Ласточка символ чего в христианстве
Ласточки..Что они символизируют, какие Мифы и Легенды о них дошли и до наших дней?
По многим славянским легендам, ласточки спасли людей от страшной змеи,
спасли также и солнце. Согласно польской легенде, ласточкой стала девушка,
которую татары увели в полон и насильно пытались обратить в свою веру. Она
умолила Бога превратить ее в ласточку и улетела на родину, поселившись
вблизи родительского дома.
По белорусской легенде, ласточка отличилась при распятии Христа — крала
гвозди и пыталась снять с его головы терновый венец. Поэтому потом Христос
сказал: «Касатушки, птички добрые, вы меня, Иисуса Христа во как жалеете!
А положу я, Иисус Христос, такое слово, чтоб людям вас не трогать, не убивать,
чтобы вам, касатушки, стужи вовек не видать, а кто вас забьет, у того рука
отсохнет». Литовцы поэтически называют ласточку «воздушной плывуньей».
В Ольденбурге (Германия) было такое поверье: если гнездо ласточки отвалится
от стены, обитатели дома покинут его в этом же году. Если ласточки покидают
гнездо, значит следует ожидать несчастья (Gattiker, Gattiker, 1989).
По одной украинской легенде, жил когда-то страшный змей, что пил кровь животных.
Как-то он послал комара узнать, у кого кровь вкуснее. Комар долго летал, пока решил,
что самая вкусная — у человека. Не успел сказать об этом змею комар, как подлетела
ласточка и вырвала у него язык. Комар только и запищал. Змей с досады погнался за
ласточкой и схватил ее за хвост. Она вырвалась, оставив в его зубах лишь
середину своего хвоста.
http://myfhology.info/myth-animals/swallow.html
Ласточка
) ≈ стриж — земляная ласточка греч. χελιδόνι лат. hirundo —————————
Небольшая длиннокрылая птица семейства ласточковых из отряда воробьинообразных (Hirundo).
В мифологических представлениях образ ласточка обладает широкой символикой.
Наиболее распространён мотив ласточки, приносящей весну (или день), обнаруживается в многочисленных веснянках, колядках и соответствующих весенних ритуалах, получивших отражение и в искусстве.
Ласточка, прилетающая из-за моря, связана с иным миром, выступает как посредница между смертью и жизнью, далёким (чужим) морем и близкой (своей) землёй, иногда как вместилище души усопшего (правителя). Отсюда и другой круг связанных с ней ассоциаций:
Многочисленны примеры, когда ласточка выступает как символ опасности, непрочности и ненадёжности жизни, счастья, уюта.
Содержание
Символ и облик богини Нины как Великой Матери.
Птица, посвященная Исиде как Великой Матери, а также богам домашнего очага, так как она вьет своё гнездо возле жилья человека.
Символ отцовского наследования, потому что прежде чем умереть, она строит гнездо для своих птенцов.
С XVIII-й династии ласточка почиталась как священное животное в Фивах.
В античной символике не различаются отдельные виды ласточек.
В критском искусстве ласточка появляется в связи с культом Великой Матери.
В греческом мифе о двух сестрах Прокне и Филомеле боги превращают Филомелу в ласточку, Прокну — в соловья. Звуки, издаваемые ласточкой, объясняются тем, что Терей, муж Прокны, вырезал Филомеле язык.
Как посланцы весны славятся в древнегреческих песнопениях, их щебетание сравнивается с варварскими языками.
В сказаниях говорится, что ласточки всегда в одно и то же время улетают на юг, где они зимуют в скалах без перьев (Аристотель, Плиний).
Строительство ласточками гнезд на домах не всегда, в отличие от нынешних народных поверий, оценивалось положительно, оно могло быть и недобрым предзнаменованием.
Остров ласточек или страна, где рождается солнце
На острове сохранилось около 30 полуразрушенных храмов. Первым древним сооружением, которое нам удалось увидеть, был Эль Седраль — «Кедровник» — строение, предназначенное для астрономических наблюдений. Каменные стены и крышу Кедровника живописно оплетали массивные корни тропических растений. По соседству с «обсерваторией» расположилась католическая молельня.
Удивительно, но календарь майя был гораздо точнее юлианского и григорианского! Они точно высчитали продолжительность обращения Луны вокруг Земли — 29,53059 дня. А орбиту Венеры с ошибкой всего лишь на 20 секунд!
Сохранившиеся святилища острова в большинстве своем отличаются чрезвычайной простотой. Как правило, это небольшое четырехугольное помещение с плоской крышей и единственным входом.
Караколь — «Дух Улитка» — старейший прапредок, один из богов подземного мира — пещеры предков, изображался в виде старика, сидящего в раковине. Пространство пещеры предков отождествлялось с пространством завитков раковины и олицетворяло Млечный Путь — путь души в пространстве от рождения к смерти и последующему возрождению, символом которого являлась падающая звезда. В первый лунный месяц беременная женщина должна была отправиться ночью на пирамиду, чтобы увидеть падающую звезду. Млечный Путь — «творец» всего сущего. В основе всех религиозных и духовных представлений майя лежала идея реинкарнации — постоянного возрождения душ умерших. Святилище символизировало пещеру предков и являлось главным культовым местом.
© Copyright: Татьяна Витакова, 2009 Свидетельство о публикации №2904080762
В весеннее празднество в Греции — «ласточкины песни», дети ходят из дома в дом, щебеча, словно ласточки, и славя весну.
Чистая, святая птица, наделенная женской символикой и сочетающая в себе небесное и хтоническое начала. В песне ласточка уподобляется Божьей Матери:
«Ой на Дунаечку, на бережечку, Там ластівочка та купалася, То не ластівочка, то Божа Мати…»
Ласточка и голубь — любимые Богом птицы. Своим пением ласточка славит Бога. Щебетание ее воспринимается как молитва: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас». В народной легенде о распятии Христа ласточки старались избавить Его от мучений: кричали «умер, умер!», похищали гвозди, вынимали колючие тернии из Его венца и носили Ему воду.
Объяснение раздвенности хвоста:
Ласточке присущи функции покровительницы дома и скота:
Ласточка и ее гнездо используются в любовной магии.
Ласточка — вестница весны. Говорят: «Ласточка весну начинает, а соловей кончает». В песнях ее называют ключницей: она приносит из-за моря золотые ключи, которыми отмыкает лето и замыкает зиму. Чаще всего прилет Л. приурочен к Благовещению (25.III/7.IV). В некоторых районах южной России на Сорок мучеников (9/22.III) к прилету птиц пекли «ластовочек» с раскрытыми крыльями.
В северо-западных губерниях прилет ласточек приурочен к дню Св. Егория (23.IV/6.V). В это время готовятся к пахоте, жарят яичницу и выезжают в поле. Ласточки щебечут:
«Мужики в поле, мужики в поле, а бабы яи-и-шню жарить!» Или: «Улетели — молотили, улетели — молотили, прилетели — па-а-шут!»
Иногда в щебете ласточки слышится жалоба на опустевшие за зиму закрома: воробьи поклевали все зерно. Весной при виде первой ласточки стараются умыть лицо, чтобы не было веснушек, прыщей или солнечных ожогов. Умываясь, говорили:
«Ластивко, ластивко! На тоби веснянкы, дай мени билянкы!»
Считается также, что если умоешься на первую ласточку, станешь резвым и веселым, избавишься от сонливости и хвори.
У украинцев, белорусов и поляков распространены поверья о зимовье ласточек в воде. В день Св. Симеона Столпника (1/14.IX) ласточки собираются вместе и жалуются этому святому на то, что воробьи занимали их гнезда, а дети их разоряли. Сразу после этого или на Воздвижение (14/27.IX) они прячутся в колодцы, чтобы таким путем скорее попасть в ирий. Осенью люди стараются не вычерпывать воду из колодцев, чтобы не помешать ласточкам вылететь в ирий. По другим поверьям, ласточки прячутся в реки и озера, сцепляются лапками или крыльями в цепочки и спят под водой. Весной из воды вылетают лишь молодые ласточки, а у старых опадают перья и они превращаются в лягушек.
Ласточка обнаруживает сходство с лаской:
В загадках щебетание ласточки представлено как иноязычная речь:
«Ян» — посланница весны. Существовало поверье, что они зимуют на море внутри раковин.
Она приносит семейное счастье, успех и предвещает рождение детей, когда вьет своё гнездо под крышей дома. С возвращением ласточек связаны первые обряды ритуалов плодородия.
Дерзание, опасность, верность, грядущий успех, благоприятные перемены.
В системе образов, рассматривающей пять типов человеческих взаимоотношений, она символизирует отношения между старшим и младшим братьями.
Олицетворяет приверженность дому и материнскую заботу, но также и неверность.
В средневековой литературе о животных сохранилось множество положительных оценок ласточки:
В искусстве эпохи Возрождения ласточка, вьющая гнездо под карнизом дома (в отверстии стены) часто присутствует в сценах Благовещения и Рождества Христова как символ Вочеловеченья (Воплощения) и Воскресения Христа.
Со времен античности считается:
«Ласточка принимает пищу не в сидячем положении, а в полете — так и человек должен искать Небесное вдали от земных благ… Ласточка летит над морями, когда надвигается зима и холод, — так и человек должен убегать от огорчений и холода мира и в тепле любви ждать, когда мороз искушения покинет его душу». Унтеркихер
Ласточка, летящая к солнцу.
Ласточка на крыше дома.
Ласточка, перелетаютая море.
Мотив ласточки, приносящей весну (или день), обнаруживается в многочисленных веснянках, колядках и соответствующих весенних ритуалах, получивших отражение и в изобразительном искусстве.
Прилёт ласточки изображён на греческой пелике Евфрония конца VI в. до н. э. сопровождается текстом:
— «Смотри, ласточка!»; — «Да, ласточка, клянусь Гераклом»; — «Вот она! Уже весна».
Многочисленны примеры, когда ласточка выступает как символ опасности, непрочности и ненадёжности жизни, счастья, уюта. Эти символические значения образа ласточки получают развитие в литературе и искусстве вплоть до современности:
«Слепая ласточка в чертог теней вернётся на крыльях срезанных» — у О. Э. Мандельштама о забытом слове, которое необходимо сказать.
Поэт Веке использует данный символ, чтобы передать пафос и неумолимую природу времени, проводя аналогии с другими символами (. ).
Пословицы, поговорки, приметы, символику:
Построенные из морских водорослей гнезда индийских ласточек, живущих у моря, рассматриваются и сегодня как средство, повышающее потенцию.
Ласточка в представлении русского народа
Ласточка – чистая, святая птица, наделённая женской символикой и сочетающая в себе небесное и хтоническое начала. Имеет разные черты сходства с аистом, лаской и жаворонком.
Как голубя и жаворонка, ласточек считают святой, любимой богом птицей. Своим пением ласточка славит бога. Щебетание её воспринимается как молитва: «святый боже, святый крепкий, святый бессмертный, помилуй нас». В южнорусской песне ласточка уподобляется Божьей Матери: «Ой на Дунаечку, на бережечку, там ластивочка та купалася, то не ластивочка, то Божа Мати. ». В народной легенде о распятии Христа ласточки старались избавить его от мучений: кричали «умер, умер!», похищали гвозди, вынимали колючие терния из его венца и носили ему воду.
Ласточке присущи функции покровительницы дома и скота. Повсеместно считается, что гнездо ласточки под крышей обеспечивает дому счастье. Её гнездо в хлеву благоприятно сказывается на скоте. Брошенное ласточкино гнездо грозит смертью в семье. Убивший ласточку не будет иметь удачи в разведении скота, а разоривший её гнездо сам лишится крова или ослепнет, на лице у него появятся веснушки. У человека, причинившего ласточке вред, умрёт кто-то из родственников или околеет скотина, у коровы пропадёт молоко или она будет доиться кровью. Считают также, что гнездо ласточки оберегает дом от молнии и пожара и что ласточка спалит дом обидчику, разорившему её гнездо: недаром у неё есть красное пятно, словно от ожога.
Ласточке свойственна брачная символика. Согласно приметам, девушка скоро выйдет замуж, если ласточка совьёт гнездо на её доме или залетит к ней в окно. Ласточки и голуби, летающие возле дома, когда в нём справляют свадьбу, означают, что молодые будут счастливы в супружестве. Если парень или девушка увидят первый раз весной пару ласточек, это сулит им брак в предстоящем году. Ласточку и её гнездо используются в любовной магии.
Ласточка – вестница весны. Говорят: «Ласточка весну начинает, а соловей кончает». В песнях её называют ключницей: она приносит из-за моря золотые ключи, которыми отмыкает лето и замыкает зиму. Чаще всего прилёт ласточки приурочен к Благовещению. Приход весны связывают также с прилётом ласточек на св. Евдокию, св. Григория. В некоторых районах южной России на Сорок мучеников к прилёту птиц пекли ластовочек с раскрытыми крыльями. В северо-западных губерниях прилёт ласточек приурочен к дню св. Егория. В это время готовятся к пахоте, жарят яичницу и выезжают в поле. Ласточки щебечут: «Мужики у поле, мужики у поле, а бабы яи-и-шню жарить!». Или: «Улетели – молотили, улетели – молотили, прилетели – па-а-шут!». Иногда в щебете ласточки слишится жалоба на опустевшие за зиму закрома: воробьи поклевали всё зерно.
Весной при виде первой ласточки бросали ей вслед камушек, умывали или отирали лицо, чтобы не было веснушек, прыщей или солнечных ожогов. При этом произносили заклинания. Считается также, что если умоешься при виде первой ласточки, станешь резвым и весёлым, избавишься от сонливости, не будут болеть глаза. У южных славян обычаи и приметы, связанные с первой ласточкой, сходны отчасти с аналогичными обычаями и приметами с аистом. При виде первой ласточки или аиста снимают «мартеницу» и кладут её под камень или повязывают на зелёное дерево (болг., макед,). Опасно услышать первую ласточку натощак: можно заболеть лихорадкой (хорв.), что-нибудь потерять (серб.), не выйдешь замуж или весь год будет биться посуда (макед.). Связь ласточек с аистами или, реже, журавлями обнаруживается также в поверьях об их прилёте и отлёте: ласточки совершают перелёт вместе с ними или верхом на них (болг., макед., полес., в.-пол.), ласточки и аисты прилетают и улетают вместе (болг., макед.).
У белорусов, украинцев и поляков распространены поверья о зимовье ласточек в воде. В день св. Симеона Столпника ласточки собираются вместе и жалуются этому святому на то, что воробьи занимали их гнёзда, а дети их разоряли. Сразу после этого или на Воздвижение они прячутся в колодцы, чтобы таким путём скорее попасть в ирей. Осенью люди стараются не вычерпывать воду из колодцев, чтобы не помешать ласточкам вылететь в ирей. По другим поверьям, ласточки прячутся в реки и озёра, сцепляются лапками или крыльями в цепочки и спят под водой. Весной из воды вылетают лишь молодые ласточки (мазовец.), а у старых опадают перья и они превращаются в лягушек (катовиц., келец., бельск.). Неслучайно в польской Мазовше время появления ласточк из воды иногда совпадает со временем пробуждения змей и других гадов – днём св. Войцеха. Отмечено также поверье, что ласточки зимуют под полом конюшен, цепляясь друг за друга (пол. новосондец.).
Ласточка обнаруживает сходство с лаской. Названия их родственны по происхождению. В древнерусских памятниках слова «ласточка», «ластовица», «ластица» и т.п. употреблялись для обозначения как ласки, так и ласточки. То и другое значение встречается и у русских диалектных «ласка» и «ласточка». Ласке и ласточке свойственна женская символика, и обе они благоприятствуют скоту. С помощью ласточки, как и по окраске ласки, определяют выбор масти скота. При виде первой ласточки берут из-под ноги землю и ищут в ней волос. Какого цвета он окажется, такой масти и следует покупать лошадь, чтобы она понравилась домовому. Ласточку, пролетевшую под коровой, считают причиной появления крови в молоке, так же как и ласку, пробежавшую под коровой.
Черты сходства ласточки с аистом обнаруживаются главным образом в южнославянской традиции. Это общая функция домашнего покровителя, мотивы молнии и пожара в мотивировке запретов убивать этих птиц и разорять их гнездо, способность гнезда ласточки и аиста оберегать дом от молнии, пожара и злых чар, сходные приметы о ласточке и аисте, покидающих своё гнездо. Общие мотивы представлены в приметах о первом появлении этих птиц весной: брак для молодых людей, увидевших пару ласточек или аистов, битьё посуды при виде их натощак, последний снег, исчезающий с их прилётом. Аналогичны и некоторые ритуальные действия, совершаемые при виде первой ласточки и первого аиста, в частности, умывание и бросание им земли на гнездо. Близость этих птиц проявляется в поверьях об их одновременном прилёте и отлёте и совместном перелёте на юг и обратно.
В символике ласточки, как и жаворонка, сочетаются небесное и хтоническое начала. Ласточка связана с солнцем: в южнославянских легендах она выступает в роли спасительницы солнца и его невесты. Солярная символика выражена в поверьях о солнечных ожогах и веснушках как следствии нарушения запрета причинять вред ласточке и в превентивных магических действиях, приуроченных к прилёту ласточек, которые направлены на то, чтобы не пострадать от загара и солнечных ожогов. О хтонической символике ласточки свидетельствуют поверья, что ласточки зимуют на дне водоёмов, зарываясь в ил и грязь, или в земле под полом конюшен. При этом отношение ласточки к гадам неоднозначно: с одной стороны, она выступает в легендах как противница змеи, с другой – оказывается в близком родстве с ней (сестра змеи), кроме того, ласточки, по некоторым поверьям, превращаются в лягушек, а время появления их из воды может совпадать с временем пробуждения змей и других гадов.
Всё о ласточке
Почему ласточку назвали ласточкой? Этимология слова «ласточка».
Как выглядит ласточка? Фото ласточки.
Как нарисовать ласточку пошагово? Какие разновидности ласточек бывают?
Что за примета: ласточка залетела в дом через окно и вылетела через дверь?
Если ласточка свила гнездо под крышей дома, к чему это? Почему ласточка не садится на землю?
Когда ласточка прилетает весной, выводит и кормит птенцов, улетает в тёплые края?
Ласточка символ чего в христианстве
Наверное, по популярности ласточка уступает только белому аисту. Отношение к ней в народе по-особому теплое, доброе. Да и как же, она — символ весны, возвращения солнца. В Эрмитаже хранится греческий сосуд — пелика с чудесным рисунком: взрослый мужчина, юноша и мальчик радостно приветствуют вернувшуюся с весной ласточку. Как пишут этнографы, в мифологических представлениях образ ласточки обладает широкой символикой. У греков она была посвящена Афродите. В египетском мифе Исида в облике ласточки отправляется искать тело убитого и разрезанного на части мужа Осириса. В христианстве ласточка считается одним из воплощений Христа. Она символизирует молящихся, жажду духовной пищи. Ласточка — вестник добра, счастья, начала, надежды, положительного перехода, возрождения, утра, весны, восхода солнца, прилежания, домашнего уюта, отцовского наследия (Мифы народов мира, 1980—1982).
Ластица, ластка, ластовица, ластовка, ластовочка, ластушка, ласочка, косатка, краснозобка, вилохвостка, кошанок, красулька — названия-то все какие ей выдумывали милые да ласковые!
Ну, а как же иначе, если голубь и ласточка — любимые Богом птицы, и если ранние ласточки — к счастливому году. У многих народов ласточка — символ невесты, охранительницы дома и хлеба, она благоприятствует скоту. Согласно легенде, ласточка предупредила Александра Македонского об опасности.
Гнездо ласточки разорять грех, кто разорит гнездо ласточки, у того будут веснушки — пугали своих детей матери. Кто скинет гнездо ласточки — будет рябой. «Ластiвку зiб’єш — довго не проживеш», — говорят в Украине. Ласточку нельзя хватать — кровью зальет. Если ласточка покинула свое гнездо — может погибнуть хозяин хаты и вся его семья. Поэтому в Украине любят ласточек, хранят гнезда от разрушения, не дают детям трогать ее яйца и птенцов. Увидев впервые ее по весне, в Украине кидали ей землю, приговаривая: «На тобi, ластiвко, на гнiздо!»
Украинские крестьяне считали доброй приметой, когда на усадьбе гнездились ласточки. По народным поверьям, где они строят гнезда, там будет счастье. Считалось, что если они покидают какую-то местность, там следует ожидать мора на людей (Скуратiвський, 1998).
По латвийской легенде, ласточка после потопа стащила у Бога огонь и дала его человеку. Черти гнались за ней с головней, да не поймали. Лишь головней задели. От этого у нее черный затылок. Демокрит вполне серьезно считал, что люди научились у паука ткачеству и штопке, а у ласточки — постройке домов. Есть легенда, что ласточка собирает сок мака для возвращения зрения слепорожденным детям. Считается, что ласточка своим черным и белым цветом перьев означает переход от мрака зимы к свету весны. В Западной Украине говорят, что там, где ласточка поселилась, будет хорошо плодиться рогатый скот. По другим поверьям, ласточка — это девушка, что ищет своего козака. На Львовщине говорят, что на зиму ласточки, сцепившись друг с другом вереницей, ложатся на дно рек и озер. И если приложить ухо ко льду, то можно услышать, как они зимой там щебечут. На Благовещенье они выныривают из воды и приносят с собой весну. Вотяки относились к ласточке с большим уважением, строили под крышами своих домов берестяные ящички для ласточек и никогда их не убивали, боясь беды для себя. У вогулов считается священным стриж.
По одной украинской легенде, жил когда-то страшный змей, что пил кровь животных. Как-то он послал комара узнать, у кого кровь вкуснее. Комар долго летал, пока решил, что самая вкусная — у человека. Не успел сказать об этом змею комар, как подлетела ласточка и вырвала у него язык. Комар только и запищал. Змей с досады погнался за ласточкой и схватил ее за хвост. Она вырвалась, оставив в его зубах лишь середину своего хвоста.
По белорусской легенде, ласточка отличилась при распятии Христа — крала гвозди и пыталась снять с его головы терновый венец. Поэтому потом Христос сказал: «Касатушки, птички добрые, вы меня, Иисуса Христа во как жалеете! А положу я, Иисус Христос, такое слово, чтоб людям вас не трогать, не убивать, чтобы вам, касатушки, стужи вовек не видать, а кто вас забьет, у того рука отсохнет». Литовцы поэтически называют ласточку «воздушной плывуньей».
По многим славянским легендам, ласточки спасли людей от страшной змеи, спасли также и солнце. Согласно польской легенде, ласточкой стала девушка, которую татары увели в полон и насильно пытались обратить в свою веру. Она умолила Бога превратить ее в ласточку и улетела на родину, поселившись вблизи родительского дома.
Ласточки — покровители дома и скота. Счастливым считается не только дом, но и хлев, где есть гнездо ласточки. Согласно одному поверью, ласточку убивать грех потому, что она носит траур по Господу. Если она бросит гнездо, в доме кто-то умрет или дом сгорит. Убивший ласточку навлечет несчастье на себя, на свой дом, на свое хозяйство, на скот, будет убит молнией, голова его покроется паршой. У него выпадут волосы, умрут родственники, дети оглохнут, ослепнут или получат увечья. Обидчик будет наказан неурожаем, у коровы пропадет молоко или она будет доиться кровью. Ласточка может спалить дом обидчику.
Многие славянские народы верят, что гнездо ласточки оберегает дом от молнии, от пожара. Девушка скоро выйдет замуж, если ласточка совьет гнездо на ее доме, возле ее окна, или залетит в дом. Ласточка — вестница весны. В песнях ее называют ключницей, также она приносит из-за моря золотые ключи, которыми отмыкают лето и замыкают зиму. В южной России к прилету этих птиц лепили ластовочек с распростертыми крыльями. Кто раньше всех заметит первую ласточку, тому весь год будет сопутствовать успех, а если умыться «на первую ласточку» — станешь веселым и здоровым, пропадет сонливость, не будут болеть глаза (Гура, 1997).
Ласточки символически соотносятся с говорением на разных языках, а, значит, с ученостью. В Хорватии верят, что она знает латынь. В болгарских песнях ласточек называют «граматици», то есть книжниками. У сербов об ученых людях говорят, что они знают что-либо, как ласточки (Гура, 1997).
Своим пением ласточка славит Бога. Ее щебетание русские воспринимают, как молитву: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас». В украинской песне эта птица уподобляется Божьей Матери. О ласточке не говорят, что она «сдохла», а только «умерла» или «погибла». Терские казаки считают ее святой птицей, поляки — божьей птицей, птицей, сотворенной со славу Божию.
Согласно легендам, ласточки старались отвести преследователей Христа от того места, где Он укрывался. Они старались избавить распинаемого Христа от мучений, кричали «умер, умер!», вынимали колючки из венца, приносили ему воду, жалобно стонали, кружа над головой.
В Италии ласточку называют цыпленком Господа, в Германии — птицей Мадонны. В Венгрии окна в дом держат открытыми, чтобы ласточки, приносящие с собой удачу и счастье, могли влететь в дома. Аристофан доверил ласточкам строительство города птиц. Считается, что хищные птицы не смеют трогать ласточек, являющихся священными птицами. По одной легенде ласточки предупредили Александра Македонского о заговоре против него.
Ласточка у боснийцев спасла солнце, спрятав его от змея под своим крылом. За причинение вреда ласточке можно было лишиться крова или потерять близких родственников — считали южные славяне.
Ласточка — образ домовитости и семейственности. Она — символ сестры, жены и матери.
То не ласточка, не касаточка,
Вкруг гнезда увивается:
Увивается родная матушка!
Или: «Матiнко, ластiвко! Головка болить».
Ласточка также — символ вести, и притом доброй:
Ко мне ласточка прилетала,
Ко мне весточку приносила;
К тебе будет дорогой гость.
Упасть ласточкою — выражение покорности и любезности. В другой песне купающаяся ласточка сопоставляется с девицей, хвалящейся своей косою и личиком.
Ласточка, по мнению россиян, способствует урожаю хлеба и приплоду скота. Если ласточки улетают из какой-либо местности, можно ожидать мора людей. А посему крестьяне издавна прибивали под окна специальные планки, чтобы селились ласточки. «Як ластiвка прилетить — так i настрiй хороший», — говорят на Волыни.
Еще со времен средневековья дошло до нас поверье, что первым предзнаменованием отступления холеры являлось возвращение ласточек. И там, где летают ласточки, не было никаких повальных болезней.
Дагестанская легенда рассказывает о богатырях, которые, располагаясь на ночлег, воткнули в землю знамя. А ласточка тем временем построила на нем гнездо. Проснувшись, богатыри посчитали это счастливой приметой и основали на этом месте аул Пудахар. Ласточка — священная птица у узбеков и туркменов.
Ластiвко, ластiвко!
На тобi веснянки,
Дай менi бiлянки!
Ластiвки, ластiвки!
Вiзьмiть собi веснiвки,
Нате вам камiнцi,
Дайте менi рум’янцi, —
пели в Украине дети, водя по весне хороводы и подкидывая камешки вверх. Во Владимирской губернии, увидев весной первую ласточку, кувыркались, дабы во время жатвы спина не болела.
Пташок викликаю
З теплого краю.
Летiть, соловейки,
На нашу земельку,
Спiшiть, ластiвоньки,
Пасти корiвоньки! —
пели в Украине.
Ласточка — птица священная, так как поет песни из Корана, — считают татары.
В Украине деревенскую ласточку еще называют, крышеничка, волнохвостик, правдива, домашня пташка, трудивныця, ластуся, билобочка, синяя, красношейка. Береговую — дика, серянка, шпачок, землеройка, иванчик, чаглунка, водяной стриж, береговиця; городскую — воронок, голубица, пичкур, городяница, скелянка, буравичка, щур; стрижа — блискавиця, комахоидник, стрела, литачок. Ласточка приносит кремень (качинцы), сотворила мир (алтайцы), помощник шамана (телеуты, якуты).
Много поговорок и пословиц о ласточках у эстонцев: где ласточка совьет гнездо — там добрые люди живут и овцы хорошо плодятся. Кто же портит ее гнездышко — ослепнет, коровы станут кровью доиться, овцы сдохнут, ласточка дом подожжет или другое несчастье случится. Детей пугали: не порть ласточкино гнездо — глаза она может выклевать, или голова не так будет расти.
Считалось, если влюбленные весной вместе увидят пару ласточек — быть свадьбе. Видеть впервые весной ласточку — скот хорошо плодиться станет. Если осенью ласточки перед отлетом на крыше хлева присядут — будет польза скоту, а если на жилище — счастье людям. Когда в путь отправишься, а ласточки тебя провожают, знай — суждена тебе счастливая дорога. Тем счастливее, чем больше их, и чем быстрее они крыльями машут. Рассказывают, в одном эстонском селении построили дом в 1932 г. И сразу же на нем ласточки 27 гнезд свили. Этот дом был счастлив. Даже во время войны, когда все село сгорело, этот дом уцелел. Ласточка — божья птица, ее нельзя ловить. Если она хоть раз была в руках человека — другие птицы ее съедают. Даже пуля ласточку не берет. Но если в каком-нибудь хуторе нет ласточкиных гнезд, значит, люди там живут в ссоре и драках.
Ласточка из рода человека, его племянница. Поэтому и живет рядом с ним. С 1962 г. деревенская ласточка у эстонцев — национальная птица.
Есть такая эстонская легенда. У парня была девушка. Но ведьма превратила ее в ласточку, а подсунула свою дочку. На их свадьбе эта ласточка прилетела и стала петь о том, что ведьма сделала с настоящей невестой. Птицу давай топором гонять, хвост надвое разрубили — оттого у ласточек теперь он раздвоенный. С тех пор ласточка не садится на землю, хотя и живет около людей.
В украинской сказке «Три зернышка» ласточка за то, что бедняк спас от змея ее гнездо, принесла волшебные тыквенные зерна. Из них выросли тыквы с добром и богатством. А вот у богача, убившего ласточкиных птенцов, из зернышек выросли тыквы, погубившие этого злодея. В другой сказке рассказывается, как злые люди разрушили ласточкино гнездо. Вскоре загорелась и их хата; ласточки летали вокруг и цвиринькали: «Вы нашу хату разрушили, а Бог вашу».
Поговорки и загадки о ласточке тоже добрые. Вот несколько примеров из украинского фольклора: «спереду шильце, ззаду вильце, ззаду суконце, а спереду бiле полотенце; що то за пташина, що у неї хата з глини?»; «ластiвку вбити — совiсть згубити»; «матiр над дитиною, як ластiвка над ластiв’ятком»; «гарно в небi я лiтаю, i пiд дахом хатку маю»; «ластiвка б’ється у вiкно — буде звiстка».
О добром, отзывчивом человеке говорят — «моя ты ласточка». Несколько русских поверий и поговорок: у доброго человека ласточки гнездышки вьют, а у злого и крошки не возьмут; без ласточки и лето не то; ласточка летает — тепло зазывает; люди добрые живут там, где ласточки снуют; в чьем дворе по-селятся ласточки, там всегда будет счастье, не будет погибать скот; поселится ласточка в хлеву — отгонит хворь от коровы; разорить гнездо ласточки — она дом подпалит; если ласточка строит гнездо с северной стороны — лето будет засушливым; разрушить гнездо ласточки — разрушить счастье в доме; кто при первой ласточке умоется молоком — бел будет.
А вот любопытные обьяснения, почему грешно убивать ласточек: они — божьи куры, и произошли из земли, а что из земли, то от самого Бога. Так считали не только славяне, но и лезгины.
Жители Богемии верили, что ласточки охотно летают возле невест. Поэтому если птицы начинали постоянно кружиться возле окна или дома, значит живущая в нем девушка должна скоро стать под венец. Если выходящая из церкви венчавшаяся пара видит сразу ласточку, брак будет счастливым. Если же эти птицы совьют гнездо на доме новобрачных, их ждет вечная любовь. Во Франции было такое поверье: чтобы завоевать любовь женщины, нужно подарить ей кольцо, которое девять дней пролежало в ласточкином гнезде (Gattiker, Gattiker, 1989).
Если ласточка высиживает детей, то хозяину дома во всем будет удача, поэтому нельзя их выгонять или гнездо рушить, или трогать их самих. Было и другое объяснение — ласточка строит гнездо целых 40 дней, и если его разрушить, то в это лето она уже построить новое и вырастить детей никак не успеет. Ласточка — предвестница домашнего счастья также у немцев, швейцарцев, таджиков.
Понапридумывал народ всякую-всячину о перелетах ласточек. Оказывается, отправляясь осенью в южные страны, они перебираются туда на спинах журавлей или под крылом аистов.
Есть легенда, что осенью ласточки прячутся в колодцы, чтобы быстрей попасть в «вырий». Поэтому осенью люди стараются не вычерпывать воду из колодцев, чтобы не мешать ласточкам. Рассказывают также, что рыбаки не раз вылавливали из-подо льда целые гирлянды ласточек, приносили их домой, где в тепле подле печки они оживали. Поляки считают, что ласточки зимуют под полом конюшен или в трухлявых деревьях (Гура, 1997).
А вот если ласточка-касатка весной не вернется на старое гнездо, это предвещает пожар, — считается на Руси. Выбросят ласточки птенца из гнезда на доме или в хлеву — скоро умрет кто-нибудь в семье (Gattiker, Gattiker, 1989).
У украинцев есть такая легенда. Жили себе, говорят, муж и жена. Муж однажды что-то резал и порезался, а жена в это время подошла и так и вьется вокруг него, утешает. Муж взял ее за подбородок и страстно проговорил: «Моя ты ласточка!» — и при этом поцеловал. В тот же миг они вспорхнули и полетели ласточками. Потому-то у ласточек и видно под горлышком красненькое пятнышко. Поляки рассказывают, что ласточка была раньше девушкой, которую поймали татары. Она превратилась в птицу, чтобы вернуться домой. В Финляндии, Эстонии и других странах есть легенды о том, что в ласточку превратилась невестка (Gattiker, Gattiker, 1989).
Прилет ласточек повсеместно отмечался как праздник. Это отражено, например, в древнегреческих произведениях искусства. В Гессене (Германия) о появлении ласточек сообщали наблюдатели на городских башнях. Прилет этих птиц также был поводом для гадания и разнообразных магических действий. В Вестфалии и Франции холостой парень, увидев первую ласточку, смотрел себе под ноги, нет ли там волоса. Если он находился, значит его будущая невеста будет иметь волосы такого же цвета. В Семиградье делали по-другому. Увидев первую ласточку, нужно было снять обувь и осмотреть подошвы. Если найдешь прилипший белый волос — будешь счастливым. В Лаузице (Германия) тот, кто видел первую ласточку, поднимал из-под ног уголек. Его нужно было носить с собой весь год, это предохраняло от головной боли. В Силезии увидевший первую ласточку проворно ложился на спину. Считалось, что после этого спина весь год не будет болеть. В Швейцарии увидев ласточку хлопали себя по карману, чтобы позвенеть монетами, тогда весь год везло в домашнем хозяйстве и в играх (Gattiker, Gattiker, 1989).
Интересно дальнейшее развитие образа ласточки. В политической символике она может выступать уже как вестник свободы. Так, после выхода Высочайшего манифеста 17 октября 1905 г. были выпущены памятные нагрудные жетоны в ознаменование этого события и организации Государственной Думы. На одном из жетонов — летящая ласточка на фоне трех цветов российского флага (Малышко, Толкачева, 1998).
Ольга Берггольц вспоминала, что весной 1942 г. на груди почти каждого ленинградца появился неведомо откуда взявшийся жетон — маленькая жестяная ласточка с письмом в клюве. Эту ласточку носили все: мужчины и женщины, старики и дети, она была — пусть наивным — вызовом блокаде. (Пернатые обитатели мифов и легенд)
Ласточка в русской поэзии
Ласточка
(Алексей Плещеев)
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей.
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен;
А ты песню спой
Что из стран далеких
Принесла с собой.
Ласточки
(Аполлон Майков)
Мой сад с каждым днем увядает;
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст.
Мне грустно! Меня раздражает
И солнца осеннего блеск,
И лист, что с березы спадает,
И поздних кузнечиков треск.
Взгляну ль по привычке под крышу
Пустое гнездо над окном:
В нем ласточек речи не слышу,
Солома обветрилась в нем.
А помню я, как хлопотали
Две ласточки, строя его!
Как прутики глиной скрепляли
И пуху таскали в него!
Как весел был труд их, как ловок!
Как любо им было, когда
Пять маленьких, быстрых головок
Выглядывать стали с гнезда!
И целый-то день говоруньи,
Как дети, вели разговор.
Потом полетели, летуньи!
Я мало их видел с тех пор!
Рано, рано встала
И защебетала:
— Фидли, фидли, строю дом
Под застрехой, над окном
Ласточка
(Гаврила Державин)
О домовитая Ласточка!
О милосизая птичка!
Грудь красно-бела, касаточка,
Летняя гостья, певичка!
Ты часто по кровлям щебечешь,
Над гнёздышком сидя, поёшь,
Крылышками движешь, трепещешь,
Колокольчиком в горлышке бьёшь.
Ты часто по воздуху вьёшься,
В нём смелые круги даёшь;
Иль стелешься долу, несёшься,
Иль в небе простряся плывёшь.
Ты часто во зеркале водном
Под рдяной играешь зарей,
На зыбком лазуре бездонном
Тенью мелькаешь твоей.
Ты часто, как молния, реешь
Мгновенно туды и сюды;
Сама за собой не успеешь
Невидимы видеть следы, —
Но видишь там всю ты вселенну,
Как будто с высот на ковре:
Там башню, как жар позлащенну,
В чешуйчатом флот там сребре;
Там рощи в одежде зелёной,
Там нивы в венце золотом,
Там холм, синий лес отдалённый,
Там мошки толкутся столпом;
Там гнутся с утёса в понт воды,
Там ластятся струи к брегам.
Всю прелесть ты видишь природы,
Зришь лета роскошного храм;
Но видишь и бури ты черны,
И осени скучной приход;
И прячешься в бездны подземны,
Хладея зимою, как лёд.
Во мраке лежишь бездыханна, —
Но только лишь придет весна
И роза вздохнёт лишь румяна,
Встаёшь ты от смертного сна;
Встанешь, откроешь зеницы
И новый луч жизни ты пьёшь;
Сизы оправя косицы,
Ты новое солнце поёшь.
Душа моя! гостья ты мира:
Не ты ли перната сия? —
Воспой же бессмертие, лира!
Восстану, восстану и я,
Восстану, — и в бездне эфира
Увижу ль тебя я, Пленира?
Ласточка
(Николай Гнедич)
Ласточка, ласточка, как я люблю твои вешние песни!
Милый твой вид я люблю, как весна и живой и веселый!
Пой, весны провозвестница, пой и кружись надо мною;
Может быть, сладкие песни и мне напоешь ты на душу.
Птица, любезная людям! ты любишь сама человека;
Ты лишь одна из пернатых свободных гостишь в его доме;
Днями чистейшей любви под его наслаждаешься кровлей;
Дружбе его и свой маленький дом и семейство вверяешь,
И, зимы лишь бежа, оставляешь дом человека.
С первым паденьем листов улетаешь ты, милая гостья!
Но куда? за какие моря, за какие пределы
Странствуешь ты, чтоб искать обновления жизни прекрасной,
Песней искать и любви, без которых жить ты не можешь?
Кто по пустыням воздушным, досель не отгаданный нами,
Путь для тебя указует, чтоб снова пред нами являться?
С первым дыханьем весны ты являешься снова, как с неба,
Песнями нас привечать с воскресеньем бессмертной природы.
Хату и пышный чертог избираешь ты, вольная птица,
Домом себе; но ни хаты жилец, ни чертога владыка
Дерзкой рукою не может гнезда твоего прикоснуться,
Если он счастия дома с тобой потерять не страшится.
Счастье приносишь ты в дом, где приют нетревожный находишь,
Божия птица, как набожный пахарь тебя называет:
Он как священную птицу тебя почитает и любит
(Так песнопевцев народы в века благочестия чтили).
Кто ж, нечестивый, посмеет гнезда твоего прикоснуться —
Дом ты его покидаешь, как бы говоря человеку.
«Будь покровителем мне, но свободы моей не касайся!»
Птица любови и мира, всех птиц ненавидишь ты хищных.
Первая, криком тревожным — домашним ты птицам смиренным
Весть подаешь о налете погибельном коршуна злого,
Криком встречаешь его и до облак преследуешь криком,
Часто крылатого хищника умысл кровавый ничтожа.
Чистая птица, на прахе земном ты ног не покоишь,
Разве на миг, чтоб пищу восхитить, садишься на землю.
Целую жизнь, и поя и гуляя, ты плаваешь в небе,
Так же легко и свободно, как мощный дельфин в океане.
Часто с высот поднебесных ты смотришь на бедную землю;
Горы, леса, города и все гордые здания смертных
Кажутся взорам твоим не выше долин и потоков,—
Так для взоров поэта земля и всё, что земное,
В шар единый сливается, свыше лучом озаренный.
Пой, легкокрылая ласточка, пой и кружись надо мною!
Может быть, песнь не последнюю ты мне на душу напела.
Ласточка
(Афанасий Фет)
Я люблю посмотреть,
Когда ласточка
Вьется вверх иль стрелой
По рву стелется.
Ласточки
(Афанасий Фет)
Природы праздный соглядатай,
Люблю, забывши всё кругом,
Следить за ласточкой стрельчатой
Над вечереющим прудом.
Не так ли я, сосуд скудельный,
Дерзаю на запретный путь,
Стихии чуждой, запредельной,
Стремясь хоть каплю зачерпнуть?
Ласточки
(Арсений Тарковский)
Летайте, ласточки, но в клювы не берите
Ни пилки, ни сверла, не делайте открытий,
Не подражайте нам; довольно и того,
Что вы по-варварски свободно говорите,
Что зоркие зрачки в почетной вашей свите
И первой зелени святое торжество.
Я в Грузии бывал, входил и я когда-то
По щебню и траве в пустынный храм Баграта —
В кувшин расколотый, и над жерлом его
Висела ваша сеть. И Симон Чиковани
(А я любил его, и был он мне как брат)
Сказал, что на земле пред вами виноват —
Забыл стихи сложить о легком вашем стане,
Что в детстве здесь играл, что, может быть, Баграт
И сам с ума сходил от ваших восклицаний.
Я вместо Симона хвалу вам воздаю.
Не подражайте нам, но только в том краю,
Где Симон спит в земле, вы спойте, как в дурмане,
На языке своем одну строку мою.
Ласточки
(Владимир Набоков)
Инок ласковый, мы реем
над твоим монастырем
да над озером, горящим
синеватым серебром.
Завтра, милый, улетаем —
утром сонным в сентябре.
В Цареграде — на закате,
в Назарете — на заре.
Но на север мы в апреле
возвращаемся, и вот
ты срываешь, инок тонкий,
первый ландыш у ворот;
и не понимая птичьих
маленьких и звонких слов,
ты нас видишь над крестами
бирюзовых куполов.
Ласточки
(Константин Бальмонт)
Земля покрыта тьмой. Окончен день забот.
Я в царстве чистых дум, живых очарований.
На башне вдалеке протяжно полночь бьет,
Час тайных встреч, любви, блаженства, и рыданий.
Невольная в душе тоска растет, растет.
Встает перед мной толпа воспоминаний,
То вдруг отпрянет прочь, то вдруг опять прильнет
К груди, исполненной несбыточных желаний.
Так в знойный летний день, над гладью вод речных
Порою ласточка игриво пронесется,
За ней вослед толпа сестер ее живых,
Веселых спутниц рой как будто бы смеется,
Щебечут громко все, – и каждая из них
Лазури вод на миг крылом своим коснется.
В гамаке
(Валерий Брюсов)
В небе, слабо синеватом,
С легкой дымкой белизны,
Любо ласточкам крылатым
Сеять крики с вышины.
Веток скругленные сети,
Уловив сверканье дня,
Сами блещут в странном свете
Изумрудного огня.
Дышат ирисы чуть внятно,
Дышит, скошена, трава…
Зелень, блеск, цветные пятна,
Белизна и синева!
Что все думы! все вопросы!
Сладко зыблюсь в гамаке.
Мертвый пепел папиросы
Чуть сереет на песке.
Я до дна души приемлю
Этот вечер, этот миг,
Словно вдруг я понял землю,
Тайну вечности постиг.
Были бури, будут бури,
Но теперь — лишь тихий сад,
Словно сам, в бело-лазури,
Я, как ласточка, крылат!