Лабораторный практикум это что такое
Роль и место лабораторного практикума в образовательном процессе
Лабораторные занятия, как и другие виды практических занятий, являются средним звеном между углубленной теоретической работой обучающихся на лекциях, семинарах и применением знаний на практике. Эти занятия удачно сочетают элементы теоретического исследования и практической работы.
Содержимое разработки
В ходе совершенствования системы образования происходит модернизация старых, поиск новых способов обучения, способных улучшить сделать образовательный процесс более эффективным. Активно идут процессы внедрения в образовательный процесс компьютерных технологий. Компьютеры, разработанные первоначально для автоматизации вычислительных операций, с развитием средств мультимедиа превратились в мощнейший инструмент обработки информации различного рода. Свое применение они нашли и в сфере образования, предоставив свои возможности при работе с объемом человеческих знаний, накопленных за всю историю человечества.
Современное понятие «лабораторный практикум» тесно связано с традиционным более широким понятием «лабораторная работа» и включает в себя, процесс проведения лабораторных занятий, необходимый для осуществления лабораторной работы самим обучаемым в рамках используемой технологии обучения. Под технологией обучения понимается определенная системная концепция, которая обеспечила бы оптимальную организацию учебного процесса на основе использования современных информационных средств [5].
Выполняя лабораторные работы, студенты лучше усваивают программный материал, так как многие определения и формулы, казавшиеся отвлеченными, становятся вполне конкретными, происходит соприкосновение теории с практикой, что в целом содействует уяснению сложных вопросов науки и становлению обучающихся как будущих специалистов.
Проведением лабораторного практикума со студентами достигаются следующие цели:
— углубление и закрепление знания теоретического курса путем практического изучения в лабораторных условиях изложенных в лекциях законов и положений;
— приобретение навыков в научном экспериментировании, анализе полученных результатов;
— формирование первичных навыков организации, планирования и проведения научных исследований.
Во всех документах, касающихся высшей школы, содержатся указания на необходимость дальнейшего совершенствования и активизации лабораторного практикума как важнейшего средства повышения профессиональной подготовки будущего специалиста. Оно должно идти по пути улучшения содержания, организации, модернизации лабораторного оборудования и методического обеспечения.
При формировании учебного курса наибольшую сложность всегда представляет отбор материала, подлежащего практическому усвоению. Следовательно, формируя программу лабораторных занятий, важно выделить ту часть практического обучения, которую можно решать наиболее успешно в лабораторных условиях. Поэтому для таких занятий преподаватель отбирает материал, на базе которого можно поставить учебный эксперимент, причем главной задачей всех опытов может быть изучение существа явлений (внутренних процессов, протекающих в изучаемых технических или непосредственно в природе). В то же время этот материал в итоге должен раскрывать методику современных научных исследований применительно к специальной подготовке обучающихся.
Выделяя вопросы программы, подлежащие иллюстрированию в лабораторных работах, следует, прежде всего, исходить из того, какова роль каждого вопроса, изучаемого в рамках данной дисциплины, в формировании ее структуры, насколько трудно для студентов освоить ту или иную проблему без постановки экспериментов.
В общенаучных и общеинженерных учебных дисциплинах на лабораторные занятия выносят материал, позволяющий иллюстрировать основные закономерности данной науки, применять физические методы измерения для изучения строения вещества и анализа процессов, прививать обучающимся умение многосторонне описывать и объяснять объекты и явления. По специальным дисциплинам проводятся такие работы, которые будущим специалистам предстоит выполнять в своей практической и научной деятельности.
Таким образом, само построение лабораторного практикума должно способствовать установлению логических связей профилирующего курса с другими учебными дисциплинами с тем, чтобы обучающиеся усвоили его как целостную систему со всей структурой, отражающей данную науку.
Лабораторный практикум. – это занятие, в ходе которого студенты осваивают конкретные методы изучения дисциплины, обучаются экспериментальным способам анализа действительности
– это занятие, в ходе которого студенты осваивают конкретные методы изучения дисциплины, обучаются экспериментальным способам анализа действительности, умению работать с современным оборудованием.
Как правило, практикум предусматривает решение комплексных учебных задач, требующих от студента применения как научно-теоретических знаний, полученных при изучении различных учебных курсов, так и практических навыков. Практикум часто проводится в условиях, приближенных к условиям будущей профессиональной деятельности.
Этот вид занятий включает в себя лабораторные работы по основным темам курса с рекомендациями по их выполнению, которые предусматривают: цель и задачи работы, формулировку задания, алгоритм лабораторной работы, глоссарий (если этого требует тема работы), список литературы, которая поможет при выполнении работы
Работа в условиях лабораторного практикума может предполагать как индивидуальную учебную деятельность студента, так и работу исследовательских групп, групп-обсерваторий, позволяющих проводить более масштабные и целевые исследования. Исследовательская группа представляет собой самостоятельное объединение студентов (3–5 человек), в основе которого лежит принцип учета индивидуальных предпочтений студентов и способностей к выполнению той или иной деятельности. Эти объединения носят постоянный характер и стабильны на протяжении всего лабораторного практикума. Группа-обсерватория (англ. observer – обозреватель) предполагает оперативное объединение с целью выполнения одной функциональной исследовательской задачи. Такие группы формируются по ходу лабораторного практикума и являются подвижным, незафиксированным образованием. Они опираются на инициативу студентов и предполагают консультирующую роль преподавателя. Однако они могут быть и долгосрочными, если обсерваторская функция будет востребована в процессе выполнения нескольких работ.
Коллоквиум (от латинского colloguiurfl «собеседование») – вид учебно-теоретических занятий, представляющий собой групповое обсуждение под руководством преподавателя достаточно широкого круга проблем, например, относительно самостоятельного большого раздела лекционного курса. Коллоквиум проходит обычно в форме дискуссии, в ходе которой студентам предоставляется возможность высказать свою точку зрения на рассматриваемую проблему, учиться аргументированно отстаивать свое мнение и в то же время демонстрировать глубину и осознанность усвоения изученного материала. Одновременно это и разновидность массового устного опроса, позволяющего преподавателю в сравнительно небольшой временной промежуток выяснить уровень знаний студентов целой академической группы по конкретному разделу курса.
Лабораторный практикум
Преимущества, цели и формы организации лабораторных занятий, их подготовка. Коллоквиум как форма учебного контроля, его отличие от экзамена. Особенности проведения лабораторного практикума в высших учебных заведениях. План отчета при работах на технике.
Рубрика | Педагогика |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 05.01.2013 |
Размер файла | 20,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Преимущества и цели лабораторных занятий
2. Формы лабораторных работ
3. Подготовка к лабораторным занятиям
4. Особенности проведения лабораторной работы в вузе
лабораторный занятие коллоквиум
1. Преимущества и цели лабораторных занятий
· углубление и закрепление знания теоретического курса путем практического изучения в лабораторных условиях изложенных в лекциях законов и положений;
· приобретение навыков в научном экспериментировании, анализе полученных результатов;
· формирование первичных навыков организации, планирования и проведения научных исследований.
Установление межпредметных связей в области лабораторного практикума ведется по следующему пути: производится согласование понятий, определение и обозначение физических величин для того, чтобы они составляли единую систему во всех дисциплинах; согласование порядка ввода этих понятий по месту и времени с тем, чтобы обеспечивающие дисциплины и основной курс лекций по изучаемому предмету своевременно готовили обучающихся к восприятию материала, рассматриваемого в данной лабораторной работе.
2. Формы лабораторных работ
Последовательность лабораторных работ для многих из них может не совпадать с последовательностью лекционного курса, но зато лучше могут быть учтены определившиеся научные интересы и склонности отдельных обучающихся. Данная форма организации обладает тем преимуществом, что позволяет расширить тематику и представляет студентам большие возможности для научных исследований. Наиболее часто в вузах используется смешанная (комбинированная) форма организации лабораторных занятий, позволяющая использовать преимущества каждой из рассмотренных выше форм. В курсах, читаемых в начале обучения, применяют фронтальную форму, затем переходят к цикловой и индивидуальной. Во всех случаях кафедры стремятся к тому, чтобы каждая лабораторная работа выполнялась обучающимися самостоятельно. Стремясь обеспечить постепенное увеличение самостоятельности обучающихся в выполнении лабораторных работ, кафедры используют различную степень регламентирования их деятельности, что, естественно, накладывает свой отпечаток на методику проведения занятий.
При проведении лабораторных работ возможны три подхода к их выполнению:
· рецептурных действий обучающихся, когда они проявляют умение работать преимущественно в стандартных условиях, отраженных в руководстве по лабораторному практикуму;
· частично поисковых действий, когда студенты могут действовать достаточно самостоятельно, решать несложные творческие задачи при подсказке или непосредственном руководстве преподавателя;
· активных творческих действий студентов, когда они проявляют способность действовать в условиях, близких к реальным, используя запас приобретенных знаний.
Разумеется, в современных условиях интенсификации обучения должен преобладать третий подход, но полностью отказаться от первого и второго тоже нельзя. В этой связи лабораторные работы рекомендуется планировать следующим образом:
3. Подготовка к лабораторным занятиям
Подготовка лабораторного занятия начинается с изучения исходной документации, определения (уточнения) целей и задач данного занятия, времени, выделяемого студентам для подготовки. В ходе подготовки к лабораторной работе преподаватель должен уяснить проблематику, объем и содержание лабораторного занятия, определить, какие понятия, определения, теории могут быть иллюстрированы данным экспериментом, какие умения и навыки должны приобрести студенты в ходе занятия, какие знания углубить и расширить. При этом ему необходимо решить, на каком этапе обучения следует поставить задачу на подготовку к лабораторной работе, каким образом достигнуть активизации познавательной деятельности обучающихся. Задача на подготовку к лабораторной работе может быть поставлена либо на лекции, либо на практическом занятии с таким временным расчетом, чтобы студенты смогли качественно подготовиться к ее проведению. Одновременно им выдаются разрабатываемые на кафедре «Задание на лабораторную работу» и «Описание лабораторной работы». Эти учебно-методические материалы готовятся, как правило, преподавателем, который проводит весь лабораторный практикум. Разделы указанных методических материалов отражают учебные вопросы, краткие сведения по теории, программу выполнения работы, содержание отчета, вопросы для подготовки и литературу, рекомендуемую для подготовки к занятию. В них также ставятся задачи, которые студенты должны решить при подготовке к работе, в процессе эксперимента и при обработке полученных результатов. В указаниях о порядке оформления отчета определяются форма отчета (в каком виде должен быть оформлен цифровой и графический материал), порядок сравнения полученных результатов с расчетными и оценки погрешностей, порядок формулирования выводов и заключений, а также защиты выполненной работы.
Тем временем преподаватель продолжает подготовку к данному занятию: организует самостоятельную работу обучающихся, проводит индивидуальные и коллективные консультации проверяет готовность аппаратуры и документации, а также разрабатывает план проведения лабораторного занятия. Содержательная часть плана лабораторной работы включает вступительную часть; порядок проведения эксперимента и обработки результатов; общий расчет времени по этапам занятия (на сборку установки, проведение эксперимента, анализ и оформление отчета); заключительную часть занятия. Во вступительной части указываются тема, цель, порядок выполнения работы и оформления отчета. Ход выполнения лабораторной работы в плане отражается только в самом общем виде. Определяя порядок проведения эксперимента, целесообразно отмечать последовательность работы, примерный расчет времени; особенности работы с данной аппаратурой; меры безопасности; вопросы или задачи (проблемы), требующие от обучающихся самостоятельных решений или проявления творчества. Заключительная часть отводится на подведение итогов и постановку задачи на следующее занятие. Проведению лабораторного занятия предшествует сдача студентами коллоквиума.
Таким образом, проводя коллоквиум, как правило, путем индивидуального собеседования, преподаватель, прежде всего, оценивает, в какой мере обучающиеся изучили лекционный материал и рекомендуемую литературу, насколько глубоко усвоили теоретический материал, поняли физическую сущность рассматриваемых явлений. Проверка знания приборов, порядка проведения эксперимента и представлений об ожидаемых результатах, умения обрабатывать и анализировать экспериментальные данные позволяет, во-первых, исключить грубые ошибки в ходе эксперимента; во-вторых, вырабатывать у студентов навыки качественных и количественных обобщений при проведении научных исследований; в-третьих, оценивать допустимый разброс результатов экспериментов и в целом способствовать развитию необходимой культуры работы.
4. Особенности проведения лабораторной работы в вузе
При всех обстоятельствах студенты должны знать, что преподаватель, оказывая им педагогически целесообразную помощь своим советом, никогда не будет вести занятия школьного типа с подробными объяснением необходимых действий. В процессе подготовки и выполнения лабораторных работ студенты все необходимое, связанное с экспериментом, записывают в свои рабочие тетради или специальные бланки. Тут же фиксируют поставленную перед ними экспериментальную задачу, структурную или принципиальную схему, методику выполнения заданий, поясняя записи схемами, таблицами и другими материалами. В тетрадь (бланк) заносятся все наблюдения по ходу выполнения эксперимент, а также результаты в виде выводов с соответствующими таблицами, графиками и описанием полученных результатов опытов. Обработка результатов эксперимента должна быть выполнена предварительно в тот же день, после чего обучающиеся приступают к оформлению отчета. Как правило, отчет состоит из трех частей.
Рассмотрим план отчета при работах на технике. В первой части указываются наименование и цель выполнения работы, дается описание технических данных приборов, которые помогали выполнять работу (указываются наименование приборов и их типы, пределы шкал, цена одного деления), приводится структурная или принципиальная схема установки, используемой в работе. Вторая часть отчета посвящается регистрации опытных данных, получаемых в ходе эксперимента (журнал наблюдений) и результатов вычислений.
По результатам наблюдений или вычислений строятся графики, позволяющие произвести анализ исследуемого явления. В третьей части приводятся расчетные формулы и выводы по работе. В конце отчета ставятся дата, подпись исполнителя и преподавателя, принявшего лабораторную работу. Лабораторные занятия заканчиваются защитой результатов работы и полученных выводов. В некоторых вузах такая защита организуется перед всей группой обучающихся, и если лабораторные работы выполнялись фронтально и вполне самостоятельно, конечно, интересно знать, к каким выводам пришли товарищи. Они задают много вопросов, дискутируют, а это как раз то, что и надо для более глубокого уяснения изучаемой дисциплины. Преподавателю остается в заключение лишь подвести общие итоги. Как правило, обучающийся не получает задание на выполнение следующей лабораторной работы, пока не отчитается за предыдущую.
Лабораторные занятия являются эффективным способом изучения материала, дают возможность студентам применить свои знания на практике и вживую увидеть результат своей работы. Визуальная оценка хода работы позволит надежно усвоить и запомнить проходимый материал.
1. * Положение о планировании, организации и проведении лабораторных работ и практических занятий / постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г. № 543.
2. * Стандарт организации лабораторных работ / приказ по УУ от 26.06.06 №49/од.
3. * Система образовательных стандартов / СТП ТПУ 2.4.01-2002.
4. * Структура и правила оформления / СТО ТПУ 2.5.01- 2006.
Лабораторная работа: что это такое и с чем ее едят
Лабораторные работы. Что это такое?
Каждый студент, обучающийся в ВУЗе, наверняка знает основу своего образования. Это теория, которая представлена посредством лекций, и практика, представленная лабораторными и контрольными работами. Эти работы относятся к каждому курсу и охватывают тот объем знаний, который студент получает на всем этапе прохождения одного курса.
Если на лекциях студент очень устает. Он заполняет конспекты, получаем множество полезной информации, то на самостоятельной работе он усердно напрягает мозги, чтобы найти правильное решение определенной проблемы. Лабораторные работы больше всего интересны для студентов.
