Кумыки и татары что общего
Qumuq görüş
Language
Последние записи
Календарь публикаций
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июл | Сен » | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 |
Голосование
Подписаться на нас
Татарский опыт для кумыков или кумыкский прецедент?
В последнее время все чаще ловлю себя на мысли о том, что я размышляю о судьбе моего уже далеко не малочисленного народа. Общаясь на днях со своим хорошим другом и председателем МКО QUMUQLAR Арсланом Хасанлы, который как раз в эти дни принимает участие во Всемирном форуме татарской молодёжи, меня посетили некоторые мысли касательно нашего будущего как народа.
Из Татарстана Арслан каждый день делится впечатлениями о происходящем. Так, он рассказал мне о том, как татарская молодежь, вопреки устоявшимся стереотипам на Кавказе о татарах как о «чересчур европеизированном народе», умеет чтить свои традиции, свою культуру, знает свою историю и старается развиваться день ото дня. При этом, она постоянно проводит мероприятия, которые направлены на объединение нации. Нынешний Всемирный форум татарской молодёжи тому яркий пример. Ребята со всех континентов съезжаются в Казань для того, чтобы не терять связи со своим историческим центром, познать вживую своё культурное наследие, познакомиться друг с другом и наметить множество новых проектов, направленных на созидание и строительство светлого будущего.
Во многом формат такого форума возможен благодаря тому, что руководство республики Татарстан активно поддерживает молодёжные инициативы и осознаёт значимость таких мероприятий. Ведь тут, помимо прочего, ведётся работа с зарубежными диаспорами татар, соотечественниками, которые проживают вдалеке от России. А это очень важно в условиях глобализации. Диаспоры тут выступают в качестве объекта, а субъектом является Всемирный конгресс татар, базирующийся в Татарстане.
Параллели
На самом деле, стыдно признаться, но для себя я не так давно открыл, что кумыки проживают не только в Дагестане, но и в Чечне, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии. А самым большим для меня открытием стало то, что кумыки большими компактными группами проживают в Турции, Иордании, Сирии и даже Египте. Я уже не говорю про страны Европы и Америки. То есть почти на всех континентах имеются наши соотечественники.
Печально осознавать, но активных стабильных связей с этими нашими соотечественниками еще не сформировалось. Есть лишь точечные контакты, которых конечно недостаточно.
В процессе установления контактов немаловажным фактором являются символы, с которыми себя ассоциирует этнос. Это флаг, гимн, герб… Через эти символы они могут ощущать свою сопричастность к той или иной группе. Татарам в этом плане повезло. У них есть республика, в которой эти символы установлены на региональном уровне. У кумыков несколько сложная ситуация ввиду того, что они автохтонно проживают на территории нескольких административно-территориальных образований Российской Федерации.
Флаг как символ единства всех кумыков
Да, мы разделены границами. Но это не повод терять историческую связь, которая складывалась веками. Поэтому очень важно иметь общий символ, который бы нас всех объединял и служил бы неким маркёром нашей этнической идентичности. Я говорю сейчас про флаг. На данный момент существуют несколько вариантов кумыкского флага, которые были разработаны в разное время. Исторически так складывалось, что у каждого кумыкского правителя на том или ином этапе был собственный флаг, своя тамга, своя геральдика. До наших дней не дошли все виды флагов, которые использовались правителями, но что однозначно сохранилось, так это тамги разных родов.
Московская кумыкская организация QUMUQLAR, осознавая историческое и культурное наследие кумыкского народа, решила создать современную версию кумыкского флага, который бы удовлетворил большую часть кумыкского народа, что в принципе уже находит отражение в современной действительности.
Почему именно эта версия кумыкского флага больше всего подходит нашему народу? На этот вопрос я нашёл сразу несколько аргументов, которыми хочу поделиться с вами.
