Лавкрафт о чем пишет
Говард Лавкрафт, который создал ужас
Вот есть Кхтулху, и люди знают, что он захавает. И все. Иногда спрашиваешь кого-нибудь, а откуда Кхтулху появился такой странный? На что тебе с удивлением ответят: «Из интернета, откуда еще?». Что обидно, так думают многие и многие люди. Но Кхтулху появился не из интернета, из головы довольно странного и чертовски сильно опередившего время писателя Говарда Лавкрафта.
Жизнь Лавкрафта с одной стороны покрыта тайной, но с другой нам известно практически все аспекты его биографии. Проблема только в том, что до сих пор не понятно, как в голове этого человека, родившегося не в наше время, а во времена Великой Депрессии, вообще могли уложиться такие странные вещи. Отец и мать Лавкрафта попали в психушку, не вместе, конечно, но этого хватило. Там они и окончили свои дни. Сам Говард воспитывался то тетушками, то жил на шее у разных людей, например, у его возлюбленной Сони Грин. Школу он так и не закончил из-за смерти отца. Кстати, этого он всю жизнь и стыдился.
Вообще странности (причем очень нехилые) у Лавкрафта уживались вместе с талантами и неслабым интеллектом, первые рассказы он писал в 6 лет, они не дошли до нас, но зато рассказы 14-15 лет отличались стилем взрослого и матерого писателя.
Но чем Лавкрафт настолько знаменит и значим, что мы завели о нем разговор? Дело в том, что ужасы, мистика и манера вставлять в каждое произведение культы древних божеств — все это пошло от Говарда. По сути вместе с По Лавкрафт создал всю современную мистику, ужасы и им подобные жанры. Стивен Кинг называет его своим учителем, кстати, и очень любит.
Самым известным его произведением является «Зов Кхтулху», где впервые можно встретить старого и доброго чувака, похожего на доктора Зойберга, который носит странное имя Кхтулху и живет в странном месте Р’льехе. Нельзя сказать, что книга прямо жуть какая страшная, что не дает спать неделями. Она… как бы это сказать помягче… странная. От чтения ее происходит в твоей голове странное чувство обреченности и тоски, но атмосфера нагнетается очень и очень круто. Толпы и толпы сошедших с ума людей, узревших пробудившегося от вечного сна Кхтулху прилагаются. Кстати, именно этой книгой мы и обязаны появлением такого режиссерского хода, как «Толпы безумных культистов, которые поклоняются какой-то невероятной ереси». Но ощутимым плюсом книг Лавкрафта является то, что мифология, ужасы, твари и миры действительно очень оригинальные. Конечно, Дагон, подводное божество, взят из человеческой мифологии, но сколько еще существ и измерений придумано Говардом с нуля, с помощью его не слишком крепкого разума, естественно.
Всю библиографию Лавкрафта условно можно разделить на три больших цикла. Самым известным циклом, конечно, является «Мифы Кхтулху». Кхтулху на деле не только не самый могущественный бог миров Лавкрафта, даже внешне с остальными богами и созданиями он смотрится как-то очень цивильно, точно маленькая милая девочка рядом с серьезными дядями. Странно, что в честь него обозвали весь цикл мифов.
Вторым циклом по важности у Лавкрафта является «Мир снов». Из этого цикла мы узнаем, как ходить в другие миры с помощью математики, как путешествовать по снам с разумными кошками и встретимся со старыми друзьями из «Мифов Кхтулху». Не может отказать себе в удовольствие произнести название одного из рассказов «Сомнамбулический поиск Неведомого Кадата», елки-палки, мы в пьяном бреду такое не придумаем под самыми тяжелыми наркотиками… А Лавкрафт смог.
Кстати, если хочешь познакомиться с произведениями, то советуем тебе поиграть в игру «Ужас Аркхэма», прикольная такая настолка, все аспекты произведений Говарда на месте. Хотя можно и сразу почитать книжки, они, как правило, не длинные и того стоят.
Лавкрафт о чем пишет
У Говарда Лавкрафта было непростое и трагическое детство. Когда ему было всего 3 года, его отца Уинфилда Скотта Лавкрафта забрали в лечебницу для душевнобольных Батлер, диагностировав психоз. Спустя пять лет, в 1898 году, когда его сыну исполнилось уже 8 лет, он скончался.
Сара Сьюзен Филлипс Лавкрафт, мать Говарда, в конечном итоге из-за глубокой депрессии попала в ту же самую лечебницу в 1919 году. Там же она умерла буквально через два года. До самой смерти она переписывалась со своим сыном.
2. Писатель хотел быть профессиональным астрономом
Говард Лавкрафт был довольно болезненным ребенком, а потому посещал школу редко. По большей части он учился самостоятельно, сидя у себя дома. Особенно его интересовали химия, астрономия и произведения таких готических литераторов, как Эдгар Аллан По. Он даже хотел стать профессиональным астрономом, но — увы. Из-за нервного срыва ему пришлось бросить школу, чего он всегда стыдился. Тем не менее он не забыл про свои увлечения.
3. Говард Лавкрафт был непрофессиональным журналистом
В то время, когда Говард Лавкрафт с переменным успехом боролся с депрессией, он написал критическое письмо в журнал The Argosy писателю Фреду Джексону. На это обратил внимание журналист Эдвард Ф. Даас и предложил ему присоединиться к Объединенной ассоциации любительской прессы. Таким образом Лавкрафт погрузился в мир непрофессиональной журналистики. А в свободное от написания эссе, рассказов и стихов время он руководил собственным изданием, которое называлось The Conservative.
4. Он работал и писал для Гарри Гудини
В 1924 году редактор журнала Weird Tales попросил Говарда Лавкрафта написать рассказ про Гарри Гудини и предложил за это аж 100 долларов — небывалые на то время деньги! Идея для повести самого иллюзиониста, конечно, ему пришлась совсем не по душе и показалась полным бредом, но свою работу он все-таки выполнил и в том же году представил «Погребенного с фараонами».
Несмотря на то, что автор довольно вольно обошелся с главным героем, которым был сам Гудини, Гарри остался в восторге и после всегда старался подкидывать ему работу. В 1924 году он заказал Лавкрафту книгу «Рак суеверий» об оккультизме, но она так и не была закончена из-за того, что Гудини умер в 1926 году.
5. Лавкрафту предлагали стать шеф-редактором журнала
Карьера Говарда Лавкрафта тесно связана с журналом Weird Tales, где опубликовали больше половины произведений писателя. Там же появлялись истории, которые он писал для других людей в качестве эдакого «гоустрайтера» 20-го века. Когда основатель издания отстранил шеф-редактора по причине финансовой некомпетентности, он предложил эту должность Говарду, поскольку его рассказ «Дагон» стал настоящим хитом.
Но Лавкрафт отказался из-за неблагоприятной для его духовного здоровья атмосферы в Чикаго, где находилась редакция журнала. Поэтому его место занял Фарнсуорт Райт, который позднее отклонил многие известные истории мастера мистики.
6. Говард Лавкрафт редко выходил из дома днем
В детстве Говард Лавкрафт выходил из дома только после захода солнца, чтобы учиться науке, читать и писать, а также заниматься астрономией. Спал он обычно допоздна, из-за чего был бледным и худощавым. А мать и вовсе называла его «гротескным» и просила прятаться дома, чтобы люди ненароком его не увидели.
Сам же писатель в 1926 году описал себя как затворника:
Я по своей сути затворник, у которого мало чего общего с остальными людьми, где бы я ни был. Большинство людей меня только заставляет нервничать. Очень редко и случайно мне встречаются люди, которые не оказывают на меня такого воздействия.
Тем не менее Лавкрафт не был таким уж закрытым, как сам о себе рассказывал. Он часто писал письма своим знакомым, а в середине жизни даже женился и переехал из Новой Англии в Нью-Йорк, бывал в Новом Орлеане и Флориде.
7. Он писал очень много писем
По словам одного из биографов Лавкрафта, известного писателя Лайона Спрэга де Кэмпа, за свою жизнь Лавкрафт написал около 100 тысяч писем, из которых сохранилась едва ли одна пятая. Но даже более консервативные цифры (30 000 писем в зрелом возрасте) делают Лавкравта вторым самым плодовитым эпистолярным корреспондентом после французского философа, поэта, сатирика, историка и публициста Франсуа-Мари Аруэ, более известного под псевдонимом Вольтер.
Лавкрафт часто писал друзьям, семье и авторам-любителям. Обычно он связывался с Робертом Блохом («Психоз»), Генри Каттнером («Темный мир»), Робертом Ирвином Говардом («Конан») и поэтом Сэмюэлем Лоуманом.
8. Говарду нравилось рассказывать про фильмы
Письма Лавкрафта дают хорошее представление о его интересах. Помимо еды и любви к котикам он нередко рассказывал своим знакомым о фильмах, которые ему понравились. Любопытно, но среди них не так уж и много лент на сверхъестественную тематику. Зато была фантастика и более традиционное кино. Например, мелодрама «Барретты с Уимпоул-стрит», драма «Беркли-сквер» 1933 года и антивоенная «На Западном фронте без перемен».
9. Его произведения — источник вдохновения
Отголоски творчества Говарда Лавкрафта можно заметить в современных фильмах и даже музыке. Например, в «Бэтмене» есть лечебница Аркхем, куда супергерой отправляет особо поехавших врагов. Аркхем — вымышленный город, который часто фигурирует в рассказах Говарда.
Кроме того, в одном из эпизодов «Южного парка» появляется Ктулху и убивает Джастина Бибера. Альбом Behind the Wall of Sleep метал-коллектива Black Sabbath назван в честь одноименного произведения. То же самое можно сказать и о песне Call of Ktulu 1984 года группы Metallica. Подробнее о влиянии Лавкрафта на кино и игры можно прочитать в нашем материале.
10. Ктулху вовсе не Ктулху, а Кхлуллу
На самом деле имя самого известного мифического существа Лавкрафта надо правильно произносить примерно как «Кхлул-лу». Об этом рассказал сам автор «Мифов Ктулху» в письме, адресованном писателю-любителю Дуэйну Уэлдону Римелу:
Имя этой адской твари было дано существами, чьи голосовые органы ни разу не похожи на человеческие. Следовательно, правильно его произнести не получится. Человек может лишь подражать этим звукам и попытаться их транскриптировать. Получится что-то вроде Кхлу-ллу, причем первый слог должен быть более гортанным и неразборчивым.
Объяснение довольно туманное, а сам Лавкрафт жестоко эксплуатирует полнейшую неспособность любого англоязычного человека произнести два глухих слога подряд. В американской гик-среде первый слог произносят до того неразборчиво, что итог больше напоминает даже не «Кхлул-лу», а «Кучулу».
Лавкрафт, Говард Филлипс
Лавкрафт в 1934 году
Говард Филлипс Лавкрафт (20 августа 1890, Провиденс, Род-Айленд, США — 15 марта 1937, там же) — американский писатель, поэт и журналист, писавший в жанрах ужасов, мистики и фэнтези, совмещая их в оригинальном стиле. Родоначальник Мифов Ктулху. Наряду с Робертом Говардом считается одним из основателей жанра фэнтези.
При жизни Лавкрафта его произведения не пользовались большой популярностью, однако уже после его смерти они оказали заметное влияние на формирование современной массовой культуры. Его творчество настолько уникально, что произведения Лавкрафта выделяются в отдельный поджанр — так называемые лавкрафтовские ужасы.
Содержание
Детство [ ]
Лавкрафт родился 20 августа 1890 года, в 09:00 утра, на Энджелл-стрит, в городке Провиденс, штате Род-Айленд, США. Он был единственным ребенком в семье коммивояжёра Уилфрида Скотта Лавкрафта и Сары Сьюзан Филлипс Лавкрафт. Известно, что род Лавкрафтов проживал в Америке ещё со времён Колонии Массачусетского залива (XVII век).
Когда Говарду было 3 года, его отец был помещён в клинику с серьёзным психическим расстройством, где находился вполть до своей смерти 19 июля 1898 года. Сам писатель впоследствиии утверждал, что его отец скончался от паралича, вызванного «нервным истощением», которое стало следствием чрезмерного труда и недосыпания.
Раннее творчество [ ]
Всё изменилось, когда он написал письмо в редакцию глянцевого журнала «Argosy», в котором жаловался на вялость сюжета опубликованного там рассказа некого Фредди Джексона. Обсуждение этого письма в колонке журнала попало на глаза президента любительской ассоциации прессы, Эдварда Дааса, который в 1914 году приглашает Лавкрафта присоединится к ним. Эта ассоциация всячески толкала его на то, что бы он написал новые стихи и эссе. Вскоре Говард начал строить огромную сеть корреспонденции. Среди его корреспондентов были Роберт Блох, Кларк Эштон Смит, Роберт Говард.
Лавкрафт писал фантастику ещё в детстве («Зверь в пещере» (1905), «Алхимик» (1908)), но позже предпочёл ей поэзию и эссе. Вернулся к этому «несерьёзному», как ему казалось, жанру он лишь в 1917 году с рассказами «Дагон», затем «Гробница». «Дагон» стал его первым изданным творением, появившись в 1923 году в журнале «Таинственные рассказы» (Weird Tales).
Сара, мать Говарда, после долгой истерии и депрессии, в 1919 году, попала в ту же лечебницу, где умер её муж, и там же умерла 21 мая 1921 года в результате осложнения после операции на желчном пузыре. Вплоть до самой смерти она вела переписку со своим сыном.
Жизнь в Нью-Йорке [ ]
Вместе с Уильямом Барлоу в Бостоне (1921)
В 1919—1923 гг. Лавкрафт активно писал, создав за эти годы более 40 рассказов, в том числе в соавторстве.
Вскоре на собрании журналистов-любителей Говард Лавкрафт встретил Соню Грин, имевшую украинско-еврейские корни, и бывшую на семь лет старше Лавкрафта. Они поженились в 1924 году и переехали в Бруклин, Нью-Йорк. После тихого Провиденса нью-йоркская жизнь не полюбилась Лавкрафту. Во многом автобиографичным был его рассказ «Он». Через несколько лет супруги расстались, хотя и не оформили развода. Лавкрафт вернулся в родной город.
Возвращение в Провиденс [ ]
Вернувшись в Провиденс, Лавкрафт жил в «большом деревянном доме викторианской эпохи» по адресу Барнс-стрит, 10 вплоть до 1933 года
Лавкрафт в Флориде (1934)
(этот адрес является адресом дома Доктора Уиллета в повести «Случай Чарльза Декстера Варда»). Этот период, возможно, наиболее интересный и продуктивный в жизни писателя. Он много путешествует по Новой Англии, посещает Квебек, Филадельфию, Чарльстон, по-прежнему ведёт активную переписку. Самые главные произведения Лавкрафта (иногда называемые «старшими текстами»), начиная с «Зова Ктулху» (1926), написаны именно в это время.
Несмотря на писательские успехи, Лавкрафт всё больше нуждался. Он снова переехал, теперь уже в маленький домик. Сильное впечатление на него произвело самоубийство Роберта Говарда. В 1936 году у писателя обнаружили рак кишечника, следствие недоедания.
Говард Лавкрафт: как проникнуться, что читать, смотреть и слушать
Говард Лавкрафт актуален всегда. Вас может потянуть к нему самым неожиданным образом. Но сложность и запутанность его библиографии и его миров может отпугнуть стороннего человека. Поэтому мы собрали для вас нечто вроде гайда, рассказав о том, что читать, что смотреть и что слушать, чтобы проникнуться обаянием Древних.
Как максимально быстро и мощно проникнуться Лавкрафтом, если до этого в лучшем случае прочитал пару рассказов? Само собой, лучше всего будет прочитать его избранные произведения. Но не будет лишним обратить внимание на подходящие фильмы, игры и музыку. Все же, как ни крути, писатель оказал такое влияние на нашу культуру, что иногда мы встречаем его образы в совершенно неожиданных местах. Лавкрафта цитируют, воруют его идеи или воспроизводят их просто по инерции, даже не понимая, что делают это. В общем, его мрачное семя навсегда осталось в нашем коллективном бессознательном (теперь живите с этим отвратительным образом до конца жизни).
Что почитать
«Зов Ктулху»
Именно в этом рассказе впервые появляется Ктулху, ставший едва ли не более узнаваемым персонажем современной культуры, чем сам Лавкрафт. Вся история вертится вокруг некоего тайного культа, практикующего отвратительные оргии и человеческие жертвоприношения. Разумеется, безумные деградировавшие культисты оказались правы и Ктулху действительно пробудится в Р ‘ льехе по ходу рассказа. Извините за спойлеры, но это было понятно и так.
«Морок над Иннсмутом»
Повесть рассказывает о вымышленном городе Иннсмут, который сам по себе воспринимается как один из наиболее будоражащих образов Лавкрафта. Здесь явно творится некоторое дерьмо и автор сразу дает нам понять это. Местные жители обладают определенным уродством, поклоняются неким «глубоководным», хранят омерзительные тайны и вообще воплощают все то, что так пугает вас в жителях поселков городского типа.
«Хребты безумия»
Роман «Хребты безумия» — действительно безумное произведение. Он рассказывает о группе исследователей, отправившихся в Антарктику и встретивших там слишком много неведомого за один раз. Все герои (за исключением собак, конечно) — ученые Мискатоникского университета, который специализируется на изучении оккультных наук и, разумеется, придуман самим Лавкрафтом. Здесь будут и раса баклажаноподобных «старцев» и дети Ктулху и крабообразные грибо-пришельцы ми-го и затерянные древние города во льдах. В общем, не заскучаешь.
Что посмотреть
«Зов Ктулху»
«Зов Ктулху» — фильм 2005 года, сделанный фанатами по одноименному рассказу. Он следует сюжетной линии, практически не отдаляясь от нее, так что пересказывать его нет смысла. Главная фишка фильма в том, что он сделан так, словно снят в эпоху черно-белого и немого кино. Стилизация делает повествование достаточно убедительным и даже аутентичным.
«Дагон»
«Дагон» — испанский фильм 2001 года по мотивам лавкрафтовских произведений. Он не следует какому-то определенному рассказу, но очень здорово передает дух произведений. По сути, здесь переложена история из «Морока над Иннсмутом» с его культами, уродливыми местными жителями и расой «глубоководных».
«Зловещие мертвецы»
Здесь есть «Некрономикон» и это уже неоспоримый довод в пользу того, что авторы вдохновлялись Лавкрафтом. Фильм не только стал культовым, но и получил неплохой ремейк. «Зловещие» особенно хороши тем, что одновременно стебутся над миром писателя и отдают ему дань уважения.
«Цвет из иных миров»
Теперь-то мы знаем: 2020 год вышел таким безумным, потому что начался с фильма по Лавкрафту, в котором главную роль играет Николас Кейдж. Речь, конечно же, о хорроре «Цвет из иных миров». Он не является дословной экранизацией, скорее вольной адаптацией, и картина, мягко говоря, не идеальна. Но лучше, конечно, почитайте о ней в нашей рецензии.
«Хребты Безумия»
Советовать кино, которое еще не вышло — это немного странно, но как только оно появится, вам непременно нужно будет посмотреть его. Гильермо дель Торо собирается снять «Хребты Безумия», просит на это серьезные деньги и обещает сделать нечто умопомрачительное. Более того, дель Торо — ярый фанат Лавкрафта, в его доме даже стоит восковая статуя в натуральную величину, которая изображает мастера ужасов в довольно пугающем виде.
Во что поиграть
Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth
Call of Cthulhu — одна из самых жутких и, в хорошем смысле, тошнотворных игр, вдохновленных историями Лавкрафта. В этом хорроре вам предстоит погрузиться в мир Иннсмута, который реализован здесь мрачнейшим образом. Главный герой не просто сталкивается с неведомым и ужасным, но и способен впасть в панику, сойти с ума, совершить самоубийство и прочее в том же духе. Увидев нечто шокирующее, он еще на шаг приближается к полному сумасшествию. Как, впрочем, и вы сами в вашей реальной жизни.
Darkest Dungeon
Darkest Dungeon о тносится к тому типу рпг, которые вообще не заботятся о вашем душевном здоровье. И речь идет не столько о том, что вся игра построена на жутких образах, пропитана атмосферой затхлости, помешательства и прочего. Местные твари здесь используют игрока в качестве мешка для битья и объекта для издевательств. Потерять весь прокачанный отряд из-за одной ошибки — это норма, а персонажи вашей партии безостановочно впадают в грех, заболевают сифилисом, воруют, убивают и истошно вопят от ужаса при малейшей опасности. Атмосфера тотального мрака, безысходности и безумия, наступающего на пятки команде смертников, с трепетом повторяет лучшие произведения мастера. Наверное, самая «нервная» игра на моей памяти.
«Мор: Утопия»
В свое время она стала чем-то вроде прорыва: оказалось, что видеоигры могут быть не менее глубокими, чем классическая литература. В «Утопии» все причудливо, гротескно, иррационально и безумно. А главное, также как и у Лавкрафта, вас буквально силой макают в вязкий кисель необъяснимого и сумасшедшего. Здесь главный эффект достигается за счет того, что при внешней похожести на реальность, внутренняя природа здешнего мира настолько отдает дичью, что пугает и наводит на безрадостные размышления. Лавкрафт явно наследил в голове у Дыбовского.
Stygian: Reign of the Old Ones
Stygian, субъективно, — пока что лучшая игра по вселенной Лавкрафта. В ней есть хтонический ужас, огромное количество отсылок и прекрасная атмосфера. При этом здесь разнообразный отыгрыш — эта ролевая игра позволяет пройти себя хоть дряхлым профессором-психоаналитиком, хоть соблазнительной вертихвосткой, сидящей на кокаине. Почти идеальная осенняя игра, даже несмотря на массу багов, которые подпортили многим впечатление от игры на старте.
Что послушать
Музыка тоже может настроить на нужный лад, создать необходимое настроение и, если совместить определенные мелодии с текстами Лавкрафта, есть вариант добиться своеобразного резонанса. После такого еще пару ночей перед сном будете невольно коситься на дверь спальной: вдруг там Тварь-На-Пороге и ночью она схватит вас за ляжку?
Даже нет смысла что-либо писать, просто послушайте.
Старый-добрый альбом Selected Ambient Works Афекса Твина практически идеально согласуется с лавкрафтовским настроением.
Но самое крутое — это тематическая коллаборация нескольких dark-ambient музыкантов, организованная издательством Cryo Chamber. 12 различных подборок, посвященных лавкрафтианским божествам (Азатот, Хастур, Йог-Сотот, Шуб-Ниггурат, Ньярлатотеп и Ктулху).
А если лень читать, вот вам замечательный архив аудиокниг. Сделано на совесть и погружает местами лучше классического прочтения. Пугает мощно, проверьте сами. В пустой комнате. В темноте.
О каких монстрах подумать перед сном
Допустим, вы тоже из тех никчемных, которым не хватает проблем в жизни и поэтому вы до сих пор фантазируете перед сном о какой-то адовой жути, накручивая себя и направляя сон в русло кошмара. Тогда вам здорово пригодятся образы, созданные Лавкрафтом. Они не столько страшные, сколько иррациональные и диковинные, а от того странным образом словно бы достоверные.
«Это были розоватые существа примерно полтора метра длиной; с телами ракообразных и парами крупных спинных плавников или перепончатых крыльев и несколькими членистыми конечностями; на месте головы у них имелся свернутый улиткой эллипсоид со множеством коротких усиков»
— Говард Лавкрафт, «Шепчущий во тьме».
Старцы
Старцы во многом напоминают Ми-го, поскольку тоже чужды природе Земли, нелепы и невероятны с точки зрения человека и тоже являются пришельцами. Однако именно Старцы сформировали жизнь на планете для своих нужд. Те же люди были созданы всего лишь ради грубого развлечения. Старцы — это горькая лавкрафтовская насмешка над идеей о Боге и смысле жизни.
Шуб-Ниггурат
Шуб-Ниггурат — некое извращенное божество, очевидно плодородия и жизни. Оно олицетворяет природу в ее хаотических и ужасающих проявлениях. Другое его имя — «Черный Козерог Лесов с Тысячным Потомством» и описывается оно как аморфная масса с множеством пастей и щупалец, роняющее слизь на ходу. Шуб-Ниггурат ходит на неком подобии козлиных ног и, судя по некоторым рассказам, может принимать образ людей, если того требует необходимость.
Лавкрафт умер, но его образы живут и продолжают дарить приятный зудящий дискомфорт его читателям. Сейчас подобными рассказами никого не напугаешь, но проникнуться атмосферой безумия оказывается все также приятно. Его отец и мать сошли с ума, а сам он умер в муках, а значит, он — лучший писатель, которого можно перечитывать перед сном.