Лебедь державин о чем
Гаврила Державин Лебедь. Анализ стихотворения
Стихотворение «Лебедь» 1804 года- одно из поздних стихотворений Державина.
Необычайным я пареньем
От тленна мира отделюсь,
С душой бессмертною и пеньем,
Как лебедь в воздух поднимусь.
Внутренне оно перекликается с «Памятником». «Лебедь» создан спустя восемь лет после него и на ту же тему: бессмертия поэзии и ее творца. Если памятник — нечто застывшее, окаменевшее, то здесь продолжением жизни становится ещё более динамичная жизнь.
В двояком образе нетленный,
Не задержусь в вратах мытарств;
Над завистью превознесенный
Оставлю под собой блеск царств.
Да, так! Хоть родом я не славен,
Но, будучи любимец муз,
Другим вельможам я не равен,
И самой смертью предпочтусь
Не заключит меня гробница,
Средь звёзд не превращусь я в прах,
Но, будто некая цевница,
С небес раздамся в голосах.
И сё уж кожа, зрю, перната
Вкруг стан обтягивает мой;
Пух на груди, спина крылата,
Лебяжьей лоснюсь белизной.
За порогом смерти последует новая ступень бытия, восхождение в небеса, откуда жизнь откроется уже в новом масштабе, с высоты птичьего полёта.
Лечу, парю — и под собою
Моря, лес, мир вижу весь;
Как холм, он высится главою,
Чтобы услышать Богу песнь.
С Курильских островов до Буга,
От Белых до Каспийских вод
Народы, света полукруга,
Составившие россов род.
Со временем о мне узнают:
Славяне, гунны, скифы, чудь,
И все, что бранью днесь пылают,
Покажут перстом — и рекут:
«Вот тот летит, что, строя лиру,
ЯзЫком сердца говорил
И, проповедуя мир миру,
Себя всех счастьем веселил».
Прочь с пышным, славным погребеньем,
Друзья мои! Хор муз, не пой!
Супруга! Облекись терпеньем!
Над мнимым мертвецом не вой.
Анализ стихотворения «Лебедь» Гавриила Державина
Произведение, написанное Державиным в 1804 году, завершает второй сборник стихотворений, опубликованный четыре года спустя после его написания. Это время характеризуется тем, что императрица перевела неуступчивого поэта в Сенат, лишив государственной деятельности. Г.Р.Державин вынужден уйти в отставку, занялся литературой.
Тема, идея
Стихотворение, состоящее из десяти строф, относится к гражданской поэзии и поднимает тему поэта. Оно отличается стройностью композиции. В первой строфе, которая начинается державинским «я», создан образ поэта, метафорически воплощенного в лебедя. Употребление в первой — второй строфах эпитетов «тленна», «нетленный» создает контраст между конечностью жизни и вечностью поэзии.
Мысль о независимости поэта раскрывается сознательно «приземленно» — через использование конкретных существительных, указывающих на земной характер жизни человека: «над завистью превознесенный», «оставлю блеск царств». Автобиографичность ярко выражена в третьей строфе: «родом не славен», «любимец муз», «другим вельможам не равен». Сравнение лирического героя со свирелью («цевница») подводит читателя к идее вечности творчества поэта.
Необычность сюжета
Во второй половине стиха показан процесс – превращение лирического героя в лебедя. Г.Р.Державин решил две проблемы: создал сюжетное единство лирического произведения, показал свою аудиторию и географически ее охват: «С Курильских островов до Буга, от Белых до Каспийских вод». Использованные в стихотворении старославянизмы: «днесь», «россы», «брань», «рекут», — создают атмосферу торжественности происходящего.
Высокое и низкое
Если в первой части стиха автор использовал высокий стиль: «врата», «нетленный», «мытарства», то во второй половине — общеупотребительная, разговорная лексика: «супруга», «вой», «мертвец». В последней строфе использованы риторические обращения. Это составляющая высокого стиля, что является признаком подлинной поэзии.
Предпоследняя строфа произведения – это своеобразное обозначение средства языка поэта и его основной задачи: «язык сердца», «проповедуя мир миру». Читатель догадывается, что первое – это разум, правда. Второе – мир, достигающийся за счет миролюбивых правил третейского совестного суда, которые так и не были приняты императором Александром при жизни самого поэта.
Финал произведения – обращение к друзьям, жене, музе. Державин утверждает мысль, что созданное им сохранится на века.
Гавриил Державин — Лебедь: Стих
Необычайным я пареньем
От тленна мира отделюсь,
С душой бессмертною и пеньем,
Как лебедь, в воздух поднимусь.
В двояком образе нетленный,
Не задержусь в вратах мытарств;
Над завистью превознесенный,
Оставлю под собой блеск царств.
Да, так! Хоть родом я не славен,
Но, будучи любимец муз,
Другим вельможам я не равен,
И самой смертью предпочтусь.
Не заключит меня гробница,
Средь звезд не превращусь я в прах,
Но, будто некая цевница,
С небес раздамся в голосах.
И се уж кожа, зрю, перната
Вкруг стан обтягивает мой;
Пух на груди, спина крылата,
Лебяжьей лоснюсь белизной.
Лечу, парю — и под собою
Моря, леса, мир вижу весь;
Как холм, он высится главою,
Чтобы услышать богу песнь.
С Курильских островов до Буга,
От Белых до Каспийских вод
Народы, света с полукруга,
Составившие россов род.
Со временем о мне узнают:
Славяне, гунны, скифы, чудь,
И все, что бранью днесь пылают,
Покажут перстом — и рекут:
«Вот тот летит, что, строя лиру,
Языком сердца говорил
И, проповедуя мир миру,
Себя всех счастьем веселил».
Прочь с пышным, славным погребеньем,
Друзья мои! Хор муз, не пой!
Супруга! облекись терпеньем!
Над мнимым мертвецом не вой.
Анализ стихотворения «Лебедь» Державина
Произведение, написанное Державиным в 1804 году, завершает второй сборник стихотворений, опубликованный четыре года спустя после его написания. Это время характеризуется тем, что императрица перевела неуступчивого поэта в Сенат, лишив государственной деятельности. Г.Р.Державин вынужден уйти в отставку, занялся литературой.
Тема, идея
Стихотворение, состоящее из десяти строф, относится к гражданской поэзии и поднимает тему поэта. Оно отличается стройностью композиции. В первой строфе, которая начинается державинским «я», создан образ поэта, метафорически воплощенного в лебедя. Употребление в первой — второй строфах эпитетов «тленна», «нетленный» создает контраст между конечностью жизни и вечностью поэзии.
Мысль о независимости поэта раскрывается сознательно «приземленно» — через использование конкретных существительных, указывающих на земной характер жизни человека: «над завистью превознесенный», «оставлю блеск царств». Автобиографичность ярко выражена в третьей строфе: «родом не славен», «любимец муз», «другим вельможам не равен». Сравнение лирического героя со свирелью («цевница») подводит читателя к идее вечности творчества поэта.
Необычность сюжета
Во второй половине стиха показан процесс – превращение лирического героя в лебедя. Г.Р.Державин решил две проблемы: создал сюжетное единство лирического произведения, показал свою аудиторию и географически ее охват: «С Курильских островов до Буга, от Белых до Каспийских вод». Использованные в стихотворении старославянизмы: «днесь», «россы», «брань», «рекут», — создают атмосферу торжественности происходящего.
Высокое и низкое
Если в первой части стиха автор использовал высокий стиль: «врата», «нетленный», «мытарства», то во второй половине — общеупотребительная, разговорная лексика: «супруга», «вой», «мертвец». В последней строфе использованы риторические обращения. Это составляющая высокого стиля, что является признаком подлинной поэзии.
Предпоследняя строфа произведения – это своеобразное обозначение средства языка поэта и его основной задачи: «язык сердца», «проповедуя мир миру». Читатель догадывается, что первое – это разум, правда. Второе – мир, достигающийся за счет миролюбивых правил третейского совестного суда, которые так и не были приняты императором Александром при жизни самого поэта.
Финал произведения – обращение к друзьям, жене, музе. Державин утверждает мысль, что созданное им сохранится на века.
Анализ стихотворения Г.Р. Державина «Лебедь»
Стихотворение «Лебедь», как и «Памятник», было особо выделено Белинским. Критик считал, что в них Державин наиболее полно «выразил сознание высокого своего призвания». Он называл «Лебедь» «странной пьесой» и еще «прелюдией к “Памятнику”». Критик, думается, ошибался в этом определении. Прелюдия, как известно, предвосхищает дальнейшее развитие темы в музыкальном или поэтическом произведениях. Однако «Лебедь» не предвосхищал мысль «Памятника», а продолжал и развивал ее. И делал это художественно и в высшей степени оригинально, используя удивительную сюжетную картину – метафору, растянувшуюся на пространстве целого стихотворения. «Лебедь» и создан спустя восемь лет после «Памятника». Создан на ту же тему: бессмертия поэзии и ее творца. Но в совершенно иной и, действительно, необычной тональности и манере.
Поэт уподобляется Лебедю, способному подняться ввысь и воспарить над «тленным миром». Именно это высокое парение делает и его душу, и его пение бессмертными. Однако Державин остается Державиным: он не может только «парить» над землей. Даже в метафорически преображенном образе поэта-лебедя мы узнаем конкретные черты Державина-человека. Даже в этой «странной пьесе», где автор всю композицию стиха подчинил задаче создания символического образа, он не может обойтись без бытовых деталей, без намеков вполне материального и земного характера. Читатель узнает о поэте, что «родом он не славен», зато «любимец Муз». Что он «не равен другим вельможам», зависть которых сумел преодолеть («Над завистью превознесенный») и т.д.
Четвертая строфа стихотворения содержит в себе прямую перекличку со строками «Памятника». В «Памятнике»:
Однако в «Лебеде» Державин пошел дальше: поставил перед собой немыслимую цель показать земные контуры бессмертия, перевести символ в конкретное действо. Потому уже первая строфа заканчивается сюжетной сценкой: «Как лебедь, в воздух подымусь». Начиная с пятой строфы, эта сюжетная линия приобретает материальные очертания. Смелый и непредсказуемый в использовании художественных приемов, Державин решается даже на то, чтобы запечатлеть процесс превращения поэта в крылатую птицу:
Автор втягивает в картину полета поэта-лебедя пространства российских морей, лесов, островов, равнинных земель, над которыми проплывает эта странная могучая птица. И вот уже россияне поднимают головы и «указывают перстом» на нее:
Таким образом Державин попытался одическому строю стиха придать сюжетно-живописный и психологический характер. Соединить то, что раньше представлялось несоединимым: условность символики и наглядность конкретики. Удалось ли ему это? Белинский считал, что не очень. Он писал с некоторым недоумением: «Странная и невыдержанная в целом пьеса “Лебедь” «. Мысль стихотворения критик называет «изысканной и неловко выраженной». Действительно, стихотворение похоже на поэтический эксперимент. Но какой интересный! Согласимся с критиком: эксперимент не вполне выдержан в едином эстетическом ключе. В первой строфе к созданию образа Лебедя, возносящегося от земной юдоли, привлечена высокая и строго упорядоченная лексика. В финальной же строфе, при сохраненной высоте и образа, и тематики, – лексика разговорная и даже сниженная («прочь погребенье!», «воющая супруга», «мнимый мертвец»).
Вероятно, нужно уметь замечать просчеты поэта. Но при этом не упустить главное. Державин в «Лебеде» осуществлял новую и очень сложную поэтическую установку: от персонифицированного образа и красочной метафоры перейти к символическому изображению Поэзии и одновременно сохранить конкретные земные очертания образа. Позже в полной мере это удастся Пушкину в его «Пророке», где на пространстве стиха Поэт органично воплощен в шестикрылого Серафима. Но ведь Пушкин многому учился у Державина и, наверное, и на просчетах учителя.
► Читайте также другие темы главы VI:
► Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XVIII века
Анализ стихотворения «Лебедь» Г. Р. Державина
Пушкинскую эпоху называют золотым веком русской поэзии не только благодаря А. С. Пушкину. В это же время творили прекрасные поэты – Державин, Батюшков, Жуковский, Баратынский, баснописец Крылов, начинали писать Лермонтов и Тютчев.
Г. Р. Державин был непосредственным предшественником Пушкина. Он был славой XVIII в., его боготворили, им восхищались. Можно сказать, что слава Державина перешла к Пушкину.
В своём анализе я проследила, какие изобразительные средства использовал поэт, как он описал состояние лирического героя, определила особенности языка, синтаксиса, ритмического состояния.
С первой строфы видна необычайная сила и красота звучания стихотворения, его ритмичность.
Необычайным я пареньем
От тленна мира отделюсь,
С душой бессмертною и пеньем,
Как лебедь в воздух поднимусь. –
так он начал своего «Лебедя». Эпитеты: «необычайное паренье», «бессмертная душа» внушает мысль о том, что Державин уверен в своём величии и бессмертии.
В третьей строфе Державин объясняет, почему он превращается в лебедя, его не как всех других «заключит гробница», нет, с ним этого не произойдёт. Он не гонится за карьерой ( «Другим вельможам я не равен»), хотя и происходит от бедных помещиков («Хоть родом я не славен»)
Хоть родом я не славен,
Но будучи любимец муз,
Другим вельможам я не равен
И самой смертью предпочтусь.
Да, он не ровня вельможам, его душа намного богаче, его труды не забудут, его будут знать вечно.
В четвёртой строфе Державин продолжает раскрывать тему своей «особенности»: «Не заключит меня гробница, средь звёзд не превращусь я в прах…». Он сравнивает себя с цевницей (свирель), прекрасно осознавая, что его ещё долго не забудут, ведь своими произведениями он продлил себе жизнь на многие века.
В пятой строфе, где Державин описывает своё превращение:
И се уж кожа, зрю, перната
Вкруг стан обтягивает мой;
Пух на груди, спина крылата,
Лебяжьей лоснюсь белизной.
В следующем четверостишье поэт «делится впечатлениями» от принятого образа:
Лечу, парю – и под собою
Моря леса, мир вижу весь;
Как холм, он высится главою,
Чтобы услышать Бога песнь.
Державин сравнивает мир с холмом, который возвышается над всем, чтобы услышать слово Бога.
В восьмой строфе Державин предполагает, как к нему будут относиться потом, когда все его узнают. Его слова можно воспринять и как собственную оценку себя и своих достижений:
Вот тот летит, что, строя лиру,
Языком сердца говорил
И, проповедуя мир миру,
Себя всех счастьем веселил.
В заслугу себе он ставит искр
В заслугу себе он ставит искренность, задачей поэта считает проповедь миру.
В последней строфе Державин говорит друзьям, что не надо пышных похорон, не надо хора, ведь он не мёртв, он всего лишь «мнимый мертвец», его душа будет жить, пока не забудут его стихи, тот, кого помнят, живёт вечно.
В этом стихотворении, которое напоминает греческое предание о том, что души поэтов после смерти превращаются в лебедей, мы видим, что Державин знал себе цену как поэту и понимал, что останется он в памяти людей не как вельможа, а как великий поэт.