Курная изба что это такое
Курная изба, что это такое?
3 апреля 2020
изба по-черному, курная изба, русская изба
Курными назывались избы, которые топились, так сказать «по-чёрному», это значит, что они не имели трубы, чтобы отводить дым. Если быть точнее, то «курной» она называлась в связи с тем, что из устья печи дым, скажем так: » курился«, то есть он выходил сначала в помещение, после чего уже попадал в специальные деревянные трубы в крыше или в стенах, называвшиеся «дымниками». Иногда «дымники» украшали резным узором и столбиками. В средние века подобным образом отапливались жилища каждого.
Окон у Курных нет, а вот оконца — мелкие отверстия, предназначавшиеся для поступления света и выхода дыма, были, бывало и такое, что некоторые из них затягивались бычьим желудком, а, если было нужно, закрывались деревяшкой, это были так называемые «волоковые оконца». Ночью внутреннее пространство было освещено лучиной, хотя, спать тогда ложились по наступлению темноты.
Волоковое окно в курной избе
Дымник (деревянная труба) в курной избе
Глинобитную печь ставили внутри избы в левом заднем углу на земле, либо на специальной основе в виде небольшого сруба. Между внутренней стеной и печкой насыпали песчаную подушку, которая служила для противопожарной безопасности. Дым, выходивший наружу через двери и во время топки, толстым слоем нависал под потолком, в результате чего верхние части брёвен в избе покрывались копотью. Чтобы сажа оседала, по периметру внутренних стен располагались особые полки (полавочники), тем самым разделяя прокоптившийся верх от чистенького низа.
Пол был земляным, землю поливали водой и утрамбовывали, проходило некоторое время, и она делалась достаточно твёрдой. Из расколотых на две части и обтёсанных брёвен готовили двери.
Открытый огонь просушивал стены сруба, а дым из печи пропитывал их, древесина, так сказать, консервировалась, что делало жизнь подобных изб более долгой. К тому же курная печь лучше других отапливала помещение, нагревая избу до 25 градусов, на что требовалось небольшое количество топлива. Кроме того, чёрная печь помогала в хозяйстве тем, что дым, который шёл из неё, просушивал одежду, обувь, сети. Сети, пропитанные дымом, служили намного дольше, чем сети, которые просушивались на открытом воздухе.
Интересным фактом является и то, что дым, двигающийся по «курной» избе, был дезинфицирующим, он уничтожал разнообразных вредителей, таких как тараканы. А также, помещение служило для всей семьи, в нём готовили спали, играли с детьми и мастерили. В избу зимой запускали кур, здесь же подращивали до весны теленка или козленка.
Курные избы в д. Большой Халуй
Курная изба — жилой дом с печью без кирпичного дымохода. Такие дома топили «по-черному», т.е. дым выходил прямо из устья и блуждал под потолком.
Мы побывали в деревне Большой Халуй (недалеко от Ошевенского). Примечательно, что жилая часть домов ориентирована на юг и протекающую рядом реку Халуй. Левый ряд изб стоит двором к улице, а главным фасадом внутрь земельного участка. Курная изба № 2 стоит параллельно дороге и его главный фасад также ориентирован на юг. Это связано с меньшей теплопотерей домов и с большей инсоляцией жилых помещений.
Вот так непримечательно с дороги выглядит курная изба № 1 (нумерация условная) сер. XIX-нач. XX вв.
Дом является объектом культурного наследия регионального значения
Окна жилой части западного фасада
«Дерни за веревочку, дверь и откроется». Замок входной двери на западном фасаде.
Южный (главный) фасад
Восточный фасад. Крыша самцово-слеговая. Измененная и больше не безгвоздевая: 1. Тес не поддерживают курицы с потоками. 2. Доски сверху покрыты асбесто-цементными плитами. Следы от куриц видны на верхнем бревне под кровлей (небольшие квадратные проемы).
Восточный фасад. Помещение с одним окном — сени. Справа еще одно жилое помещение с двумя окнами и печью на втором этаже, пристроенное к избе позже.
Схематичный разрез курной избы (вид со стороны главного фасада на заднюю стенку с входной дверью и печью, за стеной — сени). Рис. автора
Трапециевидный потолок — отличительная часть черных изб. Дым клубился вверху над условной границей полатей. Бревна выше воронцов (полатного и пирожного брусьев), полок, окон и дверей черные от сажи. Стены над полатями не отесывались. Плахи (полубревна) потолка поддерживают специальные балки — матицы. Под потолком также размещается тонкое бревно — жердь, которое могло использоваться для подвешивания колыбели, сушки одежды.
Печь топили рано утром, около часа-полутора. Во время топки дым ходил под потолком, отдавая свое тепло жилому помещению, и уже охлажденным хозяева выпускали его из избы посредством открытия двери и специального волокового окна над ней. Через это небольшое отверстие дым по деревянному коробу в сенях выводился наружу через крышу.
Входная часть в избе. Справа полатный брус, прямо по центру — пирожный брус и шкафы под ним. Оба воронца опираются одним концом на печной столб (зеленого цвета), другим концом врубаются в стену. На пирожный брус ставили только что выпеченный хлеб, а на полатях, опирающихся на полатный брус, спали. А на сам полатный брус люди могли положить головные уборы, когда входили в дом. Также полатный брус считал некой границей, за которую гостям можно было зайти только после приглашения хозяев дома.
Русская черная печь также претерпела изменения. Ее, посредством устройства кирпичной печной трубы, превратили в белую. Когда — не известно. Еще одна отличительная черта черной печи: она стоит на полу, на специальном деревянном основании — опечке. Белые же печи имеют собственный фундамент, т.к. такая печь тяжелее.
Неглубокие ниши в печи — печурки. Они повышали теплоотдачу печи за счет увеличения площади ее поверхности. А также использовались для сушки вещей, грибов, трав. Можно было прийти домой с холода и сразу сунуть сушиться в ниши мокрые варежки. Удобно.
Красный угол. Окна в таких избах небольшие для минимизации теплопотерь. Они расположены довольно низко, почти прямо над лавками. След от сажи на стене четкий, т.к. именно на этой границе по периметру избы располагались полки (надлавочники). Полки торцами врезались в стены и воронцы.
Под лавками неотесанные и грубо отесанные стены
А это домовой гриб, прижившийся на скосе трапециевидного потолка. Он похож на яичницу. Разрушает древесину. Появился, вероятно, от повышенной влажности, т.к. дом не эксплуатируется.
Волоковое окошко в одном из хоз. помещений дома
Дверь в том же помещении со старинным замком
Курная изба (№3) через дорогу. Еще одна особенность курной избы: большое расстояние от окон до крыши, т.к. потолок высокий, а окна расположены низко.
Слева юг, справа север. К северной стороне избы (к двору) позже пристроили еще один дом.
Ниже фотографии еще одной крестьянской курной избы начала XX в. (№2). Она также, как и дом № 1, является ОКН регионального значения.
Главный южный фасад
Резной кронштейн и выпуски бревен, поддерживающие крышу
Западный фасад. Дом стоит впритык к дороге
Довольно традиционный для Каргополья наличник
Сруб скотного двора опирается на бревна-столбы, чтобы легче менять сгнившие от навоза нижние венцы
Явно виден деревянный опечек печи (покрашен в коричневый цвет)
Шкафы для хранения различных вещей
Обеденный резной стол, традиционно рядом с красным углом
Входная дверь в избу из сеней. Слева над дверью волоковое окошко
Это же волоковое окошко. Вид изнутри жилой части дома. Справа печь. Слева от нее жердочка, а над ней матица.
Вид на задний двор со стороны жилой части дома
Вид со двора на стену жилой части. На стене читается четкий след от деревянного короба, по которому дым выходил наружу. Прямо под этой черной от сажи полосой волоковое окошко с входной дверью в избу.
Курные избы уже давно не используются как жилье и их становится всё меньше и меньше. А тем временем это уникальные памятники. Эти дома, конечно, не те, которые использовались еще когда вся страна только так и топилась — «по-черному». Тем не менее они являются примером жилой постройки с исторически более ранней системой отопления — отцом белой печки.
3.08.2018, д. Большой Халуй (недалеко от Ошевенского), Архангельская обл.
Курная изба что это такое
«С давних времен и вплоть до XIX века на Севере, да и по всей России, ставили почти исключительно «курные» избы, в которых топили «по-черному». Дым из печки в таких избах выходит прямо в комнату и, расстилаясь по потолку, вытягивается в волоковое окно с задвижкой и уходит в деревянный дымоход — дымник.
Уже само название «курная изба» вызывает у нас привычное — и, надо сказать, поверхностное, неверное — представление о темной и грязной избе последнего бедняка, где дым ест глаза и повсюду сажа и копоть. Ничего подобного!
Полы, гладко обтесанные бревенчатые стены, лавки, печь — все это сверкает чистотой и опрятностью, присущей избам северных крестьян. На столе — белая скатерть, на стенах — вышитые полотенца, в «красном углу» — иконы в начищенных до зеркального блеска окладах. И лишь несколько выше человеческого роста проходит граница, за которой царит чернота закопченных верхних венцов сруба и потолка — блестящая, отливающая синевой, как вороново крыло.
Вся система вентиляции и дымоотвода продумана здесь очень тщательно, выверена вековым житейским и строительным опытом народа. Дым, собираясь под потолком — не плоским, как в обычных избах, а в форме трапеции,— опускается до определенного и всегда постоянного уровня, лежащего в пределах лишь одного-двух венцов. Чуть ниже этой границы вдоль стен тянутся широкие полки — «воронцы», которые очень четко и, можно сказать, архитектурно отделяют чистый интерьер избы от ее черного верха» (с)
Из книги А. Ополовникова и Г. Островского «Русь деревянная»
Из книги Р. Габе «Карельское деревянное зодчество»
«В курных избах Восточной Европы, где для обогрева помещения и приготовления пищи использовалась русская духовая печь, дым выходил через волоковое окно, которое специально прорубали в верхних венцах сруба. Сам же огонь был надежно помещен в глубокой каменной или глинобитной нише, откуда ему было не так-то просто выбраться. Дым, который образовывался при горении, выходил через устье печи и поднимался вверх. Оказавшись под потолком, дым начинал искать выход наружу. При этом он окуривал потолок и несколько верхних венцов рубленой избы. Найдя волоковое окно, он изгибался книзу, чтобы попасть в него, а выйдя наружу, круто поворачивал вверх. В старинной загадке топка по-черному иносказательно изображается так: «Мать черна (печь), дочь красна (огонь), сын голенаст, изгибаться горазд (дым)». Совершая непосредственно в избе один оборот, выходящие из печи газы оставляли свое тепло в помещении, выпуская на волю уже охлажденный дым. Таким образом, печка, топящаяся по-черному, была достаточно экономичной.
Благодаря тому что во время топки изба не только окуривалась и одновременно проветривалась, из нее постоянно удалялась сырость. Когда же топка заканчивалась, волоковое окно закрывалось, и печь начинала отдавать накопленное тепло, нагревая уже чистый воздух. Установлено, что прокопченное дерево лучше противостоит гнилостным микробам, грибкам и насекомым, уничтожающим древесину. Оттого-то добротно срубленная курная изба могла простоять, не разрушаясь, более ста лет. При топке по-черному сажа покрывала защитным слоем в основном потолок, а стены только до воронцов — полок, идущих вдоль стен и названных так за их черный цвет. Находясь высоко под потолком, воронцы служили как бы границей между закопченной верхней и нижней чистой частью избы. Замечательно, что в курной избе никогда не было тараканов и клопов. Ученые полагают, что топка по-черному была в свое время очень эффективным средством борьбы с эпидемиями. Может быть, поэтому страшная эпидемия чумы, разразившаяся в свое время в Европе, менее всего коснулась Руси. О том, что дым «полезен при заплесневелом воздухе и эпидемии чумы», писал в одном из научных трактатов средневековый ученый и врач Амирдовлат Амасиаци.
Сыграв свою историческую роль, «черные» печи постепенно уступили место «белым» русским печам с глинобитной или кирпичной трубой.
На русском Севере расставаться с беструбными печами не спешили. Например, в деревнях Приозерского района Архангельской области в 20-х годах XIX века пятая, а то и третья часть изб были курными. Е.М.Бломквист, изучавший постройки восточных славян, объяснял эту живучесть черных печей так: «Высокие сводчатые потолки, характерные для северных изб, дают много места наверху для дыма, и он не ест глаз, здесь удобно сушить и прокуривать рыбачьи сети под высоким потолком, а благодаря сухому теплому воздуху, характерному для истопленной черной избы вообще, дышится в этих черных хоромах легко».
Вместо волокового окна в чердаке и крыше курной избы нередко делали специальные отверстия, в которые вставляли деревянные трубы. Их либо сколачивали из досок, либо выдалбливали из пустотелого ствола дерева. В безлесных районах дымоходы плели из ивовых прутьев, а затем обмазывали с внешней и внутренней стороны глиняным раствором. Хотя дымники, так же как и обычные печные трубы, возвышались над кровлей, печь все так же продолжала топиться по-черному» (с)
Из книги Г. Федотова «Русская печь»
«Дым из печи поступал в избу, здесь отдавал свое тепло и уже изрядно остывший через специальное волоковое оконце в стене под потолком выходил на улицу. В XIV веке печи в курных избах стали сооружать с деревянной дымовой трубой — дымницей. Дымницы делали из толстых досок, но отходили они не от печи, а на довольно большом отдалении от нее. Через такую дощатую дымницу дым на улицу выводился уже довольно остывший.
Недостаток таких печей в том, что велика вероятность возникновения пожара от искры, поэтому в печи нельзя разводить очень сильный огонь, чтобы не вызвать вылетающих из устья горящих искр. Для этого надо все время следить за интенсивностью горения дров в печи. Топить печь по-черному — большое искусство, требуется большой навык. Хозяйка, не умеющая топить такую печь, и сама от дыма в избе могла задохнуться, и домочадцев уморить, а то и вовсе пожар устроить.
А если такую печь по-черному топить с умом и знанием дела, то дым, выйдя через устье из печи, поднимется вверх к потолку и тонким слоем будет двигаться к открытому под потолком волоковому оконцу, отдавая при этом все тепло воздуху в избе. У умелых хозяек в курных ибах даже сажи на потолке не накапливалось, а стены в избе вообще были нисколько не закопченые. Кроме отмеченных недостатков, связанных с пожароопасностью и запахом дыма в доме, у курных изб были и великие преимущества. Горячий воздух и горячий дым из печи весь свой жар отдавали избе, просушивали и согревали воздух, создавали весьма здоровый микроклимат. Воздух, потолок и стены в такой избе дезинфицировались, что было очень важно для борьбы с заразными болезнями, неприятными насекомыми. А подвесив под потолком рыбу или мясо, можно было их закоптить в режиме холодного копчения.
Печи с трубой на Руси начали делать, когда освоили изготовление кирпича. Но не сразу люди отказались и от печей по-черному. Печь с дымоходом и трубой менее экономичная, она требует больше дров, так как тепло с горячим дымом уходит, что называется, в трубу — на обогрев улицы. Кроме того, дезинфекции избы не происходит, а искры из трубы на крыше очень опасны, особенно в ветреную погоду. Крыши раньше часто крыли соломой, дранкой, а в сухую погоду этот материал мог воспламеняться от малейшей искры.
Современные люди думают, что если топить по-черному, то все стены будут закопчёнными, а жильцы такой избы будут ходить измазанные в саже, как золушка из сказки Андерсена. Этнографы, описывавшие такие избы на Руси, неизменно с удивлением обнаруживали, что стены-то в курных избах светлые, а закопчен только потолок и стены вниз от него по ровной линии на 20–30 см. Просто надо было уметь правильно подбирать дрова и соблюдать режим их горения в печи. Чтобы избежать сажи и копоти, тщательно выбирали вид деревьев, заготавливали и хранили дрова. На растопку использовали сухую сосну, осину или ольху. А когда дрова в печи хорошо разгорятся, добавляли поленья из ели, березы.
Сажа скапливалась лишь у верхней притолоки избы или возле специального «волчка» (так называемого волокового оконца, то есть проделанной в стене щели в диаметр бревна, которая, когда печь не топилась, закрывалась задвижкой – заволокой).
Печи по-черному были широко распространены у русских в Сибири в XVII–XVIII вв. даже среди знати. Например, такая печь стояла в личных покоях Тобольского архиепископа Киприана. Печь без дымохода, сделанная по «всем правилам», и сейчас ценится чалдонами, только они предпочитают устраивать ее в бане. По их мнению, она обладает многими положительными свойствами — жаркостью большей, по сравнению с белыми печами, экономичностью в расходе дров. Сибиряки отмечают также целительные, «обеззараживающие» свойства черных печей» (с)
Из статьи А. Галанина «Русская печь»
РУССКИЙ ДОМ В БУКВАЛЬНОМ СМЫСЛЕ
Безусловно, шедевры культовой архитектуры более заметны и известны, фольклор хорошо изучен и широко воспринят субкультурными сообществами, произведения декоративно-прикладного искусства нашли своё место среди других признанных древностей в нашем сегодняшнем мире. Вот только русский дом остаётся для многих либо некой аллегории христианской православной Руси (известная ТВ передача, журнал), либо избёнкой в три окошка с резными наличниками. И экспонаты музеев деревянного зодчества почему-то не меняют такого устойчивого мнения. Может быть потому, что так никто внятно и не объяснил, – что же такое, собственно, Русский Дом – в буквальном смысле?
Занимаясь реставрацией отдельных памятников деревянного зодчества и исследованием наиболее, на наш взгляд, насыщенных районов Русского Севера, вникая в научную литературу по данному вопросу, мы отчасти прояснили для себя сущность феномена, а так же впервые отметили важную деталь интерьера избы, с её помощью смогли выстроить ряд преемственных символико-архитектурных образов.
В данном тексте, не являющимся научной публикацией, мы не станем утомлять Вас точными привязками памятников и цитатами из статей и книг. Мы просто опишем ядро Русского Дома – жилую избу с сенями и крыльцом – с точки зрения вдумчивого наблюдателя, знакомого с трудами А.В. Ополовникова, А.А. Шенникова, А.К. Байбурина, Н.Л. Павлова, Н.Н. Фризина…
Чужой человек осваивает жилище сначала снаружи, затем заходит внутрь. Свой – рождается внутри. Если точнее – внутри-внутри-внутри, потом, постепенно расширяя свой мир, – доводит его до размеров нашего. Внешность для него – потом, внутренность – сначала.
Мы с Вами, к сожалению, чужаки.
Итак, снаружи, русская изба высока, велика, окна её малы, а расположены высоко, стены представляют могучий бревенчатый массив, не расчленённый цоколем и карнизами по горизонтали, лопатками и колоннами – по вертикали. Крыша щипцом вырастает из стены, сразу видно, что за «фронтоном» нет никаких привычных стропил. Коньком служит мощное бревно-охлупень с характерным скульптурным выносом. Детали немногочисленны, крупны, отсутствует обшивка, накладки. Из стен кое-где могут выступать отдельные торцы брёвен не совсем ясного назначения. Приветливой избу не назовёшь, скорее, молчаливой, скрытной.
Сбоку к избе приставлено крыльцо, иногда высокое, столбовое, иногда низкое, невнятное. Однако, именно оно – и есть первый Кров, под который входит пришедший. А раз это первый кров, то, значит, и второй кров (сени) и третий кров (собственно изба) – лишь развивают идею крыльца – покрытого замощённого возвышения, спроецировавшего на себя Землю и Небо, приведшего их к масштабу человека. Крыльцо избы берёт начало в первом святилище – постаменте под кроной священного древа и эволюционирует вплоть до царской сени в Успенском соборе. Крыльцо у дома – начало нового мира, ноль отсчёта всех его путей.
С крыльца внутрь сеней ведёт невысокая широкая дверь в мощном косящатом обрамлении. Внутренние контуры его слегка округлы, что служит главным препятствием для нежелательных духов и нечистых в помысл