Кумган для чего используется
Кумган :: Общие сведения
Кумган – металлический, керамический, иногда деревянный сосуд для подачи напитков на стол. Он имел тулово в виде поставленного на ребро диска, на котором устанавливалась шейка, слегка напоминавшая чашу на короткой широкой ножке. Носик кумгана был обычно длинным, изогнутым, напоминавшим хобот. Ручка, расположенная на противоположной от носика стороне, соединяла тулово с верхней частью шейки. Кумганы опирались на сравнительно высокий поддон или на четыре короткие ножки и имели сферическую или конусообразную крышку. Форма кумганов напоминала форму восточных сосудов для кипячения воды с тем же названием.
Деревянные кумганы изготавливались в бондарных мастерских или самими крестьянами. Металлические кумганы отливали из меди, олова, серебра украшали гравировкой, чеканной орнаментацией стилизованно растительного характера. Такие кумганы были распространены в XVI, XVII и начале XVIII вв. и встречались в домах богатых людей, в том числе и богатых крестьян северных губерний Европейской России.
Керамические кумганы появились, вероятно, в XVII веке как подражание дорогим металлическим кумганам. Их производство должно было удовлетворить спрос менее обеспеченных людей, или, как говорили в это время, «недостаточных». Керамические кумганы почти полностью повторяли форму металлических и выглядели столь же красиво.
В XVII веке были распространены томленые кумганы, т.е. чёрного цвета, получавшегося при специальном обжиге, и муравленые кумганы, т.е. покрытые светло-коричневой или зелёной глазурью. Тулово таких кумганов украшали барельефными узорами: «личинами» – человеческими лицами, виноградными гроздьями, ложковидным орнаментом, а также мелкими геометрическими фигурами, нанесёнными штампом.
В конце XVII – начале XVIII вв. стали появляться ценинные, т.е. майоликовые, кумганы, более совершенные в художественном и техническом отношении. Майоликовые кумганы обычно покрывали росписью синей, зелёной, жёлтой, лиловой красками по белой непрозрачной глазури (майоликовой эмали). Колорит росписи строился на основе лилово-коричневого и зелёного цветов, синий, жёлтый цвета выступали как дополнительные. На кумганах изображались травы, деревья, дома, птицы, зайцы, львы. Некоторые из кумганов были украшены скульптурными фигурками, размещавшимися по плечам сосуда. Это были изображения сидящих, стоящих, лежащих мужчин, женщин, всадников на конях. Центром изготовления таких кумганов стало село Гжель, расположенное недалеко от Москвы. Изготовленные здесь кумганы получали сбыт в центральных губерниях Европейской России.
Кумганы, как керамические, так и металлические, ставили на стол с брагой, заморским вином. Зачастую кумган, из которого угощали гостей, являлся подарком, сделанным хозяину дома. В этом случае сосуд изготавливался мастером по специальному заказу и на него наносились фамилия, имя и отчество человека, которому он предназначался в подарок.
Металлические и майоликовые кумганы были принадлежностью зажиточных горожан и богатых крестьян. В XIX веке в крестьянских домах они сохранялись только в качестве семейной реликвии.
История кумгана
Почему кумган назвали кумганом? Этимология слова «кумган».
Как выглядят керамический, металлический, майоликовый и деревянный кумганы? Фото кумгана из нержавеющей стали (нержавейки).
Как нарисовать кумган пошагово? Какие разновидности кумганов бывают? Описание конструкции старинного кумгана (не из википедии).
Кумган
металлический сосуд для воды в форме узкогорлого кувшина со сливным носиком, ручкой, часто с крышкой, обычно художественно оформленный; традиционный предмет быта татарского народа
Содержание
Известен среди других тюркских народов, в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе; используется в обряде мусульманского омовения.
Татарские кумганы вплоть до начала ХХ в. были популярны и среди других народов Поволжья. Кумганы производились из меди, латуни (реже из бронзы), украшались чеканкой, гравировкой, тиснением. Наиболее художественные образцы татарского кумгана относятся к XVIII–XIX вв., хотя в коллекции историко-архитектурного музея-заповедника города Касимов хранятся несколько экземпляров пышно орнаментированных кумганов, принадлежавших татарской знати XV–XVI вв. В XVI–XVII вв. кумганы «татарского типа», в основном гончарные, были широко распространены у русских, особенно у знати. В формах кумгана обнаруживается родство с подобного типа гончарными сосудами волжских булгар и казанских татар XV–XVI вв. Сливные носики украшались головками птиц и животных (см. Керамика художественная). Художественно исполненные, обычно медночеканенные (часто из латуни), своеобразной приземистой формы кумганы в XVIII – начале ХХ вв. производились татарскими медниками – бакырче, работавшими в Казани и деревнях Заказанья (Большая Атня, Тимерче-Чемерцы и др.). Кумганы более простых форм изготавливались в татарских слободах российских городов, почти в каждой татарской деревне.
