Кыш бабай что это
Резиденция Кыш Бабая и Кар Кызы
Резиденция Кыш Бабая и Кар Кызы — волшебное место, где живут татарский национальный Дед Мороз Кыш Бабай и его дочка Кар Кызы. Большая территория принимает гостей ежедневно с начала декабря и до конца января. Здесь, кроме встречи с заветным Кыш Бабаем, можно окунуться в удивительный мир сказок, поучаствовать в интереснейших программах с элементами татарского фольклора, покататься на лошадях и с горок, посетить сувенирную лавку, перекусить в кафе и испробовать местную кухню, а также просто отдохнуть всей семьей.
Программа, как правило, проходит полностью на русском языке, но по предварительной договоренности можно согласовать мероприятие на татарском языке для целой группы посетителей от 10 человек.
Отзывы о резиденции Кыш Бабая
В целом, кто посещает резиденцию Кыш Бабая, остаются крайне довольны своей сказочной поездкой. Эмоции и впечатления от встречи с уникальными героями остаются в памяти надолго. Отзывы о резиденции и самой поездке других посетителей можно прочитать на otzovik.com.
Где находится резиденция Кыш Бабая
Популярная резиденция Кыш Бабая расположилась в лесу на берегу реки Ия в деревне Яна Кырлай (Новый Кырлай) в Арском районе, что ориентировочно в 70 км от Казани. Посетить резиденцию может любой желающий.
Интерактивная программа
Интерактивная развлекательная программа, созданная для посетителей, очень яркая и увлекательная. Сказочное путешествие проходит со свитой Кыш Бабая, которых всего в общей сложности насчитывается 14 героев. Первым на пути встречает добрый татарский чертик Шайтан. Далее по дороге встречается озорной Лесной дух Шурале, забавная татарская колдунья Убырлы Карчык, далее идет бесстрашный татарский Богатырь Батыр, двое возлюбленных Зухра и Тахир, Змей Аждаха, два снеговика и три шайтана. Все герои по очереди на пути к Кыш Бабаю проводят интересные испытания и веселые конкурсы, наградой за которые будет теплая встреча с Кыш Бабаем и его внучкой Кар Кызы. По пути всех посетителей ждут невероятные события со сказками, загадками, легендами, чудесами и другими героями. Дойдя до конца, все посетители, лесные герои, Кыш Бабай, Кар Кызы водят хороводы и фотографируются, дети поют песни и рассказывают стихотворения.
Программа, в основном, предназначена для детей среднего возраста.
Зимнее и поистине чудесное путешествие в резиденцию станет крайне веселым событием и оставит незабываемое чувство праздника и сказки в жизни каждого приезжающего маленького и большого гостя.
Дом Кыш Бабая
На первом этаже своего большого дома Кыш Бабай приветствует своих многочисленных гостей, для которых готовит подарки, игрушки и спектакли. А также слушает самые сокровенные желания своих маленьких посетителей и вручает всем свиток-грамоту с печатью.
Этажом выше Кыш Бабай устраивает чаепитие со своими сопровождающими, читает многочисленные письма от детей, которые получает из разных уголков страны, и просто отдыхает.
Все экскурсии и мероприятия проводятся как в доме, так и на свежем воздухе, именно потому будет лучше одеться потеплее и взять с собой другие теплые вещи, варежки, шарфы и обувь. Стоит учесть, что в резиденции категорически нельзя ходить в обуви на высоких каблуках из-за большого количества снега в лесу и в целях безопасности самих гостей.
Что касается костюма татарского национального Кыш Бабая, то облачается он подобно Деду Морозу из Великого Устюга. Отличие состоит лишь в цвете наряда. Так, костюм Кыш Бабая сшит в основном из тканей зеленого цвета с бежевым мехом и золотистыми вставками или синего цвета с белым мехом. Наряд украшает национальный татарский орнамент в виде тюльпанов. Шапка сшита в виде меховой тюбетейки. На руках варежки, на ногах сапоги.
Цены на посещение
Стоимость поездки в резиденцию татарского Деда Мороза зависит от выбранной даты посещения. Актуальные цены можно изучить на их официальном сайте.
В стоимость, как правило, входит множество интересных мероприятий: программа со всеми сказочными героями, пребывание в резиденции Кыш-Бабая, различные мастер-классы, просмотр театрального представления, новогодний подарок от Кыш-Бабая.
Купить билет
Зимой, в связи с большим потоком желающих приехать в гости к Кыш Бабаю, лучше заблаговременно оформить заявку на посещение резиденции. Также имеется возможность посетить резиденцию своей группой от 10 человек.
Кыш Бабай — татарский «коллега» Деда Мороза
Зимние праздники немыслимы без главного персонажа — Деда Мороза. Оказывается, у каждого народа он свой! Взять хотя бы татарского Кыш Бабая. Ведь это не просто перевод с русского языка, Кыш Бабай — совершенно особенный самобытный сказочный татарский персонаж. Этот герой тюркской мифологии — зимнее божество Тенгри, которое родилось в ночь с 21 декабря на 22.
Именно в этот день тюркские народы праздновали Новый год, а бог Тенгри, в народе Кыш Бабай, был в ответе за самую длинную и веселую ночь в году. Это торжество длилось несколько дней и заканчивалось только 1 января, в праздник Нардуган! Кыш Бабаю во всем помогает его сказочная свита: дочка Кар Кызы (да он, оказывается, и не дед вовсе!), его верные друзья Кар Малай и Кар Эби, а также добрые духи Шурале и Су Анасы.
У татарского сказочного деда целых два праздничных костюма: синий и зеленый. Последний больше всего любит его народ, потому что зеленый по мусульманским обычаям — это цвет благодатный.
Дочка Кар Кызы носит традиционное татарское платье с воланами и вышивкой на подоле. На груди у нее особое украшение «изю», оно по традиции передается в татарских семьях из поколения в поколение. Однако каждая новая хозяйка могла украсить его новыми деталями по своему желанию.
Сказочная братия живет в своей резиденции с декабря по февраль. И все это время к ним приезжают гости, которых они угощают традиционными блюдами, сладостями, чаем и, конечно, одаривают подарками. Среди гостей был как-то замечен даже наш Дед Мороз!
Находится эта волшебная резиденция в селе Яна Кырлай, на берегу реки Ия в душистом еловом лесу. Сказка начинается уже на подходе к резиденции, так как дорогу путникам преграждает лесная таможня, где главенствует сам Шайтан. Он приводит путников к следопыту Шурале, который дает особую карту — только по ней можно добраться до заснеженного домика Кыш Бабая.
В пути гостей ожидают веселые приключения: встречи со сказочными персонажами и сложные испытания в виде загадок, розыгрышей и всяческих заданий. Только пройдя этот тернистый путь, можно попасть к двухэтажному расписному терему с колоннами. Сама резиденция появилась относительно недавно в 2008 году. Внешне дом Кыш Бабая — это изба, близкая к исконно русской: колонны обвиты мишурой, на балкончике резное ограждение, стены представляют собой имитацию сруба.
Все внутреннее пространство отделано деревом и украшено еловыми веточками. Среди других украшений очень много тех, что выполнены детскими руками: ажурные снежинки, бумажные гирлянды, рисунки в простых рамах. Кыш Бабай очень любит детей, особенно тех, что обделены судьбой! Он часто приглашает к себе ребят из детских домов и устраивает благотворительные мероприятия.
Внутри домика несколько комнат, среди них опочивальня самого сказочного деда, куда гости попадают буквально с порога. Есть здесь и кухня, где они со своей дочкой готовят обед на всю сказочную челядь. Не обошлось в этой избушке без русского самовара! А как же без чая? С ним можно отведать национальные татарские сладости и послушать чудесные старинные сказки.
На территории резиденции можно без устали веселиться: кататься с горок, водить хороводы с Шайтаном и его чертовской братией, проехаться на лошади или взять напрокат коньки. Словом, сказка здесь живет буквально во всем, это радостное место наполняет души поистине новогодним свечением, а его необычные хозяева и обитатели дарят целую бурю эмоций.
Талвиукко, Чысхаан, Тол Бабай, Сагаан Убген и другие Деды Морозы России
© Фото Сагаан Убгэн/vk
А вы знали про них?
Мы уже рассказывали о главном Деде Морозе страны и упоминали о том, что свой день рождения 18 ноября он отмечает в компании других зимних волшебников страны. Многие из них также имеют свои резиденции и почту, принимают участие в новогодних праздниках и фестивалях в своих регионах, у каждого из них своя история и свои атрибуты.
Сегодня мы поговорим о 14 локальных «зимних дедах», отвечающих за празднование Нового года в Карелии, Якутии, Чувашии, Бурятии, Удмуртии, Республике Татарстан и других регионах нашей страны.
Талвиукко и Паккайне (Карелия)
Талви Укко (Талвини) — новый Дед Мороз, появившийся благодаря предприимчивым маркетологам. По их легенде, он вырос среди людей, но человеком не является.
Говорят, он был упавшей звездой, превратившейся на Земле в младенца, которого нашли в лесу собаки и принесли к своим хозяевам, а они обнаружили удивительную любовь малыша к холоду.
Талвини чувствовал тесную связь с природой, дружил с животными и не желал идти по стопам приемного отца и становиться охотником. В самые лютые морозы он запрягал своих собак в нарты и разъезжал в них по лесу. Зная о его способности найти дорогу в самой непролазной чаще, местные жители попросили его развозить подарки детям. Всю свою жизни Талвини, ставший Талвиукко (дедом), посвятил тому, что радовал малышей Карелии.
Вотчина Талвиукко расположена в 25 километрах от Петрозаводска, вместе с «Зимним дедом» там живет много животных, в том числе его любимые ездовые собаки, которые помогают ему развозить подарки.
Сайт резиденции Талвиукко
Адрес для писем: Вотчина Карельского деда мороза Талвиукко, Чална, Республика Карелия, 186130.
Паккайне («Морозец») — молодой и озорной Дед Мороз из городка Олонец на Юге Карелии. Он родился в семье купца в первый день зимы, и так же как и его старший коллега сразу показал своим родителям, что предпочитает морозы теплу.
Повзрослев, он тоже стал купцом, много путешествует и постоянно прихорашивается у зеркала. По легенде, когда он покидает очередной город, его отражение выходит из зеркала и начинает радовать людей. А первого декабря все отражения собираются в Олонце и устраивают соревнования между собой.
Сайт резиденции Паккайне
Адрес для писем: 186000, Республика Карелия, г. Олонец, ул. 30-летия Победы, д. 8.
Чысхаан и Эхээ Дыыл (Якутия)
Чысхаан («Мороз») — главный зимний волшебник Якутии. Человеком его назвать нельзя, он скорее божество с чертами человека и быка. Он живет в ледяной пещере, украшенной инеем и переливающимися кристаллами.
Чысхаан — хранитель вечной мерзлоты и холода. Каждый год он в обличье рогатого старца выходит из океана, и все покрывается снегом и льдом.
Но в январе у него отваливается один рог, в феврале — другой, а в марте он лишается головы, все его тело распадается на части и уносится водами реки Лены обратно в океан. Он отдает бразды правления Весне.
В отличие от Духа Зимы Чысхаана, который не участвует в праздниках и не дарит подарков, добрый волшебник Эхээ Дыыл отвечает именно за праздничное настроение и подарки для малышей. Появился он по воле ученого и писателя Гавриила Уварова, который не только написал сказку про якутского Деда Мороза, но еще и взял на себя выполнение его обязанностей. Благодаря стараниям Уварова, в Якутии стали праздновать Новый год в начале января (раньше его отмечали в мае).
Эхээ Дыыл является хранителем времени, может перемещаться в пространстве и появляться в любое время года (в отличие от Чысхаана). Его традиционный костюм — одежда северных оленеводов, и он единственный зимний старец, который не носит бороды и усов. Живет он с большой семьей: женой (Королева Зима), дочерьми (Весна, Лето, Осень) и внуками (Ветерок и Снежинка).
Хел Мучи (Чувашия)
Хел Мучи («Старик Мороз») — бог холода и зимы. Живет он в деревне Кшауши в 30 километрах от Чебоксар вместе со своей внучкой Юр Пике («Снежная Красавица»), которая заведует новогодней мастерской и Лешим Арщюри, оберегающим лесные просторы. Все вместе они отвечают за празднование чувашского зимнего праздника Сурхури.
Внешне он похож на привычного нам Деда Мороза, ходит в кафтане, шапке с мехом, носит с собой большой посох. Его особенность — музыкальный талант. Он не только играет на традиционных музыкальных инструментах, но еще и сам их делает. В 2021 году резиденция Хел Мучи работает дистанционно.
Адрес для писем: этнокомплекс «Ясна», село Кшауши, Чебоксарский район, 429520.
Соок Ирей (Республика Тыва)
Соок Ирей («Холодный Дед») не человек, а дракон. По тувинской мифологии, драконы могут превращаться в самых разных существ, а Соок Ирей выбрал для себя обличье ледяного человека. У него довольно мрачный вид. Его одежда белого и синего цветов ассоциируется со снегом и льдом, его драконью природу выдает шапка с рогами.
Всюду, где он появляется, приходит зима. Несмотря на свой суровый характер, людей он любит и от души веселится на праздниках и фестивалях. А когда люди, устав от холодов, просят его о тепле, он начинает постепенно испаряться и возвращается туда, откуда пришел, уступив место весне.
На данный момент своей резиденции у него нет, зато есть помощница Тугэни Энекэн или Матушка Зима.
Тол Бабай (Удмуртия)
Тол Бабай («Зимний Дед») — великан, живший на Земле задолго до появления людей, которые в итоге заставили гигантов спрятаться под землю. Тол Бабай тоже бежал со своими соплеменниками, но отстал от своих братьев, залюбовавшись природой, и не успел прыгнуть в расщелину, ведущую в подземелье, а когда спохватился, она уже исчезла. Он остался на поверхности, подружился с птицами и зверями, изучил свойства растений, обзавелся волшебным посохом.
Однажды он встретил толпу детей, и те не испугались его (несмотря на его высокий рост), начали улыбаться ему и приглашать в свою игру. Эта неподдельная детская радость растопила сердце великана, и он понял, что отныне смысл его жизни в том, чтобы радовать малышей добрыми словами и подарками.
Тол Бабай ходит в шубе фиолетового цвета и опирается на деревянный посох. Он много путешествует, следит за порядком в своей регионе и организовывает зимние фестивали и праздники.
Сайт резиденции Тол Бабая
Адрес для писем: 427070, Удмуртская Республика, Шарканский район, с. Шаркан, ул. Свободы, 9.
Йушто Кугыза (Марий Эл)
Йушто Кугыза («Холодный Дедушка») родился в X веке в Сернурском районе на самом севере Марий Эл и не так давно вернулся в родную деревню вместе со своей внучкой Лумудыр («Снежная девочка»).
Йушто Кугыза — хранитель марийских легенд и сказитель, знает значение всех слов и откуда они пошли, учит ребят петь и танцевать. Сразу после марийского Нового года (22 декабря) встает на лыжи и развозит детям подарки.
По своему внешнему виду походит на главного Деда Мороза, но ходит в белоснежном тулупе, на руках — рукавицы с традиционным марийским узором, его волшебный атрибут — посох.
Адрес для писем: 425467, Республика Марий Эл, Сернурский район, с. Кукнур.
Кыш Бабай (Татарстан)
Кыш Бабай («Зимний Дед») — это божество Зимы, в его обязанности входит организация зимнего праздника в честь тюркского бога Тенгре. Он живет в селе Яны Кырлай вместе со своей дочерью Кар Кызы («Снежная дочь») и свитой, в которую входят богатырь Батур, дух леса Шурале, воительница Алтынчэч, баба Яга Убырла, змей горыныч Аждаха и черт Шайтан.
Татарский зимний старец похож на главного Деда Мороза (его создатели были вдохновлены успехом проекта в Великом Устюге), но имеет и свои особенности. Так цвет костюма Кыш Бабая зеленый (любимый цвет мусульман), на его голове — меховая тюбетейка, рукавицы расшиты татарским орнаментом.
Сайт резиденции Кыш Бабая
Адрес для писем: 422035, Татарстан, Арский район, с. Новый Кырлай. Получатель: Кыш Бабай и Кар Кызы.
Сагаан Убген (Бурятия)
Сагаан Убген («Белый Старец») — буддийское божество, хранитель домашнего очага и главный зимний волшебник Бурятии. В его обязанности входит охрана Земли и всего живого, он отвечает за добро, благоденствие, богатство и благополучие. Кроме того, он организует и проводит ежегодный праздник-фестиваль Сказочный Сагаалган — буддийский Новый год.
Появился Белый старец более двух тысяч лет назад во времена язычества, в тех пор он следит за порядком, поощряет добрые дела и наказывает за злые. Буддисты почитают волшебника и обязательно угощают его во время праздничного ужина, преподносят ему символические подарки.
Проживает Сагаан Убген в резиденции, расположенной в этнографическом музее в Улан-Удэ. Его традиционный костюм — белая шуба, меховая шапка, украшенная бурятским орнаментом, его волшебный атрибут — посох с головой дракона.
Адрес для писем: 670045, город Улан-Удэ, ул. Лесная, 17 «б», Этнографический музей народов Забайкалья.
Байкальский Дед Мороз
Байкальский Дед Мороз — зимний волшебник, хозяин Байкала. По легенде, много лет назад, когда он был молодым, он жил на берегу Северного Ледовитого океана, дружил с животными. Как-то ему стало интересно, куда это «кочуют» нерпы, и он последовал за ними, замораживая воды реки Лены и скользя по льду. Так они добрались до истоков реки, как вдруг земля затряслась, два озера, на берегу которых стоял волшебник, объединились в одно, а за его стеной выросла горная стена.
Будущий Дед Мороз решил остаться на берегу озера Байкал и стал добрым волшебником. А чтобы ему не было одиноко, он слепил из снега помощницу Снегурочку, оживив ее волшебной водой Байкала. Теперь они живут вместе на южной берегу озера в городке Слюдянка.
Байкальский Дед Мороз носит бело-голубую шубу с вышитыми на ней бирюзовыми узорами, ассоциирующимися с чистым льдом, покрывающим озеро, на плечах у него белая меховая накидка, а шапка напоминает по форме богатырский шлем. Волшебник обходится без посоха, потому что умеет летать.
Сайт Байкальского Деда Мороза
Адрес для писем: 665904, Россия, Иркутская область, г. Слюдянка, а/я «Байкальского Деда Мороза».
Сказочный бизнес
Татарстанский Дед Мороз, которого зовут Кыш Бабай, переходит на круглогодичный режим работы. Хотя его резиденция в небольшой деревне Яна Кырлай в Арском районе республики (в полутора часах езды от Казани) существует уже 10 лет, собственного домика у национального новогоднего персонажа не было. Ютился он со своей волшебной свитой на втором этаже музея Габдуллы Тукая, по мотивам сказок которого и собрана вся его сказочная «банда».
Таланова всерьез занялась историей вопроса. В Академии наук РТ ей нашли подтверждение существования зимнего волшебника в татарских сказках. И оказалось, что он даже постарше Деда Мороза. Стали придумывать ему свиту из персонажей сказок Габдуллы Тукая, в чьем музее и разместилась резиденция. Сам музей находится в живописном парке. И когда Юлия приехала с идеей создать некий сказочный детский парк для новогодних праздников, местные власти отнеслись к этому слегка скептически и даже не захотели предоставить артистов для представлений. Пришлось возить актеров из Казани. В музее тоже «напряглись». Раньше все новогодние каникулы работники отдыхали, а теперь нужно было работать с утра до ночи. Местные жители очень удивились, увидев в своей деревне огромный туристический автобус да еще зимой. Но постепенно их отношение к появлению резиденции поменялось в положительную сторону. Это все-таки новые рабочие места и возможность для местного бизнеса проявить себя.
По словам создателя бренда, порой и копирование идеи не всегда ведется добросовестно. К примеру, Урал-мороз из Екатеринбурга похож на классического Деда Мороза, только шуба другого цвета.
Со временем из-за наплыва туристов возник извечный «квартирный вопрос». Кыш Бабаю уже стало тесно в арендуемых апартаментах. Тем более что не все желающие могли приехать в те два зимних месяца, пока работала резиденция. Пришлось расширять границы, и таким образом в Яна Кырлай возник сказочный лес.
Помимо домика Деда Мороза, появилось жилище Шурале (хитрый дух леса) и Убырлы Карчык (сестра Бабы-яги). Территория отныне будет работать круглогодично, и организаторы обещают разные программы на каждое время года. Детки, помимо новых для себя сказок, познакомятся с обычаями и традициями татарского народа.
В честь новоселья Кыш Бабай созвал к себе «родственников» со всей России. К примеру, Кикимора Вятская, которая наотрез отказалась называть свое обыденное имя, призналась: хорошо, что резиденция находится в полутора часах езды от Казани в живописном лесу, где и сотовый-то не всегда берет. И это еще больше погружает детей и взрослых в сказку.
В Кирове тоже есть свой заповедник сказок «Летучий корабль», и в нем даже придумали концепцию Всемирных сказочных игр, которую поддержал тогдашний губернатор Никита Белых. В область действительно съехались волшебники из разных стран, забеги по неведомым дорожкам проводились несколько дней. Герои ездили в детские дома, хосписы и иные социальные учреждения, все были в восторге. Но затем проведение праздника передали в Центр развития туризма, и масштаб события резко сократился, а сами игры потеряли привлекательность.
По словам Лобастовой, копировать Диснейленд при этом не стоит, там другая культура, больше ориентированная на психологию потребления.