Ламповый эфир что такое

что означает ламповый стрим?

Ламповый эфир что такое. Смотреть фото Ламповый эфир что такое. Смотреть картинку Ламповый эфир что такое. Картинка про Ламповый эфир что такое. Фото Ламповый эфир что такое

Ламповый эфир что такое. Смотреть фото Ламповый эфир что такое. Смотреть картинку Ламповый эфир что такое. Картинка про Ламповый эфир что такое. Фото Ламповый эфир что такое

Ламповый эфир что такое. Смотреть фото Ламповый эфир что такое. Смотреть картинку Ламповый эфир что такое. Картинка про Ламповый эфир что такое. Фото Ламповый эфир что такое

Ламповый эфир что такое. Смотреть фото Ламповый эфир что такое. Смотреть картинку Ламповый эфир что такое. Картинка про Ламповый эфир что такое. Фото Ламповый эфир что такое

Ламповый эфир что такое. Смотреть фото Ламповый эфир что такое. Смотреть картинку Ламповый эфир что такое. Картинка про Ламповый эфир что такое. Фото Ламповый эфир что такое

стрим при включенной лампе?

Ламповый эфир что такое. Смотреть фото Ламповый эфир что такое. Смотреть картинку Ламповый эфир что такое. Картинка про Ламповый эфир что такое. Фото Ламповый эфир что такое

Ламповый эфир что такое. Смотреть фото Ламповый эфир что такое. Смотреть картинку Ламповый эфир что такое. Картинка про Ламповый эфир что такое. Фото Ламповый эфир что такое

стрим при включенной лампе?

Типо теплая атмосфера там и все такое, но тебе не понять жИ

Ламповый эфир что такое. Смотреть фото Ламповый эфир что такое. Смотреть картинку Ламповый эфир что такое. Картинка про Ламповый эфир что такое. Фото Ламповый эфир что такое

Ламповый эфир что такое. Смотреть фото Ламповый эфир что такое. Смотреть картинку Ламповый эфир что такое. Картинка про Ламповый эфир что такое. Фото Ламповый эфир что такое

стрим при включенной лампе?

I see anime men

Ламповый эфир что такое. Смотреть фото Ламповый эфир что такое. Смотреть картинку Ламповый эфир что такое. Картинка про Ламповый эфир что такое. Фото Ламповый эфир что такое

Ламповый эфир что такое. Смотреть фото Ламповый эфир что такое. Смотреть картинку Ламповый эфир что такое. Картинка про Ламповый эфир что такое. Фото Ламповый эфир что такое

стрим при включенной лампе?

с ламповым монитором и с лампочкой во рту как в старом фокусе

Ламповый эфир что такое. Смотреть фото Ламповый эфир что такое. Смотреть картинку Ламповый эфир что такое. Картинка про Ламповый эфир что такое. Фото Ламповый эфир что такое

Ламповый эфир что такое. Смотреть фото Ламповый эфир что такое. Смотреть картинку Ламповый эфир что такое. Картинка про Ламповый эфир что такое. Фото Ламповый эфир что такое

Ламповый эфир что такое. Смотреть фото Ламповый эфир что такое. Смотреть картинку Ламповый эфир что такое. Картинка про Ламповый эфир что такое. Фото Ламповый эфир что такое

Типо теплая атмосфера там и все такое, но тебе не понять жИ

ну странное выражение ламповый стрим

Ламповый эфир что такое. Смотреть фото Ламповый эфир что такое. Смотреть картинку Ламповый эфир что такое. Картинка про Ламповый эфир что такое. Фото Ламповый эфир что такое

Ламповый эфир что такое. Смотреть фото Ламповый эфир что такое. Смотреть картинку Ламповый эфир что такое. Картинка про Ламповый эфир что такое. Фото Ламповый эфир что такое

Скорее всего пошло от ламповых усилителей, которые, в силу своих особенностей, делают звук тёплым и живым.

Ламповый стрим — не потный нагиб, а покатухи в дружеской и расслабленной атмосфере.

Ламповый эфир что такое. Смотреть фото Ламповый эфир что такое. Смотреть картинку Ламповый эфир что такое. Картинка про Ламповый эфир что такое. Фото Ламповый эфир что такое

Ламповый эфир что такое. Смотреть фото Ламповый эфир что такое. Смотреть картинку Ламповый эфир что такое. Картинка про Ламповый эфир что такое. Фото Ламповый эфир что такое

Скорее всего пошло от ламповых усилителей, которые, в силу своих особенностей, делают звук тёплым и живым.

Ламповый стрим — не потный нагиб, а покатухи в дружеской и расслабленной атмосфере.

Источник

Штрихи об аудиофилах. Тут слышно, а там — нет?

Ламповый эфир что такое. Смотреть фото Ламповый эфир что такое. Смотреть картинку Ламповый эфир что такое. Картинка про Ламповый эфир что такое. Фото Ламповый эфир что такое

Ламповый эфир что такое. Смотреть фото Ламповый эфир что такое. Смотреть картинку Ламповый эфир что такое. Картинка про Ламповый эфир что такое. Фото Ламповый эфир что такое

Содержание

Содержание

Любители техники высокой точности для воспроизведения музыки зовутся аудиофилами. В интернете ходят легенды про усилители за десятки тысяч долларов, провода ценой в автомобиль и подставки для них, за стоимость которых можно купить неплохой компьютер. При всем этом преимущества таких девайсов вызывают сомнения у рядовых пользователей. Эта статья прольет свет на то, что же аудиофилы находят в подобной технике и действительно ли она открывает новые горизонты в звуке.

Ламповый эфир что такое. Смотреть фото Ламповый эфир что такое. Смотреть картинку Ламповый эфир что такое. Картинка про Ламповый эфир что такое. Фото Ламповый эфир что такое

Что такое Hi-Fi, Hi-End и немного истории

Понятие аудио высокой четкости возникло в 70-е годы прошлого столетия. Схемотехника бытовой аудиоаппаратуры была тогда далеко не на высоте. Дешевый усилитель делали по самой простой схеме, в дорогих приборах могли встречаться решения посложнее. Звучало все соответственно. Никаких стандартов в то время не было. Хороший звук давала в основном профессиональная звукотехника, на которой работали звукоинженеры.

Чтобы как-то исправить ситуацию, в 1974 году были стандартизированы параметры аудиотехники класса Hi-Fi. Основные критерии — величина нелинейных искажений и уровень сигнал\шум. В СССР по тем же критериям начали делить технику на классы — от третьего до высшего.

Ламповый эфир что такое. Смотреть фото Ламповый эфир что такое. Смотреть картинку Ламповый эфир что такое. Картинка про Ламповый эфир что такое. Фото Ламповый эфир что такое

Советский усилитель высшего класса Бриг 001

Цифровая эпоха полностью перевернула мир аудиотехники. Сегодня почти любой цифровой плеер, смартфон и даже встроенная в компьютер аудиокарта намного превышают параметры стандарта Hi-Fi. Революцию совершили цифровые усилители класса D. КПД таких усилителей составляет 90-95% — это значит, что они почти не греются, их не нужно охлаждать и можно заключить в миниатюрный корпус. Коэффициент гармонических искажений при этом достигает 0,01%, что и не снилось большинству аналоговых усилителей. Радиодетали, используемые в усилителях класса D, стоят сущие копейки, а схему штамповать можно бесконечно без какого-либо разброса показателей. Словом, сегодня просто невыгодно делать одну схему для плохого и дешевого усилителя, а вторую — для дорогого и хорошего, ведь можно сразу произвести недорогой и хороший продукт.

Почему же тогда в магазинах продаются дорогие усилители для тех же смартфонов или плееров, и вообще дорогая аудиотехника?

Во-первых, встроенный в среднестатистический смартфон усилитель чаще всего просто недостаточно мощный, чтобы совладать с высокоомными наушниками (например, Sennheiser HD 650 с импедансом 300 Ом), которые так любят ценители качественного звука.

Во-вторых, в дорогие модели стационарных усилителей нередко встраиваются дополнительные штуки — оптические порты, пульты управления и еще куча всего.

Наконец, в-третьих, дорогая аппаратура нередко вмещает в себя передовые технологии. Передовые — не значит нужные и вообще различимые на слух. К примеру, при слепом тесте люди не улавливают разницы между частотой дискретизации в 16 и 26 бита (в аудио CD используется 16 бит), в то время как ЦАП большинства Hi-End усилителей работает с не менее чем 24 битами, а некоторые аудиоплееры способны воспроизводить форматы в разрешении до 32 бита. Якобы, чем больше бит — тем выше качество звучания, вот только разницу слышат далеко не все.

Таким образом, образовался новый класс аудиотехники — Hi-End. По параметрам она стремится быть похожей на студийную аппаратуру, но только с первого взгляда. К примеру, высокая частота дискретизации имеет значение при записи и работе со звуком, но при воспроизведении музыки 24 бита избыточны. Класс Hi-End отличает также наличие дополнительных фишек и дизайн с намеком на элитность. Часто эта техника производится мелкими сериями, а то и вовсе на заказ, стоимость при этом соответствующая.

Теплый ламповый звук

Даже самая современная цифровая аудиотехника с раскаченными как у бодибилдера показателями не стоит десятки тысяч долларов. Этот ценовой диапазон занимают аналоговые девайсы — в первую очередь, усилители, особенно ламповые. Почему они стоят так дорого, и почему аудиофилы их так любят?

Дело в том, что как раз ламповые усилители, в отличие от цифровых, вносят очень много искажений в звук. Правда, искажения эти не режут ухо цифровыми артефактами, а насыщают его приятными «ламповыми» гармониками. Исследователь звука Рассел Хэмм в 1972 году провел эксперимент, согласно которому искажения лампового усилителя были вдвое менее заметны на слух, чем идентичные по силе искажения транзисторного прибора. Хэмм объяснил это тем, что ламповый усилитель окрашивает сигнал в основном четными гармониками (где первая гармоника — основной тон, вторая — на октаву выше, третья — на квинту выше второй, четвертая — на две октавы и т.д.). Тембр с четными гармониками считается благозвучнее и музыкальнее. Именно по этой же причине большинство гитаристов в рок-музыке до сих пор используют ламповые усилители для своих гитар — транзисторная и цифровая схемы звучат слишком резко и неприятно. Вот за этими самыми гармониками и гоняются аудиофилы. Для многих из них честный, почти студийный звук будет слишком «сухим» и «пресным».

Ламповый эфир что такое. Смотреть фото Ламповый эфир что такое. Смотреть картинку Ламповый эфир что такое. Картинка про Ламповый эфир что такое. Фото Ламповый эфир что такое

Ламповый усилитель Антрацит MKII

То же касается и динамиков в аудиосистемах — даже студийные мониторы вносят в аудиосигнал небольшие искажения.

Не существует системы, способной воспроизвести идеально ровную амплитудно-частотную характеристику (далее — АЧХ). Соответственно, раз избежать искажений не удастся в любом случае, производители Hi-End-акустики стараются сделать их наиболее музыкальными, приятными на слух. Именно эта музыкальность и стоит порой десятки тысяч долларов.

Что же касается проводов, то их качество действительно влияет на звук. Но только в том случае, если провод соединяет усилитель с прибором, у которого большая индуктивность. Это может быть катушка звукоснимателя проигрывателя пластинок, или звукосниматель электрогитары. В сочетании с ним провод с большим сопротивлением (R) и электрической емкостью (C) образует фильтр высоких частот — звук при этом будет глуше.

Ламповый эфир что такое. Смотреть фото Ламповый эфир что такое. Смотреть картинку Ламповый эфир что такое. Картинка про Ламповый эфир что такое. Фото Ламповый эфир что такое

Как рассчитать конкретную частоту среза и узнать, насколько он будет глуше.

Ламповый эфир что такое. Смотреть фото Ламповый эфир что такое. Смотреть картинку Ламповый эфир что такое. Картинка про Ламповый эфир что такое. Фото Ламповый эфир что такое

Однако провода, соединяющие усилитель с акустической системой, или, тем более, аудиотехнику с электрической розеткой, влияют на звук ничтожно мало. К примеру, даже очень плохой провод с большим сопротивлением (скажем, 100 Ом) при соединении линейных входов срежет высокие частоты очень незначительно — они станут тише примерно на 0.2 Дб, что едва сможет услышать даже очень опытный звукорежиссер. В то время как любой качественный провод имеет сопротивление в 100 раз меньше — около 1 Ом, в этом случае кабель никак не будет влиять на звучание аудиосистемы.

Если же взять обычный медный провод и кабель, изготовленный из воспетой производителями бескислородной меди — то разница в сопротивлении между ними будет всего 1%. Поскольку даже стократную разницу в сопротивлении проводов различить очень сложно, то разницу между медью и бескислородной медью услышит только Супермен. И, конечно, аудиофилы.

Почему они ее слышат?

Восприятие мира каждым человеком индивидуально. У восприятия есть множество особенностей, или, иногда можно сказать, «багов».

Во-первых, острота слуха у каждого своя, более того — на протяжении жизни она меняется. Например, чем старше человек — тем хуже он слышит высокие частоты.

Во-вторых, имеет значение предыдущий опыт, ожидание и потребности. Человек, увлекающейся аудиотехникой и привыкший к апгрейду своей аудиосистемы, в начале своего хобби замечает улучшение звука каждый раз при покупке нового девайса. Когда же максимально качественная аудиосистема уже собрана, результаты ее дальнейшего апгрейда становятся трудно различимыми на слух. Тем не менее, человеческий мозг, привыкший к алгоритму «покупка — улучшение звука», продолжает искать и, чаще всего, находит отличия в звучании.

