Лаборатория юстуса фон либиха в гиссене чем была полезна
Юстус фон Либих — выдающийся немецкий химик и педагог
Юстус Либих родился в 1803-м году в семье немецкого аптекаря в г. Дармштадте Гессенского герцогства. Семья жила трудно, отцу нужно было прокормить восьмерых детей. Юный Юстас с детства любил помогать отцу готовить лекарства, разыскивал и уточнял в книгах нужные рецептуры, с увлечением изучал книги по химии, которые находил в библиотеке Великого Герцога. Он родился в то время, когда химия считалась скорее колдовством и шарлатанством, чем наукой. Тем не менее, именно химию он мечтал сделать делом своей жизни, а вот другими науками не интересовался и учился в гимназии слабо.
Так и не закончив гимназию, Либих какое-то время подрабатывал помощником аптекаря, а потом отец нашел способ отправить сына в университет Бонна. В 1822-м году Либих убедил Великого Герцога послать его на обучение в Париж, где «действительно учили химии». В Париже он прослушал хорошо систематизированный курс лекций, познакомился с выдающимися учеными того времени А.Гумбольтом и Гей-Люссаком, получил возможность проводить эксперименты в лаборатории Гей-Люссака.
В 1824-м году Либих вернулся в родной город и по рекомендации А.Гумбольта и Гей-Люссака получил пост экстраординарного профессора химии Гессенского университета, хотя ему был всего 21 год. Через два года он стал ординарным профессором. В том же 1826-м году Либих женился; брак был счастливым, в семье родилось пятеро детей.
Заняв место профессора в университете, Либих решил полностью обновить систему обучения студентов, взяв за основу французскую, но усовершенствовав ее по своему вкусу. Либих считал очень важной частью практическую работу студентов в лабораториях, где они смогут не только выполнять определенные работы, но и проводить собственные эксперименты и исследования. Для этого он добился строительства учебной химической лаборатории, оснащенной всем необходимым. В дальнейшем, методика Либиха была распространена по всей Германии, а потом и за рубежом. Учиться у Либиха приезжали из многих стран. В числе его учеников были и российские химики Воскресенкий, Зинин, Шишков.
Параллельно с преподавательской деятельностью Либих занимался научными изысканиями — в первую очередь синтезом органических веществ. Химики того времени уже хорошо умели анализировать неорганические вещества, а вот с органическими были проблемы. Различать и определять состав сложных веществ, состоящих, большей частью, из одних и тех же элементов: кислорода, углерода и водорода ученые еще не научились. Именно эту задачу и решил Либих, модифицировав лабораторные приборы и методики. Например, именно он сконструировал простой и эффективный холодильник Либиха, который применяется для перегонки и фракционного разделения до сих пор. Ученому удалось добиться потрясающих результатов: анализ, на который у других ученых уходило по два месяца, он делал за один день.
Изучая превращения бензальдегида, Либих пришел к выводу, что радикалы (неизменяемые при превращениях одних соединений в другие группы атомов), обнаруженные Гей-Люссаком, характерны для многих неорганических соединений. Таким образом, он был одним из тех, кто способствовал развитию теории сложных радикалов.
Либих исследовал практически все важные органические кислоты, доказал, что они бывают многоосновными и предложил классифицировать их по количеству основ. Ученый открыл такие вещества как хлороформ, хлораль, ацеталь, уксусный альдегид, карбоновые кислоты, в том числе молочную и гиппуровую, бром. Он ввел в химический анализ новые методики, с помощью которых определяли количество углерода и водорода в органических веществах; соли и мочевину в моче, синильную кислоту в лекарственных средствах; кислород воздуха; он разработал способы отделения никеля от кобальта. Заложил основы будущей науки о катализаторах, указав, что некоторые вещества могут активировать химические реакции.
Либих, по-существу, создал такие науки как агрохимия и биохимия. Он изучал способы увеличения плодородия почв. В то время единственным способом повышения урожайности культур было внесение в почву навоза, но этот метод себя уже исчерпал и не всегда давал результаты. Либих выяснил, что растениям нужны для развития многие минеральные вещества, особенно калий, азот, фосфор. Он предложил вносить в почву минеральные удобрения в растворимой форме. Его книга «Химия в приложении к земледелию» имела оглушительный успех, ее мгновенно раскупили, и в дальнейшем она переиздавалась каждый год. Несмотря на продолжающиеся споры среди агрономов, химиков и других ученых, многие землевладельцы начали применять теории Либиха на практике, и добились выдающихся результатов. В промышленности же обозначилась новая отрасль — производство минеральных удобрений. За работы по земледелию Либих получил в Германии титул барона и стал именоваться фон Либих. В России ему были вручены два ордена Святой Анны за вклад в повышение эффективности земледелия.
Либих стоял у истоков химии пищевых продуктов. Он предложил оценивать качество продуктов по содержанию жиров, белков и углеводов. Установил, что жиры и углеводы играют в организме роль топлива. Разработал рецепт мясного концентрата, который дожил до наших времен в виде бульонных кубиков.
Из важных исследований Либиха следует отметить также: изучение цианистого калия, желтой кровяной соли, альдегидов, продуктов окисления спирта; работы по гальванопластике и серебрению стекол для изготовления зеркал.
Либих открыл один из основных законов экологии — Закон ограничивающего фактора. Этот закон применяют на практике, например, в земледелии. Он гласит, что выживание организма зависит от фактора, который менее всего соответствует оптимуму. Например, если в почве всего 25% нужного фосфора, а других элементов больше, то недостаток фосфора станет ограничивающим фактором, поэтому в первую очередь нужно вносить фосфорные удобрения.
В 1852-м году Либих принял предложение стать профессором и руководителем кафедры в университете Мюнхена. В 1860-м году был избран президентом Баварской Академии наук. В дальнейшем стал почетным членом академий наук и университетов многих стран, в том числе и в России.
В 1873-м году Либих простудился, заболел воспалением легких и умер.
После его смерти старейший химический журнал, основанный Либихом в 1832-м году «Анналы химии и фармацевтики», стал называться «Либиховские анналы химии и фармацевтики». Либих оставил после себя богатое научное наследие, которое служило учебниками многим поколениям химиков.
Юстус фон Либих биография и материалы
Юстус фон Либих (Дармштадт, 12 мая 1803 года, Мюнхен, 18 апреля 1873 года) был немецкий химик, признанный одним из самых важных в девятнадцатом веке. Он также известен как пионер органической химии, поскольку его исследования произвели революцию в основах этой науки..
Это также было приписано как часть его наследия, улучшение удобрений для сельского хозяйства, а также улучшение научного образования в Европе.
Его способность разрабатывать лучшее лабораторное оборудование также исторически подчеркивалась, так как это облегчало проведение химических анализов до сих пор..
биография
Ранние годы: происхождение их профессии
Его матерью была Мария Кэролайн Мозер и его отец Иоганн Джордж Либиг, который работал в аптеке с небольшой лабораторией. Этот бизнес отвечал за пробуждение его интереса к химии.
В детстве Юстус фон Либих помогал в мастерской своего отца. Он в основном занимался экспериментами с химическими препаратами, предлагаемыми в научных книгах, которые он позаимствовал в Дармштадтской библиотеке..
В 16 лет Либиг стал учеником аптекаря Готфрида Пирша в Хеппенхайме, но из-за несанкционированного взрыва он не смог продолжить эту фармацевтическую карьеру..
Это не помешало убедить его отца и продолжить его работу, только на этот раз, полностью посвященную химии.
По этой причине он начал свое обучение в Боннском университете в качестве помощника Карла Вильгельма Кастнера, делового партнера его отца. Именно в это время он быстро осознал отсутствие необходимого оборудования для химических лабораторий..
Либиг оставался под опекой Кастнера до Университета Эрлангена в Баварии, где он получил докторскую степень в 1822 году..
Его работа: Посвящение в учебе и преподавании
Благодаря своей изобретательности и ответственности он получил стипендию от великого князя Гессен-Дармштадтского для обучения в Париже. Именно в те годы он развивал навыки, которые имели первостепенное значение, чтобы подчеркнуть его профессиональную карьеру. Среди них, посещение различных классов, преподаваемых такими персонажами, как Пьер-Луи Дюлонг и Джозеф Гей-Люссак.
В результате этого открытия оба построили нерушимую дружбу, которая стала рабочим сотрудничеством, способным улучшить профессию обоих.
В 1824 году, всего за 21 год, благодаря рекомендации Александра фон Гумбольдта Либих стал уважаемым профессором химии в университете Гиссена. Он принял философию, которая оказала влияние на многих его учеников в долгосрочной перспективе.
Он использовал этот талант, чтобы сосредоточиться со своими учениками, проанализировать органические соединения и заложить основы современной органической химии..
Последние годы
В 1845 году Либих получил звание барона от герцога Гессен-Дармштадтского. Он посвятил себя работе учителем в Гиссене в течение 28 лет, пока в 1852 году он не решил уйти в отставку, утверждая, что он очень устал от преподавания.
В тот год он перешел в Мюнхенский университет и сосредоточился в основном на чтении и написании своей карьеры..
Именно там он провел остаток своей жизни до своей смерти 18 апреля 1873 года, хотя не с той популярностью, которую он имел в первые годы. Несмотря на это, его наследие остается нетронутым, и даже Университет Гиссена изменил свое имя на Юстус-Либих-Университет Гиссена в его честь.
взносы
К образованию и органической химии
Либиг добился независимости от образования по химии в европейских системах образования, учитывая, что в то время этот предмет был только дополнительной темой для фармацевтов и физиков, но никто не изучал его как карьеру.
Таким образом, стало возможным расширить методологию уроков в лабораториях, в дополнение к более детальному анализу соединений в органической химии..
Благодаря харизме и техническому таланту Либиха, химия превратилась из неточной науки, основанной на личных мнениях, в важную область, которая до сегодняшнего дня считается элементарной для научных достижений в обществе..
Ключ к его успеху был основан на экспериментах, которые он проводил в лабораториях. Среди них, чтобы сжечь органические соединения с оксидом меди, чтобы идентифицировать окисление некоторых продуктов только взвешивать их.
Благодаря этой процедуре был проведен анализ химического окисления, позволяющий проводить до 7 анализов в день, а не один в неделю, как это было сделано тогда.
Kaliapparat
Либих был изобретателем символического устройства не только в 1830-х годах, но и в истории науки: Калиаппарат. Он состоит из системы из пяти ламп, предназначенных для анализа количества углерода в органических соединениях, и до сих пор считается эффективным для выполнения этих процессов..
Сельское хозяйство и питание
Либих был одним из пионеров в изучении фотосинтеза. Он обнаружил, что растения питались азотными соединениями и углекислым газом, а также минеральными веществами в почве, поэтому ему удалось опровергнуть теорию «гумуса» в питании растений.
Эта теория гарантировала, что растения ели только соединения, похожие на них.
Одним из его самых выдающихся достижений в области сельского хозяйства было изобретение удобрения, которое было сделано с азотом, которое улучшило производительность растений на полях..
Хотя изначально он не был успешным, со временем он улучшил формулу для проверки эффективности продукта, и это стало важным шагом для замены химических удобрений на натуральные.
Либих также проявлял постоянный интерес к химии пищи, особенно мяса. Его исследования были направлены на улучшение способа приготовления мяса, чтобы сохранить все его питательные вещества.
Ему также удалось улучшить коммерческие смеси для искусственного молока для детей и даже улучшить формулу для приготовления хлеба из непросеянной муки..
Жизненный путь Юстуса Либиха.
ЮСТУС ЛИБИХ
Введение.
Юстус Либих родился в стране, которая дала миру огромное количество известных химиков в Германии и в этом была и его заслуга. В начале девятнадцатого века химия еще не была полностью оформившейся наукой, было много ложных теорий, ее обучение еще не было оформлено окончательно. В те времена шутили, что химик не может прокормить себя, но времена менялись и производство уже начало требовать новые сорта сталей, красители, удобрения, и поэтому химия начала развиваться. В это время становления практической химии и жил Либих. Он внес большой вклад в агрохимию, химию сплавов, взрывчатых веществ. А как это было, мы рассмотрим ниже.
Жизненный путь Юстуса Либиха.
Однажды я решил посетить кафедральный собор Дармштадта и отправился туда в надежде еще раз полюбоваться огромными готическими линиями этого величественного храма. Когда я вошел в него, мое внимание привлек массивный книжный шкаф у одного из боковых алтарей. Меня заинтересовали книги, и я попросил разрешения посмотреть их. Это были старые церковные регистрационные Записи. Я взял в руки толстый том в черном муаровом переплете. На меня повеяло запахом плесени. Пролистав пожелтевшие от времени страницы, я с трудом прочитал – буквы почти уже стерлись – приписку, сделанную, видимо, позднее: «. В лето 1803 у Георга Либиха и Марии Каролины Мозерин родился сын, которого родители нарекли Юстусом. Это второе дитя счастливой семье известного аптекаря Георга Либиха». Ниже я прочитал еще одну запись:
«Умер в лето 1873 в Мюнхене, будучи известным, всему миру химиком».
Мысленно я перенесся в тесный переулок Дармштадта, где уже издалека можно было заметить вывеску «Аптека Георга Либиха». В этой аптеке Юстус фон Либих впервые познакомился с чудесной наукой химией, ставшей его судьбой, его призванием, смыслом всей его жизни. Аптека Георга Либиха занимала несколько больших помещений в здании на нервом этаже, но самым любимым местом Юстуса была маленькая пристройка, которую все называли кухней. Обычно лекарства изготовляли в самой аптеке, а «кухню» использовали лишь в крайних случаях, когда приходилось готовить особенно сложный лечебный экстракт или перегонять какую-либо жидкость. Здесь впервые Юстус познакомился с «таинствами» волновавшей его воображение химии.
Несмотря на научные открытия ученых Франции, Англии Швеции и других стран, химию все еще причисляли к «колдовским» наукам, а того, «то занимался химией, нередко еще называли колдуном или дьяволом. Юстус был далек от этих (предрассудков, мальчик знал, что химия – это не колдовское искусство: ведь благодаря ей, люди сумели создать много полезных вещей. Он часто заходил к соседям – в семью Эйснер, они занимались варкой мыла. Господин Эйснер, конечно, не отличался глубокими познаниями, но зато он абсолютно точно знал, сколько жира, щелочи и воды надо смешать, сколько времени кипятить и когда добавить поваренную соль, чтобы получить хорошее, твердое и белое мыло.
Иногда Юстус целые дни проводил в красильне господина Бауэра или в кожевенной мастерской Шиндлера. Он видел там на практике, что химия открывает двери новым производствам, которые делают жизнь человека намного проще и удобнее.
Химия дает и очень интересные знания. Это Юстус усвоил по опыту, в аптеке отца. Часто, помогая ему, Юстус проверял различные рецептуры. Он открывал толстые книги и с усердием вычитывал описания. Однажды он не нашел необходимой рецептуры, и отец послал его в дворцовую библиотеку великого герцога.
Библиотекарь Гесс очень любезно встретил, его и, как всем детям, подарил богато иллюстрированную книгу сказок.
Спасибо, господин Гесс. Но мне бы хотелось взять у Вас несколько книг по химии, – взволнованно оказал мальчик.
Химические книги? Тогда наверняка мы с тобой станем друзьями. Я тоже люблю читать химические книги. Иди за мной. – И библиотекарь повел Юстуса вдоль стеллажей. – Вот здесь все химия, — сказал он, указав на один из стеллажей, и довольно улыбнулся.
Юстус осторожно взял толстый, в кожаном переплете том.
— «Триумфальная колесница антимония» Василия Валентина. Можно мне взять ее?
– Конечно. Вот здесь 32 тома «Химического словаря» Мазера. В библиотеке есть еще много книг – и «Флогистонная химия» Шталя, и сочинения Кавендиша, и научные заметки из журналов Гёттингена и Гелена.
С того времени Юстус стал постоянным читателем дворцовой библиотеки. Он брал книги по химии в том порядке, как они стояли на полках. Из этих книг мальчик узнал много нового, но все это утопало в океане гипотез и философских теорий, в которых Юстусу очень трудно было еще разобраться.
Вынужденный самостоятельно докапываться до истины, мальчик с детских лет создал свой метод восприятия вещей. Для него имело смысл только то, что можно было воспроизвести в лаборатории, увидеть своими глазами и изучить. Чтобы не утонуть в болоте мистики, Юстус твердо придерживался опытных данных, полученных им в аптекарской «кухне». Он пытался проверить на практике все прочитанное им в книгах.
Это неодолимое стремление Юстуса к истине, к знаниям с детских лет приучило его тщательно проводить химические опыты, внимательно наблюдать происходящие при этом процессы, не упуская из виду даже самые мельчайшие подробности.
Но чем прилежнее и углубленнее работал Юстус в аптекарской «кухне», тем небрежнее и поверхностнее занимался он в школе. Мальчик никак не мог понять, зачем ему нужны какие-то сухие формулы, склонения и спряжения латинского и греческого языков. Учителя часто жаловались на его нерадивость.
Юстус продолжал проводить опыты в аптеке отца. Особенно любил он работать с взрывчатыми смесями. Он научился у одного «химика», продававшего на ярмарках волшебные эликсиры, делать гремучие капсюли и даже сконструировал специальный прибор, чтобы прессовать их. Очень скоро об аптеке Георга Либиха уже знали все, мальчишки в Дармштадте: они покушали у Юстуса «бомбочки», которые помогали, в конечном счете, его отцу содержать многочисленную семью.
Иногда тайком от учителей Юстус приносил взрывчатые смеси в класс. На переменах его школьные друзья устраивали во дворе настоящие стрельбища.
Директор исключил Юстуса Либиха из школы.
Либих после этого пошел учеником аптекаря. В аптеке в Тепленгейме Юстус зарекомендовал себя способным и трудолюбивым помощником. Господин Пирш оказывал ему полное доверие и часто позволял работать самостоятельно.
После трудового дня Либих поднимался в отведенную ему аптекарем мансарду, где на старом деревянном столе Юстус расставлял склянки с химикатами. Он изготовлял из них разнообразные взрывчатые смеси. Увлеченный опытами, он нередко задерживался в мансарде почти до полуночи.
Однажды, готовя разнообразные сочетания химикатов, Юстус получил вещество, обладающее свойствами кислоты, серебряные и ртутные соли которой взрывались.
«Если из них изготовить капсюли, они будут стоить очень доpoгo, — подумал начинающий химик. Приготовлю этого вещества побольше и отдам отцу».
Через несколько дней он получил новое вещество. Не имея специальной посуды, Юстус собрал его в пустую гильзу от старой гранаты и поставил в угол, недалеко от камина. Гильзу он ничем не прикрыл, и влажное вещество вскоре высохло. Молодой химик не знал еще, что это вещество в сухом состоянии может взорваться даже от самого легкого прикосновения. А уже через несколько недель ему воочию пришлось убедиться в этом.
К счастью, Юстус остался цел и невредим: ударная волна снесла крышу и только. Юстус был глубоко опечален происшедшим, однако Пирш не простил его, и юноше пришлось вернуться в Дармштадт.
Отец, узнав о случившемся, встретил его неодобрительно, но в душе был рад, что его любимый Юстус опять рядом. Он уважал сына за его великолепные познания в химии и часто прибегал к его советам. Аптека Георга Либиха с приездом Юстуса стала приносить и больший доход. Однако денег на содержание большой семьи все же по-прежнему не хватало.
Озабоченный будущим сына, аптекарь Георг Либих послал, однако, Юстуса в Боннский университет, где в то время преподавал профессор Шеллинг, считавший, что основой всех учебных занятий должна стать философия. Лекции по химии читал в университете профессор Карл Кастнер, пребывавший; под сильным влиянием Шеллинга.
Несмотря на философский уклон преподавания, систематические занятия благотворно влияли на становление будущего ученого, а пока что студента Юстуса Либиха. В начале второго семестра профессор Кастнер переехал в Эрланген и Либих последовал за ним. Кастнер, однако, не проявлял интереса к экспериментальной работе. А для Либиха это составляло смысл всей научной деятельности. Расхождение во взглядах ученика и учителя, помешало их дальнейшему сотрудничеству.
Способности Либиха были замечены другими профессорами, которые посоветовали Кастнеру разрешить работать молодому человеку в его лаборатории. Юстусу предоставлялась теперь возможность приступить к настоящей исследовательской работе, и он продолжил опыты по установлению состава гремучей кислоты.
Либих с увлечением, серьезно и углубленно трудился в лаборатории. Однако нрав у него был веселый, и он всегда был душой любой студенческой компании.
В то время студенты объединялись в группы – так называемые корпорации. У каждой корпорации была специальная форма и свое руководство. Члены отдельных корпораций враждовали между собой, и, если им приходилось сидеть за одним столом в аудитории, они делали вид что не замечают друг друга.
Юстус нередко сидел с Христианом Фридрихом Шёнбейном, но они никогда не беседовали между собой, потому что зеленая куртка Либиха и черное пальто Шёнбейна недвусмысленно говорили о том, что они принадлежат к двум враждующим корпорациям. Но оба они любили химию. И если Шёнбейн жил скромно и незаметно, то Либих слыл зачинщиком самых веселых студенческих сборищ. Он сдружился в то время с Платеном –поэту пришелся по нраву неуемный характер будущего ученого. А Либих в свою очередь наслаждался, читая любовные сонеты Шатена.
Однажды, это было весной 1822 года, Платен, вошел в комнату Либиха я взволнованно сказал:
Ты должен немедленно покинуть Эрланген!
Издан указ об аресте студентов – членов тайных студенческих обществ.
Либих уехал в Дармштадт. После обыска на его квартире в Эрлангене и судебного процесса, возбужденного университетскими властями, о возвращении в Эрланген нечего было и думать. «Надо немедленно что-то предпринять – думал Юстус, – куда-то уезжать, но куда? Быть может, отправиться в Стокгольм или в Париж?».
На помощь отца рассчитывать не приходилось. Георг Либих с трудом мог прокормить своих восьмерых детей, поэтому Юстус обратился с просьбой к великому герцогу назначить ему скромную стипендию и разрешить заниматься в Париже. Секретарь герцога знал Либиха еще по дворцовой библиотеке и помог ему получить благосклонный ответ: Письменная рекомендация профессора Кастнера оказалась также весьма полезной. Осенью 1822 года Юстус выехал, наконец, в Париж.
В то время в Париже работали Гей-Люссак, Тенар, Дюлонг, Шеврель. И Либих впервые окунулся в настоящую химию. Лекции, которые он слушал, не были простым набором знаний, связанных интуитивными предположениями. Это была стройная система передачи знаний, обращенная в будущее. Кроме посещения лекций, в Париже у Либиха появились большие возможности и для экспериментаторской деятельности.
Он продолжал изучение свойств гремучей кислоты, но уже под руководством Гей-Люссака. Эта кислота, отличающаяся от цианистоводородной только тем, что содержит кислород, была чрезвычайно взрывоопасна. Особенно сильно взрывались ее ртутная и серебряная соли. Он познал это на собственном горьком опыте. Несмотря на большую опасность работы с этими солями, Либиху удалось проанализировать их и установить точный состав, а также изучить свойства и возможности получения этих веществ. Гей-Люссак был вполне удовлетворен работой молодого немецкого ученого и 28 июля 1823 года доложил результаты исследования во Французской Академии наук.
В перерыве между заседаниями Александр фон Гумбольдт обратился к Либиху:
Ваши исследования интересны не, только сами по себе. Важно другое. В них чувствуется талант отличного экспериментатора. Вы преуспеете в химии, если будете много работать. Постарайтесь впитать все полезное, что может дать такой непревзойденный ученый, как Гей-Люссак. Где вы проводили свои исследования?
В лаборатории Сорбонны, там обычно работают все студенты, – ответил Либих.
Этого не достаточно. Вам надо поработать в личной лаборатории Гей-Люссака. А быть может, в Аркёйе.
Я могу только мечтать о таком счастье, – сказал Либих.
По просьбе Гумбольдта Гей-Люссак принял Либиха в свою лабораторию в качестве ассистента и предоставил ему возможность полностью закончить начатое исследование. Это короткое – в течение одной зимы – сотрудничество позволило установить окончательную формулу гремучей кислоты, а молодому начинающему исследователю Либиху дало богатый опыт и знания.
Весной 1824 года Либих возвратился в Дармштадт и представил правительству рекомендации Гей-Люссака и Александра Гумбольдта. Положительные отзывы ученых о работе Либиха возымели силу, и тисенское руководство назначило 21-летнего Либиха экстраординарным профессором химии, не запрашивая мнения Академического совета университета в Гиссене.
Наступил новый период в жизни Юстуса Либиха. Его мечта осуществилась. Он стал химиком. Теперь он должен помочь своими лекциями и другим молодым людям освоить науку. Однако каким образом становятся химиками? Для этого еще не выработаны правила. Идти извилистым, тернистым путем, каким он сам прошел за эти годы? Нет, необходимо создать новую систему – разумную, дающую возможность студентам-химикам приобрести необходимые знания.
Либих намеревался взять за образец курсы лекций, которые он слушал в Париже, но они не вполне удовлетворили его. Кроме того, химик становится химиком только в лаборатории. Там он делает свои открытия.
Программа, составленная Либихом, положила начало современной, не знакомой до той поры системе обучения.
Назначенный профессором без согласия Академического совета, Юстус Либих не рассчитывал на его поддержку: доклады, посланные правительству, по прежнему оставались без ответа.
Видимо, придется начать строительство лаборатории
своими силами, – оказал Либих.
Достойное похвалы решение, коллега, но по карману ли вам это? – заметил Циммерман, ординарный профессор химии в университете Гиссена.
Думаю, что правительство рано или поздно поддержит мое предложение. Если уж мы взялись учить студентов, нужно создать для этого хотя бы элементарные условия.
Либих начал строительство лаборатории, потратив на это 800 гульденов своих сбережений. Вскоре правительство отпустило дополнительные средства, и темп строительства ускорился. Наступили дни, полные радости и дерзаний. Наконец-то его мечты сбылись!
Счастье молодого ученого разделяла и Генриетта Мольденхауэр. Ей нравились галантные манеры молодого, черноволосого профессора Либиха, его веселый характер и целеустремленная натура. С нескрываемой радостью согласилась она вскоре стать его женой. Свадьбу решили сыграть в мае 1826 года.
Обаятельность Либиха помогла ему снискать симпатии университетской профессуры, они поддержали его предложения по усовершенствованию системы образования.
Заняв на кафедре место умершего Циммермана, Либих стал ординарным профессором. А вскоре друзья отпраздновали его свадьбу с Генриеттой. Осенью ему предстояло торжественно открыть для студентов двери новой учебной лаборатории.
Впервые студенты должны были систематически проводить занятия в лаборатории. Усвоив сначала качественный и количественный анализ, они затем занимались неорганическим синтезом, извлечением веществ из природных продуктов и заканчивали занятия по химии самостоятельным исследованием.
Очень скоро новая система обучения принесла свои плоды: под руководством Либиха в лаборатории выросли прославленные впоследствии химики – Эдуард Франкланд, Герман Фединг, Карл Фрезениус, Шарль Жерар, Август Гофман, Август Кекуле, Якоб Фольгард, Адольф Вюрц и многие другие.
Организовав лабораторию, Либих принялся за решение еще одной задачи, имеющей важное значение для его научной деятельности. Это были вопросы, связанные с анализами органических соединений. В то время как анализ минеральных веществ достиг высокой степени совершенства благодаря работам Берцелиуса, анализ органических веществ представлял все еще одну из самых трудных областей даже для опытных химиков, в распоряжении которых были современные лаборатории. Как можно было изучить множество разнообразных веществ, которые состоят главным образам из углерода, водорода, кислорода (иногда дополнительно из азота, серы и других элементов), если невозможно даже определить их состав?
Либих решил эту задачу, использовав методы Лавуазье, Гей-Люссака и Берцелиуса. Он изменил форму приборов и модифицировал методики, и результаты оказались ошеломляющими. В то время как Берцелиус получал надежные данные анализа какого-нибудь вещества в течение двух с половиной месяцев, в лаборатории Либиха это осуществлялось за один день! Усовершенствование количественного органического анализа дало в руки ученых ключ к просторам органической химии. И это был большой успех.
В один из декабрьских вечеров 1828 года Либих познакомился с Вёлером. Через несколько часов после беседы они уже были настоящими друзьями и коллегами. Начав работу с циановой и фульминовой кислот, они скоро расширили область своих совместных исследований и на другие соединения.
Несмотря на то что ученых разделяли сотни километров — они жили в разных городах, — это не помешало их дружеским отношениям: они отправляли друг другу вещества для работы и вели (постоянную переписку. Особенно плодотворными оказались их исследования бензальдегида, который тогда называли горьким миндальным маслом. Исследователи установили, что продукт, образующийся при стоянии миндального масла (желтой маслянистой жидкости) на воздухе, является бензойной кислотой. И действительно, капля бензальдегида на воздухе за несколько минут превращается: в кристаллики бензойной кислоты. Пытаясь синтезировать хлорное производное этого вещества, ученые получили жидкость с острым, неприятным запахом. Анализ показал, что новое вещество отличается от бензальдёгида только тем, что вместо одного атома водорода содержит один атом хлора.