В настоящее время Кумганы из чугуна, алюминия (реже из меди) создаются народными мастерами в отдельных деревнях Татарстана, их промышленное производство налажено на некоторых предприятиях Казани, Каслинском заводе (Урал).
Литература
Валеев Ф.Х. Народное декоративное искусство Татарстана. Казань, 1984.
Валеева-Сулейманова Г.Ф. Декоративное искусство Татарстана (1920-е – начало 1990-х гг.). Казань, 1995.
Кумган – кувшин для омовения в мусульманской традициии
В арабском и турецком языке кувшин для совершения омовения называют «ибрик», в Иране и в некоторых регионах Средней Азии, испытывавших влияние персидской культуры, его именуют абдестан, пишет Неби Бозкурт для İslam Ansiklopedisi.
Первые образцы кувшинов встречаются на Ближнем Востоке с III тысячелетия до н.э. Существуют сообщения, что Посланник Аллаха (мир ему) использовал стеклянный кувшин для омовения, но некоторые оспаривают этот факт. Вместе с этим, известно, что Усману (да будет доволен им Аллах) во время омовения помогал раб, поливая ему руки и ноги водой из кувшина.
Прототипом первых исламских кувшинов являются сасанидские. Самые ранние образцы таких кувшинов имеют грушевидную форму и высокую подставку, расширяющуюся книзу. Их горлышко расширяется к ободу и часто украшено канавками. Один из древнейших образцов, который, согласно надписи на нем, изготовлен в Басре в 689 г., хранится в Тбилисском музее. Начиная с раннего периода в исламском искусстве начали изготавливать кувшины, в которых или какие-то элементы, или кувшины целиком имели вид птиц (павлинов, голубей, орлов, уток). Самые красивые из них, сохранившиеся до наших дней, принадлежат Фатимидам. Уже с ранней эпохи кувшины для знати стали богато украшать, в том числе драгоценными камнями и металлами. На них могли изображаться целые картины – сцены охоты или придворной жизни. Некоторые кувшины представляют собой настоящее произведение искусства.
Для совершения омовения создавались специальные наборы, состоящие из таза и кувшина. Их можно увидеть во многих музеях.
Выполняли кувшины из разных материалов – меди, серебра, золота, стекла, хрусталя, керамики. Среди последних обращают на себя внимание двустенные кувшины, которые изготавливали в Иране в XII-XIII в. Такие сосуды выполняли функции своего рода термоса, позволяя сохранить жидкость теплой или холодной.
Так как кувшин использовался для подготовки к богослужению, то он приобрел особый статус. Благодаря этому, а также своему изысканному и элегантному виду он часто выступал в качестве мотива в разных видах искусства. Его можно увидеть на керамических и изразцовых плитках, в росписях по стеклу и каллиграфии. Кроме того, кувшин, который в арабской поэзии сравнивают с цаплей, лебедями и газелью, использовался для описания красавицы с серебристым (белокожим) телом и длинной шеей.
В исламской традиции поливать водой из кувшина руки и ноги другому человеку во время омовения считается знаком уважения и сунной. Сподвижники помогали Посланнику Аллаха совершать омовение, а в домах богатых людей держали рабов и наложниц для этого. Во дворцах такая служба была строго регламентирована. Особенно в этом отношении отличалась Османская империя, где существовала строгая иерархия обязанностей людей, помогавших султану совершать омовение. Человек, который непосредственно следил за тазом, кувшином и обеспечением султана водой, назывался «ибрикдарбаши» или «сер-ибрики», его помощники –«ибрикдар», младшие помощники – «ибрик гулямы». Когда султан испытывал жажду и во время еды, ибрикдарбаши подавал ему воду, он же поливал ему водой из кувшина, когда падишах совершал омовение. Помимо высокой зарплаты ибрикдарбаши получал подарки на Навруз и Курбан-байрам. В гареме среди кюльфет (главных служанок гарема) одна была «мастером-ибрикдаром» (ибрикдар-уста), и у нее были свои помощницы.
Элегантные символы Востока – кумганы
Приобрести достойные экземпляры с каждым годом становится все сложнее
Фото: Дмитрий Топоров
Эти изысканные старинные кувшины ручной работы встречались мне довольно часто и в самых разных странах. В богатых азербайджанских домах, в антикварных лавках Иордании и нетуристической части восточной Турции. Их гораздо более ярких, но совершенно «ненастоящих» братьев – в пятизвездочных отелях Арабских Эмиратов. На турецко-сирийской границе я видел их огромное множество. Они стояли вереницей на полу одной старой харчевни, тускло поблескивая не то латунными, не то бронзовыми боками. Тогда я не догадывался, что эти, на первый взгляд, скромные вещи могут стоить неплохих денег.
Кувшины на Востоке – вещь знаковая, не даром многие страны чеканили их изображения на своих монетах. Почитают их и в Казахстане, правда, приобрести достойные экземпляры с каждым годом становится все сложнее.
Золотой век кумганов начинается во второй половине XVIII столетия. Даже самый простой кумган, сделанный в это время, стоит от 300 долларов и выше, это если очень простой. Самый дорогой же оценивался в 2 тыс. долларов. Средняя цена кумгана – это что-то около тысячи долларов. К сожалению, перспективные экземпляры встречаются все реже и реже. Последнюю коллекцию мы приобрели у жителей Самарканда, у семьи коллекционеров, и мы сразу купили пятнадцать штук.
Это было лет пять тому назад, и с тех пор ничего подобного не встречалось. Штучные иногда попадаются, и, полагаю, будут еще встречаться, но это, конечно, как повезет. Интерес к этим предметам подогревают иностранцы, которые вывозят восточные артефакты в довольно большом количестве».
На фото автор статьи Дмитрий Топоров
РУКОМОЙ, КУМГАН, МОЧАЛО: ГИГИЕНИЧЕСКИЙ НАБОР НАЧАЛА ХХ ВЕКА
«История одной вещи» — совместный проект с Томским краеведческим музеем.
Потом этот медицинский инвентарь видоизменился до неузнаваемости, а сейчас, с появлением подгузников, и вовсе уходит в прошлое. Наш музейный образец датируется 1905-1915 гг.. Судя по клейму с лебедем на днище, он был выпущен на заводе «Дитмар Урбах» в чешском городе Теплице. Завод специализировался на выпуске керамики: фарфора, фаянса, в том числе — и санитарного. В период первой мировой завод активно поставлял медицинский санфаянс в военные госпитали Европы».
Предметы гигиены чешского производства были в ходу и в дореволюционном Томске — музейная «утка» в начале 20 века квартировала в семье одного томского деятеля искусств.
На фото: гостиница «Европа» в пассаже А.Второва
Отечественные производители санфаянса в это же время выпускали немного другой ассортимент. Так, Песоченская фаянсовая фабрика под Брянском (основана в 1853 г.) после того, как ее выкупил знаменитый российский фарфорист Матвей Кузнецов, освоила в 1909 году производство ванн, писсуаров, клозетных чаш и некоторых других сантехнических изделий.
В семьях томской аристократии в начале 20 века хорошим тоном было использовать для умывания фаянсовую пару: кувшин и таз.
Изготовлен на Рижской фарфорово-фаянсовой фабрике, которая также входила в товарищество Матвея Кузнецова. Двуглавый орел на печати говорит о том, что товарищество было поставщиком императорского двора. Сосуд тяжеловат, поэтому для проведения гигиенических процедур требовался помощник. Супруга, или кто-то из прислуги поливали на руки хозяину дома над специальным тазиком. К сожалению, фаянсового тазика в нашей коллекции нет, и вряд ли уже появится. »
Рабоче-крестьянский люд предпочитал приспособления попроще и по-функциональнее. Рукомои (чугунные или керамические) с двумя носиками позволяли помыть руки и в одиночку, и сразу двум людям одновременно.
Кроме того, в шариате, в правилах бытового поведения мусульман четко приписаны правила и принципы гигиенических процедур — так, частичное или полное омовение надо совершать перед каждым намазом. Форма у кумгана специфическая — горлышко обязательно закрывается крышечкой, носик узенький — чтобы уменьшить расход воды. »
Перед использованием его надо было заварить в крутом кипятке и взъерошить. Лучшего скраба, по словам Елены Малофиенко, и придумать нельзя было. Причем, по очень демократичной цене. Музейный образец 1980 года выпуска, к примеру, стоил 30 копеек (всего в полтора раза дороже сливочного пломбира).
Во время стирки на такой доске при помощи хозяйственного мыла белье неплохо отстирывалось. Но вместе с этим в кровь стирались и пальцы. Так что это тот пример уходящей натуры, о котором можно вспоминать с ностальгией, но без особого сожаления.