Во-первых, цвет флага. Голубой – цвет чистого неба, мирного неба над головой. Цвет воды, который несёт только позитивные ассоциации, ведь это символ спокойствия и благополучия. На него приятно смотреть. В кумыкском сознании Каспий играет огромную роль, в кумыкском языке это озеро называют именем предков кумыков – хазар. В этом смысле ассоциирование с цветом Хазарского моря национального символа имеет важное значение. А еще это исторический цвет, который практически все тюркские народы считают символом своей культуры. Очень часто этот цвет используют при украшении мечетей. Яркие примеры: мечети в Казани, Мазари-Шарифе (Афганистан), Самарканде (Узбекистан), Стамбуле (Турция). И это лишь малая часть таких примеров.
Во-вторых, тамга. Taraq tamğa, которая была придумана активистами МКО QUMUQLAR совместно с профессиональным дизайнером Магомедом Моллакаевым, является той связью с нашим прошлым, которая отражает традиции кумыкского (тюркского) символизма, при этом не являясь тамгой какого-то одного из кумыкских тухумов. Почему активисты не стали выбирать тамгу одного из родов, например, родов шамхалов или крым-шамхалов? Потому как выбрав какую-то одну тамгу мы бы рисковали отсечь какую-то группу кумыков, к примеру таркинскую, башлынскую, кайтагскую или брагунскую и т.д. Ведь это тоже кумыкские исторические центры, у которых тоже были свои символы.
Вместе с тем, наши ближайшие братья крымские татары, ногайцы, реже аланы (карачаево-балкарцы) тоже используют подобные символы на своих флагах. А на флагах крымских татар и ногайцев вообще тоже есть taraq tamğa, стилизованная под свои национальные особенности. При этом, следует отметить, что taraq tamğa на кумыкском флаге настолько проста к восприятию и понятна, что её может изобразить даже маленький ребенок, который только-только учится рисовать. И это, на мой взгляд, тоже важно для того, чтобы он стал ближе к народу.
Мы живем в довольно консервативном обществе, где роль религии очень сильна, поэтому при создании флага необходимо было учесть этот момент. Это было сделано – на флаге нет символов, которые бы противоречили канонам ислама – религии, приверженцами которой является большинство кумыков.
Не могли обойти стороной и ту сторону вопроса, которую часто игнорируют. Флаг МКО QUMUQLAR смотрится цельно и лаконично, отражая дух современности, где приветствуется минимализм в деталях. С точки зрения маркетинга и распространения информации о нашем этносе это идеальный инструмент, чтобы заинтересовать человека, который впервые увидит этот флаг. Мы сами это наблюдали, когда в этом году шли на шествии «Бессмертный полк» по Красной Площади и центральным улицам Москвы. Люди сами подходили и спрашивали, а что этот знак означает, а что значит надпись QUMUQLAR.
Кроме того, по результатам опросов в наших группах в социальных сетях, кумыкский флаг, разработанный МКО QUMUQLAR, стал бесспорным лидером среди других вариантов. Это и есть своеобразное отражение воли народа, который участвовал в голосовании и рационально подходил к вопросу того, что для него лучше.
Данный флаг уже признан большинством этнокультурных организаций Москвы. Причём, по моим личным наблюдениям, люди не против с ним фотографироваться. Даже, наоборот, очень часто вижу, что люди сами просят фотографировать их с ним вне зависимости от их этнической принадлежности.
Наш флаг признан и зарубежными кумыкскими диаспорами. Во время акции «Bayraq bulan surat al», нам присылали огромное количество фотографий с кумыкским флагом с разных концов земного шара. Люди с радостью его рисовали, распечатывали, выводили на экран мобильных устройств, чтобы сфотографировать и отметить свою сопричастность к кумыкскому движению. Поэтому данный флаг должен быть одним из инструментов поддержания кумыкской идентичности наших соотечественников.
Кумыкский флаг уже не раз используется во время всевозможных международных форумов и конференций. Молодые делегаты от МКО QUMUQLAR уже несколько лет являются активными участниками в мероприятиях международных организаций, на которых этот флаг был неоднократно презентован. Причём география презентации довольно широкая – это страны Европы и Азии. И везде после презентации люди легко узнают именно голубой кумыкский флаг, ассоциируют наш народ именно с нашей тамгой.