Ламповый эфир что такое. Смотреть фото Ламповый эфир что такое. Смотреть картинку Ламповый эфир что такое. Картинка про Ламповый эфир что такое. Фото Ламповый эфир что такое

Говорят, подставки под акустические кабели улучшают звучание

В-третьих, настроение влияет на восприятие мира. К примеру, даже на восприятие цветов и красок. Соответственно, эмоциональное состояние и самочувствие влияет на восприятие звуков. Один и тот же трек может восприниматься по-разному с утра и вечером, после чашки кофе и после кружки пива. Таким образом, радость от покупки нового девайса для аудиосистемы влияет на восприятие звука, и человеческий мозг запросто может услышать изменения в лучшую сторону.

Это объясняет, почему аудиофилы слышат разницу на собственных аудиосистемах, но не слышат ее при слепых закрытых тестах — например, не могут отличить провод за сотню долларов от вешалки.

Наконец, главное, что оценивает любитель качественного звука — это тембр звучания аудиосистемы и воспроизводимой ею музыки. Тембр является субъективно ощущаемым параметром, с определением которого возникают такие же проблемы, как с определением понятий «жизнь» или «сознание». Измерить его почти невозможно, осциллограмма не даст полного представления о тембре даже одного инструмента, не говоря уже о целом оркестре.

Тембровые качества нельзя описать числами и данными. Отсюда и такие понятия, как «бархатная середина», «глубокий бас», «хрустальные верха», над которыми нередко потешаются. Однако для описания тембра сложно подобрать более научные определения. Вот, например, одна из классификаций тембров, взятая из более чем научного собрания лекций профессора кафедры звукорежиссуры СПбГУП Алдошиной И.А. «Лекции по психоакустике» (архив журнала «Звукорежиссер»: 2001: №2):

Ламповый эфир что такое. Смотреть фото Ламповый эфир что такое. Смотреть картинку Ламповый эфир что такое. Картинка про Ламповый эфир что такое. Фото Ламповый эфир что такое

Индивидуальное восприятие принципиально неизмеряемых вещей и приводит к тому, что аудиофилы слышат разницу там, где ее не слышат другие.

В защиту аудиофилов

Подходя к концу, нельзя не сказать несколько слов в защиту аудиофилов. Некоторые воспринимают музыку как фон, с которым веселее жить, а кто-то — как самодостаточную форму искусства. Не стоит осуждать ни тех, ни других, ведь музыка призвана приносить удовольствие, а, значит, что нравится — то и хорошо. Но разумеется, что среди последних появляются желающие получить от любимой музыки максимум впечатлений. Так же, как киноманы возводят себе домашний кинотеатр, они строят себе «музыкальный театр».

Ламповый эфир что такое. Смотреть фото Ламповый эфир что такое. Смотреть картинку Ламповый эфир что такое. Картинка про Ламповый эфир что такое. Фото Ламповый эфир что такое

Как говорит звукоинженер, проектировщик студий и автор множества публикаций на тему акустики Филипп Ньюэлл в своей книге “Project-studios”: «Помните: мы все в долгу перед аудиофилами за их постоянное требование качества. Они поддерживают нас. Кто знает, насколько упали бы стандарты звукозаписи без них. Они заслужили право слушать на своей супер-качественной аппаратуре что-нибудь получше записей для «среднестатистического» потребителя».

Источник

Что означает слово «ЛАМПОВЫЙ»?

13 Oct 2016 в 06:05

Ламповый эфир что такое. Смотреть фото Ламповый эфир что такое. Смотреть картинку Ламповый эфир что такое. Картинка про Ламповый эфир что такое. Фото Ламповый эфир что такое

13 Oct 2016 в 06:05 #1

(в таверне не могу темку создать, поэтому тут.)

В последнее время часто вижу это слово повсюду, но не понимаю. И если можете, напишите примеры предложений с этим словом.

Ламповый эфир что такое. Смотреть фото Ламповый эфир что такое. Смотреть картинку Ламповый эфир что такое. Картинка про Ламповый эфир что такое. Фото Ламповый эфир что такое

13 Oct 2016 в 06:09 #2

типо например ламповый кот или ламповая няша?

Ламповый эфир что такое. Смотреть фото Ламповый эфир что такое. Смотреть картинку Ламповый эфир что такое. Картинка про Ламповый эфир что такое. Фото Ламповый эфир что такое

13 Oct 2016 в 06:10 #3

Произошло от «теплый ламповый звук», так как типа такие проигрыватели давали очень приятный и хороший звук
Ламповая тян
Ламповые посиделки
Читай как «атмосферный/милый/душевный»

Ламповый эфир что такое. Смотреть фото Ламповый эфир что такое. Смотреть картинку Ламповый эфир что такое. Картинка про Ламповый эфир что такое. Фото Ламповый эфир что такое

13 Oct 2016 в 06:11 #4

Ламповый эфир что такое. Смотреть фото Ламповый эфир что такое. Смотреть картинку Ламповый эфир что такое. Картинка про Ламповый эфир что такое. Фото Ламповый эфир что такое

13 Oct 2016 в 06:11 #5

Ламповый эфир что такое. Смотреть фото Ламповый эфир что такое. Смотреть картинку Ламповый эфир что такое. Картинка про Ламповый эфир что такое. Фото Ламповый эфир что такое

13 Oct 2016 в 06:11 #6

Ламповый эфир что такое. Смотреть фото Ламповый эфир что такое. Смотреть картинку Ламповый эфир что такое. Картинка про Ламповый эфир что такое. Фото Ламповый эфир что такое

13 Oct 2016 в 06:13 #7

Не только проигрыватели! Микрофоны тоже на лампах были))

Ламповый эфир что такое. Смотреть фото Ламповый эфир что такое. Смотреть картинку Ламповый эфир что такое. Картинка про Ламповый эфир что такое. Фото Ламповый эфир что такое

13 Oct 2016 в 06:14 #8

Ну все на лампах было, даже компы
Просто слушало музыку явно больше людей, чем записывало

Ламповый эфир что такое. Смотреть фото Ламповый эфир что такое. Смотреть картинку Ламповый эфир что такое. Картинка про Ламповый эфир что такое. Фото Ламповый эфир что такое

13 Oct 2016 в 07:06 #9

(в таверне не могу темку создать, поэтому тут.)

В последнее время часто вижу это слово повсюду, но не понимаю. И если можете, напишите примеры предложений с этим словом.

Источник

Передатчики на 6П3С и закат эпохи романтизма

Ламповый эфир что такое. Смотреть фото Ламповый эфир что такое. Смотреть картинку Ламповый эфир что такое. Картинка про Ламповый эфир что такое. Фото Ламповый эфир что такое

Эта публикация завершает цикл исторических очерков о героической эпохе битвы за короткие волны и становления ламповой радиоэлектроники.

Герои моих очерков были романтиками. Фёдор Лбов не побоялся уголовного преследования за выход в эфир, Эрнст Кренкель рисковал жизнью в Арктике, Джон Рейнарц просто опубликовал свои разработки и не стал их патентовать. Они были по-настоящему бесстрашны: коммутировали телеграфными ключами анодные цепи передатчиков; руками перестраивали частоту передатчика сжатием и растяжением катушек под напряжением; считали рабочим моментом, когда лампа «давала газ» и взрывалась.

Жизнь не стояла на месте. В ходе подготовки ко Второй Мировой войне технологический процесс производства радиоламп был значительно усовершенствован. Были разработаны схемы простых и надёжных КВ передатчиков на серийно выпускаемых лампах. Романтизм коротких волн вступал в стадию зрелости.

Жизнь стала налаживаться

Гражданам стали возвращать изъятые во время войны радиоприёмники. Возобновилась выдача разрешений на работу в эфире.

В мае 1946 года вышел первый номер журнала «Радио», где Эрнст Кренкель опубликовал информационное сообщение об организации Центрального радиоклуба (ЦРК), а Фёдор Лбов разместил заметку о R1FL. В номере также «отметились» и маршал Пересыпкин, и адмирал Берг, и академик Капица, и герои-папанинцы, и инженер Шапошников и ещё очень многие уважаемые и знатные люди.

С 1947 года Госэнергоиздат начал издавать книги серии «Массовая радиобиблиотека». Следующая часть очерка написана по мотивам выпуска 162 (Казанский И.В. Как стать коротковолновиком) с последующим анализом схемы по материалам выпуска 125 (Шульгин К.А. Конструирование любительских коротковолновых передатчиков).

ОПАСНО! ВЫСОКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ!

ПРИМЕНЕНИЕ РАДИОЧАСТОТНЫХ СРЕДСТВ И ВЫСОКОЧАСТОТНЫХ УСТРОЙСТВ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАДИОЧАСТОТ ВЛЕЧЕТ АДМИНИСТРАТИВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Передатчик начинающего радиолюбителя на 6П3С

В те далёкие времена ещё не было ни трансиверов, ни синтезаторов частоты. Обычная любительская радиостанция состояла из раздельных приёмника и передатчика.

Чтобы провести радиосвязь с другим радиолюбителем, нужно было настроить свой передатчик на его частоту. И это было непросто! Приняв сигналы другого радиолюбителя на свой приёмник, нужно было по шкале передатчика приблизительно установить (а точно по аналоговой шкале установить не удаётся) частоту передачи, а затем подстройкой частоты передачи добиться приёма сигнала своего передатчика на свой приёмник на частоте корреспондента.

Вернёмся к передатчикам на 6П3С. Схема ниже была опубликована в 1952 году. Она предельно романтична: источник анодного напряжения собран на кенотроне, задающий генератор (ЗГ) используется сразу в качестве конечной ступени, в анодных цепях отсутствует амперметр. Насладитесь:

Ламповый эфир что такое. Смотреть фото Ламповый эфир что такое. Смотреть картинку Ламповый эфир что такое. Картинка про Ламповый эфир что такое. Фото Ламповый эфир что такое

Тем не менее, использование этого передатчика не требует героизма. При закрытом корпусе шансы попасть под напряжение минимальны: «индуктивная трёхточка» и конденсатор переменной ёмкости (КПЕ) в задающем генераторе подключены к катодным цепям, туда же подключен и телеграфный ключ.

Когда телеграфный ключ разомкнут, колебания ЗГ сорваны. При нажатии на ключ происходит запуск ЗГ, и в антенном контуре появляются колебания с частотой резонанса контура L1C4. R2C3 параллельно ключу обеспечивают плавный запуск ЗГ, что делает выходной сигнал менее «чирикающим». Форма выходного сигнала при коммутации без цепочки R2C3 приведена на графике а), с цепочкой — на графике б):

Ламповый эфир что такое. Смотреть фото Ламповый эфир что такое. Смотреть картинку Ламповый эфир что такое. Картинка про Ламповый эфир что такое. Фото Ламповый эфир что такое

По форме выходного сигнала видим, что при нажатии на ключ производится передача в эфир немодулированной несущей или CW (Continuous Wave).

Особый шарм конструкции придаёт тот факт, что «самоконтроль», т.е. подстройку частоты передачи можно провести только по сигналу, который уже идёт в эфир! Для сравнения приведу гораздо более практичную схему передатчика III категории из книги Шульгина:

Ламповый эфир что такое. Смотреть фото Ламповый эфир что такое. Смотреть картинку Ламповый эфир что такое. Картинка про Ламповый эфир что такое. Фото Ламповый эфир что такое

ЗГ и конечная ступень реализованы на разных лампах. Цепи питания ЗГ стабилизированы. В анодные цепи выходной лампы для контроля тока включен амперметр. Телеграфный ключ подключен к катодным цепям выходного каскада.

ЗГ в схеме из книги Шульгина включен постоянно, определить частоту настройки передатчика контрольным приёмником — не проблема. Схема Шульгина гораздо удобней в работе, гораздо стабильней по частоте и лучше по форме сигнала, но ламп в ней уже две.

Неожиданное направление развития передатчика на 6П3С

В 60-е годы романтики в связи на КВ практически не осталось. Радиолюбительская связь стала спортивной дисциплиной. В эфире становилось тесно, и радиолюбители переходили на связь однополосными видами модуляции. Стали широко применяться трансиверы, и отпала необходимость подстраивать частоту передатчика.

Остатки романтиков ожесточённо сопротивлялись техническому прогрессу и использовали передатчики с амплитудной модуляцией уже вне правового поля.

Амплитудная модуляция сигнала осуществляется с помощью модулятора. Приведу блок-схему АМ передатчика из книги Шульгина:

Ламповый эфир что такое. Смотреть фото Ламповый эфир что такое. Смотреть картинку Ламповый эфир что такое. Картинка про Ламповый эфир что такое. Фото Ламповый эфир что такое

АМ модулятор изменяет по сигналу с микрофона:
— или напряжение питания оконечной ступени (анодная модуляция),
— или смещение на сетках оконечной ступени (сеточная модуляция).
Лучшие результаты получаются при модуляции управляющей (первой) или защитной (третьей) сеток. Анодная модуляция в чём-то была проще, но и качества сеточной не давала.

Самые неистребимые романтики использовали в качестве анодного модулятора усилитель магнитофона, радиолы или радиопередвижки. В этом случае плюс питания на выходной каскад из схемы в книге Казанского подавался с анода выходной лампы усилителя. По сравнению со схемами с сеточной модуляцией качество сигнала страдало, но настоящих романтиков это не останавливало. И название у подобных изделий было романтическим: «шарманка»!

От автора

Я начинал свой путь в эфир в 1979 году на коллективной радиостанции. Мы использовали ламповую версию трансивера UW3DI. Работали, в основном, однополосной модуляцией (SSB). Телеграф знали все, но работать им было не так интересно.

Меня интересовала разработка, конструирование и отладка. Товарищей моих больше занимали дипломы и призовые места в соревнованиях. Никакой романтики…

Использованные источники

1. «Радио», 1946, №1
2. Казанский И.В. Как стать коротковолновиком – М.: Госэнергоиздат, 1952
3. Шульгин К.А. Конструирование любительских коротковолновых передатчиков – М.: Госэнергоиздат, 1951

Источник

Сеанс тёплой ламповой «магии» с разоблачением

Ламповый эфир что такое. Смотреть фото Ламповый эфир что такое. Смотреть картинку Ламповый эфир что такое. Картинка про Ламповый эфир что такое. Фото Ламповый эфир что такое

Ожесточенные баталии между ловерами и хейтерами ламп приводят к приступам дискуссионной гиперсаливации, выходу из строя клавиатур, и бурному словоизвержению на соответствующих форумах. Кроме этих враждующих сторон, темой ламповых УМЗЧ интересуются люди, не дискутирующие о нём – это: радиолюбители, создающие эти усилители и «не true» аудиофильствующие товарищи, которых устраивают особенности имеющейся техники вне парадигмы поиска бескомпромиссного звучания.

Сомневаюсь, что мой пост поставит в спорах о ТЛЗ жирную точку, но я попробую пролить луч света на «таинственный», «метафизический» «феномен» «живого» ТЛЗ.

Я не являюсь ни ярым хейтером, ни горячим приверженцем бескомпромиссной теплой ламповости, но как слушатель часто ощущаю существенную разницу между трактами с транзисторным/интегральным и ламповым усилением. Вопрос происхождения этой разницы для меня действительно интересен. Полуметафизические и маркетинговые объяснения меня устраивают мало, посему я решил структурировано изложить всё, что мне удалось найти, о так называемом ТЛЗ в одном небольшом посте.

История ламповой «магии»

С момента зарождения и массового распространения транзисторной техники появилось понятие «мертвый», «холодный» транзисторный звук, детально о причинах возникновения которого можно прочитать здесь.

Транзисторные усилители ушли далеко вперед с момента своего появления, и, благодаря совершенствованию схемотехники, феномен «транзисторного звука» перестал существовать.
При этом многими заинтересованными людьми отмечалось, что при прочих равных (КНИ, АЧХ, источник, тракт и т.п.) одно и то же произведение, при воспроизведении на ламповых и транзисторных УМЗЧ звучит по-разному. Эта разница, а также несколько подмоченная репутация транзисторных аппаратов и явились причинами представления о превосходстве ламп, формирования понятия ТЛЗ, а также многочисленных спекуляций на ламповой теме.

Ламповый эфир что такое. Смотреть фото Ламповый эфир что такое. Смотреть картинку Ламповый эфир что такое. Картинка про Ламповый эфир что такое. Фото Ламповый эфир что такое

Рост массового выпуска недорогих интегральных усилителей и AV- ресиверов, при снижении их себестоимости (а соответственно и качества элементной базы), укрепил мнение некоторых аудиофилов о негодности транзисторных систем. Это явление стало известно как ренессанс ламповой техники в конце 90-х — начале нулевых.

Производители не стояли на месте, качество транзисторных и цифровых решений росло, при этом цены на теплые лампы кусались с остервенением американских бульдогов. Последнее обстоятельство сделало лампы интересными лишь узкому кругу фанатично настроенных искателей безупречного звука, очень богатых людей и радиолюбителей-энтузиастов.

Ламповая «магия» в психоакустике и схемотехнике

Когда мы говорим о ТЛЗ, мы имеем в виду тембральные особенности воспроизводимого звука, т.е. так называемую «окраску». По сути «окраска» — это ничто иное, как гармонические искажения + характерные особенности графика АЧХ. Полностью избавиться от искажений нельзя, но можно свести их присутствие в спектре к минимальным значениям, при которых человек не будет их воспринимать.
В случае с ламповыми усилителями – это преимущественно четные гармоники. Известно, что четные гармоники человек воспринимает как более благозвучные (приятные на слух) искажения. При этом в транзисторных усилителях КНИ, как правило, значительно ниже, что говорит о более высокой верности воспроизведения.

Именно благодаря большому количеству четных гармоник в спектре, ламповое усиление активно применяется для гитарной аппаратуры. Там искажения позволяют создать необходимое звучание (т.е. фактически усилитель является частью инструмента). При этом наличие их в звуковоспроизводящей аппаратуре многими считается недостатком, так как аппаратура должна максимально точно воспроизводить записанное, а не искажать (приукрашивать, изменять). Другие, напротив, считают этот эффект преимуществом, ввиду благозвучности таких искажений.

Также необходимо отметить, что человеческий слух по-разному воспринимает гармоники разного порядка. Scott Frankland, Ирина Алдошина, Александр Войшвилло и прочие замечательные люди, проводившие исследования на эту тему, пишут, что чем выше гармоника, тем она заметнее влияет на восприятие и тем субъективно хуже человеком оценивается звук. Например, 1% второй гармоники не смогут услышать даже эксперты-профессионалы, а в диапазоне 1,8-3,5% вторую гармонику способны обнаружить большинство людей. При этом десятую замечают уже при наличии 0,1%.

Психоакустические исследования выявили, что:
«Заметность на слух какой-либо гармоники прямо пропорциональна квадрату ее номера»

Характерная особенность: в спектре сигнала ламповых усилителей гармонических составляющих не более пяти, что существенно меньше, чем в спектре транзисторных устройств (где в него нередко «просачиваются» 9-я, 11-я и др. высокие гармоники).

Также было установлено, что присутствие одних гармоник способно маскировать другие. Например, наличие второй гармоники скрывает от восприятия третью. Эти исследования привели к выводу о том, что наиболее благозвучным для человеческого слуха является сочетание постепенно спадающих по уровню гармоник (вторая большая, третья меньше второй, четвертая меньше третьей и т.п.). Именно так дело обстоит с гармониками при использовании ламповых УМЗЧ.

Краткие сведения о схемотехнике ТЛЗ
«Магически» правильными, с точки зрения схемотехники, считаются однотактники без ООС. Линейные характеристики ламп, лучше, чем характеристики полупроводников. Отсутствие же ООС позволяет предотвратить появление значительного количества интермодуляционных искажений. С той же целью в ламповых усилителях, созданных в рамках этой философии (иначе не назовёшь), отказываются от установки импульсных блоков питания (по утверждению ряда авторов, использование импульсников приводит к увеличению IMD и появлению фона). В большинстве случаев ещё одним средством изменения (благозвучного искажения) являются мощные выходные трансформаторы, которые, не редко, снижают линейность АЧХ, акцентируя средние частоты.

Но это в теории, а на практике… «благодаря» этим решениям многие HI End ламповики поступают в продажу с уровнем IMD более 7-10 %, а КНИ (коэффициент гармоник) может достигать 3-5%, что не соответствует даже классическому Hi-Fi стандарту. О типичных минусах однотактных схем и отсутствия ООС написано достаточно: КПД, теплогенерация (в прямом смысле), энергопотребление, высокая масса, низкая мощность – это «сакральные» жертвы «божественному звуку».

Получается, что лампа звук как бы «облагораживает», но делает это за счет спектрального состава и особенностей гармонических искажений, а также спорных схемотехнических решений, изменяющих АЧХ и тембральные особенности. Т.е. фактически получается, что для пользователя «теплой лампы», помимо прочих свойств звука, важна не верность воспроизведения, а наличие благозвучных искажений. Это и является камнем преткновения в спорах о таких УМЗЧ.

Ламповый эфир что такое. Смотреть фото Ламповый эфир что такое. Смотреть картинку Ламповый эфир что такое. Картинка про Ламповый эфир что такое. Фото Ламповый эфир что такое

В сухом остатке, получается, что легендарный ТЛЗ – это:

Суть ТЛЗ во вполне конкретных, типичных особенностях изменения (обработки, искажения) сигнала. Критика транзисторных усилителей должна остаться в далёких семидесятых, так как качественные образцы этой техники ничуть не уступают лампам, а порой значительно превосходят (при одинаковой стоимости), благо камни в работе уже больше 40 лет.

Ламповые УМЗЧ архаичны, с точки зрения схемотехники и философии HI-FI, но представляют высокую субъективную ценность для людей с определёнными вкусовыми предпочтениями. Лампам не пора на свалку, так как, не смотря на возможность полного цифрового эимулирования эффектов ТЛЗ (доказано гитарной аппаратурой), производители ориентируются на производство TRUE ЛУМЗЧ, угадывая ожидания традиционалистов от аудио. Кроме того лампы — предмет интересных экспериментов и опытов радиолюбителей, создающих звуковую аппаратуру.

Какой усилитель выбрать каждый решает сам, а последнее слово всегда остается за субъективным восприятием.

Буду рад живой и корректной дискуссии по теме.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *