Курица халяль что это означает как убивают
Технология убоя халяльных животных
Технология убоя халяльных животных в основном строится на основе канонов ислама. Убой животных при этом носит ритуальный характер, так как мусульмане уважительно относятся даже к тем животным, которые выращиваются только для убоя и употребления в пищу.
Этой технологии в пищевой промышленности уделяется особое внимание, ведь в России мусульманами является довольно большой процент населения. На выставке данному вопросу посвящена отдельная экспозиция.
Виды животных для халяльного мяса
Основные виды животных, которые выращиваются для халяльного мяса:
Категорически исключается свинина, реже птица и дикие животные. Кстати, диких животных могут употреблять только мужчины, воины. Отдельные части диких животных могут давать в лечебных целях больным людям, но категорически исключается употребление диких животных больным и беременным женщинам.
Подготовительный процесс перед забоем животных
Перед забоем выбирается животное, которое достигает определенной мясной консистенции и массы. В ритуальных целях это могут быть только определенные виды домашних животных.
После выбора животного, его отделяют от основной массы стада и помещают в специальное закрытое помещение, где в течение суток поят его только водой. Это делается из соображений, что при разделке потрохов в желудке и кишечнике будет меньше продуктов переваривания и помета.
В зависимости от назначения убоя, животное могут помыть или почистить ему шкуру. Вообще, надо заметить, что при изготовлении халяльного мяса особо соблюдаются правила гигиены и чистоты мяса.
Даже если на такое мясо попадет соринка или волосок от шкуры, то это место надо тщательно промыть, полив три раза и обязательно промывать правой рукой.
Виды умерщвления животных
Главная особенность технологии убоя халяльных животных при умерщвлении – это максимально обескровить животное. Поэтому для забоя применяют только такие виды умерщвления, при котором происходит самопроизвольное вытекание крови.
Самым распространенным и традиционным способом является перерезание шейной артерии.
Процесс забоя с помощью перерезания
Такой процесс происходит при соблюдении общеобязательных правил, которые соблюдаются всеми мусульманами мира.
Если же мясо необходимо для широкого потребления, то и в этом случае с туши снимается мясо по определенным категориям.
Таким образом, процесс приготовления мяса Халяль происходит в естественно чистых санитарных условиях несет смысловую положительную энергетику, так как при забое, разделке туши не должно быть негативных мыслей. Чистое физически и духовно мясо приносит только пользу.
Больше о технологиях убоя халяльных животных можно узнать на выставке «Агропродмаш». Так же на выставке можно ознакомиться с новшествами в агропромышленной отрасли.
Как делают халяльную курицу: репортаж с производства
Правда ли, что над каждой птицей читают молитву? В чем особенности производства продукции халяль? Рассказываем подробно!
Ведущий экспортер продукции птицеводства из России, Группа агропредприятий «Ресурс», производит продукты питания по общепринятым в мусульманском мире канонам. Здесь выпускают халяльное мясо цыплят-бройлеров под брендом AN-NOOR — соблюдение всех этапов халяль производства на каждом комбинате постоянно контролирует представитель сертифицирующего центра.
Производство вкусной и полезной птицы начинается с выращивания пшеницы, кукурузы, ячменя, сои и других сельскохозяйственных культур на более чем 200 тысячах гектаров собственных пахотных земель компании, расположенных в Краснодарском, Ставропольском краях и республике Адыгея. Из качественного и безопасного сырья, поступающего на заводы Группы агропредприятий «Ресурс», вырабатываются высококачественные комбикорма. Индивидуальный рацион птиц на основе зерновых содержит также витамины, минералы и другие компоненты, необходимые для здорового развития цыплят.
Цыплята содержатся в естественных условиях
Птицы (и родительские стада, и цыплята) бережно выращиваются в максимально естественных и комфортных условиях — технология напольного содержания снижает риск возникновения стрессовых ситуаций у птиц. В качестве натуральной подстилки используют дробленую солому и лузгу подсолнечника, которые в последующем используются для удобрения и не наносят вреда окружающей среде.
Убой по канонам осуществляют мусульмане
На комбинатах созданы все условия для соблюдения принятых в исламе ритуалов и норм производства халяльной продукции. Ручной убой осуществляется правоверными мусульманами, которые исторически проживают на территории Северного Кавказа, прошедшими специальное обучение.
Перед убоем операторы надеваются специальные одноразовые костюмы и совершают обязательное прочтение молитвы в молельной комнате. Уже непосредственно на линии над каждой птицей произносится « БисмилЛах! » (в переводе «Во имя Аллаха!» ), а во время убоя голова птицы поворачивается в сторону Каабы. После этого осуществляется наиболее полное удаление крови естественным способом (время стока более 180 секунд).
Все инструменты для производства, а также упаковочные материалы для халяльной продукции хранятся отдельно в специальных помещениях.
Производство оснащено современным оборудованием
ГАП «Ресурс» стал одним из первых российских производителей, установивших оборудование для воздушно-капельного охлаждения и шоковой заморозки мяса птицы. Благодаря этим процессам охлажденные или замороженные продукты сохраняют отличный внешний вид, текстуру, пищевую ценность и вкус. Готовая халяльная продукция аккуратно хранится в отдельных камерах на собственных низкотемпературных складах. Инновационные технологии и упаковочные материалы обеспечивают удобство использования и хранения готовой продукции.
Контроль производства осуществляется Международным центром стандартизации и сертификации «Халяль» Совета муфтиев России, а также Агентством по стандартизации и метрологии ОАЭ (ESMA). В 2017 году Группа агропредприятий «Ресурс» стала первой в своей отрасли компанией, получившей от ESMA национальный знак халяль.
Ежегодно перерабатывающие комбинаты группы агропредприятий «Ресурс» проходят многоступенчатый процесс аккредитации, включающий проверку документации, а также всех технологических процессов, для подтверждения соответствия мусульманским канонам.
Продукция халяль хранится отдельно
Чем халяльная курица отличается от обычной? 5 интересных фактов и 3 рецепта
Можно ли есть курицу халяль православным? Какие блюда из нее можно готовить? Почему халяльные продукты стали модными? Рассказываем подробно!
Покупатели, вне зависимости от вероисповедания, все чаще выбирают продукцию с маркировкой «халяль» — для многих это уже стало особым «знаком качества» продукта. Чем же на самом деле отличается производство халяльной курицы от обычной? Рассказывают специалисты Группы агропредприятий «Ресурс», выпускающей халяльный бренд «AN-NOOR».
Строгий контроль
Халяль переводится с арабского как «всё то, что разрешено и допустимо в исламе», противоположностью халялю является харам (то, что запрещено). Надпись «халяль» на упаковке курицы обозначает, что ее производство осуществляется согласно исламским традициям. Продукты питания или другие товары с маркировкой «халяль» проходят обязательную сертификацию по стандартам Халяль-ППТ-СМР и по международным стандартам GSO. На каждом предприятии, производящем такие продукты, осуществляется строгий контроль всех этапов: от выращивания птицы до приема, убоя, упаковки и хранения — за это отвечает супервайзер или инспектор халяль. Можно быть увереным, что халяльная курица не содержит компонентов и добавок, которые мусульманам нельзя употреблять в пищу. И такую птицу совершенно точно можно есть людям, исповедующим другие религии, и даже атеистам!
Продукция также проходит проверку в лабораториях
Питание
Цыплята растут в максимально естественных условиях на натуральных подстилках из дробленой соломы и лузги подсолнечника. Это позволяет им развиваться гармонично, без стресса. В процессе выращивания используются натуральные растительные корма на основе зерновых и масличных культур без компонентов животного происхождения, стимуляторов роста и ГМО. Качество питания непосредственно влияет на здоровый рост курицы.
Процесс кормления цыплят автоматизирован — корм поступает в кормушки
Обработка и упаковка
Ряд ученых полагает, что при негуманном обращении с животными, когда они обеспокоены, в кровь выбрасываются адреналин и другие гормоны. Из-за этого она становится более густой и после убоя не выходит в полном объеме из тушки. А это вредно, так как в крови содержатся болезнетворные микробы и бактерии, которые могут впроследствии нанести вред человеку. По стандарту GSO 993 «Животное. Требования к забою согласно Исламскому закону» транспортировка от площадки выращивания птиц до комбината, где происходит убой, не должна быть продолжительнее трех часов в дороге — это позволит избежать стресса.
Курица халяль — продукт чистый и физически, и духовно. Главное отличие таких кур от обычных – это процесс ритуального убоя: на линии над каждой птицей на арабском произносится « БисмилЛах! » (в переводе «Во имя Аллаха!» ), голова птицы поворачивается в сторону Каабы и перерезается артерия таким образом, чтобы вся кровь вышла естественным образом. Обескровливание после убоя по исламскому стандарту GSO 993 должно длиться не менее трех минут!
Производство автоматизировано с помощью современного оборудования
После убоя производится дальнейшая обработка птиц, они ошпариваются водой температурой 53-55°C, что позволяет, опять же, очистить тушку от крови и бактерий. Даже компоненты упаковки должны иметь сертификат халяль, чтобы не содержать ничего вредного. Продукцию халяль всегда хранят отдельно от нехаляльной.
«Халяль» на упаковке — это знак качества
Что приготовить из курицы халяль?
На самом деле, из курицы халяль можно готовить все, что угодно! Мы подобрали для вас три рецепта из курицы на все случаи жизни: они подойдут как для обычного семейного ужина, так и для праздничного обеда.
Карри из курицы
Это блюдо очень популярно в Индии, Малайзии и Тайланде. В каждой стране оно готовится на свой лад, но принцип остается одним — курица томится в очень пряном, остром соусе и подается с рисом или лепешками. Куриное мясо пропитывается специями и приправами и становится невероятно вкусным и ароматным.
Курица тушеная с кабачками и перцем
Наш рецет будет особенно актуален летом, когда под рукой много спелых сезонных овощей. На гарнир можно подать рис или картофельное пюре, а можно просто нарезать свежий багет, чтобы было чем собрать вкусный соус. Это блюдо — прекрасный выбор для домашнего ужина.
Жареные ножки на сковороде с соусом из чеснока и зелени
Жареные куриные ножки — любимое с детства блюдо. Поджаренные до румяной корочки ножки мы предлагаем полить заправкой из зелени и чеснока и дать немного пропитаться. Подавайте ножки с жареной картошкой и салатом из свежих овощей.
Чем халяльная курица отличается от обычной? 5 интересных фактов и 3 рецепта
Можно ли есть курицу халяль православным? Какие блюда из нее можно готовить? Почему халяльные продукты стали модными? Рассказываем подробно!
Строгий контроль
Халяль переводится с арабского как «всё то, что разрешено и допустимо в исламе», противоположностью халялю является харам (то, что запрещено). Надпись «халяль» на упаковке курицы обозначает, что ее производство осуществляется согласно исламским традициям. Продукты питания или другие товары с маркировкой «халяль» проходят обязательную сертификацию по стандартам Халяль-ППТ-СМР и по международным стандартам GSO. На каждом предприятии, производящем такие продукты, осуществляется строгий контроль всех этапов: от выращивания птицы до приема, убоя, упаковки и хранения — за это отвечает супервайзер или инспектор халяль. Можно быть увереным, что халяльная курица не содержит компонентов и добавок, которые мусульманам нельзя употреблять в пищу. И такую птицу совершенно точно можно есть людям, исповедующим другие религии, и даже атеистам!
Продукция также проходит проверку в лабораториях
Питание
Цыплята растут в максимально естественных условиях на натуральных подстилках из дробленой соломы и лузги подсолнечника. Это позволяет им развиваться гармонично, без стресса. В процессе выращивания используются натуральные растительные корма на основе зерновых и масличных культур без компонентов животного происхождения, стимуляторов роста и ГМО. Качество питания непосредственно влияет на здоровый рост курицы.
Процесс кормления цыплят автоматизирован — корм поступает в кормушки
Обработка и упаковка
Ряд ученых полагает, что при негуманном обращении с животными, когда они обеспокоены, в кровь выбрасываются адреналин и другие гормоны. Из-за этого она становится более густой и после убоя не выходит в полном объеме из тушки. А это вредно, так как в крови содержатся болезнетворные микробы и бактерии, которые могут впроследствии нанести вред человеку. По стандарту GSO 993 «Животное. Требования к забою согласно Исламскому закону» транспортировка от площадки выращивания птиц до комбината, где происходит убой, не должна быть продолжительнее трех часов в дороге — это позволит избежать стресса.
Курица халяль — продукт чистый и физически, и духовно. Главное отличие таких кур от обычных – это процесс ритуального убоя: на линии над каждой птицей на арабском произносится « БисмилЛах! » (в переводе «Во имя Аллаха!» ), голова птицы поворачивается в сторону Каабы и перерезается артерия таким образом, чтобы вся кровь вышла естественным образом. Обескровливание после убоя по исламскому стандарту GSO 993 должно длиться не менее трех минут!
Производство автоматизировано с помощью современного оборудования
После убоя производится дальнейшая обработка птиц, они ошпариваются водой температурой 53-55°C, что позволяет, опять же, очистить тушку от крови и бактерий. Даже компоненты упаковки должны иметь сертификат халяль, чтобы не содержать ничего вредного. Продукцию халяль всегда хранят отдельно от нехаляльной.
«Халяль» на упаковке — это знак качества
Что приготовить из курицы халяль?
На самом деле, из курицы халяль можно готовить все, что угодно! Мы подобрали для вас три рецепта из курицы на все случаи жизни: они подойдут как для обычного семейного ужина, так и для праздничного обеда.
Карри из курицы
Курица тушеная с кабачками и перцем
Наш рецет будет особенно актуален летом, когда под рукой много спелых сезонных овощей. На гарнир можно подать рис или картофельное пюре, а можно просто нарезать свежий багет, чтобы было чем собрать вкусный соус. Это блюдо — прекрасный выбор для домашнего ужина.
Жареные ножки на сковороде с соусом из чеснока и зелени
Жареные куриные ножки — любимое с детства блюдо. Поджаренные до румяной корочки ножки мы предлагаем полить заправкой из зелени и чеснока и дать немного пропитаться. Подавайте ножки с жареной картошкой и салатом из свежих овощей.
russiahalal
Продукты Халяль
Поставка и Продажа в розницу и оптом
Халяль ли автоматический метод забоя птиц или нет?
В современных птицекомплексах выращивание бройлеров может занять от 2 до 3-х месяцев. Компьютеризация всех процессов значительно снизила затраты на производство. На таких птицефабриках автоматизировано всё – от питания, ухода и утилизации помета, до убоя. Оптимальными считаются ленточные конвейеры, на которых кур, подвешенных с завязанными ногами на железные крюки, обдают холодной водой и поочередно перемещают к острому вращающемуся диску. Такие разделочные линии могут работать со скоростью 6 тыс. голов/час. Они разделывают тушки, разрезают ее на мелкие части и осуществляют непосредственную упаковку.
Согласно исламскому вердикту, мясо птиц становится дозволенным, если при автоматическом убое были соблюдены три основных условия:
Невыполнение одного из перечисленных условий делает мясо животного запрещенным к употреблению и ставит его на один уровень с мертвечиной.
Также некоторые неверно полагают, что произнесение вслух имени Всевышнего это всего-навсего сунна, и при автоматическом убое не влияет на дозволенность животного.
Для того чтобы понять всю важность упоминания имени Аллаха при ритуальном убое, необходимо четкое понимание всех его деталей:
«Не ешьте из того (мяса), над чем не было произнесено имя Аллаха, ибо это есть нечестие» (Коран, 6:121).»
В этом божественном откровении предельно ясно говорится о важности произнесения вслух имени Аллаха. Творец не призывает к размышлению, а развеивает все остаточные сомнения касательно обязательности тасмии (с араб. «произнесение имени Аллаха»).
Также Великий Аллах ниспосылает пророкам:
«Они спрашивают тебя о том, что им дозволено (из еды). Скажи: «Вам дозволены (все) чистые блага и то, чему научили вы (ловить) своих тренированных охотничьих животных так, как обучил вас Аллах. Ешьте, что они ловят для вас, и произносите над этим имя Аллаха»» (Коран, 5:4).
«Почему вы не должны есть из того (мяса), над чем произнесено имя Аллаха?» (Коран, 6:119).
«А есть скотина, над которой (при убое) они не произносят имени Аллаха, возводя на Него навет. Он воздаст им за то, что они измышляют!» (Коран, 6:138).»
Это знамение еще раз подтверждает всю важность упоминания имени Всевышнего при забое. Тогда как намеренный отказ, может быть истолкован как измышление против Аллаха.
1) Джундуб ибн Суфьян Баджали рассказывал:
«Однажды мы вместе с Пророком (мир ему и благословение Аллаха) совершали жертвоприношения. Некоторые люди исполнили их до праздничного намаза. Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) закончил намаз, он увидел это и сказал:
Кто заколол животное до намаза, пусть принесет в жертву другое животное вместо этого. А кто до намаза не совершал жертвоприношения, пусть исполнит его, произнеся имя Аллаха» (Бухари. Сахих. – № 5500).
2) Как сообщал Рафи ибн Хадидж (да будет доволен им Аллах), Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Если средство убоя приводит к потоку крови, и имя Аллаха произнесено, то ешьте (из дозволенного животного) (Бухари. Сахих. – № 5498).
3) Ади ибн Хатим (да будет доволен им Аллах) обратился к Пророку (мир ему и благословение Аллаха):
Посланник Аллаха, я иногда напускаю на животное охотничью собаку, но нахожу вместе с ней еще и другую собаку. В результате не знаю, какая из них загрызла животное. Не ешь (это животное), – ответил Пророк (мир ему и благословение Аллаха), – ведь ты произнес имя Аллаха над своей собакой, а не над чужой (Бухари. Сахих. – № 5486).»
Количество достоверной информации о главном Пророке Ислама указывает на значимость и крайнюю необходимость упоминания имени Всевышнего вслух во время убоя.
Ханафитский имам Хаскафи (милость ему Аллаха) утверждал:
«Животное, убой которого был произведен не людьми Писания, а, например, огнепоклонником, язычником и т.д., не дозволено к употреблению. И если над животным умышленно не было произнесено имя Аллаха, (животное тоже нельзя употреблять). Но если это произошло по забывчивости, животное дозволено к употреблению».
Маликитский имам Дасукы объяснял приведенные выше слова следующим образом:
«Смысл аята «Не ешьте из того (мяса), над чем не было произнесено имя Аллаха» касается того, над чем умышленно не было произнесено имя Аллаха при способности на это. Если же имя Аллаха не было произнесено вследствие забывчивости или неспособности, животное будет дозволено к употреблению. Тот, кто не знает о необходимости произнесения слов, приравнивается в данном случае к тому, кто умышленно, преднамеренно (а’мид) не стал произносить имя Аллаха». (См. Дасукы. Хашият-уд-Дасукы аляль-шарх-иль-кябир. – 2:167–168)
Ханбалитский имам Бахути (милость ему Аллаха) говорил:
«Если убойщик умышленно (амадан) или по незнанию (джахлян) не произнесет имя Аллаха, животное не будет дозволенным к употреблению, поскольку всевышний Аллах сказал: «Не ешьте из того (мяса), над чем не было произнесено имя Аллаха». Но если он просто забыл произнести имя Аллаха, тогда животное будет дозволено к употреблению из-за сообщения Шаддада ибн Саида, согласно которому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Животное, забитое мусульманином, является дозволенным, даже если он не произнесет имени Аллаха, за исключением случая, когда он не произнес его умышленно» (передавал Саид)» (Кашаф-уль-кына аля матн-иль-кына. – 5:181).
Чтобы хоть как-то оправдать дозволенность мяса, над которым не была произнесена тасмия (даже умышленно), некоторые личности оперируют следующим хадисом:
«Как сообщает госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах), группа людей обратилась к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) со словами:
Некоторые люди приносят нам мясо, а мы не знаем, было ли произнесено над ним имя Аллаха или нет. Произнесите над ним имя Аллаха и ешьте его, – ответил Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Аиша (да будет доволен ею Аллах) сообщала, что эти люди недавно приняли ислам» (Бухари. Сахих. – № 5507).
Но этот очерк не есть прямое подтверждение их слов. В хадисе идет речь лишь о том, что над мясом, переданном мусульманами, скорее всего, было проговорено имя Всевышнего, а значит оно дозволено. Пророк просит не сомневаться в своих братьях по вере, даже если они приняли ислам совсем недавно.
В данном хадисе описываются обстоятельства, когда человек не знает, была ли произнесена тамия во время убоя или нет. Тогда как сегодня многим из нас доводится полагаться на честное слово продавца, и если они внушают доверие, то мясной продукт можно приобретать и есть.
Возвращаясь к дилемме об автоматическом убое, с полной убежденностью о важности произнесения вслух имени Всевышнего, необходимо обратить внимание на следующие моменты:
На всех конвейерах он вращается подобно ручной мельницы – точно и молниеносно. Снабженный чрезвычайно острым лезвием, он быстро перерезает вены птицы, которые поочередно проходят через него по линии конвейера с подвешенными кверху ногами. Согласно законам Ислама, в этом плане претензий нет.
Но бывает и так, что лезвие вращающегося диска настолько остро, что целиком отделяет голову курицы от тела. И хотя такое действие порицается Аллахом, мясо от этого не перестает быть Халяльным. Так, в книге, посвященной частным вопросам мусульманского права, «Хидоя», говорится:
«Если ножом дошли до спинного мозга (нуха) или отрезали всю голову, это порицается, хотя туша животного будет дозволена к употреблению» (Маргинани. Хидоя. – 2:438).
Туша становится недозволенной к употреблению человеком только в том случае, если по какой-то причине вены на шее птицы будут недостаточно перерезаны. Любые сомнения: дозволено мясо такой птицы или нет – повод отказаться от ее употребления.
Несколько сценариев произнесения «БисмиЛлляхи! Аллаху Акбар!»:
В Коране черным по белому написано о том, что имя Аллаха обязательно должно быть произнесено вслух над каждым, готовящимся к убиению животным.
Как говорит имам Хаскафи (милость ему Аллаха):
«(Чтобы животное стало дозволенным,) забой животного должен произойти сразу после произнесения имени Аллаха, чтобы ничто иное не совершалось между двумя этими действиями (табаддуль маджлис). Так, если человек уложил две овцы одну на другую и одновременно зарезал их, произнеся имя Аллаха один раз, то обе туши будут дозволены к употреблению. Но если он зарежет сначала одну, а затем другую, то (лишь первая туша станет дозволенной). Причиной тому – тот факт, что повторение действия (убоя) приводит к необходимости повторения тасмии» (см. Радд-уль-Мухтар аля «Дурр-иль-Мухтар». – 6:402). Об этом же говорится и в других школах исламского права. См. Ибн Кудама. Мугни. – 11:33 (ханбалитская школа); Мувак Малики. Тадж уа иклиль. – 3:219 (маликитская школа).
Имам Хаскафи (милость ему Аллаха) писал:
«Если убойщик произносит имя Аллаха, а затем ест или пьет, лишь после этого производя убой, то, если задержка была существенной, употребление мяса станет недозволенным. Но если задержка была не столь долгой, то употребление мяса будет дозволенным. Под долгим подразумевается то время, которое наблюдатель назвал бы существенным» («Дурр-уль-Мухтар» и «Радд-уль-Мухтар». – 6:302).
Великий ханбалитский теолог Ибн Кудама писал:
Поводя итоги вышесказанного, нельзя не отметить мнение большинства специалистов Ислама, которые полагают, что имя Аллаха должно быть промолвлено вслух отдельно над каждой птицей, без значительных задержек между тасмией и перерезыванием шейных артерий.
Таким образом, мясо птицы не становится дозволенным на основе одного лишь произнесения тасмии при нажатии производственной кнопки. Межу произнесением имени Аллаха и тысячной по счету птицей может пройти не один час, а порой даже целые сутки. Перечисленные обстоятельства в значительной степени препятствуют тому, чтобы туши птицы становились Халяльными.
Когда мы говорим об автоматическом убое птиц, мы имеем ввиду не одну сотню, а сразу несколько тысяч куриц. Трудно даже представить себе, каким образом тот, кому доверено произносить тасмию, будет это делать, если конвейер движется с молниеносной скоростью и угнаться человеку за ним физически невозможно.
А это значит, что убойный цех, в котором все осуществляется автоматически, не приспособлен к производству дозволенных мясных продуктов: будь то сценарий с тасмией при включении механизма, или вариант сразу с несколькими контролерами.
Некоторые мусульмане уверены, что «согласно исламским законом, разницы, как таковой, между автоматическим и ручным забоем нет», следовательно, по их же мнению, нужды настаивать на ручном забое тоже нет.
Но здесь дело не в том, какой вид убоя выбрать, а в том, чтобы были четко соблюдены нормы Ислама. Так, если убой был приведен в исполнение по всем законам шариата (неважно ручной или автоматический), то такая курица будет дозволительна. Если нет, то мясо будет Харам.
Всемирно известный муфтий Мухаммад Такы Усмани (да хранит его Аллах) в своих книгах «Ахкям-уз-забаих» и «Современные фетвы» говорил о решении данной проблемы:
«Единственное решение данной проблемы заключается в том, чтобы вместо одного человека нанимали троих мусульман, которые бы вручную перерезали горло куриц. Они могут перерезать горло и подвешенным курицам. В этом случае не требуется замедлять работу автомата. И это не приведет к уменьшению производительности. Каждый из трех человек будет перерезать горло птицы, произнося имя Аллаха. Эта процедура была перенята рядом стран, и это нисколько не навредило массовому производству. На крупной скотобойне «Мейпл Лодж Слотер Хаус» мы видели, что ряд работ исполняется вручную работниками, стоящими у ленты, на которую постоянно доставляются курицы. Тот же самый метод можно использовать и к самой процедуре убоя. Это потребует лишь двух-трех дополнительных человек, что совершенно не является проблемой для столь крупного производства. Если это будет сделано, то вопрос ручного (механизированного) убоя просто не будет стоять. При данном способе все остальные процедуры останутся автоматическими. Единственная процедура, которая будет исполняться вручную, – это процесс перерезания горла курицы, и это нисколько не замедлит скорость работы. Мы видим, что отделение печени и некоторых иных частей курицы все еще производится вручную, и это не замедляет скорость работы. То же самое можно применить к процессу перерезания горла» (Такы Усмани. Современные фетвы. – Стр. 288–289).
Следовательно, оправданий автоматическому (массовому) убою птиц нет, и не будет. Но сегодня многие фирмы, движимые целью повысить экономическую эффективность производства куриного мяса, прибегают к этому способу с исполнением всех необходимых условий. А значит, принимая к сведению все доводы, перечисленные выше, туши такой птицы являются дозволенными.
К тому же, не следует забывать, что автоматический убой – своего рода ноу-хау для исламского народа. И, ссылаясь на классические издания по исламскому праву, найти какие-либо точные и очевидные правила по отношении к нему, к сожалению, не является возможным. При этом указания и общие принципы, о которых и идет речь в классических трудах исламского права, Сунне и Коране, можно взять за основу в решении этого сложного вопроса, касающегося употребления Халяльной пищи. Аллах говорит:
«О люди! Вкушайте на земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам Сатаны. Воистину, он для вас – явный враг» (Коран, 2:168).
Как сообщал господин Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах), Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Всемогущий Аллах чист и принимает только чистое. Аллах велел верующим совершать то, что он приказал посланникам, и Всемогущий сказал:
О, посланники! Ешьте из чистого и творите добро! – И Всемогущий Аллах сказал: – О, верующие! Ешьте из чистого, что дали Мы вам».
Затем Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил о случае, когда человек, прошедший длинный путь, растрепанный и запыленный, простирает руки к небесам, говоря:
«Господи! Господи!» – а при этом его еда и питье не дозволены, одежда не дозволена, он вскормлен недозволенным образом, так разве может быть его мольба отвечена? (Муслим. Сахих).
Пищевые запреты, налагаемые Исламом, делают мусульман крайне восприимчивыми ко-всякого рода пище, которая обладает на верующих прямым воздействием. Мусульмане должны удерживаться как от запретного, так и от сомнительного, и никакие мольбы здесь не внемлют. Таким образом, мясо считается запретным, если его дозволенность не была доказана.
Как подтверждение вышесказанному следующее повествование:
Посланник Аллаха, я иногда напускаю на животное охотничью собаку, но нахожу вместе с ней еще и другую собаку. В результате не знаю, какая из них загрызла животное. Не ешь (это животное), – ответил Пророк (мир ему и благословение Аллаха), – ведь ты произнес имя Аллаха над своей собакой, а не над чужой (Бухари. Сахих. – № 5486).
В данном хадисе наглядно приведен пример сомнительного. Отсюда следует, что недозволенное мясо будет считаться таковым, пока не будет доказано обратное.
Отвечая на утверждения тех людей, которые заявляют, что вся ответственность за грехи неправильно убиенных куриц ложится на плечи организации, сертифицирующей Халяльные продукты, хочется возразить. Каждый потребитель несет ответственность перед Всевышним за то, что не удосужился узнать, насколько надежна сертификация данного мясного продукта и кто за ним стоит.
Сложность состоит еще и в том, что даже если покупатель навел справки, и пришел к выводу, что данный продукт дозволен, на деле все может оказаться совсем иначе. Употребление Харамного (даже по незнанию) рано или поздно скажется на его мольбах, богослужении, да и в жизни в целом.
Пусть Всевышний Аллах даст нам возможность вкушать лишь Халяль (дозволенное) и оградит нас от Харама! Амин.