Латентный риск вовлечения что

Справка по результатам СПТ20

по результатам группового социально-психологического тестирования

на выявление склонности подростков к вовлечению в употребление психоактивных веществ МБОУ в Будённовской СОШ №80

Цель тестирования: оценка вероятности вовлечения подростков в зависимое поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты.

Дата проведения: с 28.09.20г. по 09.10.2020г.

Количество обследуемых: 103 человека.

Форма проведения: тестирование в режиме он-лайн.

Исследование проводилось в соответствии с приказом Минобразования Ростовской области от 17.08.2020 №650/263.1/71/222/73 «О проведении социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и образовательных организациях высшего образования», на основании приказа управления образования Сальского района от 01.09.2020 №442 «О проведении социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных учреждениях Сальского района», приказа по МБОУ Будённовской СОШ №80 от 01.09.2020 №166 «О проведении социально-психологического тестирования обучающихся МБОУ Будённовской СОШ №80, с целью выявления лиц, склонных к немедицинскому употреблению ненаркотических средств и психотропных веществ.

ЕМ СПТ-2020 предназначается для выявления латентной (скрытой) и явной рискогенности социально-психологических условий, которые формируют у учащихся психологическую готовность к зависимому поведению, выявляет повышенную и незначительную вероятность вовлечения в зависимое поведение. Оценка вероятности вовлечения в аддиктивное поведение осуществляется на основе соотношения факторов риска и факторов защиты, воздействующих на обследуемых.

Основные принципы проведения СПТ:

принцип добровольности: обучающиеся от 15 лет самостоятельно, от 13 до 15 лет их родители (законные представители) дают информированное добровольное согласие на прохождение социально-психологического тестирования;

принцип конфиденциальности: результаты социально-психологического тестирования сообщаются только лично обучающемуся, прошедшему тестирование, или родителям (законным представителям), при условии его несовершеннолетия;

принцип ненаказуемости: результаты социально-психологического тестирования не являются основанием для применения мер дисциплинарного взыскания;

принцип помощи: по результатам тестирования можно обратиться за помощью к педагогу-психологу.

Педагогом-психологом, классными руководителями проведена предварительная работа с родителями обучающихся с целью формирования у родительской общественности позитивного отношения к СПТ обучающихся, получение добровольных информированных согласий от максимального количества родителей. После получения согласий были организованы встречи с участниками предстоящего тестирования, на которых педагог-психолог школы подробно объяснила, как будет проходить данная процедура, и ответила на все вопросы обучающихся.

Из 104 обучающихся был 1 отказ родителей от тестирования (Алексей П, 8-Б класс).

В ходе тестирования были получены следующие результаты:

Количество обучающихся, принявших участие в СПТ

Количество обучающихся, оформивших в установленном порядке отказ от участия в СПТ.

Количество обучающихся, составивших по результатам СПТ «группу явного вовлечения»

Количество обучающихся, составивших группу «латентного риска вовлечения»

Источник

Аналитическая справка по проведению дистанционного социально-психологического тестирования по выявлению обучающихся «групп риска», склонных к аддиктивному и суицидальному поведению и организации прфилактической работы

Департамент образования мэрии города Новосибирска

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 41»

Аналитическая справка по проведению дистанционного социально-психологического тестирования по выявлению обучающихся «групп риска», склонных к аддиктивному и суицидальному поведению и организации прфилактической работы

Приказ министерства образования Новосибирской области от 16.09.2019 №2186

Письмо департамента образования мэрии города Новосибирска от 16.09.2019 №14/14/09708

Письмо заместителя начальника департамента образования – начальника управления от 10.10.2019 №14/14/11014

Письмо министерства образования Новосибирской области совместно с Центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям (ОЦДК) от 11.09.2019 № 8249-03/25 об организации проведения СПТ

План внутреннего мониторинга и контроля качества образования в рамках ВСОКО МБОУ СОШ № 41на 2019/2020уч.год

