Лазуритовый коридор что это

Куда ведет «Лазуритовый коридор»?

Лазуритовый коридор что это. Смотреть фото Лазуритовый коридор что это. Смотреть картинку Лазуритовый коридор что это. Картинка про Лазуритовый коридор что это. Фото Лазуритовый коридор что это

Государственная таможенная служба Туркменистана 3 августа заявила о последовательной поддержке Ашхабадом транспортно-коммуникационных проектов, направленных на развитие сотрудничества между странами Центральной Азии. И хотя таких проектов в регионе реализуется несколько, акцент в этом сообщении сделан на проекте «Лазуритового коридора», призванном связать Афганистан с Европой.

Лазурит – полудрагоценный камень, который с древнейших времен добывали в северо-восточных районах Афганистана (Бадашхане) и доставляли оттуда во все части света, включая Ближний Восток и Европу. В Средневековье его называли ляпис-лазурью. По аналогии с самым известным афганским товаром и получил название «Лазуритовый коридор» – новый транспортный маршрут, который должен пройти от афгано-туркменской границы через Каспийское море, Кавказ и Турцию в Европу. Его география очень напоминает лоббируемый с начала 1990-х гг. Евросоюзом проект ТРАСЕКА, который также должен был связать Европу с Центральной Азией. Только продвигается он на этот раз не с западной, а с восточной стороны.

Лазуритовый коридор что это. Смотреть фото Лазуритовый коридор что это. Смотреть картинку Лазуритовый коридор что это. Картинка про Лазуритовый коридор что это. Фото Лазуритовый коридор что этоТрасса «Лазуритового коридора»

Проект создания «Лазуритового коридора» прорабатывался с 2012 г. Однако соглашение по нему было подписано Туркменией, Азербайджаном, Грузией, Ираном и Турцией лишь два года назад – 15 ноября 2017 г. в ходе 7-й Конференции регионального экономического сотрудничества по Афганистану в Ашхабаде. С помощью железных и автомобильных дорог этот коридор, как предполагается, свяжет город Торгунди в афганской провинции Герат с Ашхабадом и портом Туркменбаши, и далее, через Каспийское море дойдет до Баку, Тбилиси и Анкары с ответвлениями в Поти и Батуми, а от Анкары – до Стамбула. Поскольку существующие автомобильные и железные дороги значительную часть этого коридора уже охватывают, соглашение предусматривает прежде всего упрощение логистических и таможенных процедур. Тем не менее общий бюджет проекта оценивается в 2 млрд. долл.

Церемония открытия коридора с участием президента Афганистана Ашрафа Гани состоялась 13 декабря 2018 г. в Герате. Первая партия сельскохозяйственной продукции, которую планировалось отправить по «Лазуритовому коридору», как сообщают афганские СМИ, включала более 175 тонн хлопка, сухофруктов и кунжута. Заинтересованность афганского бизнеса в функционировании этого коридора обусловлена транспортной изолированностью страны. Годовой объем импорта Афганистана из Европы и Турции через Иран составляет 900 млн. долларов, а экспорт в европейские страны – всего 6 млн. долл. в год. Важность этого маршрута неоднократно подчеркивал и А. Гани. Дело в том, что из-за регулярного нарушения пакистанской стороной существующего торгово-транзитного соглашения афганские производители скоропортящейся сельхозпродукции несут огромные убытки.

Лазуритовый коридор что это. Смотреть фото Лазуритовый коридор что это. Смотреть картинку Лазуритовый коридор что это. Картинка про Лазуритовый коридор что это. Фото Лазуритовый коридор что это

Заинтересован в коридоре и Азербайджан, который в результате реализации сразу нескольких подобных проектов может стать одним из крупнейших в регионе транспортных хабов. Опасения азербайджанских аналитиков вполне обоснованно вызывает военно-политическая нестабильность в Афганистане, которая погубила уже не один такой проект.

Однако еще больше «Лазуритовый коридор» интересует Туркменистан, который с его помощью рассчитывает не только преодолеть собственную транспортную изоляцию, но и способствовать улучшению ситуации в Афганистане. Не случайно Ашхабад принимает активное участие в строительстве на афганской территории железной дороги Акина–Андхой, которое, как подчеркивает интернет-ресурс www.turkmenistan.gov.tm, ведётся за счёт средств туркменской стороны, ее кадровых и материальных ресурсов. При этом туркменские специалисты не только прокладывают саму магистраль, но и строят необходимые инфраструктурные объекты.

С геополитической точки зрения маршрут, идущий из Афганистана в обход трех крупнейших держав региона – России, Китая и Ирана, соответствует интересам США, заинтересованным в независимом от этих стран доступе к внутренним районам Евразии. Геополитическая подоплека «Лазуритового коридора», собственно говоря, и не скрывается. Так, аналитик Центра стратегических исследований при президенте Азербайджана Фуад Шахбазов, комментируя для информагентства Trend перспективы нового маршрута, подчеркнул, что он, вероятно, будет конкурировать с китайско-пакистанским экономическим коридором, ведущим к порту Гвадар на побережье Индийского океана. Кроме того, «Лазуритовый коридор», по его словам, «поможет освободить Афганистан от зависимости от пакистанских, иранских и российских портов для экспорта своих продуктов». Аналогичная точка зрения была высказана Ф. Шахбазовым в статье для влиятельного американского «мозгового центра» Jamestown Foundation, специализирующегося на Евразии.

Очертания «Лазуритового коридора» отчасти напоминают о новом маршруте снабжения расположенных в Афганистане военных баз США. Этот коридор был создан американцами взамен прежнего южного маршрута через территорию Пакистана, отношения с которым у них испортились. Соглашение по нему было подписано в январе 2018 г. в ходе визита в Вашингтон президента Казахстана Н. Назарбаева. А для того чтобы сделать его более сговорчивым, накануне визита по требованию суда были арестованы 22 млрд. долл., принадлежавших Национальному банку Казахстана. «Казахский коридор» предусматривает использование каспийских портов Актау и Курык, откуда военные грузы должны доставляться по железной дороге до Узбекистана и далее – в Афганистан. «Лазуритовый коридор» пролегает южнее, но, начиная с района Каспийского моря, его география и логистика выглядят так же, как и у «Казахского коридора», что позволяет рассматривать его в качестве дублирующего маршрута.

Показательно, что «Лазуритовый коридор» упоминается в статье руководителя Института Центральной Азии и Кавказа Американского совета по внешней политике Фредерика Старра «Самый восточный порт Европы», посвященной строительству грузинского глубоководного порта Анаклия. Доказывая необходимость выстраивания в регионе альтернативных России транспортных коридоров, он отмечает, что в перспективе «Лазуритовый коридор» мог бы связать Европу не с Афганистаном, а с Южной Азией, которая вскоре обгонит Китай по численности рабочей силы и превратится в один из ведущих мировых экономических центров. Причем для оживления транспортного коридора через Центральную Азию и Кавказ Ф. Старр, несмотря на явные опасения по поводу возрастающего экономического присутствия КНР в странах региона, предлагает задействовать китайские товары и инвестиции, которые сделают функционирование этого маршрута рентабельным.

Между тем экономическая целесообразность – главное, что ставит перспективы развития «Лазуритового коридора» под вопрос. Афганских фруктов и хлопка для обеспечения его рентабельности явно недостаточно. К тому же их намного проще возить в Европу через Среднюю Азию и Россию, что выйдет гораздо быстрее и дешевле. С аналогичными проблемами в свое время столкнулся проект ТРАСЕКА, который в итоге так и не стал реальной транспортной альтернативой маршруту через Россию. Двойная перевалка товаров с железнодорожного или автомобильного транспорта на морской делает его логистику более длительной и дорогой, что ярко продемонстрировал пример Украины. После начала конфликта с Москвой Киев попытался «обойти» ее через Кавказ и Каспий, но быстро от этой идеи отказался из-за ее бесперспективности. Постоянное снижение объемов перевозок по маршруту ТРАСЕКА в 2010-е гг. отмечает и Ф. Старр, связывающий его упадок с неэффективной логистикой и тарифной политикой.

Никаких свидетельств в пользу того, что «Лазуритовый коридор» окажется экономически более эффективным, чем ТРАСЕКА, пока нет. А потенциальный перечень и объем товаров, которые можно было бы по нему перевозить, выглядит гораздо более скромным. По маршруту ТРАСЕКА изначально планировалось перевозить китайские и европейские товары, которые в итоге оказалось выгоднее доставлять морем или же через Россию. Кроме того, им могли заинтересоваться Казахстан, Узбекистан и другие среднеазиатские государства, которые сегодня вполне могут воспользоваться для доставки товаров через Азербайджан и Грузию казахстанскими портами на Каспии. В итоге «Лазуритовый коридор» имеет очень высокие шансы стать одним из многочисленных транспортных проектов, которые так и остались на бумаге.

Источник

Лазуритовый коридор, или Пора вспомнить историю

Лазуритовый коридор что это. Смотреть фото Лазуритовый коридор что это. Смотреть картинку Лазуритовый коридор что это. Картинка про Лазуритовый коридор что это. Фото Лазуритовый коридор что это

ТБИЛИСИ, 18 ноя — Sputnik. Соглашение по проекту «Лазуритовый коридор», подписанное представителями Афганистана, Туркменистана, Азербайджана, Грузии и Турции в Ашхабаде на текущей неделе, — главный итог VII двухдневной региональной конференции экономического сотрудничества по Афганистану (RECCA – Regional Economic Cooperation Conference on Afghanistan).

Базовая идея RECCA – способствовать экономическому и социальному развитию Афганистана, что поможет повысить безопасность в регионе и эффективно противостоять наркоторговле. Причем логика взаимодействия понятна: Центральная Азия богата энергоресурсами, в Южной Азии быстро растет население и развивается промышленность. Афганистан находится как раз между энергетически богатыми и быстро растущими регионами, и может стать транзитным узлом.

Проект «Лазуритовый коридор» — лишь один из многих энергетических, транспортных и торговых проектов, которые подробно обсуждались на конференции. Но на встрече в Ашхабаде он был центральным. После трех технических встреч, проходивших ранее (последняя из них – в Баку в начале ноября), в Ашхабаде прошла официальная церемония подписания соглашения.

Идея «Лазуритового коридора» (Lapis Lasuli Transit, Trade & Transport Route Agreement) возникла еще в 2012 году. Речь идет о создании интегрированной транзитной и транспортной системы в пяти странах–участницах, включающей автомобильные и железные дороги, а также мультимодальные морские и сухопутные порты.

Источник

Лазуритовый коридор – путь из Афганистана в Европу

В этой ситуации возрастает значение Лазуритового транспортного коридора (Lapis Lazuli) как удобного и относительно дешевого пути транспортировки грузов из Азии в Европу. Идея возрождения древнего маршрута Великого Шелкового пути – Лазуритового коридора в современном формате интегрированной мультимодальной транзитно-транспортной системы возникла в 2012 году. После нескольких технических консультаций в октябре 2017 года в рамках 7-й региональной конференции экономического сотрудничества по Афганистану (RECCA), проведенной в Ашхабаде, пять стран – Афганистан, Туркменистан, Азербайджан, Грузия и Турция подписали официальное соглашение о Лазуритовом коридоре (Lapis Lazuli Transit, Trade & Transport Route Agreement).

Уже в декабре следующего года пилотный железнодорожный состав отправился из станции Тургунди через туркменский Серхетабат до Международного морского порта Туркменбаши и через Каспийское море был переправлен в Азербайджан. Пилотный проект позволил странам транспортного коридора выявить сложности при перевалке груза, чтобы затем предпринять необходимые шаги для их решения.

Транспортный коридор Афганистан-Туркменистан-Азербайджан-Грузия-Турция является ключевым элементом для разрешения ряда экономических вопросов, которые наиболее актуальны для Центральной Азии. Этот транспортный коридор призван способствовать развитию производства в регионе и возрождению экономики Афганистана. Коридор Lapis Lazuli позволит существенно ускорить грузопотоки и сократить расстояния от производителя товаров до рынков сбыта, что повысит конкурентоспособность продукцию на внешних рынках. При этом, эксперты обращают внимание на перспективу синхронизации Лазуритового коридора с существующими крупными транзитно-транспортными и торговыми маршрутами Евразии по направлениям Север-Юг и Восток-Запад.

Туркменистан как первая транзитная страна коридора внес значимый вклад в развитие коридора и интеграции Афганистана в транспортно-логистическую систему Евразии. Строительство стальной магистрали Керки-Имамназар-Акина-Андхой и модернизация ветки Серхетабат-Тургунди увеличили возможности подключения Афганистана к транспортной системе Туркменистана и вывода афганской продукции на международные рынки.

Огульгозель Реджепова

Статья изначально была опубликована в электронной газете «Туркменистан: Золотой век» 14 мая 2021 г.

В числе новых драйверов роста в глобальном постпандемийном развитии эксперты называют диверсификацию транспортных коммуникаций. И это касается, прежде всего, железнодорожного транспорта, доказавшего свою надежность, стабильность и экономичность на фоне возникших в прошлом году проблем на рынке морских перевозок. Согласно опубликованным данным, это привело к значительному удорожанию морского фрахта, который превысил ставку железнодорожного транзита, в частности, между КНР и ЕС на 50% в декабре 2020 года. Такие факторы объективно ускоряют переход грузоотправителей «с моря на рельсы», предоставляя дополнительные преимущества железнодорожному транспорту.

В этой ситуации возрастает значение Лазуритового транспортного коридора (Lapis Lazuli) как удобного и относительно дешевого пути транспортировки грузов из Азии в Европу. Идея возрождения древнего маршрута Великого Шелкового пути – Лазуритового коридора в современном формате интегрированной мультимодальной транзитно-транспортной системы возникла в 2012 году. После нескольких технических консультаций в октябре 2017 года в рамках 7-й региональной конференции экономического сотрудничества по Афганистану (RECCA), проведенной в Ашхабаде, пять стран – Афганистан, Туркменистан, Азербайджан, Грузия и Турция подписали официальное соглашение о Лазуритовом коридоре (Lapis Lazuli Transit, Trade & Transport Route Agreement).

Уже в декабре следующего года пилотный железнодорожный состав отправился из станции Тургунди через туркменский Серхетабат до Международного морского порта Туркменбаши и через Каспийское море был переправлен в Азербайджан. Пилотный проект позволил странам транспортного коридора выявить сложности при перевалке груза, чтобы затем предпринять необходимые шаги для их решения.

Транспортный коридор Афганистан-Туркменистан-Азербайджан-Грузия-Турция является ключевым элементом для разрешения ряда экономических вопросов, которые наиболее актуальны для Центральной Азии. Этот транспортный коридор призван способствовать развитию производства в регионе и возрождению экономики Афганистана. Коридор Lapis Lazuli позволит существенно ускорить грузопотоки и сократить расстояния от производителя товаров до рынков сбыта, что повысит конкурентоспособность продукцию на внешних рынках. При этом, эксперты обращают внимание на перспективу синхронизации Лазуритового коридора с существующими крупными транзитно-транспортными и торговыми маршрутами Евразии по направлениям Север-Юг и Восток-Запад.

Туркменистан как первая транзитная страна коридора внес значимый вклад в развитие коридора и интеграции Афганистана в транспортно-логистическую систему Евразии. Строительство стальной магистрали Керки-Имамназар-Акина-Андхой и модернизация ветки Серхетабат-Тургунди увеличили возможности подключения Афганистана к транспортной системе Туркменистана и вывода афганской продукции на международные рынки.

Огульгозель Реджепова

Статья изначально была опубликована в электронной газете «Туркменистан: Золотой век» 14 мая 2021 г.

Источник

Появится ли свет в конце «Лазуритового коридора»

Афганистан и Азербайджан попробуют оживить товарно-транспортный проект после пандемии

Лазуритовый коридор что это. Смотреть фото Лазуритовый коридор что это. Смотреть картинку Лазуритовый коридор что это. Картинка про Лазуритовый коридор что это. Фото Лазуритовый коридор что этоАфганскую делегацию в Баку встретили по-деловому. Фото со страницы Шакира Каргара в Facebook

Кабул заинтересован в расширении экономического и политического сотрудничества с Азербайджаном. В Баку прибыла афганская делегация, в составе которой советник президента Исламской Республики Афганистан по национальной безопасности Хамдулла Мохиб и глава администрации афганского президента Мохаммад Шакир Каргар. Состоялись переговоры с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым.

Отношения между Афганистаном и Азербайджаном никогда не отличались интенсивностью, считает эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев. «С экономической точки зрения единственный проект, который считается сторонами важным и объединяющим, – это товарно-транспортный «Лазуритовый коридор», который лоббируется западными странами, прежде всего США. Коридор берет начало в Афганистане, поэтому и получил название от «лазурита» – полудрагоценного афганского камня, проходит через Туркменистан, затем паромом через Каспий в Азербайджан, оттуда в Грузию, Турцию и Европу», – сказал «НГ» Князев.

По словам эксперта, с момента анонсирования этого проекта было предпринято несколько попыток организовать караваны автомашин. Но придать проекту масштабность не удалось. «Похоже, «Лазуритовый коридор» если и может служить, то только разовым акциям, потому что список товаров из Афганистана, которые способна поставлять страна на азербайджанский, турецкий или европейский рынок, мягко говоря, сильно ограничен – упомянутые автокараваны везли ковры, сухофрукты и в небольшом количестве полудрагоценные и драгоценные камни. Этого недостаточно, чтобы быть востребованным и серьезно отразиться на экономике Афганистана», – считает Князев.

По мнению эксперта, проект «Лазуритовый коридор» можно и нужно рассматривать только под политическим углом, поскольку он призван объединить Афганистан с Центральной Азией в рамках известного проекта С5+1, задействуя Туркмению, и сформировать маршрут в обход Ирана и России. «Это, вероятно, его единственный смысл, и он носит исключительно политический характер. Потому что с экономической точки зрения он абсолютно нерентабелен», – отметил Князев. По его словам, можно также констатировать, что Азербайджан вовлекается в афганскую ситуацию еще и как транзитная страна для доставки грузов авиационным путем – речь об аэродроме подскока для западных стран, который используется для переброски военных грузов в Афганистан. Нельзя исключать, что кроме лазурита и сухофруктов в западном направлении идут и наркотики.

«Лазуритовый коридор» – это тренд региональной политики, сказал «НГ» руководитель политологического клуба «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде. В допандемический период президенты Азербайджана и Афганистана общались довольно часто, пересекаясь на международных площадках, Ашраф Гани даже приезжал с визитом в Баку, на днях состоялся телефонный разговор двух президентов, а некоторое время назад общение состоялось в трехстороннем формате – при участии президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова.

Накануне визита афганской делегации Ильхам Алиев принял вверительную грамоту от нового посла Афганистана Аманнулы Джейхуна. Алиев отметил, что встречи с Ашрафом Гани всегда были продуктивными. «В результате наших совместных усилий в регионе возникла совершенно новая ситуация. Мы обсуждаем многочисленные вопросы, связанные с экономическим сотрудничеством и инвестиционными проектами», – подчеркнул Алиев. Он напомнил, что еще одним важным элементом двустороннего сотрудничества являются вопросы безопасности. Азербайджан уже около 20 лет принимает участие в миротворческих операциях в Афганистане. По словам президента, Афганистан всегда поддерживал Азербайджан. «Мы ощутили эту поддержку и в ходе войны. Афганистан был одной из первых стран, оказавших общественную поддержку Азербайджану. Мы благодарны за это, весь азербайджанский народ знает это и высоко ценит», – заявил Алиев. Он также отметил, что есть продвижение и в региональных транспортных вопросах: «Рады, что через Азербайджан из Афганистана на международные рынки уже транспортируются определенные грузы».

Ильгар Велизаде считает, что по «Лазуритовому коридору» осуществляются довольно серьезные поставки грузов в Афганистан. Это не только военные грузы для дислоцированного в этой стране корпуса НАТО, но и продовольствие, медикаменты, оборудование. Система «Лазуритового коридора» обеспечивает значительную часть поставок в Афганистан, поскольку переброска грузов через Пакистан затруднена обострившимися отношениями между Кабулом и Исламабадом. «Еще одна дополнительная транспортная артерия была запущена на днях из Ирана в Афганистан. Не исключено, что она косвенно свяжет Афганистан с Азербайджаном. Часть поставок может осуществляться через иранскую территорию», – отметил Велизаде. По его словам, транспортные коммуникации активно развиваются в регионе, но из-за затянувшейся пандемии нагрузка на них пока слабая, а сейчас закладываются отношения на постпандемический период. «Обеспечение транзита для Афганистана – центральная тема. Речь о выходе к черноморским портам и далее в Европу. В перспективе именно к этому маршруту можно привязать продукцию афганской горнорудной промышленности. В Афганистане большие залежи полезных ископаемых. Их мало кто разрабатывает, и не случайно афганская сторона не раз обращалась к Азербайджану с предложениями инвестировать. Но в Азербайджане нет мощных горнодобывающих компаний. Однако какие-то другие отрасли афганской экономики могут быть интересны Баку», – сказал Велизаде.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Источник

Хорошо забытые трансафганские проекты – Александр Князев

Лазуритовый коридор что это. Смотреть фото Лазуритовый коридор что это. Смотреть картинку Лазуритовый коридор что это. Картинка про Лазуритовый коридор что это. Фото Лазуритовый коридор что это

Будущее Афганистана: общая картина

У происходящих сейчас в Афганистане событий есть два варианта дальнейшего развития. Оптимистический – это переговорный процесс между кабульским правительством и «Талибаном». Пессимистический вариант – срыв переговоров и безуспешные попытки «Талибана» и его противников военными инструментами установить свое доминирование во власти. Пока именно пессимистический сценарий пытается всеми силами развивать правительство Ашрафа Гани, пытаясь самосохраниться и становясь, таким образом, главным препятствием на пути деэскалации военного конфликта.

Условный оптимистический сценарий не означает мгновенного прекращения всех военных действий и установления абсолютного мира. Однако дает единственный шанс на урегулирование, пусть и не в быстрой перспективе. Реализация этого сценария не может быть ровной и гладкой, переговоры могут останавливаться и вновь возобновляться, как и военные действия. Слишком сложен и многослоен афганский конфликт с его огромной предшествующей историей и пересечением большого количества противоположных интересов как внутриафганских, так и внешних акторов.

А это ставит и страну, и всех внешних интересантов перед очевидным фактом – в сфере безопасности еще много лет будет сохраняться ситуация, при которой реализация трансафганских транспортных и энергетических проектов невозможна. Можно согласиться с утверждениями ряда политиков и экспертов о том, что экономическое развитие само по себе является важным фактором мирного урегулирования. Но это только в том случае, если для реализации проектов экономической направленности параллельно обеспечена безопасность. Этих условий в Афганистане не просматривается на очень продолжительную перспективу даже при оптимистическом сценарии развития событий, а есть ведь еще и пессимистический.

Однако одинаковая ли участь ожидает трансафганские проекты, за многими из которых стоят внешние интересы? Попробуем разобраться на примерах.

Лазуритовый коридор

Внешние проекты в Афганистане тем более выглядят нереальными, поскольку большинство из них являются элементами больших геополитических игр. Например, т.н. «Лазуритовый коридор» по маршруту Афганистан-Туркмения-Азербайджан-Грузия-Турция-Европа. С момента анонсирования этого проекта в 2012 году и подписания базового соглашения между участниками в 2017 году было предпринято несколько попыток организовать караваны автомашин, прошедших из Герата в Турганди, пересекших туркменскую границу и из порта Туркменбаши переправленных в Баку и далее по маршруту. Но придать проекту хотя бы минимальную масштабность не удалось.

Автодорога через «Ваханский коридор»

В строительстве дороги именно по этому маршруту чрезвычайно заинтересовано бизнес-сообщество Мазари-Шарифа – главного экономического центра афганского севера. Прямой путь из Китая в сочетании с уже функционирующими автомобильными и железнодорожными коммуникациями в северном направлении (Хайратон-Термез) стал бы сильным катализатором экономического роста в регионе. Но интересы мазари-шарифской элиты в этом вопросе вступили в противоречие, прежде всего, с американским геополитическим интересом сдерживания Китая, продолжения давления на Иран, контроля над регионом в целом.

В строительстве дороги оказалась не заинтересована значительная часть бизнесменов, политиков и чиновников в Пакистане, контролирующих транзит товаров по пакистанскому участку Каракорумского шоссе, особенно на отрезке Пешавар – Карачи, а также из Пешавара через афганскую территорию в Среднюю Азию и Иран. Эта так называемая «пешаварская транспортная мафия» в свое время участвовала в создании «Талибана» первой половины 1990-х годов, она тесно связана с Межведомственной разведкой Пакистана (ISI). Которая, в свою очередь, работает в контакте с наиболее радикальными религиозными кругами в Пакистане и Афганистане. Это обстоятельство отражает внутриэлитный раскол в Пакистане, понимание которого необходимо, учитывая роль пакистанского фактора для Афганистана. Пакистанская элита расколота по принципу внешней ориентации. Экономическое присутствие КНР в ИРП ангажирует в пользу Пекина значительную часть политической и бизнес-элиты, армейской верхушки. Другая часть пакистанской элиты традиционно обслуживает интересы США и Великобритании, арабских спонсоров.

Разное отношение к китайскому транспортному проекту существует даже между двумя таджикскими группами региональных элит внутри страны. Панджшерская группировка заинтересована в изменении маршрута, который, по их мнению, из Файзабада должен пройти через перевал Ховак в Панджшерскую долину и далее на Кабул-Кандагар-Герат и в Иран. Панджшер в этом случае получает колоссальные возможности давления на ситуацию в столице. Для Ашрафа Гани и пуштунских политиков, на него сориентированных, подобное усиление роли Панджшера абсолютно неприемлемо, как и автономизация Мазари-Шарифа. Впрочем, строительство этой дороги по любому из вариантов пока остается проектом. Да и китайский проект «Один пояс – один путь» – это только одно из узловых противоречий, влияющих на безопасность в Афганистане.

В связи с нынешней военной активность «Талибана» среди части афганских экспертов и, что интересно – на кабульских базарах, являющихся важным индикатором общественных оценок и мнений, обсуждается и выглядящая вполне себе конспирологично версия о связи наступления талибов с политикой КНР. Согласно этой версии, Китай пытается с помощью талибов – через Пакистан, разумеется, создать относительно стабильное пространство для реализации своих проектов. Не рассчитывая на уверенный контроль талибов над всей страной, как и на способность правительства осуществлять такой контроль, эта поддержка талибам оказывается сосредоточена на наиболее интересных для КНР направлениях Чаман-Кандагар-Герат и Вахан – Файзабад – Мазари-Шариф – Меймана – Герат. Как будто по случайному совпадению, это направления наибольшей активности талибов сейчас. Обсуждается и участие в этом сценарии Саудовской Аравии со своими интересами, частично совпадающими с китайскими. Независимо от степени реалистичности подобной версии, можно вспомнить, что абсолютно такой же проект осуществлялся в 1990-х годах альянсом США-Великобритании-Пакистана-Саудовской Аравии, этот проект сейчас и известен под именем «Талибан». Тогда талибов вели к власти для обеспечения безопасности коммуникаций через Афганистан (теперь бы это назвали, как это принято в Ташкенте, «взаимосвязанностью Центральной и Южной Азии») и, в частности, для строительства «Трансафганского газопровода», ныне именуемого проектом ТАПИ.

Что там с ТАПИ?

Проект газопровода Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия, или ТАПИ, древнейший из всех трансафганских проектов, перспективы завершения которого уже около 30 лет выглядят сомнительными даже без учета новых процессов в Афганистане. Оценивая перспективы безопасности на афганской территории, еще в октябре 2019 года Исламабад потребовал от Туркмении предоставить страхование, которое покроет издержки в случае перебоев в поставках газа по ТАПИ из-за военной активности в Афганистане. Ашхабад согласился на эти условия. Пакистан и Индия ранее уже требовали от Туркменистана пересмотреть формулу подсчета цены на газ в сторону снижения его стоимости.

В июне уже 2021 года правительством Пакистана принято решение о расширении СПГ-инфраструктуры и увеличении количества потребителей сжиженного газа, что косвенно говорит о стратегической ставке все-таки на сжиженный газ, доминирующим поставщиком которого на пакистанский рынок, является Катар.

Таким образом, интерес газовой отрасли Катара заключается и в сохранении нестабильности в Афганистане и пакистанском Белуджистане, и в препятствовании строительству газопроводов в направлении Пакистана, Индии и Китая (газопровод «Мир» из Ирана, и ТАПИ из Туркмении). К слову, интересы Катара в этом вопросе совпадают, хотя и с разными мотивациями, и с интересами Турции, стремящейся перетянуть на себя газовые потоки как из Туркмении, так и из Ирана. Обилие конфликтных вопросов, связанных с ТАПИ, только усугубляется новой ситуацией в Афганистане и, таким образом, в обозримой перспективе основным импортером туркменского газа остается все-таки Китай.

Не ТАПИ, а ТАП

А Ташкент, заявляя о возможном присоединении к проекту CASA-1000 по поставкам электроэнергии, также игнорирует TUTAP и «забывает» упомянуть Таджикистан. Конкуренция на энергетических рынках региона и в сфере трансграничных перевозок помимо геополитического давления испытывает на себе и чрезвычайную региональную фрагментированность. Следствием этого становится неспособность к консенсусу интересов как стран – потенциальных партнеров, так и разрозненных внутристрановых элит.

Трансафганские проекты возможны, при условии…

В Афганистане межэтнические противоречия являются важнейшим фактором всех политических кризисов в Афганистане – по крайней мере с момента возникновения собственно государства Афганистан в его нынешних границах. Не менее важным фактором является регионализм: ландшафтно-географические и исторические особенности развития отдельных территорий обуславливают для каждой из них большой набор локальных интересов, не всегда вписывающихся в парадигмы жизни всей страны. Регионализм в высокой степени всегда был характерен не только для таких этнических общин как, скажем, таджики или хазарейцы, но и для государствообразующего этноса, для пуштунов.

Сегодня Афганистан продолжает оставаться страной, устроенной по принципу танзимов – является простой совокупностью военно-политических группировок. Этой особенностью традиционной государственности Среднего Востока, о которой писал еще выдающийся российский востоковед В.В. Бартольд, можно уверенно объяснять и устойчивость современного регионализма, основой которого является приоритет региональной самоидентификации как одного из важнейших компонентов персональной идентичности, которую веками могло изменить лишь что-то подлинно чрезвычайное.

Таким образом, региональные лидеры продолжают определять и характер морально-этической и социально-политической оценки населением той или иной местности любых решений или действий властей, или иных сил общенационального масштаба. Экономические и иные социальные отношения на местах продолжают регулироваться не столько государственными законодательными актами, сколько адатом, местными традициями и обычаями, авторитетом основных собственников. Это обстоятельство обуславливает тот факт, что приоритетной для реализации любых инициатив является поддержка со стороны локальных лидеров, нежели одобрение кабульского правительства или его министерств. В любом случае, достичь определенного успеха для граничащих с Афганистаном государств в обозримой перспективе могут лишь проекты, реализуемые при условии, что они будут основаны на взаимопонимании с местными реально действующими авторитетами и региональными властями. При любом из обозначенных выше сценариев дальнейшего развития ситуации: пессимистическом или оптимистическом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *