Ла пас столица чего
Ла-Пас и Сукре — столицы Боливии
Столица Боливии официально разделилась в 1898 году – Сукре сохранил столичный статус, а Ла-Пас получил его. Фактически центральные органы власти начали перебираться в Ла-Пас еще с момента обретения Боливией независимости в 1825 году. Этот процесс вовсе не был связан с каким-либо местечковым сепаратизмом. Сукре стал столицей независимого государства как бы по инерции. Ещё при испанцах город, который в разные времена назывался Нуэво-Толедо, Чаркас, Ла-Плата и с 1825 до 1839 годы Чукисака, был центром «серебряной» провинции – в соседнем городе Потоси с середины 16-го века добывали серебро. Со временем залежи благородного металла истощились, а в окрестностях Ла-Паса нашли олово. Органы власти и финансовые магнаты (а в Латинской Америке провести между ними грань весьма сложно) постепенно перебрались к новому источнику дохода. Сукре же в качестве компенсации оставили Верховный суд Боливии и звание конституционной столицы. Сами же боливийцы считают столицей своей страны город Ла-Пас.
Ла-Пас — фактическая столица Боливии
Боливия – страна уникальная по географическим и геологическим особенностям. Где, к примеру, ещё вход в шахты, занимающиеся добычей полезных ископаемых, может находиться на высоте 4 000 метров? В Боливии же в условиях высокогорья живут, и неплохо при этом себя чувствуют, миллионы людей. Даже краткое описание места расположения Ла-Паса вызывает невольное уважение: город расположен на берегу реки Ла-Пас на высоте 3 600 метров в кратере потухшего много лет назад вулкана. А в Альпах на высоте 2 700 метров начинается линия вечных снегов.
Ла-Пас был основан испанцами в 1548 году. Основатель города Алонсо Де Мендоса не стал скромничать и назвал будущую столицу Боливии – Nuestra Señora de La Paz – Богоматерь мира.
Следы колониального владычества испанцев остались в Ла-Пасе и во всей Боливии в виде многочисленных архитектурных и исторических памятников и ещё более многочисленных метисов (примерно треть населения города).
Пласа Мурильо – сердце Ла-Паса
Пласа Мурильо – историческое сердце Ла-Паса. Она образована зданиями Кафедрального собора, Национального конгресса, Президентского дворца и Национального музея искусств. Названа площадь в честь Педро Мурильо, сражавшегося за независимость от Испании и казнённого именно на этой площади. Список казнённых не ограничивается Мурильо. На площади в своё время повесили ещё ряд революционеров и даже одного президента.
Несмотря на своё историческое значение, площадь представляет собой, скорее, уютный сквер с большим количеством зелени и тысячами голубей.
«Сожженый дворец» – официальная резиденция президента Боливии
Президентский дворец в Ла-Пасе именуют дворцом Кемадо, т.е. «сожжённым» (исп. Palacio Quemado) – в 1875 году его действительно сожгли во время очередного восстания. Здание строили в течение 200 лет, затем снесли и построили новое. Именно оно стало жертвой пожара. Реконструкция была закончена лишь в 1899 году к переезду в Ла-Пас главных органов власти. В 20-м веке дворец неоднократно реконструировался без изменения внешнего вида.
Фасад дворца, стоящего на площади Мурильо, выполнен в стиле неоклассицизма. Внутренние помещения оформлены в различных стилях.
Есть небольшой Президентский музей. Для посещений открыты Красная комната, в которой проходят торжественные приёмы, и Зеркальный зал для протокольных событий.
Национальный конгресс
Здание законодательного органа Боливии, состоящего из двух палат, расположено напротив президентского дворца. Интересно, что в Боливии премьер-министр работает в одном здании с президентом, а правительство – в одном здании с парламентом.
В разное время в здании, выстроенном как подражание римскому Капитолию, располагались различные учреждения и даже тюрьма. Любопытной деталью постройки являются часы, стрелки которых идут в «неправильную» сторону.
Церковь и монастырь Святого Франциска
Первый храм, который основали на этом месте монахи францисканцы в 1549 году, обрушился из-за обильных снегопадов, так как строители не учли климатические особенности региона. Строительство нынешнего католического храма было завершено в 1784 году.
Его фасад сочетает в себе черты барокко и народные мотивы – колонны увиты растительным орнаментом, а на стенах размещены изображения птиц и животных, в том числе вымышленных. Внутри церковь Святого Франциска выглядит довольно скромно, а вот с крыши храма открывается красивый вид на Ла-Пас, также можно погулять по саду во внутреннем монастырском дворе.
Колдовской рынок (Рынок ведьм)
На Колдовском рынке Ла-Паса ведьмы, колдуны, шаманы и прочие контактёры с потусторонними мирами продают вполне материальные обереги, ожерелья, талисманы, амулеты и прочие атрибуты.
На самом деле ведьмы и колдуны являются хорошей рекламой – в основном на рынке продают предметы народного быта и творчества. Это серебряные украшения, различные фигурки и статуэтки, одежду из шерсти высокогорных животных.
Лунная долина
Всего в десяти километрах от городской черты Ла-Паса расположена Лунная долина – участок безжизненного ландшафта, который вода и ветер превратили в удивительный пейзаж.
Эрозия придала каменным образованиям в Лунной долине самые причудливые формы. Дополняет красоту склонов разнообразие минералов – под лучами солнца сколы пород играют всевозможными цветами.
Достопримечательности Ла-Паса на карте
Перетяните человечка на карту, чтобы перейти в режим просмотра улиц
Ла-Пас — самая высокогорная столица в мире
С утра мы в последний раз насладились невероятно богатым завтраком в нашем отеле «Господин Башка» и отправились в аэропорт Куско. Сегодня нам предстояло покинуть Перу и вылететь в столицу Боливии город Ла-Пас. Погода была довольно пасмурная, над Куско висела низкая облачность, но волновало нас не это. Существовала вероятность того, что из Перу нас вообще не выпустят по причине отсутствия как миграционных карт, так и штампов о въезде в страну. С точки зрения перуанской таможни мы сейчас вообще были нелегалами.
— Ну вот же, видите, аргентинский штамп есть? Есть. И боливийский есть. А где же перуанский? Типа вы что, совсем перуанское государство не уважаете?
Мы по новой начинали ему рассказывать про ситуацию на границе, он опять качал головой и снова отказывался нас выпускать. А тем временем до посадки на самолет оставалось уже всего полчаса, так что обстановка начинала накаляться. Мы уже соглашались признать свою вину и заплатить штраф за ненадлежащее оформление документов. Сергей Лавров тоже уже не знал, что с нами делать, и тоже склонялся в пользу штрафа. Откуда-то была извлечена и заполнена какая-то бумага, и нам было сказано, что нас выпустят, когда мы оплатим через банк по 10 долларов.
— И где у вас ближайший банк? — поинтересовались мы, оглядываясь на меняльные конторы, что остались за спиной, в здании аэропорта.
— А в городе. Поезжайте и оплатите.
Ага, а самолет тем временем улетит? А тем более, сегодня же воскресенье, и ваши банки сегодня вряд ли работают, ведь так?
— Конечно, не работают, — согласился Сергей Лавров.
Делать и правда было нечего. Сергею Лаврову держать нас тут тоже было неохота. Он почесал репу, еще что-то пописал в бумагах и согласился принять доллары наличными. Получив деньги, он наконец взял наши паспорта, открутил свою печать на четыре дня назад и поставил наконец нам недостающие въездные штампы. Уффф! Мы спасены! Еще и на самолет успеваем! А то я уже прикидывал, на чем мы поедем, если решение вопроса затянется — других-то вылетов в Ла-Пас, насколько я помню, в этот день не было.
Оставив позади таможню, мы кинулись в зону вылета. Но не тут-то было! Общение с перуанскими спецслужбами еще не закончилось! Служба безопасности принялась просвечивать и прощупывать наш багаж, в результате чего Сергей Сергеич лишился не только воды и остатков водки, но у него отняли также и всю провизию — хлеб, сыр и чеснок. Кроме того, отобрали также пластиковые ножи, вилки и даже — внимание — ЛОЖКИ. А Андрея Андреича заставили выпить содержимое его секретной фляжки, что он тут же и сделал, заслужив похвалу сотрудников. Потом наверно будут рассказывать анекдоты про диких русских, что пьют водку прямо из горла:)
А зона вылета в Куско оказалась чрезвычайно бедной, а точнее говоря, совсем никакой. Я, честно говоря, имел определенные виды на аэропортовский дьютик, его же здесь не оказалось вообще. И как теперь лететь? Тем более что перелет предстоял серьезный, вылет с высоты в 3600 метров, а посадка так и вообще на 4000 метрах! Вы когда-нибудь взлетали или садились на такой высоте? Там вообще подъемной силы хватит, чтобы от земли оторваться?
А тут еще, судя по распечатке билета, мы рисковали попасть на Боинг 737–200 тридцатилетней давности, именно такие машины, согласно базе данных airfleets.net, состояли в штате боливийской авиакомпании Aerosur. Да у них там вроде даже еще Боинги-727 оставались!
Но нам повезло. На посадку подали вполне себе современный аэроплан. Судя по приплюснутым мотогондолам, это был обычный 737–300. Похоже, что Aerosur в последний момент все же обновил свой парк. И возможно, именно с этим были связаны все те отмены рейсов, из-за которых мы не попали на боливийские лагуны.
Головокружительный Ла-Пас
В Ла-Пас я со шведской группой летела из Буэнос — Айреса. А весь маршрут у нас был вот таким
(из моего каталога Jambo tours, 2013-14гг)
Когда летели в Ла-Пас, делали посадку еще в двух городах Боливии. В Санта-Крус высадили наших католических монахинь, с которыми мы летели из Аргентины.
Я ей рассказала, что в окрестностях Санта-Крус живут русские староверы, православные, чьи предки давным-давно приехали из России и обосновались в Боливии. Староверы сохранили свою православную веру, русский язык и даже свой стиль одеваться в сарафаны и косоворотки. И в своих снах видят русскую зиму. Даже те из них, кто ни разу не был в России и не видел зимы в глаза.
Сейчас вот пишу и думаю, они хоть в Боливии во снах видят, а мы зиму перестали и воочию видеть в России. И что с климатом происходит.
Воздушное судно легко садилось и взмывало ввысь выше гор снова. И конца этому, кажется, не было. Головокружительные полеты над Андами!
И вот мы cели в высокогорном аэропорту Ла-Паса Эль Альто на высоте 4 100 метров. На какой высоте мы летели — одному Богу известно, ну и нашим пилотам, конечно, тоже. Знаю, что выше 12 км гражданские самолеты не летают: чревато крушением борта. Обычная, рабочая высота самолетов, на которой они летают, — 9–10 км. Так ведь еще и приземлились мы в Ла-Пасе вот в такую погоду!
Замечу, что и взлетно-посадочные полосы на таких высотах намного длиннее обычных, т. к. из-за разреженного воздуха самолету, чтобы взлететь или сесть, нужна полоса длиннее: вместо 2-х км — 5,5 км.
Приземлились мы, слава Богу, благополучно и пошли в здание аэропорта. Но слово «пошли» — это будет громко сказано. Двигались все медленно, вперевалочку, как астронавты по Луне. Чувство такое было, будто земля трясется под ногами. Да, ощущение очень странное… не испытывала такого ранее никогда. Вот что значит внезапная нехватка кислорода в организме.
Я стояла сама по себе, широко расставив ноги, как морячка на ходуном ходящей палубе корабля. Вот реально состояние было такое, что опору под тобой качает и носит и скоро совсем снесет. Ну, шутка ли оказаться сразу на 4 100 метрах без какой-либо акклиматизации к высотам до того!
Наконец боливийцы закончили проштамповку наших паспортов и отпустили нас с Богом. Мы медленно и неуверенно двинулись к туристическому автобусу, уже ждущему нас. Видела краем глаза, как грузили наши чемоданы в нижний багажный отсек. Почему-то была уверена, что мой большой и красивый чемодан уже находится там, и спокойно зашла в автобус.
По приезде в наш отель вдруг выяснилось, что как раз моего большого и красивого чемодана нет среди других. Только его и нет! Меня прорвало. Со мной началась истерика. Ну никогда, ни до, ни после, не видела себя такой слабонервной! Вот, честное слово, самой было противно на себя смотреть со стороны. Это я, помню, делала с большим удивлением, типа, подруга, ты ли это?
В фойе отеля я спустила всех собак на наших гидов. Я орала на них, мол, как это так, вас тут — двое и вы не уследили, потеряли мой чемодан, мол, за что я вам плачу! Такое чувство, что я — не я была. Вот, однако, каков он — высотный стресс, да еще приумноженный на мой чемодан.
Я там, помню, всплакнула, жалеючи себя, потом разозлилась на весь белый свет и, как шаровая молния, пронеслась мимо швейцара нашего отеля, выскочив на улицу. Я просто не могла больше их всех видеть. Все во мне бушевало и клокотало.
По инерции я побежала по улице, но не тут-то было! Я удивленно остановилась, осматриваясь… что это тут с улицами?
Ла-Пас (Боливия)
Население города с пригородами составляет 1 609 000 человек, что делает Ла-Пас крупнейшим городом Боливии. Без пригородов же Ла-Пас уступает первенство городу Санта-Крус-де-ла-Сьерра.
В Ла-Пасе находится большинство государственных учреждений Боливии, в том числе резиденция президента страны, хотя номинальной (конституционной) столицей является Сукре.
Содержание
География
Ла-Пас расположен на берегу одноимённой реки на высоте 3600 м над уровнем моря. Ла-Пас — самая высоко расположенная столица государства в мире (также в городе расположено самое «высокое» гольфовое поле в мире). Ла-Пас расположен в кратере потухшего несколько миллионов лет назад вулкана.
Из-за высокогорного расположения города, климат в Ла-Пасе прохладный. Среднемесячная температура самого теплого месяца (ноябрь) составляет около +11 °C, самого холодного (июль) — около +7 °C.
Климат Ла-Паса | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | Год |
Абсолютный максимум, °C | 27 | 20 | 26 | 30 | 30 | 23 | 22 | 21 | 23 | 22 | 21 | 22 | 30 |
Средний максимум, °C | 12 | 13 | 13 | 13 | 13 | 12 | 12 | 13 | 13 | 14 | 15 | 14 | 13 |
Средняя температура, °C | 8 | 8 | 8 | 7 | 6 | 5 | 5 | 6 | 7 | 8 | 8 | 8 | 7 |
Средний минимум, °C | 3 | 3 | 3 | 2 | 0 | −2 | −2 | −1 | 0 | 2 | 3 | 3 | 1 |
Абсолютный минимум, °C | 0 | 0 | −2 | −2 | −11 | −11 | −10 | −7 | −7 | −3 | −3 | −5 | −11 |
Норма осадков, мм | 114 | 107 | 66 | 33 | 13 | 8 | 10 | 13 | 28 | 41 | 48 | 94 | 575 |
Источник: Weatherbase, BBS Weather |
История
Город был основан в 1548 Алонсо де Мендосой неподалеку от старого индейского поселения Чукиаго. Поначалу назывался Нуэстра-Сеньора-де-ла-Пас (Nuestra Señora de La Paz — «Богоматерь мира»). В 1809 в городе вспыхнуло восстание против испанских колонизаторов, ставшее прологом к войне испанских колоний в Южной Америке за независимость (1810—1826). В 1825 году, когда Верхнее Перу стало независимым государством под названием Боливия после того как националисты-республиканцы разбили испанскую армию под Айякучо, город был переименован в Ла-Пас-де-Айякучо. Столицей страны стал Сукре, названный в честь лидера повстанцев Антонио Сукре.
Ла-Пас стал фактической столицей Боливии с 1898 года. Правительство переехало в город 25 октября 1899 года, когда генерал Хосе де Мануэль Пандо (исп. Jose de Manuel Pando ) принял президентский пост после федеральной революции. Резиденция президента и правительства страны располагаются в Ла-Пасе до сих пор.
В апреле 1952 в Ла-Пасе произошло восстание, положившее начало Боливийской революции 1952. И вообще, являясь центром политической жизни страны, Ла-Пас на протяжении XX века постоянно выступал в качестве главной арены для многочисленных восстаний, переворотов, революций и хунт, которые были в истории страны. Лишь в 1985 году в стране прошли свободные и всеобщие выборы.
Экономика
Узел шоссейных и железных дорог. Международный аэропорт Эль-Альто.
В городе — ряд предприятий пищевой, лёгкой, табачной промышленности. Развито производство цемента, стекла, мебели и др.
Достопримечательности
Старые кварталы с традиционными двухэтажными домами сохраняют традиционную прямоугольную сеть улиц колониального времени. Среди наиболее примечательных памятников архитектуры — дворец Диес де Медина (1775; 3-этажный с аркадами и лестницами во внутренних дворах), дворец Вильяверде и др.; церкви — Сан-Франсиско (около 1743—1784; 3-лопастной портал с богатой резьбой), Санто-Доминго (1726), Сан-Педро (1790; свод нефа и купол из известково-пемзовой массы на тростниковом каркасе).
В Национальном археологическом музее и Национальном музее искусств представлены предметы древнего индейского искусства, а также искусства колониальных времён.
Интересные факты
Ла-Пас является самым высоко-расположенным городом-миллионером и столицей в мире.
Вода в Ла-Пасе кипит уже при 88 °C (190 °F).
Центральная автобусная станция города Ла-Пас была спроектирована Густавом Эйфелем, создателем Эйфелевой башни.