Кунфу спорт что это
WikiphilE
Агрегатор советов и знаний в сети
Что такое кунг-фу и как оно появилось?
Вплоть до середины прошлого века, термин «кунг-фу» использовали только в одной стране – Китае. Так продолжалось вплоть до 1960-х годов. Именно тогда, фильмы с участием известного спортсмена и артиста Брюса Ли рассказали об этой древней системе боевых систем всему миру. Но полагать что такие понятия как кунг-фу, айкидо и дзюдо одно и то же – большая ошибка. Почему так, можно прочитать ниже.
Кунг-фу: значение термина и история его возникновения
Времена в промежутке между III и VI веками, становятся для истории Китая самыми сложными. Некогда мощная империя разрозненна, экономика разрушена, возникает опасность вторжения в страну варваров из Тюркской орды. В конце V века в китайской провинции Хэнань начали строиться первые даосские монастыри, которые стали основой консолидации государства.
В переводе с китайского языка, кунг-фу – индивидуальное достижение в чем-либо. Второе значения этого слова – боевое искусство.
Самые известные стили кунг-фу:
Как научиться кунг-фу в домашних условиях
Рассмотрим морально-психологическую сторону вопроса. Зачем вам кунг-фу? Повысить физику тела, поправить здоровье, побуждают другие обстоятельства? Почти у многих цель размыта. Но в любом случае, для достижения положительного результата следует потратить некоторое время и силы.
Необходимо тщательно подготовиться:
После подготовительного процесса можно приступить к тренировкам. Как правильно это делать, можно прочитать ниже. А пока, небольшой совет – постарайтесь найти себе партнера для спарринга, ибо боксерская груша – это хорошо, но живого человека она вряд ли заменит.
Китайские боевые искусства: правильно тренируемся
Первое, о чем следует подумать, так это о плане занятий. Интенсивность тренировок высокая, и перерыв между ними для новичка должен быть не менее 48 часов. Приступим:
Помните, основные движения системы кун-фу продиктованы поведением животного мира: тигра, журавля, богомола, змеи и т.д. Во время занятий мысленно ассоциируйте себя со зверем, насекомым или пресмыкающимся (зависит от ситуации) и тренировки будут проходить более интересно и продуктивно.
Чем отличается кунг-фу от карате?
Для непосвященных кунг-фу и каратэ могут показаться совершенно одинаковыми. Оба являются азиатскими боевыми искусствами, и оба они довольно популярны в кино. Тем не менее, существует множество различий, которые отличают их друг от друга:
Китайское Кунг-Фу – история, стили, философия и медицина
Много тайн и загадок во всех боевых искусствах мира. В китайском Кунг-Фу их в сотни раз больше. Это одно из самых древнейших направлений восточных единоборств, которое несомненно родилось на заре цивилизаций…
Что такое Кунг-Фу
В смысле “боевых китайских искусств” термин кунг-фу не использовался до начала 1970-х, пока Запад не узнал о Брюсе Ли — величайшем мастере боевых искусств.
Общедоступное определение кунгфу, как боевое искусство, а ушу только как комплекс акробатических упражнений не совсем точное и объективное. Кунг-фу и ушу в прошлые времена составляли единое целое. Кунг-фу и Ушу считают ветвью Цигун.
Китайское Кунг-Фу – Философия
Десять заповедей Кунг-Фу.
На основе 10 заповедей Цзяо Юаня выработалось понятие «Пять качеств Воина».
Качества Воина
Стили Кунг-Фу
Все стили кунг-фу можно квалифицировать на два направления – южный стиль и северный стиль. Южный стиль – Хоп Гар и Хун Гар, похожи на то, что делает Джеки Чан в своих фильмах. Хун Гар иначе называют «пять животных», потому что движения в Хун Гар похожи на движения тигра, змеи, леопарда, аиста и дракона.
По этому направлению снят самый популярный мультфильм Кунг Фу Панда. Люди, интересующиеся кунг-фу, чаще обращаются к южному стилю, поскольку движения в нем более быстрые и сильные, чем в северном стиле.
Кунг-Фу стиль Белого Журавля
С тех пор название области Юнчунь стало ассоциироваться в мире китайских боевых искусств со стилем Белого Журавля. Словно вечнозеленое дерево, стиль Белого Журавля пустил корни и процветал в тихом гористом регионе.
Тактика стиля Кунг-Фу Белый Журавль
Прыжки используются, чтобы уклониться от нападения, а так же, что бы приблизится к противнику для собственной атаки.
Кунг-Фу стиль Тигра
Стиль Тигра – это атакующий стиль. Атака – это узкое понятие инициативы. Так как, воздействовать на противника можно не только ударом, но и блоком, и давлением, и рывком, и подсечкой, и просто сваливанием его с ног и все эти действия можно продолжить и довести до победы.
В стиле Тигра по настоящему понимаешь, значение инициативы. Стиль просто насыщен множеством техник и приёмов одновременных контратак и опережающих атак. Но это всё, конечно, делается не в расчёте на то, что противник не заметит, или не успеет среагировать на твои скоростные действия, а на детальном расчёте и контроле боя.
Боец в этом стиле ни когда не останавливается, постоянно продвигаясь к противнику, иногда совсем чуть-чуть, иногда большим шагом или скоростным прыжком. Постоянное давление на противника и физическое и психологическое. Атаку тигра, его движение вперёд, не должны останавливать даже встречные атаки противника.
Кунг-Фу стиль Змеи
Школа Кунг-Фу Змеи – специфична. Она предполагает множество движений, ударов, уходов, блоков лёжа или стоя на одном колене. Конечно, это не практично на улице. Разве только, если вы мастер этого стиля и вам придётся его применить и оставить соперника поверженным, а зрителей – с открытыми ртами? Стиль змеи подходит не для каждого, поэтому взвесить все “за” и “против” очень важно, прежде чем принять окончательное решение.
Кунг-Фу стиль Собаки
Кунг-Фу стиль Коготь Орла
Кунг-Фу стиль Дракона
Дракон – символ силы, мудрости, устойчивости и напора в достижении своей цели. Этот стиль характерен не только своей специфической стойкой, но и техникой ведения боя.
Черный Дракон – суровый страж Абсолюта, покровитель Удачи и Истины, владыка головокружительной силы и безраздельного могущества.
Мягкие круговые и криволинейные движения, стремительное вращение и одновременные удары в разные уровни характеризуют технику этой школы, которая широко используется при подготовке спецслужб и армии в Восточных странах.
Это первая техника, которую обычно преподают новичку, вполне подходящая для самообороны. Стиль Дракона развивает мускулатуру, и основан на подсечках, вкрученных стойках, ударах с разворота, внезапной атаке и силовых захватах. Когда противник отступает – вы продвигаетесь. Когда противник наступает – вы отступаете. Дракон атакует очень прямолинейно, блоки жесткие, он требует четкой координации тела.
Кунг-Фу стиль Богомола – Танланцюань
Это один из крупнейших стилей китайского ушу. В настоящее время он относится к числу самых популярных стилей ушу в мире. За многовековую историю стиля сформировалось множество подстилей, которые распространялись как на севере, так и на юге Китая. И этот реальный стиль Богомола резко отличается от комплексов созданного в наши дни спортивного танланцюань.
История стиля Богомола
По легенде, Ван Лан создал очень простую и эффективную технику, основываясь на своих наблюдениях над тем, как богомол атакует свою жертву или сражается с другим богомолом. Существует много историй рассказывающих о том, как Ван Лан неожиданно встретился с богомолом и о его последующем озарении. Например, в рукописи «Мэйхуа шуайшоу танланцюань цюаньфа яолунь», датированной серединой династии Цин (1664 —
1911), есть запись:
Кунг-Фу секреты китайской медицины
Развитие боевых искусств древнего востока и развитие медицины всегда шло бок о бок, ведь одно без другого немыслимо. Перед Вами секреты шаолиньских пилюль возвращающих молодость, силу и здоровье.
Укрепляют печень и почки, восстанавливают естественный цвет волос, улучшают цвет лица, улучшают зрение и слух, укрепляют зубы. При применении нельзя есть свинину, масло и сало, сырое мясо и рыбу, острые блюда.
Шаолиньский отвар
Очень хорошее средство при занятиях боевыми искусствами, увеличивает энергетическую силу и способствует быстрому восстановлению организма при интенсивных занятиях.
Кунг-фу – это образ жизни, способ мировосприятия, этика и гармония с людьми и природой. Комплексы упражнений Кунг-фу позволяют человеку настраиваться на ритмы себя и природы, для обретения силы и гармонии.
Кунг-фу. Виды и соревнования. Философия и принципы. Особенности
До середины 20-го столетия система боевых искусств под названием кунг-фу была известна только в Китае. Но в 1960-х гг. все изменилось, и способствовал этому кинематограф. Именно фильмы с участием Брюса Ли поведали миру о древнем виде восточных единоборств, включающем в себя не только боевые техники, но и особую философию, духовные практики и принципы здорового образа жизни.
Историческая справка
Как самостоятельная дисциплина единоборство сформировалось в 3-4 в. н.э. Это был тяжелый период для Китая — империя распалась, экономика изрядно пострадала, нередким явлением стали нападения на страну тюркских племен. Это привело к появлению первых даосских монастырей, которые ставили перед собой задачу вновь сделать Китай единым государством. Наибольшей известностью пользуется монастырь под названием Шаолинь. Его патриарх Бодхидхарма с целью улучшения физической формы монахов разработал целую систему тренировок и медитации, которая получила название «шаолиньское ушу». Именно она и легла в основу кунг-фу, что в дословном переводе означает «достижение в чем-либо».
В 6-9 в. дисциплина получила массовое распространение. Ей обучали всех желающий, но при одном условии: нужно было успешно пройти экзаменационные испытания. Те, кто в процессе учебы показывал особый талант и достижения, получали звания. В это же время возникли и разнообразные стили, открывались секции и клубы, специализировавшиеся на конкретных направлениях.
В эпоху Цин единоборство оказалось под запретом. Но мастера продолжали занятия со своими учениками подпольно, и благодаря этому искусство дошло до нас почти в неизменном виде.
Дальнейшее распространение дисциплины началось с 1927 г., когда в Китае Общество национальных боевых искусств. А в 1936 г. дисциплина была представлена на Олимпиаде в Берлине. С 1985 г. проходят международные чемпионаты, а в 1990 г. единоборство было включено в программу Азиатских игр.
Философия и принципы кунг-фу
Основные заповеди боевого искусства:
Эти правила ученики и мастера кунг-фу должны соблюдать на протяжении всей своей жизни. На их основе появились так называемые качества воина, которых всего 5:
Стили и направления
Сегодня в мире насчитывается около 400 отдельных подвидов кунг-фу. Таким разнообразием не может похвастаться ни одно боевое искусство. Ниже приведены лишь наиболее известные из них.
Шаолиньцюань
Появилось в том самом Шаолиньском монастыре, положившем начало и самой системе боевых искусств. О его монахах ходят легенды, снимаются художественные фильмы, в которых они выглядят буквально волшебниками, пользующимися потусторонними энергиями. Отличительная особенность стиля — мощные удары и большое количество акробатических комбинаций, в том числе прыжков и кувырков.
Тайцзицюань
О возникновении стиля историки спорят по сей день, называя разные даты (от 7 до 14 в.). Сегодня тайцзицюань рассматривается в нескольких аспектах: это и спортивная дисциплина, и оздоровительные упражнения, и вид единоборства. Особенностями его выступают медленные и плавные движения с применением техник правильного дыхания.
Вин-чунь
Прикладной стиль кунг-фу, отличающийся сильными техниками и целенаправленными приемами. Атаки производятся на очень близком расстоянии. Последователем Вин-чунь является в том числе и Брюс Ли.
Багуачжан
Основоположником этого направления считается Дун Хайчуань, проживавший в китайской провинции Хэбэй. В основу техники он положил приемы местного ушу. Особенность Багуачжан состоит в постоянном круговом перемещении бойцов во время схватки. При этом все приемы выстраиваются в единую комбинацию и плавно сменяют друг друга.
Синъицюань
Одно из самых древних направлений, которое используется китайскими военными из глубины веков и до наших дней. Его техника отличается прямыми движениями и мощными ударами, но грубая сила при этом отсутствует.
Цайлифо
Стиль был разработан в 1836 г. мастером Чэнь Хэном. Его основные характеристики — размашистые удары большой мощности и амплитуды, производимые кулаками и предплечьями. Профессионалы утверждают, что только эта разновидность кунг-фу может составить достойную конкуренцию тайскому боксу.
Бацзицюань
Танланцюань
Иначе его называют «стиль богомола» и он является одной из самых широких разновидностей дисциплины не только в Китае, но и во всем мире. Его создателем, согласно легенде, является Ван Лан, который наблюдал за атакой богомола в ходе охоты или сражения. Характеристики танланцюань — выполнение движений с большой скоростью и без остановки.
Наньцюань
Это современный стиль, возникших в 1960-х гг. Он объединил в себе технические приемы других направлений. Схватка между бойцами происходит на близкой дистанции, при этом упор делается на работу рук. В арсенале наньцюань — разнообразные короткие удары, наносимые из низких поз.
Чанцюань
Характерные черты стиля — полное выпрямление руки при нанесении удара одновременно с разворотом плеч. Бои между противниками проходят на длинных дистанциях.
Правила соревнований
Современное кунг-фу являет собой не только вид боевого искусства, но и спортивную дисциплину. Международные соревнования по ней проводятся согласно установленным правилам.
Правила могут отличаться для конкретных типов состязаний, которых несколько:
Состязания по Таолу и Тайцзицюань проводятся на прямоугольной площадке со сторонами 14 и 8 м., которую огораживают цветной лентой.
Соревнования по Саньда проходят на ринге, параметры которого зависят о возраста бойцов (для юниоров — 6 х 6 м, для элиты — 8 х 8 м). Площадку оборудуют на помосте высотой 20-50 см, а поверхность покрывают мягкими матами. По периметру ринга также кладут маты для обеспечения безопасности бойцов в случае возможного падения.
Судейская бригада имеет одинаковый состав независимо от типа состязаний. В нее включаются:
Протяженность поединка также зависит от его типа. Как правило, это 1 мин. 20 сек. за исключением:
К участию могут быть допущены только те спортсмены, которые прошли обучение или подготовку по специальной программе в течение 6 мес. и более, а также прошли процедуру взвешивания по категориям и допущены по состоянию здоровья заключением медицинской комиссии.
Соревнования могут проходить в следующих форматах:
Личные состязания проходят по системе с выбыванием, а командные — по круговой системе. В парных поединках состав пары определяется жеребьевкой. Спортсмены выходят на площадку для поединка по жесту рефери. Затем следует процедура приветствия: каждый участник показывает ладонь и кулак судье, а затем противнику. По команде судьи они вступают в схватку. По окончании боя участники вновь приветствуют друг друга и судью, рефери отвечает им, затем спортсмены приветствуют тренера своего противника.
Оценка производится судьями по целому ряду критериев, которые также различаются для разных стилей кунг-фу. Как правило, оцениваются:
Также при вынесении решения учитываются следующие показатели:
Когда один из бойцов оказывается в нокдауне, судья начинает отсчет. При счете «Раз!» противник удаляется в угол и занимает там положение лицом к рингу до тех пор, пока судья не объявит нокаут или не даст команду продолжить поединок.
Участникам соревнований запрещено принимать препараты и вещества, отнесенные к запрещенным (допинг). По решению врача возможно использование местной анестезии.
Любой спортсмен или другое официальное лицо турнира, нарушившие установленные правила, подвергаются штрафным санкциям вплоть до дисквалификции.
Таким образом, кунг-фу — это очень увлекательная система единоборств, как с позиции боевых техник, так и с точки зрения мировосприятия, образа жизни. Занимаясь им профессионально, человек получает возможность не только достичь спортивных побед и освоить способы самозащиты, но и обрести гармонию с окружающим миром и природой, научиться правильному образу жизни.
Кунг-Фу
Сам термин «кунг-фу» появился лишь в XX веке. Ни в одном из классических китайских текстов это название не встречается ни разу. Боевое искусство обозначались в китайских текстах как «у-и» и изредка как «у-шу».
Считается, что основателем кунг-фу как боевого искусства является индийский монах Бодхидхарма, известный в Китае как Дамо. Согласно легенде, он был принцем из Южной Индии, но отказался от королевского титула и наследства, избрав для себя простую жизнь буддийского монаха. Он много путешествовал по Индии, проповедуя и распространяя учение буддизма. В те времена индийские монахи часто путешествовали в Китай, распространяя буддийское учение.
В 520 году н. э. Бодхидхарма покинул Индию и отправился в Китай. Там он обосновался в монастыре Шаолинь. Местные монахи показались ему физически слабыми и неспособными выдерживать аскетическую жизнь буддистов. Тогда он предложил монахам комплекс физических упражнений, чтобы укрепить здоровье и выносливость монахов. Упражнения оказались очень эффективными и монахи стали регулярно проделывать их, доводя свои умения до совершенства.
Постепенно на основе этих физических упражнений монахи разработали систему самообороны, чтобы защитить себя от бандитов и грабителей, которых в средневековом Китае было достаточно.
«Настоящее кунг-фу — это не просто боевое искусство…» (Вон Кью-Кит).
В настоящее время считается (прежде всего теми, кто так или иначе практикует кунг-фу), что кунг-фу — это не столько боевое искусство, сколько мировоззрение и образ жизни, позволяющие управлять своим здоровьем, раскрывать свои способности и добиваться благополучия в различных жизненных областях.
Стоит отметить, что сами понятия кунг-фу и ушу сейчас часто приравниваются и считаются одним и тем же. Однако, в настоящее время ушу является китайской спортивной гимнастикой с псевдобоями (танцами), в то время как кунг-фу остается традиционным видом китайских боевых искусств. В более древние времена эти понятия действительно означали одно и то же.
Есть мнение, что Каларипаятту, привезенное Чжэн Хэ из Индии в Китай, послужило основой для Ушу.
• Ву-шу, ву-ши, у-ши — неправильная транскрипция.
• Кун-фу (на кантонском наречии), Гун-фу (на официальном китайском) — буквально «работа над собой/тренировка», так же означает результат упорных тренировок, в Гонконге применяется для обозначения у-шу, используется также вариант кунг-фу.
• Го-шу — буквально «искусство страны/национальное искусство»; термин, использовавшийся для обозначения китайских боевых искусств во время Китайской республики, в настоящее время употребляется на Тайване.
• У-и — буквально «боевое искусство», старый термин времён императорского Китая.
• Цюань-фа (буквально «кулачные методы») или Цюань-шу (буквально «кулачное искусство») — один из разделов у-шу, иногда это слово используется как синоним всего у-шу. Что любопытно, те же самые иероглифы используются в слове кэмпо, являющемся японским прочтением названия цюань-фа, использующимся в сочетании кэмпо-каратэ для названия звериных стилей окинавского каратэ, происходящих от ушу.
В русском языке сложилась традиция определять термином «кунгфу» боевое искусство, а термином «ушу» — комплекс гимнастических упражнений; хотя они, по сути, составляют единую, целостную систему физического и духовного совершенствования. Согласно полушутливому определению, «кунгфу — это ушу, выполняемое в быстром темпе».
Существуют сотни стилей ушу. Исторически существовали следующие попытки классификации:
• Классификация по принципу «Север-Юг». Бытует мнение, что, якобы, для северных стилей характерны широкие, высокие позиции, большое количество ударов ногами, многочисленные перемещения, в то время как южные стили характеризуются низкими позициями, малоподвижностью, упором преимущественно на действия руками. Однако существует много стилей как на севере, так и на юге Китая, которые абсолютно не укладываются в эту схему.
• Классификация по трём центрам возникновения («Шаолинь, Удан, Эмэй»). Легенды утверждают, что, якобы, существует три центра возникновения стилей ушу: буддийский монастырь Суншань Шаолинь в провинции Хэбэй, комплекс даосских храмов в горах Удан в провинции Хубэй, и буддийские и даосские монастыри в горах Эмэй в провинции Сычуань. Однако в эту схему абсолютно не вписываются многочисленные стили, не происходящие ни из одного из этих трёх центров.
• Классификация по долинам трёх рек («Хуанхэ, Янцзы, Чжуцзян»). Эта классификация была создана в основанной в 1909 году в Шанхае Ассоциации «Цзинъу», впервые предпринявшей попытку систематического научного изучения ушу. Однако в данную схему не укладываются стили, распространённые в регионах, через которые ни одна из этих рек не протекает, да и само сведение стилей в группы выглядит довольно искусственным.
• Разбиение на стили, предпочитающие ведения боя на дальней дистанции — «чанцюань», и стили, предпочитающие ведение боя на короткой дистанции — «дуаньда» (短打). В эту схему не укладываются многочисленные стили, в которых бой ведут как на длинной, так и на короткой дистанции.
Ушу-таолу («комплексы ушу») — это вид спорта. Участники соревнуются в выполнении комплексов движений, составленных из движений различных стилей ушу с добавлением акробатических элементов; оценки выставляются за сложность движений, чёткость их выполнений, театральность исполнения и т. п. Помимо соревнований по исполнению комплексов в одиночку, существуют также такие виды соревнований, как командное исполнение комплексов и постановочные поединки (дуйлянь).
Саньда — свободный контактный поединок. Поединок проводится в полный контакт. Спортсмен облачен в защитную экипировку, включающую: шлем с защитой подбородка и висков, капу (загубник), боксерские перчатки (вес перчаток в зависимости от весовой категории участника), нагрудник (жилет), защиту от удара в пах. Возможно бинтование голени и бедер (по медицинским показаниям).
Туйшоу («толкающие руки») — тренировочное упражнение, применяемое в тайцзицюань для развития чувствительности. В соревнованиях по туйшоу спортсмены должны без использования захватов и ударов заставить противника выйти за пределы круга или упасть на землю.
Шуайцзяо — борьба, чьи истоки восходят к видам борьбы кочевых народов монгольской степи. Современный вид эта борьба приняла во времена династии Цин, когда при императорском дворе существовал специальный батальон, предназначенный для борцовских соревнований на императорских пирах, в который отбирались лучшие борцы со всей маньчжурской армии. По традиционным правилам побеждает тот, кто в трёх схватках дважды свалил противника («схватка» — это борьба до тех пор, пока кто-нибудь не окажется на земле). Борцы одеты в жёсткие куртки с короткими рукавами, плотно прилегающие к телу, длинные штаны и обувь. Разрешены захваты за края рукавов, полы и воротники куртки, за пояс; можно хватать за ноги, но нельзя захватывать только штаны. При проведении бросков с использованием ног можно наносить удары ногами по ногам в зону от стопы до колена (исключительно).
Стили традтционного УШУ:
• Багуачжан — Ладонь Восьми Триграмм
• Баймэйцюань — Кулак Баймэя
• Байхэцюань — Кулак Белого журавля
• Бацзицюань — Кулак Восьми Пределов
• Вин чун — Вечная весна
• Гоуцюань — Кулак собаки
• Гунлицуань — Кулак внутренней и внешней наработки
• Дуаньдацюань — Кулак коротких ударов
• Ицюань — Кулак воли он же Дачэнцюань Кулак Великого достижения
• Инчжаоцюань — Кулак орлиных когтей
• Люхэбафацюань — Кулак шести взаимосоответствий, восьми методов
• Люхэцюань — Кулак носящих шапочку-шестиклинку
• Мицзунцюань — Кулак потерянного следа, он же Яньцинцюань Кулак Янь Цина
• Мэйхуачжуан — (Кулак на столбах сливы мэйхуа
• Пигуацюань — Кулак рубок и подвешиваний
• Саньхуанпаочуй — Пушечные удары Трёх императоров
• Синъицюань — Кулак оформленной воли
• Синьилюхэцюань — Кулак сердца, воли и шести взаимосоответствий
• Синьицюань — Кулак сердца и воли
• Суньбиньциань — Кулак полководца Сунь Биня
• Тайцзицюань — Кулак Великого предела
• Тайцзуцюань — Кулак императора Тай-цзу
• Танланцюань — Кулак богомола
• Тунбицюань — Кулак выбрасывания силы сквозь руки