выявление степени психологической устойчивости в трудных жизненных ситуациях, выявление обучающихся с показателями повышенной вероятности вовлечения в дезадаптивные формы поведения

(аддиктивного, суицидального поведения) с последующей организацией профилактической работы

3. Сроки проведения:

С 21.10. по 18.11.2019

4. Объект контроля (мониторинга):

Учащиеся от 13 до 18 лет МБОУ СОШ №41

5. Вид контроля (мониторинга):

6. Форма сбора информации:

Педагог-психолог Юдина Д.С., Жукова И. В., социальный педагог Иванова В. Н.

8. Нормативные документы, регламентирующие работу:

Положение об оказании психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в МБОУ СОШ № 41;

План работы педагога-психолога;

Письмо министерства образования Новосибирской области от 23.01.2019 № 464-03/25 об организации проведения социально–психологического тестирования среди обучающихся образовательных организаций на предмет потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также скринингового исследования несовершеннолетних на выявление несовершеннолетних с суицидальным поведением;

Письмо министерства образования Новосибирской области от 11.09.2019 № 8249-03/25 об организации проведения социально-психологического тестирования;

« Порядок проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях…», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 16.06.2014№658;

Методические рекомендации по проведению разъяснительной работы с родителями обучающихся в целях предупреждения отказа от участия в социально-психологическом тестировании на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ

В соответствии с Письмом министерства образования Новосибирской области от 11.09.2019 № 8249-03/25 об организации проведения социально-психологического тестирования, « Порядком проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях…», утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 16.06.2014№658; проведено социально-психологическое тестирование на предмет раннего выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

В 2019-02020 учебном году тестирование осуществлялось с использованием новой Единой методики социально-психологического тестирования (ЕМ СПТ2019), утвержденной Министерством просвещения Российской Федерации. Методика направлена на определение вероятности вовлечения учащихся в зависимое поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты. ЕМ СПТ-2019 является опросником и состоит из набора вопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий. Тесты, используемые в ЕМ СПТ-2019, направлены на выявление степени психологической устойчивости респондентов в трудных жизненных ситуациях и представлены в трех формах: для учащихся 7-9 классов, 10-11 классов, для студентов СПО и ВУЗов.

В 2019-2020 учебном году тестирование проводилось с 21.10 2019 по 18.11.2019 года в электронной форме с использованием автоматизированной системы интернет-тестирования и анкетирования лиц на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. На основании выборки и анализа достоверных и недостоверных ответов автоматически были рассчитаны значения, формирующие латентный риск вовлечения и явный риск вовлечения. Эти данные стали основой для анализа итогов результатов социально-психологического тестирования.

Необходимо отметить, что в связи с применением новой методики в проведении социально-психологического тестирования невозможно провести сравнение результатов тестирования 2019-2020 учебного года с результатами проведения тестирования предыдущих лет, так как методики, по которым проводилось СПТ, основаны на различных подходах в формировании итоговых результатов. При этом необходимо понимать, что результаты, полученные в результате проведения социально-психологического тестирования по единой методике не могут быть использованы для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости респондента. Данные результатов тестирования были использованы для проведения профилактической работы с обучающимися.

Предварительно нами была проведена информационная кампания для обучающихся и их родителей, разъясняющая цель и правила проведения социально-психологического тестирования (СПТ). После получения согласий были организованы встречи с участниками предстоящего тестирования, на которых педагог-психолог школы Д. С. Юдина и И. В. Жукова подробно объяснили, как нужно подготовиться к этой процедуре, и ответили на все вопросы обучающихся.

В 2019-2020 учебном году количество обучающихся, подлежащих участию в социально-психологическом тестировании составило 395 человек, из них приняли участие в тестировании 254человека (5 человек – это дети сироты и дети оставшиеся без попечения родителей), количество отказавшихся 141 человек (не смогли принять участие в тестировании по разным причинам и отнесены к количеству не давших письменного согласия по иным причинам).

Тестирование с использованием методики «Аддиктивная склонность», применяемое в предыдущие годы, предполагало участие выборочных групп обучающихся. Так, в 2018-2019 учебном году тестирование предлагалось учащимся общеобразовательных организаций с 5 по 11 класс, всего в исследовании приняли участие 143 человека. Применение ЕМ СПТ-2019 позволило увеличить охват участников тестирования в 2019-2020 учебном году на 111 человек.

С целью исключения результатов обучающихся, отвечающих на вопросы не откровенно или формально, в ЕМ СПТ-2019 был предусмотрен алгоритм селекции недостоверных ответов.

По результатам автоматической обработки итогов тестирования доля достоверных ответов составляет 56,69% от общего количества подлежащих тестированию респондентов (144 человека). На недостоверные ответы приходится 43,30% (110 человек). ЕМ СПТ – 2019 выявляет латентную (незначительную) и явную психологическую готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста.

Низкая психологическая готовность к аддиктивному поведению (незначительная вероятность вовлечения) выявлена у 127 респондентов, что составляет 50% от общего количества респондентов, подлежащих тестированию.

Группа обучающихся с незначительной вероятностью вовлечения в зависимое поведение – это группа обучающихся, нуждающихся в активной профилактической работе со стороны всех участников образовательных отношений.

Необходимо иметь ввиду, что данные показатели характеризуют лишь возможные вовлечения несовершеннолетних в зависимость и слабую сопротивляемость социуму в вопросе приема и использования наркотических средств и не могут быть использованы как показатели для выявления наркозависимости.

В соответствии с письмом министерства образования Новосибирской области от 29.11.2019 № 11384-03/25. В соответствии с межведомственным приказом министерства здравоохранения Новосибирской области и министерства образования Новосибирской области от 31.08.2015 № 2614/2453 «Об организации взаимодействия при проведении мероприятий по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся государственных образовательных организаций Новосибирской области, подведомственных министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, муниципальных общеобразовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Новосибирской области», согласно письму заместителя начальника департамента образования мэрии города Новосибирска от 02.12.2019 № 14/14/13470 «О проведении ПМО», по итогам проведения социально-психологического тестирования в МБОУ СОШ №41, результаты тестирования (поименные списки обучающихся, подлежащих прохождению профилактических медицинских осмотров, проводимых по итогам социально-психологического тестирования) направлены в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Новосибирский областной клинический наркологический диспансер. Всего таких обучающихся было направлено 5 человек (2 семьи написали отказ).

О передаче списка обучающихся, подлежащих медицинскому осмотру, было сообщено департаменту образования мэрии города Новосибирска 05.12.2019 года.

Также в соответствии с вышеперечисленными письмами и приказами до 24.01.2020 были проведены родительские собрания с родителями (законными представителями) по информированию о необходимости участия в профилактических медицинских осмотрах.

Информацию о графиках проведенных родительских собраний мы представили в департамент образования мэрии города Новосибирска 24.01.2020 . Всего было проведено 22 родительских собрания, в которых приняли участие 421 родитель.

Реализация по профилактике и минимизации факторов риска и усилению факторов защиты, осуществлялась через совместную работу администрации школы, учителей, психолога, социального педагога и медицинского работника школы.

С самого начала в своей работе мы руководствовались нормативно-правовой базой, инструктивно-методической документацией, разработанным планом мероприятий, по которому велась основная работа. Был собран и обновлен банк данных по результатам диагностики СПТ, который позволил организовать работу с учащимися «группы риска» (дети прошедшие СПТ). Результаты СПТ с выявленным риском доведены до сведения родителей (законных представителей), классных руководителей, составлены планы индивидуальной работы с данными обучающимися.

В феврале месяце мы получили методические рекомендации «Организация работы по результатам СПТ» составленные ГБУ НО «ОЦДиК» направленные на организацию профилактики девиантного поведения обучающихся в условиях образовательных организаций.

Руководствуясь предложенным алгоритмом дальнейшей работы по результатам СПТ мы осуществили:

1. Анализ результатов СПТ, руководствуясь данными методическими рекомендациями.

2. Ввиду очевидной необходимости комплекса превентивных мер, направленных на предотвращение негативных исходов и усиления позитивных результатов развития обучающихся мы выделили обучающихся групп повышенного внимания, в которые вошли:

3. Анализ таблиц 4,5,6 методических рекомендаций для определения направлений работы с данными группами обучающихся.

4. Для каждой из выявленных групп повышенного внимания составлен график проведения профилактических мероприятий, разработанных в соответствии с учетом выраженности различных факторов. Данные мероприятия представлены в Таблице 1:

Необходимые направления и мероприятия профилактической, коррекционно-развивающей, воспитательной работы

Источник

Родителям о социально-психологическом тестировании

Родителям о социально-психологическом тестировании

Уважаемые родители обучающихся МАОУ СОШ №23!

Современный мир — это мир скоростей, мир стремительного темпа жизни, мир компьютерных технологий и новых возможностей, мир соблазнов и искушений. Жить в нем одновременно и интересно, и сложно.

Многие подростки кидаются в крайности: то бросаются в погоню за удовольствиями, то переживают разочарования, доходящие порой до поведения с риском для жизни.

Подросток хочет стать самостоятельным, считая себя почти взрослым. Взрослым – значит таким, как… Родитель? Герой боевика? Взрослый хулиган во дворе? или иным? Вот и подростку трудно разобраться в моделях взрослости, демонстрируемых ему со всех сторон. Но он точно знает, что быть взрослым – это в том числе позволять себе рискованное поведение.

Выделяют 2 типа рискованного поведения:

Вы скажете, что это точно не про вашего ребенка! К сожалению, так думают 99% родителей! Увы, не существует никаких гарантий того, что взросление вашего ребенка обойдется без «второго» типа рискованного поведения.

Что же необходимо знать родителю для того, чтобы разобраться в указанном вопросе?

Факторы риска — социально-психологические условия, повышающие угрозу вовлечения в зависимое поведение и факторы защиты— обстоятельства, повышающие социально-психологическую устойчивость к воздействию факторов риска.

Другими словами, ребенок должен научиться рисковать в пределах границ безопасных для жизни, приобретать важные навыки и уметь справляться с жизненными и психологическими проблемами. А задача родителей вовремя заметить, распознать, предотвратить включение ребенка в ситуации опасные для его жизни.

С 2013 года во всех образовательных организациях Российской Федерации на основании Федерального закона № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» (далее Закон) осуществляется процедура, направленная на раннее выявление незаконного потребления обучающимися образовательных организаций наркотических средств и психотропных веществ.

В соответствии со статьей 53.4 Закона раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ включает в себя два этапа:

С какой целью проводится СПТ обучающихся?

С какого возраста проводится СПТ?

В СПТ принимают участие лица, достигшие возраста 13 лет (с 7 класса) исключительно при наличии письменного добровольного информированного согласия одного из родителей (законного представителя). Согласие фиксирует разрешение вашему ребенку участвовать в тестировании, а также подтверждает вашу осведомленность о цели тестирования, его длительности и возможных результатах.

Обучающиеся в возрасте 15 лет и старше дают добровольное информированное согласие на участие в социально-психологическом тестировании самостоятельно.

Если ребенок обучается в 7 классе, но не достиг возраста 13 лет, он также может стать участником СПТ при наличии письменного добровольного информированного согласия одного из родителей.

Что означает понятие «информированное добровольное согласие»?

В России понятие «информированное добровольное согласие» получает легитимность с момента принятия «Основ Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993 г.) и сохраняется в Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Смысл, в котором используется это понятие в законе, раскрывается в IV разделе вышеупомянутого закона «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ». Во-первых, с помощью этого понятия фиксируется «согласие на медицинское вмешательство» (статья 20). Во-вторых, провозглашается право пациента на информацию о состоянии своего здоровья, «в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи» (статья 22), а также «право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него (гражданина) вредное влияние» (статья 23).

Не будет ли тестирование провоцировать интерес ребёнка к наркотикам?

В 2019 году во всех образовательных организациях Российской Федерации была введена Единая методика СПТ обучающихся, разработанная и подготовленная к внедрению Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации. Вопросы Единой методики не содержат информацию о каких-либо наркотических средствах и психотропных веществах.

Могут ли быть негативные последствия по результатам СПТ?

В соответствии с законодательством СПТ является строго конфиденциальным.

Родителям и подросткам дается гарантия, что информация, предоставляемая в рамках профилактических мероприятий (тесты, программы, консультации и т.д.) будет дана в строгом соответствии с требованиями Федеральных законов «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ и «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ. Такую гарантию дает руководитель образовательной организации и несет за нее ответственность по закону.

Личные данные ребенка кодируются. Конфиденциальность при проведении СПТ и хранении информированных согласий обеспечивает руководитель образовательной организации. Можно ли передать результаты СПТ третьим лица? Да, но только в том случае, если один из родителей или сам обучающийся, достигший возраста 15 лет, дал на то особое разрешение.

По индивидуальным запросам родители и сами обучающиеся по достижении 15 лет имеют право быть ознакомленными с результатами тестирования у школьного психолога.

Для чего это нужно и что дают результаты теста? Чтобы понять какие социально-психологические факторы не позволяют подростку преодолевать препятствия, возникающие на пути его личностного становления и развития, разработать индивидуальный профилактический маршрут, развить в дальнейшем механизмы психологической защиты. Результаты СПТ не являются основанием для применения каких-либо мер дисциплинарного наказания!

Уважаемые родители!

Мы предлагаем Вам включиться в работу по ранней профилактике вовлечения подростков в употребление наркотиков и просим Вас дать согласие на участие Ваших детей в СПТ.

Нужно ли тестирование Вам, Вашей семье?

Помните: проблему легче предотвратить, чем справиться с ней.

Сделайте выбор в пользу своего ребенка.

Источник

PsyAndNeuro.ru

Латентный токсоплазмоз и биполярное аффективное расстройство

Латентный риск вовлечения что. Смотреть фото Латентный риск вовлечения что. Смотреть картинку Латентный риск вовлечения что. Картинка про Латентный риск вовлечения что. Фото Латентный риск вовлечения что

Наиболее распространенной формой заболевания, вызванного внутриклеточным паразитом Toxoplasma gondii (T. gondii), является латентный токсоплазмоз, обусловленный образованием тканевых кист в различных органах, например, в головном мозге. В литературе накоплено большое количество противоречивых данных о том, что латентный токсоплазмоз является фактором риска развития некоторых психических расстройств. Поведенческие изменения после заражения могут быть обусловлены иммунным ответом хозяина, жизнедеятельностью паразита, воспалением в центральной нервной системе, а также изменениями в гормональных и нейромедиаторных взаимоотношениях ( Nayeri T et al). Prandovszky E et al. установили, что T. gondii вызывает значительное увеличение метаболизма дофамина в нейронах, что соответствует патофизиологии некоторых психических расстройств ( Prandovszky E et al ).

Представители семейства кошачьих являются окончательными хозяевами T. gondii и выделяют высокоустойчивые ооцисты. Практически все теплокровные животные могут выступать в качестве промежуточных хозяев. Два основных пути передачи инфекции человеку: употребление в пищу мяса, содержащего тканевые цисты и не прошедшего необходимую термическую обработку, и использование пищи или воды, загрязненных ооцистами, выделенными инфицированными кошками ( Dubey JP et al ).

Данные иммунологических исследований

Del Grande C et al в обзоре, посвященном описанию влияния иммунных реакций организма и роли Toxoplasma gondii в этиологии и патогенезе психиатрических симптомов, пишут, что инфекция T. gondii может способствовать возникновению и прогрессированию течения биполярного аффективного расстройства (БАР), взаимодействуя с генетическими факторами риска, а также влияя на нейромедиаторные системы и иммунные реакции. Инфекции, аутоиммунные процессы, периферические и центральные воспалительные реакции имеют большое значение в патогенезе в определенных подгруппах пациентов с БАР (Del Grande C et al).

Hamdani N et al. в своем исследовании изучали иммунологические механизмы при латентной инфекции Toxoplasma Gondii при БАР или шизофрении. Пациенты и здоровый контроль были включены в исследование гуморального иммунитета путем определения общего количества иммуноглобулинов (IgG, A и M) и подклассов IgG (IgG1, IgG2, IgG3, IgG4) и их связи с латентной инфекцией Toxoplasma gondii. В общей сложности 94 (76,2%) пациента с БАР и 79 из группы контроля (58,2%) были серопозитивны по IgG к T. gondii со значительной разницей между БАР и группой контроля. Hamdani N et al обнаружили, что самые высокие уровни антител к инфекции T. gondii при БАР были связаны с самыми низкими уровнями IgG3 (3,1 ± 1,8 против 2,6 ± 1,8, p = 0,03) и IgG4 (3,1 ± 1,8 против 2,6 ± 1,8, p = 0,04) по сравнению с контролем. Таким образом, пациенты с БАР и латентной инфекцией T. gondii могут быть более уязвимы к изменениям в иммуновоспалительных процессах, чем контрольная группа с аналогичной латентной инфекцией ( Hamdani N et al ).

Влияние психотропных препаратов

Более того, разные авторы сообщали, что стабилизаторы настроения и антипсихотики, используемые при лечении БАР, могут подавлять репликацию T. gondii in vitro. Известно, что T. gondii имеет три стадии развития: тахизоиты, брадизоиты и ооцисты, а развитие латентного и хронического токсоплазмоза обусловлено образованием тканевых кист, содержащих брадизоиты. Недавно опубликованное исследование Enshaeieh M et al. было посвящено определения количества копий BAG1 (брадизоит-специфического белка), ДНК REP529 (повторяющегося фрагмента ДНК паразита) и SAG1 (высоко экспрессируемого тахизоит-специфического поверхностного белка) методом количественной ПЦР в реальном времени в мозге мышей с хронической инфекцией T. gondii, получавших вальпроевую кислоту. Лечение снизило количество копий BAG1, SAG1 и REP529 в мозге мышей (P вальпроевая кислота ингибирует хроническую токсоплазменную инфекцию и связанное с ней воспаление мозга у мышей, что может помочь в разработке более эффективных препаратов против Toxoplasma ( Enshaeieh M et al ).

Данные систематических обзоров и метаанализов

Fernandes SM et al. провели систематический обзор для оценки ассоциации между контактом с токсоплазмой и некоторыми психическими расстройствами. Компьютеризированный поиск литературы проводился с использованием MEDLINE/PubMed, SciELO и PsycINFO, объединяющих ключевые термины с 1994 года по 27 октября 2019 года. Включались исследования, изучающие частоту контакта с токсоплазмозом у взрослых (≥ 18 лет) обоих полов с установленным диагнозом шизофрении, БАР или рекуррентным депрессивным расстройством (РДР) и сравнивающие частоту контакта с токсоплазмозом у психиатрических пациентов со здоровым контролем.

Всего в анализ было включено 31 исследование, и в большинстве из них была обнаружена связь между контактом с токсоплазмозом и шизофренией или БАР (58,3 и 54,5% включенных работ, соответственно). 24 из включенных статей проводились на выборке пациентов шизофренией, 14 из них (58,3%) подтверждали и 10 (41,6%) опровергли гипотезу об ассоциации. 11 работ, включенных в данный обзор, касались БАР. Из них 6 (54,5%) подтвердили гипотезу об ассоциации и 5 (45,4%) опровергли ее. После поправки на такие ковариаты, как возраст и наличие коинфекции, серораспространенность в группе БАР была значительно выше, чем в группе здорового контроля. В других исследованиях связь между БАР и серораспространенностью T. gondii была обнаружена после исключения пациентов, коинфицированных другими нейротропными патогенами или имеющих семейную историю психических расстройств. 4 исследования, касающиеся РДР, опровергли гипотезу о связи контакта с токсоплазмозом и РДР, что согласуется с данными предыдущей литературы. Авторы не обнаружили существенной разницы в средних баллах качества между исследованиями, подтверждающими и опровергающими гипотезу об ассоциации шизофрении или биполярного расстройства. Все включенные работы были признаны как минимум удовлетворительными по шкале Ньюкасла-Оттавы (общая оценка ≥ 6 баллов из 9).

Таким образом, результаты систематического обзора свидетельствуют о наличии связи между серораспространенностью токсоплазмоза с БАР и шизофренией и отсутствии таковой с РДР. Данный систематический обзор обозначил противоречия в литературе относительно связи между контактом с токсоплазмозом и психическими расстройствами. Fernandes SM et al. предлагают включить в будущие исследования новые переменные: статус лечения и уровень антител к T. gondii в сыворотке крови; серораспространенность других нейротропных патогенов (например, ВИЧ 1 и 2, цитомегаловирус, HSV 1 и 2, гепатиты A, B и C); подробное описание выборки в отношении типов и различных фаз заболевания; а также нейтрализацию других ограничивающих факторов, таких как возраст, пол, происхождение пациентов и штамм T. gondii.

Результаты в когорте БАР (n = 2 364 пациента с БАР, n = 5 101 контроль) и последующий метаанализ показали отсутствие связи между воздействием герпесвирусов и БАР. Snijders GJLJ et al. при анализе 11 исследований не обнаружили связи между БАР и титром T. gondii или серораспространенностью [скорректированное отношение шансов (ОШ) 1,018, 95% ДИ 0,672-1,542]. Общее ОШ не было значимым для T. gondii [ОШ: 1,4, 95% ДИ 0,95-1,90, p = 0,09], но анализ подгрупп показал, что в возрастной группе до 40 лет есть значимо более высокая серораспространенность T. gondii IgG [ОШ: 1,8 (95% ДИ 1,10-2,89, p = 0,021]. В группе в возрасте > 40 лет существенных различий не было обнаружено, а общее ОШ составило 1,1 (95% ДИ 0,70-1,76, Q (4) = 21,8, p = 0,64, I2 = 82%). Различия в ОШ между двумя возрастными группами не были значительными (p = 0,174). По результатам метаанализа заражение T. gondii может быть фактором риска развития БАР в определенных субпопуляциях.

В заключение следует отметить, что данные, представленные в этом исследовании по IgG T. gondii свидетельствуют об отсутствии связи между воздействием этого патогена и БАР. Однако необходимы дополнительные исследования среди пациентов с ранним манифестом БАР и анализ конкретных штаммов, чтобы определить, является ли воздействие T. gondii внешнесредовым фактором риска БАР. Дальнейшее выяснение этой потенциальной ассоциации имеет большое значение, поскольку связь между T. gondii и БАР не только интересна для понимания патогенеза БАР, но и может стать мишенью для лечения.

Более ранний систематический обзор и метаанализ de Barros JLVM et al., посвященные суммарной оценке силы связи между инфекцией T. gondii и БАР, подтверждают тот факт, что серораспространенность T. gondii у пациентов с БАР выше, чем у контрольной группы. Ранняя инфекция T. gondii может предрасполагать к развитию БАР и приобретает клиническое значение при психических расстройствах.

Заключение

Таким образом, результаты нескольких систематических обзоров и метаанализов последних лет доказывают наличие связи между токсоплазмозом и БАР, но необходимы дальнейшие исследования с большим вниманием к клиническим деталям для уточнения природы и характера этих связей. Интерес представляют исследования с использованием более крупных выборок, продуманным дизайном относительно аффективных фаз, фиксации информации об используемом психофармакологическом лечении. Представляется важным учитывать, что выявление, профилактика и лечение таких инфекций, как токсоплазмоз, могут иметь большое значение для течения психических расстройств в общем и БАР в частности.

Автор перевода: Долина А.А.

Источники:

de Barros JLVM, Barbosa IG, Salem H, Rocha NP, Kummer A, Okusaga OO, Soares JC, Teixeira AL. Is there any association between Toxoplasma gondii infection and bipolar disorder? A systematic review and meta-analysis. J Affect Disord. 2017 Feb;209:59-65. doi: 10.1016/j.jad.2016.11.016. Epub 2016 Nov 17. PMID: 27889597.

Dubey JP, Murata FHA, Cerqueira-Cézar CK, Kwok OCH, Yang YR. Public Health Significance of Toxoplasma gondii Infections in Cattle: 2009-2020. J Parasitol. 2020 Nov 12;106(6):772-788. doi: 10.1645/20-82. PMID: 33326588.

Enshaeieh M, Saadatnia G, Babaie J, Golkar M, Choopani S, Sayyah M. Valproic Acid Inhibits Chronic Toxoplasma Infection and Associated Brain Inflammation in Mice. Antimicrob Agents Chemother. 2021 Sep 17;65(10):e0100321. doi: 10.1128/AAC.01003-21. Epub 2021 Aug 2. PMID: 34339265; PMCID: PMC8448128.

Fernandes SM, Dias AR, Miranda-Scippa Â. Association between exposure to toxoplasmosis and major psychiatric disorders: a systematic review. Braz J Psychiatry. 2021 Jul-Aug;43(4):438-445. doi: 10.1590/1516-4446-2020-0904. PMID: 32965430; PMCID: PMC8352736;

Hamdani N, Bengoufa D, Godin O, Doukhan R, Le Guen E, Daban-Huard C, Bennabi M, Delavest M, Lépine JP, Boukouaci W, Laouamri H, Houenou J, Jamain S, Richard JR, Lecorvosier P, Yolken R, Rajagopal K, Leboyer M, Tamouza R. Immunoglobulin sub-class distribution in bipolar disorder and schizophrenia: potential relationship with latent Toxoplasma Gondii infection. BMC Psychiatry. 2018 Jul 27;18(1):239. doi: 10.1186/s12888-018-1821-9. PMID: 30053866; PMCID: PMC6062947.

Nayeri T, Sarvi S, Daryani A. Toxoplasmosis: Targeting neurotransmitter systems in psychiatric disorders. Metab Brain Dis. 2021 Sep 3. doi: 10.1007/s11011-021-00824-2. Epub ahead of print. PMID: 34476718.

Prandovszky E, Gaskell E, Martin H, Dubey JP, Webster JP, McConkey GA. The neurotropic parasite Toxoplasma gondii increases dopamine metabolism. PLoS One. 2011;6(9):e23866. doi: 10.1371/journal.pone.0023866. Epub 2011 Sep 21. PMID: 21957440; PMCID: PMC3177840.

Snijders GJLJ, van Mierlo HC, Boks MP, Begemann MJH, Sutterland AL, Litjens M, Ophoff RA, Kahn RS, de Witte LD. The association between antibodies to neurotropic pathogens and bipolar disorder : A study in the Dutch Bipolar (DB) Cohort and meta-analysis. Transl Psychiatry. 2019 Nov 20;9(1):311. doi: 10.1038/s41398-019-0636-x. PMID: 31748521; PMCID: PMC6868237.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *