Курджиново карачаево черкесия что посмотреть
Пхия, дорога к Кислым источникам. Путешествие на Северный Кавказ, часть 16
Этот стоп-кадр с регистратора я сохранил на рабочий стол сразу же как вернулся из поездки по Северному Кавказу. Еще довольно долгое время, когда его видел, то немного вздрагивал. Потом было путешествие по Северу и, спустя время, кадр начал вызывать уже добрую усмешку. Сейчас, когда за спиной уже значительно больший опыт и видео из этой поездки собрано (его я, кстати, заботливо прикрепил внизу этого поста), я понимаю, что ничего страшного там не было. Ну как не было, скажет кто-то: подумаешь, глубоко… ну по ручки… ну без шноркеля… День был настолько теплый, что вода прибывала на глазах. Надо было торопиться, чтобы не остаться отрезанными от цивилизации до наступления лета.
Проехать от Курджиново до Пхии — самого высокогорного посёлка вдоль Большой Лабы — это, скажу я вам, уже подвиг! Виды вокруг хоть и живописные, но 5 часов пыльной дороги в стиле стиральной доски жутко утомляют.
К концу пути кажется, что позвоночник вот-вот рассыпется, а камни в почках растрясутся сами собой, и лечебные источники уже не понадобятся.
Утро встретило нас ярким солнцем и легким завтраком в виде чая. Почти все запасы уже были исчерпаны, а до ближайшего магазина добрая сотня километров.
Нам предстояло преодолеть еще 17 км, но для начала — взять брод, который остановил нас ночью.
С утра он оказался не таким страшным как поздней ночью. А вот мысль о том, что бурным он становится не из-за темноты, а из-за того, что днем солнце плавит снег в горах, пришла несколько позже. Ночью температура падает до нуля, и таяние снегов останавливается, поэтому с утра речки и броды выглядят гораздо менее опасными.
Мосты по дороге, что пешеходные, что автомобильные, доживают свой срок.
Вообще, дорогу после Пхии можно смело назвать каналом, так как вся она идет по реке.
Там, где вылезаешь из ручья, сразу же плюхаешься в лужу.
Но так как все они проточные, то все чистые и хорошо видно, что там на дне, в отличие от луж Рыбачьего.
Как на опасных горных серпантинах в помощь водителю ждет своего часа мешок с песком.
Иногда маршрут пути меняется естественными силами и, судя по всему, военные, что обитают в этих лесах, решают пойти простым путем.
Нельзя забывать, что эти места являются пограничной зоной. Поэтому, чтобы сюда попасть, нужно заблаговременно получить пропуск в Черкесске, столице Карачаево-Черкесской республики.
Мы были здесь в начале мая. Весна в этом году долго запрягала, поэтому до поляны 7-го поста на машине добраться не смогли.
Отъехали в сторонку и потопали пешком. Дорога постоянно идет в подъем, так что рассчитывайте свои силы.
Вместо 4 км нужно было пройти 5.6 км, да еще и по снегу.
Хорошему такому снегу, мокрому, тяжелому и рыхлому. Каждый метр давался с трудом. В среднем 1 км мы проходили за 40-45 минут.
Но все это стоило того, чтобы увидеть оживающий после зимы горный мир.
Горные реки из талого льда образуют невероятный цвет воды. Пока не увидишь его своими глазами — не поверишь, что вода на самом деле такая бирюзовая.
Просто удивительный цвет.
Поляна 7-го поста. Погода меняется на глазах: то дождь, то снег.
Эх, как же здесь все же красиво!
Про источники уже достаточно много информации в Интернете, я расскажу лишь коротко об основном:
Кислые источники находятся у перевала Адзапш, в долине реки Лаштрак, что в переводе как раз и означает Кислая река. Она является правым притоком реки Санчаро, которая начинается с одноименной горы. Источники в этом месте известны были с древних времен, именно здесь раньше проходил караванный путь. Во время Великой Отечественной Войны немцы изучали свойства местных вод и были поражены лечебным характеристиками, и тому, насколько разные группы органов и болезней можно здесь вылечить. Два источника, находящиеся рядом, в нескольких сантиметрах друг от друга, могут быть совершенно разной температуры и оказывать совершенно разное воздействие на организм. В каких-то купаются, какие-то пьют, а какими-то дышат. Немецкие специалисты после исследований дали каждому источнику назначение, а уже после войны надписи на камнях перевели. Пожалуй, это один из самых богатых источников мира, так как ни в одном более месте настолько плотно не представлено такого разнообразия.
Здесь бьют ключи для сердца, легких, печени и почек.
Тут лечат диабет, экзему, радикулит и болезни желудка.
Тут можно подлечить нервы, а вместе с ними глаза и зубы. Общий список вмещает более 20 наименований.
Летом здесь не протолкнуться, а сейчас не пробраться. Поэтому пока еще не стемнело, мы возвращаемся к машине.
Уже по дороге наверх мы обратили внимание, что реки под влиянием солнца становятся все полноводнее, поэтому наш спуск мы начали в ускоренном темпе, дабы успеть до темноты «переплыть» обратно в посёлок. Перспективы остаться до лета на этой стороне реки в ожидании уменьшения уровня воды нас не очень-то радовали. На обратном пути было уже не до съёмок и любований красотами, каждая минута была на счёту. Те места, которые мы проскакивали по пути наверх, даже не задумываясь о их глубине, обратно мы уже проезжали более внимательно. Особенно переживали за предпоследний брод. На обратном пути он выглядел бездонным морем.
Чем закончился проезд этого участка и последнего брода через реку Большая Лаба, который отделял нас от поселка Пхия, смотрите в видеорассказе об этой поездке, так как фотографий можно разместить только 20.
В общем, если соберётесь в Пхию — запасайтесь пропуском, терпением, подходящей одеждой и изучите погодные условия в этой местности.
За лайки, репосты и комментарии плюсик в карму и большой-большой респект!)
Следующая часть уже скоро!
vzhukov
Жуков Виктор
Я так вижу
В прошлую субботу были в Краснодаре и в этот же день заехали в Курджиново (село в Карачаево-Черкесии). Предлагаю небольшой фотоотчет.
1. Реклама в Краснодаре доступна даже бригаде разнорабочих студентов. Просто и незатейливо.
2. Смысл этой рекламы мы не поняли. И только Яндекс сказал мне, что это майонез.
3. Реклама легальной накурки в Краснодаре.
Кажется, что с цветами на фотографии что-то не то?
— Вот так преображается мир, после её употребления!
4. Трамваи в Краснодаре такие же страшные, как и в Пятигорске. Правда, у нас таких вагонов уже мало и наш трамвай узкоколейный, что придает ему некую изящность 🙂
5. Это карьеры в посёлке Мостовской Краснодарского края. Очень мне понравился этот поселок, чистые ровные дороги, красивые дома и заборы. Класс!
— Небо кажется нереальным? Это легальная накурка ещё не отпустила, господа! 🙂
6. Завод по производству гипсовых стройматериалов Knauf, расположен рядом с поселком Псебай в Краснодарском крае. Псебай находится на границе с Карачаево-Черкесией (последнее правильно писать с одной «с», хотя даже на официальном сайте Республики — www.kchr.info — написано с двумя).
Дороги в Краснодарском крае близки к идеальным. Ровные, везде разметка и знаки, и даже трава рядом с дорогой пострижена, а вся эта благодать заканчивается ровно на границе с КЧР. Было такое ощущение, что правительство Краснодарского края издевается и специально направляет утроенное финансирование на эту дорогу, чтобы разница была НАСТОЛЬКО очевидной.
7. Просто кисенька в поселке Курджиново.
8. Поселок Курджиново расположен на левом и правом берегу реки Большая Лаба. Он хорошо известен всем, кто хоть раз ездил в Дамхурц. Именно отсюда начинается дорога к лагерю в ущелье реки.
9. Когда-то в Курджиново вела железная дорога, но её закрыли. А местные жители разобрали её до основания и унесли домой все, что только могли унести. В этом доме все перекрытия и несущие балки выполнены с использованием украденных рельс.
10. Многие дома в Курджиново продаются, правда цена у них, мягко говоря, завышенная. Этот дом так и не дождался своих покупателей.
11. В Курджиново преобладают русские. Если бы не горы вокруг, то была бы типичная русская деревня. На некоторых домах можно найти приметы 21-го века.
12. Есть церковь. Фотографировал в движении — получилось симпатичное художественное размытие 🙂
13. Свадьба. Люди встречаются, люди влюбляются, женятся.
Потом стемнело и мы поехали домой, в Пятигорск, через Черкесск. По сравнению с краснодарскими дорогами — в КЧР пахота. Знаков нет, наверное, кому-то понадобились в хозяйстве. Разметки нет — какой дурак будет краску на дорогу выливать? Указателей нет — враги должны заблудиться сами. Скот, возвращается домой исключительно по центру дороги. И в дополнение к этому мэстные житэли на своих тюнингованных вазолетах с ксеноном, у которых отсутствуют поворотники и нет привычки переключаться с дальнего на ближний.
yarodom
Летопись: Люди, места, события, свидетельства
Кавказский путь Кришны
Фотопроекты
11 мая в индуистской культуре отмечается древний праздник Апара Экадаши, восхваляющий чистоту, милосердие, аскетизм и правдивость. © Ещё индуизм и буддизм, в т.ч. Россия
ИА REGNUM публикует фотопроект Игоря Кожевникова о кришнаитах села Курджиново и их добродетелях. Преданные. Так они себя называют. Так говорят друг о друге. У большинства из них два имени: светское и духовное. Они не едят мясо и рыбу. Не курят табак. И не пьют. В том числе кофе и чай. А еще они называют себя вайшнавы.
Мы же называем их — кришнаиты.
Село Курджиново когда то было известно благодаря достаточно крупному Бескесскому лесокомбинату. От былого остались лишь каменные остовы, административный корпус, в котором разместились курджиновские пожарные, да проходная с остатками дверей. О том, что в этом селе и хуторе Ершов (чуть выше по склону) обитают кришнаиты, я знал еще с советских времен. Кажется, в 1984 году в областной партийной газете «Ленинское знамя» была опубликована статья, как тогда говорили, «по этой проблеме». Дело в следующем: судили недавно приехавших в Курджиново молодых родителей за «издевательства» над собственным ребенком. Ну не может полноценно развиваться гражданин страны Советов без мяса и рыбы. Родителей приговорили к различным срокам заключения, а что с ребенком — не знаю. Потом стало вроде бы проще. Хотя и сейчас понятие «веротерпимость» на практике у многих вызывает неадекватную реакцию.
На въезде в село торговали грибами. У местных это, пожалуй, одна из немногих возможностей заработать каких-нибудь денег. Еще несколько лет назад билет в заезжий цирк «стоил» банку грибов. На свой вопрос, «Где у вас тут кришнаиты?», получил весьма лаконичное: «Да везде». И на самом деле «везде». Потому как новоселы покупают дома там, где их продают.
Ощущение присутствия кришнаитов появилось у меня еще на въезде в Курджиново. На мосту, на моей полосе дороги лежали коровы. Пришлось вежливо объезжать. Пока они мне позировали, заметил, что вежливы с коровами все проезжающие. Как в Индии.
На хуторе участливый мужичок показал дорогу в ашрам. На деле ершовский храм оказался мазанкой, которой, по-моему, необходим был ремонт, хотя бы косметический. Во дворике меня встретил брахмачари, храмовый служитель. Узнав о цели приезда, предложил последовать его примеру — разуться и войти. И сразу вспомнилась мечеть под Черкесском. Вернее, не сама мечеть, а обувь у входа…
Мы познакомились. Пуджари Винаи дас — представился монах. Его мирского, паспортного имени я не спросил. Как-то было не к месту. Уже потом, от «преданных», узнал, что он с Дальнего Востока, был моряком, и что жизнь его складывалась, мягко говоря, по-разному. Обряд нама-карана — наречение духовным именем — кришнаиты считают одним из самых значимых. Имя не только защищает человека от «дурного влияния нечестивого мира», но определяет его судьбу.
7. Брахмачари Пуджари Винаи у одной из стен ашрама
8. Брахмачари Пуджари Винаи
Мне повезло. В Курджиново приехал наставник Ади Пурша дас. Львовянин, с 1999 года проживающий в Индии. Его приезд был встречен членами общины с радостью, хотя, как мне показалось, — с радостью они встречают всякого. Я снимал их беседы. Мне нравились эти лица и глаза.
9. Ади Пурша дас
10. Наставник Ади Пурша дас проводит семинар
11. На семинаре
12. То же
13. Прилежный
14. На семинаре в Курджиново
Ночлег обустроили в Ершове. В домике «преданного», уехавшего на заработки. Вымыли полы, наносили воды, прокосили дорожку к туалету и дали ключ. Аскетичность моего временного жилища украшал непривычный, шедший как бы издалека, запах благовоний. Мой первый (неожиданный для меня) кришнаитский ужин — горстка вареного риса, чечевичный соус и тушеные со специями кабачки. Вкусно.
Кстати, во время приготовления пищи хозяйка никогда не пробует ее. Дело в том, что пища готовится не просто «для себя», а чтобы доставить удовольствие Кришне, который будет пробовать первым. Угощение хозяйка ставит на алтарь. В посуде, предназначенной только для Кришны. Приглашает его звоном колокольчика и мантрой (молитвой). Мантра повторяется несколько минут. Только после этого садятся за стол. Пища, предложенная Кришне, становится совершенно духовной и называется «прасад» (буквально «милость Господа»). Кроме всего остального, каждый должен получить хотя бы чуть-чуть с тарелки Кришны. Эта пища особо почитается и называется «маха-прасад».
16. Алтарь у Калпа Швини
17. Калпа Швини пробует прасад — пищу Кришны
18. В квартире Калпа Швини
Утром я познакомился с Говинда-Лила деви даси. Ниной Александровной из Омска. В Ершове она шесть лет. Сейчас занимается ремонтом — готовит дом к продаже. Решила провести остаток этой жизни в Индии. Возможно, в ее доме будет аюрведический центр («Аюрведа» на санскрите означает «знание жизни»). Надо отметить, что аюрведическое понятие здоровья имеет две составлящих: здоровье ума и здоровье тела. Деятельность тела подчиняется законам природы и находится с ней в полной гармонии.
19. Говинда Лила в окне своего дома
20. Говинда Лила в своём доме
Как знать, быть может, моя новая знакомая Вриндавани деви даси (Таня), провизор из Харькова, будет в этом центре готовить лекарственные препараты из трав. А пока она доит своих коров. У нее их две, да еще теленок. Вот с такого же теленка началась в 1999 году хуторская жизнь Вриндавани и ее мужа Андрея (Хиранйа Махашайа дас). Учились оба в Харькове. Правда, Андрей институт радиоэлектроники не закончил, потому как ушел в ашрам, где постигал духовную практику «сознания Кришны». Теперь, по его словам, живут деревенским укладом. Обустраивая быт, соорудил из того, что «валялось вокруг», некий самодвижущийся агрегат с достаточно габаритным кузовом. На вопрос, — «Что за надобность такая?», объяснил, — «Сено вожу».
Таких грихастхи (ведущих семейный образ жизни), как, впрочем, и остального хуторского люда в Ершове немного. Но сам хутор не пустеет во многом благодаря приезжающим сюда «преданным». Причины переезда у всех, конечно, разные. Но от многих вайшнавов я слышал о непроходящем ощущении дискомфорта там, откуда они приехали. И не всегда явном, но неприятии их духовного выбора асурами (материалистами) и верующими других конфессий. Приезжающие вайшнавы верят, что здесь для них начало нового мира.
22. Пуджари Винаи собирает лепестки роз
23. Пуджари Винаи собирает цветы для украшения ашрама
24. Пуджари Винаи, вечерний сбор цветов
25. Пуджари Винаи, вечерний сбор цветов
С одним из таких маленьких «начал» я познакомился у калитки. К сожалению, не спросил у Нитая про количество прожитых им лет. Но думаю, что он — царь. Не по детски сдержан и рассудительно немногословен. Но дело даже не в этом. Вайшнавы в воспитании детей придерживаются следующих правил: от рождения до пяти — ребенок царь, от пяти до шестнадцати — раб (слуга), старше шестнадцати — друг.
26. Маленький Нитай
27. Анжела танцует для своего сына
Сита деви даси (Маша) — старше Нитая. Ей тринадцать. Такая яркая и озорная, но почтительна и как бы неприметна в храме. Более шести лет назад из Индии, как из далекой сказки, Сита привезла ощущение праздника. А ее мама, Калпа-Швини деви даси (Ольга Львовна), еще и воспоминание о близости смерти.
28. Сита на семинаре
29. Сита деви даси с подарком
«…Отравление у Маши было крайне тяжелым. Я всё время держала ее на руках. И было чувство, что Ситы становится все меньше и меньше. Я педиатр и знала, что делать. Но где… Рикши, улицы, больницы, лица. И в каждой больнице — «нет», «нет», «нет». Мне самой уже стало казаться, что ее не спасти… Очередной госпиталь, очередной дежурный врач. Боже. Он понимает русский… Он учился у нас… Уже потом, когда всё самое страшное было позади, мы с доктором удивлялись поразительному совпадению времени и места. В этом госпитале он дежурит только один раз в месяц».
Рисунок на лице Ситы (наверное, жалко потом смывать) — сегодняшний подарок Розы, художника-любителя и друга «преданных». Сюда, «где тепло, где яблоки», профессиональный токарь приехала из Якутии. Теперь ее любительство помогает жить. Случаются заказы. А летом свой семейный бюджет Роза пополняет на черноморском побережье.
Барнаульский режиссер Ольга Пинаева (Оджасви Гопи деви даси), так вышло, открыла свое дело. Агентство недвижимости. Еще до приезда в Курджиново она прошла стажировку и приобрела вторую профессию. Муж Володя (Ваданья Нимай дас) и часовщик, и автомеханик, и звукорежиссер. Стабильный заработок это не приносит, но семье помощь. Курджиновский музыкальный ансамбль — результат их инициативы.
Дважды заходил к Полюховичу Игорю Григорьевичу (Гонатх дас), практикующему частному стоматологу, да так и не удалось поговорить. Пациенты…
Был в аптеке и в небольшом хозяйственном магазине детского хирурга, кандидата медицинских наук. В Курджиново его тогда не было, но познакомился с родителями — замечательными, житейски мудрыми, людьми. Еще один хороший день.
34. В сельском магазине вайшнава
35. Строймаркет
Уезжаю. Опять мост, коровы, дорога. В уютной трубке хороший табак. Блокпост. И надо остановиться, — опять документы, досмотр, регистрация. Странно, но нет во мне привычного внутреннего раздражения. Улыбаюсь. И мне улыбаются: — «Ладно, проезжай».
Каждый человек, согласно Ведам, в течение жизни должен совершить не менее десяти обрядов (всего их сорок восемь). Мне бы совершить хотя бы один, мой собственный — вернуться.
Курджиново
Курджиново — село (до 1995 года — посёлок городского типа) в Урупском районе Карачаево-Черкесии. Административный центр Курджиновского сельского поселения (включает село Курджиново, посёлок Азиатский, село Псемён, посёлок Рожкао).
География
Село расположено на левом берегу реки Большая Лаба (которая, сливаясь с Малой Лабой, образует реку Лабу — приток Кубани). Центр села находится на высоте около 800 м над уровнем моря.
Происхождение названия
Существует несколько версий происхождения названия населённого пункта:
История
Посёлок основан в 1934 году. До 1960 года входил в состав Псебайского района Краснодарского края. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР № 713/10 от 23 февраля 1960 года передал Курджиновский сельсовет (в составе: посёлки Курджиново, Предгорный и Тёплый) в Преградненский район Карачаево-Черкесской автономной области. При этом значительная часть Курджиновского сельсовета была передана в состав КЧАО ещё раньше, в 1957 году (указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 января 1957 года № 721/3). В частности, были переданы: село Псемён, хутор Ершов, посёлок Рожкао, посёлок Азиатский, посёлок Подскальный и ряд ныне не существующих посёлков (Верхний Бескес, Нижний Бескес, Мостовая Поляна, Тамский, Точёный).
На 1 января 1961 года в Курджиновский сельский совет, кроме самого посёлка Курджиново, входили также посёлки Азиатский, Верхний Бескес, Мостовая Поляна, Нижний Бескес, Предгорный, Рожкао, Тёплый и Точёный. Решением краевого исполкома Ставропольского края № 317 от 9 мая 1961 года Курджиново стало рабочим посёлком, и в Курджиновский поселковый совет вошли Азиатский, Мостовая Поляна, Нижний Бескес, Рожкао и Точёный (а также, вероятно, Верхний Бескес и Тёплый). Упоминания посёлка Верхний Бескес исчезают после 1963 года.
Согласно решению Ставропольского крайисполкома от 7 августа 1963 года № 494 в Курджиновский поссовет перешёл посёлок Псемён. На 1 января 1966 года в поселковом совете значится, кроме вышеперечисленных, ещё и посёлок Грушёвая Поляна. Решениями исполкома КЧАО от 20 сентября 1971 года № 619 и краевого исполкома от 30 сентября 1971 года № 787 он был снят с учёта. 30 ноября того же года решением крайисполкома № 962/22 снят с учёта посёлок Точёный в связи с отсутствием жителей. В тот же день решением исполкома края № 964 посёлки Бескес (ранее — Нижний Бескес), Мостовая Поляна и Тёплый присоединены к пгт Курджиново.
Население
По данным переписи 2010 года, в селе проживало 2797 мужчин и 3197 женщин, национальный состав населения был следующим:
По данным переписи 2002 года, национальный состав населения был следующим:
Инфраструктура
В селе есть 2 средние школы, больница, Дом культуры, пекарня. В советское время работала мебельная фабрика, производившая, по некоторым оценкам, до 20 % всей школьной мебели в СССР.