Эта работа сочетает в себе проверку знаний и получение огромного опыта по выбранной тематике. Более того, на лабораторных работах можно выделиться определенным образом перед преподавателем и завоевать его авторитет, так что именно лабораторные работы прогуливаются студентами реже всего.
Как правило, такие практические работы чаще всего преподаются при изучении точных наук, например, на физике и химии.
В университете при получении высшего образования лабораторные становятся обязательной частью учебного процесса инженерных и технических специальностей, а студенты на практике изучают работу того или иного оборудования, реакции реактивов и химикатов, а также другие не менее увлекательные процессы.
Если вы – студент гуманитарного вуза, то не исключено, что в вашем случае последняя лабораторная работа была проведена еще в выпускных классах на уроке химии или физики. Однако это вовсе не означает, что вы не должны знать, что такое лабораторная работа, и как правильно ее выполнять.
Особенности лабораторных работ
Уже из названия такой работы можно сделать определённые выводы по ней. Основная цель лабораторной – изучить на практике определенные физические и химические процессы, а потом составить отчет о прохождении таких реакций. Все опыты осуществляются в лаборатории и рассматриваются наглядно.
Для того, чтобы в полной мере подготовить грамотный отчет по лабораторной работе, необходимо понимать суть процесса и его смысл.
С этой целью преподаватель просит учеников и студентов заранее готовиться к такой работе.
Он настоятельно рекомендует сначала в очередной раз изучить теоретическую основу опыта, а только потом приступает к непосредственной практике посредством проведения лабораторной работы.
Что входит в состав лабораторной работы:
Изучение определенного физического процесса на практике, используя при этом правила, описанные на теоретических занятиях, например, на лекциях.
Выбор наиболее оптимального метода выполнения исследования, которые обеспечивает наиболее точный результат. Определение фактического результата и его сравнение с теоретическими данными, описанными в учебнике согласно выбранной тематике.
Обнаружение причин полученного несоответствия и грамотное изложение их в отчете лабораторной работы.
Грамотное оформление выводов согласно требованиям методички.
Многие студенты считают, что если они не пойдут на лабораторную работу, то в дальнейшем они без труда смогут подготовиться к работе сами, а более того, написать отчет по ней. На самом деле это не так.
Когда проходит лабораторная работа, то это подразумевает командный труд, который основан на углубленном практическом освоении материала всех студентов. Они при это м делятся между собой своими мыслями касательно исследуемого процесса.
Именно поэтому большая часть студентов предпочитает во что бы то ни стало посетить такое занятие, ведь делать лабораторные работы всей группой и с помощью преподавателя всегда проще, особенно если в знаниях имеется пробел.
Требования к проведению лабораторных работ
В самом начале лабораторной работы, педагог проводит консультацию всех студентов о том, как как соблюдать технику безопасности, а также что именно студентам предстоит усвоить на занятии. Более того, педагог раздает студентам методические пособия, которые потом послужат помощью для оформления отчетности по проделанной работе.
Также стоит отдельно остановиться на правилах оформления отчета и на инструктирующих действия, исходящих от преподавателя. Все студенты, которые проходят инструктаж, делают отметку в журнале преподавателя, что они ознакомлены со всеми последствиями и спецификой такой работы.
После проведения инструктажа и после соответствующей подписи педагог больше не несет ответственность за действия студента на лабораторной работе.
Студент, расписавшись, подтверждает, что лично ознакомлен со всеми правилами проведения работ и безопасности во избежание чрезвычайных ситуаций.
Также на лабораторной работе студент должен соблюдать порядок действий, предписанных преподавателем. Эти действия описаны в методических рекомендациях к лабораторной работе.
Во время прохождения работы студент должен вести черновой вариант отчета. После этого черновой вариант оформляется в конечный вариант отчета.
Если студент не может справиться с такими действиями или он просто не успевает это сделать, то он может обратиться в учебные центры, где ему помогут профессионалы, которые готовы написать лабораторную работу.
После того, как работа будет написана, студент отдает ее на проверку преподавателю, после чего ждет оценки за проделанный труд.
Разница между практической и лабораторной работой
В процессе обучения студент может выполнять практические и лабораторные работы. В чем заключается их специфика? Чем отличается практическая работа от лабораторной?
Практическая работа — это задание для студента, которое должно быть выполнено по теме, определенной преподавателем.
Предполагается также использование рекомендованной им литературы при подготовке к практической работе и плана изучения материала.
Рассматриваемое задание в ряде случаев включает дополнительную проверку знаний студента — посредством тестирования или, например, написания контрольной работы.
Главная цель проведения практической работы заключается в выработке у студента практических умений, связанных с обобщением и интерпретацией тех или иных научных материалов. Кроме того, ожидается, что результаты практических занятий будут впоследствии использоваться учащимся для освоения новых тем.
Задача преподавателя, содействующего подготовке студентов к мероприятиям, о которых идет речь, заключается в составлении последовательного алгоритма освоения учащимися необходимых знаний, а также в подборе методов объективной оценки соответствующих знаний.
В данном случае возможен индивидуальный подход, когда проверка умений студента осуществляется тем способом, который наиболее комфортен для учащегося с точки зрения изложения информации для преподавателя. Так, одним студентам более удобна письменная форма проверки знаний, другим — устная.
Преподаватель может учитывать предпочтения тех и других.
Итоги проведения практического занятия чаще всего не влияют на последующую оценку студента на экзамене. В ходе данного мероприятия задача преподавателя — понять текущий уровень знаний учащихся, выявить ошибки, характеризующие понимание темы с их стороны, и способствовать исправлению недочетов в освоении знаний — с тем, чтобы уже на экзамене студент изложил понимание темы более корректно.
В чем особенности лабораторной работы?
Под лабораторной работой чаще всего понимается учебное занятие, в рамках которого осуществляется тот или иной научный эксперимент, направленный на получение результатов, имеющих значение с точки зрения успешного освоения студентами учебной программы.
В процессе лабораторной работы студент:
В ряде случаев студентам требуется провести защиту своей лабораторной работы, в рамках которой некоторой аудитории слушателей представляются подробности проведения исследования, а также доказательства правомерности выводов, к которым пришел учащийся.
Часто защита лабораторной работы осуществляется в порядке индивидуального взаимодействия студента с преподавателем.
В этом случае по итогам исследования учащийся формирует отчет (по установленной или разработанной самостоятельно форме), который направляется на проверку преподавателем.
Следует отметить, что успешное выполнение лабораторной работы, как правило, является важным критерием успешной сдачи экзаменов студентом. Преподаватель рассматривает возможность выставления высоких оценок учащимся только в том случае, если они сумеют представить до сдачи экзамена практические результаты применения знаний, полученных на лекциях.
Сравнение
Главное отличие практической работы от лабораторной заключается в целях их проведения. Так, типичная практическая работа инициируется преподавателем в основном для проверки объема знаний, лабораторная — для оценки способностей учащихся применять полученные знания на практике, в ходе эксперимента.
Другой критерий заключается в ограниченном влиянии результатов практической работы на итоговую оценку студента. В свою очередь, типичная лабораторная работа, как мы отметили выше, может быть важнейшим фактором успешной сдачи учащимся экзамена.
Типичные лабораторные работы характерны главным образом для естественно-научных дисциплин — физики, химии, биологии. Практические — проводятся в рамках обучения по разным научным направлениям, включая гуманитарные.
Различия между работами, о которых идет речь, прослеживаются также на уровне методов проверки знаний учащихся. В случае с практическими работами это устный или письменный опрос, тестирование. При лабораторных мероприятиях инструментом проверки знаний студента может быть процедура защиты результатов исследования.
Стоит отметить, что лабораторная и практическая работы имеют ряд общих признаков. Таких как, например:
Определив, в чем разница между практической и лабораторной работой, зафиксируем выводы в таблице.
Таблица
Практическая работа | Лабораторная работа |
Что общего между ними? | |
Практическая и лабораторная работа по многим признакам схожи (обе предполагают выполнение по плану, направленность на оценку знаний студента) | |
В чем разница между ними? | |
Направлена на оценку уровня текущих знаний учащегося | Цель — получить конкретные результаты применения имеющихся у студентов знаний |
Может проводиться в рамках преподавания широкого круга дисциплин | Проводится, как правило, в рамках преподавания естественно-научных дисциплин |
Обычно не влияет на перспективы успешной сдачи студентом экзамена | Является важным фактором получения студентами высоких оценок на экзамене |
Проверка знаний осуществляется посредством устного или письменного опроса, тестирования | Проверка знаний осуществляется в процессе защиты лабораторной работы |
Что такое лабораторная работа и как к ней готовиться?
Лабораторные занятия в высшей школе предназначены для углубленного изучения теоретических вопросов изучаемой дисциплины и овладения современными экспериментальными методами науки, умением решать практические задачи путем постановки опыта.
Эксперимент в высшей школе отличается от такового в средней школе значительным сближением методов обучения с методами изучаемой науки, и чаще всего носит комплексный проблемный характер.
Но, как и в школе, предполагает усвоение нового знания через этап материального действия.
Лабораторные занятия проводятся в специально оборудованных лабораториях. В отличие от практических, они проводятся преподавателем в подгруппах. Эксперимент также предполагает работу небольшими группами (2-3 человека).
Основная роль лабораторного практикума в высшей школе заключается в развитии у студентов научного мышления, в формировании умений интеллектуального проникновения в сущность изучаемых явлений, в приобщении к научному поиску.
Поэтому важнейшим элементом лабораторного практикума является ведение рабочей тетради (рабочего журнала) и составление отчета по выполненной работе.
Несмотря на коллективный характер выполнения лабораторной работы, ведение рабочей тетради и составление отчета по лабораторной работе должно проходить строго индивидуально.
Методических пособия к лабораторному практикуму содержат краткие теоретические сведения, методику эксперимента, варианты контрольных задач для самостоятельного решения, справочные данные, литературу, требования к составлению отчета.
Организация работы по самостоятельной подготовке студентов к лабораторным занятиям
Кафедрой (лектором по дисциплине) в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины доводятся до студентов: перечень лабораторных работ, последовательность их выполнения, рекомендуемые учебно-методические пособия, руководства и другая информация, необходимая для подготовки к практическому выполнению предусмотренных программой дисциплины лабораторных работ.
При подготовке к лабораторным работам студент использует рекомендованные учебники и учебные пособия, руководства по выполнению лабораторных работ, инструкции по пользованию измерительной аппаратурой, а также специальные указания по особенностям выполнения отдельных пунктов лабораторных работ.
Подготовка к лабораторным работам осуществляется студентами самостоятельно заблаговременно.
В процессе такой подготовки студент должен усвоить теоретический материал, относящийся к данной лабораторной работе, изучить и ясно представить себе содержание и порядок выполнения лабораторной работы, знать принципы действия и правила работы с измерительными приборами, методы измерений, особенности конструкции лабораторной установки и правила техники безопасности, знать ответы на приведенные в методическом руководстве контрольные вопросы, а также выполнить необходимый по заданию объем предварительных расчетов, заготовить необходимые таблицы и рисунки.
Студент, не выполнивший домашнее задание, к выполнению лабораторной работы не допускается.
Выполнение лабораторных работ
В начале первого занятия подгруппы в лаборатории преподаватель знакомит студентов с лабораторными установками, измерительной аппаратурой, правилами поведения в лаборатории и правилами техники безопасности.
Во время этого занятия преподаватель организует из студентов бригады по 2-3 человека в каждой, если это необходимо для рационального использования лабораторного оборудования, знакомит с последовательностью выполнения лабораторных работ, правилами оформления отчета по работе, оформляет журнал проведения лабораторных работ, инструктирует студентов по правилам техники безопасности при работе в данной лаборатории и оформляет журнал по технике безопасности, где должна быть подпись студента о прохождении инструктажа.
В случае, если график лекционного курса отстает от графика выполнения лабораторных работ, в результате чего теоретические разделы, относящиеся к лабораторным работам оказываются к этому времени еще не рассмотренными на лекциях, преподаватель разъясняет всей группе наиболее важные теоретические вопросы. Допускается выдача студентам домашнего задания и его проверка, с целью организации подготовительных работ, связанных с выполняемой лабораторной работой.
Фронтальные занятия используются также для индивидуального или группового контроля готовности студентов к выполнению ближайшей по времени лабораторной работы и для защиты ранее выполненной работы.
Контроль проводится в устной, письменной форме или с использованием соответствующей программы на ПЭВМ.
По его итогам принимается решение о допуске или не допуске каждого студента к выполнению лабораторной работы.
Неготовность студента, и как следствие не допуск к выполнению лабораторной работы, рассматривается как нарушение им графика учебного процесса и учитывается при ежемесячной аттестации по показателям текущей успеваемости.
В процессе выполнения лабораторных работ студент должен:
Строго соблюдать порядок проведения практической части лабораторной работы, описанный в методических указаниях к ней.
Вести необходимые рабочие записи, которые по окончанию работы предъявляются преподавателю.
После выполнения лабораторных работ студенты предъявляют преподавателю результаты выполнения задания. По выполнению лабораторной работы оформляется отчет.
Оформление отчета и защита лабораторных работ
Требования к оформлению отчета изложены в методических пособиях к лабораторному практикуму.
Отчет по выполненной работе оформляется самостоятельно и индивидуально во внеаудиторное учебное время. К отчету предъявляются требования, максимально приближенные к требованиям оформления научной статьи.
В отчете по каждому пункту должны быть даны: анализ, сравнения полученных результатов с теоретическими положениями, конкретные выводы.
Чтобы выполнение опытов не сводилось только к техническим приемам работы, а могло быть представлено как самостоятельное исследование студента, помимо постановки задачи эксперимента, ее теоретического обоснования и экспериментальной проверки, необходимо грамотное построение письменного сообщения на задание эксперимента. Дополнительные вопросы в конце каждого опыта призваны помочь студентам освоить методологию анализа результатов работы при оформлении отчета. Ответы на них обязательны. Оформление отчета — важный этап в формировании у студентов научного типа мышления.
Соответствующие типовые формы, а также конкретизация требований по структуре и оформлению отчетов, если таковые необходимы, разрабатываются кафедрой.
Отчёт о проделанной лабораторной работе должен быть представлен к сдаче на следующем занятии и является необходимым, но не единственным условием защиты темы данной лабораторной работы.
Защита лабораторных работ производится по каждой работе в отдельности в виде индивидуального собеседования с каждым студентом по теоретической и практической частям выполненной работы, а также по данным и результатам оформленного отчета. Ответы на поставленные вопросы студент дает в устной или письменной форме.
Ликвидация задолженностей по лабораторным работам
Студент обязан ликвидировать задолженность по выполнению и защите предусмотренных учебной программой лабораторных работ до начала сессии.
Отработка пропущенных лабораторных занятий может проводиться в составе другой подгруппы или группы на основании заявления студента по согласованию с преподавателем, заведующим кафедрой и деканатом.
Студент, не защитивший две лабораторные работы, не допускается к выполнению очередной работы до ликвидации задолженности хотя бы по одной из них.
Студенты, не ликвидировавшие задолженности по лабораторным работам, не допускаются к экзаменационной сессии деканом факультета на основе представления кафедры, которая обеспечивает дисциплину, в виде докладной записки на имя декана факультета на момент начала экзаменационной сессии.
Опять лабораторная! Лабораторные работы – что? для чего? как?
Суть лабораторной работы скрыта в ее названии. Она подразумевает проведение и анализ определенного исследования, результаты которого получены опытным путем в специально оборудованном помещении – лаборатории. Исходя из сущности проведения таких работ, лабораторный практикум определяет целью лабораторной работы глубокое изучение учащимися различных явлений и законов.