Флаг уже используется другими региональными кумыкскими организациями. К примеру, первая кумыкская НКА TÖRE уже давно использует этот флаг в качестве символа организации. Сейчас готовятся к открытию кумыкские организации в Санкт-Петербурге и Казани и они тоже уже выразили желание использовать именно этот символ. Активисты в этих городах уже выходили на торжественные мероприятия, подняв над собой именно флаг небесного цвета.
Кумыкский флаг уже начали использовать на праздничных торжествах. К примеру, на свадьбах уже активно применяют этот атрибут.
Более того, во всех крупных кумыкских сёлах этот флаг уже появлялся и люди его всегда встречают с позитивом. Когда председатель МКО QUMUQLAR вместе с другими активистами побывал на горе Тарки-Тау у памятника великому кумыкскому полководцу Султан-Муту, к нему подошли местные жители и попросили сфотографироваться с флагом. Это, безусловно, говорит о многом. Люди готовы принимать этот флаг и принимают.
Самое главное, что за флагом организации QUMUQLAR стоят реальные дела. Именно из-за этого флаг организации стал очень популярным. Мы не так давно зарегистрировали аккаунт организации в Инстаграме и буквально за 5 месяцев на него подписалось около 8,5 тыс. человек. Количество подписчиков в других социальных сетях постоянно растёт. А значит людям небезразлично своё этнокультурное развитие. А это нужно делать в единстве, которое может быть обеспечено именно единым кумыкским флагом.
Таким образом, мы осознаем, что наш путь будет более сложным, чем татарский, но наш подход может стать новым для тех народов, у которых нет значимого фактора в виде национальной республики. Кумыкская молодежь будет трудиться с целью сохранения нашей культуры и происходить это будет в строгом соответствии с законом и повсеместно.
Новое в блогах
Тюркские народы. Кумыки
Кумыцкий этнос сформировался в конце средневековья. На исходе XVI века некоторые кумыкские князья признали власть московских царей. В это время на Сунже и в ее окрестностях возникли первые русские крепости.
Но в 1604 году кумыки восстали и, объединившись с черкесами и лезгинами, вынудили воеводу Бутурлина отступить за Терек. Тем не менее, кумыки продолжали поддерживать дружеские отношения с Россией до 1722 года, когда Петр I предпринял поход в Персию. Тогда кумыки вновь восстали, напали на русских, однако были разгромлены. В наказание за их предательство царь велел разграбить крупное поселение Эндери, в котором насчитывалось тогда до трех тысяч домов.
С этого времени кумыки были уже неизменно верны русскому правительству. Из них формировались некоторые кавказские части лейб-гвардии.
С XVII и по первую треть ХХ века кумыкский язык служил языком межэтнического общения на Северо-Восточном Кавказе. Кроме того, язык кумыков был официальным языком переписки с русскими царями, представителями русской администрации, он изучался в гимназиях и училищах Владикавказа, Ставрополя, Моздока, Кизляра и других городов. Сегодня язык своего народа считают родным 99% кумыков. Русским языком свободно владеют четверо из пяти кумыков.
Кумыки – самый крупный по численности тюркский народ на Северном Кавказе (и второй на Кавказе после азербайджанцев). За время нахождения в России численность кумыков увеличилась почти в семь раз. В наши дни их насчитывается свыше 422 тысяч человек. В Дагестане кумыки – третий по численности народ, составляющий более 14% всего населения республики.
Кумыки издревле пользовались уважением на Кавказе и в России. В знаменитой Энциклопедии Брокгауза и Ефрона о них говорится так: «В кумыкских песнях отражается нравственный облик кумыка — рассудительного и наблюдательного, со строгим понятием о чести и верности данному слову, отзывчивого к чужому горю, любящего свой край».
У кумыков вплоть до XX века в почете был человек, а не его кошелек. Богачом звали только человека с широкой душой, в которой есть место родственникам, друзьям и гостю. Князь мог быть беднее чабана, и это никого не смущало. Он — князь, потомок знатного рода, сын и внук известных людей. И этим сказано все.
Больше всего кумыки боялись не бедности — позора.
В кумыкских аулах общество строго делилось на сословия. Князья были окружены узденями — профессиональными воинами, которым тоже запрещалось работать, они в мирное время оберегали княжескую особу от всяких неприятностей.
Сесть в арбу, хозяин которой низкого сословия, почиталось за величайший стыд. Или — в присутствии других сидеть возле своей жены. Или — входить на кухню. И тут существовал целый свод неписаных законов и правил.
Не приведи Аллах, если князь, даже случайно, выполнит какую-то работу по дому или по хозяйству – для этого были целые сословия холопов. Позор в первую очередь ложился на них, не сумевших вовремя помочь князю, у которого были свои обязанности перед народом.
И вот что любопытно,— среди кумыков самым большим позором считалось продавать, делать бизнес, как сказали бы сейчас. Даже прикасаться к деньгам запрещалось, особенно детям. Для денежных расчетов кумыки приглашали к себе в аулы евреев. А скот пасли наемные горцы — тавлу.
Для уважающего себя кумыкского князя хорошим делом считалось умение добыть военные трофеи. Ограбить проезжающий караван, увести у казаков табун лошадей — вот достойное занятие для уважающего себя мужчины.
Правда, потом награбленное принято было дарить направо и налево – гостям, друзьям, родственникам, пока у хозяина ничего не оставалось.
Древний обычай жив до сих пор. Общаясь с кумыком, будьте готовы дарить и принимать подарки.
Кумыки
Кумыцкий этнос сформировался в конце средневековья. На исходе XVI века некоторые кумыкские князья признали власть московских царей. В это время на Сунже и в ее окрестностях возникли первые русские крепости.
Но в 1604 году кумыки восстали и, объединившись с черкесами и лезгинами, вынудили воеводу Бутурлина отступить за Терек. Тем не менее, кумыки продолжали поддерживать дружеские отношения с Россией до 1722 года, когда Петр I предпринял поход в Персию. Тогда кумыки вновь восстали, напали на русских, однако были разгромлены. В наказание за их предательство царь велел разграбить крупное поселение Эндери, в котором насчитывалось тогда до трех тысяч домов.
С этого времени кумыки были уже неизменно верны русскому правительству. Из них формировались некоторые кавказские части лейб-гвардии.
С XVII и по первую треть ХХ века кумыкский язык служил языком межэтнического общения на Северо-Восточном Кавказе. Кроме того, язык кумыков был официальным языком переписки с русскими царями, представителями русской администрации, он изучался в гимназиях и училищах Владикавказа, Ставрополя, Моздока, Кизляра и других городов. Сегодня язык своего народа считают родным 99% кумыков. Русским языком свободно владеют четверо из пяти кумыков.
Кумыки – самый крупный по численности тюркский народ на Северном Кавказе (и второй на Кавказе после азербайджанцев). За время нахождения в России численность кумыков увеличилась почти в семь раз. В наши дни их насчитывается свыше 422 тысяч человек. В Дагестане кумыки – третий по численности народ, составляющий более 14% всего населения республики.
Кумыки издревле пользовались уважением на Кавказе и в России. В знаменитой Энциклопедии Брокгауза и Ефрона о них говорится так: «В кумыкских песнях отражается нравственный облик кумыка — рассудительного и наблюдательного, со строгим понятием о чести и верности данному слову, отзывчивого к чужому горю, любящего свой край».
У кумыков вплоть до XX века в почете был человек, а не его кошелек. Богачом звали только человека с широкой душой, в которой есть место родственникам, друзьям и гостю. Князь мог быть беднее чабана, и это никого не смущало. Он — князь, потомок знатного рода, сын и внук известных людей. И этим сказано все.
Больше всего кумыки боялись не бедности — позора.
В кумыкских аулах общество строго делилось на сословия. Князья были окружены узденями — профессиональными воинами, которым тоже запрещалось работать, они в мирное время оберегали княжескую особу от всяких неприятностей.
Сесть в арбу, хозяин которой низкого сословия, почиталось за величайший стыд. Или — в присутствии других сидеть возле своей жены. Или — входить на кухню. И тут существовал целый свод неписаных законов и правил.
Не приведи Аллах, если князь, даже случайно, выполнит какую-то работу по дому или по хозяйству – для этого были целые сословия холопов. Позор в первую очередь ложился на них, не сумевших вовремя помочь князю, у которого были свои обязанности перед народом.
И вот что любопытно,— среди кумыков самым большим позором считалось продавать, делать бизнес, как сказали бы сейчас. Даже прикасаться к деньгам запрещалось, особенно детям. Для денежных расчетов кумыки приглашали к себе в аулы евреев. А скот пасли наемные горцы — тавлу.
Для уважающего себя кумыкского князя хорошим делом считалось умение добыть военные трофеи. Ограбить проезжающий караван, увести у казаков табун лошадей — вот достойное занятие для уважающего себя мужчины.
Правда, потом награбленное принято было дарить направо и налево – гостям, друзьям, родственникам, пока у хозяина ничего не оставалось.
Древний обычай жив до сих пор. Общаясь с кумыком, будьте готовы дарить и принимать подарки.
Qumuq görüş
Language
Последние записи
Календарь публикаций
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Сен | Ноя » | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Голосование
Подписаться на нас
Двадцать пять фактов о кумыкско-крымскотатарских отношениях, которые вы могли не знать
В Золотоордынский период часть предков кумыков и крымских татар проживала по соседству в местности Татартуп (ныне территория Кабардино-Балкарии).
Начало кумыкско-крымскотатарских контактов можно отнести уже к первым годам после образования Крымского ханства. Согласно «Хронике Герей-Хана» во второй половине XV века в Дагестан бежал один из претендентов на крымский престол, потерпевший поражение в междоусобной борьбе. Имя Герей-Хан, сын Бахадур-Хана упоминается в надписи на сабле из коллекции османских султанов как «Сахиб-и Сейф Вали Дагистан Герей-Xан Бин Бахадур-Xан», то есть «владелец меча и вали Дагестана Герей-Хан, сын Бахадур-Хана», надпись датируется примерно 1473 годом.
Тухумы (кланы) крымскотатарского происхождения зафиксированы в кумыкских селениях Брагуны и Хамаматюрт.
Кумыки часто давали приют беглым крымскотатарским царевичам. В 1536 году в Кумыкии скрывался Ислам-Герей, соперник Сахиб-Герея в борьбе за престол. Спустя более полувека при дворе шамхала нашёл пристанище ещё один крымский беглец – Мурад-Герей. Гостя у шамхала, он женился на его дочери. Перебравшись в Астрахань, царевич уже сам стал оказывать помощь шамхалу. Так в частности в 1589 г. терский воевода А.Д. Хворостинин писал шамхалу: «А ты Шевкал князь, живёшь от государя нашего…державы от Терского города ближе иных, а посемяста ни о чем еси ко государю нашему к его царскому величеству не присылывал к нам в город и прежнюю свою присылку забыл. … И государь наш великий государь царь и великий князь Федор Иванович … за твое не исправление послал бы на тебя рать свою многу…И государю бил челом о тебе Мурат Кирей царевич, чтоб государь наш на тебя рати своей ныне не посылал, а ты перед государем нашим исправишься».
После своего вторичного смещения с престола хан Мухаммед-Герей IV в течении 8 лет являлся удельным владетелем Тарковского Шамхальства и переименовал подаренное ему во владение поселение Пирбай в Бахчисарай, в честь дорогой его сердцу столицы Крыма.
В XVI веке крымские ханы отвечали за «северную политику» Османской империи. После завоевания Казани и Астрахани армией Ивана Грозного, крымский хан позиционировал себя как покровителя ногайских и северо-кавказских владетелей. Как пример приведём цитату из заявление крымских послов Ивану Грозному: «шевкальцы мусульмане, а при отцах и дедах и при дядях наших от тех мест и по си места меж нас с ними ссылка живет, их люди к нам ходят, а наши люди к ним ходят, в дружбе и любви ведемся».
Между крымскими ханами и кумыкскими шамхалами существовали тесные родственные связи.
Сожжение Москвы ханом Девлет-Гереем на 18 лет отсрочило вторжение царских войск в долины рек Терек и Сулак и позволило кумыкам потратить больше времени на подготовку к сопротивлению.
Известно также, что в 1591 году Крымский хан Кази-Герей мотивировал свой московский поход местью за притеснения тюменского и шевкальского правителей, то есть за правителей Тюменского владения (так называемой «Кавказской Тюмени» на Тереке) и шамхалов.
По свидетельству историка Гасана Алкадари самую существенную помощь кумыкам в войне с Москвой в 1604—1605 годы оказали крымские татары.
На карте Герарда Гесселя в составе Крымского ханства на Таманском полуострове указано название «Кумухиа Регио», то есть загадочная «область Кумухия».
Наследник кумыкского престола носил титул крым-шамхал.
Взаимная военная и дипломатическая поддержка крымских татар и дагестанцев имела место и в последующие годы. В 1654 году хан Ислам-Герей потребовал от царя Алексея Михайловича снести крепость, которая мешает живущим на Тереке кумыкам ездить в Крым и к черкесам, а это не подобает, ибо «те кумыкские владения суть исламские владения» и кумыки «из народа мухаммедова». Как и за сто лет до этого хан Девлет-Герей, его потомок, заступаясь за дагестанцев, апеллировал к факту религиозной общности с ними.
Во время второго крымского похода князя В.Д. Голицына на помощь хану Селим-Герею с Северного Кавказа прибыло 50 тысячное войско, состоявшее из кумыков, черкесов и яман-садаков (подразделения ногайцев) [9, с. 134]. И ещё один эпизод. В начале XVIII века, выполняя просьбу крымского хана, северокумыкский владелец «Салтан-Мамут» подошёл с отрядом, состоящим из кумыков и чеченцев к границам прорусски настроенных кабардинских владений, предлагая их правителям присоединиться к союзу с Крымом, чем «некоторых… поколебал».
Через Кумыкскую равнину шёл путь крымских ханов в их походах против врага Османской империи Сефевидского государства. Память об этих передвижениях сохранилась в названии местности Крымчи-Айры между селениями Эндирей, Кокрек и Муцал-Аул Хасавюртовского района.
Эвлия Челеби упоминает о крепости Шад-Кермен у слияния рек Джинджик (Зеленчук) и Кубани. Казием этой крепости являлся «кумык Тухтар Хаджи-Али в распоряжении, которого находятся 100 кумыкских джигитов, все они верующие, настоящие мусульмане. Благодаря им, и деятельности Мухаммад-Герей-Хана все кабардинские беки приняли мусульманство».
Родоначальник знатного крымскотатарского рода Уздемниковых Уздень Черик-бей прибыл в Крым с Северо-Восточного Кавказ при хане Каплан-Герее (начало XVIII века). Его потомки, в составе Перекопского полка участвовали в войне 1812 года.
Шамхальство Тарковское вступило в подданство России только после падения Крымского ханства, лишившись в его лице одного из основных гарантов своей геополитической независимости.
В память о тесных контактах и популярности крымских ханов сохранились имена, позаимствованные кумыками из именника крымских ханов: Герей, Адиль-Герей, Арслан-Герей, Девлет-Герей, Саадет-Герей, Кази-Герей, Салат-Герей, Мухаммед-Герей, Шан-Герей, Ислам-Герей, Адиль-Султан и другие. Личные имена Крым (Къырым) и Крым-Султан также связаны с крымскими реалиями. В свою очередь сына крымского царевича Саадат-Герея звали Кумук-Герей.
В списке крымскотатарских сёл XVIII века упоминается Кумуклар-Отар.
В XIX веке в Крыму проживал кумыкский поэт и религиозный деятель Акай-Молла, который в своих стихах и проповедях отговаривал татар от переселения в Османскую империю.
Кумыкский просветитель и первопечатник Абусуфьян Акаев жил в Бахчисарае и учился у редактора журнала «Терджиман» Исмаила Гаспринского.
Ряд книг по крымскотатарской филологии написал кумык Абдулгамид Батырмурзаев, живший в Симферополе.
Режиссёром Кумыкского театра значительный срок был крымский татарин Сервер Джетере.
Среди исследователей кумыкской литературы видное место занимет крымский татарин Бекиру Чобан-Заде.
И в Крыму и в Кумыкии существуют населённые пункты и урочища с названиями Борогъан (Брагуны) и Бадрак.