Лайт опера что это

light opera

Смотреть что такое «light opera» в других словарях:

light opera — n. a short, amusing musical play; operetta … English World dictionary

light opera — light′ op′era n. mad operetta • Etymology: 1880–85, amer … From formal English to slang

light opera — Synonyms and related words: Broadway musical, Singspiel, ballad opera, ballet, ballet divertissement, chorus show, comedy ballet, comic opera, dance drama, grand opera, lyric drama, minstrel, minstrel show, music drama, musical, musical comedy,… … Moby Thesaurus

light opera — noun a short amusing opera • Syn: ↑operetta • Hypernyms: ↑comic opera, ↑opera bouffe, ↑bouffe, ↑opera comique … Useful english dictionary

light opera — operetta, short amusing opera … English contemporary dictionary

light opera — noun Date: 1858 operetta … New Collegiate Dictionary

light opera — operetta. [1880 85, Amer.] * * * … Universalium

light opera — /laɪt ˈɒprə/ (say luyt opruh) noun → operetta … Australian-English dictionary

Light Opera Works — is a resident professional not for profit musical theatre company in Evanston, Illinois. It was founded in 1980 by Philip Kraus, Bridget McDonough (still its managing director), and Ellen Dubinsky. Light Opera Works has presented over 75… … Wikipedia

Light Opera Oklahoma — (LOOK) is a professional opera company based in Tulsa, Oklahoma and is a member of OPERA America. LOOK was founded by John and Jane Everett in 1983 as a non profit community theatre under the name of the Gilbert and Sullivan Society of Tulsa.http … Wikipedia

Light Opera of Manhattan — between 1968 and 1989.Beginning years at the Jan HusIn the fall of 1968, William Mount Burke, the former director of The Miami Light Opera and The Stamford Symphony, took steps to start an Off Broadway company specializing in the comic operas of… … Wikipedia

Источник

Загрузить браузер Opera

Для вашей операционной системы мы рекомендуем эту версию.

Лайт опера что это. Смотреть фото Лайт опера что это. Смотреть картинку Лайт опера что это. Картинка про Лайт опера что это. Фото Лайт опера что это

Лайт опера что это. Смотреть фото Лайт опера что это. Смотреть картинку Лайт опера что это. Картинка про Лайт опера что это. Фото Лайт опера что это

Загрузить все браузеры Opera

Лайт опера что это. Смотреть фото Лайт опера что это. Смотреть картинку Лайт опера что это. Картинка про Лайт опера что это. Фото Лайт опера что это

Opera браузер для Windows

Лайт опера что это. Смотреть фото Лайт опера что это. Смотреть картинку Лайт опера что это. Картинка про Лайт опера что это. Фото Лайт опера что это

Opera браузер для Mac

Лайт опера что это. Смотреть фото Лайт опера что это. Смотреть картинку Лайт опера что это. Картинка про Лайт опера что это. Фото Лайт опера что это

Opera браузер для Linux

Opera браузер для Chromebook

Лайт опера что это. Смотреть фото Лайт опера что это. Смотреть картинку Лайт опера что это. Картинка про Лайт опера что это. Фото Лайт опера что это

Opera браузер для Android

Лайт опера что это. Смотреть фото Лайт опера что это. Смотреть картинку Лайт опера что это. Картинка про Лайт опера что это. Фото Лайт опера что это

Браузер Opera для iOS

Лайт опера что это. Смотреть фото Лайт опера что это. Смотреть картинку Лайт опера что это. Картинка про Лайт опера что это. Фото Лайт опера что это

Лайт опера что это. Смотреть фото Лайт опера что это. Смотреть картинку Лайт опера что это. Картинка про Лайт опера что это. Фото Лайт опера что это

Opera GX для Windows

Лайт опера что это. Смотреть фото Лайт опера что это. Смотреть картинку Лайт опера что это. Картинка про Лайт опера что это. Фото Лайт опера что это

Лайт опера что это. Смотреть фото Лайт опера что это. Смотреть картинку Лайт опера что это. Картинка про Лайт опера что это. Фото Лайт опера что это

Opera GX для Android

Лайт опера что это. Смотреть фото Лайт опера что это. Смотреть картинку Лайт опера что это. Картинка про Лайт опера что это. Фото Лайт опера что это

Лайт опера что это. Смотреть фото Лайт опера что это. Смотреть картинку Лайт опера что это. Картинка про Лайт опера что это. Фото Лайт опера что это

Лайт опера что это. Смотреть фото Лайт опера что это. Смотреть картинку Лайт опера что это. Картинка про Лайт опера что это. Фото Лайт опера что это

Opera Mini для Android

Лайт опера что это. Смотреть фото Лайт опера что это. Смотреть картинку Лайт опера что это. Картинка про Лайт опера что это. Фото Лайт опера что это

Opera Touch для Android

Загрузить другие продукты Opera

Идеальная среда для разработки 2D-игр. Все, что вам нужно, для создания игр.

Лайт опера что это. Смотреть фото Лайт опера что это. Смотреть картинку Лайт опера что это. Картинка про Лайт опера что это. Фото Лайт опера что это

Opera News для Android

Лайт опера что это. Смотреть фото Лайт опера что это. Смотреть картинку Лайт опера что это. Картинка про Лайт опера что это. Фото Лайт опера что это

Opera News для iOS

Лайт опера что это. Смотреть фото Лайт опера что это. Смотреть картинку Лайт опера что это. Картинка про Лайт опера что это. Фото Лайт опера что это

Лайт опера что это. Смотреть фото Лайт опера что это. Смотреть картинку Лайт опера что это. Картинка про Лайт опера что это. Фото Лайт опера что это

Opera News Lite для Android

Загрузить бета и версии браузеры из архивов

Лайт опера что это. Смотреть фото Лайт опера что это. Смотреть картинку Лайт опера что это. Картинка про Лайт опера что это. Фото Лайт опера что это

Opera браузер для Windows

Лайт опера что это. Смотреть фото Лайт опера что это. Смотреть картинку Лайт опера что это. Картинка про Лайт опера что это. Фото Лайт опера что это

Opera браузер для Mac

Лайт опера что это. Смотреть фото Лайт опера что это. Смотреть картинку Лайт опера что это. Картинка про Лайт опера что это. Фото Лайт опера что это

Opera браузер для Linux

Лайт опера что это. Смотреть фото Лайт опера что это. Смотреть картинку Лайт опера что это. Картинка про Лайт опера что это. Фото Лайт опера что это

Opera браузер для Windows

Лайт опера что это. Смотреть фото Лайт опера что это. Смотреть картинку Лайт опера что это. Картинка про Лайт опера что это. Фото Лайт опера что это

Opera браузер для Mac

Лайт опера что это. Смотреть фото Лайт опера что это. Смотреть картинку Лайт опера что это. Картинка про Лайт опера что это. Фото Лайт опера что это

Opera браузер для Linux

Opera USB

Портативный браузер Opera для Windows

Лайт опера что это. Смотреть фото Лайт опера что это. Смотреть картинку Лайт опера что это. Картинка про Лайт опера что это. Фото Лайт опера что это

Opera браузер для Windows

Opera 36

Opera для Windows XP/Vista

Лайт опера что это. Смотреть фото Лайт опера что это. Смотреть картинку Лайт опера что это. Картинка про Лайт опера что это. Фото Лайт опера что это

Opera браузер для Windows

Opera для базовых телефонов

Для загрузки перейдите на m.opera.com с телефона.

Лайт опера что это. Смотреть фото Лайт опера что это. Смотреть картинку Лайт опера что это. Картинка про Лайт опера что это. Фото Лайт опера что это

Opera для базовых телефонов

Ищете другие версии для мобильных устройств?

Все мобильные приложения

Лайт опера что это. Смотреть фото Лайт опера что это. Смотреть картинку Лайт опера что это. Картинка про Лайт опера что это. Фото Лайт опера что это

Все мобильные приложения

Архивные версии

Opera браузер для компьютеров

Лайт опера что это. Смотреть фото Лайт опера что это. Смотреть картинку Лайт опера что это. Картинка про Лайт опера что это. Фото Лайт опера что это

Opera браузер для компьютеров

Службы

Справка

Юридическая информация

Компания

Innovate and inspire, uncover the unexpected, support open standards.

Следите за новостями Opera

© 1995-2021 Opera Norway

Все права защищены

We use cookies to improve your experience on our website. By clicking Accept cookies, you agree to the use of cookies for marketing and analytics purposes. Further information can be found in our Privacy Statement and Cookies Policy.

Necessary cookies

These cookies are used for website functionality, such as storing your settings and preferences. You an disable these in your browser settings, but it may affect website functionality.

Marketing & Analytics cookies

We recommend accepting these cookies, which include third-party cookies, for the improvement of our products and everyone’s experience. These cookies contribute to statistics and the measurement of marketing campaigns.

Источник

Лайт-опера «Мертвые души» как новый вызов для Красноярского музыкального театра

22 и 23 июня в Красноярском музыкальном театре состоится премьера спектакля «Мертвые души» в экспериментальном жанре лайт-оперы. Главный режиссер театра Николай Покотыло еще в конце прошлого года говорил о том, что «новый мюзикл взорвет Красноярск».

Для всех, кто еще ничего не слышал о лайт-опере по произведениям Гоголя, рассказываем. «Мёртвые души» – это опера, написанная композитором Александром Пантыкиным, лидером легендарной советской рок-группы «Урфин Джюс». Либретто к опере написал поэт Константин Рубинский. Авторы, переосмыслив практически все творческое наследие Гоголя, создали уникальное произведение и новый жанр «лайт-оперы», в котором известный сюжет представлен в виде авантюрной истории с непредсказуемым финалом, а знакомые персонажи раскрываются с неожиданной стороны. Спектакль, по замыслу создателей, дарит зрителям возможность взглянуть через призму гоголевских образов на наш сегодняшний мир.

Культура24 побывала в гостях у главного режиссера Красноярского музыкального театра Николая Покотыло, подсмотрела в костюмерную и спросила о новом спектакле.

Лайт опера что это. Смотреть фото Лайт опера что это. Смотреть картинку Лайт опера что это. Картинка про Лайт опера что это. Фото Лайт опера что это

— В чем особенность лайт-оперы как жанра и отличие от оперы, оперетты или мюзикла?

— «Мертвые души» – это опера, написанная языком мюзикла. Автор музыки – «дедушка уральского рока» Александр Пантыкин – создал по форме оперу со всеми квартетами, терцетами, массовыми сценами, ариями, но написанную более простым языком для широкого зрителя.

— Почему была выбрана именно эта опера? Почему Гоголь?

— Тут несколько факторов. Во-первых, Гоголь – мой любимый писатель, он, как и я, родом из Украины. Во-вторых, он гениален и, значит, актуален всегда, что бы ни происходило в нашей стране. Ничего не изменилось за 150-250 лет. Все то же самое, в этом прелесть гениальных произведений – они вечны, когда бы ты их не ставил. В спектакле показана некая российская матрица, в которой мы живем, – со временем меняются костюмы, меняется средство передвижения и средство связи, но, по сути, остается та же самая прекрасная Россия, которая была в 18-19 веках. Ничего не изменилось – те же мозги, те же взгляды на жизнь, та же коррупция, то же стукачество, то же зло.

— У спектакля есть нарочитый политический подтекст?

— Ни в коем случае. К примеру, коррупция в нашей стране, как мне кажется, неискоренима, это наша национальная забава, мы просто с иронией к этому подходим, шутим – показываем зрителю зеркало – «На, вот, посмотри и под этим углом тоже посмотри. Ребят, ничего не изменилось, бег по кругу». К сожалению.

— Опера Александра Пантыкина довольно популярна среди театров – ее успешно поставили в нескольких городах. Красноярскому музыкальному театру сложно далась эта экспериментальная постановка?

— Наша постановка будет четвертой – оперу сначала поставили в Екатеринбурге, потом в Сыктывкаре, Краснодаре и теперь вот в Красноярске. Да, она популярна, но в то же время она очень сложная для воплощения, и именно это стало еще одной причиной, почему я за нее взялся. Это один из этапов развития нашего театра – расширение жанровой политики, у нас никогда не было такого материала. Я называю «Мертвые души» про себя «материалом на вырост», потому что нужно ставить большие цели и идти к ним. Опера сложна во всем – и для оркестра, и для артистов в вокальном смысле, это два часа беспрерывной музыки (не считая антракта). Специфика музыкальных спектаклей предполагает номерную систему, между номерами оркестр отдыхает, а здесь у музыкантов нет возможности вздохнуть на протяжении целого акта. Для нас это один из новых вызовов, с которым, я уверен, мы справимся.

Лайт опера что это. Смотреть фото Лайт опера что это. Смотреть картинку Лайт опера что это. Картинка про Лайт опера что это. Фото Лайт опера что это

— Вы оставляете ваших героев в 19 веке или переносите в наше время?

— На сцене вы увидите гоголевскую эпоху, я не считаю нужным в данном спектакле делать визуальную актуализацию – переодевать всех в нашу одежду и сажать Чичикова в Porsche вместо брички, это не так выстрелит. А вот прийти в театр, увидеть эту гротесковую историю и считать смысл, актуальный до сих пор, гораздо интереснее.

— Какие еще произведение Гоголя можно будет увидеть в спектакле помимо «Мертвых душ»?

— Естественно, «Мертвые души» – это основа, но авторы пошли еще глубже – они поработали со многими сюжетами автора. История рассматривается через сюжетную конструкцию комедии «Игроки». Только что город N облапошил Хлестаков из «Ревизора», и до губернатора дошли слухи, что скоро приедет новый мошенник Чичиков, и у него 200 тысяч капитала. Губернатор в свою очередь решает обмануть его и подталкивает Чичикова к покупке «мертвых душ». Такой поворот интереснее. В страшном сне Чичикова, который можно назвать «гогаллюцинацией» к нему явятся Вий, Паночка, черт и Оксана, Тарас Бульба и многие другие. Надо быть в контексте гоголевского творчества, конечно.

— Сколько времени ушло на подготовку спектакля?

Лайт опера что это. Смотреть фото Лайт опера что это. Смотреть картинку Лайт опера что это. Картинка про Лайт опера что это. Фото Лайт опера что это

— Работа режиссера над спектаклем начинается в тот момент, когда он понимает, что хочет это поставить. В моей голове работа началась несколько лет назад, еще до того, как я увидел спектакль Свердловского театра музыкальной комедии. Я понял, что это большое произведение, и мне есть, что сказать на сцене. А работа в театре начинается минимум за полгода – это большой процесс, работа художника, хореографа, костюмеров, артисты только несколько месяцев учат партии, а мизансценическая работа, которую и видят зрители в итоге, – только вершина айсберга, о подготовительной работе зритель часто даже не догадывается.

— Почему зрителям стоит сходить на спектакль?

— Это философское произведение, где важно слово и важен смысл, там будет что прочитать помимо классной завораживающей музыки. Спектакль очень неожиданный и важный и для нашего театра, и для города, потому что такого материала здесь еще не было.

Источник

Лайт-опера «Гоголь. Чичиков. Души» в Краснодаре

23 марта в краснодарском Музыкальном театре состоялась долгожданная премьера лайт-оперы «Гоголь. Чичиков. Души» екатеринбургского композитора Александра Пантыкина.

Режиссером и балетмейстером-постановщиком спектакля выступил Александр Мацко, а либретто произведения по мотивам поэмы Николая Гоголя «Мертвые души» написали А.Пантыкин и Константин Рубинский.

Жанр лайт-оперы – это совершенно новое направление в музыкальном искусстве, созданное Александром Пантыкиным. По его признанию, лайт-опера стала для него неким итогом всего музыкального опыта, итогом его исканий. «Это жанр на стыке всех существующих жанров, в нем нет ничего застывшего, – отмечает композитор, приехавший на премьеру в Краснодар. – Здесь вы найдете элементы оперы, рок-оперы, мюзикла, музыкальной комедии. Также здесь есть и элементы современного танца, и классического балета».

Такое жанровое смешение как нельзя лучше позволило реализовать уникальное качество гоголевских произведений, именуемое фантасмагорией. Богатство используемых на сцене инструментов без остатка поглотило зрителя в мир Гоголя и его творчества.

Что касается самого произведения, то «Гоголь. Чичиков. Души» – это не просто постановка «Мертвых душ». Это полотно, которое вмещает в сюжет гоголевской поэмы всю жизнь писателя в неразрывной связи с другими его произведениями. Так, например, в самом начале постановки на сцене появляется Хлестаков из «Ревизора». Он учит Чичикова, как надо жить и плутовать. Также по ходу спектакля периодически возникают намеки, параллели на другие произведения Гоголя: «Нос», «Шинель», «Вий» и т. д. Да и сам писатель несколько раз появляется на сцене.

«Одно из важнейших свойств этого жанра – его «съедобность», – заклчает А. Пантыкин. – Мне не хотелось писать что-то заумное, псевдоавангардное. Нашей задачей было достичь такого результата, чтобы ее могли слушать самые разнообразные слои населения. Это сочинение пронизано аллегориями, метафорами. И каждый найдет в нем что-то свое, очень близкое».

Источник

И ВСЕ-ТАКИ ОПЕРА!

Лайт опера что это. Смотреть фото Лайт опера что это. Смотреть картинку Лайт опера что это. Картинка про Лайт опера что это. Фото Лайт опера что это Лайт опера что это. Смотреть фото Лайт опера что это. Смотреть картинку Лайт опера что это. Картинка про Лайт опера что это. Фото Лайт опера что это Лайт опера что это. Смотреть фото Лайт опера что это. Смотреть картинку Лайт опера что это. Картинка про Лайт опера что это. Фото Лайт опера что это

Марина Дмитревская Друзья мои, мы и правда друзья, но с самого начала хочу сделать наш разговор проблемным и даже конфликтным. Я много слышала и читала о «Мертвых душах» и, будучи неофитом в музыкальном театре, охотно верила друзьям, коллегам и авторам «ПТЖ», вот и рядом с нашим разговором публикуется восторженная рецензия. Я преданно люблю творчество «дедушки уральского рока» Александра Пантыкина и его самого. Я не подвергаю сомнению решение жюри «Золотой маски». Но не могу скинуть со счетов собственное впечатление: пришла в театр и увидела архаический, невысокого вкуса спектакль, использовавший все, что я видела в замшелых драматических театрах, давних мюзиклах Воробьева—Колкера на той же сцене (только тогда это было действительно ново, а здесь — много хуже, тяжелее, захламленнее, провинциальнее). Режиссура образца какого-то лохматого года, сценография, которую уже «не носят», аляповатые цветовые сочетания, раздражающие глаз. Я не увидела и не услышала ничего нового для себя («вторсырье» — услышала шепот сзади, слово не мое, но — делюсь). Поразилась произвольности и нестройности режиссерского мышления, вне какой-либо логики (с какой стати Селифан, прозревающий от чтения книг, вдруг становится в финале Гоголем? Как может персонаж Чичиков, находясь внутри сюжета, видеть сон, в котором действуют персонажи гоголевских произведений?). Я готова признать себя дураком, но объясните мне тогда со своих специальных позиций, чего я не увидела (а должна была увидеть), что нового дает эта «лайт-опера» театру?

Александр Пантыкин Ты говоришь о спектакле, это отдельное произведение, созданное Кириллом Стрежневым. А я хочу говорить о лайт-опере, созданной композитором на бумаге и дающей режиссерам возможность интерпретаций. И говорил бы я сегодня не о законченной форме, а о форме в движении. Три моих работы в одном театре («Храни меня, любимая», «Силиконовая дура» и «Мертвые души») — это некий путь, и процесс для меня далеко не закончен. Я говорю о лайт-опере как термине, необходимость которого назрела. Это попытка хоть как-то классифицировать то, что происходит сегодня в музыкальном театре. Помимо моих «Мертвых душ» есть контекст: «Маргарита», «Гамлет», «Принцесса и свинопас» Кобекина, занимающего сегодня лидирующее положение. «Ревизор» Дашкевича, «Инкогнито из Петербурга» Плешака, «Цезарь и Клеопатра» Журбина, «Любовь и шпионаж», «Алые паруса» и «Летучий корабль» Дунаевского…

Дмитревская А почему это называется не опера, а лайт?

Пантыкин Все эти произведения отличаются тем, что от чего-то ушли (от традиционного мюзикла, традиционной музыкальной комедии, оперетты), но еще ни к чему новому не пришли. Я это назвал лайтопера. Вернее, Владимир Александрович Кобекин пришел ко мне после премьеры «Мертвых душ» и сказал, что это замечательная легкая опера. И ушел. Тут я задумался. Слова, брошенные вскользь, бывают важны, но, когда я начал ковыряться в бумагах, оказалось, что такой термин уже есть, правда, обозначает другое — комедийную оперу. А мы имеем в виду произведения, где есть серьезное содержание, но также есть элементы мюзикла, симфонической музыки и оперы: налицо простроенная оперная драматургия. Я могу говорить о системе лейтмотивов, развивающихся в «Мертвых душах», могу о других вещах, характерных только для оперы. И по образу и подобию рок-оперы я стал придумывать термин. Лайт-опера имеет тот смысл, что придал ей Кобекин (легкая), и занимает медиумположение относительно других сценических жанров. Я кинул это слово, подумав, что если не приживется — возникнет другое. Но вот все чаще в обсуждениях оно стало мелькать. Приживается.

Дмитревская Это дитя разных народов? Она взяла у одного, у другого…

Пантыкин Да, дитя разных народов.

Дмитревская Но с тем же успехом можно сказать: в этой опере нет ни того, ни другого — потому она «лайт».

Елена Третьякова Думаю, то, что там при сутствует, перевешивает то, чего там нет. Там действительно есть развитая музыкальная драматургия, это не комедия с музыкой, не вставные номера, скрепленные речитативом или диалогом, это логично развивающаяся музыкальная ткань со своим интонационным зерном, с отсылом в разные музыкальные жанры, включая историю оперы как таковой. Там есть мотивы, уводящие просвещенного слушателя и в сторону Мусоргского, и в сторону речитативной оперы.

Дмитревская Так почему это не просто опера?

Третьякова Потому что здесь больше, чем предписано опере, опоры на бытовую музыкальную культуру. Здесь есть преображенные интонации эстрадной песни, бытовая музыка, которая опере не показана. На самом деле это главное различие мюзикла, оперы и рок-оперы. Но опера заблудилась в отсутствие мелодии, она оторвалась от рядового слушателя и перестала восприниматься. Первым забил тревогу как раз Кобекин: современная музыка теряет театральную публику. Не ту, которая наполняет филармонические залы, не ту, которая идет с подготовленным ухом, ожидая изысков, а просто публику.

Дмитревская Но это, по-моему, возвращение к нормальной опере, которая воспринималась мелодически… Я о другом. О театре. Каждый новый жанр делает новое предложение театру, режиссеру, сценическому языку, способу актерского существования. Я стопроцентно принимаю на веру все, что вы говорите о музыкальной стороне дела, но я вижу абсолютно архаические режиссерские приемы, которыми этот музыкальный текст воплощается. Я хочу понять, чего новый жанр хочет от режиссуры, в противном случае режиссер берет штампы оперетты, музыкальной комедии, contemporary dance, традиционного танца, оперные штампы, сценографические, варит все в одной кастрюле — и мы имеем этот сценический «лайт»… Если это новый жанр (как было с мюзиклом) — он прово цирует новые сценические языковые пробы! Или это не новый жанр.

Пантыкин Мне было интересно, чтобы за этот материал взялся и кто-то другой, не только Кирилл Стрежнев, с которым мы давно работаем и много сделали. И я видел видеозапись «Мертвых душ» Сыктывкарского оперного театра. Режиссер Володя Акулов придумал спектакль как «гоголюцинации Чичикова». И материал дает возможность себя трактовать, мне идея гоголюцинаций близка, я так решал сон Чичикова, сон Ноздрева. Вообще вся история — страшный сон, приснившийся Чичикову.

Дмитревская Я об этом и говорю. И могу предположить, что новое композиторское предложение решается в театре архаическими средствами, пока не придет кто-то, кто найдет для нового музыкального языка новый сценический. В екатеринбургском спектакле все было спутано, не решена проблема мира Гоголя и мира вне его. Чиновники все похожи на Абажа из «Королевства кривых зеркал», но и прозревающий истину, выходящий в другое измерение Селифан так же уродлив, заклеен бородой, намазан гримом… Какой-то древний театр.

Третьякова Если я и вижу здесь театральную архаику, то она доведена до степени закона, сильно преувеличена. Она отсылает то к мультяшке, то к Магритту, то к «Бони и Клайду», то к Колкеру—Воробьеву (Воробьев — учитель Стрежнева, и все родовые связи здесь присутствуют), но все это осмыслено, обострено, введено в рамки настоящей театральности.

Дмитревская А мне это кажется вампукой.

Пантыкин Тебе надо посмотреть другие спектакли в музыкальных театрах, чтобы понять, что такое вампука! Например, Коля Коляда принципиально за сто метров обходит театр музкомедии. Но у него есть особенность: в 5 утра он звонит людям, которые для него духовно ближе всего, объясняется в любви, несмотря на то, что некоторые спят, дает советы и пр. И вот в один из таких моментов я пообещал: «Коля, я сделаю все, как ты говоришь, но ты сходи на мои „Мертвые души“». Будучи в утреннем состоянии влюбленности и подпития, он пообещал и сходил. И в ЖЖ написал как человек, в котором эта вещь переменила что-то в отношении к музыкальному театру.

Дмитревская И все-таки. Разве новый музыкальный язык не провоцирует новый театральный язык?

Третьякова Ты говоришь о новом театральном языке с легкостью в мыслях необыкновенной. Да ничуть не бывало! Какой новый язык может быть в постмодерне кроме того, чтобы цитировать, усугублять, противопоставлять, доводить до крайних точек? В «Мертвых душах» переосмыслена и заострена определенная традиция, чиновники из воробьевского «Дела» превращены в монстров, и это может казаться элементом плаката, приемом, правилом игры. Зеленая гидра.

Пантыкин Да, первый номер «Пойдет плясать губерния» предполагает эту плакатность, утрированность.

Дмитревская Я совершенно не увидела иронии, а увидела набор приемов, многие из которых я вижу и в драматическом театре и которые затасканы. В такой стилистике, в таких фактурах работают, например, И. Капитанов и Ф. Сельская (я сперва решила, что художники они), но у них это стиль. А тут все выглядит просто много раз виденным собранием штампов, театральным барахлом.

Третьякова Насчет штампов вопрос, конечно, интересный. Я наблюдаю сейчас систему штампов в питерской музкомедии, когда привозят венгерские спектакли по классике. Штамп неосознанный и есть театральное барахло, а штамп осмысленный смешон и неприятен. Это придает объем.

Дмитревская Ну что же делать, если не было смешно, если я не почувствовала режиссерской логики? Если бы это была чистая фантасмагория…

Третьякова Да нет уже ничего чистого.

Дмитревская А мне кажется, что постмодернизм свое отыграл и чувство стиля становится главным.

Третьякова Тоска по стилю не покидала нас ни в эпоху постмодернизма, не покидает и в период постпостмодернизма. Это потребность каждой культурной личности — увидеть чистоту приема. Но давайте исходить из того, что нам предложили.

Пантыкин Тоска по стилю — это отлично!

Дмитревская Саша, скажи, появление лайтоперы связано с культурным падением, которое мы наблюдаем, это облегчение тяжелого жанра?

Пантыкин Мы имели две тенденции: утяжеление легких жанров (их нагружали психологизмом и прочим) и то, о чем говорила Лена, — стремление серьезных композиторов двинуться навстречу публике. Они сошлись на одном поле, и вопрос: опера это или мюзикл — впервые встал в связи с «Маргаритой» Кобекина.

Третьякова Там даже две оркестровки: для симфонического театра и для электронных инструментов. И это может идти в опере, а может в оперетте.

Пантыкин И это движение, мы его видим.

Третьякова «Мертвые души» — не просто опера, потому что это другой срез культуры, лежащий в зоне эстрады, поп и рок-музыки. И все это помножено на оперную традицию, если я не ошибаюсь.

Пантыкин Абсолютно точно сказано. И неспроста же я — «дедушка уральского рока». Мы говорим сегодня об интонации начала ХХI века, это лакмусовая бумажка. И лайт-оперой мы обозначили пока рокинтонацию или поп-интонацию в сочетании с оперой.

Третьякова Лирические сцены «Евгения Онегина » — это то самое, что теперь называется лайт-оперой. Если разложить интонационный строй этой оперы — пошлее ничего быть не может. «Слыхали ль вы…» — городской романс в чистом виде, низкий жанр. За что любили русских композиторов-классиков? За то, что они развивали русский фольклор, крестьянскую культуру, но низовую городскую культуру в оперу не пускали, это был предмет больших споров.

Пантыкин Но принцип тот же самый!

Дмитревская С оперы-лайт я, темный зритель, должна выйти со шлягером? С колкеровской «Свадьбы Кречинского» мы выходили с романсом Лидочки «Я только вас всегда ждала и только вас люблю», из пошлой «Владимирской площади» Журбина привязывалась «Мы расстаемся — пальцы врозь». Я выхожу с «Мертвых душ», унося только шутку: «Редкая лошадь долетит до середины Днепра». При этом множество твоих театральных мелодий звучит у меня в ушах.

Третьякова Во-первых, есть отличные речитативные попевки, монолог губернаторской дочки и пр.

Пантыкин Это важная и справедливо поднятая тема. Она меня волнует. И я провел эксперимент на своих сокурсниках, с которыми учусь теперь в драматургической магистратуре. Они сразу напели финальную вещь и «Двести тысяч», про лошадь не вспомнили.

Третьякова На Западе еще нет спектакля, а хиты уже запущены в работу со слушателями в аудиозаписях. Запоминается повторенное. И жалко, что «Мертвые души» не имеют вокруг себя индустрии, атрибутики, которая внедрила бы это в массовое сознание.

Пантыкин Но я сознательно уходил от набившей оскомину песенной формы в сторону оперы.

И делал это в ущерб популярности. Лена справедливо заметила: запоминается повторенное, прослушай три раза — и запомнишь. Первый показ «Кармен» был провалом, а теперь вся она состоит из шлягеров. Для меня важно, что после показов в Москве и Питере ко мне подходили разные люди и говорили: «И все-таки это опера».

Лайт опера что это. Смотреть фото Лайт опера что это. Смотреть картинку Лайт опера что это. Картинка про Лайт опера что это. Фото Лайт опера что это

А. Пантыкин. Фото Е. Земляникова

Третьякова Мне-то важно, что все побежали смотреть этот богом забытый жанр музыкальной комедии, ругаются, спорят. Это означает давно назревавший перелом. Не революционный, но эволюционный. Эти спектакли перестают быть одноклеточными. Ведь в театрах этого жанра давно вообще не было предмета для рефлексии! Нам меняют законы жанра. Точно так же не принята «Летучая мышь» Большого театра, в которой режиссер предложил поменять жанр и сообщил, что на языке оперетты можно говорить о серьезных вещах. В эти театры стал возвращаться художественный объем. Уже не графья в перьях ходят!

Дмитревская Может, я просто не представляю размеров бедствия в вашей сфере?

Третьякова и Пантыкин Вот именно! Не представляешь! Да сходи в московскую оперетту и поймешь! Да это катастрофа, нормальные люди не ходят! И нужны спектакли, чтобы вернуть зрителей в залы!

Третьякова И счастье, что ты пришла посмотреть «Мертвые души» Пантыкина, пусть тебе и не понравилось.

Пантыкин Люди-то обычно не ходят! Кирилл Стрежнев единственный нормальный главный режиссер!

Третьякова Моя мечта привлечь в театр музкомедии Дмитрия Чернякова.

Пантыкин А моя — Праудина, много лет веду разговоры.

Третьякова Косность публики, наполняющей (наполняющей!) эти залы, не сравнится ни с каким оперным театром. В оперетте — «не моги поднять ноги»! А «Силиконовая дура» идет четыре года, на «Мертвые души» два года билетов не достать.

Дмитревская Саш, и какой у тебя следующий план преобразования жанра?

Пантыкин У меня замысел с Кафкой. Это логичное продолжение. «Превращение» — это и есть то самое, что может происходить в музыкальном театре. Ведь это еще и шоу, и насекомые, которые поют, — это для него. Я работаю над новой лайт-оперой: по мотивам «Превращения» Кафки и «Франкенштейна» Мэри Шелли. От Чапека и Пелевина с их насекомыми я отказался, а третьей составной частью будет «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *