Лагерь для перемещенных лиц что это

Лагерь для перемещенных лиц что это. Смотреть фото Лагерь для перемещенных лиц что это. Смотреть картинку Лагерь для перемещенных лиц что это. Картинка про Лагерь для перемещенных лиц что это. Фото Лагерь для перемещенных лиц что это

Лагерь для перемещенных лиц что это. Смотреть фото Лагерь для перемещенных лиц что это. Смотреть картинку Лагерь для перемещенных лиц что это. Картинка про Лагерь для перемещенных лиц что это. Фото Лагерь для перемещенных лиц что это

СОДЕРЖАНИЕ

Задний план

Кроме того, перемещенные лица прибыли из каждой страны, которая была захвачена и / или оккупирована немецкими войсками. Хотя ситуацию многих ПЛ можно разрешить, просто переместив их в их первоначальные дома, этого нельзя было сделать, например, если границы изменились, чтобы разместить их в новой стране. Кроме того, многие не могли вернуться домой из-за опасений политического преследования или возмездия за предполагаемое (или фактическое) сотрудничество с державами Оси.

Создание системы решения проблемы смещения

Лагерь для перемещенных лиц что это. Смотреть фото Лагерь для перемещенных лиц что это. Смотреть картинку Лагерь для перемещенных лиц что это. Картинка про Лагерь для перемещенных лиц что это. Фото Лагерь для перемещенных лиц что это

Первоначальный план для лиц, перемещенных в результате Второй мировой войны, заключался в том, чтобы как можно скорее репатриировать их в страны происхождения. По всей Австрии и Германии американские, французские, британские или советские войска заботились о насущных нуждах беженцев, находящихся в их особой зоне оккупации союзников, и приводили в действие планы репатриации.

Почти все перемещенные лица недоедали, многие болели, а некоторые умирали. Укрытие часто было импровизированным, и было много случаев, когда военнослужащие делились своими собственными запасами еды, лекарств, одежды и т. Д., Чтобы помочь беженцам.

Первоначально военные миссии различных стран-союзников, прикрепленные к командованию британской, французской и американской армии, помогали в сортировке и классификации ЛПВ их собственной национальности. Например, в 1945 и 1946 годах к отдельным частям оккупационной армии было прикреплено несколько десятков польских офицеров связи. 1 октября 1945 года Управление Организации Объединенных Наций по оказанию помощи и реабилитации (UNRRA), которое уже управляло многими лагерями, взяло на себя ответственность за управление перемещенными лицами в Европе, хотя военные власти продолжали играть роль в течение нескольких лет, чтобы прийти, обеспечивая транспорт, припасы и безопасность.

Тех, кого легко засекретили и которые были готовы к репатриации, быстро отправляли обратно в страну происхождения. К концу 1945 года более шести миллионов беженцев были репатриированы вооруженными силами и UNRRA. (Термин «перемещенные лица» обычно не относится к нескольким миллионам этнических немцев в Европе (Польше, Чехословакии, Нидерландах и т. Д.), Которые были изгнаны и репатриированы в Германии.) Британские власти сделали 30 июня 1946 года прекращение приема новых перемещенных лиц. в своем секторе оккупации, а американский сектор установил его на 1 августа, за исключением преследуемых по признаку расы или религии или тех, кто вошел в зону «организованным образом». 21 апреля 1947 г. американский сектор прекратил прием новых прибывших. Неизвестному числу перемещенных лиц, отвергнутых властями, пришлось искать собственные средства к существованию.

Лагеря

ЮНРРА быстро перешло к полевым группам, чтобы взять на себя управление лагерями от вооруженных сил.

Ряд лагерей для перемещенных лиц стали более или менее постоянным домом для этих людей. Условия были разнообразными, а иногда и суровыми. Пайки были ограничены, и часто вводился комендантский час. Лагеря были закрыты, поскольку беженцы находили новые дома, а оставшиеся беженцы объединялись в меньшее количество лагерей.

Потребности перемещенных лиц

Все перемещенные лица получили травмы, и многие из них серьезно пострадали в результате пережитого.

Непосредственной задачей было обеспечение жильем, питанием и базовым медицинским обслуживанием. Большинство ЛПС придерживались диеты, намного меньшей, чем 1500 калорий в день. Санитарные условия были в лучшем случае импровизированы, а медицинская помощь оказывалась минимально. В результате они страдали от недоедания, различных болезней, часто были нечистыми, зараженными вшами и склонными к болезням.

Кроме того, большинство беженцев страдали психологическими трудностями. Они часто относились к властям с недоверием и опасениями, и многие были в депрессии и травмированы.

Перемещенные лица часто переходили из лагеря в лагерь в поисках семьи, соотечественников или лучшей еды и жилья. Со временем этнические и религиозные группы сконцентрировались в определенных лагерях.

Союзники столкнулись с репатриацией перемещенных лиц. Первоначально союзники ожидали, что узников концлагерей просто отправят обратно в страны их происхождения, но после войны это вскоре стало невозможным (Berger, 2008). В феврале 1945 года, ближе к концу войны, главы союзных держав, президент США Франклин Д. Рузвельт, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль и советский премьер-министр Джозеф Сталин собрались, чтобы решить вопросы, связанные с восстановлением Европы после войны. теперь именуется Ялтинской конференцией (Ведомство историка, 2000). Эта встреча привела к ряду решений, но принятое особо важное решение привело к принудительной репатриации, когда перемещенные лица были вынуждены вернуться в свои страны происхождения, и это применение силы привело к актам антисемитского насилия в отношении выживших в войне. Исследования, проведенные спустя годы после закрытия этих лагерей, показали, что принудительное перемещение напрямую связано с «повышенным риском посттравматического стрессового расстройства и соматоформных симптомов и снижением качества жизни, связанного со здоровьем» (Freitag et al., 2012). Чтобы преодолеть катастрофический характер Ялтинской конференции, были созданы лагеря для перемещенных лиц, и быстро стало понятно, что условия в этих лагерях были результатом импровизированного их создания. По заказу правительства США граф Г. Харрисон задокументировал условия в этих лагерях. В отчете Харрисона задокументированы переполненные жилые помещения, отсутствие необходимых медицинских принадлежностей, «жалкое недоедание» заключенных концлагерей и общее отсутствие надлежащего ухода за перемещенными лицами (Berger, 2008). Еще одно откровение, которое следует из этого отчета, заключалось в том, что еврейские беженцы были вынуждены смешиваться с другими людьми, которые сотрудничали с нацистами в убийстве евреев (Яд Вашем, 2020). Информация, подробно изложенная в этом отчете, привела к тому, что президент Трумэн назначил военных советников для наблюдения за лагерями и восстановления в них гуманности и санитарии. Продовольственные пайки были увеличены, и вскоре условия жизни улучшились.

Трудности репатриации

Более миллиона беженцев не могут быть репатриированы в свои страны происхождения и остались без крова из-за опасений преследований. К ним относятся:

Соглашение, достигнутое на Ялтинской конференции, в принципе требовало репатриации всех граждан союзных держав на родину. Советский Союз настаивал на том, чтобы беженцев из американского, британского и французского секторов, которые были или когда-то были советскими гражданами, отправляли обратно в Советский Союз. Многие беженцы сопротивлялись этому, опасаясь, что бегство от советской власти осудило их как предателей.

Точно так же многие беженцы, репатриированные в Югославию, подверглись суммарным казням и пыткам.

Многие поляки, которые позже согласились на репатриацию, действительно подверглись аресту, а некоторые были казнены, особенно те, кто участвовал в Варшавском восстании 1944 года или в польском Сопротивлении нацистам.

Многие венгры в Австрии, опасаясь коммунистических репрессий или обвинений в военных преступлениях, не хотели репатриироваться. Спасатели сопротивлялись давлению на венгров и ссылались на недавние заявления ООН и правительства против принудительной репатриации.

Переселение ПЛ

Как только стало очевидно, что планы репатриации оставили многих ПЛ, которые нуждались в новых домах, странам потребовалось время, чтобы взять на себя обязательство принять беженцев. Существующие квоты для беженцев были совершенно недостаточными, и к осени 1946 года было неясно, найдут ли когда-либо дом оставшиеся ПЛ.

Между 1947 и 1953 годами подавляющее большинство «не репатриантов» найдут новые дома по всему миру, особенно в следующих странах:

К 1953 году в Европе все еще находилось более 250 000 беженцев, большинство из которых были старыми, немощными, инвалидами или иными инвалидами. Некоторые европейские страны приняли этих беженцев по гуманитарным соображениям. Норвегия приняла 200 слепых или больных туберкулезом беженцев, Швеция также приняла ограниченное количество беженцев. В конце концов, большинство из них были приняты Германией и Австрией для их ухода и, в конечном итоге, полного переселения в качестве граждан.

Источник

Новое в блогах

Кто не хотел назад в СССР: лагеря для перемещенных лиц после войны

Лагерь для перемещенных лиц что это. Смотреть фото Лагерь для перемещенных лиц что это. Смотреть картинку Лагерь для перемещенных лиц что это. Картинка про Лагерь для перемещенных лиц что это. Фото Лагерь для перемещенных лиц что это

Почти пять миллионов советских граждан оказалось в лагерях для перемещенных лиц к лету 1945 года. 400 тысяч из них предпочли остаться на Западе, но большинство репатриировались в СССР. Сколько украинцев и евреев было среди возвращенцев, как приняла их новая старая родина, многие ли пожалели о своем решении и пытались вернуться на Запад — об этом и многом другом в интервью с приглашенным лектором магистерской программы по иудаике НаУКМА, д-ром Университета Торонто, историком Сетом Бернстайном.

Сет, можно ли назвать процесс репатриации принудительной депортацией? Была ли возможность остаться на Западе у тех, кто этого хотел?

— Большинство искренне хотело вернуться, хотя, разумеется, солдаты РОА и другие коллаборационисты понимали, что их ждет, и намеренно сдавались союзникам в надежде, что те их не выдадут Советам. Так или иначе, когда мы говорим о принудительной депортации, это касается, в основном, военнопленных.

Нельзя отрицать — людей тянуло на родину, даже если они осознавали опасность возвращения. В июле 1941-го Иван Твардовский — брат знаменитого поэта и редактора «Нового мира» — попал в плен к финнам, в августе 1944-го бежал в Швецию, устроился на работу, но, в конце концов, добровольно вернулся в СССР, где пять лет провел в Чукотлаге.

Многое зависело от места рождения. Как правило, уроженцев стран Балтии не репатриировали, если они того не хотели. Достаточно было подойти к британскому сержанту и сказать, мол, я из Литвы или Латвии. Прибалты считались почти своими, рекламная кампания по приглашению иммигрантов в Австралию шла под лозунгом Beautiful Balts, хотя рекрутировали, в основном, украинцев. Между тем у украинцев с аннексированных Советами территорий поначалу был непонятный статус — их судьба была в руках коменданта того или иного лагеря. Впрочем, можно было сказать, что ты поляк или человек без гражданства.

Те, кому удалось остаться в западных зонах оккупации до осени 1945 года, могли не беспокоиться — им почти без проблем давали статус политического беженца.

Вместе с тем я обнаружил в российском архиве документ о целой серии похищений людей сотрудниками советской миссии по репатриации, причем, когда кампания была уже практически завершена. Домой офицеры не хотели — одни торговали на черном рынке, другие занялись сводничеством, а третьи все-таки продолжали работать «по профилю» — просто хватали людей на улице и отправляли в Союз. Приехавший с инспекцией из Москвы генерал был в ярости — в его отчете сообщается, что на счету одной группы пять подобных случаев, а другая команда похитила еще больше. К счастью, эта охота прекратилась до того, как о ней узнали британцы.

Случались и проколы. Так была похищена дочь белогвардейского офицера — из первой волны эмиграции, которая к тому же работала в британской миссии. Осознав ошибку и ее возможную цену, офицеры напоили женщину, долго катали по городу, запутывая следы, а потом отпустили.

Гораздо драматичнее сложилась судьба другой женщины, еврейки по матери (о чем немцы не знали) с украинской фамилией. В лагере она познакомилась с одним французом, вышла за него замуж и уехала в Париж. В 1946-м ее похитили из Франции с маленьким ребенком — на протяжении 20 лет она даже не могла связаться с мужем.

Каков был этнический состав этих пяти миллионов перемещенных лиц?

— 35 — 40% составляли украинцы, примерно столько же — русские и 20% — все остальные. В лагерях для перемещенных лиц оказались примерно 200 000 евреев из Польши, бежавших в начале войны в СССР и депортированных как социально опасные элементы в Сибирь и Центральную Азию, что, по иронии судьбы, спасло им жизнь.

Были там и советские евреи, из которых вернулись на родину по разным оценкам 10 — 12 тысяч человек. Интересно, что советское командование поначалу практически не обращало на них внимание. Правда, полковник Киреев — ответственный за репатриацию из американской зоны оккупации Австрии — отмечал, что когда в еврейском лагере был показан фильм «Москва», зрители так зашумели, увидев на экране Сталина, что администрации пришлось их успокаивать. При этом, писал Киреев, лишь тридцать-сорок еврейских репатриантов вернулись в СССР.

— Но ведь шел и обратный процесс — многие евреи с советским паспортом воспользовались возможностью уехать в Польшу или Румынию, а оттуда в Израиль или США…

— Да, в 1945-м это было несложно. Один молодой человек из Киева, демобилизовавшись из Красной армии в 1945 году, писал, что «вернувшись домой. и не найдя никого в живых, уехал в Польшу». Некоторые вступили в брак с евреем/еврейкой из Польши и тоже получили выездные визы.

Весной 1946 года более десяти тысяч евреев из Черновицкой области получили право на выезд в Румынию.

Решиться на отъезд было проще молодому мужчине, потерявшему всех близких и прошедшему огонь, воду и медные трубы, как офицер-еврей из Киева. Но в целом люди, родившиеся и выросшие в СССР, не подозревающие об антисемитской кампании, которая начнется несколько лет спустя, вовсе не стремились уехать.

Более того, далеко не все, кто имел полное право на репатриацию, им воспользовались. Характерна история Иосифа Абковича, родившегося в 1922 году в польском тогда Гродно. В годы войны он прошел через концлагерь, был освобожден Красной армией, после чего не уехал на Запад или в Эрец Исраэль, а присоединился к остарбайтерам и был отправлен в рабочий батальон в одну из шахт на Донбассе. Вырвавшись, наконец, в Гродно, он обнаружил, что все его близкие погибли… За самовольный отъезд с Донбасса Абкович был арестован и осужден на небольшой срок, но после освобождения остался в СССР, хотя вполне мог восстановить свое польское гражданство, — такой вот пример польского еврея, ставшего безоговорочно советским человеком.

Как встретили в СССР евреев-репатриантов? Их шансы спастись в годы оккупации были минимальны, что вызывало подозрения в предательстве…

— Во-первых, большинство выжили именно потому, что скрыли свое происхождение. Во-вторых, Холокост был тогда фигурой умолчания, евреев не выделяли в общей массе репатриантов.

Вместе с тем надо отметить, что из 4,2 млн советских граждан, вернувшихся из-за границы, были арестованы 6,5% — главным образом, бывшие военнопленные, среди которых был репрессирован каждый шестой. Среди гражданских лиц аресту подверглись примерно 1-2% репатриантов, но практически ко всем вернувшимся «оттуда» относились с настороженностью, видя в них если не пособников нацистов, то людей, благополучно переживших годы войны, когда страна истекала кровью.

С одной стороны, с репатриантами боялись общаться, подозревая, что те на крючке у НКВД, с другой — безжалостно их эксплуатировали, пользуясь беззащитностью вновь прибывших. Это начиналось еще в советской зоне оккупации, где женщин склоняли к сожительству, и продолжалось в СССР, когда репатриантов отправляли на самые тяжелые и грязные работы.

Была и простая зависть к тем, кто вкусил западной жизни, — в архиве есть свидетельство об инциденте с молодой репатрианткой, надевшей на рынок шляпку и вуаль, привезенные из Германии. В отчете утверждалось, что местные колхозники обрушили на нее град проклятий, и офицеру НКВД даже пришлось сопровождать репатриантку до дома, спасая от расправы.

— Что ждало семьи, образовавшиеся в годы войны? Наверняка часть остарбайтеров нашли себе пару среди граждан оккупированных стран или даже немцев …

Их было больше, чем мы можем себе представить. Глава Управления по делам репатриации генерал Голиков докладывал Берии, что 20 000 (!) советских женщин вышли замуж только за французов. Советские офицеры, посещавшие лагеря для перемещенных лиц в Нидерландах, обнаружили, что большинство женщин, содержавшихся там, были замужем за голландцами.

Как правило, семью старались не разрушать, даже если речь шла о гражданских браках, поэтому пару либо старались вернуть в СССР, либо оставляли в покое. Впрочем, уже в 1947-м в СССР был принят закон, запрещавший браки с иностранцами, ставший причиной многочисленных трагедий.

— Примерно треть перемещенных лиц, оставшихся на Западе, были выходцами из Украины. А сколько предпочли вернуться после войны в УССР?

К началу 1948 года в Украине насчитывалось 1,2 млн репатриантов, но мало кто знает о второй украинской волне репатриации в середине 1950-х, после смерти Сталина. Большинство возвращенцев были гражданами Аргентины и других стран Южной Америки, покинувшими Западную Украину в 1920-е 1930-е годы. Их даже сложно назвать репатриантами, поскольку они никогда не имели советского подданства. Причины возвращения были у каждого свои: одни мечтали снова увидеть родную землю, радуясь, что «железный занавес» слегка приоткрылся. Другие бежали от экономического кризиса в Аргентине. Были и идеологические репатрианты коммунисты, опасавшиеся возвращаться при Сталине, но воодушевленные «оттепелью». Один из них приехавший из Буэнос-Айреса в свою родную деревню на Волыни А. Член Коммунистической партии Западной Украины он бежал в Южную Америку в 1937-м из-за репрессий польских властей. В эмиграции А. собирал информацию о деятельности украинских националистических организаций, передавая эти сведения в НКВД. Это не единичный случай подобные эпизоды хорошо задокументированы, поскольку именно среди таких репатриантов КГБ набирал информаторов.

— Многие были разочарованы новой старой родиной? Сколь часты были попытки легально вернуться на Запад?

Еще острее бытовые проблемы воспринимали семьи, где один из супругов был европейцем. Паре из Бельгии, переехавшей в Киев в ноябре 1955 года, горсовет выделил квартиру в новом доме, но они сетовали, что разместить на 22-х квадратных метрах мебель, привезенную из четырехкомнатной квартиры в Бельгии, просто невозможно.

К проблемам репатриантов из Южной Америки добавлялось и плохое знание русского языка часто это были молодые люди, говорившие лишь по-испански. Один такой реэмигрант писал отцу в Аргентину: «Мы спешим вернуться на родину пусть там даже в два раза хуже, чем было, это не может сравниться с нашей нынешней ситуацией».

Переписка, разумеется, перехватывалась КГБ, хотя репатрианты часто писали по-испански, наивно полагая, что это защитит письма от перлюстрации. Наиболее осторожные, впрочем, передавали весточку о себе морякам иностранных судов, заходивших в одесский порт.

В итоге отпустили примерно половину просителей в ряде случаев во избежание международного скандала, а для многих ценой возвращения стало сотрудничество с КГБ.

— Нашла ли тема перемещенных лиц и репатриантов отражение в кино и литературе?

Весьма скромное, ведь всю сложность и многогранность судеб этих людей пытались свести к двум моделям поведения жертв и борцов. Один из первых, весьма схематичных, образов репатриантов в кино угнанная в немецкий плен Наташа, которая в «Падении Берлина» встречается в День Победы со своим возлюбленным Алексеем.

В том же 1949-м году на экраны СССР вышел еще один фильм «У них есть Родина», снятый по пьесе Сергея Михалкова «Я хочу домой». Это, пожалуй, единственная советская картина, целиком посвященная проблеме репатриации.

Сюжет повествует о том, как советские офицеры пытаются вернуть домой советских детей, удерживаемых британцами в своей оккупационной зоне Германии.

Работая в архивах, я наткнулся на стенографические отчеты переговоров между британскими и советскими военными о репатриации детей граждан СССР. Судя по фильму, Михалков писал сценарий явно на основании этих документов. В картине все благополучно возвращаются на родину, на самом деле британцы вернули лишь маленьких детей, подростки же сами определяли свою судьбу. И в сохранившейся стенограмме, и в фильме есть патетический монолог советского офицера, только в реальности мальчик, к которому он был обращен, отказывается возвращаться в СССР я, мол, привязался к немецкому отчиму, учусь в хорошем техникуме и т.п. В этом отличие реальной жизни от пропаганды, и это очень неудобная правда…

Источник

Конвенции и соглашения

Руководящие принципы по вопросу о перемещении лиц внутри страны

Приняты в 1998 году. Составлены Представителем Генерального секретаря по вопросу о внутренне перемещенных лицах.

Введение: Сфера охвата и цель

1. Настоящие Руководящие принципы затрагивают особые потребности перемещенных внутри страны лиц во всем мире. В них определяются права и гарантии, которые касаются защиты лиц от насильственных перемещений и предоставления им защиты и помощи во время перемещений, а также во время возвращения или переселения и реинтеграции.

2. Для целей настоящих Принципов перемещенными внутри страны лицами считаются лица или группы лиц, которых заставили или вынудили бросить или покинуть свои дома или места обычного проживания, в частности в результате или во избежание последствий вооруженного конфликта, повсеместных проявлений насилия, нарушений прав человека, стихийных или вызванных деятельностью человека бедствий, и которые не пересекали международно признанных государственных границ.

3. Настоящие Принципы отражают международные нормы в области прав человека и положения международного гуманитарного права и соответствуют им. Они служат руководством для:

a) Представителя Генерального секретаря по вопросу о перемещенных внутри страны лицах при выполнении его мандата;

b) государств, столкнувшихся с явлением перемещений лиц внутри страны;

c) других органов власти, групп лиц и отдельных лиц в их отношениях с перемещенными внутри страны лицами; и

d) межправительственных и неправительственных организаций при принятии мер в связи с перемещениями лиц внутри страны.

4. Настоящие Руководящие принципы подлежат как можно более широкому распространению и применению.

Раздел I — Общие принципы

Принцип 1

1. Перемещенные внутри страны лица пользуются, на основе полного равенства, теми же предусмотренными международным правом и национальным законодательством правами и свободами, которыми пользуются остальные лица в их стране. Они не должны подвергаться дискриминации при осуществлении любых прав и свобод на том основании, что они являются перемещенными внутри страны лицами.

2. Настоящие Принципы не затрагивают аспектов индивидуальной уголовной ответственности по международному праву, в частности за совершение геноцида, преступлений против человечности и военных преступлений.

Принцип 2

1. Настоящие Принципы соблюдаются всеми органами власти, группами и отдельными лицами, независимо от их правового статуса, и применяются без какого бы то ни было неблагоприятного различия. Соблюдение настоящих Принципов не влияет на правовой статус любых затрагиваемых органов власти, групп или отдельных лиц.

2. Настоящие Принципы не должны истолковываться как ограничивающие, изменяющие или отменяющие положения какого-либо международного договора о правах человека или международного договора о гуманитарном праве, либо права, предоставляемые лицам в соответствии с национальным законодательством. Настоящие Принципы не затрагивают, в частности, право искать убежище в других странах и пользоваться этим убежищем.

Принцип 3

1. На национальные власти возлагается основная обязанность и ответственность за предоставление защиты и гуманитарной помощи перемещенным внутри страны лицам, находящимся под их юрисдикцией.

2. Перемещенные внутри страны лица имеют право просить и получать у этих властей защиту и гуманитарную помощь. За обращения с такой просьбой они не подлежат преследованиям или наказаниям.

Принцип 4

1. Настоящие Принципы применяются без дискриминации по какому бы то ни было признаку, как то: по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии или вероисповедания, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, правового или социального статуса, возраста, инвалидности, имущественного положения, рождения или по каким-либо другим подобным критериям.

2. Некоторые перемещенные внутри страны лица, такие, как дети, особенно несопровождаемые несовершеннолетние, беременные женщины, матери с малолетними детьми, женщины, возглавляющие домашние хозяйства, инвалиды и престарелые лица, имеют право на требуемые их положением защиту и помощь, а также на обращение, которое учитывает их особые потребности.

Раздел II — Принципы, касающиеся защиты от перемещений

Принцип 5

Все органы власти и международные организации обязаны при любых обстоятельствах выполнять и обеспечивать выполнение своих обязательств по международному праву, включая правозащитное право и гуманитарное право, с тем чтобы предотвращать и избегать возникновения ситуаций, которые могут привести к перемещениям лиц.

Принцип 6

1. Каждый человек имеет право на защиту от произвольного перемещения из его дома или места постоянного проживания.

2. Запрещение произвольных перемещений распространяется на перемещения:

a) основанные на политике апартеида, «этнической чистке» или аналогичной практике, целью или результатом которой является изменение этнического, религиозного или расового состава соответствующего населения;

b) во время вооруженных конфликтов, если необходимость в этом не вызывается требованиями обеспечения безопасности затрагиваемых гражданских лиц или настоятельными причинами военного характера;

c) в случаях осуществления широкомасштабных проектов в области развития, которые не оправданы с точки зрения важнейших и приоритетных интересов населения;

d) во время стихийных бедствий, если не возникает необходимость в эвакуации затрагиваемых лиц по соображениям их безопасности и здоровья; и

e) используемые в качестве коллективного наказания.

3. Перемещения не должны длиться дольше того времени, которое требуется обстоятельствами.

Принцип 7

1. Перед тем, как принять какое-либо решение о перемещении лиц, соответствующие органы власти обеспечивают рассмотрение всех возможных альтернативных решений, чтобы вообще избежать перемещений. Если никаких альтернативных решений не существует, то принимаются все меры для сведения к минимуму перемещений и их неблагоприятных последствий.

2. Органы власти, осуществляющие такие перемещения, обеспечивают в максимально возможной степени надлежащее размещение перемещенных лиц, проведение таких перемещений в удовлетворительных условиях с точки зрения безопасности, питания, здоровья и гигиены, а также неразъединение членов одной семьи.

3. Если перемещения происходят не во время чрезвычайных ситуаций, обусловленных вооруженными конфликтами и стихийными бедствиями, то соблюдаются следующие гарантии:

a) издается специальное постановление государственным органом власти, который уполномочен законом выносить решение об осуществлении таких мер;

b) принимаются адекватные меры для предоставления перемещаемым лицам исчерпывающей информации о причинах и порядке их перемещения, а также, в надлежащих случаях, о компенсации и переселении;

c) принимаются меры для получения свободного и осознанного согласия перемещаемых лиц;

d) соответствующие органы власти прилагают усилия для привлечения затрагиваемых лиц, особенно женщин, к планированию и осуществлению их переселения;

e) правоприменительные меры, если они необходимы, принимаются компетентными органами правопорядка; и

f) уважается право на эффективные средства правовой защиты, включая пересмотр таких решений соответствующими судебными органами.

Принцип 8

Перемещения не осуществляются таким образом, который нарушает права перемещаемых лиц на жизнь, уважение человеческого достоинства, свободу и безопасность.

Принцип 9

На государства возлагается конкретное обязательство защищать от перемещений коренных жителей, меньшинства, крестьян, занимающихся скотоводством лиц и другие группы, которые находятся в особой зависимости от своих земель и привязаны к ним.

Раздел III — Принципы, касающиеся защиты во время перемещений

Принцип 10

1. Каждый человек имеет неотъемлемое право на жизнь, которое защищается законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Перемещаемым внутри страны лицам обеспечивается, в частности, защита от:

c) казней без надлежащего судебного разбирательства или произвольных казней; и

d) насильственных исчезновений, включая похищение или тайное содержание под стражей, представляющих опасность для жизни или приводящих к смерти.

Запрещаются угрозы совершения любых из перечисленных выше действий и подстрекательство к ним.

2. Запрещаются при любых обстоятельствах нападения или иные акты насилия в отношении перемещенных внутри страны лиц, которые не участвуют или прекратили участие в военных действиях. Перемещенным внутри страны лицам обеспечивается, в частности, защита от:

a) прямых или неизбирательных нападений или других актов насилия, включая создание зон, в которых разрешаются нападения на гражданских лиц;

b) голода как метода ведения военных действий;

c) их использования в качестве заслона при защите военных целей от нападения или для прикрытия, содействия или создания препятствий военным операциям;

d) нападений на их лагеря или поселения; и

e) применения противопехотных наземных мин.

Принцип 11

1. Каждый человек имеет право на уважение его человеческого достоинства, а также на физическую, психическую и моральную неприкосновенность.

2. Перемещенным внутри страны лицам, независимо от того, ограничена или нет их свобода, обеспечивается, в частности, защита от:

a) изнасилований, нанесения увечий, пыток, жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания, а также других посягательств на личное достоинство, таких, как акты насилия по признаку пола, принудительная проституция и любые формы непристойных посягательств;

b) рабства и любых его современных форм, таких, как продажа в замужество, сексуальная эксплуатация или принудительный труд детей; и

c) актов насилия, направленных на распространение террора среди перемещенных внутри страны лиц.

Запрещаются угрозы совершения любых из перечисленных выше действий и подстрекательство к ним.

Принцип 12

1. Каждый человек имеет право на личную свободу и безопасность. Никто не может подвергаться произвольному аресту или задержанию.

2. Для целей обеспечения этого права перемещенным внутри страны лицам они не должны удерживаться или принудительно содержаться в лагере. Если при исключительных обстоятельствах возникает крайняя необходимость в таком удержании или принудительном содержании, то они прекращаются сразу же после того, как этого более не требуют обстоятельства.

3. Перемещенным внутри страны лицам обеспечивается защита от дискриминационного ареста и содержания под стражей вследствие их перемещения.

4. Ни при каких обстоятельствах перемещенные внутри страны лица не могут быть взяты в заложники.

Принцип 13

1. Ни при каких обстоятельствах не следует призывать перемещенных детей в армию, а также принуждать их или разрешать им участвовать в военных действиях.

2. Перемещенным внутри страны лицам обеспечивается защита от дискриминационной практики призыва в любые вооруженные силы или группировки вследствие их перемещения. При любых обстоятельствах запрещается, в частности, любая жестокая, бесчеловечная или унижающая достоинство практика принудительного призыва или наказания за уклонение от призыва.

Принцип 14

1. Каждое перемещенное внутри страны лицо имеет право на свободное передвижение и свободу выбора места жительства.

2. В частности, перемещенные внутри страны лица имеют право свободно покидать лагеря и другие поселения и возвращаться в них.

Принцип 15

Перемещенные внутри страны лица имеют:

a) право искать безопасные условия жизни в другой части страны;

b) право покидать свою страну;

c) право искать убежище в другой стране; и

d) право на защиту от принудительного возвращения или расселения в любом месте, где может возникнуть угроза их жизни, безопасности, свободе и/или здоровью.

Принцип 16

1. Все перемещенные внутри страны лица имеют право знать о судьбе и местонахождении пропавших родственников.

2. Соответствующие органы власти должны прилагать усилия для выяснения судьбы и местонахождения считающихся пропавшими без вести перемещенных внутри страны лиц и сотрудничать с компетентными международными организациями, участвующими в решении этой задачи. Они должны информировать близких родственников о ходе поисков и сообщать им о любых достигнутых результатах.

3. Соответствующие органы власти должны прилагать усилия для сбора и идентификации останков погибших лиц, не допускать их расхищения и надругательства над ними, а также содействовать возвращению этих останков ближайшим родственникам или обеспечить их надлежащее захоронение.

4. При любых обстоятельствах обеспечивается защита и уважение мест захоронения перемещенных внутри страны лиц. Перемещенные внутри страны лица должны иметь право доступа к местам захоронения их умерших родственников.

Принцип 17

1. Каждый человек имеет право на защиту от вмешательства в его семейную жизнь.

2. Для целей обеспечения этого права перемещенным внутри страны лицам, членам семьи, которые желают остаться вместе, разрешается сделать это.

3. Семьи, которые были разъединены в результате перемещений, должны быть воссоединены по возможности в кратчайшие сроки. Принимаются все надлежащие меры для ускорения воссоединения таких семей, особенно, если речь идет о детях. Компетентные органы способствуют поискам, проводимым членами семьи, поощряют деятельность гуманитарных организаций, участвующих в решении задачи по воссоединению семей, и сотрудничают с ними.

4. Члены перемещенных внутри страны семей, личная свобода которых была ограничена в результате удержания или принудительного содержания в лагерях, имеют право оставаться вместе.

Принцип 18

1. Все перемещенные внутри страны лица имеют право на адекватный жизненный уровень.

2. Независимо от обстоятельств и без какой бы то ни было дискриминации компетентные органы власти предоставляют и обеспечивают перемещенным внутри страны лицам как минимум безопасный доступ к:

a) основным продуктам питания и питьевой воде;

b) элементарному крову и жилью;

c) надлежащей одежде; и

d) основным медицинским услугам и первой помощи.

3. Особые усилия прилагаются для обеспечения всестороннего участия женщин в планировании и распределении этих важнейших ресурсов.

Принцип 19

1. Все раненые и больные перемещенные внутри страны лица, а также перемещенные внутри страны инвалиды получают в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки необходимые им медицинскую помощь и уход, без различия по каким бы то ни было соображениям, кроме медицинских. В случае необходимости, перемещенные внутри страны лица имеют доступ к службам психологической и социальной помощи.

2. Особое внимание уделяется медицинским потребностям женщин, включая доступ к таким учреждениям и службам системы охраны здоровья женщин, как центры охраны репродуктивного здоровья, а также оказанию надлежащих консультативных услуг жертвам сексуальных и других злоупотреблений.

3. Особое внимание уделяется также предотвращению распространения среди перемещенных внутри страны лиц заразных и инфекционных болезней, включая СПИД.

Принцип 20

1. Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

2. Для целей обеспечения этого права перемещенным внутри страны лицам соответствующие органы власти выдают им все документы, необходимые для уважения и осуществления их законных прав, такие, как паспорта, удостоверения личности, свидетельства о рождении и свидетельства о браке. Органы власти содействуют, в частности, выдаче новых документов или замене документов, утерянных во время перемещений, без каких-либо необоснованных условий, таких, как требование возвращения на место обычного проживания для получения этих или других необходимых документов.

3. Женщины и мужчины имеют равные права на получение таких необходимых документов и имеют право на то, чтобы такие документы выписывались на их имя.

Принцип 21

1. Никто не может быть произвольно лишен имущества и собственности.

2. При любых обстоятельствах обеспечивается защита имущества и собственности перемещенных внутри страны лиц, в частности, от следующих действий:

b) прямых или неизбирательных нападений или иных актов насилия;

c) использования для прикрытия военных операций или целей;

d) карательных действий; и

e) уничтожения или экспроприации как одного из видов коллективного наказания.

3. Следует обеспечить защиту от уничтожения, а также от произвольной или противозаконной экспроприации, присвоения или использования имущества и собственности, оставленных перемещенными внутри страны лицами.

Принцип 22

1. Перемещенные внутри страны лица, независимо от того, проживают ли они в лагерях или нет, не подлежат какой бы то ни было дискриминации вследствие их перемещения при пользовании следующими правами:

a) правами на свободу мысли, совести, религии или вероисповедания, убеждений и выражения мнений;

b) правом на свободный поиск возможностей для трудоустройства и участия в экономической деятельности;

c) правом на свободу ассоциации и участие на равноправной основе в делах общины;

d) правом голосовать и участвовать в ведении государственных и общественных дел, включая право доступа к средствам, необходимым для осуществления этого права; и

e) правом общаться на языке, который они понимают.

Принцип 23

1. Каждый человек имеет право на образование.

2. Для цели обеспечения этого права перемещенным внутри страны лицам соответствующие органы власти обеспечивают, чтобы такие лица, в частности перемещенные дети, получали образование, которое на начальном уровне является бесплатным и обязательным. В рамках образования обеспечивается уважение их культурного своеобразия, языка и религии.

3. Особые усилия прилагаются для обеспечения всестороннего и равноправного участия женщин и девочек в образовательных программах.

4. Перемещенным внутри страны лицам, в частности подросткам и женщинам, независимо от того, проживают ли они в лагерях или нет, как только это позволяют условия, предоставляются возможности для получения образования и профессиональной подготовки.

Раздел IV — Принципы, касающиеся оказания гуманитарной помощи

Принцип 24

1. Вся гуманитарная помощь оказывается в соответствии с принципами гуманности и беспристрастности и без какой-либо дискриминации.

2. Гуманитарная помощь для перемещенных внутри страны лиц не должна использоваться не по назначению, в частности по политическим или военным соображениям.

Принцип 25

1. Главная обязанность и ответственность за оказание гуманитарной помощи перемещенным внутри страны лицам возлагается на национальные органы власти.

2. Международные гуманитарные организации и другие соответствующие стороны имеют право предлагать свои услуги для оказания помощи перемещенным внутри страны лицам. Такие предложения не следует рассматривать как недружественный акт или вмешательство во внутренние дела какого-либо государства и к ним следует относиться доброжелательно. Эти предложения не могут произвольно отклоняться, особенно если соответствующие органы власти не способны или не желают оказать требуемую гуманитарную помощь.

3. Все соответствующие органы власти обеспечивают и облегчают свободную транспортировку гуманитарной помощи и предоставляют лицам, занимающимся оказанием такой помощи, быстрый и беспрепятственный доступ к перемещенным внутри страны лицам.

Принцип 26

Занимающимся оказанием гуманитарной помощи лицам, их транспортным средствам и грузам обеспечиваются неприкосновенность и защита. Они не должны подвергаться нападениям или другим актам насилия.

Принцип 27

1. При оказании помощи международные гуманитарные организации и другие соответствующие стороны должны надлежащим образом учитывать потребности в защите и права человека перемещенных внутри страны лиц и принимать в этой связи соответствующие меры. При этом такие организации и стороны должны соблюдать соответствующие международные стандарты и кодексы поведения.

2. Предыдущий пункт никоим образом не влияет на предусматривающие обеспечение защиты обязанности международных организаций с соответствующим мандатом, которые могут предложить свои услуги или помощь которых могут запросить государства.

Раздел V — Принципы, касающиеся возвращения, расселения и реинтеграции

Принцип 28

1. Компетентные органы власти несут главную обязанность и ответственность за создание условий, а также за предоставление средств, которые позволяют перемещенным внутри страны лицам добровольно, в безопасных условиях и с достоинством вернуться в свои дома или места постоянного проживания, либо добровольно переселиться в какую-либо другую часть страны. Такие органы власти прилагают усилия для облегчения реинтеграции вернувшихся или переселившихся перемещенных внутри страны лиц.

2. Особые усилия прилагаются для обеспечения всестороннего участия перемещенных внутри страны лиц в планировании и осуществлении их возвращения или переселения и реинтеграции.

Принцип 29

1. Перемещенные внутри страны лица, которые вернулись в свои дома или места постоянного проживания либо переселились в какую-либо другую часть страны, не подлежат дискриминации вследствие их перемещения. Они имеют право принимать всестороннее и равноправное участие в ведении государственных дел на всех уровнях и имеют равный доступ к государственной службе.

2. Компетентные органы власти несут обязанность и ответственность за оказание помощи вернувшимся и переселившимся перемещенным внутри страны лицам по возвращению, по мере возможности, их имущества и собственности, которые они оставили или которые у них были изъяты после их перемещения. Если возвращение такого имущества и собственности невозможно, то компетентные органы власти обеспечивают или облегчают этим лицам получение надлежащей компенсации или справедливого возмещения в другой форме.

Принцип 30

Все соответствующие органы власти обеспечивают и облегчают международным гуманитарным организациям и другим соответствующим сторонам, при осуществлении их соответствующих мандатов, оперативный и беспрепятственный доступ к перемещенным внутри страны лицам в целях содействия их возвращению или переселению и реинтеграции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *