них крупную сумму в подарок на кумэтрии или на свадьбе. От них ожидаются ощутимые вложения в течение дальнейшей жизни.

На кумэтрии в Молдове крестными родителями становятся по десять пар на одного малыша. Двадцать к одному! Крестным дарят калачи и пледы в знак уважения, но крестные должны будут потом крещеному малышу столько, что проклинать начинают тот день, когда согласились стать крестными милого ребеночка. У знакомых родители укорили крестных родителей в том, что они своим двум детям дарили машины на 18-летие, а крестнику — нет. Юноша, оказывается, школу вождения окончил к своему совершеннолетию. Вся семья была уверена, что богатый крестный подарит машину, как у собственного сына. А крестный чуть не отобрал подаренный айфон, когда услышал претензии обнаглевших родственников. Оказалось, что родители юнца всем уже объявили, что будет машина. Все съехались на это посмотреть, а тут айфон не самой последней модели.

Спасибо за телефон никто никому не сказал, потому что все были заняты скандалом, кто кому что и за что должен в этой жизни.

Резюме категории «я от кумэтру», конечно, звучит смешно, но это самое популярное резюме в Молдове. Назвался кумом, помогай! Подарки дари на праздники, в гости зови, евро подкидывай время от времени. Хочешь в гости к бедным родственникам — сам принеси еды с запасом, детям – гостинцы и еще оставь хоть 100 евро.

Ощущение, что все эти дядья, тетки, племянники и двоюродные братья и сестры считают, что богатство другому досталось не потом и кровью. Будто Дед Мороз принес посылку и строго-настрого сказал: «Это тебе и всем твоим родственникам, не забудь поделиться, глупыш».

У нас не любят богатых родственников, которые живут только для себя. Типа сразу зазнался, слишком занят собой. Разбогатевший дядя, ставшая министром двоюродная тетя должны помогать своим. А уж если одинаковая фамилия, что не редкость в наших краях, то тут уже не отвертишься. Все родичи проклянут, если не начнешь продвигать их по партийной линии.

Если только ты стал чуть больше зарабатывать, молодец — делись! Им всем тоже надо. Они больше, чем ты, нуждаются в деньгах и карьерном продвижении. Ведь ты уже — ого-го! — советник примара в селе, а они еще нет, и тоже очень хотят.

У нас не любят бедных родственников, потому что те считают, что все должны им помогать. Просьбы при этом никто не формулирует. Они просто уверены, что должны прийти и сами все дать, как говорится в одной очень известной книге.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Источник

Рождение ребенка. Традиции и ритуалы в Молдове

Рождение ребёнка в семье является одной из целей её создания – иметь потомков, самореализоваться, чтобы было кому оставить всё, что было собрано и накоплено в течение жизни. Дети также обязаны позаботиться о родителях, когда последние уже не смогут работать. Каждая семья хочет иметь здоровых детей. По этим причинам рождение ребёнка является желанным событием, которого ждут с нетерпением, с ним связан целый ряд обычаев, суеверий, которые можно разделить на следующие категории: верования и приметы, соблюдаемые в период беременности, во время родов и послеродовой период, ритуалы, связанные с приёмом новорожденного в христианское сообщество – крещение, и ритуалы очищения матери.

Кумэтрия в молдове что. Смотреть фото Кумэтрия в молдове что. Смотреть картинку Кумэтрия в молдове что. Картинка про Кумэтрия в молдове что. Фото Кумэтрия в молдове что

Как и у других народов, у молдаван рождение ребёнка является долгожданным событием, к которому относятся с особым трепетом и соблюдают особые правила, связанные с ним. Существует ряд запретов для беременной женщины, самые распространённые из которых: не переступать через верёвку, не толкать ногой животных – кошек или собак, не давать никому кружку с водой прямо в руки, не забываться, глядя на что-либо, не выходить ночью на двор и т. д.

Роль повитухи при рождении ребёнка.

В прошлом женщины рожали дома и родовспоможением занимались опытные женщины, которые назывались «повитухи». Беременные женщины продолжали работать до родов «чтобы легко родить». Сразу после рождения ребёнка повитухе дарили мыло и полотенце для мытья рук. Данный обычай дарить тканое изделие имел целью защиту младенца и его матери «чтобы у ребёнка не забрали судьбу и удачу». В некоторых районах, таких как Сынжерей, у повитух, которые помогли появиться на свет многим детям, был свой праздник – «День повивальной бабки», когда они принимала благодарности и подарки от семей, которым помогали при родах. Повивальная бабка принимает участие в крестинах и некоторых других ритуалах.

Считается, что при рождении ребёнка в дом приходит ангел-хранитель и фея-вещунья, которая определяет его судьбу. И до сегодняшнего дня люди верят: «что тебе суждено, написано на лбу», «от судьбы не спрячешься».

Период после рождения ребёнка.

Важным ритуалом, призванным защитить мать и ребёнка является «освящение воды», когда повитуха шла в церковь и святила воду для первого купания ребёнка и матери. Одновременно она узнавала имя ребёнка по церковному канону, которое ей называл священник, однако этот обычай не всегда соблюдается, потому что сегодня родители сами выбирают имя для ребёнка. В период перед крещением мать и ребёнка навещают родственники и близкие друзья, которые приходят на «родины», однако при этом стараются, чтобы ребёнок как можно меньше находился на виду у чужих глаз, чтобы его не сглазили. В течение 40 дней женщина после родов не имеет права выходить за ворота, в особенности ходить к колодцу, потому что «ей не прочли молитву» «она не чистая».

Крещение.

Одним из самых важных ритуалов, связанных с рождением ребёнка, является крещение, то есть принятие его в лоно церкви согласно христианским законам. Для этого родители заранее выбирают крёстных родителей для ребёнка. Затем посылают приглашать кумовьев повитуху или бабушку с калачом, за это ей дают деньги и муку. Ритуал крестин также означал приобретение новых родственников.

В последние годы крещение проводят в тот же день, что и другой важный ритуал, «крестины». Считается, что «если не можешь делать крестины – не делай, но крещение ребёнка обязательно для его здоровья, для того, чтобы он был христианином и был защищён от зла». Крещение обычно совершается в церкви, священник выполняет определённый ритуал − погружения в святую воду в присутствии крёстных родителей, которые для этого вносят определённую сумму. Крещение младенца происходит при зажжённых свечах, все кумовья приносят подарки − «крижмэ» (тканое изделие длиной до 2 м), одежду для ребёнка, подарки складывают один на другой, сверху кладут ребёнка и передают его из рук в руки крёстным родителям. После крещения матери ребёнка (которая не участвует в обряде крещения) читают «молитву», после чего она может свободно быть в обществе, выходить из дома и выполнять определённые виды работ.

Крещёного ребёнка приносят домой крёстные родители, и передают в руки родителям со словами: «Вы дали нам младенца − язычника, мы вам принесли христианина, и нам – крестного сына. Живите, его растите, чтобы мы все радовались его счастливому будущему».

Крестины.

Традиционно после крещения ребёнка организовывают крестины – праздничный обед. Это очень важный семейный обряд, исходя из современных условий, в народе говорят: «можешь не делать крестины, но обязательно нужно «поклониться кумовьям и подарить им калачи», чтобы у законного ребёнка были крёстные родители». В некоторых семьях сразу после церемонии крещения накрывают праздничный обед и дарят кумовьям калачи. Родители ребёнка дарят кумовьям пару калачей, накрытых тканью в знак того, что они породнились и в благодарность за участие в крещении своего ребёнка. Во время крестин, после дарения калачей, отрезается ломоть от одного из них и кладётся в тарелку, на которую кумовья во главе с крёстными родителями складывали подарки и деньги для ребёнка, передавая его из рук в руки. Согласно традиции, дарили отрезы ткани, одежду и другие тканые изделия, что говорит о том, что хлеб, ткань, свет и вода являются священными у молдаван. Ткань и хлеб всегда оставались средством и символом родства и глубокой благодарности.

В рамках крестин проводится ряд ритуалов, в которых участвуют только женщины: «купание ребёнка кумами», при котором в воду опускают монеты (чтобы он был богатым), цветы (чтобы он был красивым и привлекательным), опять же дарят подарки, в которые заворачивают ребёнка. Чтобы у ребёнка были красивые брови, при помощи свечи, которая горела при его купании, рисуют сажей чёрный знак на двери. Вода после купания обязательно выливается только под растущее дерево. Существует обычай благодарить повитуху и бабушку, которым кумовья дарят деньги. Крёстные родители становятся основной поддержкой крестника и его родителей и обязаны помогать вырастить его. Таким образом, даже самому маленькому члену сообщества посвящены очень важные христианские праздники, о его судьбе заботиться всё общество, которое приняло его в свои ряды.

Источник

Традиции, обряды и обычаи

Кумэтрия в молдове что. Смотреть фото Кумэтрия в молдове что. Смотреть картинку Кумэтрия в молдове что. Картинка про Кумэтрия в молдове что. Фото Кумэтрия в молдове что

Кумэтрия в молдове что. Смотреть фото Кумэтрия в молдове что. Смотреть картинку Кумэтрия в молдове что. Картинка про Кумэтрия в молдове что. Фото Кумэтрия в молдове чтоКумэтрия в молдове что. Смотреть фото Кумэтрия в молдове что. Смотреть картинку Кумэтрия в молдове что. Картинка про Кумэтрия в молдове что. Фото Кумэтрия в молдове чтоКумэтрия в молдове что. Смотреть фото Кумэтрия в молдове что. Смотреть картинку Кумэтрия в молдове что. Картинка про Кумэтрия в молдове что. Фото Кумэтрия в молдове что

Если в некоторых странах принято провожать зиму, то в Молдавии – встречать весну. Каждый год 1 марта празднуется молдавский национальный праздник «Мэрцишор». Традицию праздновать “Мэрцишор” установили далекие предки молдаван, которые Новый год отмечали с приходом весны. В этот день люди дарят друг другу мэрцишор (символ ясности и счастья), это миниатюрное красно-белое украшение в виде всевозможных цветов, колокольчиков, бусинок, человечков, сердечек

Мэрцишор — еще и предмет гордости каждого молдаванина, гордость за то, что этот символ весны, плодородия, счастья и благополучия поселился именно на его родине. Любой житель Молдавии с восхищением рассказывает об истории его появления и о приметах, связанных с ним. Мэрцишоры носят на одежде весь месяц, а в апреле красно-белые талисманы нужно повязать на фруктовое дерево и загадать желание, которое непременно исполнится. А если дерево, на которое вы прикрепили мэрцишор, даст богатый урожай, значит, счастья и любви вам в этом году не миновать.

Рождена эта красивая традиция легендой. Легенда о Мэрцишоре передается из уст в уста, из поколения в поколение. Интерпретации этой красивой и доброй сказки различные.


Я пью весенних дней кагор
(дни стали чуточку теплей),
Дарю молдавский мэрцишор
И обнимаю всех друзей!

Кумэтрия
Когда в молдавской семье рождается ребенок – это счастье. Родители новорожденного трепетно готовятся к обряду крещения младенца, задумываясь всерьез над тем, кому предоставить честь, быть Крестными Отцом и Матерью.

Copyright © Anastasia Philippova

а вот это мне понравилось.
10 сентября 2007, 14:41

В Молдавии появится новый праздник. Отныне ежегодно в последнюю субботу сентября страна будет отмечать День бабушки. Таким образом власти решили проявить уважение к пожилым людям, прежде всего к женщинам.

не день пожилого человека а праздник бабушек так звучит тепло по семейному.

Дарение подарков на праздники является частью их национальной культуры.
Подобные примеры можно найти и в культуре других народов бывшего Союза, например населения Абхазии, там по сей день почитается своя национальная религия и обычаи. Ну и веротерпимость у молдаван и абхазов схожа, и там и там мирно сосуществуют представители разных вероисповеданий.

Кумэтрия в молдове что. Смотреть фото Кумэтрия в молдове что. Смотреть картинку Кумэтрия в молдове что. Картинка про Кумэтрия в молдове что. Фото Кумэтрия в молдове что

Невесте после венчания вручали ребенка, что симво­лизировало желание, чтобы она имела детей. Существовала примета, согласно которой после венчания свадеб­ный поезд не должен был возвращаться по той же доро­ге, по которой ехал в церковь, иначе молодым «не пове­зет в жизни».

Веселье начиналось с общего танца во дворе — «жок»

Шли «хора». Гости приходили по обычаю с подарками — мужчины несли графин с вином, женщины — курицу, калач. Войдя в дом, гости здоровались за руку с жени­хом и невестой, поздравляли их и клали деньги па под­нос.

Все это время во дворе продолжались танцы. Веселье длилось, Несколько часов. Вечером в доме жениха соби­рались приглашенные гости на вечернее торжество — «маса маре» (большой стол). Аналогию этому можно от­метить в» русских обычаях Нижегородской губернии, где свадебный обед также назывался «большой стол».

«Маса маре» мог начинаться или в ночь на поне­дельник или в понедельник утром. На «большой стол» приглашались только женатые гости из числа родствен­ников жениха, его друзей и знакомых.

Во время «маса маре» исполнялся обряд угощения присутствующих жареной курицеи Первый раз это име­ло место во время празднования свадьбы в доме невесты. Обращает на себя внимание церемониал, которым сопровождалось такое угощение, и то значение, которое ему придавалась. Жареная курица подавалась после всех блюд. «Эту курицу приносят, танцуя, несколько жен­щин. Ее приносят накрытой и дают посаженому отцу, обманывая его: когда он протягивает руку, чтобы взять курицу от женщины, она отводит тарелку назад. В кон­це концов курицу дают ему в руки, он танцует с кури­цей в руках и кладет в тарелку женщинам 15—20 лей».
Посаженый отец разрывал курицу руками и наделял каждому из гостеи куском

верованию, это должно было принести счастье.

Обряд с курицей повторялся в свадьбе дважды: пер­вый раз на веселье в доме невесты, второй раз — в до­ме жениха. Церемониал, которым сопровождался этот обряд, указывает на то, что это не обыкновенное угоще­ние курицей, а определенный обряд. Сравнительное рас­смотрение с аналогичными обрядами в древности позво­ляет утверждать, что наделение всех гостей частями ку­рицы являлось отголоском древнего жертвоприношения курицы.

Жертвоприношение курицы на свадьбе имелось в римских и греческих обычаях, и следует считать, что от­туда оно было заимствовано молдавской свадебной об­рядностью и обрядностью славянских народов. Наиболь­шее распространение обряд принесения в жертву богам курицы или петуха получил в свадьбах славянских на­родов.

В молдавском обычае благословения родителями же­ниха и невесты сидение на овчине должно было принес­ти молодым богатство и счастье. Традиционным молдав­ским свадебным обычаем было прощание с родителями.

Один из свадебных гостей обращался к родителям» невесты со стихотворной речью, содержание которой состояло в просьбе благословить невесту и же­ниха.

И Вы, почтенные родители,

Которые от Бога назначены,

Так же плодородные деревья —

И детей благословите!…

Потому что нет ребенка,

Который бы не обижал своих родителей.

Как нет и родителей, которые бы не страдали,

Пока дети их не вырастут

И не будут их беречь от всякого плохого.

И вот они просят коленопреклоненные

Получить от вас прошение

II просит со смирением,

Чтобы получить благословение.

Это стихотворное обращение к родителям невесты, так же как и другие декламации, ‘имеющиеся в молдав­ской свадьбе (обращение сватов, приветствия, которыми сопровождалось вручение подарков, приветствия при раз­ламывание калача, поздравления посланца жениха. Прибывших во двор невесты, пожелание счастья во вре­мя пиршеств в доме жениха, затем в доме невесты и дру­гие обращения создают определенный национальный колорит молдавской свадьбы.
Стихотворные обращения, характерные свадебные тан­цы и определенная, выработанная традицией музыка усиливали национальный колорит молдавской свадьбы и придавали ей чрезвычайно динамичный характер.

Рассмотрим дальнейший ход свадьбы.

3) обычай устройства преграды у ворот дома не­весты.

В Молдавии этот обычай не был распространен;

4) употребление свадебного знамени.

В Молдавии имелся обычай, по которому во главе свадебного поезда везли знамя жениха, обычно из красного

Такой же характер носил и танец, бытовавший в Бендерском районе, когда дружки жениха, танцуя, пытались привести невесту к жениху;

4) враждебные отношения между гостями жениха и гостями невесты.

Гости на молдавской свадьбе как бы составляют (а в прошлом действительно составляли) два рода — род жениха и род невесты. Родственники, знакомые и при­глашенные жениха приходят на свадьбу в дом жениха, вместе с ним идут в дом невесты и вместе с ним уходят. В случае, если жених, будучи чем-нибудь недоволен, по­кидает во время свадьбы дом невесты, вместе с ним вста­ют и уходят гости, пришедшие с ним. Жених называет своих гостей «войском», с которым он прибывает к не­весте. Такое же войско было и у невесты.

Сюда же можно отнести «враждебные» по обычаю отношения между невестой и свекровью. Невеста по обы­чаю должна сшить рубаху для свекрови. Когда свекровь одевает рубаху, невеста исполняет шуточные частушки, высмеивающие свекровь.

Свекровь, свекровь. Сколько ни зрей,

Кислый виноград Сладким никогда не станешь.

5) внесение невесты на руках в дом жениха. Этот обычай встречается у многих народов. Известен он и в молдавской свадьбе, но не как общераспространенный.

Из дальнейших пережитков, упоминаемых Сумцовым, — снимание покрывала невесты кнутовищем, симво­лическое освобождение невесты от жениха, вооруженное оберегать молодых в первую брачную ночь, — в Молда­вии бытовал только один: вооруженное оберегание жени­ха и невесты дружкой в первую брачную ночь, отмечен­ный Д. Кантемиром.
Таким образом, в молдавской свадьбе имеется ряд обычаев, инсценирующих насильственный захват не­весты и сопротивление ее родственников. В основном они аналогичны таким же обычаям у других народов.

Вопрос об инсценировке борьбы за невесту в свадеб­ной обрядности обычно большинством исследователей трактовался, как пережитки обычая похищения женщин.

Из русских этнографов такой точки зрения придержи­вались М. Ковалевский, Н. Сумцов, М. Охримович, М. Довнар-Запольский, Ф. Волков, А. Веселовский. В настоящее время так же трактует эти обычаи Н. М. Никольский. Однако такая интерпретация этой кате­гории свадебных обрядов встретила сильные возра­жения.

Другая точка зрения представлена в работах М. Косвена, и, на наш взгляд, она более убедительно объясняет смысл и историю обычаев этой группы.

Вышеуказанные обряды имеют другое значение. Их возникновение связано прежде всего с изменением хозяй­ственной роли мужчин. С установлением патриархаль­ных порядков, когда возрастает значение и власть муж­ской половины рода, происходят изменения в праве на­следования, чьё происхождения и родства переходит в отцовскую линию. Это влечет за собой изменения и в брачных порядках: если раньше мужчина, женившись, переходил в общину и семью жены, то в дальнейшем с изменившимся положением мужчины начал практико­ваться патрилокальный брак. Увод жены в семью мужа вызывал сопротивление, со стороны ее родственников. Такая реакция была вызвана не только фактом потери для семьи работника, но и более глубокими причина­ми — борьбой с устанавливавшимися патриархальными порядками.
Этот протест против подчинения женщины власти мужчины и переход ее в новую семью, выражавшийся первоначально в форме борьбы, составлял тогда действи­тельное содержание акта заключения брака.

Похищение женщин было явлением вторичным по сравнению с сопротивлением семьи уводу жены в семью мужа и являлось результатом этого сопротивле­ния.

Фактическая борьба, (имевшая место при заключении брака, видимо, бытовала достаточно долго, чтобы войти в свадебную обрядность и впоследствии остаться в ней в виде драматического действия с импровизацией насиль­ственного увоза невесты и сопротивления ее родни.

Рассмотрим дальнейший ход свадьбы. Когда невеста уезжала к жениху, никто из ее родственников не должен был ее провожать. Характерно; что родители невесты встречались c родителями жениха только после окончания свадьбы.

Следующим актом было церковное.

Венчание происходило обыкновенно в воскресенье ут­ром. Жених и невеста в сопровождении родственников, гостей и музыки отправлялись в церковь. Впереди несли свадебную икону « свадебный ковер, который подстилал­ся в церкви молодым под ноги.

Как уже упоминалось, основным торжеством, создаю­щим основание для дальнейшей совместной жизни, счита­лась в народном представлении свадьба, а не венчание. По обычаю, родители невесты не только не присутствова­ли на венчании в церкви, но и не провожали невесту, ког­да она уезжала после благословения.

Кумэтрия в молдове что. Смотреть фото Кумэтрия в молдове что. Смотреть картинку Кумэтрия в молдове что. Картинка про Кумэтрия в молдове что. Фото Кумэтрия в молдове что

Пока жених находился в доме невесты, он должен был откупаться от родственников невесты, которые любыми путями старались получить от него деньги. В разных об­ластях Молдавии это делалось по-своему.

Так, в селах вокруг Кишинева в комнату входил маль­чик-родственник невесты и требовал деньги. Это был вы­куп за то, чтобы молодежь из числа родственников невес­ты не обрезала хвост у лошади жениха, что считалось боль­шим позором. Чтобы не случилось этого, жених должен был откупиться деньгами.

Следующим звеном в цепи денежных выплат жениха родственникам и гостям невесты была остановка свадёбного поезда жениха, когда он вез жену домой.

«Поезд» останавливала молодежь из числа гостей не­весты или же (когда жених был выходцем из другого села) молодёжи, односельчане невесты. Они преграждали дорогу и требовали выкуп за невесту,-чаще всего это вы­ражалось требованием денег на покупку вина. Этот ши­роко распространенный в Молдавии обычай, о котором подробно будет сказано ниже, «вулпя».

Традиции выплаты женихом денег родственникам не­весты являлись в условиях XIX—XX вв. символическими действиями, воспроизводившими древний обычай платы за невесту. В этнографической литературе пережитки древнего обычая платы за невесту у различных народов и их происхождение изучены и описаны многими автора­ми. Как это установлено рядом исследований, отправной точкой этих обычаев являлась первобытно-общинная эпоха.
При родовом строе семья-хозяйство, рассматривав­шая невесту как рабочие руки, с ее уходом требовала от жениха компенсации. Так возникло славянское звено. Брак, таким образом, приобрел характер сделки.

Энгельс подчеркивал эту сторону брака и называл ее покупкой. «Часто таким образом бывают просватаны два совершенно незнакомых друг другу лица и им сооб­щают о заключенной сделке только тогда, когда насту­пает время для бракосочетания. Перед свадьбой жених делает подарки родичам невесты (т. е. ее родственникам со стороны матери, но пе отцу и его родственникам); эти подарки считаются выкупом за уступавшую девушку».

Обращаясь к молдавскому свадебному обычаю купли- продажи невесты, можно предполагать, что он отражал действительно существовавшую практику. Известно сооб­щение Геродота, что у фракийских племен (которые насе­ляли также и территорию современной Румынии и Мол­давии) существовал брак покупкой: «жены покупались у родителей за большие деньги».
Происхождение обычаев, аналогичных молдавскому обычаю «вулпя», связано с эпохой средневековья. С за­хватом общинных земель и закрепощением свободных общинников феодал монополизировал и общинные права. Вместе с остальными общинными льготами к феодалу, видимо, перешло и право сбора платы за невесту. Позже в ряде феодальных государств Европы законодательным путем была установлена пошлина не только для жителей сельских, но и для городского населения, желающего вступить в брак. В древнерусском государстве, напри­мер, при заключении брака между членами одной общи­ны бралась меньшая пошлина — «полотенце» (убрус), при браке между лицами разных общин взымалась боль­шая пошлина — «свадебная куница».

Молдавское средневековое право также знало «куни­цу». В некоторых молдавских селах «куница» являлась платой феодальному владетелю в виде продуктов или денег, которую уплачивала каждая крепостная девушка, выходящая замуж, в случае, если в результате заму­жества она переходила в другое село’.

Наряду с платой феодалу, видимо, продолжала су­ществовать и свадебная пошлина общине, которая впо­следствии превратилась в традицию останавливать сва­дебный поезд с требованием выкупа (в Молдавии—«вулпя», на Украине — «перейма»).
После свадебного пиршества в доме невесты наступал момент прощания невесты со своими родителями. Здесь мы встречаемся с очень древним и широко распространен­ным обычаем — жених и невеста просят благословения, стоя на коленях на разостланной овчине. «Прежде чем отправиться из дома родителей, стелят кожух перед ико­нами, на которых становятся па колени жених и невес­та…»

Обрядовое употребление овчины имело своим источ­ником жертвоприношение барана и овцы для умилостив­ления богов и было распространено у всех народов древ­ности. В своем классическом виде этот обряд существо­вал в Греции и Риме.

Сохранению этого обряда в славянских и молдав­ских обычаях несомненно способствовало значение овчи­ны как символа плодородия, богатства и счастья. Как отмечал Потебня, сущность народного понимания овчи­ны как символа богатства выразилась в определении «мохнат—богат». В молдавских родильных обычаях крестный отец передает ребенка матери, завернутым в овечью шубу, и говорит «пусть мой крестник будет на­столько счастлив, насколько мохната эта шуба». С та­ким примерно пожеланием обращались в украинской свадьбе девушки к матери невесты: «який кожух твий мохнатый, такий зять богатий».

Кумэтрия в молдове что. Смотреть фото Кумэтрия в молдове что. Смотреть картинку Кумэтрия в молдове что. Картинка про Кумэтрия в молдове что. Фото Кумэтрия в молдове что

Таким образом, хлеб часто фигурирует в молдавской свадьбе и настолько же широки в молдавских обрядностях. Трудно сказать с уверенностью, каким образом «возникла эта обряд­ность, — появилась ли она самобытным путем или бы­ла воспринята от греков и римлян, которым она также была известна. Но каково бы пи было происхождение обычаев, связанных с употреблением хлеба, в молдав­ской обрядности они носят совершенно самостоятель­ный, национальный характер, составляя характерную черту молдавского народного быта.

Описывая украинскую свадьбу, Сумцов отмечал, что свадебные обычаи с употреблением хлеба ни у од­ного народа не получили такого распространения, как у славян. Характеризуя с этой точки зрения молдав­ские свадебные традиции, можно утверждать, что в молдавской обрядности обычаи, связанные с употреб­лением хлеба в обрядовых целях или же в виде тради­ционного подарка, распространены более широко, чем у славян.

Рассмотрим дальнейшее развитие свадебного цикла.

После исполнения обряда с калачом свадебная про­цессия во главе с женихом приближалась к дому не­весть! и останавливалась. Согласно традициям свадьбы, невеста должна выйти на порог и полить водой из кружки дорогу жениху, затем она бросала кружку че­рез голову и говорила какое-нибудь заклинание. При этом невеста чаще всего произносила фразу, ставшую традиционной: «чтобы но иметь никакого несчастья»’.

Здесь соединение двух верований — «пожелания- плодородия и предохранения от злых духов. То и дру­гое верование с вытекавшими из них обычаями имели широкое распространение и хорошо известны у различ­ных народов. Например, в древнеримской свадьбе во время свадебного торжества (pompa nuptialis) позади невесты девушки несли хлеб, прялку и ведерко с водой».
Ближе к молдавскому обычаю—украинский. В ук­раинской свадьбе, когда жених приближается к неве­сте, мать кропит его «святой водой» и вручает кувшин с водою, смешанной с овсом. Жених должен взять кув­шин. напиться из него воды и затем бросить его вверх, за голову.

В молдавском обычае поливание водой, так же как и в соответствующем украинском, означает магическое вызывание плодородия. Кроме этого поливание водой связано также с оградительным актом предохранения от злых духов (перебрасывание через голову кружки или кувшина).

Вообще, вера в существование злых сил, злых ду­хов — вера очень древнего происхождения, — будучи закреплена христианским учением о существовании не­чистой силы, противопоставленной силе чистой, боже­ственной, продолжала широко бытовать в среде мол­давского крестьянства в течение долгого времени. В по­хоронных обычаях это суеверие сказывалось довольно сильно и нашло свое выражение в ряде обычаев. На­пример, на этой основе возник обычай ночных посиде­лок в комнате возле гроба с покойником и т. д.

В целом, по молдавским верованиям, ночь являлась наиболее благоприятным временем для действия злых сил — воду, принесенную вечером в дом, очищали от «злых духов», бросая в ведро несколько угольков.
В дальнейшем свадьба развивалась следующим об­разом. Гости, приехавшие с женихом, входили во двор. Начинались общие круговые танцы, в которых участвовали все гости. Кроме круговых, были и «Такие танцы, при исполнении которых танцующие выстраивались в два ряда (шир). «Нунул = нанаш», «Нуна=нанашка» и «старосты» входи­ли в дом и начинали выносить приданое невесты», а музыканты исполняли танец, называвшийся «хостропэц».

После того как приданое было вынесено, музыканты играли «больший танец» (дансул чел маре). «Нунул чел маре» (посаженый отец со стороны жениха), взяв за ру­ку жениха и невесту (которые брали за руку остальных гостей), танцуя, вводил весь ряд в комнату. Здесь танцу­ющие должны были один раз обойти вокруг стола, затем все рассаживались за столом и начиналось свадебное пир­шество.

Кумэтрия в молдове что. Смотреть фото Кумэтрия в молдове что. Смотреть картинку Кумэтрия в молдове что. Картинка про Кумэтрия в молдове что. Фото Кумэтрия в молдове что

Когда молодые оставались в комнате одни, невеста по обычаю должна была разуть жени¬ха. При этом происходила сцена, символизирующая у различных народов покорность жены мужу и его власть над ней правый сапог и плеть. Когда невеста разувала жениха, она должна была со смирен и – ей подать жениху выпавшую из сапога плеть.
Этот обычай в XIX в. имел широкое распространение в различных областях России. «В Архангельской губ. еще недавно в левый сапог клалась плетка. В Костромской губ., когда молодая снимает сапог, молодой слегка бьет ее по плечам. В старину на Дону, когда молодая разу¬вала своего супруга, тогда последний из правого сапога вынимал плетку, которой и грозил своей новобрачной».
Когда посаженая мать приносила положительное известие, и жунак посылала к матери несколько женщин и рубаху невесты. Одна из женщин перепоясалась красным поясом и брала большой калач, по¬вязанный красной шерстью и васильками. Другие женщины, повязанные красными лентами и полотенцами, нес¬ли графины с красным вином. Вен процессия с музыкантами отправлялась в дом невесты.
Сравнение жениха молдавской свадьбы с украинским показывает, что они сходны вплоть до мелких подробностей.
Название этого акта свадьбы варьировало в разных местностях Бессарабии. В районах Оргеева, Резина и в настоящее время бытует наименование «колак».
По свидетельству Штефэнукэ и Мадана, в селах на юге Бессарабии и вблизи Кишинева был распространен термин «легэтоаре». М. Олинеску, использовавший описание свадьбы. Арбуре, дает целый ряд других названий по вязания — «ункроп», «инкроп». «дэ плэчинте», «ракиул миресей», «тэрфэрне», «Легэтоаре» могло делаться во время пиршества или же на другой день. Когда повязание устраивалось от¬дельно от «маса маре», то на нем участвовали только женщины, а из мужчин — один посаженый отец. Женщины приходили с подарками для молодых. Посаженая мать приводила молодых и сажала их на лавку. Здесь им намазывали пуки и голову медом, потом расчесывали и повязывали молодую платком по женски затем молодых и всех госте» кормили калача¬ми, также намазанными медом. После этого начиналось пиршество с песнями и танцами.
Вышеописанный обычай являлся актом принятия новобрачной в группу замужних женщин. Кормление медом символизировало пожелание молодым счастливой, «сладкой» жизни. У русских подобное повязывание называлось «окручиванием», когда молодой расплетали девичью косу на две и надевали бабыю кичку.
В некоторых местностях на другой день после свадьбы посаженый отец приглашал всех участвующих в свадьбе к себе, где устраивал пиршество: «Имелся обычай, по которому через несколько дней молодые отправлялись с калачами к родителям невесты.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что на¬родная обрядность является своего рода застывшим отпечатком отношений прошлого. Но наряду с давно исчезнувшими формами быта, обрядами, верованиями и др. свадебные обычаи сохраняют и традиции, перенятые в результате взаимозаимствований.
Обрядность сохраняет в какой-то мере отголоски и свидетельства исторических связей с окружающими на¬родами. Однако следует оговориться, что эти свидетельства зачастую не носят четко выраженного этнического характера, что заставляет прибегать к выводам и обоб-щениям более широкого характера.
Анализируя молдавскую свадебную обрядность XIX в., можно заключить, что она, как и свадебная обрядность любого другого народа, представляла собой слож¬ное переплетение обрядов, обычаев и верований раз¬личных эпох. В этом смешении пережиток древнего ритуала, восходящего к первобытно-общинному строю, мог находить свое непосредственное продолжение в традиции, возникшей в эпоху капитализма.
б) ряд обычаев, имевшихся в древнеримской свадеб¬ной обрядности, впоследствии распространенных у народов юго-восточной и восточной Европы — обрядовое употребление хлеба, обрядовое сажание невесты и жениха па овчину, употребление меда как прием пожелания счастья, обрядовые акты расчесывания косы невесты и соединения рук молодых;
в) обычаи, характерные только для молдавской об¬рядности и обрядности славянских народов, — обрядовое угощение пищей и многочисленные обычаи, связанные с употреблением хлеба, одни в обрядовом значении, другие со значением обыкновенных подарков.
Вторая группа молдавских обычаев отмечена как имевшая распространение у народов юго-восточной и восточной Европы. Большинство из этих обычаев было известно древнеримской обрядности. В вопросе о том, возникали ли подобные обычаи у славян и народов Балканского полуострова самостоятельно или здесь имелись заимствования из римской культуры, можно ограничиться лишь предположениями. Что касается римского влияния на близ лежавшие соседние области, то это положение является бесспорным. Ряд исследований на фактах подтвердил проникновение римской культуры в быт населения придунайских областей. Неопровержимым доказательством характера и значения влияния римской культуры на покоренные гето-дакийские области явился романский строй румынского и молдавского языка.

Кумэтрия в молдове что. Смотреть фото Кумэтрия в молдове что. Смотреть картинку Кумэтрия в молдове что. Картинка про Кумэтрия в молдове что. Фото Кумэтрия в молдове что

Кумэтрия в молдове что. Смотреть фото Кумэтрия в молдове что. Смотреть картинку Кумэтрия в молдове что. Картинка про Кумэтрия в молдове что. Фото Кумэтрия в молдове что

Кроме-обмена кольцами, молодые во время помолвки обменивались подарками – так называемыми «Злоажеле». Невеста отдавала жениху косынку и кольцо, жених невесте — деньги. Косынка в качестве «подарка невесты «жениху не «является случайным локальным обычаем. Она служила обязательным атрибутом в обычаях помолвки у многих народов, особенно у славянских.
В польской свадьбе жених вручал невесте деньги и взамен этого получал от невесты ее платок и венок — символ ее девичьей невинности.
Такой же обычай дарения платка жениху существо¬вал в Белоруссии, на Украине, в ряде русских областей (Московской, Тверской)5.
Обычай, по которому жених дарит невесте во время помолвки деньги, уходит своими корнями в практику выкупа невесты. В средние века у германских народов он был исторически зафиксирован как плата за целомудрие невесты. Такой же характер носил этот обычай у славянских народов. В польской свадьбе, на¬пример, преподнесение монеты в дар невесте «лишало» ее невинности в глазах окружающих».
В молдавских обычаях XIX и жених также дарит деньги, но это не давало ему никаких материальных или моральных прав. Принятие от жениха денег и вручение ему платка и кольца являлось со стороны невесты выражением согласия на брак. Если она хотела расстроить брак, то забирала косынку и кольцо — это означало ее отказ. Косынка с кольцом, с. одной стороны, и деньги — с другой являлись, таким образом, залогом нерасторжимости брачного договора. Возможно, что прежде значение этого обычая было другим, так как к значению брачного залога эволюционировали обычаи пред брачного дара у всех европейских народов.
Родители жениха и невесты садились за стол, уставленный вином и закуской, и окончательно договаривались о количестве приданого. а также назначали день свадьбы Молдавская народная поэзия характеризует «рэспунс» вином как его самой отличительной чертой.
Как уже было сказано, родители жениха приглашали родителей невесты «распить» ответ. Аналогично этому украинский сговор назывался «большим пропоем».
В украинских обычаях «заручип» «дружко» или «староста» предлагал молодым взяться за концы платка, сам брался за его середину и выводил их на почетное место в хате. После угощения жениха и невесту выводили за платок для участия в танцах. Такое же действие имелось « в молдавской помолвке, но с той лишь разницей, что молодых связывали не платком, а позолоченной нитью1.
Некоторые исследователи — Волков. Сумцов. Довнар- Запольский и другие — видели в этом вождении за платок символизацию похищения невесты или ее продажи, или же рассматривали его как утверждение власти мужа над женой.
Акт соединения рук всеми исследователями безусловно относится к древнейшим свадебным актам. Н. М. Никольский относит его к эпохе материнского рода, приводя в подтверждение описанную Морганом брачную церемонию у ацтеков — жрец связывал концы платья невесты и плаща жениха, что и составляло брачный об¬ряд.
Соединение рук путем связывания имелось в обычаях древних индусов и индусов XIX в., у древних римлян (dextrarum junctio). Соединение рук (жених брал руку невесты) было распространено в средневековой Франции и Германии и впоследствии распространилось по всей Европе.
В молдавских обычаях связывание рук является выражением брачной связи. Характер этого связывания и приветствия, произносимые при этом, свидетельствуют о том, что связывание символизировало соединение молодых для дальнейшей общей совместной жизни.
Такой же смысл, видимо, имело и связывание молодых платком (у украинцев). Приветствия, которые говорили по этому случаю, акцентируют именно этот факт дальнейшего совместного проживания молодых.
Отец и мать невесты, выпивая первую рюмку, приговаривали: «Дай боже добрый час щоб вмисти хлибасо- ли пюисты и горилки попыты и щоб наши молоды дружка дружку почитали, та родытелив не забувалы. Дружка берет платок и велит молодому и молодой взяться за него руками».
Рассматривая в целом молдавские обычаи сватовства и помолвки с точки зрения их национальной специфики, следует отметить следующие особенности.
Содержание молдавских обычаев сватовства и помолвки было близким к распространенным традициям многих народов Европы. Но наряду с этим, как в общем строе, так и в отдельных актах молдавской обрядности сватовство и помолвки (условные формы предложения сватов — «охотники—дичь», «купцы—товар», подмен невесты) прослеживается наибольшая близость с украинскими обычаями. Обычай «пе куптьор» аналогичен болгарскому.
Оценивая вышеуказанные обычаи и их действительную роль, которую они выполняли в обществе, следует отмстить, что многие из них ко второй половине XIX в., а тем более к началу XX в., потеряли свое прежнее смысловое значение.
Во многих случаях действительное содержание об¬ряда уже не совпадало с его формой. Сохранялась толь¬ко схема обряда, перешедшего из магического действия в игровое.
Условные формы предложения сватов «охотник— дичь», «купцы—товар» к XIX в. даже по своей форме являлись приемами игрального характера. Такое же значение имела подмена невесты.
На протяжении XIX в. изменился смысл обычая по¬хищения невесты, принявшего развлекательный характер. Пред брачный дар жениха, изменяя свое значение на протяжении долгого времени, к XIX в. приобрел смысл залога нерасторжимости брачного договора, повторяя эволюцию, общую для многих народов.
Наряду с этим ряд суеверий продолжал сохранять свое значение. Полностью оставались в силе запреты сватовства и помолвки в «несчастливые» дни. Таким образом, продолжало существовать понятие о «несчастливых» днях, хотя уже с другим толкованием их.

КИШИНЕВ, 26 декабря. Миллионы верующих по всему миру отметили на этой неделе Рождество Христово по Григорианскому календарю. В Молдове праздновали не только католики и протестанты, но и некоторые православные. Почему и от каких яств в этот день ломятся столы в молдавской глубинке.

Рождество по Григорианскому стилю в Молдове празднуют не только католики, но и часть православных. В стране действуют две митрополии. Одна из них, Бессарабская, относится к Румынскому патриархату и отмечает Рождество в декабре. К этому празднику молдаване готовятся с особым трепетом. Обязательное блюдо на столе — коливо, по-русски кутя. Также культовое значение имеют крэчуней — косички из дрожжевого теста. Их раздают ряженым, которые приходят колядовать. Полученный на Рождество крэчуней хранят под иконой до Пасхи.

«В детстве накануне рождественских праздников по селу разносился запах выпечки. Колядующие очень радовались, когда получали такое угощенье», — рассказывает Элиза Давид.

В Рождество исполняют колядки. В Молдове это не только поздравительные четверостишья, это лирические баллады о рождении Христа, которые нередко поют за праздничным столом.

Для болгар Молдовы Рождество наступит 7 января. На столе обязательно будет мелина — традиционное блюдо молдавских болгар. Ее готовят на большом столе в теплом помещении и, безусловно, в хорошем настроении. Тесто растягивают до толщины папиросной бумаги и посыпают тертой брынзой. В Рождество всех домашних обязательно будут ждать сюрпризы. «Мы заворачиваем в мелину деньги и палочки, которые что-то символизируют. Готовое блюдо разрезаем, раздаем, и каждый смотрит, что ему досталось — кому-то деньги, кому-то машина и даже лень», — рассказывает Евдокия Кокичкова.

В селе Бешалма уже несколько столетий проживает единственный в мире тюркоязычный народ христианского вероисповедания — гагаузы. Они известны патриархальным укладом и тем, что соблюдают традиции. Праздничные блюда в гагаузских селах обязательно пекут в печи.

На украинском столе в Рождество и Новый год обязательно будут вареники и баба — праздничный бисквит. Его еще называют капроновой бабой, видимо, потому что в разрезе она чем-то напоминает поролон. А еще есть мачелныки — разрезанные на кусочки коржи, залитые смесью мака и молока. Украинцы называют это блюдо украинским, молдаване — молдавским. Второе название мачелныков в переводе с молдавского — Христовы пеленки.

Смешение кулинарных традиций в Молдове не редкость. В маленькой стране на протяжении столетий бок о бок дружно живут люди разных национальностей. В праздники они вместе собираются за столом и поют песни.

Основная масса православных верующих в Молдове придерживается устоявшихся традиций и отмечает Рождество Христово по Юлианскому календарю, то есть по старому стилю – 7 января. „Для граждан Молдовы Рождество самое любимое семейное торжество. Рождению Иисуса Христа радуется и стар, и млад. В этот день в каждом доме царит веселье и хорошее настроение. Дети, которые вели себя хорошо и учились прилежно в школе, получают подарки, хозяйки потчуют гостей кулинарными изысками и традиционными национальными блюдами, привычной картиной в рождественские дни становятся ватаги колядующих, сообщил для Info-Prim Neo фольклорист Николае Бэешу.

„Рождественское застолье, говорит Бэешу, немыслимо без блюд, приготовленных из свинины, символизирующих желание хозяев дома жить в достатке и ни в чем не нуждаться. На праздничном столе непременно должно присутствовать жаркое из свинины, домашняя колбаса из свиного мяса и голубцы с добавлением свинины, а также холодец, рождественский кулич и хлеб домашней выпечки, рыба, фрукты, сладости и выпивка на усмотрение главы семейства. Колядующих по традиции одаривают рождественскими калачиками, называемыми „крэчуней”, которые хозяйка дома выпекает сама и загодя”.

По словам знатока молдавского фольклора, рождественское колядование – одна из древнейших традиций, бережно хранимых в народе, которая приумножается сельчанами и без которой немыслимы зимние праздники в Молдове. Значимо, что ее свято чтут подрастающие поколения. Мальчишки и девчонки в возрасте до 15 лет шумной толпой обходят каждый дом, величая хозяев. Подарки складывают в котомочки. Кстати, одаривать колядующих тоже древний обычай, свидетельствующий об изобилии в доме и щедрости хозяев.

„Если в доме есть девчата на выданье, хозяйки выпекают специальные калачи для женихающихся парней. Молодцу, приглянувшемуся девушке и находяшемуся среди колядующих, калач вручает самолично будущая невеста. Хозяин дома приглашает парней в дом, угощает, чем Бог послал, дает им денег и преподносит чарку искристого домашнего вина”, пояснил Николае Бэешу.

Предшествует Рождественскому празднику шестинедельный пост. Для тех, кто отмечает рождение младенца Иисуса Христа по новому стилю, он длится с 15 ноября по 24 декабря, кто придерживается Юлианского календаря постит с 24 ноября по 7 января, отказываясь в этот период от потребления в пищу мяса, яиц и молока. За несколько дней до Рождества сельчане, опять-таки по сохранившейся традиции, закалывают кабана и готовят из свинины блюда для праздничного застолья.

7 января Рождество Христово празднуют Православные церкви Иерусалима, России, Сербии, Грузии, Украины и греческие составители церковных календарей, использующие старый стиль для фиксированных религиозных дат.

С вином связано немало легенд. Широко известна легенда о белокрылом аисте с виноградной гроздью в клюве.

Во время турецких завоеваний молдавская крепость Городешты была осаждена свирепыми янычарами. Храбро сражались ее защитники с врагом, но у них закончились запасы воды и пищи и уже иссякли силы.

И тогда внезапно сильно ветер от множества крыльев заставил врагов пригнуться к земле к Городештам летели сотни белокрылых аистов. Они несли в клювах грозди винограда и сбрасывали их осажденным. Воины были спасены от жажды и голода. С возродившимися силами они отстояли крепость, и турецкие завоеватели вынуждены были отступить.

С тех пор белокрылый аист, по народному преданию, стал символом счастья и благополучия. А в наше время изображение аиста с гроздью винограда стало символом молдавского виноделия.

В Молдове, особенно на селе, не найти подворье, где бы не выращивали виноград и не делали вино. Есть веками наработанные секреты его изготовления.

Виноград раздавливали в деревянных корытах – улук. Техника виноградарства и виноделия той эпохи была, естественно, примитивной. Деревянный плуг с железным лемехом, лопата, цапка-мотыга, ножи для обрезки лозы и гроздьев, которые раздавливали в деревянных корытах (улук) деревянными же вилами, трейчатками, а затем и ногами.

Мезгу оставляли на несколько дней для брожения, сусло сливали в бочки для дображивания. В боярских монастырских хозяйствах применялись деревянные прессы (тяски) для отжимания мезги и подвалы для хранения.

Производил и любил бодрящий напиток сам господарь. Перед битвой, а Стефан Великий выиграл 35 сражений, он выпивал вина, ставшего для полководца как бы талисманом.

Готовое вино уже подавалось к семейному и гостевому столу всегда щедро и от всей души. Если предстояла поездка – брали с собой бурлуй – вместительный деревянный сосуд, долго сохраняющий прохладу напитка. А если пасти овец и подниматься в наши кодровые леса – плоску – сосуд, удобно размещающийся на боку. Пришелся он к сердцу особенно гайдукам, укрывающимся некогда от турок в густых дубовых порослях. Кстати, именно эта порода дерева издавна стала самым ценным и излюбленным материалом для бочара.

Вот почему наше вино так легко и радостно пьется. Но особенно оно ценится, когда достается из погребка. Какое подворье обходится без погребка-крамы, пусть примитивного по строению, каких-то 3-5 ступенек вниз, но уже в подземельную прохладу. Здесь чувствует себя уютно и сам хозяин, спасаясь на время от летней жары, а зимой – мороза, и вино, разлитое в бочки и сохраняющее заданную погребком температуру. Здесь же столик и пара грубо сбитых табуреток, а может, и просто пней отживших свой век деревьев. И как тут не отведать вина из выращенного своими руками винограда.

Бережно наливает селянин творение рук своих из бочки сначала в стеклянный графин, а потом в стакан, чтобы оценить его цвет и прозрачность и лишь потом пригубить. Пить не спеша, почувствовать всю глубину смысла, затаенного в этом напитке. Хорошо пьется из керамической кружки с росписью по глазури, купленной по случаю на рынке или у местного умельца-гончара вместе объемистым кувшином-бурлуем, чтобы можно было и гостей попотчевать, заодно и похвалу услышать о своем чудо-напитке. Если опуститься в винных погреб еще и с закуской как, скажем «Завтрак гайдука», то праздник души для вас и ваших гостей вдвойне обеспечен.

Не только для семьи своих родных и близких, друзей готовят молдаване вино. Старожилы Кишинева помнят, как осенней порой отовсюду из прилегающих сел тянулись к центральным незастроенным площадкам повозки с бочками домашнего вина. Подходи, пробуй каждый. Главное: не забудь сказать хозяину доброе слово, и еще, чтобы хватило сил дойти до конца винного ряда.

Молдова может гордиться большим количеством традиций и богатым фольклором, особенно яркими и оригинальными произведениями гончаров, изготовителей ковров, ткачей, каменщиков и резчиков по дереву.

Изготовление ковров широко распространено обусловлено давней традицией, согласно которой невеста должна была дать в приданое ковер сотканный ее руками. Молдавские ковры гладкие, без ворса, как будто сотканные изо льна.

Свадебные церемонии сегодня проходят в «каса маре» или во Дворце Бракосочетаний.
Современная свадьба включает старый молдавский обычай игры на скрипке для родителей в знак благодарности и уважения.

Песни, танцы и веселье продолжаются до рассвета. На рассвете все на минуту садятся и невесте дают подержать ребенка на руках. Это значит, что у невесты будет полный дом детей.

Затем молодой муж ведет жену к порогу их дома. Но перед тем как переступить порог пару осыпают зерном в знак благополучия.

Молдавская пословица гласит: «Тот, кто не построил дом, не вырастил сына, не вырыл колодец, и не посадил дерево, прожил жизнь зря». Вот почему молдавские деревни такие зеленые, дома такие красивые и вдоль улиц так много колодцев.

Как правило, молдаване роют колодцы на улице, у дороги или на поле, но не во дворе. Это позволяет утолить жажду любому.

Kаравай дошел до наших дней с древних, еще языческих, времен.
На Руси каравай готовили на свадьбы, при этом соблюдалось много обрядовых правил. Свадебные караваи украшаются сложными тестяными узорами и веточками калины, которой с языческих времен приписывают мистические свойства и являющейся символом любви.
Кумэтрия в молдове что. Смотреть фото Кумэтрия в молдове что. Смотреть картинку Кумэтрия в молдове что. Картинка про Кумэтрия в молдове что. Фото Кумэтрия в молдове что
Состав: 7,5

8,5 стаканов муки, 20 г сухих дрожжей, 100 г растительного или растопленного сливочного масла, 0,5 стакана молока или воды или смеси молока с водой, 10 яиц, 6

Приготовление: рожжи развести в 0,5 стакане теплой воды (или молока или смеси молока с водой) с растворенной 1 ч ложкой сахара. Растереть сахар с желтками (1 желток оставить для смзки). Влить дрожжевую воду, размешать. В большую кастрюлю горкой насыпать 7,5 стаканов муки и сделать углубление. В муку влить получившуюся массу, взбитые в пену белки и посолить. Все перемесить. На стол высыпать 0,5 стакана муки, выложить тесто из кастрюли и месить его, подсыпая муку, до тех пор, пока тесто не станет гладким и перестанет липнуть к рукам (20

30 мин).
Теста должно получиться

Если при замесе использовались «мокрые» дрожжи, то готовое тесто накрыть полиэтиленовой пленкой (чтобы оно не засыхало) и оставить на некоторое время.
Когда тесто поднимется, его нужно обмять и дать еще раз подойти, после чего можно начинать формовку изделия.

Если использовать сухие дрожжи «МОМЕНТ», то формовку можно начинать сразу после замеса.
От теста отрезать 600 г. Из остатка сформировать шар и положить на противень, застеленный пергаментом. Шар смазать водой (лучше при помощи кондитерской кисти). Из отрезанного теста слепить украшения (цветы, косы, решетки, листья) и расположить их на каравае. Так как поверхность каравая смазана водой, то украшения сразу прилипнут. При высыхании поверхности, нужно ее периодически увлажнять. Украшения сверху тоже сразу смачивать, иначе на них образуется корка. Готовый каравай оставить до увеличения его в 3 раза (в теплом помещении и при хороших дрожжах каравай вырастет к окончанию его украшения).

Поверхность готового каравая смазать желтком, размешанным с ложкой воды.
Духовку нагреть до t=200°С. Противень с караваем поставить в духовку на нижний уровень. Когда верх каравая слегка зарумянится, духовку осторожно приоткрыть, каравай накрыть фольгой, температуру уменьшить до t=180°С и выпекать до готовности (1 час

Духовку выключить, дверцу приоткрыть и слегка остудить каравай (

15 мин), не вынимая из духовки. Каравай вынуть, переложить на блюдо, застеленное бумажными салфетками (иначе низ подмокнет), смазать сливочным маслом или подслащенной водой. Сверху положить бумажные салфетки и закрыть полотенцем. Оставить каравай «отдыхать» на ночь.

Замечания: При приготовлении свадебного каравая нужно соблюдать некоторые правила (целиком обряд выпекания каравая очень сложен и практически забыт).

Перед приготовлением теста она должна умыться, вымыть руки, повязать голову платком и надеть нательный крест.

При замесе теста обязательно нужно читать молитвы (например, «Отче наш» и «Богородицу»).

Сажать каравай в печь должен женатый мужчина, при этом он или окружающие также должны читать молитвы.

Подают каравай после росписи и венчания, перед тем, как сесть за столы.

Родители жениха (мать держит каравай на вышитом полотенце) поздравляют жениха и невесту.

Молодые благодарят родителей и принимают каравай.

Оставшийся каравай режут (причем по обряду резать свадебный каравай должен ребенок) и обносят им гостей или ставят на стол.

Молитва «ОТЧЕ НАШ»: «Отче наш, сущий на небесах!
Да святится имя Твое,
да придет Царствие Твое,
да будет воля Твоя и на земле, как на небе.
Хлеб наш насущный дай нам на сей день и прости нам долги наши,
как и мы прощаем должникам нашим.
И не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков.»

Молитва «БОГОРОДИЦЕ»: «Богородица Дева, радуйся, благодатная Мария, Господь с Тобою!
Благословенна ты между женами и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила, еси душ наших.»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *