Курчатовские классы что это
Курчатовские классы
Уважаемые родители и учащиеся!
С 1 сентября 2021 года в ГБОУ Гимназия №5 в рамках инновационного образовательного проекта «Курчатовский класс», начнет функционировать «Курчатовский класс» на базе 5-ых классов технологического профиля. Соглашение о сотрудничестве было подписано 3 мая 2021 года между Правительством города Севастополя и ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт».
ГБОУ Гимназия №5 объявляет о наборе в 5 «Курчатовский класс» на 2021-2022 учебный год. Набор проводится по результатам индивидуального отбора. Для записи на участие в отборе необходимо подать заявление.
Сроки приёма заявления: с 15.07.2021 г. по 13.08.2021 г.
Время приёма: понедельник-пятница, с 9.00 до 13.00, с13.30 до 16.00
Ответственный за прием заявлений: секретарь Бушуева Т.С.
Перечень необходимых документов:
• Копия табеля успеваемости обучающегося;
• Портфолио (копии: грамоты, дипломы, сертификаты, удостоверения и иные документы, подтверждающие учебные, интеллектуальные достижения обучающегося (призовые места).
Порядок проведения индивидуального отбора:
1. Прием заявлений родителей (законных представителей) обучающихся на участие в индивидуальном отборе, к которому прилагаются: табель успеваемости за последний учебный год или выписку текущих отметок (при переводе из другой образовательной организации), портфолио достижений обучающегося (копии грамот, дипломов, сертификатов, удостоверений, подтверждающие учебные, интеллектуальные достижения обучающихся) (с 15.07.2021 г. по 13.08.2021 г).
ДЕМОВЕРСИЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ: МАТЕМАТИКА, ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, РУССКИЙ ЯЗЫК
3. Работа комиссии по индивидуальному отбору, составление рейтинга обучающегося, принятие решения о рекомендации к зачислению обучающихся в «Курчатовский класс» (17.08.2021 г.)
4. Объявление результатов индивидуального отбора и формирование списка обучающихся, прошедших процедуру индивидуального отбора по рейтингу. Итоги индивидуального отбора размещаются на информационном стенде Гимназии (18.08.2021 г.)
5. Прием и рассмотрение апелляций, принятие решения конфликтной комиссии об отклонении или удовлетворении апелляции (18.08.2021 г.).
6. При наличии свободных мест проведение дополнительного индивидуального отбора (20.08.2021 г.).
7. Подача заявления о приеме в «Курчатовский класс», зачисление в «Курчатовский класс» (20.08.2021 г.).
Современный быстроменяющийся мир постоянно предъявляет обучающимся вызовы, требующие не только знаний, но и активности, инициативности, способности правильно принимать решения в любой жизненной ситуации, в том числе в условиях стремительного проникновения науки и технологий в повседневную жизнь современного человека. В этой ситуации развитие фундаментального и инженерного образования становится приоритетной стратегической задачей для системы образования всех уровней в Российской Федерации.
Главным результатом обучения в образовательной организации (далее ОО) становится освоение базовых теоретических понятий, способность применять их в решении практических задач и получении новых знаний. Будущее признаётся за междисциплинарными исследованиями в области химии, физики, биологии, информационных технологий, в приоритете нанотехнологии, биотехнологии, информационно-коммуникационные и когнитивные технологии.
Для успешного проведения сложных междисциплинарных исследований, нужны специалисты нового типа – с фундаментальным (классическим) физико-математическим образованием, с углублённым пониманием биологических процессов, законов химии, с умением компьютерного моделирования, навыками выполнения экспериментальных задач и владением как методиками различных измерений, так и технической грамотностью.
Образовательная программа «Курчатовский класс» направлена на достижение высоких образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (далее – ФГОС ООО).
В московских школах открылись атомные, курчатовские и предпринимательские классы
В разработке учебных программ для них принимают участие специалисты Курчатовского института, Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, МИФИ и госкорпорации «Росатом».
В городских школах открылись новые направления предпрофессиональных классов — атомные и предпринимательские, рассказала Анастасия Ракова, заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития.
«В этом году в Москве возросло число школьников, обучающихся в предпрофессиональных классах. Мы видим, что это очень востребовано среди учеников, поэтому мы открыли еще несколько направлени. В шести школах создали атомные классы, где ребята будут изучать ядерные технологии. Еще в 10 школах дети будут учиться в предпринимательских классах, где их научат навыкам разработки и реализации предпринимательских идей, важных для города и страны. Также в пяти школах в рамках инженерных классов выделено отдельное направление — курчатовское, организованное при сотрудничестве с Курчатовским институтом», — сообщила вице-мэр.
Атомные классы станут одним из направлений среди инженерных классов. Они созданы в сотрудничестве с Национальным исследовательским ядерным университетом «МИФИ» и госкорпорацией «Росатом». В них будут готовить необходимых городу специалистов в области ядерных технологий, которые используются во многих сферах: энергетике, медицине, науке.
В атомных классах будут не только углубленно изучать математику и естественно-научные предметы, но и на практике знакомиться с современными решениями в применении ядерных технологий: от инновационной продукции до материаловедения и цифровых разработок.
Курчатовские классы, открывшиеся в пяти школах, — отдельная специализация инженерных классов. Этот проект развивается при поддержке Национального исследовательского центра «Курчатовский институт», детского технопарка на его базе, а также вузов-партнеров. Он позволит организовать практикумы, выполнение проектов и исследований по новым направлениям науки и технологий, стажировки на научных предприятиях.
Предпринимательские классы — новое направление академических классов. Проект реализуется совместно с Российским экономическим университетом имени Г.В. Плеханова, ученики будут разрабатывать и реализовывать бизнес-идеи. Преподаватели подготовили методические материалы для предпрофессиональных курсов, организации проектной деятельности, подготовки к конференциям, олимпиадам и предпрофессиональному экзамену.
При отборе в атомные, курчатовские и предпринимательские классы учитывались успехи школьников: высокие показатели независимых диагностик, победы на олимпиадах, конкурсах, чемпионатах и соревнованиях.
Всю информацию о школах, где открыты предпрофессиональные классы, вузах-партнерах, научных организациях можно найти на специальном сайте. Здесь же можно зарегистрироваться на мастер-классы и практикумы, экскурсии на производственные предприятия, лекции известных ученых, познакомиться с результатами исследовательских работ школьников — победителей предпрофессиональных конференций «Инженеры будущего», «Старт в медицину», «Наука для жизни» и «Курчатовский проект — от знаний к практике, от практики к результату».
Инновационная среда лицей 1547
Подробная информация о Курчатовском проекте
В России с 1 сентября вступил в силу новый ФЗ «Об образовании», требующий создания условий для реализации профильного обучения, проведения каждым старшеклассником индивидуального проекта, развития конкурентоспособного человека, обладающего компетенциями необходимыми для жизни. Для решения этих задач был создан Курчатовский проект. Он направлен на формирование конвергентной образовательной среды, отвечающей требованиям доступности и многофункциональности.
В Курчатовский проект входят 37 передовых школ Москвы, которые являются ресурсными центрами по внедрению конвергентных технологий в образовательных организациях 10 административных округов.
37 образовательных организаций города Москвы | ||
СВАО | 4 | ГБОУ №: 953, 962, 1449, 1568 |
СЗАО | 4 | ГБОУ № 1189, 1571, 1619, 1874 |
ВАО | 3 | ГБОУ №: 429, 1404, 1748 |
ЮАО | 3 | ГБОУ №: 438, 879, 1466 |
ЗАО | 4 | ГБОУ №: 1011, 1114, 1497, 1584 |
ЗелАО | 2 | ГБОУ №: 853, 1557 |
ЮВАО | 4 | ГБОУ №: 654, 1303, 1547, ГБОУ ЦТДиЮ « Технорама на Юго-Востоке» |
САО | 3 | ГБОУ №: 1296, 1409, 1601 |
ЦАО | 5 | ГБОУ №: 57, 354, 627, 2030, ГБОУ МУК № 15 |
ЮЗАО | 5 | ГБОУ №: 117, 1445, 1514, 1534, 2007 |
В настоящее время проект охватывает более 13500 учащихся и объединяет усилия более 360 учителей. Всего в рамках проекта оснащено более 140 учебных кабинетов. В каждой из школ созданы 4 лаборатории: по биологии, физике, географии и химии. 5 школ приняли решение о создании интегрированных лабораторий, в которых оборудование проекта составляет единый комплекс, расположенный в одном помещении.
Главным результатом обучения в школе является освоение базовых теоретических понятий (время, вещество, объем, сумма) и способность применять их в решении практических задач и получении новых знаний. Представители естественных наук считают, что будущее за междисциплинарными исследованиями в области химии, физики и биологии. Именно поэтому проект проводится для внедрения конвергентных технологий на уроке и во внеурочной деятельности учеников.
В проекте реализованы 4 вида технологий: нанотехнологии, биотехнологии, информационно-коммуникационные технологии и когнитивные технологии. В этой структуре формировались перечни оборудования, которое было предоставлено школам. Каждая образовательная организация в проекте была обеспечена специальной мебелью и программным обеспечением для работы с лабораторным оборудованием.
Один из основателей Курчатовского проекта Михаил Валентинович Ковальчук, доктор физико-математических наук и член-корреспондент РАН отмечает, что основой сближения (конвергенции) наук и технологий должны стать информационные и нанотехнологии, и выделяет следующие основные черты развития естественных наук:
1) переход к наноразмерам;
2) изменение парадигмы развития от анализа к синтезу;
3) сближение и взаимопроникновение неорганики и органического мира живой природы;
4) междисциплинарный подход вместо узких специализаций.
Эти положения определили содержание образовательных ресурсов, которые применяются учителями в Курчатовском проекте.
Создание конвергентных лабораторий предоставило учащимся и педагогам новые возможности:
1. Оборудование соответствует требованиям ФГОС среднего общего образования к условиям реализации образовательных программ и обеспечивает выполнение межпредметных исследований;
2. Оборудование лабораторий формирует аппаратные комплексы для решения максимального количества учебных задач на базе школьных лабораторий;
3. Оснащение обеспечивает деятельностное освоение предмета на базовом или углубленном уровне и реализует профильное обучение.
4. Оборудование проекта позволяет проводить индивидуальную и групповую исследовательскую работу, успешно готовиться к сдаче ЕГЭ, поступлению на естественно-научные и инженерные факультеты ВУЗов.
5. В условиях конвергентных лабораторий учащиеся могут выполнять индивидуальные проекты, ставшие неотъемлемым элементом среднего общего образования.
Очень важно, что в современных федеральных государственных образовательных стандартах впервые в истории отечественного образования умение учиться выделено как самостоятельный и важный результат образования.
Обучение в конвергентных лабораториях направлено на освоение универсальных учебных действий и понятий, находящиеся на стыке предметных дисциплин, которые в перспективе позволяют достигать высокие предметные результаты.
Для организации эффективной учебной деятельности каждый кабинет включает:
3. Лабораторное оборудование
4. Необходимые расходные материалы
6. Электронные образовательные ресурсы и специализированное программное обеспечение.
Давайте рассмотрим это на примерах.
Кабинет химии был оснащен спектрофотометром, позволяющим проводить количественные и кинетические измерения, определять спектр поглощения веществ. Цифровой иономер, позволяет проводить высокоточные измерения и исследовать концентрацию ионов в любых растворах. Электронные весы позволяют измерять массу с точностью до тысячных и решать задачи по количественной химии. Наборы реактивов позволяют проводить не только базовые эксперименты из курса школьной химии, но и изучать физико-химические показатели веществ и готовиться к профильным олимпиадам.
Кабинет физики включает в себя следующее уникальное оборудование: Атомный силовой микроскоп, с помощью которого можно изучать физические свойства и структуру вещества на уровне наноразмеров.
Набор «Лазерное излучение» позволяет получать голографические изображения различных трёхмерных объектов.
Набор для определения удельного заряда электрона даёт возможность наблюдать и исследовать движение электронов в магнитном поле.
Телескоп позволяет более детально изучать различные астрономические объекты и явления (лунные и солнечные затмения), а также составлять карту звёздного неба.
Кабинет географии оснащён следующим уникальным оборудованием:
Благодаря современной цифровой дистанционной метеостанции возможно создание школьной метеорологической службы, а в комплексе с другим оборудованием (по биологии, химии и физике) осуществление экологического мониторинга абиотических факторов среды.
Аппаратно-программный комплекс для приема данных дистанционного зондирования Земли позволяет использовать современные космические технологии, которые помогают получать самую современную информацию о процессах и явлениях происходящих на планете. Интерактивные столы позволяют работать с интерактивными картами, 3D-моделями природных объектов и явлений, космоснимками.
Комплект оборудования по биологии позволяет проводить исследования и эксперименты на пришкольных участках, парковых зонах, водных объектах. В набор оборудования входит мобильная лаборатория, необходимая для проведения биолого-экологических и биолого-химических исследований, анализа почвы, воды и воздуха.
Набор «Молекулярная биология» позволяет выделять ДНК из биологических объектов, создавать генетически модифицированные организмы, проводить биохимическую диагностику.
В процессе организации среды лабораторий школы-участники проекта применяли рекомендации, представленные на сайте Городского методического центра
В 2013 году на сайте были размещены:
1. Перечни оборудования Курчатовского проекта;
2. Методические рекомендации по расстановке и использованию учебного оборудования по всем предметам (биология, химия, физика, география).
3. Сборник инструкций по охране труда и технике безопасности. Эти материалы позволили своевременно подключить и настроить оборудование, правильно разместить в учебных лабораториях с учетом требований СанПиН.
Рабочая группа учителей разработала сборник примерных проектных работ на основе которых учителя составили программы по своим предметам.
В крымских школах появятся инновационные Курчатовские классы
В рамках региональной экспериментальной площадки будут открыты 25 Курчатовских классов естественно-математического направления. Об этом сообщает пресс-служба Минобразования РК.
Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым планирует реализовать инновационный Курчатовский проект в образовательной отрасли Республики Крым. С целью создания условий для реализации профильного обучения, разработки и защиты индивидуальных проектов обучающихся, развития конкурентоспособной обучающей среды и формирования компетенций, необходимых обучающимся в дальнейшей жизни.
В рамках региональной экспериментальной площадки будут открыты 25 Курчатовских классов естественно-математического направления, с нового учебного года в них будут обучаться 580 школьников 5-6-х классов. Работа будет направлена на формирование конвергентной образовательной среды, отвечающей требованиям доступности и многофункциональности.
На сегодняшний день главным результатом обучения в школе является освоение базовых теоретических понятий, способность применять их в решении практических задач и получении новых знаний. Представители естественных наук считают, что будущее за междисциплинарными исследованиями в области химии, физики и биологии. Именно поэтому проект будет реализован посредством внедрения конвергентных технологий во внеурочной деятельности обучающихся начиная с 5 класса. Это позволит выявить и развить способности и интересы обучающихся, поддержать и раскрыть раннюю одарённость.
На данном этапе создаётся Координационный совет и разрабатывается Положение об организации работы в Курчатовских классах. Будет составлена дорожная карта, разработана и утверждена учебная программа.
Курчатовские классы что это
Проектная форма обучения предполагает, что старшеклассники будут работать над инженерными проектами
Проект «Курчатовский центр непрерывного конвергентного (междисциплинарного) образования» (далее – Курчатовский проект) объединяет усилия учителей образовательных организаций, ресурсы сетевых учреждений Департамента образования и науки города Москвы и лучших специалистов Национального исследовательского центра «Курчатовский институт».
Участие в Курчатовском проекте – это уникальная возможность организовать образовательный процесс на базе современных конвергентных лабораторий, оснащенных высокотехнологичным учебным оборудованием.
Участниками Курчатовского проекта являются:
Целями проекта являются формирование конвергентного мышления у школьников и достижение эффективного межпредметного взаимодействия.
Реализация проекта началась в образовательных организациях города Москвы с 2011 года. В 2012−2013 годах осуществлена поставка учебного оборудования в школы и учреждения дополнительного образования. Это оборудование конвергентных лабораторий для обеспечения обучения школьников как на базовом, так и на профильном уровнях, а также для выполнения учебных проектов и исследований.
Основные направления реализации проекта:
Образовательные организации, оснащенные оборудованием проекта, работают как ресурсные центры города:
С сентября 2020 года в рамках проекта «Инженерный класс в московской школе» открыто новое направление «Курчатовский класс» при участии Национального исследовательского центра «Курчатовский институт».
Школы, реализующие направление «Курчатовский класс»:
1. ГБОУ Школа № 1514
2. ГБОУ Школа № 1547
3. ГБОУ Школа № 1557
4. ГБОУ Школа № 1568
5. ГБОУ «Курчатовская школа»
На базе НИЦ «Курчатовский институт» проводится обучение школьников курчатовских классов с использованием научной базы и технологических ресурсов для организации обучения в соответствии с современными исследованиями и разработками в сфере конвергентных НБИКС-технологий, физики элементарных частиц, высокотехнологичной медицины. На базе детского научно-образовательного технопарка НИЦ «Курчатовский институт» обучающиеся выполняют проекты и исследования.
Проект позволяет формировать у школьников целостную картину мира на базе междисциплинарных образовательных программ. Предоставляет возможность обучающимся выполнять проектные и исследовательские работы с использованием высокотехнологичного учебного оборудования в рамках актуальных научных направлений. Участие в проекте позволяет ориентировать выпускников на поступление в ведущие технические и естественно-научные вузы.
С 2015 года в рамках проекта ежегодно проводится Городская конференция «Курчатовский проект – от знаний к практике», а с 2017 года – «Курчатовский проект – от знаний к практике, от практики к результату». На конференции учащиеся представляют свои проектные и исследовательские работы, а педагоги – мастер-классы по работе с оборудованием.
В рамках проекта НИЦ «Курчатовский институт» ежегодно проводит экскурсии для обучающихся профильных классов в лаборатории междисциплинарного научно-технического комплекса по различным направлениям исследовательской работы, осуществляет тьюторское сопровождение проектной и исследовательской деятельности школьников.
Нормативно-правовое обеспечение проекта