Курганы краснодарского края что это

Курганы Кубани вдвое старше официальной истории Скифов

Курганы краснодарского края что это. Смотреть фото Курганы краснодарского края что это. Смотреть картинку Курганы краснодарского края что это. Картинка про Курганы краснодарского края что это. Фото Курганы краснодарского края что это

Есть земли, о которых говорят: культурные слои здесь присутствовали на протяжении всей истории человечества. То есть, люди здесь селились всегда. Кубань, безусловно, относится к числу таких территорий. Не будем вспоминать о древнейших временах и находках, насчитывающих десятки и сотни тысяч лет. Начнем с V тысячелетия до н.э., ведь именно с этого времени археологи обнаруживают здесь множество артефактов, проливающих свет на древние страницы нашей истории, которые долгое время от нас тщательно скрывали.

Уже около семи тысячелетий назад здесь, как и на всей территории Северного Кавказа, научились обрабатывать медь, а затем и бронзу. Множество курганов на кубанских землях, кстати, относят еще к эпохе бронзы. Некоторые из них всемирно известны, как, например, знаменитый Майкопский курган.

Принято считать, что скифский народ появился на исторической арене не ранее, чем 2800-2600 лет тому назад. Но если мы познакомимся с материалами раскопок кубанских курганов, которым не менее 5 тысячелетий, то обнаружим удивительное сходство с курганами Великой Скифии.

Возникает закономерный вопрос: как получилось, что типично скифские погребения датируются тем временем, когда, согласно официальной исторической версии, и сами-то скифские племена не существовали?

Что нам известно доподлинно?

1. Что на Прикубанье около III-II тысячелетий до н. э. жили племена различных археологических культур (в том числе, срубной, о чем пойдет речь ниже). Уж не они ли оставили после себя богатейшие коллекции украшений, выполненных в скифском «зверином стиле»?

2. Что исконными жителями кубанских степей и предшественниками скифских народов историки считают меотов и синдов, о чем мы говорили в предыдущей статье. Они, кстати, с древнейших времен занимались земледелиям, причем, применяли даже искусственное орошение. Вот на этом-то основании и делаются выводы, что такие искусные земледельцы никак не могли быть ни скифами, ни сарматами. Но ведь еще Геродот говорил о скифах-землепашцах. Да и то, что Скифия экспортировала зерно в Грецию, тоже установленный факт. Однако, несмотря на эти факты, меотов и синдов упорно продолжают считать земледельцами, а скифские народы – исключительно кочевниками-скотоводами, а значит – совершенно разными народами.

Но вот что интересно, археология с этим не согласна, она говорит нам о том, что культуры меотов и сарматов (тоже скифского народа) однотипны.

Сами же названия этих племен – типичная для многих народностей привязка к местности.

Меоты – это жители Приазовья. Ведь Азовское море в древности носило название Меотиды.

Синды – это значит «живущие у реки», поскольку «синд» – это и есть река на праиндоевропейском, то есть, на одном из древнейших языков Славян-Аариев.

Само собою напрашивается предположение, что древние арии, жившие на этой территории с незапамятных времен, примерно к I тыс. до н. э. стали называться скифами и сарматами, никуда со своих земель они не уходили, а доскифские названия ряда местностей сохранились еще с прошлых тысячелетий.

Курганы краснодарского края что это. Смотреть фото Курганы краснодарского края что это. Смотреть картинку Курганы краснодарского края что это. Картинка про Курганы краснодарского края что это. Фото Курганы краснодарского края что это

3. Все сказанное выше справедливо также и для киммерийцев, который оставили на Кубани не менее яркий след. Напомним, что по обе стороны Керченского пролива во времена Геродота все еще сохранялись типичные киммерийские названия, да и сам пролив некогда назывался Боспором Киммерийским. Кстати, киммерийцы – это действительно один из древнейших народов, о котором есть письменные упоминания в античных источниках.

Давайте на примере раскопок проследим, как сохранялась преемственность культуры в Прикубанье на протяжении столетий и тысячелетий.

Для начала – произведения искусства, относящиеся к скифскому времени.

Курганы краснодарского края что это. Смотреть фото Курганы краснодарского края что это. Смотреть картинку Курганы краснодарского края что это. Картинка про Курганы краснодарского края что это. Фото Курганы краснодарского края что это

Золотой олень, Костромской курган, начало 6 в. до н.э.

Курганы краснодарского края что это. Смотреть фото Курганы краснодарского края что это. Смотреть картинку Курганы краснодарского края что это. Картинка про Курганы краснодарского края что это. Фото Курганы краснодарского края что это

Пластина из золота и свинца, 5-4 вв. до н.э.

Курганы краснодарского края что это. Смотреть фото Курганы краснодарского края что это. Смотреть картинку Курганы краснодарского края что это. Картинка про Курганы краснодарского края что это. Фото Курганы краснодарского края что это

Бляшка: золотые пантера и вепрь, 4 в. до н.э.

Курганы краснодарского края что это. Смотреть фото Курганы краснодарского края что это. Смотреть картинку Курганы краснодарского края что это. Картинка про Курганы краснодарского края что это. Фото Курганы краснодарского края что это

Золоые серьги, 2 в. до н.э., станица Ладожская

Курганы краснодарского края что это. Смотреть фото Курганы краснодарского края что это. Смотреть картинку Курганы краснодарского края что это. Картинка про Курганы краснодарского края что это. Фото Курганы краснодарского края что это

Золотая гривна, 2-1 вв. до н.э., станиица Старонижестеблиевская

Курганы краснодарского края что это. Смотреть фото Курганы краснодарского края что это. Смотреть картинку Курганы краснодарского края что это. Картинка про Курганы краснодарского края что это. Фото Курганы краснодарского края что это

Золотая гривна, 1 в.н.э., станица Старокорсунская

Историки подчеркивают, что богатые погребения на кубанских землях появились не ранее первой половины VI в. до н, э., и вот они уже однозначно причисляются к скифским или киммерийским.

Курганы краснодарского края что это. Смотреть фото Курганы краснодарского края что это. Смотреть картинку Курганы краснодарского края что это. Картинка про Курганы краснодарского края что это. Фото Курганы краснодарского края что это

Золотая пантера, Келермесский курган, 6 в. до н.э.

А теперь обратите внимание на нижнюю строку этой надписи.

Курганы краснодарского края что это. Смотреть фото Курганы краснодарского края что это. Смотреть картинку Курганы краснодарского края что это. Картинка про Курганы краснодарского края что это. Фото Курганы краснодарского края что это

Известный археолог Н.И. Веселовский внес действительно огромный вклад в изучения древностей Прикубанья. Но что мы читаем в нижней строке? 2500 лет до н.э. – в это время, если верить историкам, скифских племен не было и в помине.

Курганы краснодарского края что это. Смотреть фото Курганы краснодарского края что это. Смотреть картинку Курганы краснодарского края что это. Картинка про Курганы краснодарского края что это. Фото Курганы краснодарского края что это

Но вот что Веселовский обнаружил в Майкопском кургане: множество золотых, серебряных и медных предметов (в том числе, 19 фигурок быков и 68 – львов); все это великолепие составило отдельную экспозицию в Эрмитаже под названием «Золото Кубани».

Курганы краснодарского края что это. Смотреть фото Курганы краснодарского края что это. Смотреть картинку Курганы краснодарского края что это. Картинка про Курганы краснодарского края что это. Фото Курганы краснодарского края что это

Но для нас важно следующее: племенной вождь здесь погребен по типично скифскому обычаю, тело его густо засыпано красным суриком, а лицо направлено строго на восток – то есть, на восход Солнца. Но ведь точно так поступали наши поклонявшиеся Солнцу Предки и 20, и 30 тысяч лет назад!

Курганы краснодарского края что это. Смотреть фото Курганы краснодарского края что это. Смотреть картинку Курганы краснодарского края что это. Картинка про Курганы краснодарского края что это. Фото Курганы краснодарского края что это

1. Серебряные шесты; 2. Фигурка льва; 3. Сосуд с изображениями животных;
4. Фигурка быка; 5. Золотая диадема;

Курганы краснодарского края что это. Смотреть фото Курганы краснодарского края что это. Смотреть картинку Курганы краснодарского края что это. Картинка про Курганы краснодарского края что это. Фото Курганы краснодарского края что это Курганы краснодарского края что это. Смотреть фото Курганы краснодарского края что это. Смотреть картинку Курганы краснодарского края что это. Картинка про Курганы краснодарского края что это. Фото Курганы краснодарского края что это

Фигурки из Майкопского кургана (республика Адыгея, бывшая Кубанская обл.),
конец 4, начало 3 тысячелетия до н.э.

Еще раз подчеркнем, вождь погребен в Майкопском кургане по скифскому обычаю, но при этом возраст кургана – 4-3 тысячелетие до н.э., то есть, если верить историкам, скифских племен как таковых в это время еще не существовало.

А кто же тогда существовал?

Интересно, что Геродот в своих трудах называет довольно точное время правления первых скифских царей – за 1000 лет до первого похода персидского царя Дария в Причерноморье. То есть, около 1500 лет до н.э.; но ведь именно этот период археологи связывают с формированием срубной культуры (с 18-16 вв. до 12 вв. до н.э.), наследниками которой стали скифские народы.

Известный ученый Б.Н. Граков считал скифские народы, в том числе, киммерийцев прямыми наследниками срубной культуры. Сегодня в ряде энциклопедий эта культура так и называется – протоскифской.

И еще одну народность, которую связывают с прикубанскими степями, хотелось бы вспомнить. Это касоги, которые, по мнению большинства исследователей, существовали еще в бронзовом веке. Интересно, что в некоторых кавказских языках до сих пор сохраняется слово «гасхи», и оно означает «русские». Касоги (или каски), которых ученые зачастую относят и к скифо-сарматским племенам, всегда были связаны именно с Прикубаньем и Приазовьем. Есть все основания считать, что слово «казаки» восходит, в том числе, и к этому названию.

Все эти факты очень неудобны для тех, кто пытается изобразить скифов ираноязычными монголоидами, а Славян и Русов этакими молодыми народами, которым цивилизацию принесли западные просветители. Ведь если признать, что Россия – наследница Тартарии и Скифии, а скифские народы произошли от еще более древней культуры, которая была у нас развита на огромных территориях, то придется «углубить» Славяно-Русскую историю на 4-5 тысячелетий. А если вспомнить, что и у срубной культуры были свои предшественники, эту цифру придется умножить на 10 (к примеру, поселение Костенки под Воронежем насчитывают не менее 45 тысяч лет).

Именно поэтому так важны для понимания наших корней скифы Кубани, могущественные обитатели южнорусских степей, которых мы сегодня по праву можем назвать своими Предками.

Источник

Выселковские курганы хранят тайну тысячелетий

Кубанские казаки наследовали территорию великих цивилизаций

На территории Березанского сельского округа зарегистрировано 37 курганов-могильников

Курганы краснодарского края что это. Смотреть фото Курганы краснодарского края что это. Смотреть картинку Курганы краснодарского края что это. Картинка про Курганы краснодарского края что это. Фото Курганы краснодарского края что это

Именно курганы приглянулись Захарию Чепеге как стратегические высоты, когда он определял в 1793-м будущее расположение кубанских населенных пунктов. атаман повелел основать около них Батуринское и Березанское селения.

Они оба были привязаны к «дозорным» насыпям, так как сторожевой ансамбль из двух холмов исключительно эффективен. Чем еще знаменательны березанские курганы, рассказывает краевед Михаил Яценко.

Погребальные холмы

По данным Комитета по охране памятников истории и культуры, на территории Березанского сельского округа зарегистрировано 37 курганов-могильников. Далеко не все они угадываются очевидно, и только археолог может определить, что та или иная едва заметная возвышенность не просто бугор, а творение людей, живших много веков назад.

Возникновение курганов относится к эпохе бронзы (это III тысячелетие до нашей эры). То есть 5 тысяч лет назад на месте станицы и ее окрестностей жили люди. Этому способствовала близость реки, которая на протяжении многих столетий свое русло меняла незначительно, иначе на ее берегах просто не было бы могильников.

Курганное зодчество закончилось с уходом с исторической арены скифов. Но их курганы по прямому назначению вплоть до XIII века использовали все последующие народы, населявшие причерноморские территории (строго говоря, есть и казацкие курганы, но они конструктивно отличаются от скифских и встречаются только на Украине).

Закладка кургана начиналась с обычной могилы-ямы, вырытой в степи. Туда помещался покойник, и сверху насыпался холм. Глубина захоронения и высота насыпи зависели от знатности усопшего. Благодаря такой традиции древних людей мы сегодня о них знаем достаточно много.

Археологи того покойника, ради которого был насыпан курган, называют «хозяином». В течение последующих сотен лет к нему, в надземную часть, подхоранивали многих других — менее знатных, но уважаемых жителей степей.

Березанские курганы хранят следы практически всех известных на Кубани цивилизаций, начиная с каменного века до ногайских времен. Крупнейшие из них — киммерийцы, скифы, сарматы, гунны, готы и более поздние — хазары, печенеги, половцы, татары.

Очень часто вершину кургана венчала каменная статуя. Такие изваяния еще называют «половецкими бабами» (одна из них установлена в сельской библиотеке ст. Березанской). Пока однозначного объяснения им не дано.

Первые переселенцы застали их в степи великое множество. Но варварское отношение к этим творениям сделало свое дело. Статуи укладывали в фундаменты строящихся зданий, дробили на щебень, даже измельчали на кормовые добавки. Задача нынешнего поколения — сохранить хотя бы те немногие, что еще можно собрать по усадьбам любопытных жителей ст. Березанской, пос. Заречного и х. Заря.

Братская могила

Бережно необходимо относиться и к нашим курганам.
37 курганов на сравнительно небольшой территории говорят о том, что местность была густо заселена с древних времен. И была она степною (в лесной полосе методы захоронений были другими).
Согласно археологической карте, составленной Е. Д. Фелициным в 1882 году, основные скопления курганов находятся в следующих квадратах:
— в секторе, образованном нынешним Ростовским шоссе и р. Бейсуг;
— по правому берегу р. Бейсуг вверх до х. Первомайского;
— по правому берегу Бейсужка и дальше вниз по р. Гаджировка.

Все курганы у нас искусственного происхождения. Значит, там обязательно есть захоронение. Но теоретически могил может и не быть. Это в случае, если курган был насыпан как сторожевой, но такие «пустые» холмы — большая редкость. Как правило, для сторожевых целей использовался обычный ритуальный курган. Благо в степях их было множество.

Причем, как утверждают специалисты Краснодарского историко-археологического музея, в их практике не было случая, чтобы в процессе раскопок находили только одно захоронение. Бывало, в одном кургане обнаруживалось до 100 погребений.

Но далеко не все курганы заметны сразу.
Например, при строительстве новой очереди компрессорной станции в 90-е годы на Гаджировке в ходе земляных работ строители неожиданно наткнулись на два половецких захоронения примерно XII-XIII века. Ничто не указывало на то, что под застройку попадает курган, — так, ровное место в степи.

Одно из захоронений женское. В нем женский скелет и скелет оседланной лошади. Рядом прясло. Седло истлело, остались только два разных стремени. Разных, видимо, оттого, что женщина не принадлежала к богатому роду, и ей в могилу положили то, что близкие смогли наскрести. Хорошие металлические стремена тогда в степи стоили целое состояние. Холм над ее могилой тоже возвели минимальной высоты. Но все же он оказался привлекательным для второго захоронения.

Во втором захоронении — мужчина с копьем. Этот был еще беднее, потому что без коня. Холм был настолько невысоким, что даже для пахаря с сохой не являлся проблемой. В результате к концу XX века от него не осталось и следа.

Эти два захоронения, вскрытые на месте березанской компрессорной, считаются независимыми. Сначала похоронили девушку на лошади и насыпали над ней невысокий холмик. Невысокий — от бедности рода, к которому погребенная принадлежала. А через время в этот холмик подхоронили воина, еще беднее. Между этими событиями может быть разница лет в 100.

Сохранить курганы

К сожалению, березанские курганы, некогда высокие и величественные, сегодня такими не являются. Время, дожди, ветры сказались на их сохранности. Но главный разрушитель курганов — распашка.
Земледелие в наших краях активно развивалось с 1794 года. Точнее говоря, интенсивное земледелие начинается намного позже, казаки, привыкшие к трудам ратным, не очень охотно брались за чапиги.
Основное землепашество началось с 70-х годов XIX века, когда на Кубань хлынули толпы безземельных переселенцев. Но даже и они курганам почти не угрожали, так как основным орудием для обработки пашен у них была соха. А массовое разрушение курганов началось с появлением тракторных отвальных плугов.
Некоторые курганы пострадали потому, что располагались в «неудобном» месте.

В частности за х. Заря в направлении Выселок стоял высокий курган. На свою беду он располагался на достаточно ровном участке местности. В тридцатые годы эту территорию военные присмотрели себе для строительства аэродрома, и курган сравняли с землей. Аэродром почему-то не построили, но кургана больше нет.

Из 37 курганов, расположенных на землях Березанского сельского поселения, 6 находятся под охраной государства (по данным ведомости краевого комитета охраны памятников):
1. Северная окраина ст. Березанской;
2. 2-3 км северо-западнее ст. Березанской;
3. Юго-западная часть бывшего колхозного сада;
4. Юго-западная окраина ст. Березанской, участок 6 бригады;
5. Южная окрестности х. Заря, участок
5 бригады;
6. 1 км западнее х. бывшего Ленинского, участок 4 бригады.

К сожалению, государственная охрана этих памятников выглядит очень условно. В частности курган на территории бригады 7 колхоза «Кубань» местные механизаторы (бригада располагалась у подножья кургана) бульдозерами срыли наполовину. Это несмотря на то, что на вершине кургана находился государственный геодезический знак.

Курган на полевом стане № 7 является частью ансамбля из шести компактно расположенных курганов разной высоты. Это некрополь вождей цивилизации, длительное время располагавшейся где-то поблизости. И жили тут, у реки, люди столетиями. И чтобы их, руководителей, достойных увековечивания в памяти потомков с помощью искусственных возвышенностей (всякие земляные работы в те времена были очень непростым занятием), набралось шесть, должно было пройти несколько сотен лет.

Возможно, создателями курганов были скифы или даже киммерийцы, а может, люди бронзового века. Захоронения этого периода, иногда очень богатые, часто открывают кубанские археологи. В любом случае налицо факт — если обитатели степей строили курганы, значит, речь идет уже о достаточно развитой цивилизации.

А курган № 6 спасло от распашки только кладбище, расположенное на нем.
Погост очень старый. Известно, что в 1821 году земли в окрестностях кургана принадлежали священнику Иоанну Гречке. Это второй священник в березанской истории. Он сменил умершего Дамиана Косогона. И хоть самих священнослужителей хоронили на цвинтаре (по-украински — место для захоронения близ церкви), на том кладбище упокоены члены их семей.

А в это время

Экспедиция Института истории материальной культуры РАН, отправившаяся из Петербурга в Краснодарский край, нашла новый памятник доскифской эпохи. Среди привычных скифских захоронений они наткнулись на могилы на тысячи лет древнее.

Раскопки прошли в урочище Кизиловая Балка. Ученые ИИМК РАН исследовали могильник, включающий три кургана. Там было найдено около 30 захоронений.

Один из курганов, имеющий каменные конструкции, был построен скифами. В нем похоронены младенец и взрослый человек, а также конь — найдена его уздечка с бронзовыми украшениями.
А вот два других кургана принадлежат представителям совершенно иной культуры, гораздо более ранней, чем скифская. Кто были эти люди, пока неясно.

Ученые лишь выяснили, что это европеоиды, представлявшие две культуры бронзового века: катакомбную — эпохи средней бронзы (XXV-XX вв. до н. э.) и срубную (XVIII-XII вв. до н. э.). И люди эти жили на несколько тысяч лет раньше скифов.

— Важность открытия заключается в том, что новое захоронение обнаружено в месте, хорошо известном археологам. Много лет этот объект считался городищем, и никто не предполагал, что здесь может находиться памятник, связанный с историей доскифского периода. Несмотря на то, что центральные погребения в курганах были разграблены, в ходе исследований найден богатый погребальный инвентарь, — рассказал начальник экспедиции Андрей Городилов.

В могилах обнаружены керамические сосуды, курильницы, необычные украшения из раковин и рыбьих позвонков и бронзовые предметы. Все находки после изучения и консервации будут переданы в Краснодарский краеведческий музей.

Исследования могильника позволили проследить изменения в погребальном обряде, которые происходили в течение нескольких веков.

Источник

Публикации

Также по теме

Краснодарский край богат уникальными памятниками истории и культуры, на его территории расположено множество важнейших курганов и захоронений, открывать и исследовать которые ученые продолжают и сегодня. Но, несмотря на то, что историки регулярно осуществляют археологические раскопки в крае, о важнейших открытиях современности ученые заявляют не сразу, опасаясь участившихся в последнее время случаев разграбления памятников черными копателями.

Ученые предполагают, что в захоронениях погребены кочевники, но более точные выводы будут сделаны после проведения соответствующих исследований артефактов. На сегодняшний день это самое старое захоронение Кубани. После экспертизы артефакты попадут в музей. Но в какой, на данный момент еще не решено. Так, заявку получить в хранение артефакты бронзового века помимо государственного музея Краснодарского края, также подал Государственный Эрмитаж. На данный момент раскопки еще продолжаются. Хотя уникальные памятники были обнаружены два месяца назад, ученые лишь сейчас сделали свои находки достоянием гласности, опасаясь «черных» археологов, во всю орудующих в соседних курганах.

Стоит отметить, что в степях краснодарского края количество курганов исчисляется сотнями. Тысячи лет тому назад эта территория была пустынна, покрыта высокой травой с островками кустарников, в которых прятались хищники. Только небольшие участки вдоль рек были обработаны и превращены в поля. Степи же были уделом кочевников, там паслись многочисленные табуны лошадей, отары овец и стада коров. И сквозь века и тысячелетия, до нас дошли многочисленные курганы – захоронения древних обитателей степей.

Напомним, что курганы представляют собой искусственные насыпи, сделанные людьми в различные эпохи, но всегда с целью погребения покойников. Само слово «курган» тюркского происхождения и означает крепость, ограда, стена. В русский язык оно вошло как понятие о могильном сооружении со стенами. Вокруг курганов иногда делались каменные ограды, предохранявшие насыпи от оползней.

Курганы в Краснодарском крае находятся в степной полосе правобережья и в Закубанье, на Таманском полуострове и на Черноморском побережье. В Закубанье и в до-линах рек насыпи у курганов земляные, в горах — из булыжника или обложены в несколько рядов каменными плитами, так что только внутреннее пространство над самым погребением засыпалось землей. Обряд сооружения курганов появляется в Прикубанье с III тыс. до н.э., то есть около пяти тысяч лет тому назад, и бытует у адыгов до XVI — XVII вв.

Ученые установили, что у народов, населяющих в древности территорию современного Краснодарского края, с глубокой древности в сознании сложилась вера в загробную жизнь. Это привело к возникновению сложных обрядов захоронения, иногда с человеческими жертвоприношениями, помещением в могилу вместе с покойником его личных вещей, напут¬ственной пищи, боевого коня, а с вождем — его слуг, рабов, наложниц, насильственно умерщвляемых при похоронах. Для народов юга России традиционным было захоронение воина в полном снаряжении — со шлемом, в панцире, со щи¬том, мечом, копьями, луком и стрелами. Женщин хоронили в лучшей одежде, в богатом уборе, с ожерельями, серьгами, браслетами. В могилу также клали утварь. При этом, чем знатнее был умерший, тем больше клалось вещей, и тем выше насыпался курган.

Наибольшую известность получили следующие захоронения. Прежде всего, это Елизаветинское городище, расположенное на юго-восточной окраине ст. Елизаветинской вдоль реки Кубани. Это захоронение уникально тем, что имеет две курганообразные цитадели, окруженные общим рвом. Эта часть городища не застраивалась и доступна для осмотра. В обрыве террасы реки Кубань открыты культурные слои, и сейчас к ее подножью осыпаются фрагменты керамики, кости и другие предметы. Исследование данного исторического объкта ведется с 1934 года, начатое В.А. Гродцовым, В.П. Шиловым, М.В. Покровским и Н.В. Анфимовым. Ученые установили, что городище существовало с V в. до н.э. как укрепленное поселение Меотского племени и торговая фактория боспорских греков. В то время это был центр ремесла, прежде всего, керамического производства. Отдельный могильник, занимающий юго-восточную часть ст. Елизаветинской и территорию Краснодарского лесхоза, составляют Елизаветинские курганы. Многие захоронения находятся во дворах местных жителей, остальные поросли деревьями. К настоящему времени сохранилось до 30 насыпей. В 1912—1917 гг. курганы раскапывал Н.И. Веселовский, открывший каменные гробницы меотской знати V — IV вв. до н.э. Хотя гробницы были ограблены, ученым все же удалось найти много художественных предметов из драгоценных металлов, бронзы и керамики. Среди артефактов были: золотая гривна, панцирь с личиной Медузы Горгоны, панафинейская амфора и другие. Сегодня на курганах остались следы прошлых раскопок – гигантские глухие траншеи.

Еще один важный для изучения истории народа, в древности населяющего территорию Краснодарского края, исторический объект – Курган Карагодеуашх, расположенный на юго-восточной окраине города Крымска. На сегодняшний день кургану присвоен статус музейного комплекса. Захоронение было исследовано в 1988 году Е.Д. Фелицыным, который открыл в нем каменную гробницу, перекрытую деревом. Ее размеры составляли в длину 20,5 м, и она состояла из четырех камер, а с западной стороны имелась дверь. В первом помещении находилась колесница и погребение знатной женщины, жившей в IV в. до н.э. В четвертом помещении был погре¬бен вождь, лежавший в саркофаге. Обоих погребенных сопровождали художественные предметы вооружения, утварь и украшения из золота, серебра и бронзы. Среди предметов были: золотая пластина от конического головного убора с культовыми сценами, серебря¬ные ритоны со сценами из жизни варваров, многочисленные золотые бляхи с различными изображениями. Позднее насыпь кургана доисследовали советские археологи, обнаружившие дополнительные захоронения взнузданных коней.

Богатство курганов всегда привлекало к себе черных копателей. При этом грабить курганы начали еще соотечественники погребен¬ных. Они хорошо знали местонахождение могилы под курганной насыпью и безошибочно делали подкоп. Грабеж курга¬нов продолжался и в XIX в. Царское правительство и местная кубанская войсковая администрация не могли ничего сделать с кладоискателями, которые нанесли непоправимый ущерб археологической науке. Но и раскопки, проводившиеся на Кубани в дореволюционное время по своей методике, мало чем отличались от кладоискательства. Казна отпускала деньги в основном для раскопок больших курганов с целью отыскания дорогих и художественных вещей, мало эффектные и неценные предметы не брались, и этим самым нарушались комплексы и терялась их научная ценность.

Стоит отметить, что в преступную группу, которая занималась вывозом ценностей за рубеж, входили эксперты-археологи высокого класса. У них был доступ к самому современному оборудованию, которое не всегда есть у научных экспедиций. Для того чтобы более выгодно продать некоторые экспонаты, «черные копатели» переделывали их. Так, после реставрации серебряной чаши IV века до нашей эры оказалось, что рисунка на дне изначально не было. Ученые установили, что точная копия античного узора была сделана профессионально всего около года назад.

Таким образом, на сегодняшний день хранящие важнейший историко-культурный материал курганы Краснодарского края находятся под угрозой разграбления. Именно поэтому, ученые вынуждены сообщать о последних открытиях современной археологии лишь спустя некоторое время, чтобы не вызывать ажиотажа среди черных копателей, забывших, что артефакты древних захоронений являются важным историческим источником для изучения жизни племен и народов, населявших в далеком прошлом юг нашей страны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *