Ласковое слово что солнышко в ненастье знаки
ПЛиз прошу помогите пожалуйста выполнить контрольную по русскому
« Второстепенные члены предложения»
Грамматические задания
1. Выделить грамматические основы предложений.
2. Подчеркнуть второстепенные члены предложений; указать, чем они выражены, их вид или значение.
1) Через минуту попадья вышла ко мне в сени.
2) Я горько заплакал и громко произнес имя моей любимой.
3) Ты едешь в Оренбург служить под его начальством.
4) От усталости он еле держался на ногах.
5) При сильном ветре выходить в море опасно.
6) Маша была необыкновенно хороша в этот миг.
7) В нашу гавань заходили корабли.
1) На закате солнце кажется огромным красным шаром.
2) Утомившись от долгой дороги, я тотчас уснул.
3) Несмотря на оттепель, многие еще одеты по-зимнему.
4) Енот-полоскун – цирковой артист от природы.
5) Ласковое слово что солнышко в ненастье.
6) Внизу, как муравьи, сновали люди.
И здесь в 4-м предложении подлежащим является только слово енот. Енот какой? полоскун. Это особый вид определения – приложение (определение, выраженное согласованным с определяемым словом именем существительным).
IV. Изучение темы «Знаки препинания при сравнительных оборотах»
1. Объяснение учителя.
Особое внимание надо уделить обстоятельствам, выраженным сравнительными оборотами. Они выделяются занятыми. Например:
Перстами легкими, как сон, моих зениц коснулся он. (Пушкин).
Часы ползли медленно, как улитка.
Он читал текст, как диктор.
Вспомним, что обстоятельство означает признак действия или признак другого признака. Значит, к обстоятельствам ставится вопрос от сказуемого, определения или другого обстоятельства.
Зададим вопросы к сравнительным оборотам: легкими (насколько? в какой степени?) как сон; медленно (насколько? как?) как улитка; читал (как?) как диктор.
Сложность заключается в том, что некоторые сравнительные обороты входят в состав сказуемого и в этом случае запятыми не выделяются.
Сопоставьте пары предложений, записанных на доске, объясните постановку знаков препинания:
1) Глаза кошки светились, как два зеленых огонька. Глаза кошки как два зеленых огонька.
2) Ласковое слово греет, словно солнышко. Ласковое слово словно солнышко.
В первых предложениях этих пар обстоятельства образа действия, выраженные сравнительными оборотами, выделяются запятыми. К ним ставится вопрос от сказуемого: светились (как?), греет (как?). Во вторых предложениях сравнительные обороты являются частью составного именного сказуемого и не выделяются занятыми.
Надо иметь в виду, что в сравнительных оборотах используется не только союз как, но и другие сравнительные союзы: будто, словно, точно, что. Например:
Внизу сновали, будто муравьи, люди.
Он покраснел, словно помидор.
Густой туман, точно вата, лежал по всему лесу.
Огромную, что тарелка, шляпку гриба, нельзя было не заметить.
Все эти синонимичные союзы взаимозаменяемы, их можно свести к наиболее употребительному союзу как. Сделаем это.
3. Выполнение упражнений.
Упр. 193: комментированное письмо. Обратим внимание на предложения 3 и 5, в которых сравнительные обороты выделяются запятыми. Поставим вопросы: на черном (в какой степени?) как тушь; желтеют (как?) как бледные пятна.
Упр. 194: потренируемся в пунктуационном выделении обстоятельств, выраженных деепричастиями, деепричастными и сравнительными оборотами. Заметим, что сравнительный оборот может быть отделен от главного слова: Как чайка, парус там белеет в высоте. Белеет (как?) как чайка. Предложение 6 можно разбирать двояко, в зависимости от смысла, значит, и знаки препинания можно ставить по-разному:
1) Снег у крыльца как песок зыбучий. Сравнительный оборот — как песок зыбучий — входит в состав именного сказуемого и поэтому не выделяется запятыми.
2) Снег у крыльца, как песок, зыбучий. Сравнительный оборот — как песок — обстоятельство, относящееся к именной части сказуемого зыбучий, и поэтому выделяется запятыми. (Зыбучий насколько? в какой степени? как песок).
V. Закрепление умения определять стиль текста и тип речи
Комментарии к упражнению
Тип речи — рассуждение. Стиль текста — публицистический, так как он призван воздействовать на патриотические чувства читателя, реализуется в виде публицистической статьи, очерка; содержит эмоционально окрашенную, приподнятую лексику: радость, памятники, патриот, бережное, к старине, ибо, любите; устойчивые выражения: с места на место, культурные достижения, радость нескончаемого открытия, «четвертое измерение», памятники прошлого; повторы: путешествовать; по книгам, с помощью книг, с помощью музеев, не можете не любить, не можете не беречь.
Домашнее задание. § 19; упр. 195.
Урок 33. Урок развития речи
Цель урока: познакомить учеников с понятием «Риторика», с основными приемами ораторской речи; убедить в необходимости развивать речь.
Методические приемы: работа с учебником, анализ текста, словарная работа, подготовка к устному выступлению.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Упр. 195: устно выделить обстоятельства, указать, чем они выражены, объяснить знаки препинания в тексте.
1. Замените согласованные определения несогласованными.
Птичьи крики, светловолосая девушка, лондонские улицы,
керамическая посуда.
2. Отметьте предложение, в котором есть прямое дополнение.
1.Местность эта ещё не обследована учеными.
2.Я помню осенние ночи, березовый шорох теней.
3.Кругом с тоской глубокою плывут в страну далекую седые облака.
3. Перепишите. Подчеркните обстоятельства и укажите их значение.
Вдали в море через равные промежутки времени зажигался свет маяка и быстро потухал.
4. Спишите предложения, выделите грамматическую основу и подчеркните все второстепенные члены предложения. (Знаки препинания не расставлены)
1.Через минуту Марья Петровна вышла ко мне в сени. 2.В нашу гавань заходили корабли. 3.Ласковое слово словно солнышко в ненастье.
5. Второстепенные члены предложения, которые обозначают место, время, причину, образ действия, меру и степень, цель, называются
1) приложениями. 2) определениями. 3) обстоятельствами.
4) косвенными дополнениями.
2)
6. Журнал «Простор» – один из лучших литературно-художественных журналов Казахстана. «Простор» в этом предложении – это
1) дополнение. 2) приложение. 3) определение. 4) часть подлежащего.
7. Определите, где выделенные дополнения являются прямыми, а где косвенными.
1. Церковь эту построил некогда барин. 2. Тит взглянул на горевший огненным взглядом костер. 3. Люди равнодушно смотрели на проплывающие за окном поля.
9.Перепишите, выполните синтаксический разбор предложения. Однажды чёрный кот Степан сидел, как всегда, на крыльце и, не торопясь, умывался