Алгоритм лабораторной работы включает: выполнение теоретических расчетов, получение фактических данных на практике с использованием соответствующего оборудования, закрепление и анализ полученных результатов в документально-отчетной форме.
Наш ресурс предлагает вам скачать бесплатно лабораторные работы, и на их основе написать свой отчет. Мы рекомендуем использовать готовые работы только в качестве базового материала. Многие работы содержат формулы и расчеты, которые помогут вычислить аналогичные параметры. С помощью готовых работ и небольшого вложения собственных сил вы с легкостью напишете отчет по лабораторной работе!
Для чего нужны лабораторные работы?
Смысл лабораторных работ:
Как оформить отчет по лабораторной работе?
Требования к оформлению лабораторных работ позволяют писать отчет как машинописным, так и рукописным способом. Основные правила применительно ко всем работам сводятся к следующим пунктам:
И, в качестве заключения, как всегда, прилагаем просьбу:
Когда напишете отчет по лабораторной работе, не забудьте поделиться с теми, кто придет сюда после вас. Если у вас в закромах наличествуют ценные работы (не только лабораторные, но и курсовые, контрольные и т.д.) не поскупитесь – подарите другим возможность воспользоваться ими, закачайте сюда!
Лабораторная работа в вузах
С лабораторными работами многие студенты знакомы еще со школы. Однако школьные лабораторные серьезно отличаются от тех, которые проходят в университетах. В школах такие работы могут выполняться учеником даже дома. После проведенного эксперимента учащемуся нужно только записать свои наблюдения и выводы и представить учителю.
В вузе лабораторные чаще всего проводятся в лабораториях — специальных помещениях, где уже есть все необходимое для проведения опытов. На гуманитарных факультетах подобный вид работ встречается редко, здесь есть другие формы исследований. А вот студенты, которые занимаются науками (например, физикой или химией) обязательно столкнутся с необходимостью готовить лабораторные.
Как это происходит?
Лабораторная работа — занятие групповое, и обычно у всех студентов задание во время эксперимента общее. Однако каждому учащемуся придется в индивидуальном порядке готовить отчет по лабораторной. В отчете должны быть соблюдены требования к оформлению такого вида работ, а также представлен тот комплекс знаний, который от студента ждет преподаватель.
Лабораторную приходится защищать. Это означает, что студенту мало просто правильно написать работу и грамотно ее оформить. Преподаватель будет задавать вопросы по теме, чтобы определить, насколько учащийся ей владеет.
Лабораторные работы отлично дополняют учебную программу. Программа состоит из лекций, контрольных и лабораторных, а по итогам прохождения тем проводятся экзамены. Лекции — это теоретические занятия, а контрольные — это проверка знания теории. Лабораторные работы — это такие контрольные, которые направлены на практические навыки студента.
Работая в лаборатории, студент может на практике испытать то, что он проходил на лекциях. Именно поэтому такие работы очень важны. Не рекомендуется пропускать занятия в лабораториях, потому что прогулы могут серьезно отразиться на успеваемости и на конечной оценке.
Когда студент посещает только лекции, он получает лишь теоретические знания. Практические знания и навыки он может получить только в лаборатории. Как вариант, еще есть практика, но практику проходят студенты старших курсов.
И к моменту, когда студент начинает искать, где ему можно получить опыт, учащийся должен уже обладать хотя бы минимальными навыками. Лабораторная работа может сделать студента успешным или стать причиной отчисления из вуза.
Баннер, Лозунг или краткая информация
Как сделать лабораторную работу
Лабораторная работа подразумевает применение теории на практике – её смысл заключается в эксперименте, исследовании какого-либо явления, метода или программы. Сделать лабораторную работу – это значит выполнить определённый комплекс заданий, направленных на овладение научной методикой практического исследования.
Структура лабораторной работы
Лабораторная строится по следующему принципу:
К лабораторной работе необходимо тщательно подготовиться, изучив рекомендуемые пособия, инструкции и методические указания. Степень готовности контролируется преподавателем, и перед проведением практикума необходимо получить допуск на выполнение лабораторной.
В ходе работы требуется:
Лабораторный практикум в вузе отличается от школьного прежде всего наличием научного подхода. После выполнения работы необходимо написать отчёт, представляющий собой самостоятельный анализ проведенного исследования. И во многих вузах требования, предъявляемые к отчёту по лабораторной работе, сходны с требованиями к написанию научной статьи.
Отчёт по лабораторной работе
Структура отчёта по лабораторной работе включает следующие элементы:
Обязательным элементом отчёта также является список литературы, использованной для подготовки к лабораторной.
При необходимости отчёт может включать приложения, наглядно показывающие ход и результаты лабораторной (графики, таблицы, листинг программ).
Правила написания отчёта по лабораторной работе
Готовый отчёт представляется для защиты преподавателю, руководившему лабораторной. На основании отчёта преподаватель оценивает не только уровень теоретических знаний студента и его профессиональную подготовку, но и способность к научному мышлению.
Алгоритм написания отчёта:
Помните: если лабораторная работа не зачтена, к экзамену вас не допустят!
Помощь в выполнении лабораторных работ
Вы не знаете, как сделать лабораторную работу безукоризненно, или по каким-то причинам не можете самостоятельно составить отчёт по проведению лабораторной? Обратитесь за помощью к специалистам Dip24. И не волнуйтесь о сроках – мы работаем круглосуточно и делаем лабораторные работы на заказ любой сложности быстро и безошибочно.
Как оформлять лабораторную работу по всем требованиям ГОСТа
Приветствую! Оформления лабораторной работы по ГОСТу, не зависимо по какому предмету Вы её выполняете, требует определённых правил. И поэтому знать предмет не достаточно, чтобы выполнить лабораторную работу по химии, биологии либо по другому предмету, а нужно ещё и знать как оформлять лабораторную работу по всем требованиям ГОСТа.
Лабораторные работы, в жизни студента предназначены, чтобы подтверждать или отвергнуть теоретические данные. Давайте рассмотрим главные правила, к которым нужно придерживаться, выполняя лабораторную работу.
Сначала рассмотрим основные пункты. И так…
Лабораторная работа содержит следующие пункты:
А теперь все по порядочку!
Правильное оформления титульного листа лабораторной работы по ГОСТу
Правильное оформления текста лабораторной работы по ГОСТу
Цель работы
Указывается тема лабораторной работы, перечисляются главные задачи, которые следует выполнить
Краткие теоретические сведения
Перечисляя краткие теоретические сведения, приводите нужные формулы и расчёты. Не следует указывать точно такие же данные, как в учебниках либо в методичке. Просто коротко и ясно напишите те формулы и законы, которые использовали во время исследования.
Что касается её объёма, то она не должна быть больше 1/3 всей работы
Техническое оснащения и методика проведения эксперимента
Тут надо описать ход выполнения работы, более развернуто описать все действия, которые выполняли над исследованием
Конечные результаты
Предоставления результатов, которые студент достиг, выполняя лабораторную работу. Обязательно указывайте погрешность измерения
Анализ данных
Тут излагаем всю информацию, которую получили во время проведения эксперимента
Делаем вывод из ходя проведённого эксперимента и теории
Если у вас нет желания делать лабораторную работу самостоятельно, то заказывайте ее у нас. Стоимость — от 300 рублей, сроки выполнения до 5 дней.
А у меня на этом все! Надеюсь статья, Вам была полезной! Жду Ваши комментарии и не забываем делиться с друзьями. Всем пока!
С уважением Алексей!
Являюсь администратором данного сайта и по совместительству автором, в свободное время пишу статьи связанные с тематикой сайта. В 2015 году заинтересовался сайтостроением и заработком на нем.
Изучил множество различных курсов, фотошоп, основы html, seo и другие. Самостоятельно научился писать оптимизированные тексты, в связи с этим заинтересовался тематикой сайта.
И теперь уже не остановить ))
Как написать вывод к лабораторной работе
В любое время школьникам и студентам приходится сталкиваться с проблемой написания лабораторных работ.
Сам принцип лабораторной работы заключается в том, чтобы провести исследование и сделать выводы на основе полученных данных. Как правило, опыты проводятся в специальных лабораториях – специально оборудованных помещениях. Таким образом, у учащихся появляется возможность самостоятельно провести исследование, лично убедиться в достоверности того или иного закона.
Лабораторная работа состоит из постановки цели, проведения теоретических расчетов и получении данных на основе фактически проведенных экспериментов. Следующий шаг – закрепление полученных результатов в письменной форме и проведение анализа. Создание лабораторных работ – очень трудоемкий процесс и подходить к нему следует очень ответственно.
Лабораторная работа позволяет учащимся изучить какое-то явление на практике, понять механизм проведения опытов, увидеть возможные отклонения опытных образцов, а также сформулировать вывод на основе полученных знаний. Как правило, в выводе также указываются предложения по улучшению и оптимизации качества тех или иных предметов, а также анализ полученных в процессе работы результатов.
Как и у любого научного исследования, у лабораторной работы есть правила по оформлению. Она должна содержать титульный лист, цели работы, а также материалы, которые будут применяться в ходе исследования. Далее следует написать небольшое введение и суть работы.
Полученные результаты исследования для большей наглядности лучше заносить в таблицы. Таким образом, гораздо удобнее в дальнейшем сравнивать и анализировать результаты опытов. Также можно записать формулы, по которым производились расчеты.
Обязательно надо обратить внимание на погрешности, которые могли возникнуть в ходе проведения экспериментов. На основе выполненных опытов, в лабораторную работу следует включить графики и схемы.
Наглядное изображение результатов позволяет более четко сформулировать выводы по лабораторной работе.
В выводе к лабораторной работе обязательно должны быть проанализированы все результаты поставленных опытов. Уделять внимание надо как основным опытам, так и промежуточным исследованиям. Также в выводе следует отметить, как практические результаты отличаются от теоретических зависимостей.
Вывод по праву можно назвать одной из самых главных частей лабораторной работы. Можно разделить вывод к лабораторной работе на несколько частей. В первой части сформулировать основные правила исходя только из теоретической части. Во второй – уделить внимание только результатам практических исследований.
Последний пункт в выводе как правило содержит наиболее важную информацию.
Проводя исследования и изучая теоретический материал, многие школьники и студенты пользуются данными, полученными из разных источников.
Даже если купить дипломную работу, ее текст все равно следует досконально изучить и переработать весь материал.
Сегодня многие источники предлагают воспользоваться готовыми работами, но гораздо интереснее самостоятельно проводить опыты, ставить эксперименты и делать различные выводы на их основе.
Только ответственно подходя к учебному процессу, можно получить комплекс знаний и стать действительно профессионалом в своей области.