Кыз узату что это на русском
Кыз узату что это на русском
После того, как гости зашли в дом, в огонь наливается масло, и самая уважаемая женщина рода, согрев на нем свои руки, прикасается ими к щекам будущего зятя, чтобы он почувствовал тепло дома своей невесты. Затем сватов приглашают к дастархану. Затем родственники невесты режут барана и готовят бешбармак, до этого времени сваты едят другие традиционные блюда.
После того, как прошло знакомство с родственниками, сватам показывают невесту.
Затем на будущую невесту надевают уки – драгоценное украшение, которое означает, что девушка уже занята и помолвлена, в основном это – серьги. Мать жениха дает матери невесты подарок – анасын ак сути (благодарность за молоко матери). Затем близким родственникам невесты раздают кит или калым. Если речь идет о ките, то это подарки в соответствии с рангом. Калым – плата за невесту. В современном мире калым берут редко.
Затем начинается подготовка к свадьбе. По казахским обычаям, свадьба разделена на два события, один из которых – кыз узату (проводы невесты). Кыз узату должна устроить сторона невесты. Кстати, традиционно на свои проводы невеста надевает красное платье.
Приглашенные на узату той гости становятся полукругом. В юрту (в современном мире – в здание, где проходит праздник) входит невеста, она обходит всех родственников и подруг несколько раз в знак прощания. Затем входит жених, он присоединяется к невесте, и они уже вдвоем снова обходят всех присутствующих.
Самый уважаемый аксакал из рода невесты читает бата. Той считается открытым. Все приглашаются к богатому дастархану. После застолья проводится обряд тойбастар. К гостям вносят блюда, на которых разложены сладости, украшения и мелкие безделушки, чтобы их заполучить необходимо исполнить песню.
На узату той обязательно приглашают всех родственников, которые, по каким-либо причина, не смогут попасть на главную свадьбу. А всем, кто не смог приехать на проводы передавали саркыт, положенное угощение с праздничного дастархана. Обычно это были сладости или кусок мяса. Так, старались никого не забыть и не оставить в обиде.
В конце тоя перед невестой расстилают «Ак жол» (белую ткань, которая символизирует чистую легкую дорогу). Девушка уходит по материалу к своим новым родителям, к новой семье. Дойдя до середины, невеста оборачивается и отдает троекратный поклон своим родителям. В древности смысл узату той был в прощании. Родной аул провожает свою девушку в другой аул, который возможно будет кочевать на джайляу за несколько тысяч километров от юрты ее родителей. Поэтому отец каждой невесты должен был обязательно сделать кыз узату и взять на себя все траты. Невесту отправляли в дорогу вместе со сватами рано утром, с восходом солнца. Ведь восход символизирует собой начало нового дня, начало новой жизни для невесты. Перед отъездом девушка исполняет коштасу жыры, песню, которой прощается с теми, кто вышел ее провожать.
После кыз узату проводится жигиттын тойы, свадьба жениха. Когда новобрачная после проводов прибывает в дом жениха, в ее честь встречающая сторона устраивает большой той.
Через некоторое время после свадьбы родственников новобрачной приглашают к себе в гости родители жениха. Называется этот обряд есик тор (почетное отворение дверей). Именно в это время родители молодой жены привозят с собой приданое. Его собирает мать новобрачной при помощи родственников. Идея состоит в том, что молодая жена должна прийти в новый дом
Казахская свадьба: Традиционные этапы, которым следуют во всех регионах
Традиции совершенствуются вместе с народом, которому они принадлежат, поэтому сегодня пред- и постсвадебные процессы проходят по упрощенному сценарию. Vox Populi подготовил краткую инструкцию: в ней — главные традиции, а также описание базовых настроек уклада среднестатистической казахской семьи.
Редакция Vox Populi относится к традициям любого народа с уважением и не преследует цели оскорбить чьи-то чувства.
«Құда түсу»: чем выше образование — тем больше калым
«Құда түсу» (далее – куда тусу) — официальное знакомство двух сторон в доме невесты, в ходе которого начинается обсуждение последующих этапов бракосочетания. Куда тусу — одно из обязательных мероприятий, на котором присутствующие должны условиться о том, где будет проходить свадьба и сколько людей придут поглядеть на торжество материи над духом. На этой встрече сторона жениха одаривает сторону невесты подарками, а принимающие потчуют гостей угощениями. На куда тусу обязательно присутствие «бас құда» (далее – бас куда) — большого брата, зорко наблюдающего за добропорядочностью присутствующих. Бас куда выбирается среди родственников со стороны жениха.
Отступать некуда — позади «сырға салу»
«Сырға салу» (далее – сырга салу) проводится перед «қыз ұзату» — тоем, предшествующем свадьбе. Во время обряда невесте надевают серьги, после чего она покорно принимает все дальнейшие действия. Совершает сырга салу будущая свекровь. Обряд знаменует собой окончательную договоренность между сторонами.
Сватовство может сопровождаться еще одной необычной традицией — «құйрық-бауыр асату». Родственники невесты готовят будущим сватам лакомство из курдюка, печени говядины или баранины. Важно доесть всё до конца, не прищурившись ни разу.
Перед тем, как прийти на сватовство, родственники жениха должны подготовить « қ оржын » (далее – коржын) — сумку из войлока или кожи, наполненную дарами. Сюда можно положить конфеты «Құттықтаймыз», которые ждали своего часа с восьмого марта, советское шампанское или бутылку водки, мясо. В ход может идти и что-нибудь незатейливое вроде изюма, курта, чая. Обязательно следует положить в коржын отрез ткани, который, если повезет, однажды может вернуться отправителю. О бесконечная цикличность бытия!
«Қыз ұзату»: Проводить невесту достойно
«Қыз — қонақ», — гласит крылатое казахское выражение. Действительно, родители невесты буквально с самого рождения девочки должны понимать, что однажды им придется провожать ее в другую семью.
«Қыз ұзату тойы» (далее – кыз узату) — проводы невесты. Событие проходит перед свадьбой, и гостей со стороны жениха здесь меньшинство. Под конец кыз узату должна прозвучать «сыңсу» — прощальная песня, которую исполняют подруги или родственники невесты, а в некоторых случаях спеть может и сама невеста. В это время главная героиня, надев саукеле, бредет по белой дорожке («ақ жол») — символу безмятежной супружеской жизни. Главное — не оборачиваться, иначе ненароком можно оказаться в мрачном царстве безбрачия.
«Үйлену той», или Финишная прямая
На этом этапе все действующие лица могут гордиться проделанной работой, потому как впереди кульминационное событие — «үйлену той», или свадьба. Ключевая традиция — «беташар», представление невесты народу. До беташара лицо невесты закрыто тканью (шымылдық), которую с обеих сторон придерживают снохи (жеңге), обладающие хорошо развитыми плечевыми мышцами.
К чему должна быть готова будущая «келiн»?
Жена остается в доме мужа, и теперь она — полноценный член новообретенной семьи. Гости разъехались, а у невестки появились новые обязанности. Согласно устоявшейся традиции, «келiн» (далее – келин) должна пройти итоговую полосу препятствия — совершить «келін шәй». Испытуемая демонстрирует родне мужа свои навыки: самые искусные келин обладают фотографической памятью, поэтому ни за что не перепутают пиалу, да еще и угадают любое пристрастие участника застолья.
Казахские свадебные традиции неоднородны — каждый регион славится своей оригинальностью, что порождает вариативность норм. Тем не менее, большая часть из перечисленных традиций и обрядов сохранилась до наших дней и практикуется повсеместно.
«Қыз ұзату той» или «Проводы невесты» по казахским традициям
Кыз узату или проводы невесты является одним из важных моментов в любой казахской свадьбе. На самом деле, это мероприятие радостное, но в то же время и грустное для родителей невесты. Им трудно смириться с тем, что их дочь покидает отчий дом, и уходит в семью мужа. У «қыз ұзату» есть целый этап обычаев и обрядов, которые проводятся до, во время и после самого праздника. Чтобы ознакомиться с системой проводов невесты, прочитайте данную статью!
«Құда түсу»
Құда түсу или Сватовство считается одной из обязательных традиции, проводимых до предстоящей свадьбы. На құда түсу родители со стороны жениха и невесты официально знакомятся, а также решают самые важные вопросы свадьбы: место свадьбы, число, количество званых гостей и т.д.
На Құда түсу главных сватов, то есть родителей жениха встречают дома у невесты. Они приезжают с другими родственниками, которые также считаются құдалар. Главного делегата со стороны сватов называют «бас куда». Родители невесты тщательно готовятся к приезду сватов: накрывают большой дастрахан и украшают дом.
«Арқан керу и Шашу»
Перед входом сватов домой к невесте, дети или же старшие снохи невесты натягивают аркан или же цветную ленту. Данную традицию называют «аркан керу». Чтобы пропустить их через аркан, дети запрашивают небольшой выкуп в виде денег, конфет, или же подарков. Смысл такого обряда заключается в том, чтобы в будущем у невесты не было никаких препятствий в семейной жизни. После, как гости пройдут через аркан, сторона невесты с музыкой и с «шашу» встречают их. Шашу — это осыпание. Один из старых и веселых обрядов. Во время сватовства, беташар или свадьбы на гостей бросают конфетами, а детишки тем временем с большой радостью собирают конфеты. Казахский народ издавна верил, что сладости, подобранные во время «шашу» приносят удачу и изобилие в семье.
«Көрімдік»
Как гости сядут за накрытый стол и немного отведают еды, к ним выводят невесту, чтобы познакомить с будущими родственниками. Мама жениха должна дать «көрімдік» (денежное вознаграждение) тем, кто показал им жену сына. После этого сваты дальше продолжают беседовать, и знакомиться друг с другом.
«Құйрық-бауыр»
Главное угощение, которое подают в этот день называют «құйрық-бауыр». Это необычные бутерброды, которые делаются из кусочка курдючного жира и печени. Смысл этого блюда — пусть сватовство будет сладким как «құйрық», и чтобы сваты стали близкими друг другу, как бауыр (родные братья и сестры).
«Cырға салу»
Один из важных моментов в жизни каждой невесты, который проводит будущая свекровь, называется «сырга салу». Девушке надевают сережки, после чего можно сказать, что она стала почти как родная дочь для мамы мужа. Сваты дарят родителям невесты подарки в виде лошади, или же барана. Их у казахов называют «өлі-тірісі». Также всем родственникам невесты дарят «киіт» — это также различные презенты в виде дорогих тканей, наборов золота и т.д. Особенно ценные подарки получают мать и отец невесты. За мамино молоко «ана сүтінің ақысы» маме девушки дарят большую сумму денег, или же украшение. Также сторона жениха за будущую невесту выплачивают калым, на казахском — это будет «қалың мал».
«Қыз ұзату той»
В тот же день, вечером девушку провожают в дом мужа — «Қыз ұзату». Зачастую торжество проходит в ресторане, а раньше это проходило в доме невесты. Надо отметить, что узату той на данный момент ничем не уступает свадьбе жениха. Сторона невесты всячески хотят провести свою дочь достойно и с размахом. Узату той длится до 12 ночи.
«Сынсу»
Наступает важный момент. Жених должен забрать невесту подняв на руки, или же просто взявшись за руки. По традиции перед невестой расстилают длинную дорожку из белой ткани. Невеста должна пройтись по этой белой дорожке опустив голову. Провожают невесту под напутствующие слова в виде исполнения трогательной казахской песни. Такое исполнение раньше называли «сынсу». Также невесте нельзя оглядываться назад. В такой трогательный момент все начинают плакать, прощаясь с дочерью, сестрой, подругой. Когда жених забирает невесту к себе домой, то она может забрать с собой подругу, чтобы ей не было одиноко в чужом месте.
«Беташар»
Беташар — это традиционный казахский обряд, который проводится до начала большой свадьбы со стороны жениха, или же после того, как жених приводит невесту домой сразу после узату. Обычно, невесту усаживают за белую ширму, а также с белой шалью, чтобы не было видно ее лица. Затем, когда все приглашенные гости собираются, ее торжественно в красивом платье выводят на обряд беташар. Весь процесс беташара проходит под домбру и специально написанную песню. Кюйши в стихах упоминает имена всех родственников парня, и молодая невеста должна при каждом упоминаний должна делать почетный салем. В это время, услышав свое имя дяди, тети, сестры и братья жениха ложат в корзину деньги.
После завершения обряда, свекровь подходила к невесте и снимала шаль. Шаль положено передавать присутствующим женщинам на торжестве. Они же поровну поделив шаль, обвязывали этой тканью посуду от хранения кумуса или же шубата. Также корзину от денег то же передавали, но только тому, кто собирается скоро жениться или выходить замуж.
«Приданое невесты»
После проводов невесты в один из назначенных дней, или же на следующий день приезжают снохи (женгелер) невестки с приданым. К примеру, раньше матери с рождения собирали дочерям приданое: постельное белье, посуду, кухонные полотенца и т.д. В современном веке ничего не изменилось, однако включились более крупные материальные вещи: мебель для спальни, холодильник, телевизор, одним словом вся домашняя техника, а также одежда для невесты. Нужно отметить, что все зависит от финансов, но казахи выделяют огромное значение кыз узату. Во время разбора приданого в доме жениха присутствуют все его родственники, вплоть до соседей. В хорошей атмосфере они все оценивают, какое же приданое принесли за новоиспеченной невесткой.
Что одевает и надевает на кыз узату той невеста?
В один из важных дней в своей жизни, каждая девушка хочет выглядеть превосходно. Однако, так как кыз узату той — это трепетный праздник, большинство невесток выбирают традиционные платья. Как говорится на вкус и цвет.
Саукеле
Саукеле — это головной убор, высокий и узкий. Этот атрибут национального казахского костюма, который должен быть на невесте. Похож он на шлем, но более в красивой форме. Высокий кончик саукеле носит смысл, что у невесты будет долгая и счастливая семейная жизнь. Украшают головной убор бисером, камнями или перьями.
Койлек
Платье под камзол называют койлек. Они обычно бывают белого цвета, но и тут все зависит от предпочтения каждого. По форме оно закрытое и с длинными рукавами. Также на нем вышивают казахские орнаменты (ою).
Камзол
Завершающий атрибут наряда называют камзол. Это средней длины накидка с рукавами и без, иногда может быть в виде жилетки. Надевают ее поверх платья. Камзол бывает из плотной ткани, украшают дорогими камнями, бисером, и казахскими орнаментами.
Кыз узату
Вырастив дочку, наш народ отдаёт её во взрослую жизнь. Достигнув совершеннолетия после того, как её вырастили, лелея в руках родителей, приходит время провожать. Если опираться на традиции и обычаи, которые идут к нам испокон веков, мать готовилась к этому с самого начала, готовила саукеле, а отец готовится к свадьбе. Казахи придавали большое значение «приданому для казахской невесты». Оно состоит из ювелирных изделий, ковров, кошмы с узорами, саукеле, чайной и столовой посуды и т.д. К примеру, калым за выкуп невесты превышает сумму крупнорогатого скота.
Украшение серьгами (Сырга салу) также одна из старых традиций. Часто, дочку знатного происхождения окольцовывали заранее, это делали для того, чтобы в будущем засватать дочь самим. Перед тем, как окольцевать девушку серьгами, спрашивают разрешения у её родителей. Иногда хорошо знакомые друг другу семьи, ещё в маленьком возрасте сватали своих детей. Прежде, чем отдать невесту в руки жениха, сначала нужно было отдать калым и внимательно взрастить. Здесь очень важна роль воспитания. Засватанная девушка должна была вести себя соответствующе. Она должна быть полностью уважительна и почтительна. Давно забытая традиция сейчас возвращается с новыми изменениями.
Чтобы окружающие видели, что невеста была засватана, её украшения были покрыты золотом. Когда сватам предстояло забрать невесту, они приравнивали калым к золоту со словами: «В вашей семье есть своё золото, за ним и пришли». Иногда вместо серьги, на девушку надевали перо филина. Поэтому перо филина носили только засватанные девушки. Когда юноши видели, что у девушки есть перо филина, они понимали, что эта девушка уже засватана. У украшения серьгой есть ещё одно воспитательное значение – познав замужнюю жизнь с ранних лет, домашний быт, овладеет нормами замужней жизни. Такая девушка, переступив порог не будет испытывать трудности в замужестве.
Вместе с невесткой они в течение месяца посещают всех дальних и близких родственников. Эта традиция называется «Представление невесты» в новом статусе.
«Сынсу» — так называлась традиционная песня, которую исполняла девушка во время «кыз танысу». В песне она поёт о незаметно пролетевших счастливых годах, проведенных в родном доме, о своих любимых родителях. О том, как ее берегли и о сожалении, что подошло время покинуть родной дом. Также в песне говорится о просьбе, чтобы ее навещали, не забывали. Это красивое, трогательное зрелище. К сожалению, в наше время такой обычай стал забываться.
Жених, который отправляется за невестой, должен быть наряжен особенно красочно, чтобы встречающие женщины и девушки могли сразу его определить. По обычаю, одежда жениха по сравнению с другими джигитами, которые его сопровождают, сильно отличается. К головному убору «борик» он прикрепляет «укы» (перья филина), а сапоги надевает с высокими каблуками и красный чапан накидывается на плечи жениха. Затем, он надвигает «борик» на глаза и должен вести себя очень скромно, своим видом показывая почтение, а не то ему придется платить штраф, или его могут обсмеять. После этого, оказавшись в таком представлении среди дам, жених спокойно переносит их насмешки и подшучивания. Конь жениха же превращается в объект интереса и забав детей – они могут на нем покататься. Это традиция аула.
«Құйрық-бауыр» (куйрык-бауыр) – это залог верности и нерушимости договора.
Он состоит из обряда угощения из печени и курдючного сала. Это блюдо говорит о факте сватовства и принимают его как доказательство заключения договора. На родителей обеих сторон прилагают известные права и обязанности. Затем, когда от обряда уже нельзя отступить, а если они это сделают, то платят «неустойку» и возвращают полученный калым.
Один из самых важных обычаев, когда приглашают зятя в гости. Когда в казахской семье девушка выходит замуж, родственники девушки приглашают в гости зятя и в каждом доме традиционно обязателен «Жастар табағы». Зятя обязательно угощают төс – грудинкой. Отныне, когда режут скот в семье девушки вышедшей замуж, грудинка всегда передается зятю в приготовленном виде называют это сыбага (его доля).
Прибывшие сваты и свахи не должны спать. Им нужно отведать угощений, которые преподносят сваты. Если же кто-то из прибывших, не выдержит и засыпает, то одежду уснувшего свата тут же пришивают к подушке, одеялу, ковру, кошме и т.д. За это заснувший должен платить штраф (айып). Поэтому сваты должны пройти все испытания на выдержку — это и называется «киім тігу».
После этого подходит время к следующей традиции «Саукеле кигізу». Приглашают свата и сваху, они называют коримдик (подарок). Затем мать невесты надевает саукеле на голову девушки, затем получает подарок от свекрови.
Исполнение песен-жыр превращают прощальный вечер девушки в удивительное представление. Расставаться с родным домом и переступать порог чужого дома всегда грустно. На проводах свой нажитый жизненный опыт в виде назидания девушки выражали в стихах «ау-жар». Ведь слезы девушки не от горя, а только сожаления при расставании с родным аулом, близкими.
Ей сочувствуют девушки и джигиты ее аула. Они после обрядовой песни «жар-жар», переходят на исполнение «ау-жар», которое проходит в виде айтыса. В ней молодежь выражает пожелания счастья, радости, взаимного понимания, благ семейной жизни. Никак нельзя путать с традицией «Сынсу».
А если говорить о «жар-жар», то это традиция, которая идёт к нам еще с древних времён. Традиционная песня, исполняемая молодежью во время прощального вечера, на проводах девушки. «Жар-жар» исполняется в виде айтыса между девушками и джигитами. Джигиты поют о том, чтобы девушка, не сожалела, что оставляет отца, ведь хороший свекор заменит его. Девушки отвечают, что свекор вряд ли заменит любимого отца. В «жар-жар» поется о хороших сторонах будущей жизни.
После замужества сестра передает свой головной платок младшей сестре. Это как бы означает: «теперь твоя очередь найти свое счастье». Такой обряд и называется «шаргын салу«. Девушке, которой передали «шаргы», подруги, снохи, женге желают удачи, счастья. И приходят на чай.
Со всей почестью муж забирает невесту к себе в аул. Вот так оставив позади всё детство, молодожёны делают первый шаг в новую жизнь.
Продолжим знакомство с традициями и обычаями наших предков очередной главой из моей новой книги «Қарашаңырақ». Итак, поговорим о том,
Как казахи невест провожали
Свадьбы проводились обычно две. Одна невестина, вторая – жениховская.
Накануне первой свадьбы (ұзату той) невесте предстоял торжественный обход родни. По данному непростому маршруту она отправлялась, как правило, не одна, а со своими близкими подружками или же с женой старшего брата (жеңге). Они не особо вмешивались, собственно, в проведение обряда и служили ей просто в качестве моральной поддержки. Обход проводился под аккомпанемент песни – сыңсу. А сыңсу, я вам скажу, это не очередная бессмысленная однодневка, чем заполнены сегодня по самые не хочу бесноватые информационные шлюзы. Это трогательная девичья песня, в которой поется:
— о счастливом босоногом детстве,
— о замечательных стадиях взросления,
— об окружающей природе, которая самостоятельно занимается ландшафтным дизайном,
— о великой стране, которой завидуют соседи, и чьи политики поражают весь мир своей мудростью и дальновидностью,
— о беззаботной юности, проведенной в родном доме, в окружении таких замечательных людей, какими являются… идет перечисление.
Кадр из фильма «Кыз жибек»
В припеве звучит пожелание, чтобы ее не торопились вычеркивать из списка родных и близких, что она еще готова выступить в основном составе и что она еще вполне может пригодиться в случае чего и чтобы ее не забывали и навещали. Зачем нужен был такой припев? А затем, что по традиции невеста не могла посещать родной дом в течение года.
Это как призыв в армию. (Правда, в армию раньше забирали на два года. Морфлот – три).
Во время исполнения этой песни разрешалось плакать. Более того – плакать даже предписывалось, иначе люди могли подумать, что невесту просто распирает от счастья. Что она не может скрыть своей радости. Что, наконец-то, настал тот день, когда она навсегда избавится от этих постылых физиономий, окружавших ее с самого рождения. Что теперь пусть другие собирают кизяк по округе и доят в потемках коров. Что достали ее все эти предписания и запреты, традиции и ритуалы. Что в гробу она видала…
И плакать надо было не абы как, а – высокохудожественно. Ни в коем случае не навзрыд, а радостно, с легкой грустинкой. И чтобы искренно и задушевно. Все-таки не на фронт отправляешься и не на войну. Хотя как сказать. Тут уж кому как повезет.
Пока девушка пела, ей собирали в мешочек подарки. На дорожку, так сказать. Не беда, если у девушки не оказывалось голоса или слуха. Или же голос был, но – бас. Или баритон. Все равно это никого не смущало. Тут важна была сама символика момента и она – символика эта – скрашивала все, ретушировала и маскировала.
Впрочем, такого просто не могло быть. Это я насчет вокальных данных. Всем давно известно, что казахи – чемпионы мира по песням. Это мы умели делать лучше всех, ярче всех и громче всех. И с этим смирились все. Потому что мы пели в любых условиях. И при любом настроении. И по разным причинам. Мы, можно сказать, даже разговаривали песнями. Взять хотя бы тот же айтыс.
Всем известно, что это состязание поэтов-певцов. Они соревнуются во взаимных оскорблениях. Причем на людях. При большом скоплении народа. В празднично-игриво-шутливой форме. Выигрывает тот, у кого это лучше всех получается. То есть у кого круче всех проявляется способность прилюдно обличить, унизить, обсмеять и оплевать. Естессьно, победителем восхищались, его превозносили и слегка побаивались. Он пользовался всеобщим признанием и авторитетом. О нем слагались песни и легенды. Говорили, что он, как никто другой, умеет, как можно заковыристее обложить своего оппонента, вывести его на чистую воду, выставив его неудачником на всю степь. Поэтому у нас, у казахов, лучшие в мире песни и лучшие в мире тексты к этим песням. Ну и голоса, естественно. По-моему, с этим утверждением не стоит спорить и надо просто смириться как с давно существующим неоспоримым фактом. (Кыргызы, к примеру, давно смирились).
И что характерно, пели мы при любых обстоятельствах: хорошо нам или плохо, бедные мы или богатые, больные или здоровые. Песней мы отвечали на хулу и хвалу. Пели в радости и в горе. При наличии темы и при отсутствии таковой. Жаль, что сейчас все это подзабыто. А как было бы здорово!
Вручили тебе, к примеру, медальку в Акорде к очередному юбилею Нурсултана, так ты не просто молча грудь подставил, а поднял голову и запел! В благодарность. Оду какую-нибудь. А там еще и акустика хорошая. Авось кто и подхватит! (Подхватят, зуб даю).
Или же, скажем, обломилось тебе счастье и выиграл ты тендер – тут же сочинил на ходу пару куплетов и сбацал перед тендерной комиссией. Во славу! Частушку тендерную.
Или же в суде припаяли тебе несправедливый срок – а ты им песней в ответ! Наотмашь! И пусть знают. Пусть запомнят. И пошла песня в народ.
Жаль, конечно. Усох источник. Приуныл народ. Измельчал. Сейчас не то чтобы спеть складно, пару слов речитативом связать не могут. Стыдоба!
Но что-то я отвлекся. Вернемся к невесте.
Когда калым был весь выплачен и все материальные вопросы сняты, в свадебной юрте начинались приготовления. Невесте расплетали все ее девичьи косички, снимали брошь (шаш керме), которой они фиксировались на затылке, и сплетали заново – но уже в две косы. Причем концы кос сплетались вместе. Это означало, что молодые в будущем будут единым целым и связь их будет неразрывной.
Кадр из фильма «Кыз Жибек»
Надевали саукеле. И вот тут начинались сложности. Дело в том, что само надевание саукеле не должно было случиться просто так. Невеста должна была сопротивляться. Ей якобы не хотелось прощаться с беззаботной юностью и до самого конца теперь тащить ярмо, стирать за кем-то грязные вещи, готовить еду, мыть посуду, рожать детей, воспитывать их, возить по воскресеньям на английский… Одним словом: «Зачем мне такое счастье?!» Но женгешки настаивали, и начиналась борьба. Что-то вроде финала чемпионата мира по казакша курес. Короче, возня затевалась нешуточная. Доходило до синяков и шишек. А бывало и того хуже.
В любом случае, навалившись всей толпой, женгешки надевали-таки саукеле. Кстати говоря, незамужним нельзя было участвовать в этой свалке, то есть в надевании свадебного головного убора. Нельзя было даже просто примерить и посмотреться в зеркало. Нельзя было сделать селфи. Иначе плохо будет – засидишься в девках.
А в это самое время, пока в юрте шла борьба с надеванием саукеле, к аулу невесты, опять же по традиционному сценарию, приближалась колонна сватов со всеми своими многочисленными родственниками. Возглавляла колонну матушка жениха. Делегация везла с собой кучу подарков и скот – той малы. Делегаты предусмотрительно обходили юрту, где проходил финал чемпионата мира по рестлингу. Они направлялись к отцу невесты. Дверь в эту юрту открывал жених – поскольку он уже был, так сказать, «в законе». А такое, как известно, позволялось только ханам и султанам (в обычной жизни дверь гостям открывал сам хозяин).
Затем начинался собственно праздник, сопровождавшийся песнями-плясками, шутками-прибаутками, чревоугодием и беззлобным мордобоем. В какой-то момент сторона невесты самым коварным образом «воровала невесту». Это тоже часть сценария. Обряд назывался «қыз қашар» – «побег невесты». Невесту воровали и где-нибудь прятали. Сторона жениха должна была срочно выступить на поиски, вычислить по следам, найти девушку и отбить ее у «воров». Снова затевалась небольшая свалка с полюбовной дракой. Такое, знаете, шуточное месиво. Тартыс называлось. В этом тартысе кому-то могли в шутку сломать нос. Или руку. Кто-то отделывался изодранной в клочья одеждой. Но на это опять же никто внимания не обращал. Подумаешь, нос. Подумаешь, рука. Или ребро. Зато как весело! Умели же люди отдыхать душой и телом! Подумаешь, «стороны понесли небольшие потери в живой силе и технике». Зато сколько эмоций! Сколько живых впечатлений останется в памяти!
Мочилово опять же сопровождалась пением (говорю же, пели по любому поводу!). Согласно договоренности сторона жениха должна была победить в любом случае. Так что это была, в некотором смысле, игра в поддавки. Полагаю, если бы вам пришлось жить в те благословенные времена, можно было с легким сердцем делать заранее солидные ставки в любой букмекерской конторе. Куш был бы обеспечен.
Такой зарубон за невесту, понятное дело, мог продолжаться до утра. И тут нужна была выдержка. Находчивость. Если перебить, перепеть и перебороть команду невесты не удавалось, тогда команда жениха пускалась на хитрость. В запасе оставалась древняя казахская небитка – ритуальный выкуп.
В девять чаш раскладывали девять вариантов разной еды. Предлагали попробовать. А отказываться от пищи нельзя ни в коем случае – грех. Таким образом, весь этот экшн заканчивался тем, что меняли невесту на еду и у праздника открывалось второе дыхание. Не то чтобы затевали войнушку заново. Нет. Теперь веселились по-мирному.
Между прочим, когда-то наши предки красиво танцевали. Мне, к примеру, нынешние танцы не очень того… по душе. Мне лично нравится, как танцуют грузины. Или абхазы. Или дагестанцы. Кавказцы, одним словом. Наши танцы на их фоне выглядят как-то вяловато. Даже знаменитый қара жорға. Не знаю, может, я не прав, но это опять же на мой субъективный взгляд.
А когда-то наши прадеды здорово танцевали. Красиво. И об этом остались многочисленные свидетельства. Просто танцевальная традиция была прервана в восемнадцатом веке. Не до танцев было. Вначале джунгары прибыли с претензиями. Потом напали волжские калмыки. Потом – яицкие казаки. Башкиры… Потом все остальное… И пока воевали с теми да с этими, пока выбирались из исторических вихрей, про танцы забыли. За это время сменилось несколько поколений. Поэтому в памяти сохранились лишь небольшие танцевальные отрывки, да и то у тех, кто в свое время бежал за кордон.
Кадр из фильма «Кыз Жибек»
Заканчивалась свадьба торжественными проводами. Наиболее уважаемая женщина заворачивала в лоскуток кусок мяса и трижды водила им над головой невесты. Это делалось для того, чтобы вместе с невестой из дома не ушло счастье. Затем отец обращался к дочери с вопросом: «Чего ты, душенька моя, хочешь?» И доча могла забрать с собой все, что пожелает. Потому что это было ее «последнее желание» в родительском доме и оно непременно исполнялось. Потом отец сажал дочку в седло, брал лошадь под уздцы и передавал жениху. И напоследок в обязательном порядке высказывал молодым свои напутствия. И все. Караван сватов отправлялся обратно. Но жених все еще оставался в ауле тестя. Он должен был еще раз символически посидеть с ним за одним столом. Поскольку «не чужие уже» и он «теперь сын».
С приходом ислама кое-какие вещи видоизменились (к примеру, добавился обряд «неке кию»), а кое-что утратило актуальность и забылось. Об этом тоже стоит поговорить, но лучше в следующий раз.
После свадьбы қыз ұзату следовала традиция – келін түсіру. Не в смысле «опустить невесту», как многие тут могли нехорошо подумать, а в другом – более благородном смысле. По сути, это и есть вторая свадьба. Жениховская. Она как бы и главная.