Лампадка для чего зажигают
Лампада для дома. Как выбрать лампаду и масло, как зажечь и ухаживать
Лампады и свечи суть, образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники. Это слова святого Софрония, Патриарха Иерусалимского. В Ветхом Завете также упоминается огонь лампады: «И сказал Господь Моисею… чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчега откровений в скинии собрания Аарон (и сыны его) должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда. ».
В этой статье мы рассмотрим основные виды лампад, их различия, особенности выбора лампадного масла и как правильно зажигать лампаду дома.
Поделиться статьей с друзьями:
Виды лампад
Лампады бывают настольными и подвесными. И для тех и для других нужны подлампадники. Настольная лампада может стоять на полке ровно и без подлампадника, но бывали случаи, когда из-за перегрева лампада трескалась и масло растекалось. Исключение — керамические лампады. Они надежнее и как правило идут с «ножкой».
Для подвесной лампады необходим кронштейн-держатель. Его прикрепляют к потолку или иконостасу. Данную работу следует проводить мастеру, чтобы горящая лампада на упала.
Считается, что лампада из цветного стекла лучше, чем из окрашенного. Краска с окрашенной лампады может со временем сойти. Цветное стекло не так просто отличить от окрашенного. Обычно, если посмотреть сквозь грани лампады — у окрашенной они прозрачные, а у цветного стекла — того же цвета, что и сама лампада. Лампада ромашка — из цветного стекла.
Видно, что у красной лампады слева непрокрашенная грань. Это краска. А вот фиолетовая лампада справа — из цветного стекла.
Обычно в постные дни возжигают лампаду темного цвета — синего или зеленого, а в праздники — красную.
В разделе Фитили и подлампадники вы можете найти поплавок — он стандартный для любой лампады, фитиль и подлампадник. Для настольных подлампадников подходит лампада рифленая. Для «ромашки» контейнер великоват.
Масло
Лучшим маслом считается вазелиновое масло высшего сорта православного братства Ермоген. Приобрести его можно в храмах. Подойдет также и любое другое масло из храма или церковной лавки. Масло должно быть очищенным.
Можно заказать у нас в магазине — лампадное масло.
Люди также экспериментируют с оливковым или подсолнечным маслом. Но мы такое не пробовали, если у вас есть опыт — поделитесь в комментариях.
Если при горении выделяется гарь — первым делом уменьшите огонек. Если не поможет — следует сменить масло на другое.
Лампада с хорошим маслом может гореть круглосуточно. Однако проследите, чтобы как минимум в 20 см от огня не было икон, дерева, бумаги и других воспламеняющихся поверхностей. Помните, что лампада при горении выделяет капельки масла, которые оседают вокруг, делая поверхности полок воспламеняемыми. Не ставьте лампаду на самый край полки.
Как зажечь лампаду
Налейте в лампаду масло — чуть больше половины.
Вставьте фитиль в поплавок. Фитиль должен свободно двигаться в обе стороны. Проденьте фитиль до середины. Верхний край, тот который будет гореть обмакните в масло.
Затем потяните за сухой конец, чтобы сверху фитиль выглядывал на 2-3 мм.
Поместите поплавок в лампаду так, чтобы весь фитиль оказался смочен маслом.
Зажигать лампаду стоит от церковной свечи, а не от спички. Такая традиция.
Огонь не должен быть большим, не должен коптить. Если огонь слишком большой — потяните за фитиль снизу.
Средний объем домашней лампады — 30 мл. Такого количества масла хватит на 1-2 дня. Когда масло выгорит лампаду следует потушить и почистить. Затем снова наполнить и зажечь. Полулитровой бутылки масла должно хватить на 2 недели.
Лучше всего, когда ваша лампада возжена от Святого огня. Во многих городах на Пасху встречают Благодатный огонь из Иерусалима. Во время такого Крестного хода можно зажечь свечу от огня и принести домой — для лампады. В этом случае, перед очисткой перенесите огонь на свечу, чтобы он не погас, а затем от этой свечи вновь зажгите лампаду.
Православная Жизнь
Объясняет иерей Андрей Чиженко.
По православному вероучению человек – двусоставное существо: духовно-телесное. Душа является образом и подобием Божиим в человеке. Через тело человек соединяется с материальным животным миром. В этом состоит великая задача человека. Обожиться самому (т. е. начать путь восхождения к Богу, путь познания Его, соединения с Ним, вернее, с Божественными нетварными энергиями) и через обожение обожить-освятить и всю остальную материальную природу, так как человек – центр и царь ее. Он существует словно бы на пересечении двух миров – духовного и материального. Исходя из этого, тело человеческое – сотрудник души в деле спасения. Оно суть храм Божий. Именно потому в православии так бережно относятся к телу. Это видно из чина погребения.
Поэтому все Таинства церковные и, как следствие, богослужение имеют также двойственную природу. Пример: в Таинстве Крещения священник призывает имя Святой Троицы – это духовная главная составляющая. Но вещество крещения вполне материально – вода. Таинство Причащения. Его сердцевина – Тело и Кровь Христова. А вещества для Таинства – просфора, вино, вода. Поэтому православное богослужение воздействует благодатью Святого Духа не только на душу, но и на тело. Елей для помазывания (осязание), колокольный звон, пение (слух), иконы, роспись (зрение), просфора, крещенская вода (вкус), каждение ладаном (обоняние).
Семья – малая церковь. Это тоже своего рода служение Богу и ближним своим. Естественно, мы хотим, чтобы Божья благодать освящала и нас самих, и наши жилища, защищала нас от всякого зла да скверны. Кроме того, в раю праведники и святые Ангелы пребывают в непрерывном богослужении – славословии Всевышнего. Поэтому мы с Божьей помощью стараемся будто бы продолжить храмовое богослужение (в разумных пределах, конечно) и у себя дома. Сродни этому монашеский чин панагии (с греческого языка – «всесвятая»), когда богородичную просфору, из которой вынимается частичка в честь Девы Марии на проскомидии после Литургии, монахи торжественно переносят из храма в трапезную, где вкушают ее с определенными молитвами, а затем начинают трапезу. Таким образом Литургия как будто бы продолжается, и она длится и в келейных условиях монашеских общежитий. Примерно то же в духовном смысле происходит и с нами, когда мы словно бы «приносим храм и богослужение домой», устраивая из своей жизни богослужение, жертву Всевышнему. Потому, например, раньше в каждом православном доме был «красный» (красивый из устаревшего) угол, где помещались иконы, воскуряли ладан, зажигали лампадку. Часто он делался на восток, наподобие алтаря храма. Собственно говоря, красный угол и есть своеобразным домашним алтарем. Вообще, это очень хорошая традиция. Правильная. Семья делает посильную жертву Богу и устраивает для Него жилище в своем доме, и Он, конечно, поселяется в нем, потому что любящие сердца Его чад жаждут встречи со своим Отцом Небесным.
Не всегда, конечно, получается устроить красный угол на восток в современных условиях, но, в принципе, сделать его вообще по силам каждой семье. Это наше выражение любви к Богу. Единственное, что хотелось бы по этому поводу сказать из опыта… Нужно для образов святых все-таки отделить место в доме, так сказать, расчистить его от других мирских вещей. А то часто приходится видеть в домах, как иконы заставлены рюмками или другими вполне мирскими вещами. Иногда происходят и другие невольные святотатственные действия, когда иконы помещают вместе с набравшими популярности японскими божками-нэцкэ, различными «денежными жабами», «приносящими» богатство и успех, или эротическими картинами. Безусловно, это неприемлемо. Человек должен разобраться в себе, Кому он служит: Христу или велиару. Языческие идолы лучше выбросить или сжечь, не держать у себя дома.
Что касается лампадки, то, например, у меня она горит постоянно сутками. Вспомним притчу о десяти девах (см. Мф. 25:1–13). На мой взгляд, горящая лампада, уход за ней, покупка лампадного масла, свечей для ее возжжения – наша посильная жертва Христу (своеобразная тактильная молитва Богу) и посильная финансовая жертва Церкви (лампадное масло, свечи, фитильки, сама лампадка). Некоторые зажигают лампадку перед молитвой. Это тоже хорошо и благотворно. Любую посильную для человека жертву примет Бог, если она совершена с благоговением любящим сердцем. Лампадка, конечно, возжигается перед иконами.
Из своего опыта скажу, что для лампады лучше брать очищенное специализированное лампадное масло. Сколько я не пробовал использовать обычное подсолнечное масло и даже очищенное рафинированное, оно горит плохо, лампадка коптит и засоряется.
Что касается благовоний – ладана и фимиама, тоже вполне возможно применение его в домашних условиях. Только нужно не имитировать каждение священнослужителем в храме (это все-таки прерогатива священника), скорее воскурять ладан, а не кадить им.
Сейчас в церковных лавках очень большой выбор и ладана, и кадильниц. Есть специальные «паучки» – легкие металлические конструкции, которые крепятся на лампадку. Сверху на них площадка. На нее кладется ладан. От теплоты лампадного огня металл нагревается – и ладан начинает благоухать. Есть специальные стационарные кадильницы – глиняные, фарфоровые, металлические. Для них нужен уголек. Он зажигается, кладется в кадильницу, сверху кладутся кусочки ладана. В крышечке данной кадильницы есть специальные отверстия для дыма. Можно зажигать кадильницы перед молитвой, можно пройтись с Иисусовой или любой другой молитвой по дому, наполняя его комнаты сердечным воззванием к Богу, которое возносится в небо так легко, как дым от кадильницы.
Утилизировать сгоревшие угольки нужно следующим образом. Если вы живете в частном доме, желательно сделать в палисаднике или в саду ямку в чистой земле, можно под деревом или кустом, куда вытряхивать пепел (в том числе и кадильный) от сжигания освященных вещей. Можно выбрасывать пепел в проточную воду, в реку. Если вы живете в квартире, то сжигать остатки освященных вещей также целесообразно где-то в парке или на клумбах, потом закапывать пепел в чистую землю. Можно вытряхивать остатки сгоревшего угля в вазоны с комнатными растениями.
От чего хотелось бы предостеречь.
Не нужно превращать весь дом в церковь. Важно понимать, что в доме следует не только молиться, но и жить. Достаточно одного-двух-трех мест в доме, выделенных на духовные нужды. Оставьте пространство в жилище и для себя, для супруга (супруги), детей своих. Все хорошо в меру.
Зачем нужна лампадка дома
В церкви можно увидеть множество лампад: у каждой иконы, на Престоле. Это – неотъемлемый атрибут храма. Но зачем нужен дома этот предмет?
Что такое лампада
Это специальный сосуд, в котором налито лампадное масло. Она ставится перед иконой дома и в храме.
Лампада состоит из:
Лампады бывают нескольких видов:
Все они выглядят по-разному, но суть их одна – горящий фитиль. Церковные лампады красиво украшены резьбой по металлу, позолотой. Особенно красиво выглядят семисвечники.
Предназначение лампады
Горящая лампада олицетворяет горящее молитвой и верой сердце человека. Впервые упоминание о них встречается еще в Ветхом завете. Они стояли в Скинии Завета, где находился Ковчег с самыми дорогими предметами, напоминающими о чудесах Божиих (сосуд с манной небесной, жезл Ааронов расцветший и т.д.) Евреи очень благоговейно относились к Скинии, а также ко всему, что с ней было связано. Поэтому лампады для них были – священные вещи.
В наше время лампада имеет больше бытовой характер. Некоторые предпочитают иметь их дома, но зажигают редко, не видя в этом большого смысла. А некоторые верующие и вовсе обходятся без них.
Когда зажигать лампадку дома
По сути, перед каждой иконой должна гореть зажженная лампада. Наши предки на Руси весьма благоговейно относились к ней и не позволяли ей даже потухнуть. Это означало недобрый знак. Особое значение имела Четверговая лампада. На утрене в Великий четверг, когда читались двенадцать евангельских отрывков про страдания Христа, прихожане стояли с зажженными свечами. Их не тушили, а их огонь стремились донести до дома, и именно им зажигали домашнюю лампаду.
Четверговый огонь должен был гореть вплоть до Пятидесятницы. Он, по преданию, лечил душу от тоски, страхов, отчаяния. Горели лампадки перед иконами в доме наших прапрадедов и днем, и ночью. Когда гасили свет на ночь, огонек горящей лампады разгоняла ночные страхи.
Но в настоящее время немногие могут себе позволить такую роскошь, ведь для этого требуется немалое количество лампадного масла. Поэтому зажигают ее редко. Обычно это делают перед утренним или вечерним правилом, чтением акафиста или канона. Или перед любой молитвой, когда душа требует обращения к Богу. После молитвенного правила огонь лампады гасят.
Ну а когда человек и так имеет непрестанную молитву и горящее сердце, то никакие внешние атрибуты, конечно, ему не нужны. Навряд ли у подвижников в пустыни были лампадки перед иконами. Они нужны, скорее всего, для новоначальных христиан.
прот. Андрей Ткачев: «Зачем зажигать лампадки дома?»
Зачем нужны лампады перед иконами?
Лампады появились в быту на самой заре христианства. Опасаясь гонений, первые христиане часто собирались в пещерах, где лампады использовали для освещения.
Но, кроме разгона тьмы, у лампады было и другое назначение. Лампадки символизировали несотворённый Свет Христа, не обладая которым, люди как бы блуждали во тьме. Традиция же зажигать их перед иконами появилась несколько позднее.
Что говорится о лампадах в Библии
В Библии о лампадах сказано многое. Например, пророку Моисею сам Бог-Творец указал, что в храмах должны гореть светильники. Эта обязанность легла на плечи Аарона и сыновей его. Они должны были зажигать светильники с вечера и до утра. Особенно важно было поддерживать огонь в лампаде ночью.
В «Деяниях апостолов» сказано. что зажжение лампады необходимо ночью, чтобы проводить совместные трапезы и проповеди. Впрочем, и днём лампады тоже горели. Но тогда негасимые лампады горели, символизируя Свет Христа. Кроме того, символизирует этот огонь и свет самой веры в Иисуса Христа. А на Русь обычай зажигать лампады пришёл вместе с принятием христианства, вместе с иконопоклонением.
Зачем зажигать лампаду перед иконами
Зажжение лампады перед иконой напоминает верующим о светлых деяниях того святого, что изображен на ней. Также напоминает огонёк этого церковного светильника и о свете, которым Бог наделил души людей. А ещё зажжённая по всем правилам лампада отгоняет силы зла. Во время молитвы они могут отводить мысли молящегося от самой сути вознесения хвалы. А свет лампады не даёт этого сделать.
Свет горящей лампады перед иконой является и малой жертвой за то, что Спаситель отдал свою жизнь за людей. Огонёк лампады напоминает, что без человека он не может разгореться, как и без веры в Бога не может зажечься сердце человека. Но огонь в лампадке нужно зажигать правильно. И для этого существуют специальные правила.
Как нужно возжигать лампаду
Церковные лампадки, стоящие в домах перед иконами, могут не гореть постоянно. Их разрешено зажигать поутру, а уходя из дома — гасить, вечером зажигая вновь. Для того, чтобы поджечь фитиль, нельзя использовать зажигалку или спичку. Следует сначала поджечь освящённую церковную свечу и уже от её пламени зажечь фитиль. К фитилю, кстати, тоже есть особые требования.
Фитиль церковной лампады прикручивают так, чтобы он не коптил и не гас. После его опускают в масло, налитое внутрь лампады. Масло тоже должно быть особенное — оливковое и купленное в церковной лавке. Оно обязательно должно быть высокой очистки. Ведь, зажигая лампаду, верующий открывает своё сердце Богу. А использование низкосортного оливкового масла говорит об оскудении веры.
Во время зажигания лампады принято читать специальную молитву. А если по какой-то причине у верующего человека нет дома лампады, то её можно заменить освящённой свечой. Со свечой можно молиться и в храме, перед киотом с иконами.
Какими бывают церковные лампады
В православных храмах лампады бывают разных цветов. Каждый цвет лампадки имеет своё значение. Фиолетовые используют на протяжении всего Великого поста. Лампады красного стекла зажигают во время церковных праздников. А зелёные церковные лампады возжигают по будням. Все лампады устанавливают перед ликами святых. Впрочем, как и в домах, и в квартирах.
Для домашнего пользования есть несколько видов лампад. Они бывают настенными, подвесными и настольными. Но в любом случае размещать их следует перед иконами. В церковных лавках можно найти как простые лампадки, так и богато украшенные. Чаще всего светильники украшают росписью, резьбой или чеканкой. Но не стоит гнаться за богатыми украшениями. Главное — не то, как выглядит неугасимая лампада, а то, что она символизирует.
ПРИХОД ХРАМА СВЯТЫХ ПРАВЕДНЫХ БОГООТЕЦ ИОАКИМА И АННЫ
«Не требуй от других совершенства, не ищи правды у них. Требуй только от себя и поймешь, как всем трудно». Схиархимандрит Серафим Романцев
ДЛЯ ЧЕГО ПЕРЕД ИКОНАМИ ЗАЖИГАЮТ ЛАМПАДЫ
Лампады, которые ставят перед иконами, являют собой символ огня веры во Христа, который способен разогнать тьму зла и неверия.
Возжигать светильники Бог повелел пророку Моисею: И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время; в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним. Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых (Исх 27:20,21).
Мы продолжаем эту традицию, означающую горение духа, которое должно быть свойственно каждому верующему человеку.
Лампада (греч. «светильник») — это наполненный маслом светильник, зажигаемый перед иконами, на престоле и семисвечнике.
Первые лампады использовались христианами для освещения тёмных пещер, в которых они, опасаясь преследования, совершали богослужения. В дальнейшем лампады стали важной деталью праздничного убранства христианского храма.
В домах Православных Христиан перед иконами принято вешать или ставить на подставке лампадки. Если в доме нет лампады, то дом этот как бы духовно слеп и темен. Дома может быть как одна лампада, так и больше. Есть благочестивая традиция зажигать в домах негасимые лампады, которые горят и ночью, и тогда, когда хозяев нет дома. Чаще всего Христианин зажигает лампадку, когда приходит домой, и не гасит ее до тех пор, пока не уходит из дома. В случае если нет лампад, зажигают церковные свечи во время молитвы. Современные подвижники говорят, что зажженная лампадка очищает воздух от всякой скверны и тогда в доме царит благодать.
О важности зажигания лампады сказано в житии Праведной Марфы — Святая праведная Марфа, мать святого Симеона Дивногорца, умирая, завещала, дабы тело ее было погребено на том месте, на котором хоронят странников и нищих. Но преподобный сын ее Симеон, имея откровение от Бога о преставлении своей матери и послав некоторых из своих учеников, перенес тело ее к себе на Дивную гору, дабы похоронить его при своем столпе. После погребения преподобной братия установили обычай возжигать над ее гробницею лампаду, дабы она, ради почтения святой, горела день и ночь. Спустя некоторое время братия перестали по нерадению возжигать лампаду. Между тем, замечая сие, преподобный Симеон молчал, не приказывая ничего относительно лампады, дабы не подумали о нем ученики его, что он безмерно почитает свою мать после смерти. В то время тяжко заболел эконом обители, так что находился почти при смерти. В полночь больному явилась святая Марфа, говоря: «По какой причине не возжигаете вы моего светильника? Знайте, что я не нуждаюсь в возжжении мне свечей, будучи сподоблена от Бога моего небесного вечного света; но, тем не менее, когда вы возжигаете при моем гробе светильник, то сие делаете для собственного спасения, ибо вы тогда возбуждаете меня к ходатайству за вас пред Господом». При сих словах святая держала в правой руке как бы пресветлый бисер — частицу животворящего Тела Христова; прикоснувшись этой частицей к больному, она сказала: «Будь жив и здоров от сего». Произнесши сие, она стала невидима. Больной же немедленно встал здоровым и отправился к гробнице святой; припавши к ней, орошал землю слезами, с одной стороны, испрашивая прощения за свое нерадение, а с другой, благодаря за исцеление. После сего он устроил так, чтобы перед гробницею святой горел неугасимый светильник.
Святитель Николай Сербский по поводу того, зачем мы возжигаем лампады, писал следующее:
Во-первых, потому, что вера наша есть свет. Сказал Христос: «Я свет миру» (Ин. 8:12). Свет лампадки напоминает нам о том свете, которым Спаситель освещает наши души.
Во-вторых, для того, чтобы напомнить нам о светлом нраве святого, перед иконой которого мы возжигаем лампадку. Ибо святые названы «сынами света» (Ин. 12:36).
В-третьих, для того, чтобы служить нам укором за наши темные дела, злые помыслы и желания, и для того, чтобы позвать нас на путь евангельского света, чтобы мы с большей ревностью заботились об исполнении заповеди Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела» (Мф. 5:16).
В-четвертых, чтобы стала она нашей малой жертвой Господу, Который всего Себя принес в жертву за нас, малым знаком великой благодарности и светлой нашей любви к Тому, у Кого в наших молитвах мы просим жизни, здоровья и спасения – всего того, что может дать одна только безграничная Небесная Любовь.
В-пятых, чтобы устрашить силы зла, которые нападают на нас иногда и во время молитвы, отводя наши мысли от Творца. Ибо силы зла любят тьму и трепещут света, особенно того, который служит Богу и угодникам Его.
В-шестых, чтобы побуждать нас к жертвенности. Подобно тому как горят в лампадке елей и фитиль, покорные нашей воле, так же пусть горят пламенем любви и наши души, во всех страданиях покорные воле Божией.
В-седьмых, чтобы напоминать нам о том, что как лампадка не может зажечься без нашей руки, так и сердце наше, эта наша внутренняя лампадка, не сможет загореться без святого огня Божественной благодати, даже если будет исполнено оно всякой добродетели. Ибо добродетели наши – горючее, которое воспламеняет Своим огнем Господь.
Как правильно зажигать лампаду
Лампадки бывают разных цветов — красная, синяя, зеленая, желтая. Есть традиция в посты зажигать более темные по цвету лампадки (синюю), а в дни праздников и на всем протяжении праздника Пасхи — красную, а на праздник Троицы и Вербного Воскресенья — зеленую. Желтая или золотая — это повседневный цвет, и ставится в обычные дни.
Висящую лампаду прикрепляют к потолку или к киоту икон. Есть благочестивая традиция в случае болезни или неблагополучных обстоятельств крестообразно помазывать маслом от лампады детей и близких. Так поступал Преподобный Серафим Саровский, помазывая маслом от лампадки всех приходивших к нему.
Для возжигания лампад используется церковная свеча (т.к. она освящена). Лампадное масло (изначально использовалось оливковое), так же как и фитилек, можно купить в церковной лавке или в Православном магазине. Можно сделать фитилек самому из бинта или другой тряпицы: узкую полоску тонкой материи туго скручивают в жгут и протягивают через поплавок лампадки.
Не нужно, чтобы лампадный огонек горел очень сильно и коптил, достаточно, чтобы он был размером с одну-две спичечные головки.
Детей нужно обязательно приучать зажигать лампаду.
Ни в коем случае нельзя использовать огонь от лампады в бытовых целях — это неблагоговейно по отношению к святыне.
Есть специальная молитва, читаемая при зажжении лампады: «Возжги, Господи, угасший светильник души моея светом добродетели и просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю, Ты бо еси невещественный Свет мира, приими сие вещественное приношение: свет и огонь, и воздаждь ми внутренний свет уму и огнь сердцу. Аминь».